Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Царица софия краткая биография. Софья Алексеевна Романова

Царица софия краткая биография. Софья Алексеевна Романова

Софья Алексеевна (1657-1704), русская царевна и великая княжна, правительница России (1682-1689 гг.).

Родилась 27 сентября 1657 г. Третья дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Вместе со своим единокровным братом Фёдором Алексеевичем училась у просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Современники отмечали в Софье острый ум, блестящее владение риторикой и знание иностранных языков. Софья и сама занималась литературным творчеством.

В мае 1682 г., в момент стрелецкого восстания в столице, заняла позицию «милостивой, кроткой и милосердной» царевны. Её речь к ворвавшимся в Кремль стрельцам, щедрые обещания, похвалы и быстрое удовлетворение требований восставших (прежде всего о выплате недоданного за многие годы жалованья) привели к временному успокоению в столице. Софья, поддержанная стрельцами и верными Милославским боярами, стала правительницей.

В августе 1682 г. в разгар новых волнений царевна обманом вывезла царскую семью и двор из Москвы, лишив мятежников возможности действовать от имени царей Ивана V и Петра I. Казнив руководителя стрелецкого приказа князя И. А. Хованского с сыном, Софья объявила народное восстание результатом заговора аристократов.

Сохранив свои материальные завоевания, стрельцы и солдаты отказались от политических требований и в течение нескольких лет были осторожно «разобраны»: разделены привилегиями, рассредоточены по провинциальным городам и сокращены.

Софья вошла в политику без прав, легализуя реальную власть через союз с князьями В. В. Голицыным, Одоевскими и другими видными мужами Думы, а также опираясь на молодого энергичного администратора Фёдора Леонтьевича Шакловитого (думный дьяк, затем окольничий). К лету 1683 г. она фактически создала своё правительство, но лишь после заключения Вечного мира с Польшей (1686 г.) получила статус «соцарствующей» царевны, чье имя писалось в официальных документах.

Закрепить власть регентши могла только её коронация. Подготовка к этому велась в 1687-1689 гг. Даже вельможный сторонник Петра I князь Б. И. Куракин признал: Софья правила «со всякою прилежностью и правосудием, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, также умножились коммерция, и ремёсла, и науки… и торжествовала тогда вольность народная».

Однако Софья потеряла власть при попытке устранить уже достигшего совершеннолетия Петра. В сентябре 1689 г. она была заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 г. вспыхнуло новое стрелецкое восстание. Стрельцы из отдалённых городов пошли походом на Москву, надеясь вернуть Софью к власти.

Wrote in April 14th, 2016

Оригинал взят у aldusku в Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. I том (1)

Сегодня I том (1) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 1 по 20.

Об издании и предисловие , I том (1 / с 1 по 20) , I том (2 / с 21 по 40) , II том (1/ с 41 по 60); II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (1/ с 121 по 140); IV том (2/ с 141 по 160); V том (1/ с 161 по 180); V том (2/ с 181 по 200); VI том (1/ с 201 по 220); VI том (2/ с 221 по 240); VII том (1/ с 241 по 260); VII том (2/ с 261 по 280); VIII том (1/ с 281 по 300); VIII том (2/ с 301 по 320); IX том (1/ с 321 по 340); IX том (2/ с 341 по 360); X том (1/ с 361 по 380); X том (2/ с 381 по 400); XI том (1/ с 401 по 420); XI том (2/ с 421 по 440); XII том (1/ с 441 по 460); XII том (2/ с 461 по 480)

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный Афонасьевым с оригинала Тарасевича

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии Художеств Афонасьевым, с оригинала Тарасевича * .

* Примечание . Софья Алексеевна, Царевна, дочь Царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, род. 1 Сентября 1657 года; соправительница с братьями Иоанном и Петром Алексеевичами с 26 Мая 1682 года; 7 Сентября 1689 удалена от правления и пострижена в монахини под именем Сусанны. Чрезвычайно талантливая, энергичная и властолюбивая женщина; замечательная писательница. Во время усмирения стрелецкого бунта подвергнута пытке; умерла 3 июля 1704 года в темнице.

Из дела Федора Шакловитого видно, что по его заказу был выгравирован, выписанным для того в Москву гравером Тарасевичем, портрет Царевны, без братьев, в царском облачении и с царским титулом: «у цесаря де Римского седмь курфирстов рисуется вокруг его портрета, тако на подобие сего, вместо семи курфирстов надобно сделать седмь даров, сиречь добродетелей великой государыни» (показание Шакловитого).

Отпечатки с доски Тарасевича печатались на атласе, тафте, обяри (плотной шелковой ткани) и на бумаге. Они были розданы окольничему А. П. Ржевскому, В. С. Нарбекову «и иным разным людям». Граверу Тарасевичу с товарищами и Богдановскому, сочинявшему подписи, выдано за работу «по сто рублев денег, да обярь, да атлас, да по две пары штук сукна, да по две пары собольих шкур» .

Впоследствии оттиски этого портрета, по приказанию Петра, отбирались, и так исправно, что до нас не дошло из них ни одного экземпляра. В 1777 году в Академии Художеств хранился еще один экземпляр его, но и тот утрачен; хорошо еще, что с него в этом году была сделана гравером Афонасьевым * точная копия, снимок с которой и приложен в настоящем издании.

* Примечание . В бумагах Академии Художеств об этой копии сохранилось следующее известие: в апреле 1777 года собранием Академии Художеств заключено было в Академию Наук сообщить, дабы благоволено было публиковать о гравированном при сей Академии портрете Царевны Софии Алексеевны точного подлинника ее времен, которому эстампу подканцеляристу Векшину и производить продажу ценою по тридцати копеек (Петровск. сборн. матер. для истор. Акад. Худ. т. I, стр. 221). В настоящее время лист этот тоже очень редок.

В Галерее Романовых есть портрет Царевны Софьи, писанный масляными красками, схожий точь-в-точь с портретом ее на гравюре Афонасьева (Тарасевича). Царевна изображена на нем в овальном медальоне, помещенном на груди огромного двуглавого орла; на крыльях орла 6 клейм и 7-е между его головами; в клеймах изображены те же семь добродетелей, но в совершенно другой композиции против клейм Тарасевича; так например твердость представлена в виде женщины, у ног которой стоит лев; щедрость - в виде женщины, оделяющей ребятишек. Точно такой же портрет Царевны хранится * в Московском Новодевичьем монастыре , под названием: Знамя Царевны Софьи; на нем семь клеим оставлены пустыми, без изображений добродетелей.

* Примечание . Фотография с этого портрета помещена в Галерее дома Романовых; издание Клиндера. Спб. 1866 г.

Гравер Леонтий Тарасевич , гравировавший портрет Софьи, учился в Аугсбурге у славившихся в то время братьев Килианов. Гравюры Леонтия Тарасевича травлены водкою, в их манере, весьма легко и живописно, и хорошо рисованы. Лучшие листы его находятся в Печерском Патерике 1702 года; из них картинка, представляющая препод. Иеремию Прозорливого, может быть поставлена на ряду с произведениями лучших голландских офортистов. Портреты Софьи и В. В. Голицына не из лучших работ Тарасевича, и рисунок в них далеко не безукоризнен. Из других работ его замечательны: портреты князя. Радзивила, подстольника Георгия Земли, графа. Б. П. Шереметьева и картинка, изображающая торжественный въезд Петра в новопокоренную им крепость Азов. Последние два листа приложены к поздравительным виршам (на польском языке), поднесенным графу Шереметьеву по случаю его побед под Азовом и Кизи-Кирменом (в библиотеке графа С. П. Шереметьева, уник).

Для распространения портрета Софьи, гравированного Тарасевичем, Шакловитый переслал оттиск его, при посредстве Андрея Виниуса, амстердамскому бургомистру Николаю Витсену, который поручил граверу Блотелингу сделать с него копию (с переводом всех подписей на латинский язык) и в скором времени прислал Шакловитому сто отпечатков, которые и были розданы доверенным Царевны Софьи лицам. Впоследствии отпечатки эти были, по приказанию Петра I, усердно уничтожаемы, так что в настоящее время их осталось всего три * .

* Примечание . Веселли, составлявший каталог произведений Блотелинга, даже не знал о существовании этого листа.

И все они идут из заграницы; а именно: 1-й в Публичной Библиотеке подаренный туда князем Лобановым-Ростовским ; 2-й в моем собрании, купленный в Амстердаме, на распродаже знаменитого собрания портретов Бойделя Ниенхюйса, в 1872 году, за 120 флоринов, и 3-й, на котором еще не вырезано ни одной подписи, у М. Н. Похвистнева; этот последний куплен у берлинского антиквария Штаргардта за 1 1/2 талера (в 1876 году) и лежал у него в папке под названием: «Ein unbekannter Russischer Kaiser». Этот лист куплен у Г-жи Похвистневой графом Д. И. Толстым за 300 рублей в 1882 году. Нет надобности говорить, что в настоящее время за гравюру Блотелинга с полною подписью, составляющую существенную принадлежность ее, охотники с удовольствием заплатили бы до 1000 рублей и даже более, так как редкость этой гравюры не случайная, а документальная. Нашу копию положительно трудно отличить от оригинала.

Заимствованная из книги Лазаря Барановича: «Благодать и Истинна Иисус Христос бысть, егда от него.... Иоанн Алексеевич.... и Петр Алексеевич.... поставлены суть царе. Чернигов 1683» .

Вверху гравюры, посередине, изображена Царевна София Алексеевна в виде апокалипсической жены, с распущенными волосами и с крыльями орла. Цари Иоанн и Петр изображены по три раза: 1-й в медальонах, помещенных на крыльях Царевны; 2-й предстоящими перед Спасителем, и 3-й пониже: Царь Иоанн, предшествуемый Митрополитом и сопровождаемый Царевной Софьей, и Царь Петр, предшествуемый Патриархом и Царицей Натальей Кириловной.

В деле Шакловитого сохранилось описание медной доски «четверти три аршинных», привезенной в 1690 году из Чернигова Тарасевичем с товарищем, на которой было вырезано: «в начале Отец и Сын и Святой Дух, а ниже того персоны государей Ивана и Петра Алексеевичей и сестры их великой государыни Софии Алексеевны, а ниже того не подписано» . (Русск. Граверы; Москва 1870 г.). Наша доска 1683 года представляет полное сходство с этим описанием.

* .

* Примечание . Князь Василий Васильевич Голицын родился в 1633 году; он получил хорошее образование и знал много языков. В 1677 году он уже был назначен начальником пушкарей; с 1678 по 1680 г. оставался в Малороссии, для отражения татарских набегов. По смерти Феодора стал любимцем Царевны Софьи и сделал много добра для России, присоединением Смоленска и Малороссии, миром с Польшею и составлением союза против турок. Замешанный в заговоре против Петра I, он был отправлен в ссылку в Яранск, где и умер в 1713 году.

Гравированный Тарасевичем, одновременно с портретом Царевны Софьи Алексеевны, как это видно из дела Шакловитого * . Экземпляры его находятся в Эрмитаже и в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке.

* Примечание . В деле Шакловитого упоминается еще о другой доске работы Тарасевича, на которой были изображены Кн. В. В. Голицын и Гетман Самойлович; отпечатков с нее до сих пор неизвестно (Русск. Граверы. М. 1870, стр. 295).

5–10. 6 картинок из книги: Schleussing, Derer beyden Czaaren in Reussland Iwan und Peter Alexewitz, nebst dero Schwester der Princessin Sophia bisshero Dreyfachgeführter Regiments-Stab, und was darauf erfolget ist. Zittau 1693. 8° . Ha первой представлен царь Петр верхом; на второй царь Иоанн в рост, с лицом прикрытым вуалем; на третьей оба царя, сидящие на одном общем троне, принимают послов; на четвертой князь Вас. Вас. Голицын верхом; на пятой царевна Софья, и на шестой Патриарх Адриан; последние две картинки сделаны довольно карикатурно. Шлейсинг жил в России, и был очевидцем всего напечатанного в его записках.

12. Товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий

11–14. Четыре листа, изображающие посольство князя Я. Ф. Долгорукого в Париже в 1686 году.

На первом из них представлен посол Яков Федорович Долгорукий * , в горностаевой шубе, крытой шелковой узорчатой материей, и в таком же шелковом кафтане, перетянутом поясом; он в меховой горлатной шапке и длинных сапогах. На втором листе, с ошибочною подписью: «Knez Iacob Feodorovitz Dolgoruki» ** , изображен (по справедливому замечанию А. А. Васильчикова, Catal. rais. I. 308), товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий. На 3-м листе изображен посольский дьяк, Кирилл Варфоломеевич Алексеев, а на 4-м гонец посольства, Бехтеев *** .

* Примечание . Стольник и наместник Симбирский.

** Примечание . Во 2-х отпечатках этого листа ошибка эта исправлена; все прежниe подписи стерты и заменены простою подписью: «L’Embassadeur du Grand Due de Moscovie» .

*** Примечание . 1-e отпечатки этого листа без ландшафта сзади. Wass.

Относительно этого посольства в Московском Архиве Иностранных Дел находятся следующие сведения: 1686 февраля 24. 1). Отправлен во Францию и Гишпанию в гонцах жилец Никита Бехтеев «с объявлением о будущем вскоре в оныя Государствы великом посольстве» 2). полномочных послов стольников князя Якова (Федоровича) Долгорукова, князя Якова (Ефимьевича) Мышецкого и дьяка Кирилла Алексеева, с извещением о заключенном между росс. и польским государствами вечном мире и союзе против Турок и Татар, и для склонения оных Королей к вспомоществованию войсками или деньгами. Тут же отписки их послов, и переводы с королевских ответных грамот.

Все документы писаны от имени Иоанна, Петра и Софьи. В 195 г. послы выехали заграницу, а возвратились в Москву 196 г. (Архив М. И. Д.). Полный экземпляр этой замечательной сюиты (с которой сделаны наши копии) находится в собрании А. А. Васильчикова.

15. Изображение Царевны Софии Алексеевны , не сходное с Тарасевичевским портретом ее. Царевна представлена в рост, 3/4 влево; в короне, в высоком кокошнике с султаном и с покрывалом сзади; она в богатом шитом платье, поверх которого надет короткий кафтанчик; поверх всего накинута длинная порфира, подбитая мехом. Подле Царевны, справа, стол, на котором лежит на подушке корона. Внизу подпись: A Paris chez HBonnart аu coqrüe St. Jaques avec privil. | La Grande Duchesse de Moscovie . Лицо Царевны на этом портрете очень напоминает Версальский оригинал. Этот костюмный лист, кажется, был издан Боннаром в 1685 году, во время нахождения в Париже посольства князя Долгорукова, вместе с 4 листами, изображающими это посольство, и награвированными тем же мастером, который гравировал портрет Царевны. Скопирован с экземпляра, принадлежащего А. А. Васильчикову.

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, награвированные на одной доске Лармессеном в Париже , во время пребывания там послов князя Долгорукого и князя Мышецкого, в 1685 году. Оба Царя одеты в кафтанах и в шубах, застегнутых у шеи драгоценными запонами; на головах у них шапки колпачками, отороченные мехом, с драгоценными запонами впереди. Этот довольно редкий лист замечателен по верности костюма и по сходству лица Петра с позднейшими портретами его. Оригинал, с которого он выполнен был, несомненно привезен в Париж нашим посольством (князем Я. О. Долгоруковым), которое в 1685 г. было отправлено во Францию и Неаполь, и о приезде которого в Париж говорится в самом тексте гравюры.

Сделанная в том же 1685 году и позаимствованная (с изменениями) с гравюры Лармессена. Очень редкий лист. Спб. Публ. Библиотека.

18. Картинка, представляющая, как значится в подписях, Царей Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей, Патриарха Адриана и Митрополита, и приложенная при книге: Weber, Das veränderte Russland (Frankfurt und Hannover 1721–38, I, p. 18). Откуда заимствован Вебером оригинал этого листа, неизвестно; по моему мнению надписи, поставленные над фигурами, неверны, и картинка должна представлять Царей Иоанна и Петра Алексеевичей (второй стоит справа и лицо его отличается замечательным сходством с портретами Петра), а впереди их стоит малолетний царевич Алексей Петрович . Картинка эта представляет до некоторой степени переделку другой картинки, описанной в моей книге: Русские Народные Картинки (Спб. 1881 г.) под № 526, и представляющей Царей Иоанна и Петра и Царевича Алексея Петровича, поклоняющихся новородившемуся Спасителю.

19 и 20. Портрет Петра I в рост, в Московском наряде, в каком гравировали его Файторн, Голе и Вайт (в 1699 г.) ; издание Боннара. Снимок с находящегося в собр. П. Я. Дашкова перетиска (contre-épreuve), в котором фон нарисован красным карандашом. В настоящем издании приложено два отпечатка, перетиск и отпечаток в настоящую сторону.


Период с 1682 по 1689 годы характеризуется в Российском государстве как троевластие Софьи, Ивана и Петра . В апреле 1682 года умер царь Фёдор Алексеевич . Он не оставил ни наследников, ни завещания. Однако у него были братья и сёстры, которые имели право на престол.

Из мужчин таковыми являлись Иван (1666-1696), рождённый от Марии Ильиничны Милославской, и Пётр (1672-1725), рождённый от Наталии Кирилловны Нарышкиной. Что касается женщин, то они не отличались сильными и волевыми характером за исключением царевны Софьи Алексеевны (1657-1704).

По всем династическим правилам престол должен был занять 16-летний Иван. Он был старше Петра, которому на тот момент было всего 10 лет. Однако у прямого наследника было очень слабое здоровье, но за ним стояла мощная политическая сила в лице Милославских. За Петром стояли Нарышкины, но мальчик был младше по возрасту, а вот со здоровьем у него всё было в порядке.

Бояре во главе с патриархом Иоакимом собрались на совет. После долгих споров решили отдать власть Петру, так как он был здоровым ребёнком. Инициатором этого предложения выступил патриарх. Глава церкви руководствовался государственными интересами, а не дворцовыми интригами. Однако Милославские были людьми иного сорта.

Сплотившись вокруг Софьи Алексеевны, они организовали в мае 1682 года стрелецкий бунт . Огромная толпа вооружённых людей ворвалась в Кремль и убила многих Нарышкиных. Причём убийства происходили на глазах у Петра и Ивана, которых вывели к взбунтовавшимся стрельцам, чтобы показать, что оба мальчика живы и здоровы.

Результатом кровавых событий стало троевластие. Власть поделили между двумя мальчиками. Оба они были провозглашены царями. Но с учётом здоровья и возраста к ним решили приставить соправительницу. Ею и стала царевна Софья Алексеевна. Женщиной она была образованной, волевой, энергичной. Ей хотелось властвовать, а не сидеть в тереме за вышиванием.

Политическая деятельность царевны Софьи

Правила новая правительница страной умело и жёстко. Вначале она приструнила стрельцов, которые почувствовали свою силу после расправы над Нарышкиными. По приказу царевны были казнены главные бунтовщики Иван Хованский и Алексей Юдин. После этого стрельцы стали чрезвычайно покладистыми и сговорчивыми, и в ноябре 1682 года со стрелецким бунтом было покончено.

Первым министром и фаворитом при правительнице стал князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714). Это был образованный человек, свободно владеющий тремя языками. Он тяготел к западной культуре и пытался провести некоторые реформы. Но фаворит оказался плохим военачальником.

Цари Иван, Пётр и правительница Софья

Им были предприняты два военных похода в 1687 и 1689 годах против Крымского ханства. Но они закончились неудачно и славы Голицыну не принесли. Предшествовало походам подписание "Вечного мира" с Речью Посполитой 6 мая 1686 года. Этот договор завершил русско-польскую войну, которая длилась 32 года на западных рубежах Московского царства. За Россией были официально признаны Левобережная Украина, Запорожье, Киев, Смоленск, Стародуб и Чернигов. По договору страна вступила в Священную лигу против Турции, что и стало причиной крымских походов князя Голицына.

С Китаем в 1689 году был заключён Нерчинский договор. Но для Русского царства он был невыгодным. По нему Россия потеряла крепость Албазин и реку Амур.

При царевне Софье продолжалась беспощадная борьба со старообрядцами. В апреле 1685 года был издан закон, который состоял из 12 статей. В нём были расписаны различные степени наказания для старообрядцев, а также для лиц, оказывающих им содействие. Наказания предусматривались очень жестокие: битьё батогами, конфискация имущества, заточение в монастырь и сожжение на костре. В результате этого закона были казнены тысячи раскольников.

По инициативе правительницы в 1687 году была учреждена Славяно-греко-латинская академия. Она стала первым высшим учебным заведением в России. В середине XVIII века была преобразована в Императорский Московский университет.

Таким образом, за годы своего правления царевна Софья Алексеевна показала себя незаурядным политиком, сделавшим очень много для Московского царства. Женщина была прирождённым лидером и чувствовала себя на троне, как рыба в воде. Но она являлась всего лишь соправительницей законных царей. Главная же угроза её власти исходила от Петра. В конце января 1689 года он женился и по понятиям того времени стал совершеннолетним.

Царевна Софья Алексеевна после низложения с престола

Низложение царевны Софьи

После воцарения соправительницы Пётр вместе с матерью жил не в Москве, а за городом в селе Преображенском. Здесь он всерьёз увлёкся военными играми и подружился с иностранцами. Мальчик быстро взрослел, но в белокаменной бывал редко, помня о стрелецком бунте и опасаясь за свою жизнь.

Со своей стороны Софья мечтала избавиться от Петра и спокойно править при больном Иване. В связи с этим обстановка в царской среде постепенно накалялась. Кульминацией же стал август 1689 года.

В начале месяца в Преображенское прибыло несколько стрельцов. Они сообщили царю, что против него готовится покушение. Перепугавшись, Пётр вскочил на коня и в сопровождении нескольких человек ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Туда же на следующий день уехали его мать и жена под охраной потешного войска.

Когда эта весть дошла до Москвы, то все поняли, что троевластие закончилось, и наступает смутное время. Данной ситуацией решили в первую очередь воспользоваться те люди, которые при царевне имели незначительные государственные посты. Они сделали ставку на молодого царя и начали перебегать к нему. А дурной пример, как известно, заразителен.

Ситуация для Софьи усугубилась тем, что Пётр имел все законные права на власть. Нельзя также забывать, что в своё время сам патриарх выдвинул тогда ещё 10-летнего мальчика на царство. Поэтому глава православной церкви тоже уехал в монастырь и остался с законным претендентом на престол.

После этого бояре и военачальники начали в массовом порядке уезжать из Москвы. Каждый старался как можно быстрее предстать перед молодым царём, чтобы заверить его в своей преданности.

В начале сентября царевна Софья Алексеевна осталась, практически, одна. Её бросил даже фаворит Голицын, уехавший в своё подмосковное имение. А вскоре в Москву приехал гонец от Петра. Тот требовал, чтобы соправительница покинула столицу и уехала в Святодуховский женский монастырь в Путивле. Той ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Однако вскоре женщина была переведена в Новодевичий женский монастырь в Москве. Содержалась она в нём под охраной. В 1698 году постриглась в монахини, взяв имя Сусанна. Умерла несостоявшаяся царица 3 июля 1704 года. Похоронили её в монастырском соборе. А её единокровный брат Иван был отстранён от власти и умер в 1696 году. В России началась эпоха Петра Великого.

Алексей Стариков

В истории России было немало личностей, внесших неоценимый вклад в становление государственности и вызвавших неоднозначную оценку своей деятельности у современников и потомков. Довольно часто людьми, круто изменившими судьбу Российского государства, становились женщины, от которых в те времена никто не мог ожидать подобного рвения в делах государственных. Много вопросов вызывают две царевны Софьи, существенно повлиявшие на развитие России и становление ее в качестве великого и самостоятельного государства. Эти две удивительные женщины с непростыми судьбами, жившие в абсолютно разные исторические периоды, сумели оставить свой заметный след для потомков. До сих пор историки находятся в поисках информации, раскрывающей феномен этих великих женщин. А мы постараемся беспристрастно рассказать вам об их судьбах, ведь за грозным ликом правительницы всегда скрывается загадочная женская душа.

Зоя Палеолог - византийская принцесса

История царевны Софьи Палеолог начинается с падения под натиском турок величественного города Константинополя. Двадцать девятого мая 1453 года христианский Константинополь превратился в центр мусульманского мира - Стамбул. В результате кровопролитных сражений погиб последний император Византии Константин, являющийся родным дядей будущей княгини Московской. На тот момент Зое Палеолог было всего лишь три года, и она вместе со всей своей семьей бежала на остров Корфу. Ее отец Фома Палеолог понимал, что для того, чтобы выжить, ему необходимо заручиться поддержкой Ватикана. В итоге вся семья переехала жить в Рим под покровительство кардинала Виссариона. После скорой кончины Фомы и его жены Екатерины кардинал назначил ежегодное содержание Зое и двум ее братьям. Он взял ответственность за судьбу детей и перевел их из православия в католичество. При крещении принцесса Византии получила новое имя Софья, под которым и вошла в историю России.

Детство и юность Софьи

Византийская царевна Софья росла очень необычным ребенком. Она получила при дворе кардинала и папы Павла II блестящее образование, которое не всегда было доступно даже мужчинам того времени. Девочка проявляла большие способности к наукам - она читала и писала на нескольких языках с четырех лет, изучала философию, читала наизусть выдержки из поэм Гомера. Она с большим интересом вникала во все политические дела, о которых только слышала, и ее гибкий аналитический ум практически покорил папу Павла II. Он быстро понял, что юную Софью можно использовать в своих целях, выдав замуж для укрепления политического влияния Ватикана. Поэтому с момента того, как девочке исполнилось десять лет, весь двор был озадачен поисками мужа для Софьи.

Мало кто знает, что до того, как принцесса стала невестой князя Ивана, у нее было несколько женихов, но помолвки расстраивались самым невероятным образом. Кардинал Виссарион, предлагавший в мужья Софье в разное время двух молодых людей из знатных и древних итальянских родов, выяснил, что путем интриг девушка смогла сделать так, чтобы женихи сами отказались от нее. Восхитившись умом и способностями своей юной воспитанницы, он решил подобать ей православного мужа, на что Софья благосклонно согласилась. Итогом стала помолвка с королем Кипра, но внезапно четырнадцатилетняя невеста отказалась выходить замуж за грека. Хорошо зная характер Софьи, Виссарион понял, что она - византийская принцесса, мечтает о престоле, который возродил бы могущество ее рода и позволил бы раскрыться всем ее талантам. В 1467 овдовел Великий князь Московский Иван III, и строптивую наследницу Византии предложили ему в жены. Судьба Софьи была предрешена.

Московское княжество в середине пятнадцатого века

Стоит отметить, что в этот период страна была раздроблена на массу княжеств, страдающих под монголо-татарским игом. Князья были обязаны платить дань и полностью зависели от милости татарских ханов. Московское княжество, несмотря на то, что оно являлось самым крупным и влиятельным, также подчинялось ханскому управлению. Тем не менее, выйти замуж за Московского князя было довольно престижно для Софьи. Со своей стороны, Ватикан желал с помощью этого брака укрепить позиции католиков в стране. Кардинал мечтал о том, что Софья будет отстаивать интересы католической церкви, и со временем сумеет распространить свое влияние в противовес православию. К тому же, Риму были необходимы сильные сторонники в борьбе с турками, активно продвигающимися по Европе. Все это вместе делало брак Софьи с Иваном желанным и выгодным.

Царевна Софья - жена Ивана III

К своему будущему мужу Софья отправилась спустя три года после данного согласия на брак. В этот период велись активные переговоры между Москвой и Римом, митрополит Филипп высказывал свое недовольство возможностью брака с католичкой. Но в конечном итоге, Софья отправилась в путешествие к далекой русской земле с приданным, представляющим собой золотые монеты, драгоценности и великолепную библиотеку. Она состояла из египетских папирусов, греческих свитков, книг о тайнах мироздания и многочисленных философских трудов. В дальнейшем именно эта привезенная Софьей библиотека станет основой знаменитой библиотеки ее внука - Ивана Грозного.

Двенадцатого ноября 1472 года в Успенском соборе греческая принцесса стала официальной женой Ивана III. Теперь ее называли только Софья царевна.

Ведьма всея Руси

Несмотря на то что княгиня Московская сделала очень многое для превращения княжества в сильную и красивую державу, подданные недолюбливали ее и часто называли "ведьмой". Ее образованность, которую очень высоко ценил Иван III, принимали за связь с темными силами. Многие говорили, что таинственные свитки, которые привезла с собой принцесса, содержали в себе описание древних магических ритуалов. Ими якобы и пользовалась Софья для влияния на мужа. А влияние это было поистине безгранично. Ведь буквально с первых дней брака Иван понял, какое сокровище он взял в жены, и начал прислушиваться к мнению Софьи в решении важных государственных дел.

Это тем более невероятно, что в те времена уделом княжеской жены было просто находиться рядом и рожать детей. Софье все это было чуждо, она смело высказывала свое мнение по многим вопросам, участвовала во всех начинаниях своего мужа и часто становилась вдохновителем и зачинщиком. Все это в совокупности со странной для русских людей внешностью - невысоким ростом, большими темными глазами и длинными черными волосами, породило массу слухов о магических способностях гречанки, вознамерившейся погубить Русь.

Вклад Софьи в развитие Руси

Стоит отметить, что на момент, когда царевна Софья вступила на русскую землю, не существовало большого различия между бытом князя Московского и придворных бояр. Было принято некоторое панибратство в общении, никто не придерживался особых ритуалов и не выказывал князю положенного уважения. Москва сплошь состояла из деревянных зданий, а царские палаты выглядели обветшалыми и облезшими. Все это поразило образованную и привыкшую к роскоши Софью. Со свойственной ей деловитостью она приступила к преобразованиям, ставшими ключевыми в истории Руси.

Именно Софья царевна подарила стране свой государственный герб - двуглавого орла. Этот символ Византийской империи, знак греческого рода Палеологов, символизировал некоторую обособленность Руси. Практически сразу после женитьбы Иван III принял новый герб и стал использовать его повсеместно. Софья настояла на соблюдении пышных дворцовых ритуалов, она старательно отделяла князя от его двора, заставляя всех проявлять к нему почтение и уважение. С легкой руки новой жены Иван стал именовать себя царем и принялся объединять княжества под владычеством Москвы.

Считается, что именно царевна Софья вдохновила мужа на отказ платить дань хану Ахмату. Что послужило поводом для наступления ханских войск на Москву, но Иван III сумел защитить свою любимую жену, детей и государство.

Решив дела с внешней политикой и атрибутикой царского двора, Софья приступает к полному преображению Москвы. Она самолично приглашает в страну итальянских зодчих и формирует целую группу из итальянцев, которых отправляет с дипломатическими миссиями ко двору западных правителей. Помимо установления хороших отношений с европейскими государствами, послы имели важную миссию - привозить в страну всевозможных умельцев. Она щедро платила архитекторам, зодчим, ученым, которые работали на благо страны. Усилиями Софьи Москва, наконец, начинает чеканить монеты из собственно серебра, что существенно подняло престиж Руси перед иностранными державами.

В период правления Ивана III Москва превратилась в ту самую "белокаменную", воспетую поэтами и иностранными гостями. Софья внимательно наблюдала за строительством Успенского и Благовещенского собора, по ее велению по всей Москве строились каменные палаты. В это же время появилась известная Грановитая палата и множество красивейших церквей.

Несмотря на все изменения, которых добилась Софья, все тридцать лет своего счастливого брака с Иваном III она подвергалась порицанию и хуле. Русские люди не были готовы к таким серьезным преобразованиям, проведенным в кратчайшие сроки, поэтому списывали все таланты княгини Московской на колдовской дар. Даже спустя многие годы великие русские историки весьма нелестно отзывались о греческой принцессе в своих трудах, что не умаляет ее неоценимого вклада в становление великого государства.

Царевна Софья Алексеевна: биография

Конец семнадцатого века стал началом череды необычных событий, в которых не последнюю роль играли царственные особы женского пола. Первой в этом списке стала царевна Софья, биография которой должна была бы представлять собой список из скучных и ничем не примечательных событий, если бы ход истории не изменил случай.

Софья Романова родилась в 1654 году. Она была дочерью царя Алексея Михайловича и не могла даже претендовать на управление огромным государством. Наследником престола являлся ее брат Федор, помимо него, царевна имела еще двух братьев - Ивана и Петра.

После внезапной кончины Федора в 1682 году Софья царевна сумела путем интриг и восстаний получить опеку над своими братьями, возведенными на трон. Она являлась регентшей, а в реальности - настоящей правительницей России.

Правление царевны Софьи длилось семь лет. В народе его назвали "троевластием", что вызывало огромное недоумение в Европе. Но в 1689 году царевич Петр женился и сумел сместить с трона властолюбивую сестру. Она переселилась в Новодевичий монастырь, где и умерла монахиней в 1704 году под именем Сусанны после многочисленных провальных попыток вернуть себе власть и свергнуть Петра I.

Софья Алексеевна: краткий исторический портрет

О Софье современники высказывались неоднозначно. По описаниям одних, она представала мужеподобным чудовищем, противящимся любым преобразованиям, а вот другие отзывались о ней как об очаровательной молодой женщине, готовой на все ради благополучия страны. Так какой же на самом деле была царевна Софья Алексеевна?

Стоит отметить, что судьба русских царевен в те времена была весьма незавидной. Их воспитывали в строгости и повиновении. С момента рождения их отдавали на воспитание нянькам, которые обучали девочек чтению церковных книг и рукоделию. По достижении половозрелого возраста их постригали в монашки, где они и влачили свое жалкое существование до самой смерти. Выйти замуж русские царевны практически не могли, отыскать им достойного жениха было невероятно сложно. Ведь одни кандидатуры просто не подходили по статусу, а другие относились к иной вере. В итоге девушки смирялись со своей печальной участью. Но не такой была Софья.

С ранних лет она проявляла дерзкий характер, что огорчало воспитателей. В семь лет необыкновенной девочкой заинтересовался отец и приказал обучать ее наукам. Софья царевна оказалась чрезвычайно смышленой и хваткой, она в совершенстве владела несколькими языками, знала историю и прекрасно считала. Царь Алексей брал подросшую дочь с собой в поездки и знакомил ее со многими людьми. Девушка, обладавшая невероятным умом, быстро очаровывала всех, кому доводилось ее увидеть. Несмотря на то, что она была полновата, угловата и имела резкие черты лица в сочетании с невысоким ростом, мужчины находили ее невероятно привлекательной.

В дальнейшем именно эти качества сделают ее правительницей государства. К тому же после смерти отца она сумела сблизиться с братом и приобрела массу сторонников при дворе. Софья понимала, что только путем интриг и с помощью точного расчета она добьется своей цели - престола.

Нужно понимать, что со всем свои умом и талантами Софья Алексеевна активно выступала за реформы и преобразования в стране. Многие ученые считают, что Петр I во всех своих реформах руководствовался теми пунктами, которые были в указах Софьи. Ведь она так и не успела воплотить в жизнь все свои планы.

Приход Софьи к власти

Заняв при дворе своего брата Федора прочные позиции, Софья после его смерти приступила к активным действиям. Она всячески противилась возведению на престол своего десятилетнего брата Петра, а совершеннолетний Иван не мог являться правителем по причине слабоумия. С подачи царевны в Москве разгорелось страшное Стрелецкое восстание, которое удалось урегулировать только путем возведения на престол двух братьев. Они считались равноправными самодержцами, а Софья была при них регентшей. После совершеннолетия Петра она должна была передать ему всю власть и полностью отойти от дел. В итоге с 1682 года царевна стала практически единоличной правительницей России.

Правление Софьи Алексеевны

Царевна Софья годы, проведенные у власти, в дальнейшем будет вспоминать с огромным удовольствием. В период с 1682 года по 1689 год она постаралась проявить все свои таланты и ум, чтобы привести Россию к процветанию и благополучию.

Хотя видела Софья расцвет страны по-своему. В первую очередь, после прихода к власти она жестоко наказала стрельцов за бунт. Главари были схвачены и казнены, что обеспечило царевне повиновение всего стрелецкого войска. Новоиспеченная государыня вела непримиримую борьбу со старообрядцами. Они подвергались преследованиям по всей стране - их обезглавливали, вешали и казнили. Параллельно с этим царевна стремилась просвещать народ и открыла первое высшее учебное заведение в стране - Славяно-греко-латинскую академию.

Софья стремилась сделать Москву более красивой и развернула несколько масштабных строек, призванных украсить город новыми мостами и храмами. В планах царевны было провести военную реформу, но выполнить задуманное она не успела.

Внешняя политика царевны Софьи

Во внешней политике Софья Алексеевна придерживалась столь же твердых принципов. В 1686 году она закончила войну с Польшей и по заключенному мирному договору получила во владение Киев и Смоленск. Этот успех окрылил молодую девушку, и она решила предпринять поход на Крым.

К сожалению, оба Крымских похода в 1687 году и 1689 году оказались неудачными. И это очень пошатнуло власть Софьи, которая не хотела признавать несостоятельность своего фаворита Василия Голицина на посту военачальника. Чтобы компенсировать эти неудачи, Софья постаралась укрепить внешнеполитические связи с европейскими государствами, открывая в них российские посольства.

Борьба Софьи за власть

В 1689 совершеннолетний царевич Петр отстранил от государственных дел свою сестру и закончил период "троевластия". Софью сослали в монастырь и повелели находиться там до скончания дней.

Но царевна не могла отказаться от идеи вернуть себе власть. Несколько раз она пыталась поднять бунты и восстания с помощью верных ей стрельцов. Каждый раз Петр, не испытывавший к ним симпатии и доверия, твердой рукой пресекал все попытки бунта. Зачинщиков показательно казнили на площади.

В итоге возле монастыря была поставлена царская охрана, не допускающая к царевне посетителей. Царевна Софья умерла в возрасте пятидесяти лет, так и не смирившись со своей участью отставной правительницы России.

По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф.Миллер; Н.М.Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софья с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е.Забелин видит в Софья воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М.Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф.Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта