Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Боюсь отдавать ребенка в школу. Паника перед первым сентября

Боюсь отдавать ребенка в школу. Паника перед первым сентября

«Мой ребенок пойдет в школу! Я боюсь его туда отдавать»... Казалось бы, что школа не детский сад, и вопрос, отдавать ребенка в школу или не отдавать, на повестке дня не стоит, однако многие родители серьезно склоняются к семейному образованию. Что делать с родительскими страхами перед школой?

Накануне первого сентября все большее число родителей, чаще всего мамы, делятся на форумах своими страхами и опасениями на тему: «Мой ребенок пойдет в школу! Я боюсь его туда отдавать». Хотя, казалось бы, что школа не детский сад, и вопрос, отдавать в школу или не отдавать, на повестке дня не стоит, многие родители серьезно склоняются к семейному образованию.

Рассмотрим системно, к чему может привести подобный выбор и что делать с родительскими страхами перед школой.

Чего боимся

Если обобщить причины родительских страхов, лежащих на поверхности и скрупулезно обсуждаемых в чатах, то можно выделить три основных:

  1. Современные дети. , невоспитанные, неизвестно, что у них на уме. Могут не только научить плохому ( , употреблять спиртные напитки, курить, пристрастить к наркотикам), но и обворовать, избить, поиздеваться, надругаться. Все, что угодно от них можно ожидать. Судя по новостным сюжетам - мало хорошего.
  2. Учителя. Малообразованные, зачастую безграмотные, истеричные, с устарелыми взглядами. Есть, конечно, но это редкость.
  3. Неадекватные учебные программы, неправильно устроен распорядок дня школьников, кормят два раза, причем нередко отвратительно, продленка проходит впустую. По своей сути, школьное образование пропитано государственной идеологией, воспитывающей не творческих, самодостаточных личностей, а послушных винтиков для государственного механизма.

В итоге ребенок теряет всякий интерес к учебе, испытывает постоянное внешнее давление. Его мнение никто не учитывает, ему преподносят ответы на незаданные вопросы, требуют послушания и подчинения во всем.

Благие намерения

Не отдавать ребенка в школу, согласно российскому законодательству, вполне реально. Кроме очной формы обучения есть еще домашнее обучение (для детей с ограниченными возможностями, для детей, имеющих проблемы со здоровьем, когда приходят школьные учителя на дом), семейное обучение (обучают в семье родители, репетиторы, потом дети сдают экзамены в школе), экстернат (берутся задания в школе, готовится ребенок дома, затем сдает экзамены школьной комиссии).

Как видим, вполне возможно родителям справиться с собственными страхами за школьную жизнь своего ребенка по принципу: нет школы - нет проблем. Хрупкая детская психика останется в безопасности. Ничто не помешает полноценному развитию потенциала ребенка, он получит все то лучшее, что выбрали для него родители.

Главный минус семейного обучения - отсутствие социализации в школе - его сторонники компенсируют общением ребенка на кружковых занятиях, вспоминают про пушкинские времена и ссылаются на качество домашнего обучения дворян, радуются, что могут контролировать процесс социализации своего чада - никаких случайных знакомств, все продумано и просчитано.

Как бы не так. Увы, просчеты родителей в воспитании детей становятся заметны не сразу.


Жертвы своих родителей

Благие намерения родителей - защитить, уберечь, оградить от дурного влияния своего ребенка в реальности обеспечивают вовсе не становление его как гармонично развитой личности, не счастливое будущее и Нобелевскую премию.

Нешкольные дети отличаются от своих сверстников более высоким интеллектуальным развитием, бесконфликтностью, добиваются определенных высот в карьере, но, кроме того, часто становятся завсегдатаями на психологических консультациях. Основные психологические проблемы, с которыми они обращаются, - это затяжные депрессии, сложности в построении отношений с противоположным полом, трудности в общении с людьми, бегство в себя, отсутствие радости в жизни.

Корни проблем следует искать в крайне опрометчивом решении родителей не отдавать ребенка в школу. Дело в том, что человек может стать человеком в полном смысле этого слова, только находясь в обществе себе подобных, перенимая культурный опыт, социализируясь, адаптируя под себя ландшафт.

Как устроено наше психическое

Ребенок рождается архетипичным зверенышем с заданным природой определенным векторальным набором, то есть с совокупностью врожденных психических свойств на базовом уровне, которые предстоит развить и реализовать в соответствии с современными требованиями и потребностями будущего.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в короткий срок от рождения до окончания пубертата (12–13 лет) ребенок должен пройти тот же путь, который прошло человечество от первобытных времен до современности, точнее, таким образом развить свои свойства. В детском коллективе, в стае ребенку важно проиграть свой будущий жизненный сценарий, иначе он может стать социальным неадаптантом.

Как ландшафт с первобытных времен усложнился, так и человеческая психика развивается на усложнение, развивается через поэтапное прохождение жизненных трудностей. Первым этапом социализации и первым важным адаптационным опытом для ребенка становится общение с родителями, воспитание в семье. По мере взросления малыша ему становится тесно развивать свои наклонности в семейном кругу, возникает потребность в общении со сверстниками.

Так уж устроена психика человека, что он не может развиваться, оставаясь вещью в самом себе. Самую большую радость, как и самое большое огорчение, приносит человеку другой человек. Для ощущения счастья человеку требуется не только получать (знания, эмоции, удовлетворение своих желаний), но и отдавать, получать подтверждение от общества. Это два взаимосвязанных, взаимообусловленных процесса. Две стороны одной медали.

В детском саду группа малышей представляет собой, по сути, прототип первобытной стаи, где дети ранжируются, находят свое место в коллективе в соответствии со своими векторами.

Подобное ранжирование ребенок проходит и . Печально, что сегодня наши дворы не способствуют уличным, дворовым играм ребятни. Несанкционированные парковки, возросшая преступность препятствуют привычным когда-то играм в «Выжигало», «Картошку», лапту, свободному общению детей без пристального надзора взрослых. Наши дети, таким образом, поставлены в худшие условия, нежели мы, в плане возможностей для социализации.


Зачем ребенку школа

Школа, очень значима для развития потенциала ребенка не только в интеллектуальной сфере, но главным образом - в развитии адаптационных, коммуникативных навыков, в понимании на психическом, подсознательном уровне своего места, своей роли в обществе.

Отдавая ребенка в школу, родители дают ему возможность обрести врагов и друзей, научиться отстаивать себя, высказывать свои желания, свое мнение, помогать другим, вносить свой посильный вклад в развитие общества.

Нешкольники сродни животным, выращенным в неволе: несмотря на всю заботу людей, они мало приспособлены к жизни в реальных условиях. Дети, обучающиеся дома, вполне могут иметь солидный багаж книжных знаний, приобрести практические умения и навыки, но они не смогут пройти ранжирование, необходимое развитию их психического, а значит, не смогут чувствовать себя в обществе, в жизни психологически комфортно.

При этом нужно особо отметить, что все дети, какими бы они ни родились - замкнутыми или общительными, тихими или болтливыми, спокойными или подвижными, нуждаются в общении со сверстниками, именно в их окружении они учатся приспосабливать то, что им дано природой, под эту среду, пусть и агрессивную.

К примеру, звуковой ребенок, являющийся по своей внутренней сущности интровертом, любящим тишину, вздрагивающий при резких звуках, сосредоточенный на своем внутреннем мире, мыслях об устройстве мироздания, рискует так и остаться жить в своей ракушке, не научившись жить в обществе, не развивая свои нижние векторы. Нелюдимый ребенок, который научился выходить наружу, взаимодействовать с одноклассниками, сумел отстоять свое право на нелюдимость, непохожесть на других, может раскрыть свой природный потенциал для других, получить психическое наслаждение от ощущения себя частью целого.

Те звуковые дети, которые не имели опыта социализации в детском коллективе, не умеют впоследствии, оставаясь самими собой, эффективно взаимодействовать с другими людьми, унылое одиночество становится их судьбой.

Детские психические травмы случаются не из-за школы как таковой, а потому, что родители вовремя не помогли, не поддержали. Упущенного времени не вернуть - сензитивный период для развития векторов длится до окончания пубертата. Потом нельзя наверстать, нельзя ждать, пока ребенок вырастет, вот тогда пусть и свободно общается со сверстниками. Можно в домашних условиях развивать интеллект ребенка, отводить на дополнительные занятия музыкой, танцами и прочим, но вот создать дома условия для психологического ранжирования, для полноценного общения со сверстниками - не тепличного, а реального - не получится.

Роль современных родителей

Когда родители хотят сами дать образование ребенку, то возникает закономерный вопрос: чему они могут научить ребенка, имея в своем психическом модели прошлого поколения? Время простой передачи родительского опыта ребенку безвозвратно прошло.

Сегодня мы живем в столь стремительно меняющемся мире, что никто не может предсказать точного сценария развития человечества. А нам надо не просто выжить как виду, но и развиться, поэтому нынешние дети рождаются многовекторными, с гораздо большим природным потенциалом, чем предыдущие поколения, с гораздо большей силой желания. Но с другой стороны, чем больше дается способностей, тем сложнее их реализовать в полной мере, тем труднее наполнить психические пустоты.

Особенно невозможно раскрыть врожденный потенциал в условиях нехватки общения со сверстниками.

Сегодня главное, что могут дать родители своему чаду, - это полноценную возможность адаптации к меняющемуся миру. Роль семьи в воспитании ребенка существенно изменилась, перед семьей стоят задачи иного порядка, и соответствовать им означает успешно его воспитать.


Обойтись без школы

Мало кто из нас любит вспоминать о школе, о том, как проходила адаптация в новом коллективе, но без нее мы бы не стали теми, кем стали.

Нешкольные дети лишь на первый взгляд беспроблемные. На самом деле звуковик при недостатке общения со сверстниками погружается в собственный эгоцентризм, зацикливается на себе, живет в виртуальном мире, отгораживаясь от общества, плывет по течению, что вовсе не способствует развитию его природных свойств, а ведь он потенциальный гений.

С ригидной психикой, болезненно воспринимающий любые перемены, привязанный к матери, оказавшись вне стен школы, не сможет выработать механизм адаптации к коллективу, завести друзей, научиться самостоятельно принимать решения, делать первый шаг, стать «настоящим мужчиной», а не «маменькиным сынком».

С его царственной природой, оказавшись без группы сверстников, не сможет стать вождем, его богатый потенциал останется нераскрытым.

Не смогут развить свои лидерские задатки, им очень важен дух соревнования, они хотят быть первыми.

Не чувствуют себя в коллективе, не ощущают нужного им для развития чувства единения, не испытывают радости от совместных действий.

Кроме того, дети, своевременно не прошедшие все стадии развития врожденных свойств, зачастую сталкиваются с серьезными проблемами во время пубертата, их выкидывает в нижние векторы, и бушующие феромоны способствуют тому, что они, зачастую в искаженной форме, забывая обо всех запретах, пытаются наверстать все то, что упустили, не освоили в свое время.

«Золотой ребенок», в образование которого было вложено столько сил и средств, превращается в странное существо, с которым практически невозможно общаться.

Соответственно, для положительного результата воспитания требуется осознанное понимание закономерных стадий развития детской психики и понимание внутренних особенностей своего ребенка.


Слово к родителям

Итак, родителей, не желающих отдавать ребенка в школу, можно разделить на три категории:

  1. Тех, кто считает, что школа плоха для их ребенка.
  2. Тех, кто думает, что их дети недостаточно подготовлены к школе.
  3. Те, кто считает, что в современном мире все устроено неправильно, а школа учит дурному - приобщает к телевизору, компьютеру и пр.

В любом случае нешкольники становятся жертвами своих родителей, так как школа - не столько знания, сколько социальная адаптация, выработка ребенком защитных механизмов, определение им своей ниши в коллективе.

Не стоит переживать за школу. Навешивать собственные страхи, устаревшие убеждения собственным детям. Какими бы правильными они вам ни казались. Ребенок - это не слепок родителей, не зеркало современности, он человек, находящийся в стадии развития - и в физическом, и в психическом плане. Ему предстоит тернистый путь. Он должен усвоить прошлый опыт, приспособиться к настоящему и жить в неизведанном будущем.

Задача родителей - заботиться не о том, чтобы ребенок в школе не подвергался давлению со стороны детского коллектива и педагога, чтобы у него не было врагов, а в том, чтобы он, пользуясь родительской поддержкой, научился выстраивать отношения со сверстниками, с взрослыми, преодолевать возникающие жизненные сложности.

Действенно помочь ребенку в прохождении адаптации, как в детском саду, так и в школе, можно лишь четко осознавая его векторальные особенности. Системное знание внутреннего мира своего ребенка позволяет найти оптимальный метод воспитания, который направит развитие векторов в правильное русло.

Если вы сделаете ребенка сильным, создадите условия для максимального развития его врожденных свойств, тем самым вы подарите ему чувство свободы, свободу выбора. Чем выше психическое развитие, тем больше возможностей для выбора реализации; чем ниже уровень развития векторов, тем более узок спектр выбора, тем больше накапливается фрустраций, тем больше шансов скатывания в негативный жизненный сценарий.

Ребенок изначально рождается с чувством неприязни к своему ближнему, а вот любви его нужно учить. Родители, неприкрыто демонстрирующие свою неприязнь к другим детям, к другим людям, к государству, кроме своих собственных психических нехваток, неразвитости врожденных свойств способствуют укреплению ненависти у ребенка, что мешает ему доверять миру, продуктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Навешивание ярлыков родителями приводит к тому, что, например, анальный ребенок вырастает не истинным патриотом, любящим свою землю, как мог бы, а ярым ненавистником всего чужого.

Клубок общественной неприязни растет, и страдают от этого, в конечном счете, все. Много ума не надо, чтобы научить малыша ненавидеть, а вот воспитать его добрым, открытым миру - непросто.

Общество не может само очиститься случайным образом. Мы и есть общество. Учителя тоже часть общества. Какое оно есть и каким оно будет, зависит от нас, от нашего мышления, от того, что мы вкладываем в воспитание нового поколения. Растим ли гениев-одиночек, живущих в изоляции от людей, или работаем над тем, чтобы вырастить ребенка счастливым, достойным членом общества, и тем самым изменить общество к лучшему.

Это только говорят, что один в поле не воин. Правильно воспитанный ребенок, развитый в своих свойствах, может задать тон для своих сверстников, положительно повлиять на их развитие. Вернее сказать, что под лежачий камень вода не течет.

Реальные страхи родителей, связанные со школой, снимаются прикладными системными знаниями. С их помощью легко правильно выбрать первого учителя своему ребенку, действенно оказать ему поддержку в , помочь найти общий язык со сверстниками, на максимальном уровне развить природный потенциал.

Корректор: Ольга Лубова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Вот и настал этот праздник, которого ждали так долго: покупали портфель, пенал, карандаши, тетрадки, учились вплетать бантики в косички и примеряли костюмы. Но что если ваше чадо не радуется, а нервничает? Ребенок не хочет идти в 1 класс? Или вы сталкиваетесь с это проблемой каждую осень? Мы знаем, как помочь!


Советы психолога: как помочь ребенку побороть волнение и страх?

В том, что ребенок боится идти в школу, нет ничего страшного. Специалисты утверждают, что испытывать стресс перед новым учебным годом – нормальное явление. Дело не только в раннем подъеме, количестве домашнего задания и постоянной нагрузке, часто малыши просто нервничают, зная, что грядут перемены. Будем честными, в первый класс боится идти каждый, ведь это совершенно новый этап в жизни вашего чада.

Что нужно сделать до первого сентября:

1. Стоит выяснить, почему ребенок боится школы и настраивать его на позитивный лад. Причин для волнения может быть масса, легче просто спросить, почему ваш малыш испытывает страх и отталкиваться от этого.

2. Приучайте чадо к режиму до начала учебного года. Если дело обстоит все же в том, что вставать с постели придется в 7 утра, а не в 11, как привык ваш малыш, то стоит приучать к правильному режиму за пару недель до начала занятий. Так будет намного легче справиться с непривычным темпом жизни.

3. Расскажите ребенку позитивные истории из вашего детства. Возможно, парочка теплых школьных воспоминаний от вас помогут малышу понять, что школа не такое уж страшное место.

4. Обеспечьте малышу хотя бы парочку знакомых в школе. Стоит поинтересоваться у других родителей на игровой площадке или по соседству, не начинает учебу ли их ребенок в этом году. Знакомые лица в первый учебный день помогут чаду чувствовать себя в разы комфортнее.

5. Рассказывайте ребенку о том, что школа – это не только обязанность , а и веселое времяпровождение. Очень уместно будет найти мультфильмы или книги о жизни школьников, а также объяснить, что как только ваш ребенок , у него появится масса новых друзей!

Родители, не стоит волноваться, даже если ваш ребенок боится, ведь 1 класс – удивительный опыт и новая страничка в жизни вашего малыша. Сохраняйте позитивный настрой, и ребенок обязательно переймет его от вас!

Не забывайте оценивать статью, делиться вашими методами борьбы с волнением чада перед учебой в комментариях!

Светлана ТАНДИТ

Почему ты боишься идти в школу?

Каждый раз, когда первоклассник Павлик доходил до угла, откуда виднелась его школа, он быстро выдергивал у мамы свою руку и бежал с громким плачем обратно, в сторону дома.
– Что же делать? – сокрушалась мама. – Ведь он так ждал, когда вырастет, пойдет в школу, так радовался! Что произошло – не понимаю!
Таких детей, как Павлик, которые ходят в школу через силу, преодолевая отвращение и страх, немало. И на то имеются совершенно конкретные причины.

Под прессом

Кому не знакомо щемящее чувство: вот учитель двигается по классу, подходит к твоей парте и… останавливается! Душа уходит в пятки, руки холодеют, время замирает. И дело не в том, что испокон веков учебный процесс организован так, что учителю можно все: требовать, оценивать, ругать, вызывать родителей, а ученику – ничего, разве что хорошо учиться. Беда еще и в том, что многие учителя используют в своей практике “нестандартные” способы “педагогического воздействия”. Например, коллективное наказание. Петров не выучил урок – учитель кричит. Но не только на Петрова, а на весь класс: все должны чувствовать себя виноватыми! Неудивительно, если в такой момент даже отличники начнут кусать себе губы от волнения. Для другого педагога главное оружие – ирония. Оно всегда бьет по самому больному. Поэтому, когда взгляд останавливается на ученике, он весь вжимается в парту, мечтая поскорее раствориться и стать невидимым.
Что же делать, если ребенок боится идти в школу из-за конкретного учителя? Попробуйте первым сделать шаг навстречу, расскажите о своей беде самому педагогу. Может быть, он не придает особого значения своему ироничному тону и не предполагает, какое воздействие оказывает на ребенка. Всегда идите на прямой контакт с учителем. Педагог или поможет справиться с проблемой, или отнесется равнодушно (враждебно) к вашей откровенности. В любом случае подобное общение позволит взглянуть на происходящее с иной стороны, лучше понять ситуацию, в которой оказался ребенок.
Психологический пресс рождает огромное разнообразие страхов: перед неотвратимой необходимостью отвечать, перед опасностью выглядеть смешным в глазах своих одноклассников, перед отметкой.
Непостижимо: ведь отметка всего лишь цифра, которая, как правило, ни о чем не говорит. Но именно она имеет магическую силу: боясь получить двойку, дети не хотят идти в школу, из-за двоек многие родители становятся врагами для собственного ребенка.
Сегодня, к счастью, есть школы, в которых отказались от отметок вообще. Вы думаете, дети в таких школах хуже учатся, меньше стараются? Ничего подобного! Просто свободные от страха перед цифрой родители и сами дети начинают понимать: смысл учебы не в том, чтобы заработать побольше хороших отметок, а в том, чтобы познавать новое и работать над своими недостатками.
Я листаю дневник шестиклассника: “Товарищи родители! Не выполнено домашнее задание. Примите меры!”, “Контрольная работа – 2”, “Поведение безобразное!” Любит ли этот мальчик свою школу, если его тут никто не любит? Наверное, он не торопится показать свой дневник родителям. Прячет его, врет, выкручивается. Страх стал частью его самого. Он всегда между двух огней – школой и домом. Как помочь ему выйти из замкнутого круга? Наберитесь терпения. Пусть хотя бы дома не будет “огня”. И, несмотря на пламенные призывы, звучащие из дневника, станьте союзником своего ребенка. В любой ситуации, при любой неудаче он имеет право рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
Современная школа имеет целый “пульт” для давления на ребенка и его родителей. Здесь есть кнопки “угроза отчисления”, “деление на слабых и сильных”, “дополнительные экзамены” – да мало ли можно придумать подобных “кнопок”! Не дайте затянуть себя в эту игру. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка.
Враг номер один – скука

С каким чувством дети первый раз идут в школу? С радостным! Им обещали прекрасный, яркий, почти взрослый мир! Они становятся первоклассниками и с азартным вдохновением ждут: вот сейчас начнется самое интересное, долгожданное. А оно все не начинается и не начинается. И с каждым днем дети убеждаются: учиться скучно. Они считают себя обманутыми (не надо было родителям рисовать идеальный образ!), поэтому в среднюю школу вступают с чувством глубокого разочарования. Именно в этом возрасте возникают проблемы с дисциплиной, на стул учителям подкладываются кнопки, уроки срываются. В старших классах наступает время вялой апатии и поголовных прогулов.
Чтобы избежать такой грустной перспективы, почаще спрашивайте своего ребенка, когда он приходит из школы:
– Что сегодня было интересного?
Если он тут же начнет рассказывать о каком-то уроке или событии – все в порядке. Если же махнет безнадежно рукой:
– Как всегда – ничего! – это серьезный сигнал тревоги.
Некоторые дети в состоянии выполнять задания учителей независимо от того, интересно им это или нет. Они просто исполнительны. Но есть дети, для которых скука сродни пытке. Тоска в глазах и непреодолимая зевота так явно запечатлены на их лицах, что не могут не раздражать учителя.
Когда потолок у меня в квартире начинал ходить ходуном, а звуки тяжело падающих предметов перемежались с визгами, я знала: там, наверху, делают домашнее задание по математике.
– Что такое дробь?! – отчетливо слышалось сверху. – Ну дели же наконец, зараза!
Соседка Вита помогала сыну делать уроки.
– Я вся на нервах! – жаловалась она при встрече, глотая валерьянку. – Парень-то у меня умный. Везде – на “4” и “5”. Как до математики доходит – тупеет и все!
– Может, учитель плохой? – робко предположила я.
Вита удивленно подняла брови:
– А кого это волнует?
И снова потолок в моей квартире ходит ходуном...
Но вдруг неделю тихо, другую…
– К нам новый математик пришел! – сообщила Вита. – Мой Ленька теперь задачки сам решает – не оторвешь!
Война закончилась. О жертвах ничего не известно. Быть может, это Ленькина нервная система, травмированная постоянными скандалами, а может, отношения с матерью, которые уже никогда не станут такими теплыми, как раньше.
Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться? Думаю, родители в состоянии определить, где их ребенок ленится, не хочет делать усилие, а где ему просто скучно. Не стоит ругать его за то, в чем он не виноват. Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Творческим натурам нужна соответствующая среда. К счастью, сейчас родители имеют право выбирать школу, в которой будет учиться их ребенок. Ищите, пока не поздно. Пока ваш сын не разучился слушать, пока у него горящие глаза и отзывчивое сердце. Скука убивает все это.

Отцепите мой ярлык!

– Бабушка! Я – бестолочь! – заявила Маша, вернувшись из школы.
– Кто тебе это сказал?! – всплеснула руками бабушка.
– Учительница по химии!
Завтра то же слово услышит Маша от учителя по физике, потом его подхватят одноклассники, а вскоре и сама девочка поверит в это. Начнет стесняться отвечать и неохотно ходить в школу.
Как разнообразен ассортимент школьных ярлыков: “хулиган”, “прогульщик”, “слабый”, “серый”, “двоечник”… Подобные ярлыки вовсе не безобидны. Раньше был просто Женя, а теперь – “трудный”. И Женя ведет себя соответственно, и все вокруг относятся к нему предвзято. “Нет! – говорят учителя, – Петров не может на “4”. Он может только на “2”. Как бы Петров ни старался – выше “3” ему не видать. И охота ему после этого ходить в школу? Спрятанные в Петрове таланты никто не замечает. Ведь проморгали же когда-то учителя и Льва Толстого, и Альберта Эйнштейна, повесив на них ярлык серых троечников.
Бездарных детей не бывает, и никто лучше родителей не знает истинных способностей своего ребенка. Лучший способ борьбы с негативным школьным ярлыком – создать условия, в которых раскрылся бы талант. Найдите кружок, спортивную секцию, студию – пусть сам выберет, чем он хочет заниматься. Тогда ребенок будет знать: я не могу учиться на пятерки, зато умею хорошо рисовать (танцевать, играть на скрипке). Он не будет сосредоточен только на школе и перестанет переживать по поводу пришитого ему ярлыка.

Я и враждебные “другие”

Ежиков боялся ходить в школу с первого дня. Когда учительница, знакомясь с классом, произнесла его фамилию, дети засмеялись. А Ежиков так расстроился, что заплакал. Так сложилась его репутация. Положение усугублялась тем, что Ежиков действительно все время ежился: то от сильного шума на перемене, то от удара по плечу. Это, конечно, не могло ускользнуть от зорких глаз одноклассников. Насмешки, издевательства стали постоянными спутниками мальчика. Сначала Ежиков плакал, умоляя маму оставить его дома. Иногда она соглашалась. Но Ежиков скоро понял: один пропущенный день ничего не меняет, потому что неизбежно наступит завтра и придется снова идти в школу.
Так прошло пять лет. Пытаясь защитить сына, мама приходила в класс “выяснять отношения” с обидчиками, скандалила с их родителями. Но это только вредило еще больше. Мать была убеждена: причина кроется в злых детях, которые как на подбор оказались все в одном классе. Она добилась перевода в другой класс. Но слава бежала впереди Ежикова, и здесь ему было ничуть не лучше.
Отчаявшись, мама обратилась к школьному психологу. Диагноз специалиста сводился к следующему: у Ежикова Алеши полностью отсутствует опыт общения со сверстниками. До школы мальчика воспитывали в стерильных условиях, почти в колбе. Детский сад он не посещал. Гулял обычно за руку с бабушкой медленным шагом. Неудивительно, что и сам Ежиков скоро превратился в маленького старичка.
Психолог начал работать с мальчиком, анализируя проблемные ситуации, которые возникали у Ежикова, подсказывая, как лучше вести себя. Алеша прошел через психологические тренинги. В нем многое менялось, но груз “прежнего Ежикова” оказался слишком тяжел. Поэтому психолог посоветовал перевести мальчика в другую школу. Он считал, что Алеша готов к решительному прорыву.
Первое сентября своего седьмого класса Ежиков встретил в новой школе. Услышав его фамилию, ребята засмеялись. Это Алеше было уже знакомо – он только усмехнулся. Теперь он уверен в себе – вокруг не было врагов.
Несложившиеся отношения с одноклассниками – распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, неудовлетворен своим настоящим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником или угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Любой конфликт лучше решать внутри школы, рассматривая переход в другую как крайний выход, ибо где гарантия, что и там ребенок не столкнется со старой проблемой?
Помните маленького Павлика, который, увидев школу, тут же убегал от мамы домой? Родителям удалось выяснить причину. Рыдая, Павлик поведал им страшную тайну: учительница не любит его! Нет, она не кричит, не ругается – просто не любит. Родителям стоило немалых усилий объяснить сыну, что учительница и не должна его любить, что в жизни еще встретится немало взрослых, которые не будут его любить. И в этом ничего ужасного нет, это нормально.
Но детская душа не может смириться. Она все равно ждет любви.

Когда стоит искать другую школу

1. В случае сознательной травли ребенка учителем.
2. Если в школе не обеспечен полноценный образовательный процесс (отсутствуют учителя по одному или нескольким предметам, слабый уровень преподавания).
3. Если методы, которые практикуются в данной школе, противоречат вашим взглядам на воспитание и наносят ущерб психике вашего ребенка.
3. В случае враждебного отношения со стороны всех одноклассников.
4. Если высокие требования и перегрузка пагубно сказываются на здоровье ребенка.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Все, наверное, знают, что первое сентября — это государственный праздник День знаний, который хоть и не является выходным днем, но официально отмечается во всех учебных заведениях. И сегодня мы попробуем разобраться, что делать первого сентября ученикам различных возрастных категорий в разных ситуациях.

Что делать первого сентября в 5 классе?

Пятый класс — это переломный момент. Это своего рода конец детства. Теперь с вас будут по-другому спрашивать, и относиться к вам более серьезно.

Но при этом первое сентября для пятиклассников вполне обычное. Никаких особенных обязанностей в этот день на них не возлагается. Вам необходимо просто слушать выступающих на линейке и никуда не уходить.

Сразу после линейки в 5 классе должен пройти классный час. Это не просто формальность, а ряд важных организационных моментов.

Вы должны познакомиться с новым классным руководителем. Также вам потребуется решить разного рода организационные вопросы. Как правило, такие вопросы связаны с тем, сколько и на что надо приносить деньги.

Что делать первого сентября на 1 курсе в Вузе?

Если вы уже поступили в ВУЗ, то вам нечего бояться. Линейка на 1 сентября здесь более скромная, чем в школе. Как правило, она состоит из следующих частей:

  1. Выступление ректора и сильных мира сего;
  2. Общее собрание в институте;
  3. Получение студенческих билетов и ознакомление с расписанием занятий.

В некоторых ВУЗах есть некие заморочки. Например, последний курс должен проводить «пару» у первого курса, на которой будет как бы введение в дела института и все такое.

Кроме того, для решения некоторых организационных моментов первокурсников могут попросить прийти раньше. Например, не к 10, а к 8 часам. В остальном же, особых «заворотов» не бывает.

Как проходит первое сентября в колледже?

Практически как в ВУЗе. В частности, здесь есть:

  • Выступление главы учебного заведения;
  • Художественная самодеятельность;
  • Кураторский час, типа классный час;
  • Оформление разных документов;
  • Ввод в курс дела и проч.

Также может быть экскурсия по территории и подробный рассказ о том, что и где находится. Если вы будете жить в общежитии, то вас могут сразу туда и заселить с речью о том, как надо себя вести в стенах данного здания.

Кроме того, у вас может быть одна пара. Но это будет что-то вроде введения в вашу специальность.

Не бойтесь первого сентября!

Как правило, первый учебный, торжественный день – это проблема учителей и преподавателей. Ведь именно они все организуют. А ученики всегда лишь выполняют задуманное.

И стоит отметить, что самое сложное 1 сентября в 11 классе средней школы. В такой ситуации вам предстоит читать стихи, делать самодеятельность, говорить разные речи и все такое прочее.

Но даже такие маневры планируются и репетируются заранее. Никто не заставит вас неожиданно что-то исполнять. Поэтому бояться явно не стоит.

И вообще, в крайнем случае, можно и не ходить на линейку. Многие так и делают. Ведь важна не торжественная часть, а именно учеба. Ей стоит уделить все ваше внимание.

Воспоминания о школе у большинства из нас смешанные: к сентиментальным чувствам примешивается гигантское облегчение, что все давно закончилось. Однако в жизни многих (и часто неожиданно) наступает момент, когда оказывается, что в первый класс пора вести уже своего ребенка. Мы расспросили первоклассников и их родителей о том, что для них значит 1 Сентября и каково впервые собирать рюкзак собственной дочери или сыну.

Ульяна Лотарева
7 лет

Мне праздник очень понравился. Уроки были простые, но я не всегда отвечала и кое-что даже не знала. Но мы все получили пятерки! Были вопросы, кроссворды еще. Больше всего мне понравился обед! Сырники с шоколадным соусом и даже еще и сырок, я для Тасеныша шоколадку сохранила. Не понравилось? Мне всё понравилось, только очень хотелось танцевать, а было нельзя. От школы хочу, чтобы научили меня быть заводчиком собак и танцевальной балериной. Это, конечно, только в институте, но хочу тут время до него провести.

Сергей Лотарев
34 года, ученый, физик

Про Первое сентября я помню, что я пришел на линейку и увидел, что есть только одна девочка немного выше меня, а все остальные заметно ниже. Вот мы с ней возвышались над толпой, и я сразу приободрился! Вот сегодня узнал, что фотографии, которые папа тогда сделал, так ни разу и не напечатали, хотя он купил специально фотоувеличитель для этого. В сад я не ходил, а вот в школу хотел, меня настроили, что это здорово, интересно и правильно. А сам праздник как-то совсем не запомнился.

Настя Лотарева
31 год, редактор, историк

Мое Первое сентября - сплошное разочарование. Во-первых, меня сразу отправили во второй класс, я пришла, а там все уже такие сплоченные стоят с видом «ну, опять эта волынка», торжественность вся первоклашкам досталась. Во-вторых, я страшно хотела звездочку с маленьким кудрявым Лениным и надеялась получить это комплектом со школой, но ровно в год моего поступления развалился Советский Союз и в октябрята принимать перестали. Так что самое яркое воспоминание - пришел мой опоздавший папа и принес первый в моей жизни «Сникерс». Дико вкусный!

Моя дочка идет в самую обычную районную школу, а до того ходила в самый обычный районный детский сад. В саду всё было хорошо, особенно до того, как всех объединили в огромные эти холдинги. Сейчас у всех проскальзывает, что ребенок - это не первоклашка с бантами, рюкзаком, гладиолусами, а «учебная единица». Впрочем, «первая учительница» вела у них в саду подготовку и ребенку нравилась очень.

Сборы - дело волнительное, а также приводящее в ярость. Лист А4, на котором описание линейки деревянной в восемь сантиметров, типа формы, акварели медовой и палитры пластмассовой. Всё администрацией школы для нас, дураков, вроде делается, а потом сидишь такой на ступеньках магазина «Перемена» заплеванных и в WhatsApp просишь маму Маши, чтобы она узнала у мамы Даши, какая именно клетка на нашей форме, серо-розовая или серо-желто-розовая (это важно!). В самом магазине триста человек на пятьдесят квадратных метров, особенно хороши папы, утверждающие у мам покупку формы по телефону: «Держу юбку, на ней складки! По-моему, их четыре!»

Есть люди, которые счастливо не парятся этим всем вообще и близко к сердцу не принимают, моя мама, например, на родительские собрания не ходила никогда (поэтому вопросы типажа палитры пластмассовой ее не волновали). Я никак не могу отучиться воспринимать это как жесткую инструкцию, поэтому пенал вот покупала 31 августа в девять вечера. Очень помог сосед с ребенком в той же школе, который начитался моего фейсбука и веско посоветовал плевать с колокольни на то, какая там где клетка и линейкой, немного всё же отпустило.


Даниела Долина
7 лет

У меня все ожидания, которые я ждала, случились. Особенно в Первое сентября был очень вкусный завтрак - сырники с жидким шоколадом и кисель. Еще школа мне понравилась тем, что там будут учиться со мной две подруги - одна вообще из садика. Сначала мы поиграли в такую игру «Назови свое имя», потом мы называли имена соседей, я запоминала мальчика Борю, Костю, Петю, Еву, Полину, Миру, Кристину... Потом нас познакомили с правилами дружбы, говорить хорошие слова, вот такие вот: «пожалуйста», «спасибо», «извини», «прости», «приятного аппетита», «доброе утро». Главное отличие от детского сада? В детском саду трудных игр не было, и в садике меня немного более сильно ругали... Моя главная надежда, чтобы я могла за всё свое школьное время познакомиться с детьми, подружиться, привыкнуть и учиться радостно, получая хорошие пятерки!

Ася Долина
31 год, шеф-редактор ТВ

Тревога пришла к нам еще 30 августа, когда я поняла, что ребенок не то что не вошел в режим, а напротив, не может заснуть и после полуночи. Тридцать первого в полпервого ночи я дала дочери настойку пустырника, а потом выпила успокоительное и сама - при нашем хроническом пофигистически-здоровом отношении к системным частям жизни нервозность взяла верх. Сегодня ровно в семь без будильника проснулись все, включая кота и пса, и мы крайне организованно выдвинулись огромной семейной делегацией на линейку. Я не плакала. Но когда каждого первоклассника взял за руку незнакомый гигантский одиннадцатиклассник и повел его в школу, по коже побежали мурашки. Все-таки «первый раз в первый класс» - акция, символизирующая грядущую неизбежную социализацию ребенка и начало его личных отношений с обществом, а оно у нас сейчас в странном виде. Меня помирило с реальностью одно: во дворе нашей гимназии я повстречала неожиданно большое количество своих очень хороших знакомых из самых разных периодов жизни, интеллигентных, тонких людей, которые, как мне кажется, плохого не выберут. Многих я не видела около десяти лет... Все стали... Ну как сказать... Взрослыми... Родителями... И каждый разным способом нащупал во тьме московской разношерстности именно эту школу, пришел к ней своим путем, значит, и мы сделали правильный выбор. В добрый путь!


Варвара Файбисович
7 лет

Сегодня точно был лучший день в моей жизни. Кажется. Ведь если школа окажется не очень веселой, то придется пересмотреть свое мнение. Но пока мне всё понравилось: учительница, шарики, дети, праздник... Смущает ли меня, что на церемонии открытия ветеран призывал вступать в армию, а дети пели военные песни? Война - это плохо, конечно, но если надо, то что делать? Меня временно посадили за последнюю парту, но мне это нравится - открывается отличный вид на учительницу и Никиту. Ох. Знаете, что мне только в Никите не нравится? Что он постоянно со своим лучшим другом Матвеем шушукается! Постоянно. Но раз я в него влюбилась, то можно и потерпеть. Но к Матвею я его не ревную, конечно. Главное, чтобы меня завтра к Грише не посадили. Он скучный. Я вот вчера первого «Гарри Поттера» дочитала. Надеюсь, что моя школа будет не хуже волшебной. Хотя я, наверное, все-таки лучше бы в Хогвартс пошла. Никиты там не будет, но зато можно на метле летать. Да и другие мальчики найдутся. Только как же туда попасть? А что если пойти и найти Косой переулок? Черт, ведь все волшебники небось уехали из Лондона, когда про них книжку написали.

Мария Смирнова
28 лет, директор спецпроектов фонда «Обнаженные сердца»

Сегодня с утра проснулась с той же мыслью, что и двадцать лет назад, когда сама пошла в первый класс: всё, вот я и стала взрослая. Помню, папа купил мне огромные гладиолусы, выше меня ростом, и я всю линейку думала, как бы поскорее их пристроить учительнице. Все девочки вокруг плакали и хотели к маме, а я с нетерпением ждала начала занятий, сразу села за первую парту, тянула руку на все вопросы и совершенно не хотела уходить домой после первого урока. Потом мы с родителями поехали в луна-парк и до вечера катались на всех аттракционах. Мама подарила мне медвежонка на память, я уснула с ним в обнимку и была совершенно уверена, что это был лучший день в моей жизни. По ощущениям это было совсем недавно, так что думать о том, что теперь моя дочь идет в первый класс, очень странно.

Варина линейка прошла в правительственно-патриотическом ключе - тут, конечно, сказывается статус «школы при Сколково» и имя генерала Карбышева в названии. После выступления директора и депутатов вышли школьники в военной форме с песней «Служить России суждено тебе и мне» и танцем под «Катюшу». Затем ветеран Великой Отечественной пожелал всем первоклассникам здоровья, а также отметил что если кто не поступит в институт или техникум, то российская армия с радостью примет их в свои ряды. Ощущение насильственного проникновения государства и идеологии в личную жизнь не покидало до начала уроков.

Впрочем, учительница быстро переключила детей на их переживания, отвела в класс и попросила назвать слова, с которыми у них ассоциируется учеба в школе. Варя назвала «радость» и «свет». Затем все загадали желания и отпустили в небо воздушные шары. После урока дети отправились в цирк, где было организовано специальное выступление для первоклассников. На меня произвели впечатление женщины в леопардовом белье и чулках, изображавшие кошек, а на Варю - воздушные гимнасты. По окончании выступления Варя решила, что хочет стать клоуном, так как веселить людей - это самое лучшее дело в мире.

Михаил Левин
28 лет, редактор журнала «Афиша»

Единственное, что я помню о своем первом 1 Сентября, - это три коренастые фигуры в скучных черных пиджаках. Это были владельцы школы, какие-то богатые американцы из Церкви адвентистов седьмого дня - такое направление в протестантизме, последователи которого в XIX веке уверовали в скорый апокалипсис, а потом испытали глубокое чувство неловкости, когда в назначенный день ничего не случилось. Зачем мои родители-атеисты отдали меня адвентистам? Я не знаю. Зато парни в черных пиджаках были довольно клевыми. Они подарили мне фантастически красивую зеленую зубную щетку с тираннозавром, ради которой я в принципе был готов во что угодно поверить. Надеюсь (хотя я не уверен), что в конце мы пели песню про маленькую овечку , которая идет в Иерусалим.


Анна Михайлова
6 лет

Чего я жду от школы? Хороших друзей. Если с друзьями наиграешься, можешь чем угодно заниматься. Приходишь домой после школы, сделаешь уроки, если сделал хорошо, можешь поиграть, накопилось много игр. Еще в школе бы хорошо во время занятий физкультурой прыгать по сухим листьям. Сегодня получился хороший день. Мы пришли, потом пошли на праздник, поели. Потом пошли на другой праздник, посмотрели мультик «Маша и Медведь», спектакля два. Поиграли в классе, потом пошли на экскурсию уборных. Фоткались целый день. Уже одного друга нашла, мы сидим за одной партой и, естественно, ходили парой. Пока занятий нет, но больше всего, думаю, мне понравится математика.

Екатерина Селезнёва
34 года, журналист

Я попала в свой будущий первый класс - само помещение - чуть раньше остальных, меня взяла мама то ли на родительское собрание, то ли мыть-убирать. Помню, меня потрясло здание школы, огромные коридоры, окна, просторные классы, куча интереснейших плакатов, свет. Запах совсем не такой, как в детсаду, не каша «Дружба», а книги, деревянная мебель. Это здание в Лялином переулке - бывшей спецшколы № 10, сейчас № 1225 - до сих пор мне снится, превращаясь во снах в какие-то эшеровские лабиринты. Когда повела уже своего ребенка в первый класс, вспоминала то пространство школьного здания, которое увидела много лет назад, были флешбэки - например, лестница из школы ребенка наслаивалась на мое воспоминание о школьной лестнице и так далее. Что для меня оказалось сюрпризом - вокруг школы создается много лишней суеты: родительские комитеты, сборы денег. Одно дело, когда об этом читаешь, другое - когда сталкиваешься. Впрочем, о самой школе ничего плохого сказать не могу.


Полина Левченко
6 лет

В школе я бы хотела познакомиться с новыми друзьями и наконец-то запомнить свой стих. Сначала у меня будет линейка, а потом мне расскажут, где находится столовая и кружки. А еще я хочу учить математику и английский, и еще французский язык. Зачем? Чтобы всех понимать в разных странах.

Мне всё нравится (после первого дня в школе. - Прим. ред. )! Детки, Людмила Николаевна, наш кабинет, еще и шарик дали. На линейке было хорошо и жарко, а еще песню красивую пели. И я красивая. И каждый день буду теперь в туфлях ходить, да? Честно? Круто. Почему сегодня математики не было? А завтра? А столовая где? Мне кажется, когда я рассказывала стих, то все как-то тихо хлопали. Я уже познакомилась с Катей, мы вместе сидим, и Артемом. Остальных пока не знаю, но завтра ко всем подойду и скажу, что я - Полина. У нас завтра будет три урока, но какие, наверно, секрет, никто не сказал. Я так рада, что больше не надо ходить в садик!

Ольга Добжинская
29 лет, менеджер веб-проектов

Родители, оптимистично решив, что в развитии я продвинулась достаточно далеко, из сада отправили меня прямиком во второй класс. Честно говоря, было очень страшно, но и очень интересно (а я точно не буду спать днем? А за какую парту посадят? А я в «А» или в «Б»?). Первый день я в подробных деталях могу вспомнить и сегодня. За день до первого звонка оказалось, что главная героиня линейки заболела, и выбор «девочки с колокольчиком» пал на меня. Это было невероятно круто, я чувствовала себя как минимум принцессой на балу, взирающей на всех с плеча великана в скользком новом пиджаке. Линейка проходила не на школьном дворе, а почему-то на стадионе за школой, и мне казалось, что мы уже километра три прошагали и я звоню час или два. Когда меня наконец сняли, я только и спросила: «Завтра снова звонить?»
Отправляя дочь в первый класс, я, кажется, нервничаю в разы сильнее. Хочется, чтобы все Полины ожидания оправдались и она с удовольствием вспоминала первую линейку и первые уроки.

Мое Первое сентября: я в отличнейшем сером костюмчике, в серых туфельках и с добротным советским портфелем за плечами, который такой из штучной прорезиненной кожи с массажными резиновыми накладками на плечах. Портфельчик был упакован всем необходимым: карандаши, ручки, тетрадки, дневник и циркуль, конечно же. И всё бы хорошо, но перед походом в школу мы с мамой зашли на рынок за цветами, как сейчас помню, выбор был не особо велик, и купили мы мне маленькие розы, которые все были скрученные и торчали в разные стороны. Это тяжело было назвать букетом, но выбирать не приходилось. Шел в школу, рыдал, и слезы катились по разгоряченным красным щекам.

Сегодня Поля пошла в первый класс, а у меня было снова самое Первое сентября. Цветы, шары, волнение. Важно, как она войдет в класс, что почувствует, увидев свою первую учительницу, одноклассников и людей вокруг. Сейчас она знает только хорошее, хочу, чтобы школа привила ей умение дружить, сопереживать и поддерживать. Бесконечно верю в нее.


Дина Мингалиева
редактор, 30 лет

Я сама пошла в школу в пять лет и своего 1 Сентября почти не помню. Так что можно сказать, что это для меня впервые. 31 августа я дико волновалась в течение всего дня - гораздо больше, чем сама Ева, хотя и она на репетиции сказала, что «от нервов ноги намокли». Почему волнение? Это какая-то новая ответственность, новые вызовы - и почему-то кажется, что мы не справимся. Взять, к примеру, косички по утрам - я не очень умею и люблю заплетать волосы, а дочка на стрижку категорически не согласна. Ранний подъем! Точно так же мы волновались перед первым приходом няни, перед садом. Справимся ли, сумеем ли? На торжественной линейке удивил гимн и поднятие российского флага - я почему-то не ожидала. А Ева, единственная среди ребят, принялась в такт музыке покачивать головой и притоптывать ногами! Самый приятный момент - это когда я, стоя на ограждении песочницы во дворе школы, за толпой школьников и родителей, сумела поймать Евин взгляд. Она с облегчением улыбнулась и помахала мне свободной от букета рукой. Мне стало хорошо.

Надежда Толоконникова
25 лет, активистка и правозащитница

В мой первый день в школе учительница велела встать парами, и я выбрала себе симпатичного кареглазого мальчонку, который мне потом еще следующие три года нравился. Линейка проходила на улице, а 1 сентября в моем родном северном Норильске каждый год почти шел снег.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта