Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Как пережить смерть жены советы священника. Как жить дальше после потери любимого? Что важно делать

Как пережить смерть жены советы священника. Как жить дальше после потери любимого? Что важно делать

Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни.

Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?

Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.

Может ли психология помочь в поиске этих ответов? В отечественной психологии – не поверите! – нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя.

Что касается западных исследований, то в сотнях трудов описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева этой темы – горе патологическое и "хорошее", "отложенное" и "предвосхищающее", техника профессиональной психотерапии и взаимопомощь пожилых вдовцов, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т. д., и т. д.

Однако когда за всем этим многообразием деталей пытаешься разглядеть объяснение общего смысла и направления процессов горя, то почти всюду проступают знакомые черты схемы З. Фрейда, данной еще в "Печали и меланхолии" (См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. С. 203-211).

Она бесхитростна: "работа печали" состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта. До конца этой работы "объект продолжает существовать психически", а по ее завершении "я" становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты.

"С глаз долой – из сердца вон" – таково, следуя логике схемы, было бы идеальное горе по Фрейду. Теория Фрейда объясняет, как люди забывают ушедших, но она даже не ставит вопроса о том, как они их помнят. Можно сказать, что это теория забвения. Суть ее сохраняется неизменной в современных концепциях.

Среди формулировок основных задач работы горя можно найти такие, как "принять реальность утраты", "ощутить боль", "заново приспособиться к действительности", "вернуть эмоциональную энергию и вложить ее в другие отношения", но тщетно искать задачу поминания и памятования.

А именно эта задача составляет сокровенную суть человеческого горя. Горе – это не просто одно из чувств, это конституирующий антропологический феномен: ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить – следовательно, быть человеком. Но хоронить – это не отбрасывать, а прятать и сохранять.

И на психологическом уровне главные акты мистерии горя – не отрыв энергии от утраченного объекта, а устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память.

Исходя из этого, основная цель настоящего очерка состоит в попытке сменить парадигму "забвения" на парадигму "памятования" и в этой новой перспективе рассмотреть все ключевые феномены процесса переживания горя

Начальная фаза горя – шок и оцепенение. "Не может быть!" – такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной.


Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния. Скорбящий скован, напряжен. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. Обычны утрата аппетита и сексуального влечения. Нередко возникающие мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

А. Цветаева, человек блестящей памяти, не могла восстановить картину похорон матери: "Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти... Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал" (Цветаева Л. Воспоминания. М., 1971. С. 248).

Первым сильным чувством, прорывающим пелену оцепенения и обманчивого равнодушия, нередко оказывается злость. Она неожиданна, непонятна для самого человека, он боится, что не сможет ее сдержать.

Как объяснить все эти явления? Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.

Будь это объяснение верным, сознание, стремясь отвлечься, отвернуться от случившегося, было бы полностью поглощено текущими внешними событиями, вовлечено в настоящее, по крайней мере, в те его стороны, которые прямо не напоминают о потере.

Однако мы видим прямо противоположную картину: человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы проходит мимо него, в то время как он сам пребывает где-то в другом пространстве и времени. Мы имеем дело не с отрицанием факта, что "его (умершего) нет здесь", а с отрицанием факта, что "я (горюющий) здесь".

Не случившееся трагическое событие не впускается в настоящее, а само оно не впускает настоящее в прошедшее. Это событие, ни в один из моментов не став психологически настоящим, рвет связь времен, делит жизнь на несвязанные "до" и "после". Шок оставляет человека в этом "до", где умерший был еще жив, еще был рядом.

Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство "здесь-и-теперь" застревает в этом "до", объективном прошлом, а настоящее со всеми его события ми проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности. Если бы человеку дано было ясно осознать что с ним происходит в этом периоде оцепенения, он бы мог сказать соболезнующим ему по поводу того, что умершего нет с ним: "Это меня нет с вами, я там, точнее, здесь, ним".

Такая трактовка делает понятным механизм и смысл возникновения и дереализационных ощущений, и душевной анестезии: ужасные события субъективно не наступит ли; и послешоковую амнезию: я не могу помнить то, в чем не участвовал; и потерю аппетита и снижение либидо -этих витальных форм интереса к внешнему миру; и злость.

Злость – это специфическая эмоциональная реакция на преграду, помеху в удовлетворении потребности. Такой помехой бессознательному стремлению души остаться с любимым оказывается вся реальность: ведь любой человек, телефонный звонок, бытовая обязанность требуют сосредоточения на себе, заставляют душу отвернуться от любимого, выйти хоть на минуту из состояния иллюзорной соединенности с ним.

Что теория предположительно выводит из множества фактов, то патология иногда зримо показывает одним ярким примером. П. Жане описал клинический случай девочки, которая долго ухаживала за больной матерью, а после ее смерти впала в болезненное состояние: она не могла вспомнить о случившемся, на вопросы врачей не отвечала, а только механически повторяла движения, в которых можно было разглядеть воспроизведение действий, ставших для нее привычными во время ухода за умирающей.

Девочка не испытывала горя, потому что полностью жила в прошлом, где мать была еще жива. Только когда на смену этому патологическому воспроизведению прошлого с помощью автоматических движений (память-привычка, по Жане) пришла возможность произвольно вспомнить и рассказать о смерти матери (память-рассказ), девочка начала плакать и ощутила боль утраты.

Этот случай позволяет назвать психологическое время шока "настоящее в прошедшем". Здесь над душевной жизнью безраздельно властвует гедонистический принцип избегания страдания. И отсюда процессу горя предстоит еще долгий путь, пока человек сможет укрепиться в "настоящем" и без боли вспоминать о свершившемся прошлом.

Следующий шаг на этом пути – фаза поиска – отличается, по мнению С. Паркеса, который и выделил ее, нереалистическим стремлением вернуть утраченного и отрицанием не столько факта смерти, сколько постоянства утраты. Трудно указать на временные границы этого периода, поскольку он довольно постепенно сменяет предшествующую фазу шока и затем характерные для него феномены еще долго встречаются в последующей фазе острого горя, но в среднем пик фазы поиска приходится на 5-12-й день после известия о смерти.

В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: звонок в дверь – мелькнет мысль: это он; его голос – оборачиваешься – чужие лица; вдруг на улице: это же он входит в телефонную будку. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.

Иногда такое появление умершего в текущем настоящем происходит в менее резких формах. P., мужчина 45 лет, потерявший во время армянского землетрясения любимого брата и дочь, на 29-й день после трагедии, рассказывая мне о брате, говорил в прошедшем времени с явными признаками страдания, когда же речь заходила к дочери, он с улыбкой и блеском в глазах восторгался, как она хорошо учится (а не "училась"), как ее хвалят, какая помощница матери. В этом случае двойного горя переживание одной утраты находилось уже на стадии острого горя, а другой – задержалось на стадии "поиска".

Существование ушедшего в сознании скорбящего отличается в этот период от того, которое нам открывают патологически заостренные случаи шока: шок внереалистичен, поиск – нереалистичен: там есть одно бытие – до смерти, в котором душой безраздельно правит гедонистический принцип, здесь – "как бы двойное бытие" ("Я живу как бы в двух плоскостях",-говорит скорбящий), где за тканью яви все время ощущается подспудно идущее другое существование, прорывающееся островками "встреч" с умершим.

Надежда, постоянно рождающая веру в чудо, странным образом сосуществует с реалистической установкой, привычно руководящей всем внешним поведением горюющего. Ослабленная чувствительность к противоречию позволяет сознанию какое-то время жить по двум не вмешивающимся в дела друг друга законам – по отношению к внешней действительности по принципу реальности, а по отношению к утрате – по принципу "удовольствия".

Они уживаются на одной территории: в ряд реалистических восприятий, мыслей, намерений ("сейчас позвоню ей по телефону") становятся образы объективно утраченного, но субъективно живого бытия, становятся так, как будто они из этого ряда, и на секунду им удается обмануть реалистическую установку, принимающую их за "своих". Эти моменты и этот механизм и составляют специфику фазы "поиска".

Затем наступает третья фаза – острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии.

Сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции – затрудненное укороченное дыхание: астения: мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле: повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность.

Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день) и его идеализация – подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность.

Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

Утрата близкого – сложнейшее событие, затрагивающее все стороны жизни, все уровни телесного, душевного и социального существования человека. Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний.

И все же за всем этим многообразием типичных и уникальных чувств и состояний можно попытаться выделить ют специфический комплекс процессов, который составляет сердцевину острого горя. Только зная его, можно надеяться найти ключ к объяснению необыкновенно пестрой картины разных проявлений как нормального, так и патологического горя.

Обратимся снова к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали. "...Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанное с этим объектом... Но требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью" (Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. С. 205.).

Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он указал не на способ его осуществления, а на "материал", на котором работа проводится,- это "воспоминания и ожидания", которые "приостанавливаются" и "приобретают повышенную активную силу".

Доверяя интуиции Фрейда, что именно здесь святая святых горя, именно здесь совершается главное таинство работы печали, стоит внимательно вглядеться в микроструктуру одного приступа острого горя.

Такую возможность предоставляет нам тончайшее наблюдение Анн Филип, жены умершего французского актера Жерара Филипа: " Утро начинается хорошо. Я научилась вести двойную жизнь. Я думаю, говорю, работаю, и в то же время я вся поглощена тобой. Время от времени предо мною возникает твое лицо, немного расплывчато, как на фотографии, снятой не в фокусе. И вот в такие минуты я теряю бдительность: моя боль – смирная, как хорошо выдрессированный конь, и я отпускаю узду. Мгновение – и я в ловушке. Ты здесь. Я слышу твой голос, чувствую твою руку на своем плече или слышу у двери твои шаги. Я теряю власть над собой. Я могу только внутренне сжаться и ждать, когда это пройдет. Я стою в оцепенении, мысль несется, как подбитый самолет. Неправда, тебя здесь нет, ты там, в ледяном небытии. Что случилось? Какой звук, запах, какая таинственная ассоциация мысли привели тебя ко мне? Я хочу избавиться от тебя. хотя прекрасно понимаю, что это самое ужасное, но именно в такой момент у меня недостает сил позволить тебе завладеть мною. Ты или я. Тишина комнаты вопиет сильнее, чем самый отчаянный крик. В голове хаос, тело безвольно. Я вижу нас в нашем прошлом, но где и когда? Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала" (Филип А. Одно мгновение. М., 1966. С. 26-27).

Если попытаться дать предельно краткое истолкование внутренней логики этого акта острого горя, то можно сказать, что составляющие его процессы начинаются с попытки не допустить соприкосновения двух текущих в душе потоков – жизни нынешней и былой: проходят через непроизвольную одержимость минувшим: затем сквозь борьбу и боль произвольного отделения от образа любимого, н завершаются "согласованием времен" возможностью, стоя на берегу настоящего, вглядываться в ноток прошедшего, не соскальзывая туда, наблюдая себя там со стороны и потому уже не испытывая боли.

Замечательно, что опущенные фрагменты и описывают уже знакомые нам по предыдущим фазам горя процессы, бывшие там доминирующими, а теперь входящие в целостный акт на правах подчиненных функциональных частей этого акта. Фрагмент – это типичный образчик фазы "поиска": фокус произвольного восприятия удерживается на реальных делах и вещах, но глубинный, еще полный жизни поток былого вводит в область представлений лицо погибшего человека.

Оно видится расплывчато, но вскоре внимание непроизвольно притягивается к нему, становится трудно противостоять искушению прямо взглянуть на любимое лицо, и уже, наоборот, внешняя реальность начинает двоиться [прим.1], и сознание полностью оказывается в силовом поле образа ушедшего, в психически полновесном бытии со своим пространством и предметами ("ты здесь"), ощущениями и чувствами ("слышу", "чувствую").

Фрагменты репрезентируют процессы шоковой фазы, но, конечно, уже не в том чистом виде, когда они являются единственными и определяют собой все состояние человека. Сказать и почувствовать "я теряю власть над собой" – это значит ощущать, как слабеют силы, но все же – и это главное – не впадать в абсолютную погруженность, одержимость прошлым: это бессильная рефлексия, еще нет "власти над собой", не хватает воли, чтобы управлять собой, но уже находятся силы, чтобы хотя бы "внутренне сжаться и ждать", то есть удерживаться краешком сознания в настоящем и осознавать, что "это пройдет".

"Сжаться" – это удержать себя от действования внутри воображаемой, но кажущейся такой действительной реальности. Если не "сжаться", может возникнуть состояние, как у девочки П. Жане. Состояние "оцепенения" – это отчаянное удерживание себя здесь, одними мышцами и мыслями, потому что чувства – там, для них там – здесь.

Именно здесь, на этом шаге острого горя, начинается отделение, отрыв от образа любимого, готовится пусть пока зыбкая опора в "здесь-и-теперь", которая позволит на Следующем шаге сказать: "тебя здесь нет, ты там...".

Именно в этой точке и появляется острая душевная боль, перед объяснением которой остановился Фрейд. Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически в приступе острого горя не умерший уходит ОТ нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя.

И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: "Уходи, я хочу избавиться от тебя..." и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль [прим.2].

Но вот что самое важное в исполненном акте острого горя: не сам факт этого болезненного отрыва, а его продукт. В этот момент не просто происходит отделение, разрыв и уничтожение старой связи, как полагают все современные теории, но рождается новая связь. Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Чего же именно? Двух новых "я" и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними.

"Я вижу нас в прошлом..." – замечает А. Филип. Это уже новое "я". Прежнее могло либо отвлекаться от утраты – "думать, говорить, работать", либо быть полностью поглощенным "тобой". Новое "я" способно видеть не "тебя", когда это видение переживается как видение в психологическом времени, которое мы назвали "настоящее в прошедшем", а видеть "нас в прошлом".

"Нас" – стало быть, его и себя, со стороны, так сказать, в грамматически третьем лице. "Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала". Прежнее "я" разделилось на наблюдателя и действующего двойника, на автора и героя. В этот момент впервые за время переживания утраты появляется частичка настоящей памяти об умершем, о жизни с ним как о прошлом.

Это первое, только-только родившееся воспоминание еще очень похоже на восприятие ("я вижу нас"), но в нем уже есть главное -- разделение и согласование времен ("вижу нас в прошлом"), когда "я" полностью ощущает себя в настоящем и картины прошлого воспринимаются именно как картины уже случившегося, помеченные той или другой датой.

Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и исчезает боль. Наблюдать из настоящего за двойником, действующим в прошлом, не больно [прим.3].

Мы не случайно назвали появившиеся в сознании фигуры "автором" и "героем". Здесь действительно происходит рождение первичного эстетического феномена, появление автора и героя, способности человека смотреть на прожитую, уже свершившуюся жизнь с эстетической установкой.

Это чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя. Наше восприятие другого человека, в особенности близкого, с которым нас соединяли многие жизненные связи, насквозь пронизано прагматическими и этическими отношениями; его образ пропитан незавершенными совместными делами, неисполнившимися надеждами, неосуществленными желаниями, нереализованными замыслами, непрощенными обидами, невыполненными обещаниями.

Многие из них уже почти изжиты, другие в самом разгаре, третьи отложены на неопределенное будущее, но все они не закончены, все они – как заданные вопросы, ждущие каких-то ответов, требующие каких-то действий. Каждое из этих отношений заряжено целью, окончательная недостижимость которой ощущается теперь особенно остро и болезненно.

Эстетическая же установка способна видеть мир, не разлагая его на цели и средства, вне и без целей, без нужды моего вмешательства. Когда я любуюсь закатом, я не хочу в нем ничего менять, не сравниваю его с должным, не стремлюсь ничего достичь.

Поэтому, когда в акте острого горя человеку удается сначала полно погрузиться в частичку его прежней жизни с ушедшим, а затем выйти из нее, отделив в себе "героя", остающегося в прошлом, и "автора", эстетически наблюдающего из настоящего за жизнью героя, то эта частичка оказывается отвоеванной у боли, цели, долга и времени для памяти.

В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим ("он купил эту книгу", "ему нравился этот вид из окна", "мы вместе смотрели этот фильм") и каждая из них увлекает его сознание в "там-и-тогда", в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность. Боль уходит, если ему удается вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминания и рассмотреть их на свету настоящего, в "здесь-и-теперь". Психологическое время погруженности, "настоящее в прошедшем" ему нужно преобразовать в "прошедшее в настоящем".

В период острого горя его переживание становится ведущей деятельностью человека. Напомним, что ведущей в психологии называется та деятельность, которая занимает доминирующее положение в жизни человека и через которую осуществляется его личностное развитие.

Например, дошкольник и трудится, помогая матери, и учится, запоминая буквы, но не труд и учеба, а игра – его ведущая деятельность, в ней и через нее он может и больше сделать, лучше научиться. Она – сфера его личностного роста.

Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью в обоих смыслах: оно составляет основное содержание всей его активности и становится сферой развития его личности. Поэтому фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего переживания горя, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути.

Четвертая фаза горя называется фазой "остаточных толчков и реорганизации" (Дж. Тейтельбаум). На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения.

Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события ("Новый год впервые без него", "весна впервые без него", "день рождения") или события повседневной жизни ("обидели, некому пожаловаться", "на его имя пришло письмо").

Четвертая фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, "что бы он сказал".

Мать считает, что не имеет права следить за своим внешним видом, как раньше, до смерти дочери, поскольку умершая дочь не может делать то же самое. Но постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми обмениваются с близкими, друзьями, часто входят в семейную "мифологию".

Словом, высвобождаемый актами горя материал образа умершего подвергается здесь своего рода эстетической переработке. В моем отношении к умершему, писал М. М. Бахтин, "эстетические моменты начинают преобладать... (сравнительно с нравственными и практическими): мне предлежит целое его жизни, освобожденное от моментов временного будущего, целей и долженствования. За погребением и памятником следует память.

Я имею всю жизнь другого вне себя, и здесь начинается эстетизация его личности: закрепление и завершение ее в эстетически значимом образе. Из эмоционально-волевой установки поминовения отошедшего существенно рождаются эстетические категории оформления внутреннего человека (да и внешнего), ибо только эта установка по отношению к другому владеет ценностным подходом к временному и уже законченному целому внешней и внутренней жизни человека...

Память есть подход точки зрения ценностной завершенности; в известном смысле память безнадежна, но зато только она умеет ценить помимо цели и смысла уже законченную, сплошь наличную жизнь" (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 94-95).

Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу – "завершения". Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).

Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в продолжающемся смысловом целом моей жизни (он может, например, стать символом доброты) и был закреплен во вневременном, ценностном измерении бытия

Позвольте мне в заключение привести эпизод из психотерапевтической практики. Мне пришлось однажды работать с молодым маляром, потерявшим дочь во время армянского землетрясения. Когда наша беседа подходила к концу, я попросил его прикрыть глаза, вообразить перед собой мольберт с белым листом бумаги и подождать, пока на нем появится какой-то образ.

Возник образ дома и погребального камня с зажженной свечой. Вместе мы начинаем дорисовывать мысленную картину, и за домом появились горы, синее небо и яркое солнце. Я прошу сосредоточиться на солнце, рассмотреть, как падают его лучи. И вот в вызванной воображением картине один из лучей солнца соединяется с пламенем погребальной свечи: символ умершей дочери соединяется с символом вечности. Теперь нужно найти средство отстраниться от этих образов.

Таким средством служит рама, в которую отец мысленно помещает образ. Рама деревянная. Живой образ окончательно становится картиной памяти, и я прошу отца сжать эту воображаемую картину руками, присвоить, вобрать в себя и поместить ее в свое сердце. Образ умершей дочери становится памятью – единственным средством примирить прошлое с настоящим.

П ереживание горя - нормальная реакция людей на утрату близкого человека. Ещё недавно он был рядом, говорил с вами, смеялся, что-то делал. А теперь его нет. И с этим нужно как-то жить.

Переживание горя - нормальная реакция людей на утрату близкого человека

КАК ПЕРЕЖИВАЕТСЯ ГОРЕ

1

Шок и оцепенение

Первая реакция человека, узнавшего о смерти близкого - шок и оцепенение. У человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность. Восприятие реальности притупляется настолько, что иногда у людей возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде: не помнят, что делали после известия о смерти, не помнят похороны.

Сколько длится: От нескольких секунд до нескольких недель, в среднем - около недели.

Совет : Не стоит себя винить, в том, что вы что-то забыли. Это нормальная реакция, она предохраняет от внезапного и полного переживания всей тяжести утраты. В это время очень важна поддержка и забота близких людей, которые смогли бы взять на себя часть формальных забот.

2

Отрицание факта смерти

Одно из ведущих переживаний в это время - отрицание , неприятие факта смерти, протест или злоба по отношению к смерти - «Нет, этого не могло случиться именно с ней/ с ним.», «Может, это какая-то ошибка, и всё ещё будет по-прежнему.».

Все вещи, звуки, повседневные дела напоминают об умершем, в прохожих на улице видится его образ, он снится, иногда даже может почудиться, что он пришёл, что-то говорит, зовёт. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны при переживании горя, не стоит принимать их за признаки надвигающегося безумия.

Все вещи, звуки и повседневные дела будут всегда напоминать об умершем

Сколько длится: Пятый-двенадцатый день после известия о смерти. Но точно указать на временные границы этого периода трудно, поскольку он постепенно сменяет предшествующую фазу шока.

Совет : В этот период важно общаться с окружающими. Можно рассказать о том, какое место умерший занимал в вашей жизни, вместе посмотреть фотографии. Ещё лучше, если это будет круг людей, переживающих такую же проблему (например, психотерапевтическая группа).

3

Острое горе

Человек осознаёт свою потерю - это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей – ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность.

Горюющий человек страдает также и физически: он часто вздыхает, всхлипывает, могут возникнуть трудности с дыханием, особенно если сдерживается плач; характерны потеря силы и истощение («Почти невозможно подняться по лестнице», «От малейших усилий я чувствую полное изнеможение»...), отсутствие аппетита.? Трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца.

Сколько длится: до шести-семи недель с момента трагического события.

Кроме того, у человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми , он начинает разговаривать с ними с раздражением и злостью, ощущает желание, чтобы его вообще не беспокоили, даже, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения. Эти чувства враждебности, удивительные и необъяснимые для самих горюющих, порой принимаются ими за признаки наступающего сумасшествия.

Многих пациентов охватывает чувство вины . Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Особенно тяжело приходится, если отношения с умершим были неоднозначными, если перед смертью близкого произошла ссора.

Совет: Горе и все тяжёлые чувства, связанные с ним, нужно прожить, перескочить через этот болезненный этап, уйти от страдания не получится. Примите свои чувства, все они абсолютно нормальны.

Нужно попрощаться с умершим. Выразить свои чувства к нему. Можно написать ему письмо: рассказать о своих чувствах, если есть чувство вины - попросить прощения.

Или нарисовать: попробуйте в рисунке выразить ваше состояние, ваше отношение к ушедшему человеку, всё то, что не успели выразить.

Напишите умершему письмо: расскажите о своих чувствах, если есть чувство вины - попросите прощения.


4

Возвращение к обычной жизни

Восстанавливаются сон и аппетит, налаживается профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным и единственным средоточием жизни. Но остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься даже как более острые и болезненные. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события, которые привыкли праздновать вместе, или события повседневной жизни, в которых отсутствие умершего проявляется особо остро. Эта фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события (Новый год без него/без неё, день рождения, т.д.), и в дальнейшем они начинают повторяться, годовщина смерти является последней датой в этом ряду.

Совет: Адаптируйтесь к среде, в которой больше нет умершего человека, стройте новые отношения, реализуйте свои чувства в новых занятиях (так, мама погибшей девушки-художницы посвятила себя организации выставок её работ, потерявшие малыша родители взяли ребёнка из детского дома).

Жизнь бывает порой ужасно несправедлива, отнимая у нас дорогих и близких людей. Но с этим ничего поделать нельзя, так уж эта жизнь устроена. И нужно продолжать жить: заниматься чем-то полезным и важным для вас, строить тёплые отношения с людьми, радоваться каждому дню и с благодарностью вспоминать о счастливых моментах и близких людях, которые были в вашей жизни.

Текст: Наталья Попова, психотерапевт

Никакие знания в психологии не заменят банального человеческого тепла и отношений, но ваше сочувствие станет глубже, если вы поймёте, что творится в душе у человека, который пережил страшное горе.

«Не может быть такого!» - одна из первых реакций на известие о смерти близкого человека, в этом состоянии наше сознание отказывается принимать реальность. Поэтому скорбящий человек поначалу бывает, напряжён, скован, нет слёз, появляется ощущение, что происходящее как-то искусственно. Это первая фаза несчастья - «шок». Её вскоре сменяет фаза «поиска». Действительность воспринимается как сквозь вуаль, потому как часто возникает ощущение присутствия умершего близкого. Такие ощущения естественны, но иногда они пугают, и человек задаёт себе вопрос - не схожу ли я с ума?

Затем следует фаза острого горя - это самый тяжёлый период, который длится от шести до семи недель. Страдания не только на душевном уровне, но и на физическом: очень часто появляется слабость в мышцах, потеря энергии, ощущение трудности каждого движения, давление в груди, глубокие и тяжёлые вздохи, необычайное снижение или обострения аппетита, нарушения сна. Огромное количество мыслей и тягостных чувств сменяют друг друга: отчаяние, чувство беспомощности, бессмысленность жизни, переживание свой вины в случившемся.

Возникает зависимость от образа умершего, каждая вещь по какой-то причине связана с ним: чашка - он любил этот узор, почтовый ящик - только он доставал газеты, часы - это его подарок. Человек начинает жалеть о том, что что-то они вместе не успели в жизни сделать.

Наконец-то, жизнь входит в свою колею, страшное горе перестаёт быть главным в жизни человека. Однако время от времени человек всё-таки ощущает «остаточные толчки» - не долгие, но болезненные приступы горя. Приблизительно через год наступает последняя фаза «завершения».

Как пережить страшное горе? Как помочь человеку справится с несчастьем?

На первых порах необходимо стараться, как можно больше времени проводить с этим человеком. Не стоит искать каких-то утешительных слов. Важнее всего для такой ситуации ваше присутствие, готовность выслушать любой бред, возможность вымыть посуду и ответить на телефонный звонок.

Не стоит отстранять скорбящего человека от дел и обязанностей, которые связанны с похоронами. Не переусердствуйте с валерьянкой, а тем более с успокаивающими средствами, которые сильно действуют на организм. Самое главное предостеречь человека от принятия важных жизненных решений в этот момент.

Главная задача в фазе острого горя создать благоприятную душевную атмосферу, в которой возможно было бы вспоминать умершего, всякие эпизоды из его жизни. Ваше собственное упоминание будут нужным и уместным. Это сначала может вызвать пронзительные чувства у человека, но дайте ему выразить их как можно шире, не отвергая и не критикуя его.

Если после 6-7 недель человек не вернулся к своим житейским и профессиональным обязанностям, необходимо настойчиво, но мягко вовлечь его в их круг.

Следует помнить, что в течении первого года после утраты, дни рождения праздники и памятные даты - моменты, когда обостряются чувства горя. Навещайте или хотя бы звоните человеку в эти дни и обязательно посетите его в день годовщины смерти. В этот последний период возможно появление искушения (в основном бессознательное) продлить горе, как бы остаться в нём. Какой бы ни была причина - страх ли перед новой жизнью, мысль ли, что чем дольше скорбишь о умершем - доказательство того, как ты его любила, необходимо помочь завершить траур ему. Траур заканчивается - остаётся память.

Смерть подкрадывается внезапно, и утрата близкого и любимого человека наполняет нас бесконечным горем и тоской.

Как же справиться с потерей? Если умер близкий человек, как жить дальше?

Пережить горе - это значит суметь пройти долгий путь принятия утраты и восстановление нормального эмоционального и физического состояния.

В данном состоянии человек сталкивается с комплексом чувств:

Печаль и одиночество - особенно остро переживается после утраты родственника;

Гнев - происходит от чувства разочарования, и бессилия что-либо изменить;

Чувство вины и самобичевания - возникает из-за того, что человек начинает думать о том, что чего-то не сказал погибшему, что-то не сделал;

Тревога и опасение - появляется в следствие одиночества, боязни не справиться с ситуацией, уязвимости;

Усталость - может принимать форму апатии или вялости, нежелании что-либо делать;

Отчаяние - тяжелая форма состояния, которое может носить затяжной характер;

Шок - состояние онемения, растерянности, ошеломленности; его испытывают люди в первые минуты после печального известия.

Некоторые мысли широко распространены в ранней стадии траура и обычно через определенное время исчезают. Если же они остаются, то могут привести к фобиям и депрессии, которые требуют уже более серьезного лечения.

Невер ие - это первая реакция после известия о смерти. Неспособность поверить в происшедшее может длиться в течение некоторого времени.

Путаница - невозможность сосредоточиться, разбросанность мыслей, забывчивость и отстраненность.

Озабоченност ь - одержимость мыслями о покойном, рисование картин смерти. Вспоминание образов погибшего.

Ощущение присутствия - постоянные мысли о том, что умерший рядом, никуда не ушел.

Галлюцинации (зрительные и слуховые) - случаются достаточно часто. Человек слышит зовущий голос погибшего, видит его образ. Обычно такое происходит в течение нескольких недель после потери.

Горе - это больше чем просто эмоция, оно серьезно влияет на мыслительные процессы. Человек, находясь в сильном стрессе, не верит в смерть близкого, он постоянно думает о нем, прокручивает в мыслях значимые для него события, ему трудно сосредоточиться на чем-либо другом, он замыкается в себе.

Помимо эмоциональной сферы, скорбь находит и физический отклик в организме. Беспокоят стеснение в горле, тяжесть в груди, боль в сердце, желудочно-кишечные расстройства. Возможны головные боли, головокружения, приливы или холодный озноб.

При затяжном стрессе могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, развитие психосоматических заболеваний.

У многих сон становится беспокойным, прерывистым, мучает бессонница, ночные кошмары. Надо понимать, что люди воспринимают смерть по-разному, одни замыкаются в себе и хотят побыть в одиночестве, другие же готовы говорить о умершем сутками и могут злиться, когда им покажется, что окружающие недостаточно скорбят и плачут. Важно не давить на человека, а помочь ему самостоятельно справиться с переживаниями.

Человек должен понять, что потеря - это основная часть нашего жизненного цикла. Всякий рожденный должен умереть - это закон. Все, что мы видим вокруг нас, в один прекрасный день прекратит свое существование - земля, солнце, люди, города. Все в физической вселенной является временным.

Смерть близкого человека вынуждает нас задать себе вопросы «Что такое жизнь?», «Какова цель жизни?». Ответы на эти вопросы могут послужить стимулом для изменения образа жизни, сделать ее более значимой и глубокой, помочь изменить собственный характер, проникнуться любовью к другим людям.

*Принять ситуацию. Необходимо осознать, что человек ушел и воссоединения с ним, по крайней мере в этой жизни, не произойдет.

*Работа через боль. Позволить себе плакать и злиться, слезы и гнев - это важная часть процесса заживления.

*Адаптация к миру без него. Никто не заменит близкого человека, но научиться жить в создавшейся ситуации необходимо.

*Реинвестировать эмоциональную энергию в другие отношения. Разрешить себе взаимодействовать и строить отношения с другими людьми. Ни в коем случае не думайте, что это осквернит память о погибшем.

*Восстановление веры, убеждений и ценностей. Через определенное время у человека проходит боль и агрессия, он возвращается к жизни. Это важный этап после перенесенной эмоциональной травмы.

Что делать и как помочь пережить потерю близкого человека.

1. Будьте хорошим слушателем. Люди должны много говорить о смерти любимого. Чем больше они говорят, тем быстрее они осознают реальность.

2. Не бойтесь поговорить о человеке, который умер.

3. Оставайтесь на связи. Позвоните сами или навестите скорбящего. В такой ситуации человек не в состоянии самостоятельно поддерживать контакты с друзьями.

4. Не используйте шаблоны, говорите искренно.

5. Протяните руку помощи. Это может быть помощь в приготовление пищи, поход по магазинам, уборка.

6. Проявите эмпатию - способность сопереживать близким.

Вот так советуют вести себя психологи, если умер близкий человек и как жить дальше после потери.

На протяжении всей своей жизни человек постоянно кого-то приобретает, а кого-то наоборот теряет. Это закон жизни. В некоторых восточных государствах к рождению и смерти человека относятся как к особой традиции. Но смерть мужа для жены большое горе, но при этом каждый человек переносит его по-своему. Реакция супруги на смерть своего мужа зависит от степени близости с умершим.

На этот вопрос психологи отвечаю так, что выводить из ступора в первые дни не стоит, поскольку в организме человека срабатывает «охранительное торможение». Если человек после такого стресса впадает в такое отключенное состояние, то это значит что организму это необходимо, чтобы наоборот избежать более сильной травмы психики.

При потере мужа вывести из состояния ступора может помочь организация похорон, поскольку данный ритуал для того и придуман чтобы живые могли проститься с близким, тем самым человек своими эмоциями частично снимает депрессивное состояние.

Далее лучшим лекарством от стрессового состояния после смерти мужа является социальная адаптация жены. Сбор различных справок о смерти, прозвон своих родных и близких, занятие организацией поминок - все это поможет человеку вернуться к жизни после смерти супруга.

Переход человека к жизни должен осуществляться постепенно, поэтому ни в коем случае нельзя торопить человека.

Главной опасностью, которая может только затянуть процесс охранительного торможения является прием алкогольных напитков или же прием различных медицинских препаратов. Прием различных медицинских препаратов в первые дни стрессового состояния конечно нужны, но дальнейший прием данных препаратов только усугубит процесс возвращения человека из состояния ступора. Причем если человек начнет злоупотреблять алкоголем и таблетками может так и остаться в этом состоянии.

Также помочь выйти из состояния торможения просмотр какого-то фильма или прослушивание музыки, при этом желательно позитивной. Если ваш муж был человеком веселым, и вы вместе когда-то смотрели данный фильм, то просмотр фильма может поднять вам настроение и тем самым вернуть к жизни.

Для людей верующих утешением может стать церковь, поскольку здесь мощная утешительная психотерапия. Все церковные ритуалы погребения очень точно и четко прописаны, которые помогают многим людям.

Также в церкви вы может поставить свечку за ушедшего мужа, что для многих людей тоже является очень значительным утешением.

Здесь также могут помочь общение со священником, который может опустить вам грехи, которые так мучили вас. Поэтому тем, кто являются верующими людьми, церковь является мощным средством возвращения к жизни после смерти мужа.

Если человек не был давно в церкви и если она ему не близка по духу, то категорически запрещено тащить туда человека, ведь это может наоборот только навредить.

Если жена, которая потеряла мужа, вышла на работу, то соболезнования в ее адрес будут весьма уместны. Коллеги также могут предложить какую-либо помощь в организации похорон, поминок и т.д.

Но излишне теребить сотрудника, у которого горе в семье ну нужно и не лезьте человеку в душу если только он сам не захотел этого. Причем не стоит человека, совсем освобождать от работы, поскольку нужно помнить, что человеку требуется социальная адаптация. Другими словами человеку возврат в нормальные рабочие условия только помогут вернуться к жизни.

Если человек срывается на своего сотрудника, то коллегам не стоит обращать внимания и просто отдалится на некоторое время, чтобы их коллега осознала свою ошибку и извинилась. А это означает, что есть признаки восстановления психики и она постепенно приходит в себя после потери своего близкого человека.

Утрата партнёра всегда оставляет глубочайший след в жизни человека. Супругу, который остался один, такая потеря означает завершение совместной жизни. Поэтому смерть (разумеется, если человек умирает не от тяжёлой болезни, длившейся несколько лет) всегда является неожиданной и влечёт за собой безграничную скорбь. При потере близкого, дорогого и часто единственного человека наступает конец духовной связи с ним.

Оставшийся партнёр, кроме боли в сердце, испытывает страх и депрессию, нередко появляются и эмоциональные, психические расстройства, обуславливающие развитие тяжёлой душевной болезни.

При потере партнёра уединённость от окружающего мира сначала может быть даже полезной. Особенно следует избегать «утешителей», которые стремятся воспользоваться временной слабостью. Иногда они настойчиво выспрашивают о личной жизни и даже умудряются на этом подзаработать.

На известие о смерти партнёра каждый человек реагирует по-разному. Это зависит от его личности, особенностей характера, способности переносить удары судьбы.

По мнению психологов, эта реакция делится на четыре стадии, и их проявление не считается каким-либо отклонением от нормы.

Сначала супруг, оставшийся один, словно одурманен произошедшим и ещё не способен его осознать. Обычно такая стадия длится несколько часов, но она может быть и более длительной (иногда это состояние прерывается ярко выраженными страданиями или приступами злости).

Затем следует стадия печали и поиски партнёра, продолжающаяся несколько месяцев, а то и годы. Эта стадия сопровождается глубокой скорбью и оплакиванием. Нередко человек становится очень беспокойным, постоянно думает об умершем партнёре, его мучает бессонница. Может даже возникнуть ощущение, что умерший находится рядом, а признаками его присутствия могут считаться, например, якобы услышанные определённые звуки.

Это состояние постепенно переходит в третью стадию - абсолютного разочарования и дезорганизации. Наконец, четвёртая стадия - внутреннее переустройство личности. Супруг, оставшийся один, свыкается с утратой и уже способен оценивать жизнь, проведённую с партнёром, словно со стороны, испытывать положительные эмоции.

Главное, чтобы все четыре стадии проходили нормально, т.е. имели своё начало и конец. Скорбь и траур не должны стать образом жизни.

В первую очередь скорбящий человек должен принять на себя удары судьбы, какими бы тяжёлыми они ни были. Очень важно смириться с утратой партнёра. Человек должен понять, что смерть любимого человека безвозвратна.

Человеку, пережившему потерю близкого, очень важно попытаться заново найти себя. Необходимо как можно быстрее изменить свою старую, ставшую привычкой, манеру поведения, так как лишь в этом случае возможны новые способы чувствовать и действовать. Если всё-таки человек не сможет этого сделать, он лишит себя будущего.

Роковые события, происходящие в жизни, всегда дают толчок к изменению и самого человека: вдовцу приходится учиться выполнять различную повседневную работу, а вдове - заботиться о жилище, обеспечивать себя большими доходами.

Если есть дети, оставшийся супруг должен выполнять обязанности обоих родителей. Чем лучше человеку удаётся вжиться в новую роль, тем спокойнее, независимее он себя будет чувствовать, быстрее восстановится его уверенность в себе. Только тогда его жизнь станет полноценной.

Различают несколько форм патологической скорби: хроническая скорбь и чрезмерная идеализация умершего. Эти болезненные формы могут быть различной степени тяжести. Таких пациентов лечит врач.

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем .

Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве.

«Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23).

Хочу рассказать вам притчу:

Ушедшие с земного плана отец и сын, всё время приходили в одно место пить из источника. Однажды пришли к нему, а источник пересох.
- Отец, почему вода исчезла?
- Это значит, что последний человек на Земле, который нас знал и любил, умер.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Горе рано или поздно случается с каждым. Так устроена наша жизнь. Но у каждого человека горе - свое. Это может быть окончание отношений, утрата ценной вещи, смерть близкого человека, смерть домашнего питомца, переезд в другой город, потеря работы или статуса, серьезное заболевание или потеря части тела и многое другое.

Горе - это когда, я безвозвратно потерял нечто очень ценное для себя.

Когда мы теряем нечто очень важное, внутри у нас возникает настоящая буря из самых тяжелых и непереносимых чувств. Все эти эмоции и реакции возникают автоматически и их невозможно контролировать. Чтобы не разрушиться в этом бушующем внутри ненастье психика начинает защищаться - она начинает горевать.

Горевание это целый процесс из защитных реакций и переживаний, известных как «5 стадий горя»: отрицание, гнев, торги, депрессия и принятие. Психика двигается от стадии к стадии, пытаясь упорядочить и переработать возникшие чувства. Считается, что в норме на это нужно около года.

Но на этот процесс, несомненно, будут влиять и внешние условия, такие как предыдущий жизненный опыт, поддержка, материальные условия, дополнительные проблемы и т.д.

На самом деле, в жизни стадии горевания в чистом виде никогда не встречаются. Они накладываются друг на друга, путаются или обгоняют одна другую. Глубина и длительность каждой стадии тоже может быть совершенно разной. Это всегда очень индивидуально.

Именно поэтому процесс горевания может «ломаться» и тогда можно застрять в какой либо из стадий. В этом случае разрушительные переживания многие годы будут отравлять жизнь, не оставляя возможности полноценно жить.

  • Не оставайтесь в одиночестве. Человек это социальное животное, мы нуждаемся в поддержке других людей. Особенно когда нам плохо.
  • Просите и принимайте помощь. Не стесняйтесь нуждаться, это не делает вас хуже.
  • Дайте себе время. Невозможно точно определить, сколько именно вам потребуется времени, поэтому просто доверьтесь своей психике.
  • Берегите себя. Делайте ровно столько, сколько готовы и то, что готовы делать. На горевание требуется очень много сил, их стоит беречь.
  • Не суетитесь. Вы не сможете перепрыгнуть сразу на последнюю стадию, вам придется все проживать последовательно, как того требует ваша психика.
  • Не обесценивайте свои чувства. Любые переживаемые вами чувства естественны, это нормальная реакция вашей психики на происходящее.
  • Выражайте чувства. Пишите письма, разговаривайте с близкими, говорите с фотографиями, животными или деревьями - без разницы. Главное - не держите все в себе.
  • Избегайте принимать жизненно важные решения , пока не переживете горе. Чувства будут сильно мешать вам трезво оценивать ситуацию.
  • Обратитесь за помощью к психологу/психотерапевту , работающему с горем. Если вы чувствуете, что запутались или не справляетесь - доверьтесь профессионалу.


1. СТАДИЯ ОТРИЦАНИЯ (ШОК)

Метафора: «Ничего не произошло»

Как ощущается: В первые минуты-часы после трагедии можно чувствовать отстраненность и отсутствие каких-либо чувств и эмоций, или видеть все как будто со стороны. Происходящее может ощущаться как нечто нереальное, как кино или театральная постановка. Может даже появится фантазия, что сейчас кто-то выйдет и скажет, что это розыгрыш. Может возникнуть острое желание, чтобы это оказалась шутка, и тогда появляются мысли, которые объясняют, как случившееся может оказаться неправдой и очень хочется им верить. Может возникнуть острое желание оттянуть момент встречи с ситуацией (прихода в больницу, на место происшествия). Может возникнуть ощущение прозрачной, но очень плотной преграды вокруг ситуации, которая не позволяет подойти ближе или подумать о том, что произошло. Мысли могут быть вязкими и тугими, словно не желать двигаться, отторгать информацию о случившемся. Поэтому придется по многу раз спрашивать и переспрашивать о случившемся.

Далее могут возникать привычные автоматические мысли и реакции, словно ничего не произошло (например, воспоминания о совместных планах). Может появиться острое желание немедленно доделать все дела, которые связаны с тем, что утрачено. Могут возникнуть приступы панической атаки или другие телесные симптомы, чаще связанные с болью в сердце и трудностью дыхания.

Смысл стадии: Это естественная и самая ранняя психическая защита - «я просто сделаю вид, что того, что делает мне плохо - нет, и тогда этого не станет». То, что утрачено, имело большую ценность и осознание этого факта способно вызвать много очень сильных чувств, которые могут надломить психику и кардинально изменить жизнь и это больше, чем можно сейчас вынести. Поэтому психика защищается от этого отрицая и отторгая произошедшее.

Опасность стадии: Застрять в отрицании, жить, как будто ничего не произошло. Начать постоянно физически и психологически убегать от этой и похожих ситуаций. Из-за этого жизнь станет как будто частичной.

Задача: Понять, осознать и признать утрату.

Что делать: В этот период важно быть с тем, с кем можно спокойно и столько сколько нужно говорить о произошедшем. Очень важно видеть и прикасаться к телу или могиле (если это смерть близкого), обломкам (если это разрушение здания или местности), фотографиям или вещам, напоминающим об утраченном (если это, например, завершение отношений или тела нет). Полезно позволить себе переспрашивать о трагедии столько, сколько понадобиться, для того, чтобы это можно было уложить в себя.

Чего избегать: Избегать заставлять себя отвлекаться от произошедшего или усилием воли брать себя в руки. Избегать осуждать и ругать себя за что бы то ни было. Не стоит торопить себя признать потерю. Избегать слушать разнообразные советы о том, как обойтись с чувствами и горем.


2. СТАДИЯ ГНЕВА (ОБВИНЕНИЕ)

Метафора: «Наказать виновного»

Как ощущается: Внутри начинают появляться возмущение, негодование и злость. Может возникнуть убежденность в том, что в ситуации есть виновный, и тогда возникает желание найти его и обязательно наказать. Могут возникать идеи и фантазии о виновности того или иного человека. Это может приводить к подозрительности. Люди вокруг, которые не пережили подобного могут начать вызывать острую зависть и следовательно ненависть. Может появиться злость на умершего (если трагедия связана со смертью близкого). Может появиться острое желание взять справедливость в свои руки и предпринять какие-то действия, чтобы наказать виновного. Могут продолжаться или появиться панические атаки и разные другие телесные симптомы.

Смысл стадии: Понимание факта трагедии уже есть. Но ценность утраченного остается такой же и нежелание терять таким же сильным. Психика активно не согласна с такой реальностью. На первый план выходит уже более поздняя, а потому направленная вовне, на действия, психическая защита - злость. Упрощенно, такое переживание может выражаться так: «Я не хотел, чтобы это случилось, но это случилось. Значит, что-то или кто-то сделал это, против моей воли. Значит надо найти это что-то или кого-то и наказать!».

Опасность стадии: Застрять в злости и недоверии к миру и людям. Разрушить отношения с близкими и важными людьми из-за агрессии и обвинений в их адрес. Нанести вред себе или окружающим (например, пытаясь отомстить, нарушить закон).

Задача: Найти адекватный способ выразить агрессивные чувства, не разрушая важных отношений и не причиняя вред себе.

Что делать: Полезно разговаривать с близким человеком и выражать злость. Важно следить за своим здоровьем и безопасностью. Полезно заняться активными видами спорта, боевыми искусствами, потому что они помогут безопасно выразить агрессивные чувства. Также полезно писать «письма», выражая свои чувства в них (письма можно просто складывать в стол), говорить с фотографией об этом или на могиле. Если важно, то можно разбираться в происшествии, но лучше это делать вместе с поддерживающим близким. Если в трагедии имеет место нарушение закона, то стоит добиваться справедливости и наказания виновников в рамках закона. Будет полезно направить злость на какое-то полезное дело (например, помогать пережившим то же самое).

Чего избегать: Избегать несправедливых обвинений людей. Не позволять себе мстить, кому бы то ни было. По возможности, избегать агрессивного поведения по отношению к близким.


3. СТАДИЯ ТОРГОВ (ВИНА)

Метафора: «Верните, как было»

Как ощущается: Может вдруг появиться суеверность и вера в приметы, а также сильное желание молиться или ходить в церковь. Может появиться острая потребность в чуде и желание его сделать (мольбы к Богу, врачам, обращение к колдунам, науке). Может захотеться делать какие-то разные «добрые» и общественно и религиозно поощряемые действия (жертвовать деньги или вещи, быть волонтером), но для того чтобы это «зачлось», чтобы получить от этого вознаграждение связанное с трагедией.Может появиться чувство вины и самообвинение. Могут часто возникать мысли типа "если бы я...", "я должен был сделать/сказать то-то", "я не должен был делать/говорить то-то". Может остро захотеться исправить свои ошибки в отношении к потерянному. Так же могут продолжаться или появиться разные телесные симптомы или панические атаки.

Смысл стадии: Осознание потери пришло, виновные найдены, но ценность утраченного настолько велика, что отказаться от этого - невозможно. Характерна попытка изменить произошедшее, заменить случившееся на что-то иное, чудесным образом откатить все назад. Психика готова согласиться на любую цену, чтобы изменить реальность, которую она не хочет принимать. Она прибегает к последней защите: «магическому мышлению». Это отголосок младенческого «всемогущества»: «я способен повелевать реальностью, знать бы только правильный способ».

Обратная сторона медали всемогущества будет проявляться в чувстве вины: «я был способен не допустить трагедии, но сделал что-то неправильно, и она произошла. Значит, это я виноват в случившемся. Надо понять свою ошибку, чтобы сейчас вернуть все на место и в следующий раз не лишится чего-то настолько важного».

Опасность стадии: Застрять в вине. Отказаться от отношений с близкими людьми или от важных вещей в жизни из-за отсутствия гарантии, что все не повториться. Отказать себе в праве на радость, счастье, материальные блага в качестве наказания. Слишком удариться в религию, эзотерику, секту, как попытку наказать себя, искупить вину или заслужить прощение и потерять из-за этого контакт с реальностью и близкими людьми.

Задача: Осознать необратимость трагедии. Не дать себе закопаться в вине и самообвинении. Принять свою долю ответственности, если она есть.

Что делать: В этот период полезно замечать невозможность изменить уже случившееся. Осознавать невозможность влияния на события подобного порядка, переживать свое НЕвсемогущество. Стараться понимать, что нельзя было все предусмотреть и сделать все идеально. Обращать внимание на вклад других людей и обстоятельств в трагедию. Искать поддержки и помощи в переживании беспомощности перед бОльшими силами (такими как стихия и смерть). Если есть объективная вина в случившемся, то искать способы и поддержку переживать ее и делать выводы на будущее. Искать способ здорового полезного для себя и окружающих искупления. Можно найти конкретного значимого человека, чье прощение, в случае объективной вины будет иметь смысл (например, родители, священник, врач). Полезно писать письма, в которых можно выражать свои чувства, говорить с портретом или могилой (если это смерть близкого).

Чего избегать: Избегать самообвинения и самонаказания. Избегать отказываться от чего-то важного ради искупления.


4. СТАДИЯ ДЕПРЕССИИ (ОТЧАЯНИЕ)

Метафора: «Смерть вслед»

Как ощущается: Ощущается огромное количество боли, горечи, беспомощности, отчаяния и других чувств, которые могут сильно проявляться в теле разными болезнями или симптомами. При этом может быть совершенно непонятно что с ними делать и как с ними жить. Появляется сильное желание замкнуться в себе, быть в одиночестве, избегать знакомых, особенно остро хочется избегать всего, что связано с весельем и радостью. Интерес к жизни угасает. Может появиться подавленное состояние: слезы, апатия, грусть, вялость, слабость, отсутствие желания что-то делать, ходить на работу или общаться, нежелание жить. Может ощущаться острая нехватка энергии, на что бы то ни было. Может стать очень трудным делать обычные дела или даже ухаживать за собой. Может появиться ощущение бессмысленности или невыносимости жизни. В крайних случаях возможны мысли о самоубийстве.

Смысл стадии: Все защиты преодолены, ситуация принята, виновные найдены, изменения невозможны. Психика больше не защищается, а, наконец, начала переживать истинно потерю и всю боль, связанную с ней. Это может чувствоваться как: «я не хочу жить в мире, в котором больше нет того, что мне было так важно, поэтому я умираю». Это самый трудный, но и самый продуктивный этап проживания горя.

Опасность стадии: Застрять в горе. Испортить свое здоровье. Потерять работу и друзей. Отречься от мира. Впасть в настоящую депрессию. Покончить с жизнью.

Задача: Проживать чувства связанные с потерей.

Что делать: Полезно говорить о трагедии и о чувствах. Полезно выражать чувства всеми возможными способами: плакать, лучше в обществе близкого, писать письма, писать стихи, прозу, рисовать картины, делать музыку и т.п. Иногда можно «проветриваться», выходить куда-нибудь, заниматься любимыми делами, не связанными никак с потерей. Полезно сменить обстановку (взять отпуск, выезжать на природу, переехать туда, где могут хорошо позаботятся). Полезно найти человека, который сможет помогать с хозяйством, детьми, домашними животными, если трудно это делать самому.

Чего избегать: Избегать идеи, что нужно или можно справиться с горем самостоятельно. Нельзя заставлять себя успокоиться, брать себя в руки. Избегать заставлять себя повеселиться.


5. СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ (СМИРЕНИЕ)

Метафора: «Новая жизнь»

Как ощущается: Появляется более спокойное ровное состояние. Может оставаться светлая или легкая грусть, которая не затягивает. В жизнь начинают возвращаться позитивные чувства (радость, смех, шутки). Возвращаются силы и энергия, становится возможным снова делать дела, которые были трудными ранее. Возвращается возможность работать. Может даже появится желание начать что-то новое (проект, увлечение, знакомство). Может появиться желание сменить обстановку (сменить работу, переехать в другое место, сменить мебель или гардероб). Если ценность утраченного была очень большой, то может быть ощущение, что часть души умерла вместе с ним.

Смысл стадии: Горевание еще не окончено, это его последняя и необходимая стадия. Это процесс восстановления. Боль постепенно проходит, «рана» уже не кровоточит, на ней образовался рубец, который еще тянет и ноет, но уже не вызывает острой боли при каждом движении. Сил еще не очень много, так как они ушли на проживание горя и продолжают уходить на «заживление раны». Теперь надо восстановить еще и потраченные силы. Психика понимает, что не разрушилась от потери и что жизнь продолжается, поэтому можно начать налаживать новый быт, без того что потеряно. Старая жизнь похоронена и теперь начинается новая.

Опасность стадии: Не полностью восстановиться и вернуться на предыдущие стадии. Не рассчитать свои силы, взяться за слишком многое или слишком трудное, надорваться и откатиться в депрессию.

Задача: Полностью восстановиться.

Что делать: Полезно постепенно возвращать себе ответственность и дела, которые были переложены на других. Можно искать новые интересные начинания и новые проекты. Можно вместе в близким попробовать что-то новое и интересное. Если возникает желание, то находить людей, с кем можно спокойно говорить о потере.

Чего избегать: Избегать мусолить трагедию (думать и говорить только о ней все время). Избегать торопить себя закрыть тему этой трагедии и уже зажить полной жизнью, как прежде. Нельзя запрещать себе хорошо проводить время и веселиться или винить себя за это.

Наша жизнь непредсказуема. И, к сожалению, в ней есть место не только счастью, но и горю.

Потеря близкого человека, похороны родителя, супруга, ребенка - настолько сильное горе, что с ним мало кто может справиться сам. Боль сильна. Она не оставляет ни на минуту, поддержка близких людей не лечит, не приносит даже мимолетного облегчения.

Самые близкие друзья, самые чуткие люди с трудом подбирают нужные слова, чтобы утешить. Более того, часто своими словами они делают лишь больнее.

Не вините их, они просто не знают что сказать и что сделать. Мало кто из них побывал в вашей ситуации может хотя бы приблизительно понять, что вы чувствуете.

Как не сойти с ума от горя? Кто поможет справиться с горем?

Не терзайте себя, не отталкивайте друзей. Идите к психотерапевту за профессиональной помощью в преодолении горя. Это его работа.

Зачастую тот, кому приходится самому переживать потерю, горестную утрату, вынужден несмотря на свое эмоциональное состояние (порой очень тяжелое) заниматься еще и подготовкой к похоронам, сбором справок, распределением наследства. Какой уж тут психотерапевт!

Если в вашем окружении есть человек, который переживает утрату, постарайтесь взять часть его забот на себя и отправить к психотерапевту. Так вы окажете гораздо большую помощь, чем если будете просто пытаться найти нужные слова.

Как лечится горе или «беда одна не ходит»

Нередки случаи, когда одно трагическое событие запускает «цепную реакцию»: друг за другом из жизни уходят члены семьи.
Почему? Ответ прост.
Люди настраивают себя на невозможность жить дальше, если любимый человек, родственник умер. Причем, это процесс бессознательный! Человек сознательно может думать, что «не может умереть и оставить маленьких детей» или «я кормилец, я не могу оставить больных родителей», что горе он пережил и даже готов к переменам.

Не пережитое горе, находясь в бессознательном, привлекает к себе следующее горе.

Часто люди стараются вести себя «прилично», чтобы не расстраивать окружающих. Но это очень опасно! Если горе не пережить, не отпустить утрату, «не разрешать себе быть слабым», сдерживаться, не горевать, подавленные эмоции оседают в бессознательном, вызывая гипертонию, язву, нейродермит, депрессию или панические атаки. Добавьте сюда навязчивые негативные образы, связанные со смертью близкого человека: « Я сплю в кровати, а он - в сырой земле» и чувство вины «Я вот до сих пор живу, а она - нет» и получится почти полная картина.

Зачем горюющему психотерапевт?

Профессиональный психотерапевт поможет избежать депрессии, развития психосоматических болезней на фоне стресса, облегчить боль от утраты близкого человека.

Психотерапевт выслушает (это очень важно! Ведь часто человеку, пережившему утрату и рассказать-то о своих переживаниях некому. Случайные попутчики не в счет), поможет выговорить все, что на душе, нейтрализовать негативные убеждения, образы, чувство отчаяния, утраты смысла и безнадежности.

Его работа - быть внимательным и деликатным к душевным переживаниям.

Поход к психотерапевту - это не блажь, не новомодные штучки. Это самая настоящая необходимость, если вы столкнулись с горем.

Психотерапевт помогает пережить горе, разрядить негативный заряд и не допустить запуска цепной реакции трагических событий. На сеансах психотерапии вы научитесь стратегиям самокоррекции, адаптации к новой жизни и снижения стресса.
Внимание! Не пытайтесь заглушить душевную боль таблетками или алкоголем! Горе нужно пережить, а не задвинуть в угол. Лучше запишитесь на первую консультацию. Уверяю, вам станет легче.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта