Главная » Обработка грибов » Сергей Васильев, «Русские фонды»: «Я влюбился в восстановление усадеб. По рублю метр, но только после реставрации

Сергей Васильев, «Русские фонды»: «Я влюбился в восстановление усадеб. По рублю метр, но только после реставрации

Media playback is unsupported on your device

Тысячи дворянских усадеб, национализированных большевиками, стоят заброшенными по всей России, говорят эксперты. В последние годы их восстановлением стали заниматься потомки прежних владельцев.

Уроженцы Риги, финансисты Юрий и Вера Войцеховские-Качаловы, четыре года назад выкупили у государства усадьбу Хвалевское в Вологодской области, до революции принадлежавшую предкам Веры. Усадьба открыла свои двери публике в начале июля - после завершения основных реставрационных работ.

Новые владельцы говорят, что намерены воссоздать в Хвалевском усадьбу из романов XIX века, которая станет для них в первую очередь родовым гнездом. Часть дома они хотят отдать под культурный центр, в который войдут музей, концертный зал, художественная студия и воскресная школа для местных детей.

Случаев, когда потомкам дворян удается вернуть себе семейные поместья, по всей России не более десятка, сообщил Би-би-си глава фонда "Возрождение русской усадьбы" Григорий Алявдин.

Поскольку в России никогда не было государственной программы реституции - возвращения национализированной собственности, - наследникам доступны только варианты покупки и аренды.

По словам Войцеховских-Качаловых, своим примером они надеются показать, что иногда не нужно ждать помощи государства, и призвать других людей спасать усадьбы, оставшиеся без хозяев почти сто лет назад.

"Чеховская атмосфера"

Усадьба резко выделяется на фоне деревянных домов и скромных магазинов села Борисово-Судское, расположенного в 180 км от Череповца. После реставрации она стала одной из немногих достопримечательностей села.

Image caption Покупка усадьбы Хвалевское обошлась Войцеховским-Качаловым в 100 тысяч долларов

Хвалевское было построено в середине XIX века близким соратником Александра III Николаем Качаловым - прапрадедом Веры Войцеховской-Качаловой. Основатель усадьбы одно время был архангельским губернатором, а затем возглавил таможню Российской империи.

Пять поколений потомков Качалова приехали в Хвалевское для открытия усадьбы. Дом, который после революции в разное время был райкомом, военным госпиталем и школой, заново освятили, после чего новые хозяева устроили день открытых дверей для жителей села.

"Мы собираемся возродить здесь настоящую русскую усадьбу с традицией, атмосферой, может быть, чеховской, - говорит Вера Войцеховская-Качалова. - Кроме того, мы также хотим участвовать в жизни села и сделать все возможное, чтобы как-то им помочь".

"Хоть одно сделали"

Борисово-Судское, где, по данным переписи, живут чуть менее двух тысяч человек, не производит такого тягостного впечатления, как многие другие места в нынешней российской провинции. Здесь много частных магазинов, есть дом культуры, музей, проводятся сельские праздники, а летом сюда приезжают многочисленные дачники.

У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо Галина Комиссарова, местная жительница

Вместе с тем местные жители жалуются на нехватку работы. После распада СССР здесь закрылись почти все производства, и молодежь зачастую вынуждена браться за любую мелкую работу, например, колку дров.

На фоне этого, казалось бы, причин для симпатии к состоятельным людям, наследникам дворян, у местных не много. Однако все жители Борисово-Судского, с которыми я разговаривала, относятся к восстановлению усадьбы положительно.

Так, пенсионерка Галина Комиссарова говорит, что, когда она переехала в село в 90-х годах, Хвалевское уже разрушалось на глазах.

"Окна были заколочены, стена разваливалась, вообще никакого порядка не было, - рассказывает местная жительница. - У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо".

Отсылки к царскому прошлому

Новые хозяева купили дом на аукционе за приблизительно 100 тысяч долларов, но реставрационные работы обошлись им в гораздо большую сумму.

Image caption Так выглядела усадьба до реставрации

"Когда мы сюда в первый раз приехали, дом был в таком состоянии, что было трудно представить, что с ним можно сделать. Казалось, что если мы уедем, то он в таком состоянии просто пропадет, а мы останемся с чувством, будто что-то предали", - рассказывает Вера Войцеховская-Качалова.

Как она призналась, если бы их семья была обычными инвесторами, без "личного интереса", они вряд ли взялись бы за этот проект.

Новым владельцам пришлось перестраивать покосившийся угол дома, разбирать перегородки, при помощи которых усадебные комнаты превратили в школьные классы, восстанавливать структуру крыши.

Сейчас их главная задача - воссоздать обстановку дома. Они планируют собрать антикварную мебель, картины, чтобы усадьба как можно больше напоминала то, чем она была до революции.

Отсылки к царской России в усадьбе бросаются в глаза и сейчас: на стенах одной из комнат висят портреты императоров, правивших во времена существования Хвалевского. Однако посетители усадьбы, потомки рабочих и крестьян, по всей видимости, не возражают против этого.

"Это было так давно, сейчас времена совсем другие, и все это неважно. Никакого противоречия нет", - сказала мне одна из посетительниц особняка, стоя у портрета Николая II.

Для местных или туристов?

Когда все работы будут закончены, практически весь первый этаж усадьбы займет культурный центр. На вопрос, как будет устроена жизнь в их доме, если в нем практически постоянно будут находится посторонние люди, хозяева пока не дают точного ответа.

В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше Вера Войцеховская-Качалова

При этом у местных жителей усадьба уже вызывает огромный интерес. Новые владельцы ожидали, что на день открытых дверей придет около 20 человек, но в итоге ошиблись на несколько десятков.

Многие из тех, кто пришел в усадьбу в день открытых дверей, помнят это здание еще с тех времен, когда тут еще была школа. Но если личные воспоминания объяснимо делают усадьбу привлекательной для местных жителей, то о перспективах привлечения туристов издалека Войцеховские-Качаловы говорят осторожнее.

От ближайшего крупного города - Череповца - Борисово-Судское отделяют как минимум три часа езды, в селе нет гостиниц и ресторанов.

Тем не менее, новые владельцы рассчитывают, что через несколько лет доходы от усадьбы, в том числе от туристов, начнут покрывать хотя бы затраты на ее содержание.

"Я думаю, это может быть интересно и иностранцам, кто хочет побывать в настоящей России, побывать в ее глубинке, подышать чистым воздухом", - считает Войцеховская-Качалова.

Инвестиции в историю

В российском законодательстве для наследников не предусмотрено приоритетного права на покупку или аренду национализированной собственности. Им приходится конкурировать на аукционах с другими, часто гораздо более состоятельными кандидатами.

Почему в России нет реституции?

Тогда как большинство бывших стран соцблока уже вернули наследникам владельцев то, что у них отобрали нацисты или социалистическое правительство, в России законы о реституции регулируют исключительно передачу собственности религиозным организациям.

Обсуждения более масштабной реституции, как правило, сталкиваются с тем аргументом, что в России придется возвращать отнятое почти 100 лет назад, тогда как в других странах этот срок короче.

Все судебные иски о возвращении собственности в российских судах решались не в пользу истца - просто потому, что закон такую процедуру не регулирует.

Президент России Владимир Путин ранее категорически отверг возможность реституции нецерковной собственности, конфискованной большевиками.

По словам российского президента, передача собственности открывает "ящик Пандоры", порождающий череду новых требований с разных сторон.

"Может быть, когда-то мы и сможем это сделать, но сейчас, на мой взгляд, мы абсолютно к этому не готовы. Это невозможно", - сказал Путин в феврале на фоне скандала с библиотекой Шнеерсона.

Хвалевское - один из двух примеров того, как потомкам дворян удалось выкупить усадьбу у государства, рассказывает Григорий Алявдин из фонда "Возрождение русской усадьбы". До Войцеховских-Качаловых это сделали Сергей и Елена Леонтьевы, купившие усадьбу Воронино в Ярославской области.

В обоих случаях усадьбы удалось оформить в собственность, поскольку у них не было официального статуса памятника культуры, делающего продажу здания незаконной. Несколько других усадеб по всей России, у которых такой статус есть, были взяты потомками владельцев в долгосрочную аренду под обязательство реставрации. Таким образом, к примеру, была восстановлена усадьба Матвея Муравьева-Апостола в Москве или усадьба Лермонтовых Середниково в Подмосковье.

Частные инвестиции не всегда означают спасение исторического здания. Министерство культуры России в марте подало в суд на арендаторов 36 памятников культуры, после того как генпрокуратура обнаружила десятки нарушений при их реставрации.

Тем не менее, положительных примеров много, причем в большинстве случаев эти люди не являются потомками дворян, отмечает Алявдин.

"Современные бизнесмены вкладывают в это сначала деньги, силы, а потом, я чувствую, уже и душу. Но чем важны потомки и чем они, в каком-то смысле, желательны, чтобы их было больше? Дело в том, что это люди, как говорится, мотивированные", - подчеркивает глава фонда "Возрождение русской усадьбы".

Личная связь с домом была большим стимулом для новых владельцев Хвалевского, но в конце концов происхождение реставраторов не так уж важно, считают новые владельцы усадьбы.

"В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше", - считает Вера Войцеховская-Качалова.

Лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования на портале «Активный гражданин» выбрали особняк усадьбы фон Рекк, известный также как дом со львами. Дом появился на Пятницкой в 1897 году по заказу Вильгельмины Рекк - жены главы «Товарищества Никольских рядов» и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. После прихода к власти большевиков особняк национализировали: в нем разместился Замоскворецкий райком партии. Затем помещения сдавали в аренду.

За пять лет внутренней реставрации здания обновили окна, двери и паркет, а также лепной гипсовый декор с золочением и серебрением и живопись.

Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево в Щербинке, принадлежавшая князьям Вяземским, - один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII - начала XIX века. Долгое время здесь жил автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин.

Реставрация здесь началась еще в 2011 году. Над главным домом восстановили бельведер, который вернул архитектурному ансамблю дворцовый вид. Печи облицевали изразцами, а в помещениях воссоздали архитектурный декор. В овальном зале особняка обновили мрамор, правда, искусственный, и полуциркульное окно. Здание также приспособили для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, был восстановлен парк с беседкой «Храм Аполлона» и оборудован конференц-зал.

Дом в Денежном переулке

В доме в Денежном переулке, построенном в 1887 году, жили купец Николай Боль и владелец одного из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России Карл Гутхейль. После событий 1917 года в особняке расположилась организация «Новая Москва», а затем - коммунальные квартиры. В конце 80-х годов здание передали МИД. Через 20 лет особняк оказался в аварийном состоянии. Реконструкцию дома начали только в 2016 году: специалисты отремонтировали фасад, кровлю и полы, восстановили лепнину и отделку помещений, а также заменили проводку и систему вентиляции.

Флигель усадьбы купца Гусева и жилой дом купца Баулина

Усадьбу на Большой Полянке построили в 1822 году для купца Марка Гусева. В середине XIX века здесь размещались чайный магазин, винный погреб и водочный завод, а в 1880 году - аптека Карла Феррейна. К 1999 году здание оказалось изношено на 58 %.

Дом же купца Николая Баулина на Николоямской улице в 2012 году и вовсе частично признали руинами. Из истории здания известно, что в его основании располагались каменные палаты с подвалом конца XVIII века. В 1860-х годах дом перешел к Николаю Баулину, который открыл поблизости фабрику по производству платков. Во времена СССР здание разделили на жилые квартиры. Теперь дому вернули историческую планировку со сводчатыми помещениями и парадную лестницу со ступенями из доломита.

Оба здания приспособили под современное использование по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Усадьбу на Петровском бульваре построили во второй половине XVIII века по заказу статского советника Евграфа Татищева. После Октябрьской революции главный дом стал поликлиникой, потом туда переехал НИИ рефлексотерапии. В ходе реконструкции воссоздали главную лестницу, цилиндрические своды и лепной декор, а также отреставрировали мраморные колонны здания.

Усадьба в Петроверигском переулке

Городская усадьба, известная как бывший дом Петра Боткина, в 1803 году была литературным салоном, который посещали Карамзин, Жуковский и дядя Пушкина. Во время пожара 1812 года значительная часть усадьбы пострадала, а в 1832-м объект продали чаеторговцу Петру Боткину - именно при нем усадьба стала центром культурной и общественной жизни столицы. После революции дом национализировали: в то время тут преподавали курсы Коминтерна и вели подготовку личного состава Красной армии. Позднее усадьбу и вовсе превратили в детский сад. Реставрационные работы провели в главном доме и дополнительных корпусах.

Гражданская архитектура

Кокоревское подворье и Историческая библиотека

Кокоревское подворье - гостиница с магазинами и оптовыми складами - построено в начале 1860-х годов меценатом Василием Кокоревым. В ХХ веке здание передали оборонному ведомству, тогда же надстроили несколько этажей.

В ходе реставрации Государственной публичной исторической библиотеки специалисты восстановили фасад и внутренние помещения, а также обновили техническую базу библиотеки.

Культовое зодчество

В этой категории премию присудили ансамблю Донского монастыря XVI–XIX века. Власти отметили реставрацию усыпальницы Голицыных, которая расположена в церкви Михаила Архангела. Также среди победителей оказались восстановленная колокольня в Рождественском монастыре и церковь Рождества Христова в Варварине.

Садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура

Цветники ВДНХ и усадьба Нескучное

Лучшими объектами садово-паркового искусства в этом году признали работу ландшафтных архитекторов и дизайнеров над цветочными партерами ВДНХ. Специалисты возродили цветники площадью 20 тысяч квадратных метров, украшавшие выставку в 1954 году.

Внимания также удостоился ансамбль усадьбы Нескучное - здесь восстановили два кирпичных и один каменный мост, перекинутые через большой овраг в первой трети XIX века.

Монументальное искусство

Памятники Пушкину и Горькому

Памятник Пушкину создал Александр Опекушин в 1880 году. Реставрация скульптуры началась в апреле 2017 года - ее на следующий день после прошедшей на Пушкинской площади акции против коррупции. При этом власти города , что в закрытии памятника сразу после митинга нет никакой политической подоплеки. Саму скульптуру очистили от пыли, сажи и копоти, удалили поверхностную мастиковку, закрывавшую неровности и дефекты металла, а на поверхность скульптуры нанесли специальный состав для выравнивания цвета и устранения бликов. Каменному Пушкину сохранили зеленый цвет и даже искусственно состарили.

Также в этом году на свое историческое место - на площадь Тверская Застава - вернулся памятник Максиму Горькому. Монумент установили в сквере напротив Белорусского вокзала еще в 1951 году, а в 2005-м решили перевезти в «Музеон» из-за изменения схемы движения на площади. Скульптуру отчистили от продуктов коррозии, воска и лакокрасочного покрытия. Также реставраторы устранили дефекты поверхности.

Археологическое наследие

Белый город и Китайгородская стена

Фрагмент фундамента стены Белого города, которую в XVIII веке разбирали для строительства особняков, обнаружили десять лет назад и тогда же законсервировали. Кирпичная стена конца XVI века, крашенная белой известью, стала третьим крепостным сооружением после Кремля и Китай-города. В 2017 году на Хохловской площади устроили музей под открытым небом, поместив часть стены под стекло.

Еще одну древнюю стену XVI века - Китайгородскую - нашли при строительстве парка «Зарядье». Сейчас она представлена в подземном пространстве пешеходного перехода через Москворецкую набережную.

Промышленная архитектура

Окружную железную дорогу и здания станций, построенные в 1903–1908 годах в стиле московский модерн, начали реконструировать в 2012 году. К тому времени большая часть построек была утрачена. Среди оставшихся зданий восстановили двухэтажный вокзал на станции Воробьевы Горы и комплекс построек станции Канатчиково.

| реставрация

ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ ФОН МЕКК В ХРУСЛОВКЕ

Ерощева Наталья Юрьевна
фрагменты

Настоящий проект разработан в соответствии с заданием кафедры «Городское строительство и архитектура» на выполнение дипломного проекта по специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Для дипломного проекта выбран главный дом усадьбы фон Мекк в селе Хрусловка Веневского района Тульской области. Здание является историко-архитектурным памятником конца XIX века. Дом дворцового типа был построен по заказу барона фон Мекка Максимилиана Карловича, одного из крупнейших в России инженеров путей сообщения, действительного статского советника. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. Здание построено в псевдоготическом стиле, в четырех уровнях: цокольный, 1-й, 2-й этажи, а так же чердачные и помещение в башне. В настоящее время здание не используется.

АКТ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТ ПО ПАМЯТНИКУ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ЕГО ТЕРРИТОРИИ
объекта культурного наследия

9.05.2011 N 7100000212

Я, нижеподписавшаяся, представитель гр.331561 ТулГУ студентка

Ерощева Наталья Юрьевна составила настоящий акт в том, что сего числа (9 мая 2011 года) мной произведен технический осмотр памятника истории и культуры Усадьба фон Мекк, Веневский р-н, с.Хрусловка.

В результате осмотра памятника Объекта установлено:

I. Техническое состояние памятника Объекта

1. Общее состояние памятника:

Здание представляет собой постройку конца XIX века. Усадебный дом дворцового типа, кирпичный, построено в четырех уровнях: цокольный, первый и второй этажи, а также чердаки. В настоящее время здание не используется.

2. Состояние внешних архитектурно - конструктивных элементов памятника:

а) общее состояние: удовлетворительное, заложены некоторые проемы

б) фундаменты: визуально не просматриваются, перекосов нет, трещины не просматриваются, предположительный процент утрат – 5%

в) цоколи и отмостки: имеется цоколь, частично заглублен в культурный слой, выполнен из кирпича, облицованного белым камнем, южный и восточный фасады имеют утраты белокаменной облицовки, присутствуют также пятна сырости и плесень, - утраты 10% отмостки нет, утраты – 100%

г) стены к ирпичные на известковом растворе, имеются выбоины, трещины, некоторые проемы заложены, утраты - 10%

д) крыша (стропила, обрешетка, кровли, водосточные желоба и трубы) крыша присутствует, стропила, обрешетка в удовлетворительном состоянии, имеются признаки гниения дерева, кровля коррозирована, утрачены водосточные трубы, остались элементы крепления водосточных труб, утраты – 40%

е) внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные
украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) штукатурный слой на фасадах сохранился частично, фронтоны, пинакли, карнизы, украшения в удовлетворительном состоянии, утраты – 20%

3. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника:

а) общее состояние удовлетворительное, построены дополнительные перегородки, некоторые проемы заложены, полы, перекрытия сохранены

б) перекрытия (плоские, сводчатые) плоские перекрытия по деревянным балкам, имеются признаки гниения дерева, в нескольких местах произошли обрушения балок, процент утрат – 10%

в) полы деревянные по лагам с песчаной засыпкой, покрытие полов – наборный паркет, утраты – 40%

г) стены, их состояние, связи кладка внутренних стен имеет незначительные утраты, имеются дополнительные перегородки, утраты – 10 %

д) двери и окна проемы частично заложены, остекление окон отсутствует, частично отсутствуют полотна дверей, некоторые двери заколочены, утраты – 50%

ж) лестница сохранилась, в неудовлетворительном состоянии, отсутствуют многие ступени, утраты – 60%

з) лепные, скульптурные и проч. декоративные украшения частично утрачены, утраты – 30%

4. Живопись (монументальная и станковая): роспись с растительным орнаментом сохранена в нескольких комнатах, утраты 85%

5. Предметы прикладного искусства (мебель, осветительные приборы,
резьба по дереву, металлу и пр.) не сохранились, утраты – 100%

6. Отопительные приборы сохранен камин с белоснежными глазурованными изразцами, утраты 55%

7. Сад, парк, двор, ворота и ограда: сохранился парк, в неудовлетворительном состоянии, утрата – 40%

Предварительные предложения по реставрации

1. Первоочередные работы

Работа по санации памятника

Вырубка излишних деревьев и кустарников вокруг памятника, снятие культурных наслоений, вывоз строительного и бытового мусора из здания, снос пристроек на территории усадьбы не относящихся к памятнику.

2. Основные реставрационные работы

а) Усиление фундаментов и устройство гидроизоляции

Необходимо провести работы по укреплению фундаментов и провести работы по устройству гидроизоляции. Одним из предлагаемых методов является горизонтальная гидроизоляция в основании кладки стен методом электроинъектирования.

б) Укрепление и восстановление утраченной кладки стен

В кладке стен присутствуют выбоины, трещины. Поврежденные участки необходимо заменить, восстановить перевязку. Особенно пострадали южный фасад.

Инъецирование специально подобранными растворами - современный и рациональный способ укрепления кирпичной, каменной и смешанной кладки, расчлененной трещинами на крупные и средние блоки или на щебеночные фракции.

Затвердевший инъекционный раствор должен быть близок по своим физико-техническим свойствам к материалу кладки. Компонентами растворов могут быть известь-тесто, цемент, кварцевая пыль, белокаменная мука, цемянка. Для нагнетания растворов используются ручные или механические насосы, создающие давление от 6 до 8 атмосфер.

Кирпичная кладка производится вручную на цементно-известковом растворе. Кирпич применялся размерами 220х90х60, поэтому необходимо изготовить кирпич таких же размеров на заказ.

в) Восстановление цоколя и отмостки

Реставрация белого камня цоколя, расчистка его от красочного слоя, мха и растительности.

Для защиты фундамента от поверхностных вод по всему периметру здания устраивают отмостку. Отмостка должна быть на 10-20 см шире карниза, но не менее 60 см Поперечный уклон отмосток от стен дома должен быть не менее 5°. бетонную брусчатку укладывают на подготовленный слой из песка или щебня толщиной 3-5 см, предварительно сняв растительный слой. Зазоры между отдельными элементами брусчатки заполняют песком.

г) Восстановление перекрытий

Устройство перекрытия по цельнодеревянным балкам, сечением – 225х150 мм, уложенные на кирпичные стены. Балки выполняют из бруса древесины хвойных пород с влажностью не более 20% и обрабатывают их огнебиозащитными составами.

д) Лестница

Восстановление утраченной винтовой лестницы. Устройство входных железобетонных лестниц и пандусов, замена существующей железобетонной лестницы.

е) Восстановление покрытия

По проекту покрытие будет выполнено по системе наклонных стропил. Также будет восстановлен организованный водосток.

Кровля из листовой стали.

ж) Заполнение проемов окон, дверей

Оконные и дверные блоки изготавливаются по индивидуальному заказу.

Так же требуется разобрать заложенные оконные и дверные проемы.

3.Отделочные работы

Требуется известковая окраска фасадов и обновление внутреннего штукатурного слоя. Декор фасадов восстанавливается в соответствии с чертежами. Устраиваются водосточные трубы и их крепления.

4.Работы по инженерному благоустройству

К зданию подведены инженерные коммуникации. В связи с их значительным физическим износом требуется их обновление и замена.

5. Работы по благоустройству и озеленению территории

Проектом предусмотрено благоустройство участка при реставрируемом объекте, будет проведена реконструкция ландшафтной части парка – рубка уход, санитарная рубка, вырубка подлеска. Восстановление пруда. На территории усадьбы предусмотрено устройство площадок для отдыха, благоустройство пруда. При въезде на территорию будет расположена автостоянка для гостей и персонала.

ФОТОФИКСАЦИЯ


Северный фасад, 08.05.11

Западный фасад, 08.05.11

Восточный фасад, 04.03.12

Южный фасад

Тамбур и входная дверь, 08.05.11

Ионические колонны, первый этаж

Ионическая колонна, капитель, первый этаж

База ионической колонны, первый этаж

Роспись, между ионическими колоннами, первый этаж

Оконные проемы комнаты первого этажа

Коридор, первый этаж

Коридор, первый этаж

Интерьер комнаты, первый этаж

Декоративные элементы и роспись, первый этаж

Розетка, элемент декора интерьера, первый этаж

Потолочный карниз, первый этаж

Подлинный камин, интерьер первого этажа

Клеймо на изразце камина

Подлинная дверь в комнате на первом этаже

Подлинный наборный паркет, первый этаж

Декоративные кронштейны и роспись комнаты первого этажа

Лестница на второй этаж

Фрагмент лестнечного марша

Комната второго этажа

Коридор второго этажа

Комната второго этажа

Комната второго этажа

Паркетный фундамент, второй этаж

Комната второго этажа

Окно в башне, второй этаж

Подлинный паркет, второй этаж

Междуэтажная площадка, фрагмент

Лестница на цокольный этаж

Помещение цокольного этажа

Цокольный этаж, своды монье

Коридор цокольного этажа

Заложенный проем цокольного этажа

Западный фасад, фрагмент, декоративные элемент

Западный фасад, фрагмент

Фрагмент резалита северного фасада

Фрагмент восточного фасада

Башня, фрагмент восточного фасада

Кирпичный декор, фрагмент западного фасада

Фрагмент южного фасада

Слуховое окно, фрагмент южного фасада

Пинакль, фрагмент северного фасада

Фрагмент северного фасада

Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров, 1892

Проект реставрации


...

Схема планировочной организации земельного участка

Село Хрусловка расположено в 7 км севернее Венева вблизи железной дороги Венев – Кашира, на левом берегу р. Осетр. Усадьба находится на противоположном – правом берегу. Рельеф территории холмистый. Усадьба занимает верхнюю часть и склоны холма. Восточный склон осложнен обширным глубоким оврагом. Усадьба в единстве с парком образуют ансамбль. Парк при усадьбе является памятником садово-паркового искусства XIX-XX вв. Парк смешанного стиля с регулярной и ландшафтной частями.

С юга территории усадьбы ограничена двойным рвом и валом, поросшим липами, кленами, ясенем. По западной границе парка проходит старая липовая аллея, южная ее часть является подъездной и ведет в район усадебного дома. Она с двух сторон оканавлена и обвалована, частично сохранилось гравийно-булыжное мощение. Недалеко от усадебного дома аллея отклоняется севернее и затем переходит в грунтовую дорогу, которая полукольцом охватывает территорию усадьбы с севера и северо-востока. Восточная граница усадьбы и парка не выражена. Перед северным фасадом дома расположена небольшая поляна, за ней начинается еловая аллея, идущая на север в сторону реки. Западнее аллеи, параллельно ей проходит рядовая посадка старых лип. Ряд лип проходит по невысокому искусственному уступу, отделяющему центральную часть парка от садов. Сохранилась еще одна аллея в северной части парка, идущая от центральной части на север. Она смешанного состава: наряду со старыми липами в ней растут старовозростные тополя. Пространство между аллеей и рядом липы занято фруктовым садом. В северной части парка сохранилось большое количество старовозрастных деревьев: липа, тополь, ель, сосна, туя – возраста 100-150 лет. Восточнее замка проходит глубокий овраг, перекрытый земляной плотиной, так что напротив усадебного дома сохранился пруд, вокруг которого формируется ландшафтный парк. Пруд каплевидной формы. Сейчас заболочен. По берегам сохранились старовозрастные дубы и липы. Здесь растет большое количество старых ценных деревьев: дубы, липы, сосны, березы, ели, туи, лиственницы возраста 100 и более лет.

Парку необходима реставрация и реконструкция. Реконструкция ландшафтной части парка – рубка уход, санитарная рубка, вырубка подлеска. Восстановление пруда.

На данный момент земельный участок, на котором расположен памятник, не благоустроен. Территория захламлена строительным и бытовым мусором, имеются хаотично растущие деревья и кустарники.

На территории усадьбы будут проведены работы по благоустройству, Проектом предусмотрено устройство дороги, для удобного подъезда к зданию, восстановление и благоустройство дорожек.

Работы по благоустройству включают в себя исследование геодезий участка, планировку и проектирование участка в соответствии с особенностями его рельефа, экологии, структуры почвы и многих других факторов. Второй этап включает прокладку коммуникаций, прокладка дренажа (в нужных местах), системы полива, освещения, обустройство площадок для отдыха. Третий этап это прокладка дорожек из любого подходящего материала, установка осветительных приборов, беседок. После осуществления вышеуказанных работ следует проведение необходимых мероприятий по улучшению плодородия почвы, после чего могут быть высажены растения: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, устройство газонов.

При въезде на территорию расположена автостоянка для гостей и персонала.

Сводный сметный расчет в сумме 285697052,7 руб.
Составлен в ценах по состоянию на 1 кв. 2012г.

Основные технико-экономические показатели

п/п Наименование показателей Ед.изм. Величина показателей
1 Общая площадь земельного участка м 2 156 000
2 Площадь застройки территории м 2 952
3 Общая площадь м 2 1152
4 Полезная площадь м 2 1282
5 Расчетная площадь м 2 956
6 Общий строительный объем м 2 9684
7 Сметная стоимость строительства тыс.руб.
8 Стоимость единицы измерения тыс.руб/ м 3 29502
9 Общая продолжительность реставрации месяц 8
10 Общая трудоемкость строительства чел.смен 3172
11 Выработка тыс.руб/чел.смен 63047,9

Усадьба была построена во второй половине XVIII века. Главным архитектором выступил Н.А.Львов, для которого этот проект стал одним из величайших творений за всю жизнь. Она была задумана и спланирована как место приема и отдыха царских особ на пути из Санкт-Петербурга в Москву.

Шли годы, десятилетия, столетия... Мы пропустим значительный период жизни усадьбы и подойдем к моменту, когда были предприняты первые попытки отреставрировать разрушенный временем памятник архитектурного искусства.

В 90-х годах прошлого века памятник архитектуры федерального значения оказался ненужной обузой на балансе предприятий, некогда имевших здесь дом отдыха, и потихоньку приходил в упадок. Экскурсанты довольствовались романтикой заброшенности и легендами. Программа по реставрации практически была заморожена и мало кто в те годы мог поверить, что когда-нибудь удастся вернуть усадьбу к жизни.

В начале 2000-х годов усадьба «Знаменское-Раек», представляла заросший травой двор, окруженный сохранившейся колоннадой, главный дом с проступавшей сквозь отвалившуюся штукатурку кирпичной кладкой, а полуразрушенные флигели стояли без дверей.

Но все изменилось, когда в 2002 году, по решению Тверской администрации усадьба «Знаменское-Раек» была передана в долгосрочную аренду компании «Конкор». Объем работы, который необходимо было выполнить с первого взгляда мог показаться необъемным. Помимо самой усадьбы требовалось восстановить и разрушенный парк, который является неотъемлемой часть всего архитектурного памятника. Но это не сильно пугало руководство компании и было решено во что бы то не стало восстановить усадьбу.

Сложность научной реставрации Знаменского-Райка состояла в том,что сохранилось крайне мало документов,описаний, фотографий, по которым можно восстановить облик усадьбы времен Глебовых-Стрешневых. Было несколько акварелей середины ХIХ века, они и стали отправной точкой при разработке проекта реставрации интерьеров.

Первый годы пришлось проводить массу исследовательской работы, так как требовалось подготовить развернутый и детализированный проект реставрации. Исследование заняло не один год. Проект реставрации осуществляется под непосредственным авторским надзором архитекторов из Центральной научно-реставрационной проектной мастерской, следящих за всеми этапами работ, ведь малейшая ошибка может привести к серьезным утратам.

В ходе работы было обнаружено ряд ценнейших находок, который потом были отреставрированы:

Под 27 слоями поздней штукатурки были обнаружены уцелевшие росписи

При раскопках были обнаружены осколки керамических ваз, в которых высаживали растения.

Были обнаружены элементы устройства воздуховода.

Главной первичной задачей было устранить следы поздних ремонтов, сделанных в период советской эпохи. И с гордостью можно заявить, что мастерам это удалось.

Основной этап восстановительных работ занял почти 10 лет. Фасады главного дома, колоннада и флигели приобрели первоначальный облик, усадьба снова засияла контрастом белого и золотого.

Такая длительность работ связана в первую очередь с тем что почти все работы проводились в ручную. При этом требовалось еще как можно более точно подобрать нужный материал, который был бы совместим со старинным кирпичом, штукатуркой краской и т.д. Мастера, работающие в усадьбе, - специалисты редких профессий: белокаменщики, штукатуры, лепщики, позолотчики, резчики по дереву, мастера по искусственному мрамору. И когда столько профессионалов собирается водном месте – результат не может быть плохим. В этом вы можете убедиться сами.

Сегодня усадьба «Знаменское-Раек» выглядит так, словно и не прошло этих двух веков. Восхитительный античный Форум, расположенный в окружении уникального парка и поражающий своего посетителя размахом, торжественностью и величием.

Отреставрирована и действующая Знаменская церковь, составляющая теперь единый ансамбль с главным домом, а на очереди постепенная реставрация интерьеров главного дома.

Надеемся, что вам понравилась эта статья и вы найдете время, чтобы своими глазами насладиться видами вновь ожившей усадьбы, цветение яблонь, ландышей, а также зрелищем цветущих роз.

Реставрационная мастерская Виктора Морозова.

Реставрация мебели. Золочение. Восставноление лакокрасочных покрытий

Если вам понравилась эта статья, то будем признательны, если вы поделитесь ей в своих соц.сетях.

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика:

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта