Главная » 1 Описание » Техника развития памяти самоучитель скачать fb2. Методика быстрого чтения андреева - хромова

Техника развития памяти самоучитель скачать fb2. Методика быстрого чтения андреева - хромова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

В трех томах

От Вестфальского мира до окончания

Первой мировой войны

Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова,

профессора М. М. Наринского

для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»

УДК 327 ББК 66.4 И90

Издание подготовлено при поддержке ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»,

Некоммерческой организации Фонд «Экономическое развитие высшей школы»

Редакционная коллегия

А. В. Торкунов (отв. редактор),

М. М. Наринский (зам. отв. редактора),

Ю. А. Дубинин, А. В. Мальгин, А. В. Ревякин, А. Ю. Сидоров

Редактор тома I

проф., докт. ист. наук А. В. Ревякин; доц., канд. ист. наук Н. Ю. Васильева

История международных отношений: В трех томах: Учебник / Под ред. А. В. Торкунова,И90 М. М. Наринского. - М.: Аспект Пресс, 2012.

ISBN 978–5–7567–0670–3

Т. I: От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / А. В. Ревякин, Н. Ю. Васильева. - 2012. - 400 с.

ISBN 978–5–7567–0671–0

Учебник охватывает основные события и проблемы истории международных отношений от становления Вестфальской системы до окончания Первой мировой войны. В книге характеризуются главные тенденции, принципы и обычаи международных отношений в это время, роль и значение международных конгрессов, конференций и договоров. История международных отношений вписана в широкий исторический контекст, показывается влияние на нее различных факторов общественного развития - идеологических, экономических, внутриполитических и др. Исторический подход к изложению эволюции международных отношений дополняется элементами политологического анализа. В основу периодизации истории международных отношений положены становление, эволюция и смена различных систем и подсистем международных отношений - европейских и периферийных. Выясняются их общие черты, свойственные международному порядку вообще, а также локальная и историческая специфика. Учебные тексты проиллюстрированы материалами исторических источников и историографии.

Для студентов высших учебных заведений.

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

К читателю ...........................................................................

Предисловие .........................................................................................................................

Р а з д е л I

СТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕВРАТНОСТИ

ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА

Г л а в а 1.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И КОНФЛИКТЫ ..................................................

1.1. Династический принцип международных отношений..........................................

1.2. Брачная дипломатия...........................................................................................

1.3. Конфессиональный принцип международных отношений...................................

1.4. Образование единых централизованных государств...........................................

1.5. Государственный и торговый интерес.................................................................

1.6. Основные конфликты и противоречия в Европе..................................................

1.7. Войны эпохи Реформации..................................................................................

1.8. Международные отношения на Востоке..............................................................

Г л а в а 2.

ВЕСТФАЛЬСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(XVII - первая половина XVIII в.) .............................................................................

2.1. Тридцатилетняя война........................................................................................

2.2. Вестфальский мир..............................................................................................

2.3. Восточноевропейский «многоугольник» ..............................................................

2.4. Торговое и колониальное соперничество............................................................

2.5. Династические войны.........................................................................................

2.6. «Дипломатическая революция» и Семилетняя война........................................

2.7. Восточный вопрос.............................................................................................

2.8. Разделы Польши...............................................................................................

Г л а в а 3.

ЭПОХА ПОТРЯСЕНИЙ И ПЕРЕМЕН (последняя треть XVIII - начало XIX в.) .......

3.1. Война за независимость в Северной Америке и европейские державы............

3.2. Принцип национального суверенитета..............................................................

3.3. Французская революция и Европа....................................................................

3.4. Политика революционной экспансии................................................................

3.5. От экспансии к господству................................................................................

3.6. Господство в Европе.........................................................................................

3.7. «Семейная» и «континентальная» системы Наполеона......................................

3.8. Цели антифранцузской коалиции......................................................................

3.9. Крушение наполеоновской империи.................................................................

Р а з д е л II

ПРЕОБЛАДАНИЕ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

Г л а в а 4.

ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(первая половина XIX в.) .......................................................................................

4.1. Созыв Венского конгресса................................................................................

4.2. Принцип легитимизма......................................................................................

4.3. Решения Венского конгресса............................................................................

4.4. «Европейский концерт» .....................................................................................

4.5. Священный союз и борьба народов за самоопределение.................................

4.6. Противостояние консервативных и либеральных монархий..............................

4.7. Восточный кризис в 30–40-е годы XIX в.............................................................

4.8. Колониальная экспансия Великобритании и Франции......................................

Г л а в а 5.

КРИЗИС ВЕНСКОЙ СИСТЕМЫ (середина XIX в.) .................................................

5.1. Национальные интересы и национальная политика...........................................

5.2. Революции 1848–1849 гг. против легитимного порядка.....................................

5.3. Попытки реставрации Венской системы...........................................................

5.4. Реальная политика............................................................................................

5.5. Принцип национальностей................................................................................

5.6. Восточный кризис и Крымская война................................................................

Г л а в а 6.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ....................................................

6.1. Начало войн за объединение Италии................................................................

6.2. Усиление колониальной агрессии.....................................................................

6.3. Войны за объединение Германии......................................................................

6.4. Перегруппировка держав..................................................................................

6.5. Франко-прусская война....................................................................................

6.6. Победители и побежденные..............................................................................

Г л а в а 7.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА ..................................................

7.1. Неустойчивое равновесие.................................................................................

7.2. Восточный кризис и Русско-турецкая война 1877–1878 гг. ................................

7.3. Тройственный союз...........................................................................................

7.4. Русско-французский союз................................................................................

Г л а в а 8.

КОЛОНИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И КОМПРОМИССЫ

(конец XIX - начало XX в.) ....................................................................................

8.1. Обострение противоречий................................................................................

8.2. Войны за раздел мира.......................................................................................

8.3. Возникновение Тройственной Антанты.............................................................

Г л а в а 9.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ..................................................................................

9.1. Пропаганда войны и захватов...........................................................................

9.2. Европа на распутье...........................................................................................

9.3. Война приближается.........................................................................................

9.4. Июльский кризис и начало мировой войны.......................................................

9.5. Расширение состава воюющих коалиций..........................................................

9.6. Цели войны.......................................................................................................

9.7. Война, революция, мир.....................................................................................

Заключение .......................................................................................................................

Хронологическая таблица ................................................................................................

К читателю

Перед вами - уникальное издание, подготовленное коллективом авторов МГИМО. В трех томах этого учебника заключен классический курс по истории международных отношений - от становления Вестфальской системы до распада Ялтинско-Потсдамской. Именно такой объем материала получают наши студенты на профильном, «классическом» факультете международных отношений МГИМО. Предтечей этого учебника можно считать несколько изданий советской «Истории дипломатии», а также трехтомник «История международных отношений и внешней политики СССР», подготовленный нашим вузом во второй половине 1980-х годов. 1990-е годы отличались активным переосмыслением прошлого мировой политики и внешней политики нашей страны. Появилась целая серия учебников МГИМО как по отдельным периодам истории международных отношений XX в., так и посвященных XVII– XIX вв. Многие из этих учебников частично были использованы при подготовке настоящего издания, а их авторы приняли активное участие в написании настоящего трехтомника. Лакуны исторического знания по международной проблематике заполнялись академическими сборниками («Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945–1985): Новое прочтение», под ред. Л. Нежинского), доступными для студентов по стилю изложения монографиями («История успехов и неудач советской дипломатии» Н. Загладина, «Германский вопрос: От раскола к объединению» А. Филитова). Многие из авторов этих книг совмещали исследования с работой в вузах. Новым явлением, так и не ставшим магистральным для исторического образования международника, стало появление интерактивных цифровых учебников. Известной популярностью пользовалось размещенное в Интернете пособие по ЯлтинскоПотсдамской системе. На определенном этапе свою роль сыграли тщательно отобранные и отредактированные российскими исследователями учебники зарубежных авторов, таких как П. Кальвокоресси, Э. ди Нольфо. Двухтомная история международных отношений последнего была переведена и издана в МГИМО. Студенты еще в прошлом десятилетии, гораздо менее «оцифрованном», активно использовали мемуарную литературу. Поистине бестселлерами были воспоминания А. Добрынина, М. Капицы, О. Трояновского, И. Максимычева и др. Успешными попытками панорамного изложения стал трехтомный труд, посвященный истории отечественной дипломатии и великим дипломатам, подготовленный профессором МГИМО Г. Кессельбренером, а потом продолженный исследователями более молодого поколения под руководством профессора А. Ревякина. В силу ограниченности тиража не нашел своего читателя многотомный труд «Очерки истории Министерства иностранных дел. 1802–2002 гг.», в работе над которым активное участие принимала

группа исследователей под руководством профессора МГИМО М. Наринского. Наоборот, крайне широкую аудиторию приобрела «Системная история международных отношений» под редакцией профессора А. Богатурова, охватившая большую часть XX в. и выдержавшая несколько изданий в различных версиях.

Двадцать лет изучения и преподавания истории без жесткого идеологического давления советского периода, с преодоленным либеральным романтизмом начала новой эпохи, с прагматическим и сбалансированным отношением к роли государства и негосударственных акторов политики и экономики дают возможность подготовить взвешенный, подробный и востребованный читателем учебник.

В отношении востребованности сомнений нет: все авторы этого учебника - практикующие лекторы и ведущие семинаров, при этом каждый из них «отвечает» в МГИМО именно за тот период, про который пишет. Другими словами, потребности студентов и требования преподавателей учтены максимально.

При том, что учебник трехтомный, он удобен для «пользователя». Материал разбит на тома таким образом, что каждый том охватывает материал одного учебного года или семестра (в зависимости от количества занятий). Первый том вводит читателя в проблематику истории международных отношений, дает краткий обзор ситуации в предвестфальской Европе, рассказывает о конфликтах периода Реформации и Тридцатилетней войны. Собственно, с Вестфальского мира и начинается подробное изложение материала, которое доводится до завершения Первой мировой войны. Значительный объем текста посвящен дипломатии XIX в. и становлению первой современной системы многосторонних отношений, сформированной решениями Венского конгресса.

Во втором томе подробно рассматриваются причины и логика формирования Версальской системы, ее эволюция, политика советского государства в межвоенный период. Значительная часть тома посвящена ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе - авторы детально разбирают вопросы функционирования Вашингтонского порядка в регионе. В отличие от многих других изданий равно серьезное внимание уделяется международным отношениям на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке. Второй том полностью охватывает и период Второй мировой войны.

Третий том, на который приходятся сорок пять лет Ялтинско-Потсдамской системы, самый подробный с точки зрения подачи материала и, возможно, покажется наиболее традиционным в силу того, что послевоенный период подвергся в последние годы наиболее пристальному анализу. Отличительной чертой этого тома является внимание к региональным конфликтам и кризисам, к ситуации на мировой периферии.

Очевидно, что не во всех вузах, где ведется преподавание международных отношений, истории может быть отведена столь значительная роль, как в учебном плане профильного университета. Однако на фоне размывания традиций исторического образования можно предположить, что настоящее издание станет домашним чтением для студентов общественно-научных и гуманитарных специальностей. Думаю, что своего читателя «История международных отно-

шений» найдет и среди школьников старших классов, выбирающих будущую профессию.

События последних двух десятилетий и задачи созидания новой России поставили наше общество перед необходимостью формирования новой российской идентичности в окружающем мире. История должна стать опорой этого процесса, способной постоянно напоминать о целостности и значении России как одной из определяющих сил мирового развития и международных отношений. Именно поэтому важно понимать суть международных процессов, их исторические корни, видеть причины эволюции и краха международных систем. Именно этому служит история международных отношений. Изучение теории или только современных аспектов мировой политики не сможет компенсировать недостатка исторического знания. Только путем самостоятельного осмысления фактов, ненавязчивого и профессионального разъяснения их сути можно сформировать собственную картину мира.

Определенный застой в развитии российского исторического знания является препятствием для понимания сущностного своеобразия нашей страны

и объяснения этого внешнему миру. В огромной степени именно устаревшим методологическим аппаратом, штампами исторического сознания, невниманием к международному историческому дискурсу объясняется провал того, что мы называем «имидж России за рубежом». В идеале мы должны стремиться к созданию более достоверных, методологически и фактологически выверенных версий реконструкции истории в отношениях с важнейшими контрагентами современной России.

Международная субъектность нередко упускается из виду при создании национальной истории, что обедняет, а подчас и искажает ее. К сожалению, до сих пор для отечественной истории характерно тяготение к изоляционистским интерпретациям. История России нередко рассматривается вне мирового контекста, ограничиваясь локальными рамками.

Предлагаемый вниманию читателя трехтомник сознательно ориентирован на преодоление искусственного центрирования исторической картины вокруг России. Вместе с тем очевидно, что в целом ряде исторических сюжетов, а зачастую и отдельных периодов центр событий объективно смещался в сторону России. Несомненно, к этим периодам могут быть отнесены две мировые войны, войны 1812 г, биполярная конфронтация и ее преодоление. В становление

и развитие Версальско-Вашингтонской системы наша страна вносила свой огромный вклад, будучи носителем новой и стремившийся к экспансии идеологии. «Восточный вопрос», занимавший умы европейцев с середины XVIII в., также в значительной степени был вопросом, непосредственно связанным с международной позицией России.

Имеющиеся версии всемирной истории были написаны как истории преимущественно западных частей мира и таковыми остались. В то же время работы по истории Востока, в том числе вышедшие в России, при всей их важности, по сути написаны «вне мирового контекста». Образно говоря, оста-

ются ненаписанными «незападные части» свода всемирной истории как истории подлинно глобальной. Слом такой традиции начался еще с первого издания «Истории дипломатии» и, надеюсь, его продолжает нынешняя «История международных отношений». Действительно, линия поведения государств в европейских делах в XVII–XVIII вв., да и в канун Вестфаля, диктовалась состоянием торговли в Новом свете. Египетский поход Наполеона подготовил его европейский триумф, соотношение колониального могущества государств определяло их место в мировой политике, а желание изменить это соотношение вело к конфликтам, в том числе к Первой мировой войне. Центральным элементом биполярной Ялтинско-Потсдамской системы стало соперничество за влияние и популярность в «третьем мире», а все более диверсифицированная «мировая периферия» помогла преодолеть блоковое противостояние. Самые многообещающие игроки современной мировой системы, Китай и Индия, - яркое проявление глобализации традиционного Востока.

История международных отношений, будучи наукой сравнительно молодой, является по существу, предтечей глобальной истории, дающей новое видение для национальных историй, современного состояния человечества и его перспектив.

Академик РАН А. В. Торкунов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание не преследует цель полностью охватить события и проблемы истории международных отношений Нового времени, тем более систематически осветить внешнюю политику отдельных государств. Поэтому авторы заранее приносят извинения читателю, если он не найдет здесь интересующих его сведений по тем или иным конкретным вопросам истории. Отбирая материал для учебника, они руководствовались прежде всего дидактическими соображениями, целесообразностью его использования в учебном процессе. Наиболее полно и последовательно здесь изложены события и тенденции истории международных отношений XVII - начала ХХ в. (включая Первую мировую войну). Вместе с тем дается краткая характеристика ряда традиций и закономерностей в развитии международных отношений, сложившихся в более ранние периоды истории.

Главное, к чему стремились авторы, - представить международные отношения как особую политическую реальность, тесно связанную с другими сторонами общественной жизни и в то же время вполне автономную, развивающуюся по собственным законам, на собственной основе. Международные отношения Нового времени рассматриваются здесь как отношения преимущественно межгосударственные, поскольку этот период всемирной истории характеризовался возникновением и расцветом суверенных государств, во многом определявших облик Европы и других частей света. Ставится задача показать, что межгосударственные отношения несли печать воздействия различных общественных факторов - идеологических, экономических, внутриполитических и др. Они развивались и приобретали новые качества по мере прогресса и усложнения цивилизации, в частности, подъема мировой торговли, развития средств транспорта и связи, формирования и распространения концепций государственного интереса, естественных границ, национального суверенитета, прав национальностей и др.

Исторический подход к изложению самой эволюции международных отношений в Новое время дополнен элементами политологического анализа. Развитие международных отношений представлено в учебнике не только как преемственная цепь событий и тенденций, но и как переход из одного качественного состояния в другое. Анализируются различные системы международных отношений, сменявшиеся на протяжении XVII–XIX вв. вплоть до Первой мировой войны. Имеется в виду не просто курс внешней политики того или иного государства («семейная система» Наполеона, «система Бисмарка» и т.д.), но определенное устойчивое состояния самих межгосударственных отношений в широком международном, прежде всего, европейском масштабе (Вестфальская, Венская системы). В учебнике рассматриваются существенные

черты этих систем, в том числе и лежавшие в их основе общественные ценности, юридические и политические принципы (национальный суверенитет, легитимизм, национальный интерес и др.). Показаны также различия и эволюция самих систем международных отношений - от сравнительно простых по своей внутренней структуре к более сложным. Сочетание исторического подхода с политологическим должно способствовать приобщению студентов к навыкам междисциплинарного, многоаспектного анализа и оценки событий международной жизни.

Книга учитывает новейшие исследования отечественных и зарубежных историков, а также опыт преподавания в высших учебных заведениях. В ее основе - курс лекций по истории международных отношений Нового времени, который авторы в течение ряда лет читали - и продолжают читать в настоящее время - студентам МГИМО (У).

Главы 1–3 и 6–9, а также Предисловие и Заключение написаны А. В. Ревякиным, главы 4 и 5 - совместно А. В. Ревякиным и Н. Ю. Васильевой. Научносправочный аппарат учебника подготовлен обоими авторами также совместно.

Авторы придерживаются общепринятой в нашей литературе датировки истории международных отношений. События, касающиеся отношений России со странами Востока, приводятся по старому стилю (юлианскому календарю), который применялся в нашей стране до января 1918 г. События, относящиеся к истории Западной Европы и Америки, указаны по новому стилю (григорианскому календарю), принятому католическими странами еще в конце XVI в., а протестантскими - в XVII-XVIII вв. Если речь идет о взаимоотношениях России со странами Запада, то обычно упомянуты две даты - по старому и новому (в скобках) стилям.

Отрывки из международных договоров цитируются по известным публикациям с сохранением их орфографии1 .

1 Ключников Ю. В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925; они же. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. II. От империалистической войны до снятия блокады с Советской России. М., 1926;Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. В 15 т. СПб., 1874–1909; Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. М., 1952.

Андрей / 23.12.2014 Методики Андреева предназначены для людей способных понять азы нашего сознания, оставаясь неизменной уже 40 лет, она не нуждается в "переделывании" так как обьясняет основной "пласт" работы нашего, не просто мозга, а его взаимодействие с нашим сознанием.
Короче, эта методика - основа.
На сегодня есть много разных практик, мнемотехник, тренингов по улучшению памяти. Но если разобратся во всем то эти новые знания лишь производные инструменты.
Каждый решает для себя что ему нужно.
Это как познавать людей общаясь с ними или втыкать в телефон когда вы не одни.
Учиться какой-то технике общения или пониманию зачем это нужно.
Сидеть за компьютером в восхищении новой графики или выйти на улицу.
Можно учить техники, а можно изучить и познать самого себя и тогда вам техники не нужны будут.

Сергей / 29.01.2014 Гостю. Ну, это вы погорячились, назвав методику О.Андреева сектой. Школа быстрого чтения Андреева существует вот уже более 40 лет, еще со времен СССР. Другое дело, что система Андреева на сегодняшний день морально устаревшая. Когда - то, лет 20-30 назад, его метод считался одним из лучших, но не сейчас. На сегодняшний день существует огромное количество замечательных книг и обучающих программ для компьютера, позволяющих самостоятельно быстро и эффективно освоить азы быстрого чтения. То же самое можно сказать и о развитии памяти. Есть куда более годная учебная литература/программы на данную тематику, безо всяких там ступеней и тому подобной ненужной фигни.

Гостъ / 25.01.2014 я ещё не читал, но у меня уже есть сомнения в эффективности этого метода. Судя по комментариям напоминает секту с какими-то ступенями, рангами и т.п.

май нейм / 16.01.2013 Уважаемый гость, че вы мелете, вы вообще бы сначала позанимались, а потом разводили ляля в топике. Только тому, кто действительно этим занимается, такой комент оставлять не захотелось бы

Гость / 30.07.2012 пробовал... действительно помогает... но надо долго тренироваться..... потому что если не заниматся навык теряется....

Дмитрий / 20.07.2012 Очень актуальная тема для меня. Недавно нашел тренинг для развития памяти - http://manprogress.com/ru/trainings/memory-development/ Есть платные упражнения, но мне хватило и 10 бесплатных, чтобы улучшить свою память. Так что рекомендую

Олег / 14.12.2011 Методика работает при системной, регулярной и последовательной тренировке. Медитация реально работает только через несколько месяцев. Пока мозг настроится. Жаль мандалу потерял. Если не жалко вышлите на адрес [email protected] для второй ступени.

Гость / 23.06.2011 так это про йогов или как запоминать?

Алексей / 29.10.2010 Учебник по скорочтению этих авторов действительно хорош. По крайней мере, не самый плохой среди подобных ему.
Но последующие ступени, как, например, тренировка памяти или внимания никуда не годятся. Приёмы абсурдны, мало эффективны и неизвестно на чем основаны. Не рекомендую.

Гость / 15.05.2010 Фигня

Ольга / 20.10.2009 Когда-то занималась по методике авторов техникой быстрого чтения. Скорость чтения реально улучшилась. Методика работает, как и любая, если регулярно заниматься

Гость / 19.09.2009 полная ерунда. Они бы еще написали что клизмо- укалыванием можно мышление развить........ Короче фигня полная даже не читайте



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта