Главная » Несъедобные грибы » Экологический практикум учебное пособие. Практикум по общей экологии

Экологический практикум учебное пособие. Практикум по общей экологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Биологический факультет

Кафедра экологии растений и животных

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ

Барнаул 2005

Составители:

Рецензент:

Практикум по экологии / Составители …– Барна5. - … с.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. БИОИНДИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……...

Работа № … Уменьшение содержания хлорофилла в листьях растений – биоиндикационный признак неблагоприятных условий среды. Определение хлорофилла фотометрически ………………………………….

Работа № … Накопление фенольных соединений в органах цветковых

растений, как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды

Работа № … Определение площади листьев у древесных растений

в загрязненной и чистой зонах

Работа № … Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных

Работа № … Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация)

Работа № … Биоиндикация качества воды по животному населению

Работа № … Фаунистическая биоиндикация антропогнного воздействия на почвы

Работа №… Определение признаков избытка микро - и макроэлементов в почве методом биодиагностики

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

2.1. Отбор проб атмосферного воздуха

2.2 Физико-химические методы оценки экологического состояния воздушной среды

Работа № … Определение запыленности воздуха

Работа №… Оценка содержания в воздухе углекислого газа

Работа № … Определение окиси углерода в атмосферном воздухе

Работа № … Определение сернистого ангидрида

Работа № … Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта (по концентрации СО)

ГЛАВА 3. МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.2. Физико-химические методы анализа качества вод

Работа № … Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды (температура, прозрачность, цвет, осадок, пленка, запах, вкус и привкусы)

Работа № … Определение активной реакции (рН)

Работа № …. Определение сухого остатка

Работа № … Определение общей жесткости

Работа № … Определение щелочности воды

Работа №… Определение хлоридов

Работа № … Определение железа (общего) фотометрическим способом

Работа № … Определение ионов аммония

Работа № … Определение нитритного азота

Работа № … Определение нитратного азота

Работа № … Определение растворенного кислорода по Винклеру

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ПОЧВ

4.1. Пробоотбор и подготовка образцов к исследованию

4.2. Физико-химические методы исследования почв

Работа №… Определение физических свойств почв

Работа № … Качественное определение химических элементов в почве

Работа № … Определение азота нитратов

ГЛАВА 5. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОЧИХ МЕСТ И ПОМЕЩЕНИЙ.

Работа № … Определение микроклимата помещений

P. S. В случае отсутствия колбы Бунзена, стеклянных фильтров и насоса, их можно заменить центрифугированием вытяжки хлорофилла.

Материал: листья растений-индикаторов, собранные в "загрязненной" и "чистой" зонах.

Ход работы

При работе с сухим материалом берут навеску 0,5-1 г, со свежим - 1-2 г. Предварительно определяют влажность листьев. Навеску растительного материала (исключая жилки) тщательно измельчают в фарфоровой ступке с битым стеклом, добавляя мел или углекислый магний. Извлечение хлорофилла из сухого материала можно производить 90%-ным спиртом или 80-85%-ным ацетоном , а из свежего - 96-98%-ным спиртом или абсолютным ацетоном.

К растертому растительному материалу прибавляют немного растворителя и материал продолжают растирать вместе с растворителем.

В колбе Бунзена в отверстие пробки укрепляют стеклянный фильтр № 2 или № 3 (диаметр фильтра должен соответствовать количеству исследуемого материала). Колбу соединяют с насосом и производят отсасывание жидкости. Жидкость из ступки сливают по стеклянной палочке в воронку-фильтр, предварительно смазав вазелином снаружи носик ступки. В ступку приливают 4-5 мл растворителя и вновь растирают в течение минуты, затем опять сливают в воронку. Эту манипуляцию повторяют 2-3 раза, затем переносят на фильтр всю растертую массу, уплотняют ее палочкой и отсасывают. Ступку ополаскивают несколько раз растворителем, выливая его на уплотненный материал в воронку, где ему дают постоять 2-3 минуты, после чего отсасывают. Промывание ведут до тех пор, пока стекающий раствор не станет бесцветным. Затем экстракт переносят в мерную колбу на 50 мл, ополаскивая несколько раз Бунзеновскую колбу и выливая в мерную. Вытяжку доводят до черты растворителем.

Колориметрирование раствора производят на фотоэлектроколориметре с красным светофильтром. Если жидкость окрашена в интенсивно зеленый цвет, ее необходимо разбавить, так как при больших концентрациях величины на ФЭКе могут выходить за пределы разрешающей способности прибора.

Для пересчета хлорофилла на стандартные величины используют раствор Гетри, который готовится следующим образом: 1) 1%- ный раствор CuSO4 5Н2О (берут только синие кристаллы), 2) 2%-ный раствор К2Сr2О7, 3) 7%-ный раствор аммиака (на 7 мл 18%-ного аммиака надо взять 11 мл воды). Для изготовления стандарта в мерную колбу емкостью 100 мл точно отмеривают растворы (СuSО4 5Н2О - 28,5 мл, К2Сr2Омл, NH4OH - 10 мл), доводят дистиллированной водой до метки и перемешивают.

Раствор Гетри по окраске колориметрически эквивалентен раствору кристаллического хлорофилла по содержанию последнего 85г в литре.

Методом разбавления стандартного раствора строят калибровочную кривую, где по оси абсцисс откладывают содержание хлорофилла (мг/л), а по оси ординат - оптическую плотность. Калибровочную кривую строят от концентрации 0,085 мг/л (1 мл исходного раствора и 99 мл воды) до 7,65 мг/л (90 мл исходного раствора и 10 мл воды).

Измерения на ФЭКе производят несколько раз, затем вычисляют среднее. По полученным данным определяют концентрацию хлорофилла в опытных образцах по калибровочной кривой. Затем вычисляют количество хлорофилла в мг/г листа (по сырой или сухой массе).

Схема записи результатов анализов

Навеска, мг

Объем вытяжки, мл

Показания ФЭКа

Количество хлорофилла по калибровочной кривой, мг/50 мл

Работа № … Накопление фенольных соединений в органах цветковых

растений, как проявление защитной реакции на неблагоприятные

условия среды

Фенольные вещества представляют собой большую и разнообразную группу ароматических соединений, очень распространенную в растительном мире (катехины, антоцианы, флавоны и т. д.). На их долю приходится до 2-3% массы органического вещества, а в некоторых случаях - до 10% и более.

Одним из возможных путей образования фенольных веществ является их биосинтез из углеводов, образующихся в процессе фотосинтеза. Кроме того, фенольные вещества могут появляться в ответ на неблагоприятные условия среды из своих предшественников – лейкоантоцианов (бесцветных пигментов), которые постоянно содержаться в листьях и коре растений.

Накопление фенолов при неблагоприятных условиях среды (накопление фенольных соединений у древесных растений осенью и зимой) обеспечивает устойчивость вида. Фенольные соединения играют большую роль в иммунитете растений к различным заболеваниям и повреждению насекомыми. Нередко защитные фенолы у здоровых растений отсутствуют и образуются только как ответная реакция на поражение возбудителем (фитоалексины). Фенольные соединения играют важную роль при заживлении механических повреждений, в защите клеток от проникающей радиации, при появлении свободных радикалов, мутагенов, окислителей и т. д.

Оборудование, реактивы, материалы: ступки с пестиками; весы торзионные; стаканчики на 100 мл; водяная баня; чашки испарительные на мл или стаканы такого же объема; бюретки; колбы на 50 мл; раствор индигокармина (1 г индигокармина растворяют в 50 мл концентрированной серной кислоты и доводят водой до 1 л). Можно приготовить и в меньших объемах; 0,1 н раствор КМnО4; дистиллированная вода;

Материал: перемолотый растительный материал (листья дуба, клена), собранный в разных экологических условиях.

Ход работы

Навеску в 1-3 г сухого перемолотого или 4-10 г свежего растертого в ступке с битым стеклом растительного материала нагреть в стаканчике на 100 мл с 40 мл дистиллированной воды в течение 15 мин на кипящей водяной бане при интенсивном перемешивании. Экстракт охладить, профильтровать и довести до метки в колбе на 50 мл.

Часть полученного экстракта (10 мл) перенести в фарфоровую чашку или стакан объемом мл, добавить 750 мл дистиллированной воды и 25 мл раствора индигокармина. Смесь титровать 0,1 н раствором КМnО4 (3,16 г КМnО4 в I л воды) при энергичном перемешивании. Окончание титрования установить по появлению в растворе золотисто-желтого оттенка. Результат титрования умножить на пересчетный коэффициент для перевода миллилитров 0,1 н КМnО4 в миллиграммы фенольных соединений, содержащихся в 10 мл взятого на титрование экстракта.

Для большей точности параллельно провести контрольное титрование, в котором 10 мл экстракта заменить 10 мл дистиллированной воды и полученное значение вычесть из основного определения. В обычной лабораторной практике чаще всего используют пересчетный коэффициент - 4,16 (определен для китайского таннина).

Работа № … Определение площади листьев у древесных растений

в загрязненной и чистой зонах

Все метамерные органы растений реагируют на загрязнение среды или абиотические факторы. Так, размеры листьев могут сильно увеличиваться после обрезки деревьев, т. к. приток пластических веществ и фитогормонов из корневых систем распределяется на оставшиеся после обрезки листья, а также стимулирует пробуждение спящих почек. В то же время размер листьев может сильно уменьшаться в результате длительной весенней засухи. В связи с этим при биоиндикации загрязнения наземных экосистем требуется исключение указанных вариантов и при взятии листьев необходимо анализировать большую выборку (50-60 образцов).

Существует несколько способов измерения площади листьев. По методикам (Летние практическиеэто весовой, при помощи светочувствительной бумаги, подсчета квадратиков на миллиметровой бумаге, планиметрический. Модификацией весового метода является разработка (1994), где предварительно для древесной породы определяют переводной коэффициент, а затем путем измерения длины и ширины листа производят массовые вычисления площади листьев.

Оборудование, материалы: писчая бумага; ножницы; линейка; весы торзионные или аптекарские с разновесами;

Материал: листья древесных растений с простой и небольшой листовой пластинкой: липы, клена полевого или американского, березы, тополя.

Ход работы

Для работы необходимо срезать по 20-25 листьев каждой древесной породы с деревьев, растущих в разных экологических условиях.

Установление переводного коэффициента основано на сравнении массы квадрата бумаги с массой листа, имеющего такую же длину и ширину. Для этого берут бумагу (лучше в клеточку) и очерчивают квадрат, равный длине и ширине листа, а затем аккуратно обрисовывают его контур. Вычисляют площадь квадрата бумаги, вырезают и взвешивают его, затем вырезают контур листа и также взвешивают.

Из полученных данных вычисляют переводной коэффициент по формулам 1 и 2:

(1) (2), где

K - переводной коэффициент,

S - площадь листа (л) или квадрата бумаги (к),

P - масса квадрата бумаги или листа.

Вычисление коэффициента производится на основании измерения 7-8 листьев. Таким же расчетом он устанавливается отдельно для каждого вида растений. Примерно он равен для березы - 0,64; для яблони - 0,71-0,72; для тополей - 0,60-0,66.

Затем измеряют длину (А) и ширину (В) каждого листа и умножают на переводной коэффициент (К):

Получаем ряд значений изменчивости площади листьев для каждой древесной породы в разных экологических условиях.

Для каждого ряда вычисляют среднеарифметические величины, сравнивают между собой.

В случае большой выборки строят вариационные кривые встречаемости листьев определенной площади в разных условиях среды (рис. …).

Рис. … Изменчивость площади листьев у древесных пород в разных

экологических условиях

А - «чистая» зона пригородной территории или окраины города;

Б-загрязненная зона центральных улиц.

При этом все ряды по площади листьев разбивают на классы от самого маленького листа до самого большого с одинаковым шагом между классами. На рис. … кривые построены для 8 классов . В учебной работе при наличии 25 листьев достаточно 5 классов . Соответственно по каждому классу производят определение встречаемости. Кривые сравнивают, делают выводы относительно различий в изменчивости площади листьев в зависимости от экологических условий. Устанавливают разницу в диапазоне изменчивости для маленьких и больших листьев. В примере, приведенном на рис. …, влияние изменения экологических условий сказывается сильнее на листьях большего размера.

Работа №… Определение состояния окружающей среды

по комплексу признаков у хвойных

На загрязнение среды очень сильно реагируют хвойные древесные растения. Характерными признаками неблагополучия окружающей среды и особенно газового состава атмосферы являются разного рода хлорозы и некрозы, уменьшение размеров ряда органов (длины хвои, побегов текущего года и прошлых лет, их толщины, размера шишек, сокращение величины и числа заложенных почек), что является предпосылкой уменьшения ветвления. Ввиду меньшего роста побегов и хвои в длину в загрязненной зоне наблюдается уменьшение расстояния между хвоинками (их больше на 10 см побега, чем в чистой зоне). Наблюдается утолщение самой хвои, уменьшается продолжительность ее жизни (1-3 года в загрязненной зоне и 6-7 лет - в чистой). Влияние загрязнений вызывает также стерильность семян (уменьшение их всхожести). Все эти признаки не специфичны, однако в совокупности дают довольно объективную картину.

Оборудование и материал: весы технохимические; разновесы; линейки; измерительные и простые лупы с увеличением в 4-10 раз; миллиметровка; термостат; ветви одного вида хвойных, произрастающего в городских посадках или в зоне влияния предприятий и др.; ветви, взятые в относительно чистой зоне загородных территорий.

Ход работы

За неделю до занятий необходимо срезать ветви условно одновозрастных хвойных деревьев, наиболее распространенных в данной местности. Ветви срезают на высоте 2 м с определенной части кроны, обращенной к зонам с загрязненным воздухом (вблизи автодорог, предприятий, особенно с выбросами в воздух сернистого газа, на который хвойные сильно реагируют). Контролем служат ветви с условно одновозрастных деревьев, собранных в чистой зоне (зеленой зоне города или в посадках лесных культур).

а) Изучение хвои

1. Хвою осматривают при помощи лупы, выявляют и зарисовывают хлорозы, некрозы кончиков хвоинок и всей поверхности, их процент и характер (точки, крапчатость, пятнистость, мозаичность). Чаще всего повреждаются самые чувствительные молодые иглы. Цвет повреждений может быть самым разным: красновато-бурым, желто-коричневым, буровато-сизым и эти оттенки являются информативными качественными признаками.

2. Измеряют длину хвои на побеге прошлого года, а также ее ширину (в середине хвоинки) при помощи измерительной лупы. Предварительно используя миллиметровку, устанавливают цену деления лупы. Повторность 10-20-кратная, так как биометрические признаки довольно изменчивы.

3. Устанавливают продолжительность жизни хвои путем просмотра побегов с хвоей по мутовкам (рис. …).

4. Вычисляют массу 1000 штук абсолютно сухих хвоинок. Для этого отсчитывают 2 раза по 500 штук хвоинок, их высушивают в термостате до абсолютно-сухого состояния и взвешивают.

Рис. … Части ветви хвойного дерева, служащие биоиндикаторами:

А1, А2, А3 - осевые побеги первого, второго и третьего года; Б1, Б2, Б3 - хвоя первого, второго и третьего года; В - мутовка; Г - боковые побеги; Д - почки.

5. Сближенность хвоинок. В результате ухудшения роста побега в загрязненной зоне пучки хвоинок более сближены и на 10 см побега их больше, чем в чистой зоне. Отмеряют 10 см побега прошлого года и подсчитывают число хвоинок. Если побег меньше 10 см, подсчет ведется по существующей длине и переводится на 10 см.

Во всех случаях измерений выводится среднее.

Схема записи результатов

Место взятия образца

Длина, мм

Ширина, мм

Продолжительность жизни, лет

Число хвоинок на 10 см побега, шт

Вес 1000 шт., г

характер

б) Изучение побегов

1. Измеряют длину прироста каждого года, начиная от последнего, двигаясь последовательно по междоузлиям от года к году.

2. Устанавливают толщину осевого побега (на примере двухлетнего).

3. В местах мутовок подсчитывают ветвление, выводится среднее.

4. На побегах устанавливают наличие некрозов (точечное или другой формы отмирание коры).

в) Изучение почек

1. Подсчитывают число сформировавшихся почек, вычисляют среднее.

2. Измеряют длину и толщину почек измерительной лупой.

Схема записи результатов измерений побегов и почек

длина осевых побегов

толщина осевых побегов

ветвление, шт

число, шт

длина, мм

толщина, мм

Примечание. Для построения карты состояния среды на определенной территории по реакциям хвойных все биометрические показатели выражаются в баллах (самый высокий балл - 5 - в чистой зоне) и наносятся на карту, а затем контурными линиями выделяются зоны разной степени загрязнения.

Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, выполнению старшеклассниками социально значимых проектов, которые служат посильному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции молодежи.

"Экологический практикум школьника" содержит 15 практических работ по основным направлениям поисковой и исследовательской деятельности экологической направленности; работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.

Модульный характер экологических курсов в системе предпрофильной подготовке и профильного обучения старшеклассников позволяет обучающимся самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом необходимости достижения требований государственного образовательного стандарта и потребностей, интересов, индивидуальных особенностей учащихся.

Экологический практикум школьника

Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
"Экологический практикум школьника" (36 часов)

  • раздел "Классическая экология" - работы № 1 - 4;
  • раздел "Социальная экология" - работа № 5 - 8, 13:
  • Раздел "Экология человека" - работы № 9 - 11;
  • Раздел "Экология города (Урбоэкология)" - работа № 12;
  • Раздел " Геоэкология" - работа № 14;
  • Работа "Социальная практика" интегрирует в себе содержание многих разделов, в основном - социальной экологии.

Классическая экология

  • Практическая работа № 1.
    Специфика влияния факторов городской среды на растения

Согласно последней переписи населения, 73 % населения России живет в городах. В учебниках приведены примеры влияния абиотических факторов на живые организмы, которые находятся в естественных условиях обитания. Существует ли специфика влияния факторов неживой природы на организмы, чьим местом обитания стал город? Возможно ли своими силами выявить это влияние?

  • Практическая работа № 2
    Возможно ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ?

На примере экологических систем можно увидеть изменения как универсальное свойство природы на протяжении жизни человека. Эти изменения (в науке их называют сукцессии) можно наблюдать лично непосредственно в течение ряда лет (например, на дачном участке, где вы ежегодно отдыхаете), а можно провести опрос людей, которые помнят, какой была исследуемая местность несколько десятков лет назад). Подчас сукцессии своими экологически неграмотными действиями вызывают сами люди. Изучение сукцессий позволит вам спрогнозировать состояние окружающей среды в будущем.

  • Практическая работа № 3
    Каково состояние экосистем и как влияют на них рекреационные нагрузки?

Наверное, почти все любят гулять в лесу, купаться и загорать на берегу реки или озера, собирать грибы и ягоды. А какова реакция природного комплекса на наш приход в гости? Можно ли уменьшить отрицательные последствия влияния нашего отдыха на природе?

  • Практическая работа № 4
    Участие живых организмов в круговороте веществ

Почему на Земле в течение нескольких миллиардов лет существует жизнь? Почему при относительном постоянстве жизненных ресурсов возможна эволюция? Как появление человека сказалось на круговороте химических элементов в природных циклах? Согласны ли Вы с высказыванием В.И. Вернадского: " На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом"?

Социальная экология

  • Практическая работа № 5
    Каким воздухом мы дышим?

Что нужнее человеку - живой мир нашей планеты, земля, недра, вода или воздух? Наверное, все! Без них невозможно не только наше развитие, но и сама жизнь. Однако атмосфера имеет особое значение. Она является резервуаром кислорода - необходимого компонента протекающих в живом организме окислительно-восстановительных реакций, и, кроме того, выполняет защитные функции. Несомненно, что экологическое состояние, "чистота" воздуха имеет чрезвычайно важное значение. Это подтверждают и уважаемые медики, говоря, что именно от состояния воздушной среды зависят практически все заболевания органов дыхания.

  • Практическая работа № 6
    Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем?

Аристотель считал воду одним из основных элементов мироздания. Трудно с ним не согласиться. Земля почти на три четверти покрыта водой. Она входит в состав всех живых организмов. Человек примерно на 65% состоит из воды. Эмбрион состоит из воды на 97%. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% приводит к смерти. Чрезвычайно важным вопросом для любого человека является качество потребляемой воды.

  • Практическая работа № 7
    Говорят почва - "кожа Земли". Хороша ли эта кожа?

Как говорил в свое время В.В. Докучаев, почва - есть продукт совокупной деятельности грунта, климата, растительности и животных организмов… Процесс почвообразования достаточно долговременный. Природе необходимо примерно 100-200 лет (в зависимости от условий природной зоны) для создания слоя почвы толщиной всего в 1 см. В связи с этим становится понятно, почему мы должны быть особо внимательны к экологическому состоянию почвы.

  • Практическая работа № 8
    Как измерить радиацию?

Слово радиация у большинства людей вызывает страх. Человечество помнит ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, возникшие после них мутации и рождение детей с опаснейшими дефектами после этих взрывов, угрозу атомной войны в середине ХХ века, аварию на Чернобыльской АЭС; террористы и сейчас грозят ядерными взрывами. Даже в обычной жизни при медицинских обследованиях, при просмотре телевизоров и у экранов компьютера и многих других приборов мы получаем определенную дозу облучения

  • Практическая работа № 13
    Определение антропогенного загрязнения окружающей среды

Человек в процессе трудовой деятельности всегда изменял окружающую среду. Однако сейчас размеры антропогенного воздействия достигли такого размаха, что человечество стало ведущей геологической силой на планете. Но научно-технический прогресс и комфорт жизни человека имеет и оборотную, негативную, сторону.
Человечество выбрасывает в окружающую среду множество веществ, многие из которых чужды природе и не разлагаются естественным путем. Человечество, по сути, живет в своих отбросах, но это противоестественно.
Среди этих миллиардов тонн есть и вклад каждого из нас. Так, в конце ХХ века на каждого горожанина в Петербурге приходилась 1 тонна бытового мусора. Как можно выявить основных загрязнителей в нашем окружении? Как сократить загрязнение окружающей среды? Ответы на эти вопросы даст выполнение этой лабораторной работы.

Экология человека

  • Практическая работа № 9
    Что можно узнать о своем здоровье?

Каждый человек знает, что здоровье - это ценность. Но сохранить его не так уж и просто, поэтому у многих людей возникают болезни. Лечением больных занимается медицина. Однако каждый человек в силах позаботиться о себе сам и не допустить заболевания. Для этого надо как можно больше знать о своем здоровье и использовать доступные методы его сохранения и улучшения.

  • Практическая работа № 10
    Как можно оценить свое рабочее место в классе?

Основное рабочее место ученика в школе и дома - его рабочий стол. За работой учащиеся проводят подчас несколько часов подряд. Плохая организация труда на рабочем месте может привести к физической и умственной усталости и даже к ухудшению здоровья. Важно знать, как грамотно оценить рабочее место.

  • Практическая работа № 11
    Экологическая оценка классной комнаты

Самочувствие, работоспособность и состояние здоровья зависят от качества среды в классе, где находится рабочее место. Характеристик среды в классе не так уж и мало. Это объем помещения, отделка, микроклимат, освещенность, качество воздуха. Самим учащимся по силам выяснить качество окружающей среды в классе.


Экология города (урбоэкология)

  • Практическая работа № 12
    Экологическое состояние пришкольной территории

Исключительно редко, особенно в больших городах, школа расположена вдали от жилых домов, автодорог, магазинов и даже промышленных предприятий.
Узнать о качестве окружающей среды можно по изменениям, которые происходят с растениями при ее ухудшении. Для лишайников большое значение имеет состав окружающего их воздуха. Нам следует задуматься: сегодня стало хуже растениям и лишайникам, а завтра…?
Изучив экологическое состояние пришкольной территории, старшеклассники смогут многое сделать для его улучшения.

Геоэ кология

Социальная практика

  • Практическая работа № 15
    Как можно использовать экологические знания и умения в быту?

Дом, квартира - это то место, где мы обычно чувствуем себя наиболее защищенными. Но всегда ли наш дом, наша квартира экологически безопасны? Иногда мы сами своими действиями, следуя устоявшимся традициям, вызываем появление экологически опасных факторов.
В свое время ЮНЕСКО приняла в качестве своего девиза слова "Мысли глобально, действуй локально". Каковы же правила экологически грамотного поведения в быту, на улице, на садовом участке?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Л.М. Смоленская, С.Ю. Рыбина

Экология

Лабораторный практикум

Белгород

УДК 628.3 ББК 38.761.2 С 51

Р е ц е н з е н т ы:

Кандидат технических наук, старший преподаватель ФГА ОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ») С.Н. Дудина

Кандидат химических наук, профессор Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова И. В. Тикунова

Смоленская, Л.М. Экология: лабораторный практикум /

С 51 Л. М. Смоленская, С. Ю. Рыбина.– Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. – 91 с.

В лабораторном практикуме представлены лабораторные работы, позволяющие оценить качество окружающей среды и выявить влияние антропогенного фактора на состояние экологических систем.

Лабораторных практикум предназначен для всех специальностей и направлений подготовки, изучающих дисциплину «Экология».

УДК 628.3 ББК 38.761.2

© Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2013

Введение

Экология как интегрированная наука изучает всесторонние взаимодействия организмов с окружающей средой и вызывает все возрастающий интерес по причине ее тесной связи с важнейшими проблемами современного мира: угрозой истощения природных ресурсов, загрязнения и отравления среды промышленными отходами, разрушением естественных сообществ.

Рационально расходовать минеральные ресурсы, сберечь и защитить растительный и животный мир, сохранить и улучшить среду обитания – важнейшие задачи, стоящие перед человечеством.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации, экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже – как само это состояние (отсюда такие выражения как «плохая экология» того или иного района, «экологически чистые» продукты или товары). Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Экология как наука основана на разных разделах биологии и связана с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.

Данный лабораторный практикум охватывает основные разделы экологии, позволяет студентам ориентироваться в вопросах живого облика биосферы, который тесно связан с неживым.

В лабораторном практикуме дисциплины «Экология» к каждой лабораторной работе приводится теоретическое обоснование, а также даны контрольные вопросы для самостоятельной проверки усвоения теоретического материала.

Лабораторная работа № 1

Определение содержания нитратов в растительных объектах

Цель работы: углубить представления о миграции азота в биосфере, определить содержание нитратного азота в растениях.

Теоретическое обоснование

Движение азота представляет собой достаточно сложный процесс, так как включает в себя газообразную и минеральную фазу. В газообразной форме молекулярный азот (N2 ) довольно инертен, его содержание в атмосфере составляет 78%. При всей огромной значимости азота для жизнедеятельности живых организмов они не могут непосредственно потреблять этот газ из атмосферы, растения усваивают ионы аммония (NH4 + ) или нитрата (NO3 - ). Для того чтобы азот преобразовался в эти формы, необходимо участие некоторых бактерий или синезеленых водорослей (цианобактерий). Процесс превращения газообразного азота (N2 ) в аммонийную форму носит название азотфиксации. Важнейшую роль среди азотфиксирующих микроорганизмов играют бактерии из родаRhizobium, которые образуют симбиотические связи с бобовыми растениями. Азотфиксирующие бактерии, создавая форму азота, которая усваивается растениями, за счет симбиотического взаимодействия позволяют накапливаться азоту в наземных и подземных частях растений. Сами азотфиксирующие микроорганизмы, среди которых есть виды, синтезирующие сложные протеины, отмирая, обогащают почву органическим азотом (рис. 1).

Рис. 1. Круговорот азота в биосфере

В природе есть также микроорганизмы, которые обладают симбиотическими связями не только с бобовыми, но и с другими растениями. В водной среде и на переувлажненных почвах азотфиксацию осуществляют сине-зеленые водоросли (способные одновременно и к фотосинтезу).

Азот после потребления его растениями участвует в синтезе протеинов, которые, сосредоточиваясь в листьях растений, затем обеспечивают азотное питание фитофагов. Мертвые организмы и отходы жизнедеятельности (экскременты) являются средой обитания и служат пищей для сапрофагов, которые постепенно разлагают органические азотосодержащие соединения до неорганических. Конечным звеном в этой цепи оказываются аммонифицирующие организмы, образующие аммиак (NH 3 ), который, может быть вовлечен в цикл нитрификации.Nitrosomonas окисляют аммиак в нитриты, аNitrobacter окисляют нитриты в нитраты и таким образом круговорот азота может быть продолжен. Параллельно происходит постоянное возвращение азота в атмосферу за счет деятельности бактерий – денитрификатов, способных разлагать нитраты и в азот (N 2 ). Денитрификация происходит только в анаэробных условиях, когда бактерии используют нитрат как окислитель, заменяющий кислород в реакциях окисления органических веществ. Сам нитрат при этом восстанавливается до молекулярного азота. Если израсходованы нитрат-ионы, то для окислительных процессов используется кислород сульфат-ионов:

SO2- , hg

(СH2 O) n (NH2 ) m 4 →CO2 + H2 O+ H2 S+ NH3

HNO3

NH3 →N2

Кроме указанных процессов азотфиксации в природной среде возможно образование оксидов азота при электрических грозовых разрядах. Эти оксиды затем в виде селитры или азотной кислоты при смешивании с атмосферными осадками попадают в почву. Имеет место и фотохимическая фиксация азота.

В последнее время применение удобрений, увеличение объемов производств, сопровождающихся образованием азотсодержащих отходов, и другие причины привели к тому, что в почвах, воде, и как следствие – в живых организмах накапливается избыточное количество нитратов. Легкорастворимые нитраты при выпадении большого количества осадков вымываются в глубокие горизонты и могут проникать в грунтовые воды. Накопленные в почве нитраты интенсивно всасываются растениями, что приводит к избыточному содержанию нитратов и в растительных тканях.

ленного из нитрата, служит причиной образования метгемоглобина, в котором кислород прочно связан с гемоглобином, что снижает способность эритроцитов переносить кислород. Повышенное содержание нитратов в водных объектах вызывает бурный рост фитопланктона, приводящий к эвтрофикации водоемов.

Оборудование и реактивы: иономер И 160 МИ; электроды хлорсеребряный и нитратселективный; гомогенизатор; 0,1 н раствор КNO3 ; 1% раствор алюмокалиевых квасцов.

Порядок выполнения работы

Пробу растительного материала в количестве 0,25-0,5 кг сначала отмыть и просушить фильтровальной бумагой, а затем измельчить. 20 г пробы взвесить с точностью до первого десятичного знака и поместить в стакан гомогенизатора. Прилить в стакан 100 мл 1 % раствора алюмокалиевых квасцов и гомогенизировать смесь в течение 1-2 мин.

Погрузить в гомогенизированную массу электроды и определить содержание нитратов в исследуемых растительных тканях, мг/кг.

Полученные значения сравнить с санитарно-гигиеническими нормами содержания нитратов в растительных продуктах (табл. 1) и сделать вывод о содержании нитратов в растениях и почвах в месте произрастания растений, а также оценить безопасный уровень потребления анализируемого растительного объекта.

Таблица 1

Санитарно-гигиенические нормы и допустимые уровни нитратов в растительных продуктах

Допустимые уров-

Допустимые уров-

Картофель

Редис, редька

Морковь ранняя

Свекла столовая

Баклажаны

Лук репчатый

Перец сладкий

Зеленый горошек

Помидоры

Капуста ранняя

Виноград

Требования к отчету

В отчете представить краткое описание работы; результаты анализа растительных объектов; вывод о соответствии содержания нитратов в растительной ткани допустимым уровням.

Задания для самоподготовки

1. Биогенные элементы, их характеристики.

2. Способы фиксации атмосферного азота.

3. Круговорот азота в природе. Процессы нитрификации и денитрификации в рамках круговорота азота.

4. Аэробные и анаэробные условия функционирования микроорганизмов.

5. В чем опасность увеличения содержания нитратов в растительных пищевых объектах? в поверхностных водоемах?

Лабораторная работа № 2

Изучение процесса фотосинтеза. Продукты фотосинтетических реакций.

Цель работы: ознакомиться с процессом фотосинтетического образования углеводов в растительных тканях.

Теоретическое обоснование

Фотосинтез – это процесс, при котором энергия солнечного света превращается в химическую энергию. Фотосинтез протекает в две фазы: световую, идущую только на свету, и темновую, которая идет как в темноте, так и на свету.

Световая фаза фотосинтеза осуществляется в хлоропластах, где на мембранах расположены молекулы хлорофилла. Хлорофилл поглощает энергию солнечного света. Под влиянием этой энергии молекула хлорофилла возбуждается, и один из ее электронов переходит на более высокий энергетический уровень. Богатый энергией электрон участвует в окислительно-восстановительных реакциях и отдает избыточную энергию, проходя по цепи переносчиков электронов. Эта цепь образована различными белками, встроенными во внутреннюю мембрану хлоропласта. Отдаваемая электроном энергия используется на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Таким образом, энергия солнечного света необходима для перемещения электронов по цепи переносчиков электронов. При этом световая энергия преобразуется в химическую, и запасается в молекулах АТФ.

Молекулы хлорофилла, потерявшие электроны, присоединяют электроны, образующиеся при расщеплении молекулы воды: 2H2 О = 4H+ + O2 + 4ē. Процесс расщепления молекул воды под влиянием солнечной энергии называютфотолизом .

В результате световой фазы фотосинтеза протоны H + соединяются

с никотинамидадениндинуклеотидфосфатом (НАДФ) – переносчиком ионов водорода и электронов, и восстанавливают его, образуя НАДФ·Н, синтезируется АТФ из АДФ и фосфорной кислоты, в окружающую среду выделяется молекулярный кислород.

В темновой стадии с участием АТФ и НАДФ·Н происходит восста-

новление CO2 до глюкозы (C6 H12 O6 ). Хотя свет не требуется для осуществления данного процесса, он участвует в его регуляции.

В целом, химический баланс фотосинтеза может быть представлен в виде простого уравнения:

6CO2 + 6H2 O = C6 H12 O6 + 6O2

Глюкоза под действием ферментов превращается в полисахариды. Основным структурным компонентом растений является целлюлоза , представляющая собой совокупность длинных неразветвленных цепей. Второй важнейший природный полисахарид –крахмал , имеет разветвленную структуру. Биологическая роль крахмала состоит в том, что он является запасным питательным веществом.

Способность использовать свет как источник энергии, необходимой для роста, присуща некоторым группам бактерий. В отличие от высших растений, пурпурные водоросли при фотосинтезе не выделяют кислород, т.к. для фотовосстановления CO2 используют в качестве донора водорода не воду, а сероводород, тиосульфат, молекулярный водород или органические соединения. Некоторые пурпурные бактерии, окисляя сероводород и тиосульфат, накапливают в клетках серу:

СО2 + 2 Н2 S → [СН2 О]n + 2S + Н2 О,

где [СН2 О]n – условное обозначение образующихся органических веществ.

Хемосинтез – тип питания, свойственный некоторым бактериям, способным усваивать CO2 как единственный источник углерода за счёт энергии окисления неорганических соединений. В отличие от фотосинтеза, при хемосинтезе используется не энергия света, а энергия, получаемая при окислительно-восстановительных реакциях, которая должна быть достаточна для синтеза (АТФ) и превышать 10ккал/моль .

Водородные бактерии – наиболее многочисленная и разнообразная группа хемосинтезирующих организмов; осуществляют реакцию 6H2 + 2O2 + CO2 = [СН2 О]n + 5H2 O. По сравнению с другими авто-

трофными микроорганизмами характеризуются высокой скоростью роста и могут давать большую биомассу.

Одним из принципиальных отличий клеток растительного происхождения (КРП) от клеток животного происхождения (КЖП) является то, что протоплазма первых состоит главным образом из хлорофилла, а протоплазма вторых – из гемоглобина. Хлорофилл КРП отличается от гемоглобина КЖП только тем, что в состав хлорофилла входит магний, а в состав гемоглобина – двухвалентное железо. Поэтому хлорофилл зеленый, а гемоглобин красный.

Оборудование и реактивы: стакан (0,25 л); стеклянный колпак; лампа настольная; электроплитка; спирт этиловый; раствор йода в йодиде калия.

Порядок выполнения работы

Комнатное растение поместить на сутки в темноту. За это время в растении почти полностью расходуется крахмал, переходя под действием ферментов в сахар, который окисляется в результате клеточного дыхания до углекислого газа и воды.

Через сутки вынести растение на свет, срезать с него лист. На лист прикрепить полоску темной бумаги, согнутую пополам так, чтобы она закрывала часть листа с двух сторон. Лист поместить в стакан с водой. Накрыть лист стеклянным колпаком и в течение 2-3 ч освещать светом настольной лампы, ориентируя ее так, чтобы лучи падали на лист перпендикулярно его поверхности.

Выдержанный на свету лист после снятия бумаги поместить в чашку с 90 %-ным этанолом и кипятить в течение 5-10 мин, затем перенести лист в чашку с водой и выдерживать на водяной бане до полного обесцвечивания. Вынуть лист, расправить в чашке Петри и нанести на него раствор йода в йодиде калия. Отметить реакцию на крахмал, сделать вывод о протекании процесса и о продуктах фотосинтеза.

Требования к отчету

В отчете привести название и краткое описание работы, основные реакции фотосинтеза органических соединений в исследуемых тканях, объяснить наблюдаемые в работе явления.

Задания для самоподготовки

1. Особенности световой и темновой фаз фотосинтеза.

2. Первичные продукты фотосинтеза, их дальнейшие превращения.

3. Роль фотосинтеза в жизнедеятельности биосферы.

4. Отличительная особенность фотосинтеза у хлорофиллсодержащих и безхлорофильных растений.

5. Как образуется биомасса при хемосинтезе.

Лабораторная работа № 3

Определение содержания углекислого газа в воздухе рабочей зоны

Цель работы. Методом химического анализа определить содержание углекислого газа в воздухе рабочей зоны.

Теоретическое обоснование

Атмосфера – газовая оболочка Земли, простирающаяся более чем на 1500 км от ее поверхности. Суммарная масса воздуха, т.е. смеси газов, составляющих атмосферу, 5,1-5,3·1015 т. Молекулярная масса чистого сухого воздуха – 28,966.

Для атмосферы характерен постоянный обмен веществом, энергией с гидросферой, литосферой, живыми организмами, а также с космическим пространством. Атмосферу в порядке удаления от поверхности Земли делят на тропосферу (до высоты 11 км), стратосферу (до высоты 50 км), мезосферу (50-85 км), ионосферу (от 85 до 500 км), экзосферу (свыше 500 км). Состав атмосферы – результат длительных эволюционных процессов в недрах Земли и на ее поверхности, где решающим фактором была деятельность зеленых растений, животных и микроорганизмов. Данные о составе атмосферы приведены в табл. 2.

Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды (H2 O) и углекислого газа (CO2 ).

Кроме указанных в таблице газов, в атмосфере содержатся SО2 , NН3 , СО, углеводороды, НСl, НF, пары Нg, I2 , а также NO и многие другие газы в незначительных количествах. В тропосфере постоянно находится большое количество взвешенных твёрдых и жидких частиц (аэрозоль).

Верхняя граница тропосферы находится на высоте 8-10 км в полярных, 10-12 км в умеренных и 16-18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом. Нижний, основной слой атмосферы содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 0,6-0,65°/100 м.

«Экологический практикум»

Лабораторный лист станции «Трофическая»

Трофический тип связей в сообществе основан на пищевых взаимоотношениях

1. Пищевая цепь- ряд передачи энергии по пищевой цепи от растения к последующим звеньям.

Цепи питания бывают : выедания - начинаются с растений, или их производных(плодов, соков, семян, листьев, коры, древесины, корней). Число звеньев-4.Стрелка ставится от жертвы к хищнику.

Пример: Иголка сосны - непарный шелкопряд - серая жаба-коршун

Разложения - цепи, начинающиеся с растительного опада, отмерших частей растений, экскрементов животных, трупов. Число звеньев:3-4.

Труп ежа-личинки мясной мухи - красноперка

2. Пищевые сети - всевозможные пищевые цепи данного биоценоза, с учетом, что каждый вид - многояден, и он служит пищей многим организмам

3. Составьте по 2 цепи питания: разложения и выедания для данной территории

Лабораторный лист станции «Фабрическая»

Фабрический тип связей основан на основе создания живыми организмами сооружений для улучшения жизнеобеспечения вида.

1 .Типы сооружений зависят : -от жизненной формы вида животного: роющие, ползающие, летающие, бегающие, прыгающие, порхающие

От места обитания: крона дерева, нора, дупло, открытое пространство, лесная подстилка;

От характера строительного материала

2. Назвать животных, обитающих на данной территории, указав тип жилища (гнездо, нора, дупло, муравейник), материал послуживший для постройки жилища, местообитание животного(лесная подстилка, листва, крона дерева, среди густого подлеска)

Лабораторный лист станции « Топическая»

1.Топический тип связи – место обитания животного в биоценозе(сообществе)- , ярус, занимаемый данным животным

Форический тип связи - преобразование организмом места обитания в процессе жизнедеятельности (ограничение роста растений, регуляция размещения насекомых, активирование всходов - копытень, фиалки, земляника – муравьями, перенос семян и плодов, расселение насекомых, грибов, уничтожение насекомых-вредителей, больных животных, рыхление почвы, регуляция водостока и увлажненности почвы, утилизация отмершего)

2. Раскрыть значимость видов растений и животных, обитающих на данной территории в природе и для человека. Указать степень преобразования окружающей среды данными видами, ярус, занимаемый данным животным.

Лабораторный лист станции «Литомониторинг»

Литомонитоинг - отслеживание состояния почвенного покрова

1. Механический состав почвы: глинистая - состоит из мелких частиц, легко склеиваемых между собой, плохо пропускают воду, воздух, долго удерживают влагу, не накапливает гумус; легкий суглинок -содержит крупные частицы песка, легко пропускает воду, воздух, плохо удерживает влагу, слабо накапливает гумус; средний суглинок - содержит мелкие частицы песка, способен накапливать гумус(перегнившие части), хорошо удерживает и пропускает воду и воздух; песчаная - состоит из крупных частиц песка, хорошо пропускает воду, воздух, плохо удерживает воду, не накапливает гумус; супесчаная- содержит мелкие частицы песка, хорошо пропускает воду, воздух, слабо удерживает влагу, слабо накапливает гумус.

2.Определить состав почвы: скатайте шар из пробы почвы, раскатайте из него жгут (если не удается - почва песчаная , если жгут рассыпается - супесчаная ), согните жгут в кольцо (если не удается - суглинистая , если кольцо образовалось - глинистая )

3. На листе белой бумаги проведите пробу «Жирности мазка»- размажьте пятно грязевой массой из образца почвы. Жирность мазка показывает содержание гумуса - чем интенсивнее мазок- тем богаче почва перегноем.

4.Определите степень плодородия почвы биоиндикационным методом: а) высокие, ярко зеленые листья растений, богатый видовой состав, густота покрова почвы – указывают на высокое содержание питательных веществ в почве.

5. На плодородных почвах произрастают: крапива, иван-чай, сныть, чистотел, кислица, валериана, чина луговая. На низкоплодородных почвах произрастают: мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, белоус, ситник нитевидный.

Безразличны к плодородию : лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная.

Лабораторный лист станции « Гидрология»

Гидрология- наука о водной оболочке планеты.

1.Определите температуру воды: опустив термометр в водоем на 2-3 минуты

2.а)Определить запах воды,учитывая, что запахи бывают: Ароматический(цветочный), болотный(илистый, тенистый), гнилостный (сточной воды), древесный(мокрой щепы), землистый (прелый, свежевспаханной земли, глины), плесневый(застойный, затхлый), рыбный, сероводородный(тухлых яиц), травянистый(скошенной травы, сена), неопределенный.

Б)Интенсивность запаха-0-никакой, 1-очнь слабый, 2-слабый, 3-заметный, 4-отчетливый, 5-очень сильный

3. Определите цвет воды-напротив прозрачной, бесцветной емкости поставьте белый лист бумаги, укажите цвет воды

4.Определите прозрачность водоема, для этого опустите диск, закрепленный на стержне в водоем.

Биоиндикация водоемов по водорослям (альгоиндикация)

1. В водоеме водоросли поселяются в трех зонах : 1) толща воды(планктон), здесь поселяются одноклеточные организмы: хламидомонады, кишечницы, хлореллы;

2)на дне водоема (бентос) поселяются нитчатые водоросли спирогиры, кладофоры(остающиеся виде «тряпок»

3)на поверхности погруженных в воду предметов (перифитон)-хлопья и оборванные нити, поднятые со дна.

2. Рассмотрите водоем в трех зонах, выделив одноклеточных, хорошо видимых в сосуде воды на свету, нитчатых многоклеточных водорослей прикрепленных ко дну .

3. Оценка загрязненности воды производится исходя из количественного состава водорослей и их обилия по 5-бальной шкале .

В олигосапробной зоне водоросли редко встречаются, но разнообразны, в бета мезосапробной зоне - естественного загрязнения индикатором биологической чистоты является кладофора. Альфа олигосапробная зона имеет очаги загрязнения в водоемах, например - места сброса городской канализации, здесь в изобилии представлены одноклеточные водоросли, хорошо различимые при наличии теневых образований, легко заметны в прозрачной емкости. В застойных местах встречаются скопления хлореллы, представленной «цветущими шапками зеленой ваты». Полисапробная зона представляет массовое зарастание водоема водорослями.

Лабораторный лист станции « Гидромониторинг»

Гидромониторинг - система отслеживания состояния воды в водоеме.

Биоиндикаторы - организмы, обитающие в данной среде при необходимых, специфичных условиях существования.

1. Определить класс качества воды по наличию биоиндикаторов чистоты водоема по индексу Майера

Индекс Майера

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

Личинки комаров-звонцов

Нимфы поденок

Речной рак

Пиявки

Личинки ручейников

Личинки стрекоз

Водяной ослик

Личинки вислокрылок

Личинки комаров-долгоножек

Прудовики

Двустворчатые моллюски

Моллюски-катушки

Личинки мошки

Моллюски-живородки

Малощетинковые черви

Нужно отметить, какие из приведённых в таблице индикаторных групп обнаружены в пробах. Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы необходимо умножить на три, количество групп из второго раздела - на два, а из третьего - на один. Получившиеся цифры складывают. Значение суммы и характеризует степень загрязнённости водоёма. Если сумма более 22 - вода относится к первому классу качества. Значения суммы от 17 до 21 говорят о втором классе качества (как и в первом случае, водоём будет охарактеризован как олигосапробный). От 11 до 16 баллов - третий класс качества (бета-мезосапробная зона). Все значения меньше 11 характеризуют водоём как грязный (альфа-мезосапробный или же полисапробный).

Лабораторный лист станции « Атмосфера»

Атмосфера - оболочка Земли, отражает состояние воздуха.

1.Лишайники- самые чувствительные организмы к загрязнению среды.Они способны долгое время пребывать в сухом, обезвоженном состоянии. Лишайники бывают: накипные(самые устойчивые), кустистые, листоватые. Чем больше разновидностей и площадь покрытия лишайников, тем лучше состояние среды, полное отсутствие лишайников-воздушный бассейн сильно загрязнен.Мхи- занимают второе место по степени устойчивости к загрязнению. Наиболее устойчивыми являются мхи, покрывающие почвенный покров, поселяющиеся на крышах строений, заборов, стен сооружений. Самыми чувствительными к загрязнению являются кустистые мхи. Определить состояние воздушного бассейна с помощью мхово-лишайникового покрова. 2.Определить загрязнение воздуха по состоянию побегов сосны. Самыми чувствительными являются иголки сосны- в незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои здорова, лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной среде появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Лабораторный лист станции « Антропогенная»

Антропогенное воздействие- воздействие в результате прямого и косвенного воздействия человека на окружающую среду.

1.Определить степень нарушения древостоя, жизненность растений, возраст деревьев.

2. Шкала визуальной оценки древостоя по внешним признакам

Баллы

Характеристика состояния

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

Ослабленные деревья. Крона слабо ажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьях на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками.

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).

2. На основе таблицы определите деградацию лесной экосистемы

Степень деградации лесных экосистем

3 . Оценку обилия травянистых растений производят большей частью глазомерно по шестибалльной шкале. Балл 6 – растения данного вида образуют фон, т.е. надземные части смыкаются; балл 5 – растения встречаются очень обильно; балл 4 – обильно; балл 3 – довольно обильно; балл 2 – в небольшом количестве (рассеяно); балл 1 – в очень малом количестве (единично). По довольно широко используемой шкале Друде обилие обозначается специальными терминами: Sociales (Soc), Copiosae (Cop 3 , Cop 2 , Cop 1 ), Sparsae (Sp), Solitariae (So), Unicum (Un), которые в основном соответствуют баллам приведенной выше шестибальной системы.

4. Определение жизненности растений

Жизненность видов охватывает реакции видов растений на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности применяется трехбалльная шкала.

I - жизненность хорошая (полная) - растение в фитоценозе нормально цветет и плодоносит (есть особи всех возрастных групп), взрослые особи достигают нормальных для данного вида размеров.

II - жизненность удовлетворительная (угнетено) - растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей, семенное размножение при этом невозможно.

III - жизненность неудовлетворительная (сильно угнетено) - растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых растений (ветвлении, форме листьев и т. д.); семенное размножение отсутствует (нет цветущих и плодоносящих побегов).

5. Определение возраста деревьев

1. Чтобы определить возраст дерева, его нужно измерить при помощи мерной ленты окружность ствола на высоте 1м над землей и разделить полученную величину на 2,5, полученное число будет соответствовать примерному возрасту дерева

Лабораторный лист станции « Рекреационная»

«Рекреация» - зона отдыха. «Рекреационное воздействие» - воздействие на природное окружение отдыхающими.

Экологическая оценка территории

Признаки

баллы

Признаки

баллы

Наличие мусора на территории

Отсутствие видового разнообразия травянистых растений

Наличие несанкционированных тропинок

Отсутствие цветовой гаммы

Ожоговые пятна от костров на газонах

Отсутствие ярусности среди древесных растений и цветочных культур (на клумбах)

Неравномерный травянистый покров на газонах

Деревья затеняют окна

Сухие ветви на деревьях и кустарниках

На территории есть мусорные свалки

Отсутствие планировки в произрастании культур

Наличие необрезанных сучьев на деревьях, необорудованных пней

Нет оградных барьеров

Наличие ям, рытвин

Наличие сорняков

Отсутствие птиц на территории

Почва на клумбах уплотнена

Наличие больных деревьев и кустарников(грибы-трутовики, чага, повреждение древесными вредителями- короедами, молью, тлей)

Отсутствие видового разнообразия древесных растений

Отсутствие муравьев, мало дождевых червей

18-20 баллов- экологическое состояние пришкольной территории неблагополучное

17-15- критическое состояние

9-5- удовлетворительное состояние

0-4- хорошее состояние

2. Дать оценку загрязнения прибрежной зоны.

Санитарная зона вдоль рек Санитарная зона озер:

Расстояние

От истока

Ширина водоохраной зоны

До10км

15м

До50км

100м

До100км

200м

До200км

300м

До500км

400м

Более 500км

500м

Площадь

водной

Поверхности

Ширина

Водоохраной

Зоны

До 2км 2

300м

Более2км 2

500м

Загрязненность прибрежных рекреационных территорий

Признаки антропогенного воздействия

Оценка в баллах

да

нет

1 .Бытовое загрязнение :

  • Наличие «плавуна» в русле и пойме реки, срубленных деревьев, наносов на дне
  • Свалки антропогенного характера в пределах санзоны
  • Наличие стихийных пляжей в пределах санитарной зоны
  • Наличие туристических стоянок в пределах санзоны
  • Наличие кострищ в пределах санзоны
  • Остатки пищевых отходов в пределах санзоны

2. Химическое загрязнение :

  • Наличие на склонах с/х полей выше по течению
  • Наличие стоков бытовых и промышленных вод
  • Наличие автодорог в пределах санитарной зоны

Радужные масляные пятна на поверхности воды

  • Азотные и фосфорные соли за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей)

3. Биологическое загрязнение:

  • Выпас КРС в пределах санитарной зоны
  • Расположение скотных дворов и летних ферм выше по течению и на склонах
  • Расположение населенных пунктов выше по течению и в долине реки
  • Наличие туалетов в пределах санитарной зоны
  • Наличие сине-зеленых водорослей
  • Наличие хлореллы (цветение воды)
  • Наличие ряски в водоеме
  • Отсутствие водомерок на поверхности

Итого

Степень загрязненности: Очень сильная – 17-19б; сильная – 12-16б; средняя – 6-11б; слабая – 1-5б.

Лабораторный лист станции «Гербологическая»

Гербология- наука о перерабоке мусора.

Нельзя сжигать полимерные материалы, придорожную листву, - выделяется токсичные газы, один из них - диоксин, обладающий высокой канцерогенностью(вызывает злокачественный рост клеток), обладает способностью накапливаться в организме.

1.Убрать замусоренный участок, с последующей утилизацией мусора, основанной на творчестве, научности, экологичности.

Источники информаций и иллюстраций:

1.Алексеев С.В., Груздева Н.В.Практикум по экологии.- М.: АО МДС,1996.-192c.

2.Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар-Рандеву, 2000.

3.Боголюбов А.С. Методы экологического мониторинга/ Методич.пособие по полевой экологии.- М.: Экосистема, 2004.

4. Бобровская Е.В. Материалы эколого-краеведческой экспедиции «Мы познаем Алтай», г. Рубцовск

5.Зверев А.Т.Экология.-М.: Оникс 21 век-Дом педагогики, 2002.

6. Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология.- М.: Дрофа, 1996.

7.Опарин Р.В. как организовать экологические исследования.-Горно-Алтайск, 2002.

10. http://www.asu.ru/ ds/redbook

11.http://www.asu.ru/research/garden




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта