Главная » 1 Описание » Чем части света отличаются от материков кратко. Материки и континенты

Чем части света отличаются от материков кратко. Материки и континенты

Сословие - это социальная группа, обладавшая определенными передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе. Формирование сословий происходило в процессе правового оформления имущественного неравенства, а также общественных функций - религиозных, военных, профессиональных - разных групп населения; в ходе этого складывался особый уклад жизни и мораль каждой группы.

Сословное деление общества было связано с классовым делением, но не совпадало с ним. Количество сословий, степень их обособленности и замкнутости весьма отличались в разных странах и в разное время, что отражало конкретные пути исторического развития. Характерный принцип.наследования сословной принадлежности также соблюдался в разной степени. Так, индийским кастам он был присущ абсолютно, а в средневековых государствах Западной Европы или в России возможность войти в привилегированное сословие давал монарх. Исключением из правила наследования сословной принадлежности является христианское духовенство. Стремясь к достижению идейного и духовного господства, христианская церковь старалась привлечь к себе на службу наиболее одаренных людей, невзирая на их сословную принадлежность и материальное положение и содействуя их образованию.

Классический пример сословной организации средневекового общества представляет Франция, где в 14-15 вв. все население делилось на три группы: духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. Причем первые две принадлежали к одному классу феодалов и обладали многочисленными привилегиями, к наиболее существенным из которых относились освобождение от уплаты налогов и особые преимущества при замещении государственных должностей. В третье сословие, облагаемое налогами, входили все остальные классы и группы населения, в том числе в период позднего средневековья и нарождавшаяся буржуазия, постепенно накапливавшая огромные богатства, но остававшаяся политически неполноправной. Поэтому в период утверждения капиталистических отношений - в ходе буржуазных революций - она уничтожает сословную иерархию, противопоставляя ей иерархию богатства и утверждая принцип формального равенства граждан. Так, во Франции сословный строй был уничтожен Великой французской революций 1789-1799 гг.

В России во 2-й половине 18 в. утвердилось деление общества на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство.

Дворянство составляло высшее привилегированное сословие, главнейшей обязанностью которого была «государева служба», прежде всего военная. Со времен «Манифеста о вольности дворянства» (1762) и эта служба перестала быть обязательной, а привилегии все больше перевешивали «тяжесть» обязанностей. Из дворянства формировался командный состав царской армии, его представители занимали высшие государственные должности, в его руках находилось местное управление. Оно обладало исключительным правом владения населенными землями, контролировало сельское хозяйство, имело монополию на винокурение, было свободно от государственных налогов. В отношении дворян запрещались телесные наказания. Дети дворян пользовались исключительным, позже преимущественным правом на образование. Сословное самоуправление сохраняло и обеспечивало их привилегии (составляло дворянское общество, созывало дворянские собрания, выбирало предводителей дворянства в губерниях и уездах, исправников и т. д.).

На духовенство возлагалась обязанность воспитания паствы в духе идей христианства и безоговорочного подчинения монарху и власть имущим, за что ему предоставлялось множество привилегий, в том числе освобождение от налогов и право на образование детей, которое позволяло детям духовенства в свою очередь войти в духовное сословие.

Купечество - основное торговое сословие России (позже в его руках находилась и промышленность). Это - податное сословие. Кроме основного права заниматься промышленной и коммерческой деятельностью принадлежность к нему давала право получить, например, звание потомственного почетного гражданина, освобождала от телесных наказаний, предоставляла некоторые возможности в образовании детей, обеспечивала участие в городском и сословном (купеческие общества, съезды, собрания и т. д.) самоуправлении.

К мещанскому сословию, тоже податному, относились городские жители из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев, низших служащих. Принадлежность к мещанству привилегий не давала, от телесных наказаний не освобождала. Уделом крестьянина были тяжкий труд хлебопашца на помещичьей земле, уплата всевозможных податей и полное бесправие.

Такое сословное деление существовало в России до Февральской буржуазной революции 1917 г.

Буржуазия отрицает сословия, но отдельные проявления сословного неравенства при капитализме продолжают существовать.

В любом обществе, которое переступило ступень первобытности и находится на стадии цивилизации, обязательно появляется неравенство. Общество делится на различные группы людей, причём одни группы находятся на высоком положении в обществе, а другие – на низком.

Историки выдвинули два способа выделять такие группы людей в средневековом обществе. Первый способ – выделение сословий, то есть таких групп людей, которые имеют строго определённые права и обязанности в обществе, передаваемые по наследству. Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Это значит, что в каком сословии человек родился, в том он, как правило, и проживал всю свою жизнь. В средневековье существовало три сословия, каждое из которых имело определённое занятие. По престижности и важности этого занятия сословия получили номера. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (поэтому номер сословия определял его близость к богу) и предназначил каждому человеку место в одном из них. Поэтому стремиться перейти из одного сословия в другое означало выступать против «божьей воли». Только первое сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, хотя принадлежность к сословию воюющих и работающих считалась наследственной. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём.

Ближе всех к богу считалось первое сословие, которое состояло целиком из духовенства (людей, которые служили в церквях и монастырях: монахов, священников, епископов и выше вплоть до папы римского). Оно называлось «молящиеся», поскольку его главной заслугой перед обществом считалось то, что оно замаливало перед богом грехи людей, относившихся к другим сословиям, заботилось об их духовном исцелении. Духовенство должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие называлось «воюющие» и состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям. Наконец, дальше всего от бога находилось так и называемое «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне (они занимались сельским хозяйством и отчасти ремеслом), а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами , они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. Третье сословие также называли «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий. Только благодаря тяжкому труду третьего сословия два других могли выполнять свои обязанности.

Но выделение сословий не учитывало самое важное для средневековья: кто владел главным для той эпохи богатством – землёй. Поэтому историки выдвинули ещё один способ выделять группы в средневековом обществе – выделять классы. Классы выделяются не на основе прав и обязанностей каждого человека, а на основе того, какую человек имел собственность. Историки выделили два основных класса в средневековом обществе: класс феодалов, представителям которого принадлежали земельные участки , и класс крестьян, у которых своей земли не было. Чтобы прокормить себя крестьянину нужна вынужден был брать землю у феодала в аренду, но за это обязан был нести в пользу феодала особые повинности. Этих повинностей было две: либо крестьянин отдавал часть полученного на взятом в аренду участке продукта (урожая, мяса и пр.) (такая повинность называлась оброк), либо он несколько дней в неделю должен был работать на земле феодала (на участке, который феодал не роздал в аренду крестьянам) – такая повинность называлась барщина (слово означало, что земля принадлежала «барину» – феодалу). К классу феодалов относились король, рыцари и церковь (духовенство), поскольку именно им в средневековье принадлежала земля.

Со временем феодалы прикрепили крестьян к земле: если раньше крестьянин мог перейти от одного феодала к другому, когда ему не нравился рост барщины и оброка, то теперь крестьянин вместе со своей семьёй вынужден был всегда трудиться на своего хозяина. Более того, феодалы получили над крестьянами судебную власть (споры всех крестьян, живших в имении феодала, разбирал сам феодал) и право вмешиваться в личную жизнь крестьян (разрешать или не разрешать им переезжать, жениться и пр.). Эта полная зависимость крестьянина от феодала (и земельная, и судебная, и личная) получила название крепостное право.

Вопросы:

1. Составьте таблицу «Отличия сословий и классов», самостоятельно выбрав критерии из изученного текста

критерии

классы

сословия

2. Заполните схему: «Два способа разделения средневекового общества на группы»


название сословия

кто входил

обязанность в обществе

название класса

отношение к собственности

имели __________, но не работали на ней и сдавали её в _____________

не имели своей __________, а брали её в аренду у _________ за две повинности – ___________ (обработка земли феодала) и ____________ (отдача части урожая феодалу)

3. Почему сословия получили номера от первого до третьего?

4. Сословия в средневековье разделялись на высшие и низшие: высшие были почётными, у их представителей было больше прав, чем обязанностей, а у низших – наоборот. Подумайте, какие сословия относились к высшим, а какие – к низшим?

5. Положение какого из сословий было самым тяжёлым? Какие требования выдвигали представители этого сословия?

6. Что считалось главным богатством в средневековье? Свой ответ обоснуйте имеющимися знаниями об эпохе средних веков.

7. Какие сословия обладали земельной собственностью в средневековье и поэтому могут считаться классом феодалов?

8. Что такое повинности? Какие основные повинности были в средневековье?

9. Почему попытки перейти из одного сословия в другое считались греховными?

10. Влияло ли богатство на то, к какому сословию относился человек?

11. Как складывались отношения между классами крестьян и феодалов?

12. Что такое крепостное право?

13. Вспомните, от какого слова произошло название феодализма и сословия феодалов?

14. В средневековье крестьяне не имели в своей собственности земли, но в конце античной эпохи многие крестьяне имели землю (в Риме многие отпущенные рабы получали землю, у германцев земля принадлежала крестьянским общинам). Подумайте и назовите несколько путей, которыми крестьяне лишались своей земли, а феодалы её получали.

Сословия - признак феодального общества, говорит марксистская теория общественно-экономических формаций. Формально, современная Россия является капиталистическим индустриальным и постиндустриальным государством. По факту же картина выглядит иначе. В результате либеральных «упражнений» последних 25 лет, в нашей стране складывается неофеодализм со всеми вытекающими последствиями, среди которых невооружённым глазом становится видно формирование сословий.

Именно по этой причине многие монархисты предлагает узаконить сословное разделение общества. Так будет проще во всех отношениях. Так будет честнее и справедливее называть вещи своими именами. Имперор предположил, какими могут быть сословия в современной России, учитывая исторический опыт столетней давности.

Ближайший исторический опыт, связанный с сословным разделением общества, документально зафиксирован в Своде законов Российской Империи, которые действуют на территории Суверенного государства Императорский Престол.

Анализ исторического опыта сословий в Российской Империи

Последняя сословная структура общества, которая существовала в России, происходит из XIX века, когда в законодательстве Российской Империи общество делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городских жителей.

Дворянство

Дворянская семья начала ХХ века

Дворянство в XIX веке, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически активным классом. Дворяне владели большей частью земли, являлись собственниками предприятий, инфраструктуры. Дворяне служили в армии Государю Императору, и поэтому не облагались налогами. До 1861 года им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нём все ключевые должности. Во время правления Александра I, дворянство получило новые капиталистические права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Также дворянство обязано было нести духовный смысл своих привилегий - дворянские добродетели, что было отражено в Законе «О дворянстве» Императорского Престола.

Духовенство

Духовенство в начале ХХ века

Духовенство в XIX веке, как и всегда, делилось на чёрное и белое. Однако правовое положение духовенства окончательно превратилось в служилое. С одной стороны, сами служители церкви получили ещё большие привилегии. С другой стороны, к духовному сословию относились люди, непосредственно несущие службу в церкви. Церковь была частью государства, и её делами управлял Священный синод во главе с чиновником высокого уровня - Обер-прокурором.

Также в XIX веке получила распространение практика наделения отдельных представителей духовенства дворянскими привилегиями. Лучшим служителям церкви давали личное и потомственное дворянство.

Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

За XIX- начало XX века духовенство практически не изменилось количественно. Не претерпевал изменений его социальный и правовой статус.

Крестьяне

Крестьяне в начале ХХ века

До 1861 года феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения Российской Империи. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, то есть, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжёлым и неэффективным для уровня развития сельского хозяйства XIX века было положение помещичьих крестьян, которых помещики считали своей собственностью, и распоряжались их жизнями так, как хотели.

Государство на протяжении многих лет принимало ряд мер по улучшению положения помещичьих крестьян. 20 февраля 1803г был принят указ о вольных хлебопашцах. По этому указу, помещики получали право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Однако, по факту, закон оказался недееспособным. Освободилось не более 1% крепостных крестьян. С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. В 1837 году проведена реформа управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления. В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам в пользование землю, за что крестьяне должны нести определённые повинности. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, вследствие чего в промышленности стало всё больше увеличиваться применение наёмного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

После крестьянской реформы Императора Александра II крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля, на которой работали крестьяне, принадлежала помещикам, и пока крестьяне не выкупали её, они назывались временнообязанными, и несли в пользу помещиков различные повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда, несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

Городское население

Купцы начала XX века

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами. Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных. Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д. Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т,д.

Купечество делилось на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй розничные торговцы. Как и в предыдущий период, купцы сохраняли свои привилегии. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цеха имели свои органы управления. Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Их правовое положение не изменилось.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий.

Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское и сельское население. Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почётных граждан.

Современное состояние сословий в России

По мнению российских монархистов, в современной России может быть три сословия – дворянство, духовенство, казачество и городские жители. Чем будут современные сословия отличаться от того, что в России было 100 лет назад?

Первые два сословия наиболее быстро и успешно смогут адаптироваться под критерии, установленные Сводом законов Российской Империи. Дворянство и духовенство в современной России представлено теми социальными группами, которые способны передавать высокий социальный статус по наследству. В случае с российским дворянством, это крупные чиновники и бизнесмены. Духовенство также вполне можно выделить по тем же критериям церковного служения, что и до революции.

Казачество должно стать настоящим служилым сословием России. Это будет современная контрактная армия, которая формируется на принципах преемственности поколений. Главной особенностью казачества должно стать дарование привилегий на время несения службы.

Больше всего проблем в сословном определении остальных категорий российских граждан, которых в результате выделения дворянства и духовенства останется примерно 80% населения. Сословие «Городские жители» должны подразделяться на предпринимателей, креативный класс, и наёмных сотрудников.

К предпринимателям должны относиться фермеры, а также мелкий и средний бизнес в городах. Социальную группу «Креативный класс» представляют люди, доход которых складывается благодаря произведению интеллектуальной собственности. Наёмные сотрудники – это все остальные работники, которые продают свой труд и время за деньги.

В России термин «сословие» появился только в 18 веке, поэтому считается, что сословий, как в западных государствах, в допетровской Руси не было. Однако, социальное деление на группы, члены которых отличались по своему правовому положению, в Киевской Руси наблюдалось уже в 10- .

Социальная лестница

К высшему сословию принадлежали князья и духовенство, владевшие землями. Затем шли служившие князю дружинники. На вершине этого привилегированного находились бояре и назывались старейшей дружиной. Внизу располагались отроки или младшая дружина.

Ниже по социальной лестнице располагались не служившие князю так называемые свободные люди: в городе – купцы, ремесленники, общинники, на селе – крестьяне, обложенные данью. Несвободное, зависимое от землевладельца население челядью или холопами. Еще ниже по сословной лестнице располагались смерды – чернь или рабы, которые имелись, как в городе, так и на селе.

В середине 11 века появились так называемые закупы и рядовичи. Закупами назывались должники землевладельцев, они занимали положение между свободным населением и холопами. Рядовичами назывались люди, заключившие в пользу своего хозяйства договор (ряд) с землевладельцем.

Особняком в обществе находились изгои – люди, оказавшиеся вне социальных слоев: разорившиеся купцы, выкупившиеся и даже знатные граждане, отвергнутые своими сословными группами.

По деньгам и статус

Сословная структура окончательно была сформирована во второй половине 18 века. Кроме потомственных, появились личные дворяне, которым дворянство было пожаловано за заслуги перед государством, например, за воинскую доблесть. Ряд дворянских получали почетные граждане, но дворянами, как правило, так и не становились. Духовенство по-прежнему оставалось привилегированной социальной группой. Купечество было разделено на три гильдии, принадлежность к которым определялась размером капитала купца.

К разночинцам относились люди неопределенного социального положения, например, дети личных дворян. Городское население – ремесленники, торговцы, домовладельцы стали называться мещанами. В отдельное сословие со своими привилегиями было выделено казачество.

Крестьянское сословие составляли категории, сформированные по принципу принадлежности земель: государственные, монастырские, помещичьи крестьяне, а также жившие на землях императорской

В России к началу 20 века сосуществовали сословия и классы, поскольку в это время Россия находилась в стадии перехода отфеодального строя ,для которого характерно сословное деление, к капиталистическому , для которого было характерно классовое деление общества.

Мещанство

Мещанство - средние слои городского населения (мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга и т.д.) В России до 1917 года - сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Купечество

Купечество - торговое сословие. Оно оказалось наиболее приспособленным к началу капиталистических преобразований. Купечество стало основой для формирования российской буржуазии.Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. К началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

Классы

Буржуазия

Буржуазия - класс эксплуататоров, владеющий на правах частной собственности орудиями и средствами производства и извлекающий прибавочную стоимость посредством эксплуатации наемного труда. Мелкая буржуазия - класс мелких собственников, владеющих средствами производства и пользующихся наемным трудом в незначительной степени или совсем не пользующихся им. Буржуазия к началу 20 века становится экономической опорой самодержавия, но была лишена политических прав. Это приводит к тому, что русская буржуазия была сильно политизированна.

Пролетариат

Пролетариат (нем. «Proletariat» от лат. «proletarius» - неимущие) - социальный класс, лишённый собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Пролетариат в России был достаточно малочисленным (10%). Для него было характерно резкое расслоение на рабочую аристократию и чернорабочих, уровень жизни которых был крайне низким, а условия труда ужасающими. Наиболее бедные слои пролетариата были крайне революционны.

Помещики

Помещик - дворянин - землевладелец владеющий поместьем, вотчинник в России конца XV - начала XX вв.Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. - собственностью П. Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала сословие П. и их землевладение.

Крестьяне

Крестьяне (от «христиане») - сельскохозяйственные производители семейно-индивидуального труда, основной класс феодализма, когда большинство крестьянства было превращено в крепостных. Как класс крестьяне оформились в XIV в. Являлись собственность помещика, были лично зависимы от помещика, платили подушную подать, оброк, отрабатывали барщину, месячину, пользовались наделами общинной земли; ограничено право крепостных покупать землю, заключать сделки. Отличались использованием традиционных орудий труда, слабо меняющейся техникой производства, патриархальными порядками, местной замкнутостью, узостью интересов.

В начале царствования Петра I составляли примерно 90% населения России и окончательно утратило личную свободу. Уже в к.XVII в. положение крестьян почти перестало отличаться от положения холопов. При развитии экономики вовлекались в товарно-денежные отношения, что вело к расслоению, выделению фермерских хозяйств, численному сокращению крестьянства, кооперированию труда. В к.XIX в. крестьяне составляли примерно 75% населения страны (ок.половины крестьян - бедняки).

Соотношение сословий и классов

Интеллигенция (особая группа, для которой харрактерен высокий уровень образованности и независимость мышления и суждений)
Классы Сословия
помещики дворянство
крестьяне крестьянство
купечество,дворянство, мещанство, крестьянство
пролетариат


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта