Главная » 1 Описание » Чем творческое мышление отличается от репродуктивного. Группа

Чем творческое мышление отличается от репродуктивного. Группа

У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.

Определение

Продуктивное мышление - это к решению задач. Творческое мышление - вот как называют его дизайнеры. Именно эти умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.

Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: "Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?" Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.

Формирование

Продуктивное мышление - это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?

  • Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Посмотрите на маленьких детей, которые бесконечно спрашивают у мам: "Что это?" Только набравшись визуальных образов, человек может задействовать свое воображение. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
  • Мышление. Чтобы творческая мысль смогла закрасться в голову, человек должен мыслить и рассуждать. Только благодаря тому, что персона может проводить параллели между несколькими областями знаний и делать логические связи, возможно порождение креативной мысли. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
  • Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Ребенок хуже фантазирует, чем взрослый. У родителей получается сочинять сказки на ходу. Детям же нужно время для того, чтобы составить какую-либо нереальную историю. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок, тем быстрее у него будет работать фантазия.
  • Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека. Интуиция - это информация, которую человек из своего сознания перевел в подсознание. Она работает только тогда, когда полученный опыт подсказывает человеку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
  • Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек - уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.

Стадии

Зарождение мысли - сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.

  • Возникновение идеи. Прежде чем сделать очередное изобретение, мастер должен посидеть и подумать над тем, кому на этот раз нужно облегчить жизнь и чем именно. Обычно идеи для вдохновения берутся из окружающего пространства. Наблюдательные персоны могут увидеть много интересного даже за короткую прогулку от дома до работы.
  • Осознание идеи. Когда мысль сформулирована, ее нужно обдумать. Например, инженер решил облегчить жизнь строителям, но не придумал - как. На этом этапе он должен продумать механизмы, которые помогут людям в работе. В конечном счете у инженера появится идея создания подъемного крана.
  • Работа над идеей. Когда мысль обрела свои первые очертания, ее нужно конкретизировать. В случае с подъемным краном инженеру потребуется составить чертежи, эскизы и схемы будущей машины.
  • Решение. Наброски идеи формируются и перерабатываются. На этом этапе мысль обрела свое очертание. и изобретателю становится понятно, что и как нужно дальше делать.
  • Исполнение. Последний этап - это воплощение идеи в жизнь. Нужно отметить, что не всегда мыслитель, инженер, дизайнер и т. д. собственноручно воплощает свою идею. Чаще всего для этой цели нанимают специалистов, которые будут выполнять всю грязную работу.

Виды

В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?

  • Теоретическое. Суть его заключается в том, что человек будет думать над решением проблемы. Никаких действий предприниматься не будет. Весь креатив, который будет использован в процессе работы, будет являться проявлением и синтезом нажитого опыта и знаний.
  • Наглядное. Мышление, процесс которого можно проследить, свойственно людям-визуалам. Такие персоны не могут думать в голове, им проще все изображать на бумаге. Наглядный вид мышления часто используется в дизайнерских бюро для того, чтобы разные люди могли сообща работать над одним проектом.
  • Образное. Для того чтобы человек мог что-то изобрести, он будет использовать накопленные ранее знания. Путь его мышления легко будет проследить через образы, которые лягут в основу идеи.
  • Стихийное. Не всегда удается структурировать мышление. Хаос всегда свойственен творческим личностям. Некоторые люди не приемлют каких-либо систем, и это отображается не только на их стиле жизни, но и на способе мышления.

Особенности

Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.

  • Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
  • Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
  • Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать - это великая глупость.
  • Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.

Качество

Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:

  • Ширина. Когда персона о чем-то думает, она может охватывать своим внутренним взором всю область знаний, которая имеется по данному вопросу.
  • Глубина. Человек не распыляется, он конкретизирует свою задачу и старается смотреть в корень проблемы.
  • Быстрота. Все люди размышляют по-разному. Кто-то привык использовать творческий подход для решения бытовых проблем, а кто-то включает воображение только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
  • Критичность. Человек всегда должен объективно смотреть на продукт своего мышления. Критика - это то, что помогает человеку развиваться и делать работу над ошибками.

Процессы

Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:

  • Анализ. Человек всегда раздумывает о проблеме или об идее прежде, чем дать ей ход.
  • Сравнение. Когда идея или проблема приобрели более-менее понятные очертания, они сравниваются с уже имеющимся у индивида опытом.
  • Синтез. Идеи создаются на стыке уже увиденного и фантазийного. Благодаря слиянию этих двух форм появляются новые мысли.
  • Обобщение. Человек собирает все знания и идеи вместе, чтобы посмотреть, что же из этого набора можно сделать.
  • Конкретизация. Когда материал подготовлен и идея сформирована, она конкретизируется и прорабатывается.

Развитие

Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления - это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов - это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.

Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.

Примеры

Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.

По степени новизны продукта, полученного вследствие мышления, различают продуктивное и репродуктивное мышление. Они очень взаимосвязаны: не опираясь на полученный ранее опыт и знания, сложно создать что-то новое; чтобы выйти за пределы изученного, вначале нужно изучить. Поговорим немного подробнее о каждом.

Продуктивное мышление

Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.

Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.

Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.

Репродуктивное мышление

Мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным. Не образуя новых знаний, репродуктивное мышление выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение – сфера применения репродуктивного мышления. Для его использования, разумеется, предполагается наличие базового уровня знаний, и возможности применения репродуктивного мышления прямо пропорциональны этому уровню. Можно сказать, что репродуктивное мышление играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное мышление, то есть поиск новых путей решения.

А к какому же виду мышления отнести пустые мысли, присущие «внутренней болтовне» (той самой, которая наполняет наше время и создаёт иллюзию занятости, хотя, по сути, просто крадет это самое время); гнетущие мысли, отнимающие силы и лишённые целесообразности, пустую мечтательность? Это всё – примеры непродуктивного мышления, которое тоже является частью нашей жизни. Если распознавать и контролировать процесс мышления, то можно научиться им управлять.

Попробуйте подумать – неважно, о чём – так, чтобы придать себе сил, поверить в себя, научиться хоть малости, но действительно полезной для Вас. Конкретно. Например, привести рабочий стол в порядок (ведь это поможет упорядочить и мысли), или прекратить искать свою (чужую) вину во всем происходящем, или спланировать свой день, или ещё что-нибудь конкретное. Если думаете о чём-то – это здорово! Хотите что-то изменить? Замечательно, но если ничего конкретного, то лучше займитесь чём-нибудь конкретным и полезным.

Развитие продуктивного мышления

Как мы уже говорили, продуктивное мышление полезно при решении важных вопросов: с его помощью мы можем добиться гораздо более значимых результатов. Как же добиться развития продуктивного мышления?

Научиться формулировать свои дела конкретно: не «улучшить свою осанку», а «сделать утром три упражнения для улучшения осанки». Не «ложиться спать вовремя», а «сегодня лечь спать в 22.00». Не «навести порядок на столе», а «сегодня привести в порядок рабочий стол».

Сделать привычкой задавать себе такие вопросы:

— Есть ли необходимость что-то изменить (в том или ином деле)?

— Как это можно сделать?

— Какие условия для этого нужно выполнить?

— В каком порядке?

Сделать свой день (свою жизнь) более организованной, планировать и выполнять задуманное.

Перенимать опыт у тех, кто сумел организовать свои дела, своё жизненное пространство.

Мыслить позитивно: не тратить время и силы на негатив. Что-то пошло не так? Это тоже полезный опыт. Извлекаем урок, благодарим за него и идём дальше!

Позаботиться о гармоничном развитии разных компонентов мышления. Вспомним слова Эдварда Боно, британского писателя, психолога и признанного эксперта в области творческого мышления: «Без способности мыслить человек не способен контролировать свою судьбу».

Всё, что касается улучшения работы мозга, напрямую связано с улучшением мышления. Очень полезно тренировать когнитивные функции мозга на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Наглядно-образная память – это сохранение и воспроизведение образав, ранее воспринима-вшихся предметов или явлений действительности, запахов, звуков, вкусов.

а) Ведущую роль в жизненной ориентировке и профессиональной деятельности большинст-ва специалистов играют зрительная и слуховая память.

б) Словесно-логическая память занимает ведущее место среди различных видов памяти. Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, воплощённые в языковую форму.

в) Эмоциональная память – это память на пережитые чувства. Велико значение этого вида памяти для саморегуляции поведения человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память отличается значительной прочностью следов.

II. Процессы памяти

Выделяют следующие процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и за-бывание.

а) Запечатление (запоминание) – закрепление нового путём связывания его с приобретён-ным ранее.

б) Сохранение – поддержание запечатлённого материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения.

в) Воспроизведение – актуализация закреплённого ранее в памяти материала путём извле-чения его из долговременной памяти и перевода в кратковременную.

г) Забывание – полная утрата или невозможность припоминания материала, ранее запечат-лёного в памяти.

III. Качества памяти

Индивидуальные различия в процессах памяти выступают в виде качеств памяти: объёма, скорости, прочности, готовности.

а) Объём памяти – количество объектов, припоминаемых сразу после их восприятия (объём кратковременной памяти; объём долговременной памяти).

б) Скорость памяти – измеряется количеством времени или числом повторений, необходимых данному субъекту для запоминания определённого материала.

в) Прочность – сохранение заученного материала и скорость его забывания.

г) Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

д) Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков.

Произвольная и непроизвольная память различаются по целям и способам запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели запомнить проис-ходящее или увиденное. Запоминание осуществляется как бы само сабой, без специальных воле-вых усилий.

Для произвольной памяти характерно целенаправленное запоминание или воспроизведение материала.

По длительности сохранения впечатлений память разделяют на кратковременную и долго-временную.

Кратковременная память отличается непродолжительным сохранением следов.

Долговременная память характеризуется значительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление – это процесс отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

I. Различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное – это творческое мышление. Потребность в нём возникает всякий раз, когда человек сталкивается с необходимостью решения нетривиальных задач, попадает в новые условия.

Репродуктивное – мышление, которое используется при решении задач известного типа и предлагает использование готовых правил и программ преобразования материала.

Мыслительная деятельность включает в себя операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения.

Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого.

Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

МЫШЛЕНИЕ


Наглядно- Глубина мышления

Образное Обобщение

Самостоятельность

Словесно- мышления Абстрагирование

логическое

Критичность Анализ

Практически- мышления

Действенное Синтез

Гибкость мышления

Сравнение

Быстрота мышления

Конкретизация – это переход от абстракции и обобщения к частным предметам или явлениям действительности.

II. Выделяют следующие логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Продуктивность мышления характеризуется умением создавать продукт с высокой степенью новизны, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно обеспечивает самостоятельное решение проблем, глубокое усвоение знаний; соединяет теорию с практикой и обусловлено практическими задачами. Главным признаком продуктивных умственных действий является возможность получения новых знаний в самом процессе, спонтанно, а не заимствование извне.

Важно создать что-то свое, ни на что не похожее, не подчиняясь слепо авторитетам, идти дальше, стремиться к конструктивному способу решения увиденной проблемы. «Как» - это и есть творчество. Важно захотеть выйти за пределы решетки, схемы. Например, «не могу» является тоже своего рода решеткой. Продуктивность зависит от степени сформированности умения «хочу хорошо работать» и от неподчинения мнению «не могу хорошо работать». Благодаря этому происходит преодоление негативного влияния оценки на творчество. Работая для себя, человек очищает себя и приносит благо обществу. Н. Бердяев, рассматривая дилемму «мир или творчество», подчеркивал ценность умения чувствовать себя. Зачем притворяться согласным, если ты не согласен? Творчество не прощает остановок. Самая страшная остановка - это апатия.

Несмотря на сомнения, А. Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал М. Вертгеймеру в познании продуктивного мышления и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена картина новой физики. Процесс мышления занял семь лет. Главным на протяжении этого периода было «ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа» (А. Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления, представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией, а О. Зельц изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений - образов, играющих роль пластичных орудий продуктивного мышления.

Мышление в ходе рассуждения добывает все новые данные, выходящие за пределы исходных условий и, используя их, приходит ко все новым выводам в силу того, что включая объекты исходных положений во все новые связи, оно, как бы поворачивая их каждый раз новой стороной, открывает и черпает из них все новые свойства и отношения. В этом источник «продуктивности» мышления (С.Л. Рубинштейн). Продуктивность мышления - это владение приемами построения новых способов решения задач. (Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.К. Осипова, З.А. Решетова). Важной особенностью таких приемов является легкость возникновения новых ходов мысли.

Продуктивность определяется количеством и качеством идей, выдвинутых при ответе на конкретный вопрос. Развитое практическое мышление профессионала отличает высокая продуктивность. Для него типично изобретение новых идей, планов, методов и приемов, решение новых творческих задач. Многообразие решаемых задач приводит к созданию разнообразных продуктов мыслительной деятельности. Постоянное улучшение - это нарушение норм, так как для нового еще не создано нормы. Продуктивный способ решения ведет к порождению нового знания о содержании задачи, а также об адекватном способе его преобразования в требуемый результат.

Задания

  • 1. Группа разбивается на пары. Цель одного учащегося из пары: познакомиться с напарником и узнать задуманное имя. Цель другого - избежать знакомства.
  • 2. Смоделировать позу (мимику, походку...) участника группы таким образом, чтобы в этой позе был показан характер человека.
  • 3. Группа разбивается на пары. Участники каждой пары садятся за стол друг против друга так, чтобы первый не мог видеть то, что пишет (рисует) второй. Второй рисует на бумаге простую геометрическую фигуру и дает первому только словесные указания, говоря ему, как воспроизвести рисунок. Второй может использовать слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.д., но жесты использовать нельзя.

Приемы

  • 1. Формирование опыта продуктивного, успешного решения проблем. «Для принятия продуктивного решения необходимо...».
  • 2. Метод пяти почему: после пятого вопроса «почему?» подчиненный начинает более осознанно принимать на себя ответственность за происходящее.

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие , писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину , предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное - это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию . Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи . Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

3. Мышление может протекать в сознательной и бессознательной формах. Сознательная – осознанные мыслительные операции по поиску решения. Бессознательная – озарение, инсайт, поиск решения проходит незаметно для сознания.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями. Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей.

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств.

Дайте определение понятий «эмоции», «чувства», «воля». Обозначьте место эмоций и чувств в жизни человека. Охарактеризуйте виды эмоциональных переживаний. Расскажите о способах развития воли.

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ВОЛЯ.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент.

Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Воля – способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность.

Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции – язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми .

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия , в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека . Например, они могут мобилизовать нас , как бы давая дополнительные источники энергии. Так, уставший рабочий может почувствовать прилив сил и какое-то время еще плодотворно трудиться от внезапной радости, или же от большой злости. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы . Например, в крайней степени раздражения трудно на чем-то сосредоточиться или конструктивно построить разговор.

Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату , порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения . Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир . Без интереса мы не можем качественно усвоить информацию, не можем овладеть творческим уровнем в профессии. Кроме того, любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта