Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Биография джона китса на английском языке. Биография джона китса

Биография джона китса на английском языке. Биография джона китса

Джон Китс - величайший английский поэт-романтик. Кроме прекрасных стихов из-под его пера вышли замечательные письма, адресованные друзьям и родным, и представляющие не только филологический, но и художественный интерес. Биография Джона Китса очень коротка, но он оставил после себя большое стихотворное наследство. За столь короткий срок, а творил он всего около шести лет, Китс смог стать эпохальным поэтом. Произведения, созданные им, вошли в анналы английской литературы и считаются хрестоматийными.

Все творчество Китса отмечено печатью гения и явилось новым этапом в мировой поэзии. Поэт, предчувствуя свой ранний уход, работал на грани собственных возможностей, полностью отдавая себя творчеству.

Детство

Поэт Джон Китс, стихи которого призывали читающую публику обратить свои взоры на небеса и помогали им воспарять душой к великим древним богам и героям, родился 31 октября 1795 года в скромной и небогатой семье Томаса Китса, хозяина конюшни. Семья жила в Лондоне и имела четверых детей, из которых Джон был самым старшим. Братьев звали Джордж (1797-1741) и Том (1799-1818), сестру - Фанни (1803-1889). Родители умерли рано: отец - в 1804, мать - в 1810 году. Накоплений в семье было немного, но их все-таки хватило на то, чтобы дать братьям окончить престижную школу, а старшему, Джону, получить медицинское образование. Один из учителей школы, где они учились, Чарлз Кларк, сдружился с Джоном и всесторонне опекал его во время учебы. Именно он познакомил Китса со старинными шедеврами английской литературы, научил тонко чувствовать ткань поэзии и приобщил к романтизму.

Юность

С 1811 по 1815 год Джон Китс проходил стажировку в лондонской больнице, по окончании которой сдал экзамен на право медицинской практики. Но жизнь сложилась иначе. По его собственному признанию, он во время важных операций, чувствовал что его мысли витают в областях далеких от медицины. Он, держа в руках скальпель, сочинял стихи. Так долго продолжаться не могло, и поэтому Китс не стал связывать свою жизнь с медициной, а пустился на вольные хлеба свободного поэта.

К тому времени он уже хорошо разбирался в литературе, высоко ценил Эдмунда Спенсера и Гомера и посещал поэтический кружок. Среди членов этого кружка, уничижительно прозванного «Школой простецов», был критик Ли Хент, ставший впоследствии другом и издателем Китса.

Ли Хент

Ли Хент (1784-1859) кроме критики занимался журналистикой, драматургией и поэзией. Это был честный и мужественный человек. Он издавал свой журнал, в котором с яростью обличал пороки общества и власть имущих. За свои высказывания Хент даже был заключен в тюрьму на два года. Это создало вокруг него ореол мученика и сильно увеличило количество почитателей. Свой первый сонет поэт Джон Китс в 1815 году написал как приветствие по поводу выхода из тюрьмы Ли Хента.

Хент первым увидел в Китсе гениальное дарование и всячески способствовал его росту. Он не только помог Джону проявить себя, но и познакомил его с большинством поэтов Возрождения, а также привел Китса в круг самых передовых людей Англии. Ли Хент подготовил фундамент будущей поэзии Китса, открыв для него мир романтизма.

Романтизм

Как явление романтизм появился в европейской и американской культуре на заре промышленной революции. Его основными постулатами стали возращение к природе, к чувственности, к архаике. Романтизм явил собой реакцию на эпоху Просвещения - царство рационализма, научного познания мира, секуляризации общества. Романтики хотели вернуть человеку религию как вкус к бесконечности, как иррациональный компонент осмысления реальности, как утраченный путь к счастью. Романтизм восстал против прагматического материализма обывателей и дал возможность вернуться в сознание людей мифу, сказанию, эпосу, фольклору.

В Англии романтизм начинался с поэтов и Сэмюэля Кольриджа. Они, познакомившись с немецкими романтиками Фридрихом Шеллингом и братьями Шлегелями, решили претворить их теории на своей английской почве. В отличие от немцев, у английских романтиков важное место отводилось осмыслению общественных процессов и критике зарождающегося буржуазного общества. Яркими представителями английского романтизма являлись Вальтер Скотт, Перси Шелли, лорд Байрон, Уильям Блейк и Джон Китс.

Несмотря на разные политические убеждения (Кольридж был убежденным консерватором, а Шелли - ярким революционером) и эстетические воззрения (идеалист Блейк и материалистически настроенный Скотт), всех романтиков объединяло полное неприятие зарождающегося капиталистического строя, буржуазных нравов и рассудочного прагматизма. Также они были схожи в своем положительном отношении к чувственности человека, к обновлению поэтического строя, к использованию символов и метафор. Романтики видели свою цель в возвращении сказки в расколдованный мир.

Древняя Греция

Дух Древней Греции пленил Китса еще в юности. Помогли этому и бессмертные строки "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, и великие трагики Софокл и Еврипид. Но в большей степени этому пленению духом Эллады способствовала потрясающая интуиция Джона Китса. Стихотворения древнегреческих поэтов, которые он любил и ценил, созидали в нем то легкое, тонкое чувство причастности к вечным архетипам, к стержневым общечеловеческим традициям. Мировоззрение Китса до такой степени было насыщено образами из древнегреческих эпосов и мифов, что он смог обогатить романтизм этой пленительной атмосферой существования богов и богинь, красоты и гармонии, радости и величия.

Становление Китса как поэта

Вечное безденежье делало жизнь начинающего поэта трудной и тревожной. Его помолвка с Фанни Брон, которую он искренне любил, сорвалась из-за постоянного отсутствия денег. Плохая наследственность, стрессы и переживания начали подтачивать его здоровье, за которым он совсем не следил, работая на износ. Стихи Джон Китс писал самозабвенно, полностью погружаясь в материал и отрешаясь от мира.

Первый его сборник стихов, скромно названный «Стихотворения», вышел в 1817 году и сразу подвергся атаке критически настроенных журналистов. Некоторые стихотворные цитаты Джона Китса, особенно политической направленности, постоянно муссировались и зло высмеивались критикой. Его обвиняли в малообразованности, вспоминая его происхождение. Таких как Китс, людей «из низов», имевших наглость ругать устоявшиеся порядки и действия властей, в те времена не воспринимали всерьез. Их считали вульгарными недоучками, которые должны были знать свое место.

"Эндимион"

После издания первого сборника Китс удаляется из Лондона в провинцию. Там, в уединении, он сосредотачивается и работает над поэмой «Эндимион». Эта большая работа была призвана доказать друзьям и почитателям силу его таланта. Хотя, прежде всего, ему нужно было это доказать самому себе. С поэмой он справился блестяще. Именно «Эндимион» раскроет все грани творчества поэта и принесет, к сожалению, посмертную славу Джону Китсу.

В «Эндимионе» поэт совместил две равновеликие цели писательства - трезвое изображение реальной человеческой жизни с ее тяготами, лишениями и катаклизмами, и стремление художника к свободному полету в область искусства. Показывая темные стороны существования, Китс не забывал и светлые устремления к прекрасному. Он исходил из свойственного всем романтикам трагического взгляда на непримиримый конфликт между идеальным и реальным. Он пытался вернуть красоту, которую дух времени изгонял из буржуазного, насквозь рационального общества.

Цитаты из стихов Джона Китса

  • "Как часто мне бывала смерть мила".
  • "Я хочу свет от слова, чем просто свет".
  • "И ты далеко в человечестве".
  • "Прекрасное пленяет навсегда…"
  • "Сильны любовь и слава смертных дней, и красота сильна. Но смерть сильней".

Вильям Хэзлитт

После работы над «Эндимионом» Китс значительно окреп как поэт и гражданин. Его взгляды стали более дерзкими и бескомпромиссными. И тогда он начал замечать в своем старшем товарище Ли Хенте наивность и мягкотелость, а в его взглядах он чувствовал поверхностность и конформизм. Самому же Китсу хотелось настоящей борьбы. Он отдалился от Хента и приобрел нового, более радикального учителя и товарища. Им стал Вильям Хэзлитт, ученик Кольриджа, глубокий знаток Шекспира, блестящий критик и тонкий ценитель поэзии. Хэзлитт бесстрашно и энергично критиковал буржуазию и люто ненавидел все институты власти, наблюдая в них лишь инструменты угнетения народа.

У Хэзлитта Китс перенял отношение к искусству как к некоей высшей силе, являющейся единственной заступницей тружеников и неподвластной ни жалким богачам, ни наглым узурпаторам. Любовь к Шекспиру как высшему воплощению бесконечной свободы творчества и поэтического мужества тоже перешла к Китсу от его нового учителя и соратника. Воодушевленный новыми идеями, Китс пишет поэму «Изабелла, или горшок с базиликом», в которую вкладывает прощальную полемику с Ли Хентом.

Весь 1819 год Джон Китс работает над своими одами, названными позже великими. Это «Ода Психее», «Ода соловью», «Ода Меланхолии», «Ода к осени», «Ода к праздности». В них поэт показал читателям новые грани своего гения. Он искусно вплел в эллинский орнамент своих фантазий изысканную мистическую нить. В тот же год он пишет баллады «Канун святой Агнессы», «Ламия» и работает над новой масштабной поэмой «Гиперион», которая, увы, осталась незаконченной. Настроение его произведений становится тревожным и беспокойным, появляются спиритуалистические мотивы. Китс, вероятно, предчувствовал свою скорую трагическую кончину.

Болезнь и смерть

В начале 1820 года у Китса пошла горлом кровь, и поэтому стал предельно понятен характер недомоганий последнего времени. Сомнений не осталось. Туберкулез уже свел в могилу мать Китса и его младшего брата Тома. Настал черед самого поэта. Свой последний год жизни Джон провел в творческом молчании, уединении и покое.

Умер он в Риме, 23 февраля 1821 года, в возрасте 25 лет. Похоронен поэт на римском протестантском кладбище.

На его могиле начертаны слова: «Здесь лежит некто, чье имя написано на воде».

Джон Китс - поэт младшего поколения английских романтиков. Величайшие произведения Китса были написаны, когда ему было 23 года. В последний год жизни практически отошёл от литературной деятельности.

В августе 1803 года Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (также в Энфилде).

Китс, лишившийся родителей на 15-м году жизни, был отправлен в Лондон для изучения медицины; он не мог позволить себе получить университетское образование и даже не имел возможности заняться классическими языками.

Хотя Китс и изучал медицину, но предпочёл этому занятию поэзию.

В 1817 Китс издал первую книжку лирических стихов, а в следующем году – большую поэму «Эндимион». Недоброжелательные отзывы критики привели к депрессии. Нравственные волнения ускорили развитие чахотки – наследственной болезни в семье поэта.

В 1818 его отправили в Южный Уэльс, где он немного окреп. В 1819 Ките влюбился в Фанни Браун. Она отказывалась выйти за него замуж, пока он не составит себе положения в обществе. Очень стеснённые обстоятельства сделали жизнь Китса крайне тяжёлой. Болезнь возобновилась. Китс медленно угасал. Поэт осознавал это и отражал в своих одах и стихотворениях настроение умирающей молодости и таинственную торжественность перехода в мир иной.

В 1820 отплыл в Италию, надеясь поправить здоровье, но скончался в Риме. Перед смертью выпустил третью книжку стихотворений. Это «Гиперион», «Изабелла» и другие – наиболее зрелые его произведения.

Умер Джон Китс 23 февраля 1821 (ему было всего 25 лет) и был похоронен на протестантском кладбище в Риме. А до триумфа его, как писателя, оставалось всего несколько месяцев. Книга стихов, вышедшая в свет почти сразу после смерти ее автора, была принята восторженно и имела грандиозный успех у широкой публики. А дом, в котором поэт провел последние месяцы жизни, стали местом паломничества почитателей его таланта.

Разные источники по-разному трактуют социальное положение семьи, в которой родился Джон Китс: одни утверждают, что его отец держал постоялый двор, другие – конюшню. Судя по всему, в детстве его мысли были связаны не с поэзией, которая впоследствии поглотила все его мысли, а с медициной.

По крайней мере, история запечатлела факт, когда ему покорился экзамен, после которого он мог стать практикующим хирургом, однако остался лишь хирургом дипломированным.

Его жизнь оборвалась рано и была короткой (1795-1821), но зато максимально насыщенной. В 1817-м вышел в свет его первый сборник, незамысловато названный «Poems» («Стихи»), а год спустя – поэма «Эндимион».

1820-й стал годом выпуска третьего и последнего сборника его стихов, в него Китс включил отрывок «Гипериона» - второй поэмы, за которую он только что взялся.

Было очевидно, что дипломированный хирург Джон Китс окончательно отошел в его душе на второй план, уступив место человеку, чья биография затем стала намного более знаменитой, чем аналогичные жизнеописания его многочисленных врачей-современников.

Деклассированный интеллигент

Несмотря на не самый высокий социальный статус, Джон, после получения им хорошего образования, покинул среду мелких предпринимателей. Однако и к более высокому обществу примыкать не стал, предпочитая оставаться деклассированным интеллигентом .

Надо сказать, что в политике его участие в деятельности либеральных буржуа (под предводительством Ли-Гента) было частичным.

Секрет прост: на протяжении всей своей недолгой жизни Китс сохранял глубокую индифферентность по отношению не только к политике, но и к науке и религии.

Однако даже такие, почти нейтральные взгляды, которых придерживался Джон, давали реакционерам повод причислять его к отряду либералов. Видя в нем отрицательный для себя потенциал, они изо всех сил старались подвергнуть практический каждое его произведение резкой критике.

Даже его друзья тот факт, что Джон Китс так рано ушел из жизни, были склонны рассматривать с точки зрения не прекращавшейся травли поэта со стороны реакционеров.

Искусство ради искусства

Между тем вклад этого поистине гениального поэта в английскую и мировую литературу более чем весом. Ведь Китс, по сути, основал свою собственную теорию в искусстве, являющуюся к тому же самой последовательной из всех ранее созданных.

Как считал Джон, искусство должно существовать исключительно для искусства. Разумеется, есть свой резон, например, в резко враждебной позиции поэта не только к таким сферам, как политика и религия, под власть его претензий попала даже наука.

Ведь Китс видел искусство, как субстанцию, максимально абстрагированную от беспощадных научных реальностей. К сожалению, многие его друзья не приняли столь максималистскую точку зрения.

Однако Джон настаивал: искусство должно быть искусством, а не инструментом в руках политиков, ученых или религиозных деятелей.

То есть, говоря языком его аргументов, в искусстве нет и не должна присутствовать социальная направленность.

Не останавливаясь на себе, Джон Китсстарался убедить в правоте своей теории своих коллег-современников. И, вместе с тем, весьма преуспел в искусстве. Его творчество наполнено «памятниками вечной красоты », которые свободны от любой «мелочной злобы дня», а общественная жизнь практически не находит в нем свое отражение.

К сожалению, биография гениального поэта не столь насыщена событиями и успехами, как того хотелось бы. Его вклад невелик по своим объемам, зато существенно выигрывает в качестве и оригинальности.

По мнению большинства литературных критиков, Джон Китс, относящийся по жанровой принадлежности к отряду романтиков, глубоко отличен от своих коллег-современников.

Ему не присущи уходы в средневековье для того, чтобы отыскивать там кошмары и ужасы, и для поисков чего-то необычного ему не требовалось погружаться в экзотику.

Верный себе и своей теории, Китс искал и находил одну только красоту - и его поиски бывали весьма успешны. По большей части, Джон находил красоту в произведениях Древней Греции. Трактовки, которым он подвергал классические сюжеты, вызывали бурю возмущения и гнева со стороны приверженцев классицизма.

Успокоение – в «тихой грусти»

В его поэзии чувствуется влияние античного пантеистического натурализма. В этом плане Джон Китс остается верен своему принципу достижения цели с помощью максимального объективизма, причем такая объективность характерна даже для лирики.

И в этом, в частности, в обработке сюжетов древнегреческой классики и более позднего средневековья, явственно ощущается близость его к литераторам, творившим в эпоху Шекспира.

В своих произведениях Китс старался придерживаться культа самодовлеющего искусства. Чувство у него преобладает над разумом, радость – сочетается со скорбью . Джон – сторонник непротивленческого примирения с действительностью, его герои покорны року и ищут успокоение, погружаясь в «тихую грусть», а наслаждения, по их разумению, заключаются в страданиях.

Классифицируя основы, которые содержит творческая биография поэта, исследователи склонны видеть в нем раннего предшественника прерафаэлитов, а также творца, чьи опусы содержат буржуазный упадочный эстетизм (Бодлер и Оскар Уайльд) и близки по духу произведениям русских символистов, творивших на грани XIX и XX столетий (Блок).

Необходимо иметь в виду, что Джон Китс творил во времена победы крупной буржуазии . В результате Китс, более тяготевший по своим взглядам к буржуазии мелкой, оказался со своими пристрастиями в творчестве далеко от мейнстрима бушующей актуальности.

Точно так же, как анархист Шелли и символист Блок, Джон со своей идеологией в искусстве оказался лишен реальной почвы. Поэтому единственным в создавшейся ситуации оказался для него путь к абсолютной красоте.

Джон Китс искал и находил успокоение, погружаясь в скорбь и страдания . Видя всю беспомощность взрастившего его класса, Китс видел для себя один лишь выход – «тихо умереть».

Личная жизнь

К сожалению или к счастью, но в свое время Джон и его творчество не были приняты публикой и критиками. Лишь утонченные буржуазные эстеты и мистики находили, что Китс – подлинный гений.

Несмотря на довольно мрачные мотивы в творчестве, в реальной жизни Джонвсегда был окружен друзьями.

Оставаясь требовательным к себе, он уже на самом раннем этапе своего творчества нашел своего «конька» - сонет. Вдохновение для себя Джон Китсискал и находил в путешествиях.

После одного из них судьба свела его с Фанни Брон , этой девушке он впоследствии предложил руку и сердце. Однако, спустя некоторое время, чувствуя приближение смерти, Джонвыступил инициатором расторжения помолвки – и получил отказ.

В последующие годы Китс очень переживал из-за охватывающих его противоречивых чувств (поэтический цикл «Строки к Фанни»). Последнее из его творений – уже упоминавшийся выше «Герпион», который, увы, так и остался незаконченным.

Критики склонны особо выделять в творчестве Джона Китса шесть од, написанных им в 1819-м. 23 февраля смерть настигла талантливого англичанина в Риме. Эпитафию себе он написал сам.

В викторианскую эпоху Китс стал одним из самых популярных и хрестоматийных поэтов Великобритании. Особенно восхищались им прерафаэлиты. Печатью гения отмечены не только стихи, но и письма Китса

Джон Китс – поэт младшего поколения английских романтиков – родился 31 октября 1795 года в Лондоне в семье содержателя платной конюшни (пункта по прокату лошадей). Он был первенцем у Томаса Китса (род. ок. 1775) и Фрэнсис Китс, урождённой Дженнингс (род. 1775). Затем последовали братья Джордж (1797-1841), Томас (1799-1818), Эдвард (1801-1802) и сестра Фрэнсис Мэри (Фанни, 1803-1889).

Отец Китса погиб в результате несчастного случая 16 апреля 1804 года. Всего через два месяца, 27 июня 1804, мать Китса Фрэнсис вступила в новый брак с Уильямом Роллингсом. Этот брак оказался неудачным, и дети поселились у родителей матери в Энфилде (к северу от Лондона). В августе 1803 Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (тоже в Энфилде).

В марте 1810 от туберкулёза умерла мать Китса, и в июле опекунами осиротевших детей были назначены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби. В 1816 после смерти Сэнделла единственным опекуном стал Ричард Эбби, чаеторговец по профессии.

Китс, лишившийся родителей на 15-м году жизни, был отправлен в Лондон для изучения медицины; он не мог позволить себе получить университетское образование и даже не имел возможности заняться классическими языками. Глубокое проникновение духом эллинизма пришло в поэзию Китса интуитивно, так как он мог читать греческих поэтов только в переводе. Вскоре Китс оставил занятия медициной в лондонских госпиталях и сосредоточился на литературе. Он увлекался творчеством Спенсера и Гомера и стал одним из членов небольшого кружка, в который входили критик Ли Хант, бывший неофициальным его руководителем, а также Уильям Хэзлит, Хорэс Смит, Корнелиус Уэбб и Джон Гамильтон Рейнольдс. Консервативные критики вскоре уничижительно окрестили кружок «Cockney school», то есть школа простонародных авторов. Шелли, хоть и будучи человеком знатного происхождения, был тоже близок к этому кружку.

Стеснённые денежные обстоятельства сделали жизнь Китса в этот период крайне трудной; он от природы был человеком болезненным, и его организм был ослаблен под давлением нужды. Много душевных страданий причинила ему его любовь к Фанни Брон, с которой они были помолвлены, но так и не смогли пожениться из-за его затрудненного материального положения. В 1817 Китс издал первую книжку лирических стихов, а в следующем году - большую поэму «Endymion». Близкие друзья тотчас же оценили его высокое дарование и оригинальность, но журнальная критика с непонятным озлоблением напала на дебютирующего поэта, обвиняя его в бездарности, аффектации и отсылая его в «аптекарскую лавочку готовить пластыри». Особенной свирепостью в этой кампании против Китса отличились консервативные журналы «Quarterly Review» и «Blackwood»; статьи авторитетного в то время критика Джифорда были полны грубыми насмешками, что не могло не ранить психику впечатлительного, темпераментного поэта.

Существовавшее долгое время мнение, что жизнь поэта «угасла от журнальной статьи» («snuffed out by an article», по выражению Байрона), сильно преувеличено, но несомненно, что нравственные переживания, среди которых нападки критики сыграли главную роль, ускорили развитие чахотки, которой страдали в его семье. В 1818 Китса отправили на зиму в южный Уэльс, где он ненадолго поправился и много писал; однако болезнь скоро возобновилась с прежней силой, и он стал медленно угасать. Он сознавал это и отражал в своих одах и лирических стихотворениях меланхоличное настроение уходящей молодости и таинственную торжественность перехода от жизни к смерти. В 1820 Китс уехал, в сопровождении своего друга, художника Северна, в Италию, где ему суждено было провести последние месяцы своей жизни. Его письма и последние стихотворения исполнены благоговением перед природой и красотой. Незадолго до смерти поэта вышла третья книга его стихов, содержавшая наиболее зрелые его произведения («Гиперион», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Ламия»). Она была очень тепло принята читателями, однако Китсу уже не суждено было об этом узнать.

Джон Китс умер 23 февраля 1821 года в Риме. Поэт был похоронен на Римском протестантском кладбище. На могильном камне вырезана написанная им самим эпитафия: «Здесь покоится тот, чье имя было начертано на воде» («Here Lies One Whose Name was writ in Water»).

Поэзия Китса привнесла в английский романтизм новый для того времени элемент эллинизма, а также культ красоты и гармоничного наслаждения жизнью. Во всей своей силе эллинизм Китса сказался в двух его больших поэмах: «Эндимион» и «Гиперион», а также в стихотворении «Ода к греческой вазе».

После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта. На самом деле он связан был с этой группой только личной дружбой. Критика следующих поколений, чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном и Шелли, хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и внутреннему содержанию.

Последователями Китса стали, через 30 лет после его смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти, Морриса и других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и изобразительного искусства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта