Главная » 1 Описание »  Энциклопедия Панинского района Воронежской области.

 Энциклопедия Панинского района Воронежской области.

1. Академик Островитянов Константин Васильевич - советский экономист и общественный деятель.

2. Зыкина Людмила Георгиевна - советская и российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен.

3. Уланова Галина Сергеевна - советская прима-балерина, балетмейстер и педагог. Народная артистка СССР.

4. Ладынина Марина Алексеевна - советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий.

5. Говоров Владимир Леонидович - советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза.

6. Доватор Лев Михайлович - советский военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. Талалихин Виктор Васильевич - военный летчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Панфилов Иван Васильевич - советский военный деятель, генерал-майор, Герой Советского Союза.

7. Никулин Юрий Владимирович - советский и российский актер и клоун. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990). Участник Великой Отечественной войны. Член ВКП(б).

8. Гиляровский Владимир Алексеевич - (8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии - 1 октября 1935, Москва) - писатель, журналист, бытописатель Москвы.

9. Шукшин Василий Макарович - выдающийся русский советский писатель, кинорежиссер, актер, сценарист.

10. Фадеев Александр Александрович - русский советский писатель и общественный деятель. Бригадный комиссар. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член РКП(б) с 1918 года. Автор романа «Молодая гвардия».

11. Дуров Владимир Леонидович - российский дрессировщик и цирковой артист. Заслуженный артист Республики. Брат Анатолия Леонидовича Дурова.

12. Рыбалко Павел Семенович - выдающийся советский военачальник, маршал бронетанковых войск, командующий танковыми и общевойсковой армиями, дважды Герой Советского Союза.

13. Вавилов Сергей Иванович - советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, академик и президент АН СССР. Лауреат четырех Сталинских премий. Младший брат Н.И. Вавилова, советского ученого-генетика.

14. Чехов Антон Павлович (17 января 1860 - 2 июля 1904) - русский писатель, драматург, по профессии врач. Почетный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его пьесы, в особенности «Вишневый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. Один из самых известных мировых драматургов.

15. Гоголь Николай Васильевич - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный классик русской литературы.

16. Станиславский Константин Сергеевич - (настоящая фамилия - Алексе́ев; 5 (17) января 1863 - 7 августа 1938) - русский театральный режиссер, актер и преподаватель. Основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР.

17. Булгаков Михаил Афанасьевич - русский писатель, драматург, театральный режиссер и актер. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

18. Ильф Илья Арнольдович - русский советский писатель и журналист.

19. Лавочкин Семен Алексеевич - Член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, четырежды лауреат Сталинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

20. Памятник погибшим экипажу и пассажирам самолета «Максим Горький».

21. Мемориал на месте захоронения урн с прахом членов экипажа дирижабля «СССР В-6».

22. Мемориал на месте захоронения урн с прахом членов экипажа дирижабля «СССР В-6».

23. Саввина Ия Сергеевна - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии СССР.

24. Ахмадулина Белла Ахатовна - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Почетный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

25. Касаткина Людмила Ивановна - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, премии Ленинского комсомола.

26. Фотиева Лидия Александровна - член партии большевиков с 1904 года. В 1918-1930 годах - секретарь СНК и СТО, одновременно в 1918-1924 годах - личный секретарь В.И. Ленина. «Участница трех революций».

27. Персианинов Леонид Семенович - советский акушер-гинеколог, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки БССР, академик АМН СССР, доктор медицинских наук, профессор.

28. Чирков Борис Петрович - советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат четырех Сталинских премий. Герой Социалистического Труда. Член ВКП(б).

29. Виноградов Иван Матвеевич - российский и советский математик, академик Академии Наук СССР. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премии СССР.

30. Левитан Юрий Борисович - с 1931 года диктор Всесоюзного радио, диктор Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Народный артист СССР. Член ВКП(б) с 1941 года. Обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.

31. Маргелов Василий Филиппович - советский военачальник, командующий воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах, Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР. Автор и инициатор создания технических средств ВДВ и методов применения частей и соединений воздушно-десантных войск, многие из которых олицетворяют собой тот образ ВДВ ВС СССР и ВС России, который существует в настоящее время. Среди людей, имеющих отношение к этим войскам, считается Десантником №1.

32. Харламов Семен Ильич - военный летчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

33. Сенкевич Юрий Александрович - советский и русский ученый-медик и телеведущий. Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, лауреат Государственной премии, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников».

34. Гурченко Людмила Марковна - советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, кинорежиссер. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации.

35. Тихонов Вячеслав Васильевич - выдающийся советский и российский актер. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Член КПСС с 1976 года. Жаль, но до сих пор у величайшего актера нет памятника!

36. Шумаков Валерий Иванович - выдающийся российский врач-трансплантолог, академик РАН и РАМН. Шестой кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

37. Ульянов Михаил Александрович - советский и российский актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова с 1987 по 2007 год. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Член ВКП(б).

38. Крючков Николай Афанасьевич - выдающийся советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член КПСС с 1953 года.

39. Бондарчук Сергей Федорович - советский актер, кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии первой степени, Ленинской премии, Государственной премии СССР, обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус». Памятник очень красивый, но стоит на полупрогнивших от времени деревянных поддонах!

40. Грушин Петр Дмитриевич - советский и российский ученый в области ракетной техники, академик АН СССР. Ракетно-зенитные комплексы, разработанные Грушиным, защищали небо над Вьетнамом, Египтом, Сирией, Кубой.

41. Евстигнеев Евгений Александрович - советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Член КПСС с 1960 года.

42. Титов Герман Степанович - советский космонавт, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полет, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полет (более суток). Герой Советского Союза. Дублер Юрия Гагарина.

43. Хрущев Никита Сергеевич - Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 год, председатель Совета министров СССР с 1958 по 1964 год. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда.

44. Покрышкин Александр Иванович - советский летчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации. Член ВКП(б) с 1942 года.

45. Челомей Владимир Николаевич - советский ученый в области механики и процессов управления, академик АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда.

46. Кожедуб Иван Никитович - советский военный деятель, летчик-ас времен Великой Отечественной войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

47. Ильюшин Сергей Владимирович - выдающийся советский авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР.

48. Амет-Хан Султан - советский военный летчик, подполковник, заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.

49. Курчатов Борис Васильевич - знаменитый советский радиохимик. Лауреат Ленинской и Сталинской премий. Брат Игоря Курчатова, «отца» советской атомной бомбы.

50. Туполев Андрей Николаевич - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда. Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

51. Дзержинская Софья Сигизмундовна - жена Ф.Э. Дзержинского.

52. Бакулев Александр Николаевич - крупный советский ученый-хирург, один из основоположников сердечно-сосудистой хирургии в СССР, доктор медицинских наук, профессор, президент АМН СССР. Академик АН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР. Герой Социалистического Труда.

53. Лебедь Александр Иванович - российский политический и военный деятель, генерал-лейтенант.

54. Сивков Аркадий Кузьмич - советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии.

55. Ермолова Мария Николаевна - одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского - величайшая из виденных им актеров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров. Первая Народная артистка Республики. Герой труда. С 1935 года ее имя носит Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой.

Константин Симонов - Убей его!
Читает автор

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович - советский поэт, прозаик, драматург, военный корреспондент; Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Заместитель генерального секретаря СП СССР. Член ВКП(б) с 1942 года; секретарь Правления Союза писателей Союза Советских Социалистических Республик; член Президиума Советского комитета защиты мира; член Центральной Ревизионной Комиссии Коммунистической партии Советского Союза, полковник в отставке.

Константин Михайлович сам расскажет о себе в собственноручно написанной автобиографии:

«Я родился в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.

Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась.

Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала - ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, - не помню.

Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь.

Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, я вместо восьмого класса пошёл в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело!»

Вспоминая теперь это время, я думаю, что были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе. Первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина - желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет.

В ФЗУ мы четыре часа в день занимались теорией, а четыре часа работали, сначала в учебных мастерских, потом на заводах. Мне пришлось работать в механическом цеху завода «Универсалъ», выпускавшего американские патроны для токарных станков.

Поздней осенью 1931 года я вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошёл работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм».

Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, через несколько лет я уже работал по седьмому разряду.

В эти же годы я стал понемногу писать стихи. Мне случайно попалась книжка сонетов французского поэта Эредиа «Трофеи» в переводах Глушкова-Олерона. Затрудняюсь объяснить теперь, почему эти холодновато-красивые стихи произвели на меня тогда настолько сильное впечатление, что я написал в подражание им целую тетрадку собственных сонетов. Но, видимо, именно они побудили меня к первым пробам пера. Вскоре, после того как я одним духом одолел всего Маяковского, родилось моё новое детище - поэма в виде длиннейшего разговора с памятником Пушкину. Вслед за ней я довольно быстро сочинил другую поэму из времён гражданской войны и постепенно пристрастился к сочинению стихов, - иногда они получались звучные, но в большинстве были подражательные. Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения.

Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, я написал длинную поэму под названием «Беломорканал». В громком чтении она производила впечатление на слушателей. Кто-то посоветовал мне сходить с ней в литературную консультацию - а вдруг возьмут и напечатают?

Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошёл на Большой Черкасский переулок, где на четвёртом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Заведовал ею Владимир Иосифович Зеленский, писавший когда-то в «Правде» под псевдонимом Леонтий Котомка, а консультантами работали Анатолий Константинович Котов, Сергей Васильевич Бортник и Стефан Юрьевич Коляджин. Это были тогда ещё молодые люди, энтузиасты, увлечённые своим делом - кропотливой и далеко не всегда благодарной работой с начинающими. Я пришёл вовремя - литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых авторов под названием «Смотр сил».

Прочитав моё творение, Коляджин сказал, что я не лишён способностей, но предстоит ещё много работы. И я стал работать: в течение полугода чуть ли не каждые две недели заново переписывал поэму и приносил её Коляджину, а он вновь заставлял переделывать. Наконец весной, решив, что мы оба совершили с поэмой всё, что могли, Коляджин понёс ее Василию Васильевичу Казину, который редактировал в Гослитиздате поэзию. Казин тоже признал мои способности, но поэму как таковую отверг, ска¬зав, что из неё можно выбрать лишь отдельные удачные места, или, как он выразился, фрагменты. И вот эти-то фрагменты, после того как я над ними ещё поработаю, наверно, можно будет включить в сборник «Смотр сил».

Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами. И когда я вконец изнемог под грузом поправок, Казин, казавшийся мне очень строгим человеком, вдруг сказал: «Ладно, теперь можно - в набор!» Сборник «Смотр сил» ушёл в типографию. Оставалось ждать его выхода. Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чём я писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально. В секторе культмассовой работы нашлись деньги для этой поездки, и через несколько дней, получив триста рублей и добавив их к своим отпускным, я поехал в Медвежью Гору, где помещалось управление так называемого Белбалтлага, занимавшегося достройкой ряда сооружений канала. В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К.М. - молодой поэт с производства - направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие.

На Беломорканале я пробыл месяц. Большую часть времени жил на одном из лагерных пунктов неподалёку от Медвежьей Горы. Мне было девятнадцать лет, и в том бараке, где я пристроился в каморке лагерного воспитателя (тоже, как и все остальные, заключённого), никто, конечно не принимал меня всерьёз за писателя. Персона моя никого не интересовала и не стесняла, и поэтому люди оставались сами собой. Когда я рассказывал о себе и о том, что хочу написать поэму про Беломорканал (а я действительно хотел написать вместо прежней новую), к этому относились с юмором и сочувствием, хлопали по плечу, одобряли - «Давай пробивайся!».

Вернувшись в Москву, я написал эту новую поэму. Называлась она «Горизонт», стихи были по-прежнему неудобоваримыми, но за ними стояло уже реальное содержание - то, что я видел и знал. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно по инициативе А.М. Горького Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию.

В начале сентября 1934 года, сдав приёмные испытания, я нашёл свою фамилию в длинном списке принятых, вывешенном в коридорах знаменитого «Дома Герцена». В этом списке было много фамилий людей, так никогда и не ставших писателями, но и немало ныне известных в поэзии. Среди них имена Сергея Смирнова, Сергея Васильева, Михаила Матусовского, Виктора Бокова, Ольги Высотской, Яна Сашина.

Учиться первые полтора года было трудно; я продолжал работать токарем, сначала в «Межрабпомфилъме», а потом на кинофабрике «Техфилъм». Жил я далеко, за Семёновской заставой, работал на Ленинградском шоссе, вечерами бежал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать свою поэму о Беломорканале, которая чем дальше, тем делалась всё длиннее. Времени на сон практически не оставалось, а тут ещё выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу.

На втором курсе стало ясно, что делать сразу три дела - работать, учиться и писать - я больше не могу. Мне скрепя сердце пришлось оставить работу и перебиваться случайными заработками, потому что стипендий нам не давали, а стихов моих ещё не печатали.

Вспоминая свои молодые годы, не могу не упомянуть о моих руководителях в поэтическом семинаре Литературного института Илье Дукоре и Леониде Ивановиче Тимофееве и моих поэтических наставниках тех лет - Владимире Луговском и Павле Антокольском, сыгравших немалую роль в моей писательской судьбе. К этим людям я до сих пор испытываю огромную благодарность. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны мои первые стихи, а в 1938 году под названием «Павел Чёрный» наконец вышла из печати, отдельной книжкой, та самая поэма о Беломорканале, с первым вариантом которой я пять лет назад обратился в литконсультацию. Своим выходом в свет она не принесла мне радости, но - пока я её писал и переписывал - научила меня работать.

Однако не публикация стихов и не выход моей первой книжки стали для меня той ступенью, шагнув на которую я почувствовал, что становлюсь поэтом.

Это чувство точно и определенно связано у меня с одним днём и одним стихотворением.

Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я вдруг узнал, что легендарный Лукач - это писатель Мате Залка, человек, которого я не раз видел и которого ещё год назад запросто встречал то в трамвае, то на улице. В тот же вечер я сел и написал стихотворение «Генерал».

В нём говорилось о судьбе Мате Залки - генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос - какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь?

Да, именно так, как Мате Залка, мне хочется прожитъ и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать её!

В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами. На этом, собственно, и пора поставить точку, рассказывая о том, как ты начинал.

Свою дальнейшую биографию - профессионального литератора, принятого в 1938 году в члены Союза писателей, - я изложу лишь в самых общих чертах. Если о времени, когда ты не печатался или только начинал печататься, можешь рассказать только ты сам, то обо всём последующем в жизни писателя говорят главным образом его книги.

Поэтому всё дальнейшее в этой автобиографии будет лишь кратким комментарием к наиболее существенному - к книгам.

Осенью 1938 года, закончив Литературный институт имени А.М. Горького, я поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ [ Институт истории, философии, литературы ]. Летом 1939 года сдал первые три экзамена кандидатского минимума. В августе того же года, по предписанию Политуправления Красной Армии, уехал на Халхин-Гол, в Монголию, в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Более к занятиям в ИФЛИ я уже не возвращался.

После Халхин-Гола, во время финской войны, закончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал - война уже кончилась.

В 1940 году я написал первую свою пьесу - «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую - «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны.

С осени 1940 года по июнь 1941-го учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Окончил их в середине июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга.

В июне 1941 года я стал кандидатом партии. 24 июня 1941 года был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» Третьей армии в район Гродно. В связи со сложившейся на фронте обстановкой до места назначения не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Работал там до 20 июля 1941 года. Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в «Известия». С 20 июля 1941 года был переведён военным корреспондентом в «Красную звезду», где служил до осени 1946 года.

В июне 1942 года я был принят в члены партии.

В 1942 году мне было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника.

В 1942 году я был награждён орденом Боевого Красного Знамени [правильное название - орден Красного Знамени], а в 1945 году - двумя орденами Великой Отечественной войны [правильное название - орден Отечественной войны] первой степени, чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны, за участие в боях на Халхин-Голе, - монгольским орденом Сухэ-Батора.

За заслуги в области литературы награждён в 1939 году орденом «Знак Почёта», в 1965 году - орденом Ленина, в 1971 году - вторично орденом Ленина.

Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943—1944) и две книги стихов - «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу - «Под каштанами Праги».

Почти весь материал - для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - мне дала работа корреспондентом на фронте.

В связи с этим, пожалуй, стоит дать представление о том, как складывалась в годы войны география этой работы. По долгу службы я в разное время находился на следующих фронтах:

1941 год: июнь - июль - Западный фронт; август - сентябрь - Южный фронт, Приморская армия - Одесса, Особая Крымская армия - Крым, Черноморский флот; октябрь и ноябрь - Мурманское направление Карельского фронта, Северный флот; декабрь - Западный фронт.

1942 год: январь - Закавказский фронт (Новороссийск, Феодосия); январь - февраль - Западный фронт; февраль - март - Керченский полуостров; апрель - май - Мурманское направление Карельского фронта; июль - август - Брянский фронт, Западный фронт; август - сентябрь - Сталинградский фронт; ноябрь - Мурманское направление Карельского фронта; декабрь - Западный фронт.

1943 год: январь - февраль - март - Северокавказский и Южный фронты; апрель - Южный фронт; май - июнь - отпуск, полученный от редакции для написания «Дней и ночей». Жил эти месяцы в Алма-Ате и вчерне написал почти всю книгу. Июль - Курская дуга; август - октябрь - несколько поездок в армии Центрального фронта. Декабрь - корреспондент «Красной звезды» на Харьковском процессе над фашистами - организаторами массовых убийств населения.

1944 год: март - апрель - Первый и Второй Украинские фронты; май - Второй Украинский фронт; июнь - Ленинградский фронт, от начала прорыва линии Маннергейма до взятия, Выборга; июль - август - Первый Белорусский фронт, Люблин, Майданек; август - сентябрь - в частях Второго и Третьего Украинских фронтов в период наступления от Ясс до Бухареста, затем в Болгарии, Румынии и Югославии; октябрь - в Южной Сербии у югославских партизан. После освобождения Белграда - полёт в Италию на нашу авиационную базу в Бари.

1945 год: январь - апрель - Четвертый Украинский фронт, Закарпатская Украина, Южная Польша, Словакия, в наших частях и частях Чехословацкого корпуса; конец апреля - Первый Украинский фронт, встреча с американцами в Торгау. Последние дни боёв за Берлин - в частях Первого Украинского и Первого Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте. 10 мая был в Праге.

После войны мне пришлось, в общей сложности около трёх лет, пробыть в многочисленных зарубежных командировках. Наиболее длительными и значительными для меня были поездки, непосредственно связанные с корреспондентской и писательской работой: поездка в Японию (декабрь 1945 - апрель 1946 года); США (апрель 1946 - июнь 1946), Китай (октябрь 1949 - декабрь 1949) - большую часть этой последней поездки я совершил в качестве военного корреспондента «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

С 1958 по 1960 год я жил в Ташкенте, работал разъездным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. На эти годы приходятся многие поездки на Тянь-Шань, на Памир, в Голодную степь, в Каршинскую степь, в Кызылкумы, в Каракумы, по трассам строящихся газопроводов.

1963 - 1967 годы - я, тоже в качестве специального корреспондента «Правды», ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, в Хабаровский край, в Приморье, на Камчатку, в Магадан, на Чукотку. В 1970 году был во Вьетнаме.

Моя общественная деятельность в послевоенные годы складывалась так: с 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958 - главный редактор журнала «Новый мир». С 1950 по 1953 - главный редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 и с 1967 года по настоящее время - секретарь Правления Союза писателей СССР. С 1946 по 1954 год - депутат Верховного Совета СССР. С 1955 по 1959 - депутат Верховного Совета РСФСР. С 1952 по 1956 год - кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1951 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Избирался делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС. На XXV съезде КПСС был избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Па протяжении многих лет участвую в движении борцов за мир. В последние годы являюсь одним из заместителей председателя Советского Комитета защиты мира.

За период моей литературной деятельности мне было присуждено шесть Государственных премий СССР [имеются ввиду Сталинские премии: 1942 год - 1-й степени, 1943 год - 2-й степени, 1946 год - 2-й степени, 1947 год - 1-й степени, 1949 год - 2-й степени, 1950 год - 1-й степени] за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть «Дни и ночи», а также Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мёртвые».

В 1974 году мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда [с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»], а за трилогию «Живые и мертвые» присуждена Ленинская премия .

В 1966 году я был избран членом-корреспондентом Академии искусств Германской Демократической Республики.

В послевоенное время я продолжал работать в поэзии и драматургии, написал несколько пьес, среди которых «Русский вопрос» и «Четвёртый» считаю более удачными, чем другие. Выпустил три книги стихов - «Друзья и враги», «Стихи 1954 года» и «Вьетнам, зима семидесятого...», довольно много занимался поэтическими переводами.

Однако больше всего писал прозу. В 50-е годы вышел в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым отечества», книга повестей «Из записок Лопатина».

С 1955 по 1970 год я работал над книгами «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», которые теперь, после завершения работы, составили единый роман с общим заглавием - «Живые и мёртвые».

Последние по времени написанные мною повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой» завершают работу над прозаическим циклом «Из записок Лопатина».

В 1977 году вышел из печати мой двухтомный дневник «Разные дни войны». Начало работы над этой книгой следует отнести к 1941 году, когда были сделаны первые из вошедших в неё записей.

Вскоре после выхода этого двухтомника военных дневников вышла моя другая дневниковая книга - «Япония 46», почти примыкающая к нему по времени действия.

Несколько последних лет помимо чисто литературной работы я занимался ещё и кино- и теледокументалистикой. При моём участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя...», «Чужого горя не бывает», «Шёл солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

[Константин Михайлович Симонов скончался 28 августа 1979 года в городе-герое Москве. Его останки были кремированы и, согласно завещанию, прах был развеян в Белоруссии - на Буйническом поле под городом Могилёвом - на шестом километре дороги из Могилёва в Бобруйск, где в суровые дни 1941 года беспримерную стойкость проявили бойцы 388-го стрелкового полка (172-я стрелковая дивизия, 61-й стрелковый корпус, 13-я армия, Западный фронт) и ополченцы Могилёва, уничтожив только за один день боёв 12 июля 1941 года тридцать девять фашистских танков. 13 июля 1941 года в расположении 388-го стрелкового полка под командованием полковника Кутепова С.Ф. на Буйническом поле оказался военный корреспондент Константин Симонов, который своими глазами увидел, как стояли насмерть советские воины. Это поле и подвиг людей навсегда запечатлелись в памяти писателя...

Там, среди елей и клёнов, лежит валун, на котором знакомое, размашистое факсимиле Константина Симонова. С тыльной стороны камня вмонтирована литая доска с надписью: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».]

Автобиография. 1978 год. - см. Симонов К.М. Собрание сочинений: в 10-ти томах. - М.: Издательство «Художественная литература», 1979. Том 1. Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы / Вступительная статья Л. Лазарева; Комментарии А. Александровой. 1979, с. 28-36.


Сведения предоставлены Л.В. Шаталовой.

Егор Исаев в гостях у главы администрации Панинского муниципального района Н.В. Щеглова

На отдыхе в р.п. Панино Панинского района Воронежской области

После рыбалки (р.п. Панино, 2012)

Монолог Е. Исаева

В июне в Панинском и Таловском районах Воронежской области пройдёт международная научно-практическая конференция, организуемая Российской академией сельскохозяйственных наук, посвящённая 130-летию выхода в свет труда В.Докучаева «Русский чернозём».

Под Таловой основоположник науки о почвах заложил эксперимент по борьбе с засухой и сохранению плодородия чернозёмов. НИИ им. Докучаева стал международной меккой для учёных всех стран — рачительному опыту использованию земли равному на Земле нет.
Из-под Панино в Париж на Всемирную выставку в начале прошлого века был вывезен куб чернозёма, сотворившего большую сенсацию, нежели Эйфелева башня, строительство которой тоже было приурочено к открытию выставки.
В области проводятся мероприятия, связанные с докучаевским «Русским чернозёмом», который, наверное, должен изучаться в школах и вузах, как «Тарас Бульба» Гоголя или «Тихий Дон» Шолохова. Осенью прошлого года в Панинском районе побывал лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда наш земляк поэт Егор Исаев. Его встречи в школах, сельских Домах культуры настолько впечатлили панинцев, что они пригласили Егора Александровича в район ещё раз — с теми же беседами о чернозёме и людях, работающих на нём. Каким поэту запомнился первый визит в район, и почему его сюда «тянет вновь»? Ответ вылился в монолог, который вам представляем.

— Какая в Панино церковь! Особенная. Родившаяся на этой земле в чрезвычайно лихое время — всё было порушено в районе, а храм народ построил. Он правильно понял, что такое перестройка — вы пришли во власть грабить, обогащаться, а мы, вами обворованные, в нищету брошенные, всё же богаче вас всех вместе взятых, богаче единением духа. Наше стремление — жить в святости и праведности. Иначе — всеобщая погибель! В этом храме очень чувствовались поле и небесная высота над ним. Всё неусложнённое, простое, естественное и в Божественном величии. Со мною пространство говорило языком икон, образами святых.
Всё — будто из детства. Зашлось сердце и радостью, и болью. И такая оздоравливающая боль сердца от любви к полю, родной матери, отцу, деду. А от этих родных и всего родного идёт такое чувство родства ко всем живущим на земле и любящим её. Да только с годами, нет, не с моими годами, а с годами современной жизни, уходит из обыденности любовь у людей, та любовь, которая и порождает всеобщее родство разумного человечества, понимающего, что для него родная земля. Беда — люди разучились радоваться друг другу, любить по-настоящему ближнего. Не настороженностью надо жить, не завистью к соседу — естественную любовь нам даёт только та почва, на которой выросли, в которой наши родовые корни. Сначала — корни, а уж ветви, крона — потом.
Село всегда понимало, что есть честь. На земле бесчестным жить нельзя. Честь, имя твоё родовое не давали быть рабом или холуём. Землепашец — гордый человек. Не путай с гордыней. Осознание своего предназначение Божественное, тихое, сокровенное. В этом-то и сила наших дедов, прадедов, православного учёного Докучаева, впитавшего в себя эту святую благодать — отдавать себя чернозёму, труду. Труд надо творить только с любовью — только тогда тебе будет явлено, почему наша родимая землица дороже золота, нефти.
В Панинском районе, в краю лучшего в мире чернозёма, и люди-то какие-то особенные — натуральные. Их особенность в том, что нынче всё реже и реже встречается человек естественный, простой. Здесь и руководитель, совсем не похожий на чиновника. Руководитель больше, чем руководитель — философ и созидатель. Делать дело, по его разумению, надо это дело насыщять нравственностью, духом возвышенным В Николае Щеглове, главе районной администрации, нет пустоты, всегда ощутимой при официальном общении. Чай, на всяких приёмах-встречах бывали — умеем различать душевное радушие от гостеприимства «по протоколу». У нас всё как-то стало в стандарте существовать, без корявостей в общении, без естества. Я устал от стандартов, условностей, актёрства. Село перестало вырабатывать свой язык, поэтому во многих сёлах никто тебе и не запоминается. Труд никогда не учил плохому — всё лучшее формировал в человеке. Все потихоньку переходят на «лёгкий труд», точнее, вообще уходят люди от труда, в область особой инвалидности.
Щеглова я запомнил и полюбил, иногда звоню ему — тоскую по неподдельному искреннему общению. Землю любит и знает. Не простой труд крестьянский помножил на овладение высокой наукой — кандидатскую не кабинетную, а почвенную защитил, важную для тех, кто борется за высокие урожаи и благополучие села.
Чернозём. Почва, не имеющая цены, и она… исчезает. Слишком жадные до прибыли сводят к нулю богатство Родины. Столетия нужны для восстановления сантиметров плодороднейшего слоя почвы. Уходит эта почва из-под наших ног. Культура крестьянская это и есть почва, почва всего живущего разумно. Ушли из села старики былой духовной силы. Мало их было — войны повыбивали. Общество на селе упустило возможность перенять у них умение жить по совести, всё доводить до значимости высоты Небесной.
В писательском деле тоже есть «почвенники», понимающие — исчезни духовная основа, рождённая умением трудиться на земле, исчезнет и народ. Почвенник — значит, связанный пуповиной с природой, с сокровенной тайной умения служить дарованному Господом, служить русскому чернозёму. Молодёжь теряем. Не воспитываем в ней человека-почвенника.
Там всё расцеплено до ныне и отныне:
Один песок — пустыня есть пустыня.
Там не за что кореньям ухватиться,
Чтоб лесом стать и прошуметь пшеницей.
Там то жара, то холод с небосвода, —
Кругом одна разъятая свобода,
Там всё до крайней крайности не прочно,
Всё — вдребезги! Другое дело — почва:
Там купно всё, там всё всему основа.
Я — почвенник. И в этом корень слова.
Не города создавали Россию, а провинция. Город не умеет мыслить и жить так, как крестьянин — вольно, мудро, красиво.
Мне подарили книжку одного такого мудреца из Красных Холмов — стихи Егора Романова, недавно ушедшего в мир иной. Его слово — прекрасная самодеятельность! Самодеятельность — не упрощение значимости написанного этим человеком, а возвеличивание. Он слово чувствовал лучше любого профессионала, любого маститого писателя, поэта или учёного-словесника. Корневой талант, есенинский. Читаю и иду с ним по полю, а поле входит в меня. Поле жизни, бытия талантов в каждой избе.
Мы с Щегловым и его друзьями на берегу пруда у костра проговорили более пяти часов о том, что нас в одинаковой степени волнует — о земле, судьбе человека на ней, судьбе России. Не разговор вели — думали вслух. Как бы шли в беседе друг к другу и радовались — не для себя жили и живём, для других. То, что творится где-то наверху или среди окруживших крестьянина бессердечных денежных губителей здоровья государства, не наше это — чужое, временное.
А жить-то надо по-крестьянски, чтобы ощущали —
На радость встреч и на печаль разлук, —
И будет «Степь» и будет «Бежин луг»,
И будет сказка — мудрости сестра.
Общительность такая у костра…
Костёр… Потянуло вечерним холодком, откуда-то появилась шуба, которую набросили на мои плечи — тепло, уют, запах овчины, табака. Будто мой дед, мудрый, много испытавший на своём веку, незримо явился и согревал своим присутствием. Дед, учивший меня косить, пахать, коров пасти… Ах, как он пел! Будто почувствовав состояние моей души, все вдруг… запели! Да когда мы, мужики, с вами последний раз пели?! Нынче даже пьяные не поют, а мы — безо всякой водки — мне далеко за восемьдесят, а они-то мне по песне, по пониманию жизни — ровесники: «Летят ути и два гуся…»
Так в моём Коршево до войны пели, так пели, когда я на фронт уходил, так пели, когда поднимали страну из руин — пели в поле, в каждом доме…
В пятидесятые в пять утра пришёл в редакцию «Коммуны», областную газету, а со мною замечательные ребята, журналисты — Гридчин, Казьмин, Коноплин… Срочно в номер писали материалы о том, как идёт в области уборочная. Всё — точка поставлена. Строки пошли в набор… Подошли к раскрытому окну, обнялись и — запели! Запели так, как где-то без нас в поле поют самые ответственные люди за нашу жизнь на этой земле — хлеборобы. В песне, как в молитве, весьма значимая причастность к свершению любого доброго дела.
На встрече с Собяниным, мэром Москвы, услышал хорошо сказанное им: Москва, если она будет только для себя, перестанет быть Москвой. Москва тогда Москва, когда отдаёт себя до самых до окраин необъятной страны, в которой она столица. Я живу в Москве, но Москвы не чувствую — она давно переместилась сюда, в Панино и другие российские сёла, райцентры, на берега многочисленных прудов, рек её с умом и любовью здесь возрождают простые крестьяне.
Запомнились ребятишки, удившие рыбу. Босоногие умельцы. Вот, когда-то и я босиком познавал родившую меня землю. Память о поле, о славе, о красоте и счастье в твоё сердце приходит через босые пятки — босиком по стерне, по росе, по мягкой пахоте… Это я им оставил от дедов своих:
Садясь гурьбой в передовые сани,
Не задавайтесь: сами, мол, с усами.
Ведь молодость — не только ваше знамя.
В оглобли, дети, и вперёд с отцами.
Монолог поэта записал Эдуард Ефремов.


Сведения предоставлены А.А. Семённиковым.

Биография предоставлена А.А. Семённиковым.

Журналист, заведующая отделом городской газеты «Курган и курганцы», член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Вера Алексеевна Мусина родилась 29 июля 1952 года в селе Гавриловка Саракташского района Оренбургской области.

В1969 году окончила Саракташскую среднюю школу № 1; в том же году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького.

После окончания университета в 1975 году была направлена на работу в Курганскую областную газету «Советское Зауралье», где работала сначала корреспондентом, затем заведующей отделом.

Была занесена в Книгу почёта газеты «Советское Зауралье».

В 1978 году принята в члены Союза журналистов СССР. Избиралась членом правления Курганской областной журналисткой организации.

В конце 1980-х годов избиралась депутатом Курганского городского Совета народных депутатов, возглавляла депутатскую комиссию по бытовому обслуживанию населения.

В 1991 году, оставив надёжную и престижную должность заведующей отделом областной газеты «Советское Зауралье», Вера алексеевна перешла во вновь создаваемую городскую газету «Курган и курганцы». Вместе с ней пережила все трудности становления и развития нового издания. И это дело, которое пришлось начинать с нуля, считает своей главной удачей в профессии.

Главные темы Веры Мусиной – то, что сегодня наиболее проблемно: здравоохранение, образование, семейное воспитание, наркомания.

Когда в сентябре 1997 года была принята Программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Кургане, для её успешной реализации было необходимо участие городской газеты. И эта работа была поручена Мусиной. Вера Алексеевна до сих пор работает в этой теме. Её публикации, как правило, вызывают не только живой читательский интерес, но и высокую оценку профессионалов. Газета дважды занимала призовые места в открытом конкурсе на лучшее освещение средствами массовой информации в Уральском федеральном округе работы по противодействию наркотизации общества и незаконному обороту наркотических средств: в 2004 году – первое, в 2005 – третье. А в 2006 году городская газета «Курган и курганцы» стала победителем Всероссийского конкурса «За лучшее произведение в области профилактики наркомании». В. А. Мусина отмечена Почётной грамотой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - за оказанное содействие органам наркоконтроля в решении возложенных на них задач.

Редактор лебяжьевской районной газеты «Вперёд» в 1977-1980 гг., редактор курганской областной газеты «Советское Зауралье» - «Новый мир» в 1993-1996 гг.

Юрий Алексеевич Прокопьев родился 19 августа 1941 года в селе Камышное Лебяжьевского района (ныне Курганской области).

Окончил Шадринский сельскохозяйственный техникум и зоотехнический факультет Троицкого ветеринарного института.

В журналистике – с 1960-х годов: корреспондент, заведующий отделом сельского хозяйства катайской районной газеты «Знамя».

В 1977-1980 годах – редактор лебяжьевской районной газеты «Вперёд».

С 1980 года работал в курганской областной газете «Советское Зауралье» корреспондентом, затем заведующим отделом сельского хозяйства.

В 1993-1996 годах - редактор курганской областной газеты «Советское Зауралье» (с 1994 года - «Новый мир»).

Основные темы публикаций – экономика, жизнь зауральского села, трудовые династии, новаторы производства. Юрий Алексеевич обладал мастерством и работоспособностью, глубоким знанием проблем села. Он писал о судьбах крестьян, о происходящих на селе переменах, с которыми зачастую не соглашался и искренне переживал. Он не принимал продажу земли в частную собственность, был категорически против развала коллективных хозяйств.

Прокопьева связывали добрые товарищеские отношения с талантливыми руководителями и учёными: Терентием Семёновичем Мальцевым, Василием Михайловичем Ивановым, Александром Даниловичем Немировым. Он автор документально-публицистических книг «Хлеб ангелов», «Судьбы человеческие», «Митинские родники».

Дважды лауреат Курганской областной журналистской премии имени Яна Пурица.

Награждён орденом «Знак Почёта».

Русскоязычный поэт Закарпатья, переводчик, фольклорист.

Анатолий Павлович Афанасьев родился 20 января 1920 года в селе Ушаковское Никитинской волости Оренбургской губернии (ныне Катайского района Курганской области) в крестьянской семье.

В 1930 году во время коллективизации отца репрессировали, угнав на работу в угольные шахты в город Кизел (ныне Пермский край). Мать осталась одна с шестью малолетними детьми. В 1932 году отца выпустили из заключения. В 1933 году семья переехала в Алтайский край. Там, в деревне Бесовка, отец устроился на работу мастером леса.

В 1939 году Анатолий Павлович окончил Барнаульскую фельдшерско-акушерскую школу, а через год был призван на действительную военную службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.

Участвовал в боях под Москвой (Западный фронт, c 13 декабря 1941 года по 1 мая 1942 года) и Сталинградом (Сталинградский фронт, с 10 августа по 20 сентября 1942 года), был ранен (1942). После выздоровления с 15 февраля 1943 года в составе 140-й Сибирской дивизии участвовал в боях на «Курской дуге», в освобождении Новгород-Северска, Киева Тернополя, Львова. Дальше были Карпаты, Дукля, Прага.

После войны служил в Закарпатье, на Камчатке. Уволился в запас в звании капитана медицинской службы в 1958 году.

В послевоенные годы в издательстве «Карпаты (Ужгород) выпустил восемь сборников. Некоторые стихи печатались в журналах – «Дальний восток» (Хабаровск), «Сибирские огни», «Красноармеец», «Радуга», в еженедельниках «Литературная газета», «Закарпатская правда», в альманахах «Алтай», «На Севере дальнем» (Магадан), «Карпаты», а также во многих коллективных сборниках.

В поэзии Афанасьева чувствуется нерасторжимость с природой, незаурядное умение привносить в пейзажи, в описание состояния души конкретные признаки века.

Анатолий Павлович также занимался переводами с украинского и фольклором.

Награждён орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги».

Писатель и журналист, редактор Курганского отделения Южно-Уральского книжного издательства в 1977-1992 гг., ответственный секретарь Курганской областной писательской организации в 1999-2003 гг.

Валерий Сергеевич Меньшиков родился 8 октября 1939 года в посёлке Стеклозавод Белозерского района (ныне Курганской области).

В 1957 году окончил Стеклозаводскую среднюю школу.

В 1959 году окончил железнодорожное училище №1 в городе Кургане. Работал помощником машиниста электровоза в локомотивном депо станции Курган.

В 1961-1964 годах служил в Советской Армии.

После службы вернулся в локомотивное депо, работал помощником машиниста электровоза.

В 1967-1972 годах работал литературным сотрудником курганской областной газеты «Молодой ленинец».

Член Союза журналистов СССР с 1967 года.

В 1972 году окончил заочное отделение факультета журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького.

В 1972-1977 годах работал в Октябрьском ОВД г. Кургана в должности сотрудника, затем заместителя начальника уголовного розыска.

В 1978 году окончил Свердловский юридический институт.

В 1977-1992 годах Валерий Сергеевич работал редактором Южно-Уральского книжного издательства. В 1982 году окончил редакторские курсы при Высшей партийной школе (Москва). Плодотворно занимался пропагандой и популяризацией достижений Зауралья в деле развития промышленности, сельского хозяйства, культуры, науки, медицины. Многое сделал для формирования авторского актива, для создания ряда интересных книг и брошюр, раскрывающих передовой опыт в различных областях народного хозяйства.

С октября 1991 года - член Союза писателей России.

В. С. Меньшиков много работал в жанре публицистики. Его очерки и рассказы регулярно печатались в областных и центральных газетах, коллективных сборниках, союзных и региональных журналах, таких как «Молодая гвардия», «Урал», «Тобол».

В Южно-Уральском книжном издательстве и издательстве «Парус-М» вышли книги Меньшикова «Цветы на асфальте», «За борами за дремучими», «Глухарь замолчал на рассвете».

Одна из основных тем его произведений - нравственно-правовые проблемы: бездуховность, аморальность, потребительство, коррумпированность, равнодушие отдельных людей, работа милиции.

Валерий Сергеевич активно участвовал в жизни областной писательской организации и общественной жизни Зауралья.

В 1999-2003 годах являлся ответственным секретарём Курганской областной писательской организации. Избирался членом правления Союза писателей России, членом исполкома Конгресса русской интеллигенции, членом редколлегии альманаха «Тобол».

Награждён Почётным знаком «Ветеран уголовного розыска», Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации, Благодарственным письмом Губернатора Курганской области. Лауреат премии Губернатора Курганской области, городской премии «Признание», неоднократный лауреат литературного конкурса «Всегда на посту», лауреат Всесоюзного конкурса МВД СССР.

Журналист и писатель, редактор курганской областной комсомольской газеты «Молодой Ленинец» в 1957-1960 гг., главный редактор журнала «Детская литература» в 1975-1984 гг.

Александр Александрович Виноградов родился 9 сентября 1930 года в деревне Скрылёво Каменского района Западной области (ныне Кушвиновского района Тверской области).

В 1935 году Виноградов простудил уши и перенёс тяжёлую операцию, в результате которой, однако, он сумел выжить и сохранить слух.

Вскоре переехал в Ленинград с семьёй. Там он поступил в школу, однако в сентябре 1941 году был вынужден бежать обратно в деревню Скрылёво Калининской области. Во время войны он работал в колхозе «Заря коммун».

После окончания войны он продолжил учиться в школе, однако в 1947 году заболел туберкулёзом. В результате удачного лечения выздоровел в течение нескольких месяцев. Член ВЛКСМ с 1947 года.

В 1950 году Александр Виноградов окончил Прямухинскую среднюю школу имени Белинского и поступил в Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова на факультет журналистики. В университете принимал активное участие в общественной жизни: был членом бюро ВЛКСМ, членом бюро профкома, комсоргом.

В 1955 году с отличием окончил университет и получил должность корреспондента в газете «Красный Курган» в Кургане. В декабре 1956 года Виноградов стал кандидатом в члены КПСС. 11 января 1957 года член бюро областного комитета ВЛКСМ Александр Виноградов утверждён Курганским областным комитетом КПСС редактором областной комсомольской газеты «Молодой Ленинец» и работал в этой должности до апреля 1960 года.

В июне 1960 года Виноградов был переведён на работу в Москву - инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

В феврале 1962 года он стал заместителем редактора по отделу комсомольская жизнь в газете «Комсомольская правда», а в апреле 1963 года стал редактором отдела «Наших родных» при журнале «Вокруг света». В мае 1964 года стал главным редактором журнала «Юный натуралист».

В это время в свет выходят первые литературные работы Виноградова: «На берегу великой Янцзы», «Рок-н-ролл на коленях», «Горькая улыбка самурая», «Где шумят чужие города». Они были навеяны его частыми зарубежными поездками в Китай, Японию, США, Мексику и другие страны.

Собственный корреспондент курганской областной газеты «Советское Зауралье» в 1960-1988 гг., член Российского Союза профессиональных литераторов.

Александр Фёдорович Поздняков родился 1 марта 1927 года в селе Новогергиевка-2 Петуховского района (ныне Курганской области).

С 1941 года четырнадцатилетним подростком начал работать в колхозе.

С 1944 по 1950 годы служил в пограничных войсках Забайкальского военного округа. Первые стихи опубликовал в газете «Пограничник Забайкалья». Был участником Совещания молодых писателей Читинской области.

Участник боёв с Японией.

После демобилизации из армии вернулся в родной район. Работал избачом-библиотекарем, затем в райкоме комсомола.

Александр Поздняков окончил заочное отделение факультета журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького.

С 1952 года - ответственный секретарь петуховской районной газеты.

С 1960 года до ухода в 1988 году на пенсию работал собственным корреспондентом областной газеты «Красный Курган» (позднее - «Советское Зауралье», «Новый мир»).

Основные темы публикаций – сельская жизнь, трудовые династии, военно-патриотическая.

С 1998 года член Российского Союза профессиональных литераторов. Он много и плодотворно работал над художественным словом. Опубликовал повесть «Так это было», романы «Под открытым небом», «Прибыток и убыток», «Стихотворный фенологический календарь», сборник стихов «Хранящийся в памяти звук», другие литературно-поэтические произведения. Печатался в коллективных сборниках, в областных и районных газетах, альманахе «Тобол», журнале «Сибирский край», других периодических изданиях.

Александр Фёдорович награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За трудовую доблесть», бронзовой медалью ВДНХ СССР. Лауреат областной журналистской премии имени Яна Пурица, Почётный гражданин Петуховского района.

Журналист, издатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Трудовой путь начал токарем на заводе. Окончил заочное отделение Кустанайского государственного педагогического института. Затем более 40 лет посвятил журналистике: четверть века работал в районных газетах, 5 лет был директором полиграфического объединения «Восток», 5 лет - редактором областной газеты «Курган-экспресс», 12 лет - пресс-секретарём департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. Одновременно редактировал корпоративную газету «Макфа» в Зауралье», был автором ежегодного информационно-аналитического альманаха «Агропромышленный комплекс Курганской области».

Более десяти лет Салапаев возглавлял частное издательство «Реформа», помогая издавать труды местных авторов. Одним из первых в области он начал развивать в средствах массовой информации тему рыночных взаимоотношений на селе.

С юных лет Николай Иванович увлекался историей и краеведением. На эту тему написал документальную повесть «Повстанцы» и повесть «Хлеб и море» - о дружбе моряков «Авроры» с зауральскими крестьянами. По его инициативе возобновился контакт земледельцев совхоза «Макушинский» с подшефным крейсером «Аврора» (в 1932 году авроровцы приезжали в Макушино и вручили земледельцам совхоза-гиганта Красное знамя за успехи в труде). В 1987 году Николай Иванович возглавлял делегацию хозяйства, отправленную в Ленинград на знаменитый корабль. После этой поездки организовал ответный визит авроровцев в Макушино, в ходе которого гости вручили шефам военно-морской флаг крейсера.

В 1966 году принят в Союз журналистов СССР, в 1998 году - в Союз литераторов России.

Салапаев был активистом в комсомоле и профсоюзе, возглавлял первичную организацию Союза журналистов, был членом областного Союза предпринимателей. Много сделал для развития и пропаганды шахмат на периферии. Имея первый разряд и первую судейскую категорию, долгое время руководил районными федерациями шахмат, избирался членом областной федерации шахмат.

Николай Иванович - заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат областной журналистской премии имени Яна Пурица, ряда областных и республиканских творческих конкурсов, награждён знаком «Отличник печати СССР».

Редактор курганской областной газеты «Советское Зауралье» в 1971-1982 гг.

Николай Фадеевич Иваненко родился 10 июня 1923 года в селе Макарьевка Пресновского района Северо-Казахстанской области в семье крестьянина-бедняка.

В 1939 году, после окончания семилетней школы, поступил учиться в Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.

В 1941 году, не окончив учёбу, ушёл добровольцем на фронт.

В 1942 году по состоянию здоровья Иваненко отчислен из армии. Работал инспектором по политпросветработе Петуховкого районо, инструктором военного обучения районного совета ОСОАВИАХИМа.

С 1943 по 1950 годы работал в органах МВД: начальник паспортного стола, оперуполномоченный по борьбе с бандитизмом.

С 1950 года Николай Фадеевич работал ответственным секретарём петуховской районной газеты «Сталинский путь», а с 1953 по 1961 годы – редактором газеты.

В 1961 году избран секретарём Петуховского райкома КПСС, затем - вторым секретарём райкома, заместителем секретаря-заведующим идеологическим отделом парткома Петуховского колхозно-совхозного производственного управления.

В 1962 году заочно окончил редакторский факультет Московского полиграфического института.

В 1964 году Иваненко утверждён заведующим сектором печати Курганского обкома КПСС, а в 1969 году – заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации обкома партии. Работая в обкоме партии, много сделал для организационного и идейного укрепления средств массовой информации, развития форм и методов массово-политической работы.

В феврале 1971 года Николай Фадеевич избран членом Курганского обкома КПСС, кандидатом в члены бюро обкома и утверждён редактором курганской областной газеты «Советское Зауралье». В этой должности проработал более 10 лет. Он проявил себя грамотным и высокопрофессиональным журналистом и редактором, чутким воспитателем журналистского коллектива. За время работы редактором он воспитал целую плеяду молодых талантливых журналистов.

Под руководством Иваненко газета стала богаче по содержанию, обрела своё лицо, заметно повысился её авторитет среди жителей области. В 1977 году за большой вклад в коммунистическое воспитание трудящихся газета награждена Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Николай Фадеевич принимал активное участие в политической и общественной работе. Он неоднократно избирался членом обкома партии, депутатом областного Совета народных депутатов, председателем правления Курганской областной организации Союза журналистов СССР.

Награждён двумя орденами «Знак Почёта», семью медалями. Его биография представлена в энциклопедии "Журналисты России. XX-XXI".

Главный редактор курганской областной газеты «Новый мир» в 2000-2006 гг., председатель Курганской региональной организации Союза журналистов России в 1997-2007 гг.

Татьяна Александровна Менщикова родилась 7 апреля 1953 года в городе Кургане, в семье железнодорожника.

В 1970 году окончила курганскую среднюю школу №75.

В 1971 году поступила учиться на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького, который окончила в 1976 году. В 2007 году прошла краткосрочное обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Государственная служба и кадровая политика».

Трудовой путь Татьяна Александровна начала старшей пионервожатой в курганской средней школе №32.

После окончания университета получила направление на работу в курганскую областную газету «Молодой ленинец». В 1976-1982 гг. - в редакции молодёжной газеты работала корреспондентом, старшим корреспондентом, заведующей отделом комсомольской жизни. Героями её газетных публикаций были молодые рабочие, строители, механизаторы, инженеры, вожаки молодёжных коллективов.

С мая 1982 года она – штатный работник курганской областной газеты «Советское Зауралье» (с 1994 года - «Новый мир»): корреспондент, заведующая отделом эко­номики, заместитель главного редактора. С июня 2000 года по сентябрь 2006 года - главный редактор областной общественно-политической газеты «Новый мир».

На страницах газеты «Новый мир» Менщикова вместе с коллегами-журналистами в 2000 году реализовала совместный проект с районными газетами под названием «Экспедиция по Курганской области. Зауралье - на пороге XXI века». В 2003 году коллектив областной газеты «Новый мир» стал лауреатом Почётной грамоты Курганской областной Думы. Тираж ежедневной газеты по сравнению с 2000 годом вырос в два раза.

Газета «Новый мир» в 2000 году стала лауреатом V Всероссийского фестиваля СМИ в номинации «Периодическое издание для социально уязвимых слоёв населения». В 2001 году «Новый мир» - лауреат VI Всероссийского фестиваля СМИ в номинации «Освещение проблем национальной культуры и духовного возрождения», в 2005 году на X Всероссийском фестивале СМИ курганская областная газета стала победителем конкурса печатных изданий в номинации «За мужество и принципиальность в отстаивании позиции».

Основные темы публикаций журналиста Татьяны Менщиковой - экономика и нравственность, производственные отношения в коллективе, проблемы курганской энергетики, реформы экономики и приватизация предприятий промышленности, защита прав человека труда в новых экономических реалиях.

Публиковалась в центральных газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Советская Россия», в книгах-сборниках «Золотое созвездие Зауралья», «Книга памяти. Чечня». Автор документальной книги-очерка о Герое России Евгении Родькине, принимала активное участие в подготовке к изданию трёх сборников «Кто есть Кто. Зауралье на пороге ХХI века», редактор книги «Русский Дом» (автор-составитель Л. А.Саверский).

Член Союза журналистов с 1978 года. В 1997-2007 годах – председатель Курганского регионального Союза журналистов. В 1998- 2007 годах Менщикова избиралась членом Федеративного совета Союза журналистов России, была делегатом трёх съездов Союза журналистов России. В 2012 -2017 гг. - член ревизионной комиссии Курганской региональной организации Союза журналистов России. Была инициатором и одним из организаторов восьми областных фестивалей курганских СМИ в 2000-2007 годах.

Татьяна Александровна - лауреат премии Союза журналистов России, лауреат областной журналистской премии имени Яна Пурица. Награждена Почётным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», памятным знаком «300 лет российской прессы» за заслуги перед отечественной журналистикой, юбилейной медалью в честь 80-летия Всероссийского Союза журналистов, медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения – 2002», ведомственным знаком Роскомстата за активное участие во Всероссийской переписи населения в 2002 году, Почётной грамотой Губернатора Курганской области. Её биография представлена в энциклопедии "Журналисты России. XX-XXI".

В 2005-2010 годах по совместительству занималась преподавательской деятельностью на филологическом факультете (группа журналистов) Шадринского государственного педагогического института.

В 2006-2008 годах работала в Управлении федерального казначейства по Курганской области в должности заместителя начальника административного отдела.

В 2011-2012 годах, работая в штате Курганской торгово-промышленной палаты, занималась организационно-выставочной деятельностью и организацией деловых миссий представителей малого бизнеса Курганской области в соседние регионы и Республику Казахстан.

В настоящее время продолжает активно заниматься общественной работой – председатель совета ветеранов областной газеты «Новый мир» и председатель ветеранской организации журналистов города Кургана.


1900 г. - родился Михаил Васильевич Исаковский - российский, советский поэт.(1900-1973) Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949). Герой Социалистического Труда (1970). Член РКП с 1918 года. М. В. Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1918 году вступил в РКП(б). В 1921-1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина».
В 1926 году М. В. Исаковский, будучи редактором газеты, помогает своему молодому талантливому земляку А. Т. Твардовскому.
В 1927 году выходит первый сборник стихов поэта «Провода в соломе», которые понравились Максиму Горькому. В результате сотрудничества с В. Г. Захаровым песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им. Пятницкого, эти песни сделали хор знаменитым. Поэма «Сказка о правде», написанная в 1945-1946, напечатана только в 1987 году.
Число стихотворений, написанных Исаковским (250), невелико, они повторяются как основной состав во многих изданиях. В большинстве своём они повествовательны и тесно связаны с традицией народного песенного творчества. В смысле тематики это относится прежде всего к его любовным стихам, где повторяются традиционные мотивы встречи у колодца, расставания, надежды; а в отношении формы - почти ко всему его творчеству. Исаковский противопоставляет нищету прежних времён счастливой современности, в его песнях нет подлинной проблематики жизни, в лучшем случае в них звучит вера в добро, окрашенная иногда легкой печалью.
Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Также известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).
Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Награды и премии:
* Сталинская премия первой степени (1943) - за тексты общеизвестных песен «И кто его знает...», «Шёл со службы пограничник...», «Катюша», «Провожанье» и другие
* Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник «Стихи и песни»
* Герой Социалистического Труда (1970)
* четыре ордена Ленина
* два ордена Трудового Красного Знамени
* орден «Знак Почёта»
Память:
* В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в Смоленске. А также в честь поэта назван переулок в городе Донецк (Украина).
* В 2000 году в г. Иркутске было широко отмечено столетие со дня рождения поэта М. Исаковского: проведены памятные вечера и выпущен сборник стхов «Одинокая бродит гармонь… Стихи, ставшие песнями», идея празднования столетнего юбилея, выпуск и составление поэтического сборника, принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
Интересные факты:
Мемориальная доска на здании районной газеты «Знамя» в Ельне, где Исаковский был первым редактором.
* Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
* Стихотворение «Огонёк» на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».
* Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
* Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.


"Русской женщине"


Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын.
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твое…

1911 г. - родился Анатолий Владимирович Сафронов - русский, советский писатель, поэт, публицист, сценарист и драматург, главный редактор журнала "Огонек". Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949), Герой Социалистического Труда (1981). Член ВКП(б) с 1940 года.
А. В. Софронов родился 6 (19) января 1911 года в Минске. Работал на заводе «Ростсельмаш», был фрезеровщиком, слесарем, секретарем редакции заводской газеты. В 1937 году окончил литературный факультет Ростовского педагогического института. В годы Великой Отечественной войны работал специальным корреспондентом «Известий». В 1953-1986 годах был главным редактором журнала «Огонёк». Начал печататься с 1929 года.
Основу пьес Софронова часто составляли комедийные и водевильные ситуации. Опубликовал книги очерков «Путешествие, которое хочется повторить» (1964), «Наследство» (1973) и др.
Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки. Софронов работал в ряде общественных организаций. В 1948 -1953 годах был секретарём СП СССР. Заместитель председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки (с 1958 года).
Скончался Анатолий Владимирович Софронов в Москве 9 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.


"Шумел сурово Брянский Лес…"


Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.


Тропою тайной меж берёз
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нёс
Винтовку с пулями литыми.


И грозной ночью на врагов
На штаб фашистский налетели
И пули звонко меж стволов
В дубравах брянских засвистели


В лесах врагам спасенья нет:
Летят советские гранаты.
И командир кричит - «Вперёд!
Громи захватчиков, ребята!».


Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы;
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.


1937 г. - родился Михаил Иванович Ножкин - российский, советский поэт, актёр театра и кино, музыкант. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1982).
Михаил Ножкин родился 19 января 1937 года в Москве в cемье Ивана Петровича (1906-1961) и Клавдии Гавриловны (1910-1988) Ножкиных.
Учился в школе № 479 в Москве, после чего окончил строительный техникум Моссовета. В 1961 году окончил Театральную студию эстрадных искусств Московского государственного театра эстрады. В том же году был принят в труппу Московского театра эстрады.
В кино начал сниматься с 1968 года. С 1973 года член Союза кинематографистов СССР.
Автор текстов песен к нескольким кинофильмам («Золотые рога» Александр Роу и др.). Песни на его слова, такие как «Мы так давно не отдыхали», «Последняя электричка», «Я люблю тебя, Россия», получили широкую популярность.Михаил Ножкин активно занимается общественной жизнью. Известен резкой критикой таких поэтов, как А. Вознесенский и Е. Евтушенко. В публичных выступлениях не раз критиковал реформы Михаила Горбачева. Член редакционного совета радиогазеты «Слово», является сторонником КПРФ.
Награды:
* «Большая литературная премия России» Союза писателей России, премия «На благо России» (2007) за многолетнее служение отечественной литературе

"Песня солдата"


Разве можно былое забыть?
До сих пор годы мчатся, как пули...
Мы суровой солдатской судьбы
До краёв всем народом хлебнули.
В душах вечный осколок торчит,
Память бьёт бухенвальдским набатом.
И поныне в народе стучит
Опалённое сердце солдата.


Мы в атаку вставали страной,
Всем народом дрались в рукопашной.
Мы Победу добыли ценой,
О которой подумать-то страшно.
Не всегда ль мы достойны её,
Забывая порою, что свято?
И частенько нам спать не дает
Беспокойное сердце солдата.


Мы по чести обязаны жить,
Позабыв пьедесталы и нимбы;
По-солдатски Отчизне служить -
Где бы, кто бы и кем бы ты ни был.
Нам, сегодняшним, в завтра идти,
Вспоминая о прошлом крылатом.
Пусть стучит оно в каждой груди,
Бескорыстное сердце солдата.


Нам война не нужна никогда.
Мы с рождения - мирной породы,
Ну, а если вдруг снова беда -
Мы в атаку опять всем народом!
Будем к новым победам идти
Так, как шли ветераны когда-то,
А пока над планетой летит
Наша мирная песня солдата.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта