Главная » 1 Описание » Становление характера васютки план. Становление характера Васютки

Становление характера васютки план. Становление характера Васютки

Сочинение

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

I. В. П. Астафьев: детство писателя

дальше...

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев) .
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

Комментированное чтение

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Урок II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа

Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара .
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Беседа
Беседуем по вопросам учебника.
— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)
Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
— Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
— Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

Выразительное чтение
На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».
— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)
Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

III. Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос) .
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

IV. Подготовка к сочинению
Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

Домашнее задание
Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Урок III Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

Урок развития речи

I. Подготовка к сочинению

Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением
Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
— Какой темой объединены эти рассказы?
— Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
— Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...

Тема: « Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций».

Цель: проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя.

Задачи: 1) обучающая : обучать составлению устного сочинения, работе с эпиграфом, с эпизодом, лексическим значением слова, сжатому пересказу;

2) развивающая : развивать навык самостоятельного суждения;

3) воспитательная : воспитывать чувство сопереживания, участия, ответственности за свои поступки, умение находить выход из любой ситуации, силу воли.

Методические приёмы: Чтение наизусть, цитирование, устное сочинение, выборочный пересказ, сжатый пересказ, работа с эпиграфом, словарная работа.

Оборудование урока: выставка книг Виктора Астафьева; портреты писателя; изображение сибирской природы, тайги; рисунки детей к рассказу; приблизительная карта расположения озера, открытого Васюткой; глиняная фигурка глухаря, выполненная учеником; небольшой ствол дерева с засеками.

Эпиграфы к уроку:

Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой

поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников.

В. Ланщиков

Много замечательных писателей – наших современников есть в России, но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, назад, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам

поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни.

Т. Курдюмова

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!

В. Астафьев

Ход урока:

    Организационный момент.

    Работа с текстом.

*Настроимся на урок. Давайте представим, что мы находимся где-то в лесу. (Звучит запись «Звуки природы» с пением птиц и журчанием водоёма.)

На фоне записи чтение наизусть отрывка из рассказа: «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-то новое, интересное». (Запись звучит ещё некоторое время.)

Беседа-осмысление

* Подскажите, ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

(О рассказе «Васюткино озеро».)

*А какое произведение мы называем рассказом?

(Рассказ – это художественное произведение небольшого размера, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Рассказ отличается кратковременностью изображаемых событий и малым числом действующих лиц).

*Докажите, что «Васюткино озеро» - это рассказ.

(Это произведение небольшое по объёму. В нём действительно описан один очень важный эпизод из жизни Васютки. В рассказе описаны три дня из жизни героя, действующих лиц здесь тоже мало).

*А почему это произведение называют ещё и автобиографичным?

(Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, который заставлял своих учеников «шевелить мозгами». Однажды он предложил пятиклассникам написать о том, как прошло лето. А летом мальчик Витя заблудился в тайге, вот об этом он написал в сочинении, которое позже поместили в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя В. П. Астафьев восстановил в памяти эту историю. Так и родился первый рассказ для детей – «Васюткино озеро»).

*Мы говорим о том, что в рассказе говорится об одном эпизоде из жизни Васютки. А что такое эпизод?

(Эпизод – это часть художественного произведения, в которой изображено законченное событие или важный в судьбе героя момент).

*Какой же эпизод можно считать важным?

(Рассказ о том, как Васютка заблудился в тайге).

*Что увлекло Васютку в глубь тайги?

Ученик сжато пересказывает о встрече с глухарём.

*Что ещё важно?

(Рассказ о том, как мальчик боролся с трудностями, заблудившись, оставшись один).

Сообщается тема урока: « Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций».

*Почему Становление? Разве у Васютки не было характера?

( Потому что Васютка оказался совершенно один в незнакомой местности, и теперь ему предстоит бороться за свою жизнь).

*Чем покорил нас Васютка?

(Он покорил нас тем, что понял: положиться можно только на себя самого. Нужно иметь ясный разум, неутомимое трудолюбие).

Словарная работа. Выясняется лексическое значение слова «тайга» (дикий, труднопроходимый лес.)

*Надеюсь, вы очень внимательно познакомились с произведением. Что перед нами – пейзаж или природа, суровая, безразличная к людям? Мы любуемся картинами природы или автору важно ещё и то, как будут проявляться такие качества Васютки, как находчивость, смелость, умение не сломиться перед угрозой необъятных сил природы?

Сообщается цель урока – проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты в жизни маленького героя.

* Какова роль этих моментов?

(Через них раскрывается характер действующего лица).

* Автор пишет: «Поймав глухаря, думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило». И вот тут появляется слово «вдруг». Что оно значит?

(Внезапно, сразу, неожиданно).

Работа с деталью. Ученик, демонстрируя на стволе дерева затеси, рассказывает о том, как заблудился Васютка, потеряв затеси, как потряс его вид угодившей в сети мухи.

Чтение цитаты «Оцепенение длилось до тех пор…», где автор показывает действия Васютки: «вскрикнул и бросился бежать», «спотыкался, падал», «заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви». («Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец, он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», - отрешённо подумал он.»)

Во время чтения цитаты звучит музыка А. Вивальди.

*Как музыка помогает понять состояние героя, какая она? (При ответе ученики используют синонимический ряд, характеризующий музыку: возбуждённая, взволнованная, настораживающая, тревожная…)

Устное сочинение.

Первый день в тайге.

Ученики говорят о том, что Васютка проявил трудолюбие. Затем ребята кратко рассказывают о корне-выворотне .

(Пока Васютка был занят хлопотами, он не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Мальчик понимал, что зверь сейчас, осенью, не страшен, вряд ли кто мог позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко.

Не прошло и пяти минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся. Он даже слышал вздохи, шорохи, шаги. Потом вдруг стал различать не то руки, не то лапы. От страха Васютка вскочил, направил на незнакомца ружьё и стал угрожать. Набравшись храбрости, мальчик делает несколько шагов в сторону тёмного предмета и вдруг облегчённо вздыхает. Оказывается, перед ним оказался огромный корень-выворотень. Успокоившись, он отламывает отростки от корневища и несёт к костру.)

Устное сочинение.

Второй день в тайге.

«Где это я?» - изумлённо подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживлённую тайгу.»

Начиная с этих слов, ученик должен рассказать о втором дне пребывания Васютки в тайге.

Беседа после сочинения.

*Какова природа, когда Васютка осознаёт своё одиночество?

( « Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны , молчаливая, равнодушная . С высоты она казалась огромным тёмным морем . Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще , и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них»). (Ищем опорные слова. )

* Каково настроение мальчика?

(Васютка надеется отыскать глазами жёлтую полосу лиственника среди неподвижного зелёного моря, но кругом темнеет только сплошной хвойник. Он чувствует себя маленьким, беззащитным, с тоской и отчаянием кричит, что заблудился. Полчаса сидит в задумчивости, потом встряхнулся, подкрепился, собрал кучу кедровых шишек. Руки делали своё дело, а в голове решался один-елинственный вопрос: «Куда идти?»)

*Почему мальчик выбрал тундру?

(Конечно, Васютка понимал, что выйти в тундру – это ещё не спасение. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью).

*Какое открытие сделал Васютка во второй день? Почему расплакался? Сдался ли?

(Во второй день Васютка, пробираясь сквозь тайгу, заметил, что трава растёт не отдельными былинками, а пучками, обычно так растёт трава вблизи водоёма. Конечно, мальчик обрадовался, надеясь, что перед ним скоро окажется Енисей. Но вдруг его ноги стали вязнуть. «Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Увы, перед глазами Васютки предстало «небольшое унылое озеро, подёрнутое у берегов ряской». Когда Васютка всё это осознал, он навзрыд расплакался. …Но не сдался! Он чувствовал, надеялся, что спасение впереди. Он решил заночевать у озера. Спасаясь от донимавших его комаров, решил получше разглядеть озеро, удивившее его большим количеством ценной рыбы и уток).

: По каким приметам озеро, найденное Васюткой, - одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека? Докажите примерами из текста. (Приводим примеры из текста, рассматриваем рисунки, сделанные учениками, параллельно слушаем кассету «Звуки природы». Доказательства: самая ценная рыба в озере; богатая первозданная природа; тишина; непуганые птицы).

*Проходит день. Приближается ночь. Как борется Васютка с одиночеством? Какую народную мудрость вспоминает?

(Васютка помнит слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Чтобы отогнать «худые мысли», он все время старается занять себя какой-нибудь работой, думать о чём-нибудь хорошем. «Чтобы отогнать худые мысли , Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи»).

Словарная работа со словом-омонимом.

Худой 1 – тощий;

Худой 2 – плохой;

Худой 3 – дырявый?

(Выбирая правильный ответ на вопрос, ученики параллельно вспоминают, какие слова принято называть омонимами и как они записаны в толковом словаре.)

(Особенно горько стало Васютке, когда он вспомнил слова дедушки Афанасия: «Погасла звёздочка – значит, чья-то жизнь оборвалась». Так хотелось Васютке сейчас оказаться с близкими ему людьми).

(Ребята делают выводы о том, что второй день помог отыскать Васютке неизвестное озеро, богатое рыбой, что очень важно для рыбаков. По-прежнему Васютка достойно борется со своим одиночеством, тоской, страхом. Мысли его постоянно в работе, он надеется выбраться из плена тайги).

Устное сочинение.

Третий день в тайге.

Сначала читаем цитату: «Опять кругом был клейкий неподвижный туман ». (На доске висит карта с предполагаемым местонахождением озера).

*Что происходило в головке Васютки, пока «был клейкий туман»?

( Васютку преследует навязчивая мысль, она словно приклеилась. Эта мысль беспокоила его вечером, утром «снова полезла в голову». «Откуда в озере столько белой рыбы?.. А что если?.. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею»).

Словарная работа.

Что значит слово «навязчивый»?

    Назойливый, надоедливо пристающий в чём-нибудь?

    Против воли внедрившийся в сознание, неотступный?

*Туман растворился и… (Выразительное чтение ли пересказ).

(«Когда туман растворился, перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом – отголоском озера.

Вот это да! – ахнул Васютка. – Вот где рыбищи-то, наверно… Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы. – И, подбадривая себя, он прибавил: - А что? И выйду! Вот пойду, пойду и…»).

Ребята рассказывают о том, как Васютка обрадовался, когда нашёл с вечера подбитую птицу: «Неужели моя? Как же её принесло сюда?!.. – Моя! Моя! – в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. – Моя уточка! – его даже лихорадить начало. – Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!» Затем Васютка заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

Действительно, на этот раз мальчику повезло. Речка найдена – легче думать о спасении.

Итак, третий день принёс Васютке спасение. «Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух перехватило – так красива, так широка была его родная река!..Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками, окунать в неё лицо…

Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слёзы по лицу».

III Завершающий этап работы.

Беседа.

* Обратили внимание, как много напряжённых моментов в рассказе? Как же раскрылся через эти моменты характер Васютки?

(Через напряжённые, кульминационные моменты раскрывается характер Васютки. Мы понимаем, как Васютке тяжело, сочувствуем ему и искренне радуемся, когда читаем о том, что мальчик не сдаётся, мужественно преодолевает страх и трудности.

Не каждый взрослый человек нашёлся бы, как поступить в такой ситуации. Васютка хорошо усвоил уроки своих близких. Он понимал, что в тайге надо собрать всю волю в кулак, занимать постоянно себя работой, чтобы плохие мысли уходили, чтобы не ошибиться в поисках правильного пути).

*Чем закончилась робинзонада нашего маленького героя?

(Всё ещё не веря в спасение, мальчик шёл на гудок. Он понимал, что это может быть ошибкой, что это шутки тайги. Но что-то ему подсказывало, что надо торопиться, что он на правильном пути. Увидев Енисей, от радости он совсем очумел. Радость смешивалась с досадой, потому что ещё не решено окончательно, куда же идти. Наконец, радость … Пароход «Серго Орджоникидзе»… К сожалению, пароход прошёл мимо. Поэтому пришлось собирать дрова на ночь. Ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке всё казалось, что кто-то плывёт по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов.

Под утро и в самом деле Васютка дождался спасения. Рыбаки помогли юному Робинзону добраться до родных.

А через два дня Васютка с гордостью, как заправский провожатый, вёл рыбаков к своему озеру).

*Что помогло Васютке выжить? Можно ли назвать поведение Васютки в тайге процессом формирования характера?

(Во-первых, Васютка понял, что положиться может только на самого себя.

Ясный разум, неутомимое трудолюбие, хорошо усвоенные уроки дедушки и отца, навыки жизненные помогли преодолеть все трудности. Конечно, всё это можно назвать процессом формирования характера. Теперь можно быть уверенными, что никакие жизненные трудности не страшны Васютке, что из любого трудного положения он выйдет с достоинством.)

Работа с эпиграфом №1. Читая эпиграф, мы соглашаемся с автором в том, что

В. П. Астафьев сумел до нас, читателей 21, века донести атмосферу той поры, когда формировались характеры его сверстников. И хотя это другое время, другая обстановка, но общие черты становления личности помогут любому поколению в любые времена.

*Чем заинтересовало озеро рыбаков?

(В этом озере действительно оказалось много рыбы, и бригада Григория Шадрина, а вскоре и ещё одна колхозная бригада переключились на озёрный лов).

* Понравилось ли вам произведение?

(Ученики делятся своими впечатлениями. Мнений о прочитанном много, а самое главное, что нет ни одного равнодушного.)

Работа с эпиграфом №2.

На мой взгляд, слова Т. Ф. Курдюмовой имеют очень большое воспитательное значение. Жизнь нынешнего поколения непроста, впереди так много трудностей, которые надо достойно преодолевать в это особенно сложное время. Произведения В. П. Астафьева отличаются честностью, добротой, правдивостью и искренностью. Нет в этих произведениях навязчивых нравоучений, есть примеры из жизни и авторские рассуждения, которые помогут «крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни».

Какой он, мальчик Васютка?

(Мужественный, смелый, выносливый, находчивый, сумел выстоять перед угрозой необъятных сил природы).

* Достоин ли Васютка, чтобы озеро назвали его именем? (Каков смысл заглавия?)

(До Васюткиной робинзонады никто из рыбаков об этом озере не знал. А Васютка не только нашёл это озеро, но поделился своим открытием, зная, как важно для промысла это открытие. «Когда впереди открылось широкое, затерявшееся среди глухой тайги озеро, кто-то из рыбаков сказал:

Вот и озеро Васюткино…

С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро »).

Выразительное чтение наизусть: «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.».

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Случай из моей жизни, который мне особенно запомнился».


Сочинение.

Становление характера Васютки

Становление характера Васютки Герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны.

А главное — желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта