Главная » 1 Описание » Как контролировать свой гнев — советы опытного психолога. Олег Торсунов: Злоба – это хронический гнев

Как контролировать свой гнев — советы опытного психолога. Олег Торсунов: Злоба – это хронический гнев

Вопросы и задания (к стр. 146-148)

Ваши 1-ые впечатления

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

Больше всего запомнилось несколько эпизодов: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского высвободить Машу и их объяснение.

3. Когда вы догадались, что Дефорж - Дубровский?

Я додумался, что Дефорж - это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.

Разберёмся в прочитанном

1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирил Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё приобрести, и унижал достоинство людей.

3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирил Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Балованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого собственного характера и всем затеям достаточно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю мучился от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около обширных его владений, в длительных пирах и проказах, раз в день притом изобретаемых...»

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, так как «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства собственного бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали частично и в нравах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал внутри себя это чувство пониманием богатства и власти, а Дубровский пониманием древности собственного рода и дворянской чести. У обоих помещиков был жаркий, запальчивый нрав, оба обожали псовую охоту и держали собак.

5. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне охарактеризовывает Дубровского как человека гордого, не желающего преобразовываться в шута, владеющего чувством собственного плюсы. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

Бюрократы уездного суда повстречали Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не направил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены повстречали ег о с изъявлением глубочайшего подобострастия, придвинули ему кресло из почтения к его чину, летам и дородности».

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Картина суда пробуждает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и 24 протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчёркивает неестественность этого суда последующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при всем этом посиживает в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», так как не считает, что трибунал вообщем чего-нибудь решал.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

«Внезапное сумасшествие Дубровского очень подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», так как ему не удалось узреть, как унижался Дубровский. Он сошёл с разума, но его гордость и честь не были подломлены.

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

Владимир Дубровский вёл в Петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. Отец посылал ему средства, для себя не оставляя практически ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». Он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Весть о заболевания отца Дубровский воспринял «с необычным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В нраве Дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на помощь папе.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Дворовые и крестьяни не обожали и страшились Троекурова. Кучер Антон гласил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».

Дубровский - человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести заманило его очень далековато, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его юности, и победа не веселила его сердца».

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Примирение 2-ух друзей оказалось неосуществимым, так как Дубровского при виде собственного противника разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, отдал приказ изгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, появилось очень поздно.

После погибели отца Дубровский ощущал духовную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было жутко, что он не мог ни рыдать, ни молиться. Создатель не именует прямо тех эмоций, которые испытывал юноша, но мы можем представить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за погибель отца. Христианство велит прощать своим противникам, но Дубровский не мог и не желал простить Троекурова и потому не мог молиться.

Переживания Дубровского Пушкин передаёт при помощи описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шёл по почаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в почаще, так он не мог разобрать и собственных смятенных эмоций: «...мысли одна другой темнее стеснились в душе его... Очень ощущал он своё одиночество».

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой... мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

Судейские бюрократы, прибывшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нахально и вызывающе. Они позволяют хамские выражения в адресок Дубровского, грозят его крестьянам, так как ощущают за собственной спиной силу и власть, подкреплённые средствами Троекурова.

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

Гнев и возмущение крестьян нарастают равномерно, но особое возмущение крестьяни испытывают, когда бюрократ обижает самого Дубровского, барина и легитимного обладателя имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Поначалу бюрократам отвечает глас из толпы, потом в массе подымается ропот, он усиливается и перебегает в ужаснейшие крики. Масса приходит в движение.

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

Владимир Дубровский не даёт разъяренным крестьянам расправиться с бюрократами, так как не желает становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не желает становиться соучастником экзекуции и уповает на справедливость царя.

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» - когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

Владимир Дубровский пришёл к решению спалить «печальный дом» после того, как он заного увидел портрет мамы, прочел её письма к папе, где она говорила о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые добивались то 1-го, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и мамы Дубровского.

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

Крестьяни присоединились к юному барину. Их побудило к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право обладать землёй и людьми числилось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец гласит: «...слыхано ли дело, подьячие замыслили нами обладать, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесённое своёму государю, крестьяни принимали как собственное оскорбление.

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Кузнец Архип гробит подьячих, но с риском для жизни выручает кошку с крыши пылающего сарая. Он гласит детям, которые смеются над ничтожным животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь гибнет, а вы сдуру радуетесь...»

Архип принимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не принимает как людей, достойных спасения, так как в его осознании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут обладать и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный трибунал, они нарушили божьи заповеди: посодействовали одному человеку украсть у другого имение, врали и нарушали клятву гласить правду.

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

Владимира Дубровского принудили стать разбойником погибель отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, растерял надежду на справедливое решение суда и даже не возлагал надежды отыскать защиту у царя, так как для этого необходимы были средства, а их у Дубровского не было.

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

О Дубровском - предводителе разбойников - ведали, что он «славился разумом, отважностью и каким- то благородством. Ведали о нём чудеса...».

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

Одним из возлюбленных «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Малеханьких медвежат он стравливал с кошками и щенятами, потом сажал на цепь. Время от времени медведю давали бочку, утыканную гвоздями. Медведь дотрагивался до неё, колол для себя лапы и заходил в совершенное бешенство. Наилучшей шуточкой числилось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку.

Эти забавы охарактеризовывают Троекурова как самодура и садиста, злостного и ожесточенного.

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из геро ев.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой.

После обедни все гости прямо за владельцем двинулись к дому. В столовой уже суетились слуги, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого владелец занял своё место. Мужчины, как обычно, сели напротив нас. Посреди их не хватало неизменного гостя Троекурова Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал, когда уже все начали обедать, и желал было извиниться, но Троекуров отдал приказ подать ему устройство и благорасположенно выслушал его рассказ. Спицын сказал, что сломалась шина у фронтального колеса, а после ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, типо Дубровские обладают Кистенёвкой без всякого на то права.

Разговор зашёл о Дубровском. Троекуров поставил исправника в неудобное положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз лицезрели Дубровского. Я задумывалась, что Дубровский был конкретно у меня, и поведала историю о том, как мошенник-приказчик упрятал средства, которые я желала выслать отпрыску, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я задумывалась, что это и был сам Дубровский. Но исправник прочитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников 23 года, а мужчине, который был у меня, около 35 лет. Видно, кто-то действует под его именем.

В конце обеда мы были поражены, когда узнали, что юный француз, нанятый Троекуровым, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он посиживал на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе гласит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит...» Глобова гласит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства.

4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» - в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

Троекуров решил, что нереально будет выявить Дубровского, даже если будешь гласить с ним три часа попорядку, так как у него не было никаких особенных примет.

5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

5. Никто из гостей Троекурова не додумался, что Де- форж - это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает российский язык.

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать совместно с Дефоржем, так как он страшился, что его ограбят. Все свои средства он переложил в кожаную сумку и носил её на собственной груди под рубахой. Дефорж показался ему храбрым человеком, и Спицын решил, что в присутствии француза ему нечего страшиться вероятных грабителей.

«Странное было его просыпание, - пишет создатель. - Он ощущал через сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал священную сумку. Француз произнес незапятнанным русским языком: «...молчать, либо вы пропали. Я Дубровский».

2. Как Дубровский стал Дефоржем?

Дубровский на почтовой станции повстречался с французом, который ехал к Троекурову, чтоб служить учителем у малеханького Саши. Дубровский предложил французу средств за то, чтоб он дал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

Во время пребывания в имении Троекурова Дубровский показал выдержку, хладнокровие, актёрские свойства, благородство и умение обладать собой.

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза, так как он был влюблён в дочь Троекурова Марью Кириловну.

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

Князь Верейский - человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Невзирая на то, внешность его была мила, замечательна, а привычка быть всегда в обществе присваивала ему некую любезность, в особенности с дамами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провёл за границей, жил на средства, которые ему присылал приказчик из имения, и впервой приехал поглядеть на это имение в 50 лет. Этим он отличается от собственного соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и дважды в неделю мучился от обжорства.

2-ух соседей роднит ещё и то, что любой из их хлопотал только о своём своем благополучии и считал, что все другие сделаны только для того, чтоб прислуживать им и доставлять наслаждение.

2, Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

Кирила Петрович относился к собственной дочери, как к принадлежности, и без её согласия решил выдать её замуж за князя, который старше её втрое. Духовные переживания Маши были для него обидным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Митя и Саша во время допроса вели себя по-различному. Саша выдал сестру. Когда он проговорился, Кирила Петрович сообразил, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал угрожать Саше, что отдерёт его розгами. Саша ужаснулся и равномерно, слово за слово, сказал о просьбе сестры.

Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, так как после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На последующий вопрос Троекурова мальчишка отвечал «с огромным равнодушием», что он «малину крал». После чего Митя не произнес больше ни слова. Он принял на себя «вид реального дурачка» и не отвечал на опасности Троекурова.

Троекуров и исправник выпустили Митю, чтоб выследить, куда он побежит: «Он пособит нам изловить самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был найден, и его штурмовали бойцы.

После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Но она сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё вероятное, чтоб этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать впору папе, что не желает идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ожидала загадочного романтичного освободителя, ничего не сделав для собственного избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми приостановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву...»

Она отказалась от его помощи, так как гордость аристократки не дозволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по собственной воле.

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

Пушкин именует крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплату в некую часть собственной одежки, владея иголкой с искусством, обличающим опытнейшего портного». После обеда разбойники вставали и молились, позже некие разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяни.

Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к неизменной угрозы, как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплаткой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё гортань печальную песню. Человек, который ощущает грусть и печаль, не станет петь во всю гортань. Он будет петь негромко, вдумчиво. Тем паче не станет петь человек, стоящий в карауле, так как он должен прислушиваться, нет ли где неприятеля.

Естественно, у реальных разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая».

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Дубровский покинул собственных крестьян по нескольким причинам. Во-1-х, он осознавал, что после штурма его крепости бойцами правительство вышлет более большие силы на то, чтоб устранить разбойничье гнездо, и он уже не сумеет выдержать со своими разбойниками-крестьянами. Во-2-х, у него было уже довольно средств, чтоб обеспечить для себя жизнь за границей (в России он уже не сумел бы жить под своим своим именем) и обеспечить средствами собственных крестьян. В-3-х, пропала основная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

Литература и другие виды искусства (к стр. 148-149)

1. Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить». Озаглавить её можно так: «Кирила Петрович выбирает щенят».

Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Вы свободны, выходите».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён юный барин Владимир Андреевич Дубровский. Он будто бы бы только-только поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и глядит на огнь. Слева от него стоит, делая упор на его руку, его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белоснежном платке и переднике, обидно опустив голову. За ней мы узнаём фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, отпрыск Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни выручил кошку с крыши пылающего сарая.

Слева мы лицезреем огнь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднём плане стоят лошадки, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего плюсы. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Композиция

Вопросы и задания (к стр. 150)

1. Составьте план основных событий глав VIII-XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

1. План главных событий глав \ЧП-Х1.

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

3) «Благородные увеселения российского барина».

4) Дефорж убивает медведя.

5) «...гости начали съезжаться».

6) Торжественный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздничка.

10) Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждёт лошадок в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Пушкин нарушает настоящий ход событий. Поначалу Дубровский повстречал на станции француза, ожидающего лошадок, и купил у него документы. Потом Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель для Саши. Через некое время состоялся праздничек в доме Дубровского, после которого пугливый Спицын возжелал ночевать в комнате Дефоржа, потому что веровал в его храбрость. Днем Дефорж, внезапно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после этого тот уехал восвояси.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб сделать тайну, интригу, вызвать напряжённый энтузиазм читателей.

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кисте- нёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

Сравнивая описания 2-ух усадеб - Покровского и Кистенёвки, можно сказать, что Троекуров был обеспеченный помещик, а Дубровский- бедный. Усадьба Троекурова размещалась в прекрасном месте, на берегу пруда. На одном из бугров высился большой каменный дом, на другом - пятиглавая церковь и древная колокольня.

Усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте неподалеку от берёзовой рощи.

По этим описаниям можно отлично представить для себя обстановку, в какой жили и действовали герои произведения.

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтоб показать представление, которое сложилось у близлежащих помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адресок разбойника поневоле, более много представить читателям вид головного героя.

Третья страсть – это гнев. Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря. Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Возьмите портрет Брюсова, написанный Врубелем. Кажется, что темное пламя вырывается из груди и сочится из глаз этого князя декадентов, как бы обнажая даже и не звериную, а зверскую глубину или, точнее, изнанку его души.
Корифеи русской поэзии 20-го века: Брюсов, Блок, Андрей Белый, приветствовали революцию не только потому, что страшились расправы и чтобы выжить стали на колени перед победителем, но еще потому, что багряный отсвет революции уже давно горел в их душе, как искры ада. В революции они нашли свое, хотя «свое» оказалось веревкой виселицы. Блок открыто радовался кровавой оргии революции и призывал узурпаторов власти разрушать церкви и монастыри. Брюсов сочинял реквиемы на смерть Ленина, похожие на Интернационал. Пастернак написал поэму о лейтенанте Шмидте – офицере, изменившем своей присяге, а затем, в течение нескольких лет составлял «Лениниаду» (будучи полиглотом, по поручению советского правительства он выписывал из иностранной прессы все, что касалось Ленина). Сологуб – модный лирический поэт предреволюционных годов, в анонимном стихотворении призывал народ водрузить три виселицы: на одной повесить царя, а на других – царевен. Чем не образ екатеринбургской Голгофы? (Андрей Белый в своих воспоминаниях свидетельствует, что эта мерзкая анонимка принадлежала Сологубу).

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» — эта латинская поговорка о гневе сложилась задолго до того, как мы узнали о негативных факторах, напрямую влияющих на наши психику и здоровье: телевидение, Интернет, газеты, журналы, загазованный воздух и загрязненные водоемы, иными словами — психологическое зомбирование и проблемная экология. Но за давностью лет, как видим, афоризм этот не потерял своей актуальности, напротив, он свидетельствует о том, что чувство гнева все более «органично» вживается в нашу психику.

Почти ежедневно мы сталкиваемся с проявлениями гнева как собственного, который видится нам справедливым, так и со стороны близких людей или просто случайных прохожих, — гнева, вызывающего возмущение и потребность ответить тем же. Словом, цепная реакция. Вспомнить хотя бы карикатуру Херлуфа Бидструпа: босс яростно ругает своего подчиненного, тот распекает нижестоящего чиновника, он нападает на мальчишку-посыльного, который от злости пинает собаку, а она вцепляется в того самого босса. Круг замкнулся.

Как бы нам с детства ни пытались внушить, что гневаться плохо, воспитанию поддаются немногие. Ведь умственные операции, которые вырабатывают эту эмоцию, организованы на уровне инстинкта и передаются по наследству, поэтому первые его всплески могут проявляться с раннего детства и год от года прогрессировать. Врожденные качества, усугубленные знаниями о моделях агрессивного поведения, распространенных во многих семьях, среди сверстников или же увиденных с экранов телевизоров, окончательно формируют глубину гнева.

Если бы разъяренный человек мог видеть себя со стороны, он был бы немало удивлен. Взъерошенные волосы, раздувающиеся ноздри, прищуренные глаза, руки, сжатые в кулаки, меняют портрет до неузнаваемости. Хотя надо сказать, что самому человеку подобный «приступ» приносит временное облегчение, отнимая негативную психическую энергию от других эмоций, имеющих более тонкие структуры, таких как, например, страдание, стыд, отчаяние или оскорбление. В гневе человек даже перестает ощущать боль. А за счет резкого освобождения энергии становится сильнее. Фактически организм приходит в состояние боевой готовности. Хотя к агрессивным действиям человек прибегает в тех случаях, когда оценивает уровень опасности таковым, что у него есть шансы вступить в борьбу и победить. Когда, по его ощущениям, опасность слишком высока, он, скорее, склонен выбирать своей стратегией бегство.

Порочный круг эмоций

Когда организм ощущает приближение опасности, в нем возникают физические изменения, которыми управляет автономная нервная система. Назвали ее так потому, что она не подчиняется прямому сознательному контролю. Эта система управляет эмоциональными реакциями на физическом уровне, то есть, по сути, является «мостом между психикой и телом».

Автономная нервная система получает импульсы из средних и нижних отделов головного мозга, которые связаны с его корой, то есть с высшими центрами. Когда мы испытываем гнев, соответствующая команда поступает через гипоталамус к ретикулярной системе, активизирующей головной мозг. Эта система приводит организм в состояние «боевой готовности». В этом процессе участвует еще и таламус (зрительные бугры), который посылает импульсы в кору головного мозга, где они подвергаются интерпретации. Таким образом, переживание гнева во многом зависит от функции коры головного мозга. Или, если говорить на языке психологов, от осознания, поскольку ощущение опасности определяется основным образом тем, как человек рисует в своем воображении опасность. Так, известно, что вызвать сильную ярость может и достаточно безопасная, объяснимая с объективной точки зрения ситуация. В этом случае все зависит от нашей фантазии, которая нередко строится на переживаниях прошлого.

Характерный случай из практики психолога. Женщина обратилась к врачу за советом, как ей перевоспитать взрослого сына, который, по ее словам, себе чашки чая не нальет, а заодно просила помочь усмирить собственные приступы ярости, вызванные его поведением. В ходе беседы выяснилось, что в детстве у нее был сильный ожог и она долгое время лежала в больнице, поэтому очень боялась, что ребенок может ошпариться кипятком или обжечься, и начинала кричать, как только сын переступал порог кухни, и тем самым выработала в нем стойкую привычку этого не делать. Прошли годы, и мать начало раздражать как раз то, к чему она сама его упорно приучала.

Подобная ситуация типична для людей чувствительных и вспыльчивых, которые неопасные ситуации воспринимают как угрозу, а потому стараются упредить ее развитие.

Однако надо сказать, что схожие проблемы возникают не только у людей с легковозбудимой психикой, таковым подвержены и внешне спокойные люди, умеющие скрывать ярость под маской безразличия. И, несмотря на диаметрально противоположные реакции, и в первом, и во втором случаях гнев одинаково разрушительно действует на организм. Повышается артериальное давление, происходят изменения состава крови, нарушается работа внутренних органов: учащается сердцебиение, подавляется процесс пищеварительного тракта, почек и печени. В результате гневной реакции происходит стресс-накопление в тканях свободных радикалов, ведущих к свободному перекисному окислению — разрушению липидов мембран различных клеток, особенно к этому процессу чувствительны нейроны головного мозга.

Частые и длительные реакции гнева переводят организм из состояния активации в состояние дистресса, со всеми вытекающими из этого последствиями. Резко снижаются адаптационные возможности организма, его сопротивление к болезням. Как правило, страдает самое слабое звено в организме, развиваются и обостряются те заболевания, к которым человек предрасположен.

Как ни вреден гнев для других, он более всего опасен для того, кто негодует. Кроме того, привычка реагировать агрессией в гневе может стать особенностью характера и привести впоследствии к психопатологии. Однако выход есть — научиться управлять эмоцией гнева. Для этого необходимо понимать его сущность, особенности проявления и влияния.

От оценки к действию

Науке еще недостаточно хорошо известно, как именно приводится в действие механизм эмоции, однако понятно то, что это происходит автоматически. Вот почему зачастую гнев оказывается и для нас самих неким сюрпризом, «вламываясь» в сознание незваным гостем. Однако существует несколько моментов, когда сознание, осведомленность о том, что происходит, может повлиять на нашу способность контролировать ярость.

Вспышке гнева предшествует некоторый период накопления недовольства. Он зависит от того, как человек оценивает происходящее. А как должна развиваться ситуация, во многом зависит от наших убеждений и ожиданий, которые мы можем пересмотреть и изменить. Например: гнев поддерживается убеждением в том, что другой человек должен вести себя так, как нам надо. При отклонении его поведения от наших ожиданий мы испытываем раздражение. Поэтому уважение права другого поступать так, как он полагает нужным, способствует уменьшению нашей гневливости.

Как только оценка произведена, мы получаем импульс к действию. Между импульсом и действием тоже есть момент, хотя и краткий, когда возможно вмешательство сознания. Этот момент зависит от того, насколько мы отдаем себе отчет о своем состоянии, своих чувствах и о том, что происходит в нашем теле.

Если агрессии все же не удалось избежать, есть возможность проанализировать свои реакции и скорректировать поведение в будущем.

Хорошо известна поговорка: «Гнев отнимает разум». Существует время, в течение которого мы воспринимаем мир только с той точки, которая созвучна переживаемой нами эмоции. В этот момент никакая новая информация недоступна для сознания. А если она все же успевает поступить, то ее интерпретация все равно будет ошибочной. Об этом надо помнить. Этот период иногда длится всего несколько секунд, но может оказаться и гораздо более продолжительным. Пока он не закончится, мы будем находиться во власти эмоции.

Ярость маленьких детей
Припадки гнева характерны и для маленьких детей, еще не умеющих контролировать свои эмоции. Их психика для этого недостаточно созрела. Ярость — это реакция не умеющего преодолеть ситуацию чрезмерного неудовольствия ребенка. Во время припадка граница между «я» и не «я» плохо различается, а в ощущениях преобладают чувства дискомфорта и беспомощности. Все это вызывает боль, растерянность, страх дезорганизации, а порой и утрату контакта с реальностью. Клинические наблюдения показали, что переживание приступов гнева не только ранит ребенка, но и психологически травмирует его. Поэтому взрослым людям надо стараться оберегать ребенка от стресса, блокировать или, по крайней мере, не допускать развития раздражения до критического момента. Припадки бывают скоротечными, но могут развиваться и постепенно, но в любом случае они развиваются по одной и той же схеме. Первым признаком будет неудовольствие, выражающееся в сердитом плаче или нытье, которые не удается погасить. Далее идет нарастание эмоционального накала. Во время этого процесса ребенок почти недоступен внешнему воздействию, так как сами переживания, которые он испытывает, заслоняют от него окружающий мир. На гребне реакции ярость несколько стабилизируется, и ребенок вновь получает возможность реагировать на внешнее воздействие. Максимальная способность реагировать проявляется в период, когда ярость истощается. Поэтому, если припадок нарастает, вмешиваться уже поздно, лучшее, что можно сделать, обезопасить ребенка от травм и не оставлять его в одиночестве. Наиболее благотворны здесь слова заботы, внимания. Надо стараться помочь ребенку, и когда припадок идет на спад, даже если он отвергает помощь родителей, все равно нужно его успокаивать, взять на руки. Говорить с ним. Очень важно, чтобы родители в этих случаях сами сохраняли самообладание и не сердились, понимая, что малыш страдает от острой психологической боли. Когда ребенок успокаивается, с ним необходимо поговорить и обсудить все, что произошло, без лишних обвинений и упреков. Если припадок ярости вызвал какой-либо запрет или ограничение родителей, не стоит его тут же отменять, если считаете его разумным, справедливым и полезным.

Рефлекторная связь

Гнев и страх — эмоции по своей сути противоположные, они не могут сосуществовать одновременно, так как они активизируют разные физиологические структуры. Однако эти реакции взаимосвязаны.

С детства каждое агрессивное поведение встречает наказание. В результате импульс ярости приобретает способность сам по себе вызывать страх, так как этот импульс наказывался, а наказание всегда возбуждает страх. Образовывается рефлекторная связь, когда агрессивный импульс и наказание не осознаются как два разных события. Переживается только результат: гнев превращается в страх. Обычно это бывает у людей, которые в детстве подвергались системному и регламентированному контролю. Хотя, конечно же, страх может иметь и другие причины.

Чувство вины, стыда, зависти, ощущение неудачи являются очень тяжелым переживанием и часто порождают гнев. Если когда-нибудь человек получает удовлетворение вследствие того, что рассердился на того, кого обидел, то в следующий раз вероятность гневной реакции на собственную вину возрастает. Наступит момент, и всякий раз, будучи виноватым, он станет гневаться, искать объект вымещения своей эмоции. Стыд, чувство неполноценности, зависть, ущемленная гордость тоже могут ослабевать, когда мы раздражаемся. В этом случае также накапливается ярость.

Типы гневающихся
Справиться с яростью непросто. Но есть люди, которым это сделать гораздо сложнее, чем другим, потому что склонность к гневу — особенность их характера. Более всего этой эмоции подвержены люди с возбудимым типом личности. У них ослаблено торможение центров коры головного мозга. Им чужда терпимость, они импульсивны и действуют, не задумываясь о последствиях. Проявления гнева очень сильны и неконтролируемы. Представители застревающего типа — люди злопамятные и мстительные. Особенно сильно их задевает все, что касается их личности. Они честолюбивы, подозрительны, болезненно обидчивы и легкоуязвимы. Их гнев накапливается постепенно, возрастая от случая к случаю. И если уж пламя гнева возгорелось, то оно, скорее всего, похоже на пожар, который чрезвычайно сложно погасить. И, наконец, люди астенического типа. Они подвержены быстрой физической и психической утомляемости, частой смене настроения. Плохо переносят сильные раздражители — свет, шум, тесноту, недостаток воздуха. От раздражительности переходят к слезам. Их гнев похож, скорее, на легковоспламеняющуюся спичку, которая быстро сгорает.

Как управлять гневом

Сильные приступы кажутся неодолимыми. Мы считаем, что это единственное средство и у нас нет другого выбора. Но, если разобраться в природе этой эмоции, становится ясно, что есть и другие способы разрешения взрывоопасных ситуаций. Если посмотреть на грозовую тучу, она выглядит твердой, вещественной, но, если попасть внутрь, то там нет ничего, кроме водяных паров. В то же время она закрывает солнце, что доставляет определенные неудобства. То же и с гневом. Есть ряд психотерапевтических методик и практик, в которых исследуется сущность гнева. Они используют рисунок, силу воображения. Человек задается вопросом: «На что похож гнев?» Как показывает практика, чем больше всматриваешься в это чувство, тем быстрее оно исчезает под вашим взором, словно иней, тающий под утренним солнцем. Стоит только посмотреть ярости в лицо, как она внезапно теряет свою силу.

Когда эффективнее всего бороться с ней: после, во время или до появления?

Первый вариант — после ее появления. Это подход наиболее простой, потому что мы осознаем свой гнев только после того, как столкнемся с ним. Здесь есть возможность подключить разум, чтобы проанализировать происшедшее и впоследствии скорректировать свое восприятие, мышление и поведение. Таков подход когнитивных психотерапевтических методов.

Существуют также техники физического отведения гнева. Чтобы справиться с распирающим негодованием, подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие.

Следующим шагом является преодоление эмоции во время ее появления. Цель этого метода сведена к тому, чтобы суметь освободиться от эмоции в тот момент, когда она только начинает набирать силу, лишив ее возможности запустить цепь мыслей и реакций, которые овладевают умом, заставляя причинить кому-то вред. Если это удастся, эмоция проявляется в ослабленном виде. Римский философ Сенека говорил, что для того, чтобы удержаться от ярости, самое лучшее, чувствуя поднимающийся «вулкан», замереть и ничего не делать: не ходить, не двигаться, не говорить.

Этот способ, включающий развитие навыков обратной связи с телом, для получения информации о том, что мы чувствуем и делаем, предлагают психотерапевты и сегодняшним пациентам. Например, ощущая приближение стресса, нужно начинать следить за дыханием или фиксировать свои физические ощущения. Человек не может одновременно испытывать две разные эмоции. На этом принципе построены методы «противоядия».

Есть и другие техники, способные помочь в этот момент. Например, культивирование в себе противоположной эмоции — милосердия и сострадания. Эти эмоции человеколюбия — иммунитет против гнева. Один из способов этого достичь — поменяться местами с другими людьми и попробовать принять точку зрения другого человека.

Всем известно как страшен человек находящийся в состоянии гнева, так что такое гнев и все что вы хотели знать о гневе, рассмотрим в этой статье. Гнев - это короткая вспышка агрессии, направленная на устранение источника его раздражения. В первую очередь гнев - это эмоциональное состояние направленное вовне, а не конкретное действие.

Такое эмоциональное состояние может подтолкнуть человека к различным видам действия, например для того чтобы наказать обидчика. Держа гнев внутри себя, люди часто обращают его против себя. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и от ситуации люди испытывают гнев по - разному.

Виды гнева на примерах:

1. Непосредственный гнев.

Наталья 29 лет (экономист) жаловалась, что ее муж сильно вспыльчив. Он выражал свой гнев в виде ругательств и угроз, она боялась его гнева, опасаясь за свою безопасность. Чтобы защитить саму себя она так же начинала кричать, что только усиливало гнев мужа. Впоследствии Елена поняла, что такое состояние ее мужа достаточно безопасно, если не оказывать ему активного сопротивления Она научилась не отвечать гневом на агрессию мужа, осознав, что это всего лишь эмоции. В результате проявление гнева у мужа стали реже. Ситуация окончательно разрешилась тогда, когда оба поняли, что гнев - это эмоциональная разрядка.


Совет: не нужно отрицать гнев, при этом не забывайте, несите за него ответственность и старайтесь не испытывать безмерное чувство вины, оно только усилит гнев.

2. Смещенный гнев.

Такой гнев проявляется в виде смещение своей ярости с обидевшего человека на предметы неодушевленного характера. Битье посуды, сломанные ручки или мобильный телефон, который разбивался в дребезги о стену, так происходило у Светланы 35 лет (менеджер). Все потому что она боялась причинить вред другому человеку. Когда Светлана осознала, что небольшой материальный ущерб - это цена за спокойное состояние ее близких и деловых партнеров. Со временем она смогла перейти от активных действий к воображаемым, что избавило ее от финансовых утрат.

Совет: встретившись с человеком, который бьет посуду либо разбивает свой мобильный, помните, что таким образом он защищает окружение от собственного гнева. Если в очередной раз вы что - то разбили, проанализируйте, что символизировало данное действие и в следующий раз попробуйте акт биение предметов вообразить, например, рисуя, что либо.

3. Отсроченный гнев.

Василий, 40 лет (предприниматель) стал жертвой такого гнева. Женившись, впоследствии он выяснил, что супруга гневается не в тот момент, когда проблема возникла, а после когда находится в безопасности, например, дома. Она боялась, что из-за своего гнева она будет наказана. В последствии Александр поговорил с женой в спокойной обстановки и выяснил, что у нее есть конфликты с начальством, а на нем она просто отыгрывалась, так как из - за боязни быть уволенной сдерживала свои эмоции на работе. Супруги стали обсуждать и предавать анализу произошедшие на работе конфликты, что значительно уменьшило вспышки гнева и улучшило их семейную жизнь.

Совет: почувствовав гнев, постарайтесь выяснить, что стало его причиной, что в действительности вывело вас из себя и вам воспрепятствовало отреагировать на него сразу.


4. Месть.

Валентина 34 года (бухгалтер) мучилась угрызениями совести от своей мстительности. Воспитание ей не позволяло бурно реагировать на обиду, а близких людей не хотелось обременять своими проблемами. Вымещение гнева на неодушевленных предметах не приносила положительного результата. И единственным способом обрести спокойствие стала месть. Однако когда месть была выполнена, Валентина начинала чувствовать чувство вины. В дальнейшем она научилась, месть представлять в воображении не причиняя вред другому человеку.

Совет: если у вас появилось жгучее желание отомстить кому - то, вообразите себе это, в основном мысленные расправы освобождают от чувства гнева.


5. Когда гнев обращается на себя.

Когда Екатерину 35 лет (экономист) кто- то обижал, вместо того, чтобы дать отпор она обращала свою злость на себя, наказывая и обвиняя себя в произошедшем. При этом гнев, не имел выхода и впоследствии принимал форму депрессии. Екатерине стало гораздо лучше, когда она разрешила себе проявлять хотя бы частично свой гнев вовне.

Совет: научитесь выражать чувство гнева, часто отсутствие какой - либо реакции не дает понять другим людям, что человек чувствует в действительности и что ему не нравится.

6. Торможение гнева.

Екатерина 50 лет (бухгалтер) проявляла свой гнев в виде самоизоляции. Наиболее разрушительная форма. Столкнувшись с чьей - либо агрессией она незамедлительно прекращала свое общение, думая, что абсолютно спокойна возникший гнев так и оставался неосознанным. Екатерина попросту тормозила свою ярость. Поскольку гнев не проявлялся и не был осознан, он стал выходить в виде головных болей и телесных недомоганий. Впоследствии Екатерина научилась понимать собственные чувства в момент, когда происходил конфликт - это значительно уменьшило боли в голове и спине, а после нахождения формы для выражения своих эмоций вовне они почти исчезли.

Совет: знайте, что присутствие гнева - это нормально, а его нужно выражать в умеренном количестве.

Гнев: все, что вы хотели знать о гневе мы постарались рассмотреть напримере, какие виды бывают и как лучше с ними бороться.

Само слово «гнев» рисует непривлекательную картину человека, брызжущего слюной, кричащего, покрасневшего от негодования, да и опасного для окружающих. У многих из нас слово «гнев» ассоциируется с неприятными и страшными образами: сцены оскорблений, насилия и разрушения. Но эта эмоциональная реакция имеет не только отрицательную сторону. Она естественна для человека, который увидел неприглядную сцену неадекватного поведения в обществе или ситуацию, связанную с угрозой для чьей-нибудь жизни. Воспитанный, психически уравновешенный человек в таких ситуациях испытывает гнев! Нам нужно ответить, все же, на вопрос «Что такое гнев?» Это хорошо или плохо? Ответ: и хорошо, и плохо. Все зависит от того, как проявился гнев, когда, при каких обстоятельствах, в какой мере, и по какой причине. Нам необходимо об этом думать, потому что чаще всего гнев мы выражаем в самом тесном кругу постоянного общения – в семье.

Каким бывает гнев?

Этим словом объединяется целая группа эмоций, которая выражает наше состояние неприятия: недовольство, возмущение, негодование, раздражение, ненависть, ярость и другие. Каждая эмоция сопровождается своеобразными физическими, психическими и поведенческими изменениями и реакциями — от слабой реакции недовольного человека до выраженной, яркой и опасной в состоянии ярости. Все зависит от воспитания, жизненного опыта, привычек, темперамента и многих других факторов.

  1. Состояние недовольства – начальная стадия проявления гнева, она вполне поддается управлению. При желании вполне можно скрыть свою реакцию. Она не агрессивна, не приносит особых изменений в мимике, жестах, способности адекватно мыслить, принимать решения. Человек может спокойно анализировать происходящее и контролировать свои действия и интонации голоса.
  2. Возмущение — более сильная реакция, при которой уже присутствует наличие гормонов стресса. Состояние возмущения можно определить по взгляду, жестам, интонации, но это вполне управляемая реакция гнева, сообщающая о неприятии ситуации, с которой столкнулась данная личность.
  3. Раздражение – следующая ступень выражения гнева. Отрицательные эмоции начинают управлять человеком, его движениями, позой, голосом и словами. Логическое мышление слегка подавляется гормонами стресса, поэтому необходим сильный сдерживающий фактор, человеку нужно некоторое время, чтобы выйти из этого состояния. Некоторые принимают решение в такие моменты выйти из помещения и при этом громко хлопнуть дверью.
  4. Негодование или гнев . В этом состоянии проявляется возбуждение центров речи, жестов и движений. Человек рвется в драку, кричит, угрожает, злословит и долго не может успокоиться. Появляется тремор (дрожание) в руках и ногах, напряжение во всех мышцах тела. Выбрасывание в кровь гормонов стресса частично блокируют логическое мышление и действуют негативно на все системы человеческого организма.
  5. Опасное состояние выражения гнева – ярость. Это чаще всего неуправляемая эмоциональная реакция, полная потеря контроля над собой, отсутствие логического мышления, иногда полная потеря памяти (состояние аффекта). Человеком начинают управлять подсознательные греховные начала, желание мести, уничтожения, крушения и разрушения. Одна женщина на консультации рассказала мне, как она «поговорила» со своим мужем после того, как обнаружила его измену. Она пришла в такую ярость, что, не контролируя себя, но при полной памяти схватила нож и вонзила его в грудь мужа! Оставив его лежать на полу, она вышла их кухни, позвонила в дверь к соседке и попросила вызвать милицию и скорую помощь. Со словами «Я убила своего мужа!», она села на стул и ожидала их приезда. Все обошлось благополучно, потому что нож вошел под большим углом и ничего не задел, но эта женщина долго не могла прийти в себя от сознания того, на что, оказывается, она способна! Она осознанно шла на убийство! «Что мне делать теперь?!», — в ужасе спрашивала женщина. «Как справиться с этим состоянием?»

Апостол Павел упоминает в своем послании к Ефесянам 4, 31 стих: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Библия напоминает о трех последних стадиях выражения гнева, которые не должны проявляться в нашем поведении ни при каких обстоятельствах. «УДАЛЕНЫ» — значит КОНТРОЛИРУЕМЫ! А если контролируемы, то мы должны научиться, как их контролировать.

Господь знает, в каком эмоциональном состоянии находится человек на этой грешной земле, в какие ситуации мы можем попасть, поэтому предупреждает нас о том, что мы встретимся с проблемой выражения как справедливого, так и неуправляемого гнева. Самый мудрый человек на нашей земле — Соломон в своей книге Притчей дал некоторые советы, помогающие удерживать себя на контролируемых стадиях гнева. Их две: недовольство и возмущение.

Притчи 12:16: «У глупого тотчас выказывается гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его». (Притчи 29:11). «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Притчи 15:1). Советы очень ценные для человека в ситуации, когда его оскорбили. В чем будет проявляться благоразумие? Он задаст себе вопрос: «А чем я спровоцировал такое поведение? Может быть, я сам что-то не так сделал?» Обдумывая ситуацию, мудрый найдет долю своей вины и извинится (кроткий ответ), и гнев другого человека перейдет в более слабую стадию. Пока мудрый ищет ответ на свой вопрос, проходит некоторое время, ситуация больше не накаляется, резкого ответа не последовало и конец «стычки» может быть даже положительным – понимание, прощение и примирение. А если ответная реакция происходит немедленно и потому необдуманно, напряжение нарастает и вскоре оба участника инцидента приходят в состояние повышенной агрессии – ненависти или ярости.

Как реагирует наш организм на выражение гнева?

Как только мы попадаем в ситуацию выражения гнева, особенно трех последних стадий, возникают различные формы реакций и их последствий в организме.

Физические последствия:

  • В ответ на электрическую стимуляцию зоны гипоталамуса мозга вырабатывается и распределяется дополнительное количество адреналина (гормона стресса).
  • Поднимается давление, расширяются зрачки.
  • Нервная система отводит кровь от кожи, печени, желудка, кишечника к сердцу, мозгу и мышцам.
  • Пропадает чувство голода.
  • Обостряется слух и чувствительность к звукам.
  • Мускулы напрягаются, сжимаются кулаки, лицо искажается, поднимаются плечи.

Чтобы эффективно функционировать, организм должен избавиться от этого напряжения, что со временем становится задачей непосильной, и со временем появляются типичные заболевания: язвы, гастриты, колиты, головная боль, гипертензия, сердечные заболевания и др.

Эмоциональные последствия:

  • Выражение неконтролируемых эмоций приведет к потере друзей, близких, семьи.
  • Появляется страх за результат своего поведения.
  • Вырабатывается привычная реакция перехода от стадии недовольства до неконтролируемой ярости в течение доли секунды.
  • Склонность к депрессии, как следствие постоянного напряжения, приводит к заболеваниям центральной нервной системы, к зависимостям от различных наркотических веществ.
  • Понижается сопротивляемость к раздражению. Человек испытывает ощущение, что он постоянно готов к раздражению, когда голоден или переутомлен, когда ему противоречат или не соглашаются с его мнением.

Замечательное Библейское выражение: «Кому вы отдаете себя в рабы, того вы и рабы», говорит нам об очень важном правиле жизни. «Мы не должны стать заложниками или рабами гнева, который будет руководить нами». Из состояния рабства очень трудно выйти, лучше туда не попадать. Мы видим, как легко попасть в рабство гнева, неправильно выражая его. Ситуации, где существуют причины для проявления гнева, могут быть самыми разными. Больше всего он проявляется в семье, между мужем и женой, между детьми и родителями, между тещей и зятем, невесткой и свекровью. В этой среде люди долгое время находятся вместе, бок о бок работают, ошибаются, наступают друг другу на ноги в прямом и переносном смысле. Они привыкли друг к другу, ушла та осторожность и сдержанность, которая присуща при взаимоотношении малознакомых людей. Но нам всем нужно научиться, как правильно, конструктивно выражать свой гнев. Ведь эмоции гнева заложены Творцом, только необходимо учиться управлять этими процессами.

Некоторые правила выражения справедливого гнева.

  1. Старайтесь решать проблему, ставшую причиной вашего гнева на первой стадии — недовольства. Вы вполне можете проконтролировать свои эмоции, слова, решения и интонацию, от которой зависит реакция вашего собеседника. Оставляя «на потом» решение проблемы, вы накопите ваше недовольство, она вырастет до стадии раздражения или гнева. В таком случае, вы рискуете не справиться с собой.
  2. Если вы в состоянии возмущения или раздражения, это сразу же обнаружится в вашей речи и интонации. Обычно это приводит к возбуждению таких же эмоций с другой стороны. Спокойного разговора не получится, и в этом будут виноваты оба. Чтобы успокоить себя и привести в нормальное состояние интонацию голоса, ответьте себе на вопрос: «За что я уважаю или люблю этого человека?» Ведь не может быть такого, чтобы не нашлось чего-то положительного у человека, с которым у вас возник конфликт! Именно с этих слов и начните свою речь: «Я очень уважаю тебя за то, что…»
  3. Дальше употребите слова «Я-концепции», то есть, не говорите о его вине, об упущениях с его стороны, а выскажите свое состояние в данный момент: «Я очень огорчен тем, что…» или «Я разочарован», «Я удивлен, возмущен и т. д.»
  4. Никогда не начинайте свой разговор с ситуации, которая вас огорчила или возмутила. Можно сделать анализ многих конфликтных ситуаций, особенно в семьях, когда разговор начинался именно с самого поступка, вызвавшего возмущение. «Сколько раз тебе говорить: «не делай так!», «Зачем ты опять все разбросал?!!!», «Почему носки опять под диваном!?» Такое начало никогда не приведет к хорошим решениям, а только к обороне с другой стороны и к крупной ссоре, к неконтролируемому гневу.
  5. Никогда не прибегайте к обобщающим фразам-воспоминаниям. «Ты всегда!» или «Ты никогда!» Некоторые люди умудряются к этой фразе прибавить всех родственников, мам, пап, бабушек и дедушек всех поколений. Это верный путь к выражению неконструктивного гнева с переходом в состояние ярости. Избегайте искушения совершить экскурсию в «музей прошлых обид». Даже в случае, если ваш «противник» это сделает, не идите на поводу у этой раздражающей привычки. Вы продолжайте свою спокойную речь или немного помолчите, чтобы сосредоточиться.

Все эти практические советы помогут воспитать в себе чувство ответственности за каждое слово, быть сдержанными в выражениях, контролировать свои реакции и выполнить Библейский совет: «Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божьей». Иакова, 1:19.

НЕЙКУРС ЛИДИЯ, семейный консультант.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта