Главная » Обработка грибов » Понятие об обособлении. Частные случаи обособления

Понятие об обособлении. Частные случаи обособления











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
  • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
– Сложная ли это тема?

2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

  • Наличие слов, зависящих от обособления.
  • Инверсивный порядок слов.
  • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

Обособления выполняют следующие функции:

  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

– Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции приложения.

Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

6. Итоги урока

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

Условия обособления определений.

1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.

2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.

4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.

5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.

6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.

7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.

Они аналогичны условиям обособления определений.

1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.

2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.

3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.

4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.

5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.

Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми

1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.

2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.


3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.

4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

Не обособляются обстоятельства, если:

1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.

2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).

3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.

4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.

Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:

1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.

2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.

3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .

4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .

В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.

Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.

Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема : Понятие об обособлении. Условия обособления.

Цель: изучить особенности обособления.

Задачи:

    обучающие:

Повторить что такое обособления, понятие обособления, условия обособления;

Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;

2. развивающие:

Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжить развитие творческих способностей;

Формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : учебник, раздаточный материал

Методы работы : устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.

Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .

Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

Какие члены предложения называются однородными?

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?

Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.

    Изучение нового материала.

Ребята, вспомните, что такое обособление?

(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

Обратимся к словарю.

Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. В. Даль

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

Краткий справочник по современному русскому языку .

Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

Изучение правила в учебнике ___________________

Дополнительный материал по обособлению

1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.

2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.

    Закрепление.

Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.

Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Упражнение ________________

    Подведение итогов.

Какие члены предложения называются обособленными?

В каком случае обособляются определения?

Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

    Домашнее задание.

_________________

_________________

Р.р.

***

Р.р.

Р.р.

***

***

***


Обособление1 - сложное структурно-семантическое явление синтаксиса. Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия (средства, способы) и причину обособления, которые нередко отождествляются.
Среди общих условий обособления наиболее важны интонация, порядок слов, наличие пояснительных слов, характер поясняемого слова и др. Многие из них известны как актуализаторы (см. с. 22-25).
Интонацию, сопровождающую обособление, А. М. Пешковский назвал «обособляющей». Для нее характерна соответствующая мелодика, паузы, ритм, логическое ударение и т. д.
Признавая обособляющую интонацию важным условием обособления, нельзя не отметить, что не во всех случаях обособления имеет место такой важный ее компонент, как пауза: Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (Горький) (после союза и, перед причастным оборотом паузы нет). И наоборот, пауза может быть при отсутствии обособления: Кружатся в воздухе \ оторванные ветром от кры- ши\ клочки зажженной соломы (Салтыков-Щедрин).
Важным условием обособления является порядок слов, чаще обособляются члены предложения при постпозиции. Однако и это условие не является универсальным.
На обособление влияет степень распространенности обособляемого оборота: Над родиной, полной покоя, Опускается сон золотой (Рубцов).
На наличие или отсутствие обособления может влиять характер поясняемого слова. Так, почти всегда обособляются определения, относящиеся к местоимению, а также обстоятельства, поясняющие (уточняющие) местоименные наречия (там, туда, оттуда, здесь и под.): Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) ; Первыми двери к планетам мы, русские люди, открыли (Бау- ков); Вот здесь, на самом этом месте, стояла сплошная стена лесов (Салтыков-Щедрин).
Ни одно из названных условий не является универсальным, общим для всех случаев обособления. Нередко в одном случае сочетается несколько условий обособления, но не обязательно все.
Кроме общих условий обособления, есть и частные, которые будут отмечены при описании отдельных разновидностей обособления.
Очевидно, что рассмотренные условия - это по существу грамматические и лексико-грамматические способы, средства обособления, но не причина его. Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания.
Для иллюстрации этого положения рассмотрим следующий синонимический ряд:
  1. Люблю до дыр зачитанные книги (Матусовский).
  2. Люблю книги, зачитанные до дыр.
  3. Люблю книги, которые зачитаны до дыр.
  4. Книги зачитаны до дыр. Люблю такие книги.
Сближает эти предложения общее информативное и лексическое значение. Различаются они грамматическим значением - разной степенью предикативности выражений зачитанные до дыр, зачитаны до дыр, что проявляется в их оформлении, связанном с постпозицией и препозицией, с изменением формы причастия, с преобразованием причастного оборота в предложение. Порядок членов синонимического ряда (от 1 до 4) отражает рост степени предикативности (минимальной - у первого, максимальной - у последнего). Для обособленного оборота (2) характерна полупре- дикативность. Синонимика таких конструкций свидетельствует о богатстве синтаксических способов выражения близких, но не тождественных по семантике предложений. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством языковых средств.
Итак, признаки обособления: семантические - выделение или уточнение части высказывания; структурные - интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов,
характер поясняемого слова и др. Обособленные члены предложения не всегда имеют всю совокупность структурных признаков.
По семантике предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами; предложения с уточняющими обособленными членами. Эти группы имеют и специфические структурные свойства, обусловленные их семантикой.

Еще по теме § 55. Понятие об обособлении:

  1. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  2. § 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
  3. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, обособленных членов предложения. Функции обособленных членов предложения
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта