Профессия «Сурдопедагог»
Профессия «Сурдопедагог» - значимая профессия в области педагогики. Это многосторонняя профессия. Сурдопедагог - учитель, воспитатель, музыкальный работник, учитель индивидуальных занятий, который работает с ребятами, имеющие нарушения слуха.
Сурдопедагог в первую очередь учит слушать устную речь и говорить. Он дает знания, развивает умения и навыки, формирует качества личности, раскрывает таланты и способности детей, направляет в «нужное» русло интересы и энергию учеников. Но, чтобы это всё осуществить, нужно пройти нелегкий путь. Чтобы стать сурдопедагогом с большой буквы, нужно знать всю педагогику (общую, специальную и сурдопедагогику), психологию (общую, возрастную, специальную и сурдопсихологию), различные методики преподавания и многое другое. Сурдопедагог должен иметь.
ь отличный слух, чтобы слышать дефекты детей;
ь отличную речь. Речь сурдопедагога - образец для подражания для учеников.
ь Теоретический и практический багаж знаний о возможностях и особенностях лиц с нарушениями слуха. Так как при работе с лицами, имеющие нарушение слуха нужно сначала определить причину, выявить возможности ученика и спланировать работу по его обучению и воспитанию;
ь иметь память, внимание, гибкость и креативность мышления, терпеливость, дисциплинированность.
Сурдопедагог должен быть эмоциональным, у него должна быть яркая мимика лица, выразительные естественные жесты. Сурдопедагог должен быть активным, твердым в своих решениях, понимающим и сострадающим.
Сурдопедагог должен любить детей и свое дело. Для получения положительного результата сурдопедагогу приходиться полностью отдаваться своей работе. Быть всегда на позитиве и нести только энтузиазм, потому что сурдопедагог вселяет силы в детишек с нарушениями слуха. Поэтому, как только сурдопедагог переступил порог детского сада, школы, центра, должен забыть о своих проблемах и нести детям только улыбку и спокойствие.
Как и в любой специальности, сурдопедагог должен проявлять творчество. Каждый урок, занятие должны проходить на одном дыхании, в сотрудничестве детей. Ученик с каждого урока, занятия профессионального сурдопедагога должен не только усвоить знания, но и развить какие-либо умения, навыки, способности и качества личности. На каждом уроке для детей должны раскрываться «двери» в жизнь.
При выборе данной профессии человек не должен иметь грубых внешних дефектов. Это связанно с тем, что первое время дети с нарушениями слуха воспринимают информацию зрительно и слухозрительно, т.е. огромную роль играет зрение. Человек должен быть спокойным и уравновешенным.
При работе с лицами, имеющие нарушения слуха развивает у профессионала:
ь терпеливость;
ь творческий подход к работе;
ь толерантность
ь настойчивость
ь чувство долга и ответственности
ь артистизм
Сурдопедагог может работать в детском саду, школе, реабилитационном центре. Обычно у сурдопедагогов пятичасовой - шестичасовой рабочий день. Сурдопедагог в своей работе тесно контактирует с родителями детей и другими специалистами (врачами различных профилей, сурдологом, психологом, социальным работником и т.д.).
Вопросы:
1. Чем отличается специальность «Логопед» от специальности «Сурдопедагогика»?
Логопед - специалист, который занимается речевыми нарушениями детей и взрослых. В основном это дети с нормальным психофизическим развитием, имеющие только нарушение речи.
Сурдопедагог - специалист, который занимается людьми, имеющими проблемы со слухом. Его специализация шире, он может быть и логопедом, потому что при работе с людьми, имеющие нарушение слуха, он должны поставить и скорректировать их речь.
2. Чем отличается бакалавриат и специалитет?
Бакалавриат -- базовый уровень законченного высшего образования, который длится 4 года. Основная характеристика: студент получает знания по выбранной специальности и направлению, получает звание. Все, кто закончил бакалавриат могут идти дальше учиться в магистратуру по своему направлению или любому другому. Выпускники бакалавриата могут поступить в магистратуру за рубежом.
Специалитет - (дипломированный специалист) -- квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например, физик, химик, инженер, врач, учитель).
3. В качестве кого могут работать выпускники с нарушениями слуха после окончания университета?
Выпускники с нарушениями слуха могут работать на равных с другими выпускниками. Всё зависит от индивидуальных возможностей выпускника.
Наши выпускники с нарушениями слуха работают в качестве воспитателя в детских садах, школах, учителя в школах, тренера, психолога и др.
4. Возникают ли сложности при трудоустройстве на работу?
Сложности возникают при трудоустройстве на любую работу. Каждый год учебным учреждениям требуются сурдопедагоги. В большинстве случаев, все выпускники, которые хотели работать по специальности, трудоустроены.
На факультете все чаще студенты на III, IV, V курсах стали трудоустраиваться в образовательные учреждения на неполный рабочий день, а после окончания университета, как правило, остаются там работать.
5. Есть ли ограничения, по которым могут отказать выпускнику в работе при трудоустройстве?
Выпускнику могут отказать в том случае, если у него имеются грубые дефекты в речи, если его речь маловнятная, и непонятна окружающим. И если человек с нарушением слуха хочет претендовать на место, сурдопедагога, который занимается развитием слухового восприятия и формированием произношения. нарушение слух сурдопедагог логопед
6. Предметы, каких профилей преподаются на специальности «сурдопедагог»?
Большое внимание уделяется общепрофессиональным дисциплинам: специальной психологии и педагогике, психолого-педагогической диагностике, основам нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, возрастной анатомии, физиологии и гигиене, невропатологии и психопатологии, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения, психолингвистике и др, а самое главное читаются лекции по педагогике и психологии детей с нарушениями слуха, сурдологии, дактильной и жестовую речь, специальным методикам обучения неслышащих и слабослышащих детей (русскому языку, формированию произношения, математики, естествознания, развития слухового восприятия) и др.
.^ить обучение в вузе по специальности «Сурдопедагогика» со вто- г0 или третьего курса по специально разработанной сокращенной программе.
В рамках программы построения многоступенчатой системы п0 д Г отовки специалистов «школа - педагогический колледж - в уз» ведется обучение будущих учителей - слышащих (лицей- сК ий класс школы № 483 Москвы), глухих и слабослышащих (Университетский педагогический колледж № 4) юношей и девушек, которые занимаются по экспериментальному учебному плану, составленному с учетом последних достижений теории и практики сурдопедагогики, в том числе билингвистического подхода.
Многоуровневая система ориентирована на подготовку научно-педагогических кадров (бакалавр, магистр) не по специальностям, а по направлениям. Ее преимущества состоят в гибкой организации и быстрой перестройке учебного процесса; создании благоприятных условий для интеграции научных знаний; высоком уровне фундаментальной естественно-научной, общепедагогической, предметной подготовки, а также общекультурной, гуманитарной и социально-экономической подготовке выпускников. В РГПУ им. А. И. Герцена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ, ведется подготовка бакалавров по профилю «540612 - Образование лиц с нарушением слуха» в направлении «540600 - Педагогика». Прогнозируется открытие курса подготовки бакалавров в рамках направления «Специальное образование», которое объединяет самостоятельные области научных знаний, имеющие свои традиции и ярко выраженный предмет исследовательской и практической деятельности.
Известный исследователь и сурдопедагог Г.Л.Зайцева (2001) подчеркивает, что независимо от концепции высшего образования формирование будущих специалистов должно основываться на методологии, отражающей реалии отечественной и мировой сурдопедагогики. В связи с этим следует пересмотреть содержание их предметной подготовки. В нее должны быть включены новейшие научные данные исследований, выполненных в нашей стране и за рубежом в рамках социокультурной концепции глухоты; следует выделить курс «Русский жестовый язык» как самостоятельный предмет, разработать и отразить проблемы, связанные с Культурой и историей глухих, ввести курсы, раскрывающие особенности билингвистического обучения.
Новые тенденции, связанные с распространением и практической реализацией концепции интегрированного обучения, обусловливают необходимость знания учителями общеобразовательных учреждений основ сурдопедагогики.
ды - в семьях, семьях-пансионах, консультационных пунктах-работать с людьми разных возрастных групп - детьми, подрост! ками и молодежью; умел оказывать помощь взрослым глухим в решении возникающих у них проблем (социальных, психологических, по трудоустройству, профориентации, профессиональной подготовке, в том числе и в системе высшей школы; по повышению профессиональной квалификации, организации быта досуга, по правовой защищенности, проблемам индивидуального обучения и воспитания детей в семье и др.).
Расширение проблематики профессиональной деятельности сурдопедагогов происходит и в условиях интегрированного об-учения, что делает настоятельно необходимым развитие специальностей, обеспечивающих раннее выявление, диагностику и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями слуха, обоснованное увеличение спектра специализаций в рамках специальности «050713 - Сурдопедагогика» (Н.М.Назарова, 1999).
В настоящее время получить высшее профессиональное образование по специальности «050713 - Сурдопедагогика» можно в крупнейших педагогических университетах России: в Московском педагогическом государственном университете; в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург); в Московском городском педагогическом университете им. М. А. Шолохова; в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург); в Челябинском государственном педагогическом университете; в филиале Московского государственного педагогического университета, открытом в Томске, и в ряде других высших учебных заведений страны.
За последние годы наметилась тенденция в преодолении узкоутилитарного подхода к педагогическому образованию, что привело к существенным структурным изменениям самой системы высшего образования. Характерны три концептуальных подхода.
Моноуровневая (линейная) подготовка является ведущей, традиционной и имеет давнюю историю. Ее достоинство - в углубленном предметном и методическом образовании будущих специалистов.
Многоступенчатая подготовка предоставляет возможности получения высшего педагогического образования на основе среднего профессионального и предусматривает выравнивание учебных планов с однопрофильными средними профессиональными учебными заведениями. Выпускники этих учреждений могут продоЛ-
В начале XIX в. при Берлинском королевском училище для глу хонемых были открыты курсы по подготовке специальных учителей. С XX в. центрами такой подготовки становятся высшие учебные заведения или педагогические школы крупнейших городов Европы: Манчестера (Великобритания); Берлина, Гамбурга Мюнхена, Кёльна, Гейдельберга (Германия); Милана (Италия)" Берна (Швейцария); Вены (Австрия) и др.
Направленность профессионального обучения таких специалистов предусматривала компетентное изучение, диагностику и прогнозирование развития детей с нарушениями слуха; адекватную оценку их способностей и возможностей в соответствии со своеобразием развития личности; готовность к воспитанию и обучению разных групп лиц, имеющих нарушения слуха (также при возможных осложнениях другими дефектами), в условиях как специального, так и общеобразовательного учреждения и семьи; владение приемами и способами их социального адаптирования и поддержки в условиях современного быстро вцдоизменяющегося мира.
Важнейшей задачей подготовки сурдопедагогов является формирование профессионально детерминированного образа мыслей, нового взгляда на положение и место в обществе лиц, имеющих нарушения слуха, особого склада профессионально-педагогического мышления, творческих способностей. Не менее актуальна и готовность учиться, совершенствоваться на протяжении всего периода профессиональной деятельности, способность ориентироваться в информационном потоке, отбирать профессионально значимую информацию и включать ее в контекст собственной деятельности, нетрадиционно подходить к решению возникающих проблем (М.ОПтапп, 1988). По мнению специалистов (А. МагШев, 1986), также важны интеллектуальный потенциал, высокое качество академического и общенаучного образования.
Новые проблемы перед высшей школой выдвигают тенденции и реализация интегрированного обучения, которое требует от сурдопедагогов определенных умений: владения профессионально значимой информацией и ее преобразованием; планирования педагогической деятельности; кооперации с другими специалистами, работающими в учреждении; оказания коррекционно-педагогй-ческой помощи, включающей развитие остаточного слуха и контроль за этой работой; консультирования; повышения профессиональной квалификации (самообразование, курсы); работы с родителями глухих и слабослышащих учащихся (М.Огипапп, 1986; и др.).
Существование вариативных педагогических систем обучения еТ ей с нарушенным слухом и усиление борьбы глухих за свои права, и в том числе за право обучаться на «родном» - жестовом языке", породили ряд дополнительных проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных глухих учителей для обучения глухих (К. Schulte, I. Cremer, 1991) и умением сурдопедагогов правильно ориентироваться в вариативном соотношении видов и форм словесной речи в ходе обучения.
Так, в Германии (Берлин, Винненден, Лейпциг, Мюнхен, Нойвид и Нюрнберг) имеются специальные учебные заведения, готовящие преподавателей к обучению глухих по системе билингвизма (их учат организации речевой среды на основе словесно-жестового двуязычия). В ряде городов (в основном в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия) работают специальные учебные заведения, где повышают квалификацию практикующие сурдопедагоги в овладении словесно-жестовым двуязычием на уровне языковой компетенции. Среди них есть слабослышащие и глухие учителя.
Во многих странах Европы, а также в США и Канаде делаются попытки обучать сурдопедагогов по разработанным национальным стандартам (J.Stoefen-Fisher, K.Mathias, 1985; Д.Нокс, 1987). Так, в Стандарт профессиональной подготовки сурдопедагогов США введены экспертные оценки деятельности, указан перечень необходимых сфер профессиональной компетенции. Наряду с этим создаются международные стандарты, определяющие универсальные требования к объему профессиональной компетенции сурдопедагога (А. М. Mulholland, 1988).
За рубежом существуют несколько различающихся между собой форм подготовки сурдопедагогов.
Первая - исторически более ранняя и в ряде стран традиционная. В ее основе распространенная концепция поэтапного формирования профессиональных знаний на базе общепедагогического образования в системе университета или высшей педагогической школы.
Вторая - осуществляемая на базе среднего образования в системе педагогических колледжей, вузов, университетов, где созданы соответствующие факультеты и отделения.
Третья - в системе среднего специального образования, Не Редко в тех случаях, когда необходим опыт практической деятельности в специальном учреждении.
Четвертая - на разного рода курсах, семинарах при специальных учреждениях для глухих, а также в системе университе- Тов, педагогических вузов и колледжей, в соответствующих науч- н °-учебно-реабилитационных центрах, благотворительных и ре- л Нгиозных организациях, в том числе и учреждениях системы по- в ЫЩения квалификации учителей.
Сурдопедагог – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантатами.
20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)
Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах. Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.
Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Задача сурдопедагога помочь им в адаптации.
Терпеливость, творческий подход к работе, толерантность, настойчивость, чувство долга и ответственности, артистизм.
«Глухие - это особенные люди. Мне понадобилось время, чтобы это осознать. Они мыслят не так, как слышащие. У них нет образных и абстрактных понятий. В их мире все конкретно и однозначно. Каждая вещь значит то, что значит. Для них не существует предметов-заместителей - их этому надо научить. Чтобы с детьми находить общий язык, мне самой нужно помнить, что значит быть ребенком. Чтобы научиться говорить, мы с моими подопечными и мяукаем, и гавкаем, и в прятки играем. Хотя, конечно, на пути к взаимопониманию бывают и трудности. Дети злятся, когда у них что-то не получается. Помню случай, когда моя ученица очень сильно на меня разозлилась и стала бить портфелем. Проходим через эту злость, работаем, и ребенок ставит свои личные рекорды: вчера еще не говорил букву „Р”, сегодня говорит. Вчера не мог прочесть с губ, а сегодня у него получилось».
Ольга Гайдук, сурдопедагог.
Если помощь сурдопедагога понадобилась, значит, скорее всего, ребёнку уже был поставлен диагноз тугоухость или же глухота. Это всегда сложно для родителей и близких маленького пациента. Но нужно понимать, что, не смотря на все сложности, люди с подобными проблемами могут замечательно адаптироваться в обществе, не отказывая себе в человеческих радостях жизни наравне с нормально слышащими.
В Санкт-Петербурге получить профессию сурдопедагога можно в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. В Москве — в Московском государственном лингвистическом университете.
Логопед-дефектолог, сурдопедагог
Работа с детьми с ОНР, ЗРР, ФНР, ФФНР, дизартрией, дислалией, с неговорящим детьми (в.т.ч с алалией), РАС, ЗПР, УО, нарушениями слуха, а также с дислексией, дисграфией. Развитие речевого дыхания, классический логопедический массаж, постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи, развитие лексико-грамматического строя речи, коррекция слоговой структуры слов, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), развитие зрительно-моторной координации, коммуникативных навыков.
Образование:
Логопед-дефектолог
Основные направления профессиональной деятельности: комплексная логопедическая диагностика, предупреждение и коррекция нарушений в развитии. Общее развитие речи, постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Развитие грамматического строя речи и фонематического слуха. Коррекционная логопедическая и дефектологическая работа при ОНР, ФФНР, дизартрии, дислалии, дислексии, дисграфии, алалии, заикании, ЗПР, ЗПРР, РАС, СДВГ, подготовка к школе. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха. Дактилология.
Образование:
Курсы повышения квалификации:
Сурдопедагог, логопед-дефектолог
Основные направления профессиональной деятельности : работа с детьми с ОВЗ (нарушения слуха и зрения, задержка развития, умственная отсталость). Логопедическая диагностика и коррекция речевых нарушений (ЗРР, ОНР, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, нарушения чтения и письма). Дактилология и русская жестовая речь.
Образование:
Курсы повышения квалификации:
Цель программы профпереподготовки - обеспечить быструю, качественную, разностороннюю подготовку специалистов в области судрдопедагогики и сурдопсихологии. Данное направление обучения сегодня является одним из наиболее популярных в специальной педагогике. Если вы желаете реализовать себя в многообещающей области, развиваться вместе с нашей системой образования, работать в сфере, которой сегодня уделяется максимальное внимание со стороны государства и общества - добро пожаловать на курсы профпереподготовки по специальности «Сурдопедагогика и сурдопсихология».
Программа реализуется на основе высоких принципов: в специальной педагогике не должно быть малокомпетентных работников, эта сфера - не для случайных людей. Поэтому задачи программы:
Благодаря современным технологиям сегодня у нас появляется возможность дистанционно обучать даже таких ответственных специалистов как дефектологи. Программа - уникальная, очень насыщенная, концентрированная, яркая и интересная. Онлайн вы познакомитесь с опытными педагогами-психологами, посвятившими свою жизнь работе с глухими детьми, овладеете методиками и приёмами, о которых даже не подозревали, разработаете собственные планы работы, зарядитесь энтузиазмом и желанием помогать.
Весь процесс проходит на специальной платформе дистанционного обучения в интернете, организован предельно просто и доступно. Экзамены проходят в удобной форме тестирования.
Логическим завершением процесса обучения выступает контроль. Никаких волнительных экзаменов, билетов и ответов у доски! Вы просто отвечаете на вопросы онлайн-теста. Несколько кликов - и вы дипломированный специалист. Итак,
Вас ожидает работа в специализированных учебных заведениях, где обучаются дети с ослабленным слухом, глухотой, глухонемые дети. Также сегодня наблюдается тенденция к инклюзивному образованию, поэтому сурдопедагоги востребованы и в общеобразовательных школах, садах, интернатах. В зависимости от вашего основного профиля образования возможно профессиональное обучение людей с нарушениями слуха.
Специальная педагогика и психология относится к наиболее высоко оплачиваемым направлениям педагогической деятельности, поэтому материальная сторона вашей работы будет достойной.
Требования к образованию слушателей:
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
Документы, необходимые для зачисления:
Остались вопросы? Заполните форму ниже, и специалисты Приёмной комиссии вас проконсультируют.