Главная » Условно-съедобные грибы » Значение слова дискант в словаре музыкальных терминов.

Значение слова дискант в словаре музыкальных терминов.

Дискантом в вокале называют высокий мальчишеский голос ещё не подвергнувшийся мутации вследствие полового созревания.

Статью об этом виде вокала Я написал исключительно, потому что надо, а не столько, потому что Я восхищаюсь детскими голосами и ниже объясню почему.

Дискант имеет диапазон , приближенный к женскому , но зачастую чуть ниже, потому что детский голос слаб и не способен выдерживать нагрузок.

Тембр детского голоса в 90% случаев очень мало звучный, пусть и звонкий, но совершенно не наполненный объёмом обертонов головных, что там говорить о грудном регистре, который в принципе напрочь отсутствует. Есть исключения, как например Лоретти, у которого был в детстве необычайно звонкий и мощный голос, что выделяло его среди остальных

Корни развития детских голосов лежат у истоков развития церковных хоровых капелл, для увеличения диапазона хора, т.к. все Вы помните, что женщин в храмы если и пускали, то уж точно не петь в хоре. Я не буду углубляться в историю, искать, выписывать даты событий, даты приходов различных Пап в церкви к власти и т.д., хорошо, что мой блог не исторически направлен, а лишь вокально. Приходил один папа и говорил, что нельзя пускать женщин в храм, приходил другой и говорил, что нужно научить маленьких мальчиков петь, ведь Господь очень обижается, когда женщины в храме работают. Потом приходил третий и говорил, что теперь нужно отрезать яйца у мальчиков, для того, что бы их голоса оставались такими же «ангельскими» но теперь были по мужски мощными. Конечно, Я считаю, что Господь лучше этих уродов знал, как делать людей, но люди, как обычно, особенно глубоко верующие, решили привнести свои коррективы Божий промысел, так, как он показался им не таким уж и совершенным. Но это, конечно же, лишь мои мысли, не спешите брызгать слюной, если Вы с этим не согласны, это было и от этого не деться никуда.

Теперь, когда Мы вкратце ознакомились с историей появления дискантов, Я смело могу сказать, что мне не нравятся детские голоса, как вид пения, так же и потому что например, лучших мировых Певцов преподаватели всегда заставляли молчать всё детство и особенно юность, прежде, чем начать заниматься с ними пением.

Ну чем может удивить даже самый лучший дискант всех времён и народов, ну только, что искренностью, чистотой звучания, голосом в котором нет никакой сексуальной ориентированности, голосом детской чистоты. Что касается тембра, плотности звучания и т.д., то извините, никак.

Почему-то людям не нравиться смотреть детский бокс?, потому-что никому не хочется наблюдать, как маленькие дети травмируют себя, в отличие, от того случая, когда два огромных мужика бьют друг друга за миллионы долларов по национальному ТВ. Я понимаю, что бокс – это дело вкуса, но так или иначе, детский или женский бокс – смотрится такое действие просто ужасно. Так почему же все считают, что детское пение имеет место быть, как целый вид искусства??? Возьмем, например Робертино Лоретти, который стал самым знаменитым дискантом всех времён и народов, неужели никому не казалось тогда, когда он был ребёнком, что ему испортят голос, потому что нельзя его напрягать, пока он не крепкий. И что теперь?, послушайте, как он поёт!!! Вы всё поймёте! Слава богу, что хоть яйца ему не отрезали, что б сохранить его «чудо-голос», как это сделали бы в 17 веке.

Ди́скант [средневек. лат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение], муз. термин.

Термин «Д.» пришел на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение связывают с различиями, наметившимися в муз. приемах многоголосного письма. После 1330 г. термин «Д.» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» (contrapunctus est discantus). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII-XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (ок. 1240), Франко Кёльнский (ок. 1260), Ламберт (ок. 1275), автор «Анонима IV Кусмакера» (ок. 1280), Иоанн де Грокейо (ок. 1280), Вальтер Одингтон (ок. 1300) еще описывают Д., то автор «Анонима V Кусмакера» (кон. XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (ок. 1412), Иоанн Тинкторис (1477) уже говорят о контрапункте.

В средневек. теории музыки термин «Д.» имел неск. значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос Д. располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневек. жанров органума, кондукта , мотета . Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» (simpliciter mensurabilis) от частично размеренного (partim mensurabilis) органума, согласно Франко Кёльнскому.

Ранние образцы Д. представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К сер. XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». 1-й из них Петр Быстрая Рука (Palma ociosa) (1336) называет discantus simplex (простой Д.), 2-й - discantus mensurabilis (размеренный Д.). Др. названия для 2-го типа: discantus floridus (цветистый Д.), discantus fractibilis (раздробленный Д.).

Одними из первых учение о Д. изложили Иоанн де Гарландиа и Франко Кёльнский. Авторы приводят классификацию интервалов (консонансов, или конкордансов,- совершенных, несовершенных и средних - и диссонансов, или дискордансов,- совершенных, несовершенных, у Гарландиа еще и средних), правила их использования в форме (в начальных, серединных и заключительных разделах), а также нормы голосоведения (противоположного, косвенного и в исключительных случаях прямого). Франко формулирует закон перехода диссонанса в консонанс: «Всякий несовершенный дискорданс хорошо звучит непосредственно перед конкордансом» (CSM. Vol. 18. P. 68).

На рубеже XIV и XV вв. возникает т. н. англ. Д. Ему предшествовал гимель - специфический вид англ. многоголосия, основанный на пении несовершенными консонансами (терциями и секстами). Англ. Д. имел ряд общих признаков с континентальным Д.: импровизационную основу, многоголосие «нота против ноты», силлабический стиль. Письменные образцы англ. Д. восходят к XIII в. Описание Д. содержат трактаты Леонела Пауэра, Иоанна из Тьюксбери (1351), Псевдо-Хилстона (после 1450), Гилельмо (ок. 1470), анонимные трактаты «Правило дисканта» (Regula discantus), «Что касается способа петь дискант» (Circa modum discantandi). Профессиональная интерпретация англ. Д. характеризуется рядом признаков: положением хорала в среднем голосе; отсутствием ритмического противопоставления хорала и свободных голосов; консонантной вертикалью. На основе англ. Д. возникла континентальная техника фобурдона.

Лит.: Bukofzer M . Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen. Strasbourg, 1936. Baden-Baden, 1973; idem . Discantus // MGG. Bd. 3. S. 559-578; idem . Studies in Medieval and Renaissance Music. N. Y., 1950; Reese G . Music in the Middle Ages. N. Y., 1940; Waite W . Discantus, Copula, Organum // JAMS. 1952. Vol. 5. P. 77-87; Dittmer L . An English Discantuum Volumen // Musica disciplina. 1954. Vol. 8. P. 19-58; Spiess L . Discant, Descant, Diaphony, and Organum: a Problem in Definitions // JAMS. 1955. Vol. 8. P. 144-147; Crocker R . L . Discant, Counterpoint, and Harmony // Ibid. 1962. Vol. 15. P. 1-21; Kenney S . W . The Theory of Discant // Eadem . Walter Frye and the «Contenance Angloise». New Haven, 1964. P. 91-122; Sanders E . H . Cantilena and Discant in 14th-Cent. England // Musica disciplina. 1965. Vol. 19. P. 7-52; Hughes A . Mensural Polyphony for Choir in 15th-Cent. England // JAMS. 1966. Vol. 19. P. 352-369; Besseler H ., G ü lke P . Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. 3-5: Musik des Mittelalters und der Renaissance / Begr. v. H. Besseler, M. Schneider, hrsg. v. W. Bachmann. Lpz., 1973; Flotzinger R . Non-Mensural Sacred Polyphony (Discantus) in Medieval Austria // Le polifonie primitive in Friuli e in Europa. Cividale del Friuli, 1980. P. 43-61; Apfel E . Diskant und Kontrapunkt in der Musiktheorie des 12. bis 15. Jh. Wilhelmshaven, 1982; Сапонов М . А . Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевроп. музыке средних веков и Возрождения. М., 1982; Евдокимова Ю . К . Многоголосие средневековья: X-XIV вв. // История полифонии. М., 1983. Т. 1. С. 43-46, 59-63, 73-106; она же . Музыка эпохи Возрождения. XV в. // Там же. М., 1989. Т. 2а. C. 12-28; Wegman R . C . From Maker to Composer: Improvisation and Musical Authorship in the Low Countries, 1450-1500 // JAMS. 1996. Vol. 49. P. 409-479; Симакова Н . А . Контрапункт строгого стиля и фуга: История, теория, практика. Ч. 1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учеб. дисциплина. М., 2002. С. 51-74; Румянцева М . А . Особенности многоголосия XIII в. М., 2005.

Н. И. Тарасевич

2. Высокий детский певч. голос с диапазоном c1-a2, а также исполняемая им или высоким жен. голосом (сопрано: диапазон c1-c3 (e3)) партия в хоре или вокальном ансамбле. Ранее Д. именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре. Со временем так стали называть любой высокий детский певч. голос (как мальчиков, так и девочек), затем заменили это название сопрано .

3. Верхний голос в 4-голосном изложении(то же, что сопрано). Самая высокая партия многоголосного произведения. В XVI в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию Д. стали поручать певцам-кастратам , т. н. сопранистам, эта партия стала называться также «сопрано».

В рус. церковном пении Д. называется верхняя партия многоголосного произведения. В России термин стал активно употребляться с появлением консонантного многоголосия (XVII в.). Сначала Д. (или дышкантом)назывался верхний голос (или голоса) в рус. и укр. партесном многоголосии - стиле хорового пения XVII - 1-й пол. XVIII в. «протоестественного» или «концертового» вида с количеством партий от 3 до 48. «Дышкант» - также название книги из комплекта хоровых партий партесных сочинений, которые сохранились большей частью именно в виде комплектов голосов (полных или неполных), редко - в виде партитур (см. собрания рукописей: ГИМ. Син. певч., Епарх. певч.).

Дышкантом называли верхние голоса в своих сочинениях авторы партесных концертов и партесных гармонизаций , среди к-рых - Н. П. Дилецкий (1630? - после 1723?), теоретик партесного пения, автор «Мусикийской грамматики»; С. И. Беляев , государев певчий дьяк, с 1699 г. уставщик царского хора; В. П. Титов , государев певчий дьяк в 1678-1698 гг. На основе изучения рукописей, содержащих песнопения Беляева, в т. ч. его автографов, установлена последовательность сочинения партий 4-голосной партитуры: тенор-бас- дышкант-альт (см., напр.: ГИМ. Епарх. певч. № 25. Октоих - автограф).

Термин «Д.» сохраняется в профессиональной композиторской и исполнительской лексике в XVIII-XX вв. С XVIII в. наравне с этим термином стали активно употреблять термин «сопрано». В 1880 г. А. А. Архангельский в сформированном им в С.-Петербурге хоре впервые в рус. церковнопевч. практике заменил голоса мальчиков (Д. и альтов) жен. голосами - сопрано. До этого мужчины и женщины вместе в рус. церковных хорах не пели. Идея Архангельского нашла подражателей, тем более что исполнительский уровень его хора был высоким.

Термин «Д.» активно употреблялся и в практике Синодального хора . Так, напр., Д. называл верхнюю партию А. Д. Кастальский - директор Синодального уч-ща и хора (с 1910), автор ок. 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х гг. Термин встречается также в совр. композиторской и исполнительской практиках.

4. Д. (дишкант),высокийсолирующий голос, исполняющий подголосок в импровизационной манере в виде украшения. Встречается в донских казачьих песнях и песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой.

5. В XVI-XVII вв. наименование самого высокого инструмента в семействе однотипных инструментов (напр., Д.-виола, Д.-тромбон, Д.-альт, Д.-блокфлейта, Д.-бомбарда и т. п.).

6. Органный регистр, охватывающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответствующим басовым регистром, напр. гобой-фагот (см. ст. Орган).

Лит.: Разумовский Д . В . Церковное пение в России. М., 1867-1869. Вып. 1-3; он же . Государевы певчие дьяки XVII в. М., 1881; Багадуров В . А . Очерки по истории вокальной методологии. М., 1929-1937. Ч. 1-3; Tarneaud J ., Seeman М . La voix et la parole. P., 1950; Luchsinger R ., Arnold G . E . Lehrbuch der Stimme- und Sprachheilkunde. W., 19592; Hussen R . La voix chantée. P., 1960; Успенский Н . Д . Древнерус. певч. иcкусство. М., 1965, 19712; Vennard W . Singing: the Mechanism and the Technic. N. Y., 1968; Детский голос: (Экспериментальные исследования) / Ред.: В. Н. Шацкая. М., 1970; Протопопов В . В . Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Музыка на Полтавскую победу. М., 1973. С. 212-215. (ПРМИ; 2); Дилецкий Н . Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1979. (ПРМИ; 7); Герасимова-Персидская Н . А . Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983; Синодальный хор и училище церковного пения. М., 1998. (РДМДМ; 1); Гурьева Н . В . Система осмогласия в рус. Литургии кон. XVII - нач. XVIII в.: Канд. дис. М., 2000.

Н. В. Гурьева

Cantus - по-латыни - пение. Корень этого слова можно узнать во многих музыкальных терминах. В России во времена Петра 1. да и позднее, пели торжественные песни - канты. В нотах, когда этого требует характер музыки, пишут - кантабиле (певуче). Широкую, распевную мелодию называют кантиленой. В слове дискант есть еще одна частица, тоже латинская: dis, что означает расчленение. ом было принято называть партию верхнего голоса в хоровом произведении. Раньше так называли и голос, ее исполняющий. Потом высокий голос в хоре стали называть, как и голос солистки, - сопрано. А название дискант сохранилось за высоким мальчишеским голосом. Еще одно значение этого слова более специфично. Дишкантом или подголоском в донских казачьих, украинских и белорусских песнях до сих пор называют верхний солирующий голос, который исполняется импровизационно и часто украшает, различным образом усложняет основную мелодию.


Смотреть значение Дискант в других словарях

Дискант — или дишкант м. самый высокий из певческих голосов; вообще высокие, тонкие звуки. овый или дискантный, к дисканту относящийся. ист м. человек, поющий высоким голосом, дискантом.
Толковый словарь Даля

Дискант — дисканта, м. (новолат. discantus) (муз.). Высокий детский голос (преимущ. о пении). У мальчика приятный дискант. || Певчий, обладающий этим голосом (разг.). ы побежали на эстраду.
Толковый словарь Ушакова

Дискант — , ДИСКА́НТ, -а; м. [лат. discantus]
1. Высокий детский голос. Петь дискантом. Красивый д. // Разг. О тонком, писклявом голосе. Пищать дискантом. Говорить дискантом.
2. Певец (мальчик)........
Толковый словарь Кузнецова

Дискант — (от средневекового лат. discantus) - в музыке -1) формасредневекового двухголосного пения. 2) Высокий детский (мальчики) голос, атакже исполняемая им партия в хоре или вокальном........
Большой энциклопедический словарь

Дискант — (позднелат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение).
1) Новая форма многоголосия в ср.-век. проф. музыке, возникшая примерно в 12........
Музыкальная энциклопедия

ДИСКАНТ — ДИСКАНТ, -а и ДИСКАНТ, -а, м. 1. Высокий детский голос. 2. Певец с таким голосом. || прил. дискантовый, -ая, -ое (к 1 знач.) и дискантный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь Ожегова

Чтобы конкретнее разобраться в слове дискант, вспомним итальянского мальчика с именем Робертино Лоретти. В 50-е годы прошлого столетия на него обрушилась всемирная слава. Робертино было всего восемь лет. Такого голоса еще никто никогда не слышал. Он пел дискантом.

Что такое дискант?

Если сравнивать певческий диапазон с обычной речью, становится очевидно, что в разговоре мы используем максимум одну октаву, тогда как в пении, особенно профессиональном, диапазон достигает до трех октав.

В пении различают грудной звук, при котором задействован грудной регистр, и фальцет, или дискант, - это головной регистр. При фальцетном пении у голосовых складок колеблются лишь их края. Голосовая щель закрывается не полностью, образуя эллипс. Высота голоса зависит от количества колебаний голосовых складок. У каждого человека складки имеют различную длину, ширину, упругость и натяжение. Сила голоса находится в прямой зависимости от амплитуды колебаний складок и от их натяжения.

Дискант - это высокий детский певческий голос. Зачастую не имеет значения, кто поет дискантом: мальчик или девочка. До XVIII века таким голосом пели юноши или певцы-кастраты. Иногда детские голоса заменяли теноры-фальцетисты. Сегодня вместо слова «дискант» употребляют привычное нам сопрано.

Дискант - это какой голос?

Это дети от шести до девяти лет - первая группа. Их голоса звучат в головном регистре, диапазон небольшой (максимум октава) и от голосов девочек мало чем отличаются.

Вторая группа - это мальчики от девяти до одиннадцати лет. Их голоса отличаются прозрачностью, звонкостью, нежностью и мелодичностью. Ярким примером тому является и мальчик, сыгравший главную роль в кинофильме «Хористы» Жан-Батист Монье.

Диапазон дисканта - это от «до» первой октавы до «соль» второй. Постепенно у детей голосоведение обретает смешанный (микстовый) характер. Мальчишеские голоса начинают звучать с большей силой, богатой обертонами. У многих голос приобретает грудное звучание.

Третья группа - это мальчики в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет. Голоса их звучат в смешанном регистре и отличаются от девичьих. К тому же они начинают отличаться и по силе звучания. Как правило, у них голос сильнее и в этот период достигает своего расцвета. Через некоторое время у них начнется мутация, то есть переход из детской стадии во взрослую.

Популярность дискантного звучания

Известно, что хор мальчиков пользуется особой популярностью в духовной среде. Чистые, серебристые голоса детей идеально вписываются в пение тропарей, кондаков, антифонов. Еще это связано с тем, что во времена инквизиции женщин не пускали в церковный хор. Традиция осталась, особенно в католицизме. Интересно наблюдать за сольными выступлениями одаренных детей. Печально, что этот период длится недолго.

Специалисты по музыке считают, что дискант очень нежный голос и его необходимо беречь от всех нагрузок. Однако педагогическая практика показывает, что мальчикам в этот период петь можно и даже нужно, так как в период мутации у них развивается не только голосовой аппарат, но и формируется взрослый голос.

Петь можно, но соблюдая определенный режим. Им необходимо ограничивать себя по времени и больше отдыхать. Строго запрещается петь лишь в острый период мутации, доходящий до сильного хрипа, боли в горле, воспалении. В этот период важно поставить голос в такие условия, чтобы он естественно развивался, без спешки. Обычно мальчики при появлении грудных ноток начинают искусственно сгущать к низу голос и петь в той тональности. Это серьезная ошибка, которая может дорого обойтись владельцу голоса.

Ударение в слове «дискант»

Русский язык интересен тем, что многие слова могут произноситься с разным ударение. Например, в слове «творог» разрешается ставить ударение и на первый слог, и на последний. Та же история со словом «дискант». Ударение можно ставить на букву «и» либо же на букву «а». От этого значение слова не изменится.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта