Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Преподавания экономики в школе. Особенности преподавания экономики в начальной школе

Преподавания экономики в школе. Особенности преподавания экономики в начальной школе

Каждый человек в своей жизни участвует в различных экономических отношениях, поэтому изучение экономики, как и любой другой дисциплины, крайне необходимо. В настоящее время в России появляется большое количество различных профессий, которые требуют от специалистов различных экономических навыков и знаний. Банковский сотрудник, специалист по логистике, страховой агент, аналитик фондового рынка - все эти специальности базируются на экономических дисциплинах. Уже в 8-9 классах ученик начинает задумываться о выборе своей будущей профессии, поэтому наряду с такими науками как история, математика, физика, биология, должна вводиться и экономика как преподаваемая дисциплина.

В Российской Федерации изучение экономики на данный момент производится, в основном, только на последнем этапе обучения - на уровне высшего профессионального образования во многих вузах страны. При этом во многих школах экономика введена только как часть предмета «Обществоведение», т.е. в школьной программе данной дисциплине уделяется относительно небольшое количество часов.

Основная цель внедрения курса «Основы экономики» заключается в формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в нескольких аспектах:

· Теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

· Практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;

· Этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.

В этих условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования имеет принципиальное методологическое значение, поскольку ставит задачу целенаправленного воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за школьной партой.

Главной воспитательной задачей школьного курса должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер. Ученик должен не только приобретать знания, понятия и представления об экономических явлениях, но и усваивать поведенческие стереотипы, нормы.

В целом, ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции непрерывного экономического образования.

В настоящее время средняя школа имеет право выбирать, каким образом преподавать экономику ученикам.

На данный момент существует несколько подходов к изучению экономики:

· Бизнес - ориентированный подход. Его суть заключается в том, что школьниками происходит освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматели планируют ведение своего дела. Школьникам дается возможность разработать бизнес - план, выбрать отрасль для создания бизнеса, выработать новые интересные идеи для его развития. На таких уроках школьник использует не только знания по экономике, полученные им в ходе изучения учебной программы, но и свой собственный творческий потенциал, что делает уроки для него интересными и разнообразными.

· Теоретизирующий подход. В рамках данного подхода экономика преподается как в ВУЗах, то есть происходит выявление отдельных подразделов данной дисциплины: экономическая теория, история экономики, бухгалтерский учет, микроэкономика и т.д. Положительной чертой применения данного подхода является то, что школьник углубляется в различные области экономики, знакомится с их многообразием и особенностями. Отрицательными факторами подхода является то, что школьникам может быть сложно воспринимать большой объем информации, угасает интерес к преподаваемым дисциплинам.

· Культурно - функциональный подход предполагает формирование у учащегося общей культуры экономики, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль уделяется привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формировании способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формировании системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

· Академический подход. Его цель - дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, которое даст базу школьнику для обучения в вузах. Данный подход является приоритетным для Министерства образования и науки. По мнению И.В. Липсица, автора ряда популярных учебников по экономике для школьников, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. Положительной стороной академического подхода является системность, постепенное углубление в предмет учащимся, последовательное усложнение преподаваемого материала. Из отрицательных черт данного подхода можно выделить то, что объем изучаемого учениками материала достаточно велик для школы, не всем школьникам нужен такой полный объем экономических знаний, к предмету теряется интерес.

Большинство преподавателей считает, что необходимо совмещать подходы, соотносить преподавание теоретической и практической частей, тогда учащиеся смогут применять полученные теоретические знания с реалиями современной жизни.

Решением проблемы потери интереса школьника к предмету может быть проведение практических занятий, на которых учащемуся дается возможность «создать» свой бизнес, выбрать его организационно - правовую форму. Школьники распределяют должности, определяют ценовую политику фирмы, ее организационную структуру и стратегию развития, ведут бухгалтерию.

Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

«Проблемы преподавания экономики в

школе и пути их решения»

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.

4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе.

5. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Существуют различные подходы к обучению экономики в школе. Но культурно-функциональный подход наиболее, на мой взгляд, приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе. Его основные принципы:

1. Формирование общей экономической культуры,

2. Привитие функциональной экономической грамотности,

3. Формирование способности к развитию,

4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности,

5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности» являются главными задачами, такого подхода в экономическом образование в школе.

Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой просто ненужное «забегание» вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать на лекциях в вузе и создает неприятные проблемы вузовским преподавателям.

Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников. Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это - дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.

Зачастую школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

1. Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

2. Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

4. Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета

Список литературы:

    Зеленко Н.В. Изучение основ экономики в общеобразовательной школе

    Коновалова И.В. Экономическое воспитание школьников

    Эпоева К.В. Проблемы экономического образования школьников в современных условиях

Уроки экономики в школе. В 2 кн. Савицкая Е.В.

М.: 2006. - 448 с.

Книга 1. Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора. Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведен¬ной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена. Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразо¬вательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики. Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделя¬ется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

Книга 2. Тематическое планирование по экономике (базовый уровень) для 11 класса. Программа И.В. Липсица (34 ч.).

Формат: doc / zip - Обе книги вместе.

Размер: 5,4 Мб

Скачать: 05 .07.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ВИТА-ПРЕСС" (см. примечание)

КНИГА 1
Введение.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

КНИГА 2
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Урок 1. К какой категории относится экономика России.
Урок 2. Государство как основа российской экономики.
Урок 3. Особенности российских предприятий и их приватизация.
ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.
Урок 4. Состояние промышленности и сельского хозяйства России.
ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПРОСА.
Урок 5. Типы товаров и особенности формирования спроса.
Урок 6. Факторы формирования спроса.
Урок 7. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Урок 8. Ценовая эластичность спроса.
ТЕМА 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ.
Урок 9. Цели деятельности фирмы.
Урок 10. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложения.
Урок 11. Эластичность предложения.
ТЕМА 5. ФИРМА НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ.
Урок 12. Экономическая эффективность фирм.
Урок 13. Экономическое значение конкуренции.
ТЕМА 6. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ.
Урок 14. Поведение фирмы в условиях монополии.
Урок 15. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.
ТЕМА 7. РЫНОК КАПИТАЛА.
Урок 16. Сбережения и их превращение в капитал.
Урок 17. Устройство рынка капитала.
Урок 18. Формирование цен на рынке капитала.
ТЕМА 8. РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Урок 19. Особенности функционирования рынка земли.
Урок 20. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Рынок природных ресурсов.
ТЕМА 9. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
Урок 21. Причины появления и виды банков.
Урок 22. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.
Урок 23. Как банки создают деньги.
Урок 24. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Урок 25. Понятие и факторы экономического роста.
Урок 26. Экономическое развитие.
Урок 27. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования.
ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Урок 28. Причины возникновения международной торговли.
Урок 29. Регулирование внешней торговли и протекционизм.
Урок 30. Валютный рынок. Внешняя торговля и валютный курс.
Урок 31. Глобальные экономические проблемы конца XX века. Экономика и экология.
Урок 32. Викторина.
Приложение.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта