Предисловие. Ю.Н

Ю.Н.Т л а д к и й

А.И.Ч и с т о б а е в

Регионоведение
Рекомендовано Учебно-методическим
объединением вузов России
по педагогическому образованию
Министеротва образования
Российской Федерации
в качествеучебника для студентов
высшихучебных заведений

LA p tv q x jK u
МОСКВА
2003

УДК913(21)(075.8)
ББК 26.89
Г52
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки
1Ъссийской Сидерации А.П. Алхименко\
доктор экономических наук, профессор Б.В. Лагиов

Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И.
Регионоведение: Учебник. — М.: Гардарики, 2003. 一 384 с.
ISBN 5-8297-0053-0 (в пер.)
Излагаются аксиоматические основы регионоведения. Среди главных осве-
щаемых вопросов: развитие общих представлений о регионоведении; роль раз-
личных факторов в региональной дифференциации мира; своеобразие различ-
ных типов регионов; специфика культурно-исторических макрорегионов и эко-
номических регионов Российской Федерации. Показано растущее в мире внимание к регионоведению, вытекающее из самого принципа территориальной
дифференциации природы, населения, производительных сил и т.д.
Д;ш студентов, обучающихся по направлениям и специальностям, связанным с региональной экономикой, географией, природопользованием, социоло-
гией, менеджментом и т.д. Представляет интерес для широкого круга специа-
листов — от научных работников и преподавателей до представителей государ-
ственного и муниципального управления.

УДК 913(21)(075.8)
ББК 26.89

ISBN 5-8297-0053-0

^Гардарики», 2000
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., 2000

Предисловие
Регионоведение1 一 широко востребованная временем область науч-
ного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение
специфики социально-экономического, политического, культурно-
го, этноконфессионального, природного, экологического развития
относительно целостных территориальных образований, именуе-
мых регионами.
Несмотря на широкое употребление в англоязычной литературе
термина «regional science» (региональная наука), именовать регионове-
дение, как это нередко делается, полностью самостоятельной наукой
было бы опрометчиво — оно является неотъемлемой частью географи-
ческой науки. «…Регионализм (этот термин, используемый в западных
источниках, семантически близок к ^регионоведению», хотя и «дистан-
цируется» от природных регионов. 一 Авт.) представляет собой знаме-
нательный феномен в социологии науки. Он выступает в качестве меж-
дисциплинарного конгломерата, внесшего вклад в развитие нескольких
дисциплин и стимулирующего циркуляцию идей, невзирая на меж-
предметные барьеры и национальные границы... Регионализм нацелен
на заимствование, «перекрестное опыление», адаптацию и синтез»
{Л: Isserman,1993).
Такое объяснение феномена регионализма в целом приемлемо. Од-
нако следует с большой долей осторожности относиться к иногда раздающимся утверждениям о ^сомнительной научности» регионоведения.
Мало кто из серьезных ученых ставит под сомнение научность таких
объектов исследования, как «ландшафтный регион» или «экономичес-
кийрегион», а жизнеспособность многих первоклассных теорий регио-
нального развития подтверждена экономической практикой самых раз-
личных государств.
1 В качестве синонимов иногда используют следующие термины:《райоиоведе.
ние», ^районология», «районография», «регионология», «регионалистика», «регио-
нальная география», «регионика» и др., что отражает этап бурной рефлексии и «расшатывания» традиционных устоев понятийного аппарата в развитии региоиоведения. По мнению авторов, термин «регионоведение» семантически наиболее точно
ориентирует мысль на отражаемое им понятие (по ассоциации с аналогичными рус-
скими терминами: «обществоведение», «востоковедение», «литературоведение»,
^землеведение», ^почвоведение» и др.)-

ПРЕДИСЛОВИЕ

Итак, по своему характеру регионоведение тяготеет прежде всего к
географии и может рассматриваться в качестве ее субдисциплины (т.е.
вспомогательной дисциплины). При этом внутри нее можно выделить,
во-первых, теоретическое регионоведение, занимающееся анализом
пространственной дифференциации объективно существующих райо-
нов, но не конкретных, а на примере их типов и моделей; во-вторых,
конструктивное регионоведение, применяющее теоретические положе-
ния к проектированию искусственных территориальных систем, имею-
щих четкие границы; и, наконец, познавательное регионоведение (учеб-
ное или метарегионоведение), изучающее регионализацию пространст-
ва как инструмент познания, как средство обыкновенной географичес-
кой характеристики. (Таким образом, ^выхолащивать» научное
содержание из регионоведения значит дискредитировать сущность
самой географии, которая в свою очередь в защите не нуждается.)
Отметим исключительную важность познавательного (учебного)
регионоведения, главная задача которого состоит в создании целост-
ных, комплексных характеристик регионов различного ранга. В таких
характеристиках методами географии и смежных наук (истории, социо-
логии, статистики и др.), а также литературы, искусства формируется
запоминающийся образ региона, его своеобразие. В данном случае речь
идет о комплексном регионоведений, но в отдельных случаях бывает
очень важно создать яркий, запоминающийся образ экономического ре-
гиона, политического, культурного, военного, медицинского и т.д.
Растущее в мире внимание к регионоведению вытекает из самого
принципа территориальной дифференциации природных, людских и ма-
териальных ресурсов, учет и тщательное изучение которой создает усло-
вия для рационального «упорядочения» этих ресурсов, т.е. для торжества
идейтерриториальной справедливости, экономического федерализма и
в конечном счете демократии. Напротив, игнорирование на государст-
венном уровне региональных особенностей страны способно «загнать»
региональные процессы в подавленные (пассивные) формы, что грозит
региональными ^перекосами» в социально-экономическом развитии,
децентрализацией и ослаблением власти. Последнее убедительно ил-
люстрируется событиями, последовавшими вслед за распадом СССР.
Именно децентрализация государственной власти, развитие цент-
робежных тенденций и опасность фрагментации единого экономичес-
кого пространства наряду с усилением амбиций региональных элит вы-
звали в российском обществе небывалый всплеск интереса к региональ-
ной проблематике, к вопросам поиска путей и средств «регионального
выживания». Появились многочисленные публикации, авторы которых
обратились к анализу тех трудностей и проблем, которые несет в себе
слабоконтролируемая регионализация российского социума. Речь идет
о попытках некоторых региональных элит политически дистанциро-

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Структура настоящего учебника обусловлена содержанием соответ-
ствующего вузовского курса. Она ориентирует на уяснение аксиомати-
ческих основ регионоведения с акцентом на российскую конкретику.
В некоторых главах авторы сознательно выходили за рамки собственно
регионального анализа, что объясняется стремлением привлечь внима-
ние к некоторым важным или дискуссионным вопросам, без уяснения
которых трудно понять характер действия отдельных факторов регио-
нализма. (К числу таковых относится, например, изложение сущности
этнологической концепции Л.Н. Гумилева, «взбудоражившей» общест-
венное мнение в 60—90 гг. XX в. То же самое можно сказать и относи-
тельно некоторых фрагментов демографического, конфессионального,
геополитического факторов регионализма.) 、
Многие сюжеты учебника органически связаны с темами другого
учебною пособия этих же авторов — «Основы региональной политики»
(СПб.: Изд*во В.А. Михайлова, 1998. 660 с.), по отношению к которому
оно играет пропедевтическую роль.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ
ПРОСТРАНСТВА

]Глава 1. Формы и процессы пространственной
«дифференциации
^Существует мнение, что современная наука наступает на область неведения в основ-
ном двумя фронтами: макромир нам открывают исследования Космоса; микромир 一
атомная физика, химия,
молекулярная биология. В тылу остается мир вещей средне-
го размера — мезомир (Б. Родомащ 1973). В данном случае имеется в виду ие общее
строение земного шара и его поверхности, а повторяющиеся пространственные
Структуры, воплощенные в многочисленных естественных и искусственных образо-
ваниях на поверхности Земли.
*
В результате объективного процесса разделения материального мира на качест-
венно различные и внутренне связанные части возникают различного вида ареалы
"(называемые по-разному: регионами, областями, провинциями, зонами, поясами
и т.п,). Они эволюционируют, пересекаются, накладываются друг на друга, иногда
исчезают вовсе. Все, что связано с формированием, выявлением, выделением, изучением, проектированием, прогнозированием, моделированием таких ареалов, имеет,
как мы убедимся далее, прямое отношение к регионоведению — предмету нашего
рассмотрения.

Наши представления о пространстве

Общенаучное толкование понятия «пространство» (как и понятия
"«время») формируется в рамках философии, а не в рамках географии,
" физики или иной науки. Под пространством в философии понимается
всеобщая форма бытия материи, неотделимая от другой формы 一 вре-
мени. (Многие известные философы и представители точных наук тол! ковали понятие «пространство» по-разному. Так, Аристотель считал,
что оно — логическое условие существования вещей; И. Ньютон пола-
гал, что пространство является объективной реальностью, но — пусто;
Дж. Беркли рассматривал пространство как умственную абстракцию,
построенную на сочетании света и звука; И. Кант воспринимал про-
странство как особую форму, наполняемую чувственным опытом и
предоставляющую хорошую возможность для природной классифика-
ции знаний; близкое к последнему мнение разделял и А. Эйнштейн,
воспринимавший пространство как производное чувственного опыта
познания материального мира.)
Обьщенное понимание пространства имеет мало общего с философ-
ским содержанием этой категории. Некоторые науки активно интер, претируют это общенаучное понятие применительно к специфике изу-

ГЛАВА 1. ФОРМ Ы 11 ПРОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Чаемых ими сфер материального мира. Иногда можно слышать о хими-
ческом, биологическом, геологическом, экономическом, социальном,
геополитическом и других видах пространства.
Географическое пространство чаще всего трактуется как философ-
ская концептуальная категория,
как объективная, всеобщая и познавае-
мая ^форма существования материальных географических образований
и объектов в пределах георферной оболочки. Более конкретно — под
географическим пространством понимается («совокупность отношений
между геообъектами, расположенными на конкретной территории и
развивающимися во в р е м е н и Алаев, 1983). Можно выразиться
еще проще: тот вид пространства, изучением которого занимается гео-
графия, 一 это земное пространство (R.M ,Downs, 1970). При этом не
следует забы*вать о том, что географические пространство ~ трехмернр.
а территория с точки зрения геометрии — всего лишь двумерное. (А по
Эйнштейну, геометрическое пространство искривлено, что требует мо-
дификации отдельных аспектов Евклидовой геометрии.)
Отличие территории от географического пространства состоит в том,
что территория сщгжит лишь общим фоном расположения материально-
вещественных о&ьектов и, строго говоря, «пуста» с точки зрения модель-
ных построенш! (хотя на практике —даже в научной литературе —территория часто отождествляется с пространством, и в этом большой беды
нет). Все материально-вещественные объекты и явления представляют
собой составные части геопространства как трехмерного образования.
Его специфическая особенность связана с одновременным наличи-
ем качеств прерывности и непрерывности. Обладая своим собственным
физическим пространством, каждый географический объект*выполняет,
определенные функции в формировании географического ландшафта
(или поля) и воздействует на окружающие его географические объек-
ты. Именно в этом проявляется «географизм» материально-веществённкх объектов, и явлений.
2 Структурность геопространства
Земное пространство представлено множеством разнообразных вещест■венных и невещественных субстанций, которые в каждое отдельное
мгновение можно сравнить со «стоп-кадром», запечатлевшим сложные
процессы пространственной дифференциации. «Это процессы неживой
природы, которые описываются так называемыми законами физики и
химии; это биотические процессы, которые характеризуются в терминах
биологических понятий; это также процессы, вызванные к жизни чело-
веческой культурой…перекрещивающиеся взаимосвязи вещей и собы-
тий разного происхождения на поверхности Земли образуют системы
функционально связанных элементов» (JI. Джеймс, Дж. Мартин, 1981).

3. ЕДИНИЦЫ ГЕОПРОСТРАНСТВА

Географическое пространство структурно {как с точки зрения состЗбляющих его компонентов (компонентная структура), так и в терри-
ториальном отношении (территориальная структура).^ Ему присущи
такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна,
.плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е.
мера внутренней неупорядоченности).
Для
географа
пространство
есть форма,
..
1
"
* ■
» географическое
г Т
.
ЛГ
А. .7 теснейшим
.......
образом связанная с поверхностью Земли. При характеристике послед:ней обычно оперируют общими (часто «неделимитированными»)) эле-
ментами —территория, акватория; аэротория и геотория. {
广 Территория 一 ограниченная часть земной поверхности, ее сегмент,
обладающий определенными природными и антропогенными свойства-
ми и ресурсами名Обычно она не отождествляется со всей поверхностью
Земли, но в то Же время сумма всех территорий планеты, йдеитифициэованных на базе единого критерия, будет соответствовать поверхности
земнойсуши.
|Акватория 一 часть водной поверхности Земли с присущими ей
природными и антропогенными свойствами и ресурсами и характери-
зующаяся такими качествами, как глубина, протяженность и тд. [
[Аэротория — еще малоупотребляющийся, но перспективный тер-
мин, обозначающийрасть воздушной оболочки геосферы,/соотнесенной
с соответствующей территорией или акваторией (в сравнении с ныне
использующимся в юридической литературе термином «воздушная
территория» термин «аэротория» не только более лаконичен, но и се-
мантически более строго).
Геотория —родовое понятие, в котором синтезируются территория,
акватория и аэротория.
Хдйн^щы геопространства
Выделение различных геопространственных таксонов 一 необходимТый
Методологический инструмент и неизбежный методический прием при
осуществлении как теоретических и прикладных географических исследований, так и обыкновенной краеведческой работы в средней
школе. Трудность здесь состоит, в частности, в совместном рассмот

В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Регионы: понятие, типы, иерархия.
Регион или район? Традиционное употребление в русском языке этих двух родственных терминов имеет запутанную историю. При этом предпринимавшиеся попытки вытеснения термина «регион» как иноязычного оказались столь же безуспешными, сколь и неоправданными. Во-первых, кажущийся русским термин «район» на самом деле имеет иностранное происхождение. Особенно употребим он во французском и испанском языках. Во-вторых, за многие десятилетия употребления* каждый из терминов приобрел свою неустранимую специфику (хотя элементы общности до сих пор превалируют, что позволяет их зачастую использовать как синонимы). Более универсальным и соответственно менее строгим термином является «район», диапазон значений которого варьирует весьма широко: от выражения «европейский район» до таких словосочетаний, как «районная овощная база», «районная поликлиника», «районная библиотека» и т.д. Характерным атрибутом многих его значений является привязка к политико-административному делению России, где он выполняет «монопольные» функции.

Термин «регион» в русском языке используется для обозначения достаточно крупных физико-географических, экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и немыслим в таких выражениях, как, например, региональная овощная база. Конечно, в ряде случаев регионы могут объединять даже несколько низовых административных районов, однако это скорее исключение из общего правила. В соответствии с укоренившейся в последние годы традицией, минимальным по территории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации.

Оглавление
Предисловие 3
Введение 5
Глава 1. Основы регионализации мира 9
1.1. Регионы: понятие, типы, иерархия 9
1.2. Регионализация в гуманитарной географии 15
Глава 2. Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале XXI в 26
2.1. Западная Европа как культурно-исторический регион 26
2.2. Западная Европа: страны и регионы 56
2.2.1. Германия 71
2.2.2. Великобритания 84
2.2.3. Франция 95
2.2.4. Италия ПО
2.2.5. Страны «второго эшелона» 124
2.2.6. Микрогосударства Европы 141
2.2.7. Восточная Европа - «искусственный» регион? 152
Глава 3. Постсоветский регион (без стран Балтии): формационные преобразования 165
3.1. Российская Федерация 165
3.2. Западный «фасад»: Украина, Белоруссия, Молдавия 183
3.3. Страны Закавказья 191
3.4. Страны Центральной Азии 199
Глава 4. Восточная Азия: центр мировой экономической мощи XXI в.? 215
4.1. Общая характеристика региона 215
4.1.1. Китайская Народная Республика 230
4.1.2. Япония 250
Глава 5. Южная Азия: в тисках демографического бума 273
5.1. Общая характеристика региона 273
5.1.1. Индия 281
Глава 6. Юго-Восточная Азия: между двумя гигантами 301
6.1. Общая характеристика региона 301
6.1.1. Республика Индонезия 311
Глава 7. Юго-Западная Азия и Северная Африка: «второе дыхание» исламской цивилизации 316
7.1. Юго-Западная Азия 316
7.2. Африканское Средиземноморье 330
Глава 8. Африка южнее Сахары: как выйти на «столбовую дорогу»? 341
8.1. Страны Тропической Африки 341
8.1.1. Западная и Центральная Африка 358
8.1.2. Восточная и Южная Африка 367
Глава 9. Англосаксонская Америка: постиндустриальная трансформация 385
9.1. Соединенные Штаты Америки 385
9.2. Канада 401
Глава 10. Латинская Америка: стабилизационные программы и суровая реальность 411
10.1. Общая характеристика региона 411
10.1.1. Карибский регион: Мексика 422
10.1.2. Южная Америка: Бразилия 433
Глава 11. Австралия и Океания: преуспевающая англоязычная периферия и обособленный мир островов 441
11.1. Австралийский Союз 441
11.2. Океания 452
Список литературы 459.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая и социальная география зарубежных стран, Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

«Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны», - однажды заметил известный американский географ Р. Хартшорн, имея в виду регионы самого различного типа: физико-географические, экономические, этнические, культурно-исторические, политические и др. Небывалый ранее всплеск интереса к регионоведению в России (и в целом мире) в последние десятилетия можно объяснить тем, что познание любой страны и каждого народа немыслимо без изучения отдельных регионов. Трудно познавать глобализирующийся мир, исходя из представлений о регионе лишь собственного проживания. (Не зря этнографы говорят: «Тот, кто знает один народ, не знает ни одного народа».) Учебник, написанный авторитетными российскими авторами, дает не только комплексное представление о регионоведении и факторах региональной дифференциации современного мира, но и знакомит со спецификой культурно-исторических макрорегионов мира, основами регионализации России. Книга окажется незаменимой для студентов многих профилей обучения (географов, политологов, культурологов, историков, экономистов и др.) и будет полезной широкому кругу читателей - от учителей и преподавателей вузов до граждан, собирающихся в зарубежное путешествие.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. География и ее изучение в старшей школе

    Благодаря тому, что учебник География 10-11 класс Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина 2012 года размещен на нашем портале, каждый ученик теперь имеет доступ к нему. Заходите на наш портал и просматривайте или скачивайте его без проблем и сложностей.

    Как скачать пособие?

    Для того, что бы скачать учебник, просто найдите его у нас и нажмите “скачать”. Сделать это можно абсолютно бесплатно. Экономить деньги вместе с нами просто. Пусть каждый тратит средства на то, о чем он давно мечтал. Больше нет необходимости покупать дорогостоящие учебники в магазинах.

    Просматривайте на уроке

    Находите учебник География 10-11 класс Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина у нас и просматривайте его в режиме онлайн совершенно без проблем. Не нужно регистрироваться или отправлять смс-сообщения. Учиться с нами - одно удовольствие.

    Современный ученик - наш пользователь

    Если у Вас есть смартфон, планшет или любой другой гаджет, то автоматизируйте свою учебу и пользуйтесь ими кок “носителями” для Ваших пособий. Ведь они специально созданы облегчить Вашу жизнь. Наслаждайтесь школьными годами на все 100%.

    Ждем Вас на нашем сайте!



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта