Главная » Выращивание » Одет как денди. Три составляющие дендизма

Одет как денди. Три составляющие дендизма

Вот мой Онегин на свободе:
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.

Денди…Когда-то ими восхищались и подражали, они пользовались успехом у женского пола, их любили и ненавидели. Светские львы, которые были завсегдатаями салонов и производили неописуемый эффект на окружающих. Кто же такие денди?
Денди (англ. dandy) — социально-культурный тип XIX века в буржуазно-дворянском обществе. Изысканно одетый светский человек, подчёркнуто следящий за внешним видом, поведением, изысканностью речи. Щёголь, франт, законодатель моды. Так говорит Большая Советская Энциклопедия, словарь Даля и Wikipedia.

К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом и другие личности. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни. Дендизм появился в начале XIX века в Англии. Его основателем считают самого знаменитого денди - лорда Джорджа Брайана Браммелла. Джордж Браммелл, в отличие от классических франтов и щеголей, которые старались выделиться своей одеждой и манерами, чётко придерживался принципа, что одежда определяется законами приличия. В своих нарядах он избегал пестрых оттенков, различного рода аксессуаров и побрякушек. Джордж Браммелл носил отлично скроенные сюртуки и фраки и не стремился оказать какое-либо влияние на моду. Тем не менее, Браммелл в свое время был иконой стиля, которому подражали тысячи юношей по обе стороны Ла-Манша. Им восхищался даже лорд Байрон. Сумасшедший успех Браммеллу обеспечило и его умение высмеивать других. Он дерзко и безнаказанно язвил даже в адрес короля. Но увы, недолго. Из-за своей убийственной способности Браммелл вынужден был покинуть Англию, после чего в его жизни наступила черная полоса - он проиграл свое состояние в карты, попал в сумасшедший дом и умер в полной нищtте. Первая жертва моды, Браммелл, вошел в пятерку самых наилучшим образом одетых мужчин всех времен и народов. Хотя ему и подражали многие знаменитости разных эпох, никто так и не смог превзойти Великого Браммелла.
Из чего же состоял гардероб денди?
Основной деталью одежды денди являлся фрак с длинными фалдами , которые достигали колен, и с воротником фатерморд . Во времена дендизма, фраки для денди шились из шерстяных тканей. Именно в эту эпоху создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани. В покрое костюма иногда использовались даже корсеты. Совершенный крой и внимание к деталям - основные характеристики одежды денди. Невзирая на свою простоту, одежда денди была очень дорогой. Минимализм и элегантность были вылизаны до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности. В одежде того времени преобладали черный и коричневый цвет, а также синий, серый - никаких кричащих оттенков. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Рубашка денди должна быть всегда белоснежной. В связи с этим элегантному мужчине тех времен еженедельно требовалось двадцать рубашек, а также двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Особенную роль играл галстук или шейный платок. Этот элемент одежды был единственным броским аксессуаром в имидже денди. И конечно неотъемлемым атрибутом денди являлся цилиндр.
По одному из определений, денди - это мужчина, умеющий носить одежду. Причем с таким видом, как-будто он не придает ей ни малейшего значения. Действительно, денди очень часто специально протирали костюмы или заставляли лакеев разнашивать фраки, чтобы придать им поношенный вид. Это объяснялось тем, что появляться на светских мероприятиях в новом костюме являлось признаком дурного тона. Денди - это не модный костюм, а манера носить его. Существовал даже кодекс денди, который определял манеру поведения и основные принципы денди.

Вот некоторые из пунктов кодекса Dandy:
1. Физические данные
2. Элегантность
3. Самообладание
4. Апломб
5. Независимость
6. Остроумие
7. Скептицизм
8. Самоуверенность
9. Достоинство
10. Тонкий вкус









В рамках фотосъёмки для собственного блога «Портреты денди» и для книги «Я денди: возвращение элегантного джентльмена» Каллахан встречалась с «исключительно элегантными» мужчинами из Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Западного побережья.

Michael Atters Attree, Брайтон, 2011.

Денди Веллингтон, Нью-Йорк, 2013.

Шон Кроули, Бруклин, 2011.

Фёдор Павлов, Нью-Йорк, 2013.

Кто такие денди? В 18-ом и 19-ом веках в Лондоне это были мужчины, самостоятельно добившиеся успеха, которые подражали «аристократическому образу жизни, несмотря на происхождение из среднего класса». В богемном Париже денди «стремились выразить презрение буржуазному обществу и показать своё превосходство над ним».

В 21-м веке Роуз Каллахан обнаружила, что щегольство выходит за расовые, классовые и национальные границы. Даже стиль денди резко варьирует. Некоторые франты из тех с кем она встречалась, носят изготовленные под заказ костюмы и обувь. Другие же находят для себя винтажные модели от массовых производителей.

Денди это не субкультура, как панки, готы, рокеры или металлисты. У них нет общих музыкальных или политических предпочтений. «Они все отчаянно стараются подчеркнуть свою индивидуальность и идти собственным путём. Это больше похоже на мужской архетип. Вокруг этой темы всегда витала идея «павлина», которая лежит в основе дендизма и объясняет его разнообразие. Для некоторых мужчин это способ выражения мужественности».

Кевин Ван и Минн Хур в HVRMINN, Нью-Йорк, 2013.

Шон Кроули, Бруклин, 2011.

Роберт В. Ричардс, Нью-Йорк, 2011.

Barima Owusu-Nyantekyi, Лондон, 2013.

Эти модники настолько стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, что им даже не нравится идея называть себя денди.

Каллахан надеется, что её книга даст более глубокое понимание дендизма тем, кто не знаком с его историей и современными тенденциями. А также она стремится порадовать зрителей и даже немного вдохновить.

«Не обязательно всем хотеть одеваться как эти ребята, но я хочу, чтобы они вдохновили людей в большей степени быть самими собой», - говорит она.

Массимилиано Моккия ди Когджола, Париж, 2011.

Игнасио Килес в QP & Monty, Нью-Йорк, 2012.

Доктор Андре Шюршвелл, Нью-Йорк, 2012.

В этом разделе представлены статьи посвященные такому необычному явлению в мире мужской моды и стиля, как дендизм . Мы расскажем Вам о том, кто такие денди; чем они отличаются от просто модных мужчин, щеголей; и конечно, о том как стать настоящим денди . Не будет обойдена вниманием и история появления первых денди, а также тема денди современных.

История дендизма и первые денди

Если Вы интересуетесь происхождением дендизма и хотели бы больше узнать о первых денди, о тех, кто стоял у истоков зарождения дендизма , то этот раздел для Вас! Подробно и неспешно мы поведаем Вам о смысле фразы Пушкина «как денди лондонский одет», расскажем, что означает само слово денди . Кроме того, Вас ожидают захватывающие истории из жизни первых лондонских денди и их самые сокровенные тайны!

Первый денди — Джордж Браммелл

Если кого и можно назвать отцом дендизма, так это первого денди нашего мира — великого Джорджа Браммелла ! а он в самом деле был велик в искусстве создания уникального имиджа загадочного, стильного и безукоризненного мужчины. С его мнением считались даже короли, а услышать похвалу из уст Браммелла было самой желанной мечтой всех лондонских денди! А еще он сформулировал три правила денди . Какие? Читайте и узнаете!

Современный денди и как им стать

Не стоит думать, что денди — давно перевернутая страница прошлого. Отнюдь! Стиль денди, элегантный и в тоже время неизменно мужественный жив и поныне. Более того, в наше время, когда изобилие одежды привело к ужасающему смешению стилей, когда на улицах появились метросексуалы с женственными чертами в облике, когда многие предпочитают носить спортивную одежду, современный денди являет собой образец стильного, достойного и уверенного в себе мужчины! Читайте как стать таким же.

5 признаков современного денди!

Как узнать, что идущий по улице элегантно одетый мужчина — современный денди? И как стать таким же — мужественным, стильным и приковывающим взгляды всех встречных женщин? Обо всем этом написано в статье про признаки современного денди. Более того, эти признаки в тоже время — правила, руководствуясь которыми, Вы сможете сделать стиль денди неотъемлемой частью Вашего облика. Начните применять эти правила прямо сегодня!

Собранные в этом разделе статьи, в самом деле могут помочь Вам понять все нюансы философии дендизма. Ведь это действительно философия. Быть денди, значит не только стильно одеваться, но и вести себя определенным образом и по-другому смотреть на окружающий мир.

Желаем Вам найти свой, уникальный стиль и стать настоящим Денди!

Этот сайт называется «Я – Денди!», но до сих пор публикаций про самих денди, стиль денди и такое явление, как дендизм было довольно мало. Разве что можно вспомнить публикацию про Джорджа Браммелла – основателя дендизма и его знаменитые три правила: ничему не удивляться, поражать неожиданностью и уходить сразу, как только достигнут желаемый эффект. В общем, пришло время исправить это досадное недоразумение. Сегодня мы расскажем Вам о том, кто такой современный денди . А точнее про то, какими отличительными признаками он обладает.

Кто-то считает, что стиль денди канул в лету и сегодня не найти истинного ценителя тонкого и сдержанного мужского стиля. Но это нет так. Просто современный денди, так же как его английский собрат XIX в. утончен, элегантен и безупречен, но при этом никогда не следует общепринятой моде и не одевается кричаще ярко. Некоторые путают денди с метросексуалами, но это ошибочное мнение. Да, денди тоже уделяют внимание своему внешнему облику, но при этом он всегда мужественен. Метросексуалы же имеют в своем внешнем виде и поведении некоторые признаки женственности (что, впрочем, вовсе не говорит об их нетрадиционной ориентации). Про метросексуалов мы еще поговорим. А пока вернемся к современному денди и попробуем описать его основные отличительные черты.

Не будем здесь рассуждать на тему, кто такой денди. Кого интересует происхождение термина и история дендизма в целом могут почитать прекрасную книгу «Денди» Ольги Вайнштейн . Скажу лишь, что денди всегда опрятен, элегантно одет, безупречен в речи и манерах. В общем, не дворянин, но аристократ.
А пока давайте сформулируем 5 основных признаков (характерных черт) современного денди.

Правило денди №1: Классический стиль в одежде

В одежде современный денди придерживается классического и консервативного подхода. В гардеробе обязательно имеется костюм (брюки, пиджак, сорочка и галстук). А также брюки, жилеты, пальто, кожаные туфли, возможно плащ и даже шляпа. Плюс необходимые атрибуты: , бумажник, запонки и т.д.
Тона в одежде денди сдержанные и исконно мужские: черный, серый, белый, темно-синий, в крайнем случае, коричневый.

Современный денди придерживается в одежде классического стиля и сдержанных тонов

Неформальный стиль casual тоже допустим, но общие принципы стиля денди должны соблюдаться и в нем. Вообще денди оригинален и покупке стандартных рубашек в магазине предпочтет пошив мужских сорочек в хорошем ателье. Так можно одеться и в соответствии со своим вкусом, и точно по фигуре.
Одет денди всегда аккуратно. Все чистое и выглаженное, просто идеальное. Небрежность можно позволить себе лишь в одной-единственной детали. Например, небрежно повязанный шарф поверх безупречного пиджака придаст особый колорит облику.
Современный денди вообще особое внимание уделяет чистоте и аккуратности. Он всегда чисто выбрит или, если носит усы и бороду, они аккуратно подстрижены. От денди не пахнет потом, под ногтями нет грязи, а на коже забитых и черных пор.

Правило денди №2: Внимание к деталям

Современный денди, также как 18-19 вв. всегда внимателен к деталям. Именно они играют главную роль и именно 1-2 детали придают, казалось бы, достаточно простой одежде денди, особый шик и потрясающую элегантность.

Красиво повязанный шарф, дорогие стильные запонки, безупречно чистые и сверкающие кожаные ботинки – все это скажет знающему человеку, что перед ним денди. Ну а те, кто не заметит и не поймет – им просто не дано.

Правило денди №3: Подчеркнутая мужественность

Денди отличается (от того же метросексуала) прежде всего мужественностью. Причем обратите внимание именно мужественностью, но не брутальностью! Современный денди может вовсе не быть обладателем мускулистых бицепсов и широких плеч, но он мужчина и это видно по его внешнему облику.
Настоящий денди никогда не будет выливать на себя пол литра парфюма. Да, денди, может воспользоваться одеколоном, но запах будет легким, неуловимым. Это именно тонкий аромат. Скорее даже намек на аромат. Если же от мужчины за километр пахнет туалетной водой – это не денди…
То же самое касается одежды – сдержанные тона, строгие фасоны. Красивая, стильная, но сугубо мужская одежда : костюмы, рубашки, брюки, пальто, шарфы. Но никаких обтягивающих джинсов в облипку или популярных у современной молодежи бесформенных сумочек, похожих на женские!
также сугубо мужские.

Правило денди №4: Независимость и непредсказуемость

Истинный денди независим и самодостаточен. Он не гоняется за модой, не старается угодить чужим людям и не стремится соответствовать общественному мнению. У современного денди есть своя голова на плечах. Если его приглашают на вечеринку, он может придти, а может и не придти. А, придя, может опоздать. Зато на самой вечеринке денди внезапно поразит всех сногсшибательной новостью, неожиданной выходкой или будет заразительно весел и остроумен. А потом также внезапно как пришел – исчезнет.

Вся притягательность образа и стиля денди в его непредсказуемости . Он таинственен и никто не может предсказать его действия.

Правило денди №5: Безупречные речь, манеры и пластика движений

Природа современного денди, этот уникальный мужской стиль, наиболее полно раскрывает себя даже не в том, как одет мужчина, а в том, как он говорит, двигается и ведет себя.
Стиль денди подразумевает особую манеру речи . Денди говорит обдуманно, неспешно, остроумно. В его речи проскальзывают бархатные нотки. Он не спешит, строит предложения грамотно и открывает рот только тогда, когда может сказать что-то стоящее. Пустой треп – не для денди. Дефекты речи (заикание, картавость) не помеха для денди, они лишь придают ему своеобразие, особую «изюминку».
Денди даже двигается по-особенному: плавно, мягко . Он никогда не суетится, не делает лишних движений, не вертит в пальцах мелкие предметы (зажигалку, ручку, ключи), не теребит одежду. Денди расслаблен, но при этом собран. Его осанка гордая, плечи развернуты, спина прямая. Шагает денди степенно, по центру улицы.

И, конечно, современный денди обладает безукоризненными манерами . Он всегда уступит даме место в общественном транспорте, к примеру. Но при всем при этом, денди открыт и честен. Он может сказать женщине неприятные вещи, если того требуют обстоятельства. Но преднамеренно и безосновательно обидеть ее – никогда.

Вот мы и обрисовали вкратце основные отличительные признаки современного денди. Вы им соответствуете? Если нет – значит есть куда расти! Успехов!


При копировании статьи или ее части обязательна прямая ссылка на

В этих правилах сформулирован принцип минимализма. Он универсален, распространяется не только на манеру поведения, но и на искусство одеваться, на стиль речи. Интерес к дендизму - знак переломных эпох, когда возникает особое напряжение, связанное с поиском себя.
Дендизм можно назвать «виртуальным аристократизмом», искусством проявлять свой вкус в продуманных мелочах и жестах, не выделяясь в толпе. Так возникает золотая середина между авангардным радикализмом и респектабельным консерватизмом. Второй принцип Бреммеля— продуманная небрежность и естественность костюма. Можно потратить уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху. Так создается «империя денди» во главе с ее некоронованным владыкой, англичанином Джорджем Бреммелем. Как и всякий император, лорд Бреммель тоже издавал законы - к примеру, вдруг начинал носить накрахмаленные галстуки или перчатки до локтей, и никто не смел ослушаться- все носили.

Денди развлекает людей, избавляя их от скуки, отучает от вульгарности, а за эти функции обществу вменяется содержать денди, как политическая партия содержит своего оратора». И вскорости, вслед за издевающейся над буржуазией аристократствующей молодежью британских улиц, модное проявление получает признание на континенте и переходит в фазу нездорового интеллектуального и литературного дендизма. Дендизм перекочевав на континент становится позицией уже и многочисленных французских художников и поэтов которые пытаются теоретически «зафиксировать» саму сущность дендизма. Забывая о том, что современность и постоянная работа над вкусом далеко не мертвая позиция, а работа над примирением между эпатажем и пуританством в обществе. Денди постоянно присутствует в литературе XIX века как узнаваемый персонаж, а в 20-е годы в английской литературе с легкой руки издателя Генри Коулберна начинает процветать жанр «модного» романа (fashionable novel). Эпитет «модный» в данном случае имел двойной смысл: главный герой, как правило, увлекался модой и представлял собой тип светского денди.
Но, популяризация и превращение в моду в руках художников и писателей приводит к тому, что ориентация денди-художника на искусственность начинает признаваться его основным достоинством и принимает форму протеста. Выдавая созданные им миры за «реальную действительность», искусство создает новый порядок, противостоящий хаосу мира. Так же как и индустрия моды культивирующая современные героические образы.

Дендизм воспринимается уже не только как манеру жить, мода получает практическое обоснование как некую политическую платформу для изменения положения в обществе. Сами же представители «истинного» дендизма, в отличие от героев французской моды, справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания. Бреммель представляет не только моду, но и форму культуры. Он не герой моды, а культурно-аристократическая личность, которая в области моды в несовершенном обществе себя блюдет и утверждает. Но дендизм до поры являвшийся знаком победительной мужественности постепенно превращается в модное увлечение и средство.
На континенте оплотом материальной формы общества и модной среды становится театр и джентльменские клубы для зажиточной среды, культивировавших актрис и светских дам как героинь моды. Так же как и уличные флэнеры по кабаре и кафе для простолюдинов, в которых резвились художники и поэты, возвеличивая проституток и танцовщиц как объекты для общественного поклонения. Все эти шутовские выходки Лотрека, и эпатажные издевательства над буржуазией и аристократией Фелисьена Ропса создавали иллюзию крушения социальных рамок и приличий, и аристократы сами начинают посещать откровенно трущобные места, упиваясь своей двойственной игрой.

Положение только лишь усугубляется недобрым гением дендизма Оскаром Уайльдом, который попирает основной закон дендизма - умение нарушать правила в пределах правил, быть эксцентричным и радостно непредсказуемым, оставаясь в рамках хорошего тона и безупречной светскости. По словам самого писателя, который смаковал свою двойственную жизнь «Устав бродить по вершинам, я добровольно опустился в бездну. Там я искал новых очарований. Я жаждал болезни или безумия, а скорее всего - того и другого». Собственно подобное можно наблюдать во многих сферах человеческой жизни, когда на смену индивидуализму приходит эгоизм. По той же «тропинке» по которой на смену революционерам приходят романтики террористы. Так на смену стоического пуританства Байрона пришел нигилизм, а на смену эпатажу Браммеля пришла аморальность Уайльда. Которая, в итоге закончилась для писателя громким скандалом, обвинениям в растлении и содомитстве, тюрьмой с последующим изгнанием, а сам дендизм, точнее его ложное модное проявление, был на долгое время дискредитирован в глазах консервативного английского общества.

Без всякого сомнения, именно дендизм подразумевался под англоманией со всеми атрибутами диктатуры элегантности в момент проникновения на российскую почву. Многие исследователи вопроса находят «налет дендизма» в жизни Чаадаева, Раевского, Пушкина и Лермонтова, термин «байровщина» становится нарицательным определением нарастающего нигилизма в студенческом обществе. Русское купечество, тяготеющее к вульгарной моде, поддерживало театральную среду на манер европейской, вокруг которой роились начитавшиеся модной литературы прилично одетые юноши. Вне всякого сомнения, мода на дендизм затронула артистические и литературные круги периода Дягелевских сессий, групп «мирискуссников» и «могучей кучки», представители которых часто выезжали в Европу и именно в модные места, где царило веселье, мода и разврат.
Кто- то склонен считать Николая Гумилева первейшим денди своей эпохи, но под всеми этими определениями вряд ли уже кроется нечто подобное, как во времена Бреммеля. Ко времени проникновения дендисткой моды на российскую почву, дендизм мог скорее уложится в более краткую формулировку «эстет, сноб и гурман» из-за самого построения российского общества того периода, его закрытости и восприятия эстетизма, как непременного качества просвещения царившего в масонских и студенческих кругах. Культура собственного вкуса по-прежнему останется уделом избранных.

Французское слово “flaneur” - любитель праздных прогулок - вошло в обиход начиная с 30-х годов XIX века, когда стали складываться современные формы городского досуга. Фланирование, или привычка к бесцельным прогулкам - устойчивый атрибут жизни дендистской молодежи и парижской литературной элиты. Альфред де Мюссе, Теофиль Готье, Бодлер, Барбе д‘Оревильи, Стендаль, Бальзак, Пьер Лоти прославились не только как писатели, но и как завзятые денди, регулярно совершавшие моцион в самых изысканных туалетах, чтобы, как говорится, себя показать и других посмотреть. Фланёр становится модным типом в городском пейзаже, а философия фланирования настолько захватывает лучшие умы эпохи, что знаменитый писатель и денди Оноре де Бальзак в 1833 году решает досконально исследовать “теорию походки”. Для этого он, как и полагается при написании настоящих трактатов, предварительно изучил существующую научную литературу, однако самые ценные наблюдения ему удалось почерпнуть, когда он наконец собрался на Гентский (ныне Итальянский) бульвар, сел на стул и стал изучать походку проходивших мимо парижан. “В этот день, - признается Бальзак, - я сделал самые глубокие и любопытные наблюдения за всю мою жизнь. Я вернулся, сгибаясь под тяжестью моих открытий... Мне показалось, что опубликовать “Теорию походки” можно не иначе, как в десяти или двенадцати томах, сопроводив ее тысячей семьюстами гравюрами”. В манере ходить Бальзак сумел разглядеть “стиль тела”, метафору характера и подробно описал оптимальную технику фланирования, при которой идущий должен “держаться прямо, ставить ноги по одной линии, не уклоняться слишком сильно ни вправо, ни влево, незаметно вовлекать в движение все тело, легонько покачиваться, наклонять голову...” Подобной соразмерной походкой обладал король Людовик ХIV (свои монархические симпатии Бальзак никогда не скрывал!).

В итоге романист суммировал свои размышления о походке в серии классических афоризмов: "Все в нас принимает участие в движении; при этом ни одна часть тела не должна выделяться"; "Когда тело находится в движении, лицо должно сохранять неподвижность"; "Всякое лишнее движение есть верх расточительности". Идеал походки, согласно Бальзаку, подразумевает разумную согласованность и отсутствие суетливых жестов: "Экономия движений есть средство придать походке и благородство, и грацию".
Особую роль в тонком искусстве дендистского фланирования играет плавность, коль скоро медленное движение, как считали в то время, по сути своей величественно. Мимический аналог медленной походки - "неподвижность лица", акцентирующая благородное достоинство фланёра. Медленное фланирование с неподвижным лицом - условие незаинтересованного созерцания, эстетизм как телесная и жизненная программа. Конструктивный принцип дендизма - "ничего лишнего" - в данном случае непосредственно проецируется на нравственные и интеллектуальные свойства личности.
Итак, красота дендистской прогулки во многом базируется на алгоритм экономии движений, что имеет как чисто физиологическую, так и эстетическую подоплеку. Согласно Бальзаку, медлительная походка - атрибут мудреца, философа и светского человека в целом: "плавность движений для походки то же, что и простота в костюме". Лаконизм выразительных средств в одежде, как видим, прямо соотносится с благородством скупого жеста и статикой отточенных поз.

Как своего рода специальную тренировку в горделивой размеренности походки, вероятно, можно расценить особо модный ритуал, сложившийся в середине XIX века среди парижских щеголей: прогулки с домашними черепашками. Денди, неторопиво выгуливающий черепаху в Люксембургском саду, демонстрирует воистину стоическую невозмутимость и величественную самодостаточность. Однако за его почти анекдотическим спокойствием в данном случае скрывается нежелание подчиняться все ускоряющимся ритмам городской жизни, сопротивление индустриальному прогрессу, эстетизированная ностальгия по буколическим временам. Нарочитая неспешность денди с черепашкой также акцентирует один существенный аспект фланирования - его принципиальную праздность: не просто нежелание бежать, а бежать по делам или двигаться как автомат. Праздность фланёра символически связана с позой беззаботного аристократа, для которого заботы о хлебе насущном исключены по определению и даже серьезные занятия маскируются под хобби. Для него бежать по улице немыслимо: «Бежал! - повторил я. - Совсем как простолюдин - разве кто-либо когда-либо видел меня или вас бегущим?»- говорит юный денди-аристократ Пелэм своему другу.

Куда же направит шаги соразмерно двигающийся денди? Его маршрут сплошь и рядом выясняется только в пути, ибо фланёра ведет случайная прихоть. Городское пространство - карта его желаний, непрерывная знаковая поверхность, топографическая проекция его потока сознания. Он читает карту своим телом, размечая пунктиром шагов свои произвольные маршруты. Классическое пространство для праздной прогулки в городе - «островки природы»: парки, городские сады, бульвары. Они напоминают об изначальной сентиментальной идиллии сельской прогулки, а регулярные прогулки в парках - пешком, верхом или в экипаже - долгое время оставались обязательным ритуалом светской жизни. Однако настоящий фланёр-горожанин середины XIX века скорее предпочитает оживленную улицу, дающую пищу его наблюдательному уму.
Для фланёра-писателя город подобен открытой книге, которая снабжает его интереснейшими сюжетами и служит источником вдохновения. Ведь самое увлекательное на прогулке - определять занятия и характер прохожих по внешнему виду и по походке. Безусловно, многие писатели находили своих будущих героев среди уличных типажей. Особенно увлекался этим Бальзак, который не пренебрегал уличными впечатлениями даже тогда, когда только и требовалось, что подобрать имя для персонажа.

Программная праздность противостоит также буржуазной деловитости. Буржуа, который старательно играет роль неторопливого денди-фланёра, на самом деле частенько испытывает угрызения совести, ведь столько времени уходит впустую, на «праздные» прогулки! Но дни этой отрефлексированной несуетной праздности уже были сочтены. Ведь в самом начале ХХ века изобретатель конвейера Тэйлор выдвинет лозунг “Долой лодырей!”, а в России не кто иной, как Мейерхольд, использует “тэйлоризированную манеру ходить” как художественный прием в своих постановках. Печальный прогноз фланированию дал проницательный Роберт Музиль: в самом начале его романа “Человек без свойств” последний фланёр гибнет на улицах Вены под колесами грузовика.
Пока же, в ХIХ столетии, дендистское фланирование еще воспринимается почти как аналог чистого искусства - свободной незаинтересованной деятельности во имя совершенной формы. В этом смысле легендарный розовый жилет и изящные поэтические “Эмали и камеи” Теофиля Готье - абсолютно равнозначные и логически увязанные культурные факты. Во время прогулки фланёр занимается наблюдениями, и его избыточно острое зрение работает как взгляд «художника современной жизни», фиксируя мелочи и отмечая детали. Фланёр наслаждается собственной свободой, это одиночка в толпе, который удерживает дистанцию, необходимую для созерцания.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта