Главная » 2 Распространение » Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы — Гипермаркет знаний. Комплексная характеристика Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Поволжского экономических районов

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы — Гипермаркет знаний. Комплексная характеристика Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Поволжского экономических районов

>> Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

§ 41. Волго-Вятский и

Центрально-Черноземный районы

Волго-Вятский район. Важный узловой район сформировался на востоке Центральной России вокруг города Нижний Новгород, основанного в 1221 г. как крепость в месте слияния Оки с Волгой.

Благодаря выгодному географическому положению он приобрел значение одного из крупнейших торговых центров России («карман России») после перевода в 1817 г. знаменитой Макарьевской ярмарки. Его промышленная и транспортная роль была связана с судоходством на Волге и Оке (судостроительная, мукомольная промышленность).

Население города за последние сто лет выросло в 15 раз (в 1897 г. - 95 тыс. человек, в 2007 г. - 1281 тыс. человек). Город имеет радиально-дуговую структуру и разделен Окой на две части - нагорную (административный центр, старинный кремль) и речную (крупные промышленные районы, территория ярмарки).

После образования федеральных округов Нижний Новгород стал центром Приволжского округа.

Современный Нижний Новгород - один из крупных центров машиностроения (70% промышленной продукции), в том числе оборонного. Город известен, прежде всего, автомобильной промышленностью (объединение «ГАЗ»), заводами по производству самолетов, дизелей, телевизоров. Главная судостроительная база Волжского пароходства - завод «Красное Сормово». Важнейшая проблема города связана с конверсией оборонного комплекса .

Выгоды ЭГП повлияли на дальнейшую концентрацию производств вокруг Нижнего Новгорода. Близ него созданы нефтеперерабатывающая промышленность (Кстово), химическая (Дзержинск), целлюлозно-бумажная (Балахна), ГЭС на Волге и ряд тепловых электростанций (рис. 81).

К Нижнегородской области с юга полукольцом примыкают три республики: Чувашская, Марийская (Марий Эл) и Мордовекая.

В Чувашской Республике коренное население - чуваши - составляет около 70%. Столица - Чебоксары, вместе с новым промышленным центром Новочебоксарском (возникшим при строительстве Чебоксарской ГЭС) концентрируют основную промышленность: машиностроение, химическую , оборонную, текстильную и пищевую.


В чебоксарской агломерации проживает 600 тыс. человек - почти 45% населения республики. Республика Марий Эл расположена преимущественно на левом, покрытом лесом берегу реки Волги. Столица - Йошкар-Ола (бывший Царевококшайск и Краснококшайск) - основной промышленный центр с преобладанием машиностроения, в том числе оборонного, центр культуры и образования марийцев.

Столица Республики Мордовия - Саранск - центр точного машиностроения, приборостроения и светотехники.

Во всех трех республиках развито сельское хозяйство: земледелие (производство зерна, овощей, картофеля, технических культур: льна, конопли) и мясо-молочное животноводство , птицеводство.

Лесной северо-восток Нижегородской области соседствует с Кировской областью - важным регионом машиностроения, военного производства, лесоперерабатывающей промышленности.

В Волго-Вятском районе сохранились художественные промыслы - хохломская роспись, дымковская игрушка, изготовление ножей, деревянных изделий.

Главные направления развития района связаны, во-первых, с техническим перевооружением промышленности на основе новейших технологий и конверсии оборонных предприятий; во- вторых, с уменьшением загрязнения атмосферы в городах и решением проблемы загрязнения Волги; в-третьих, с развитием туризма на Волге, в исторических городах.

Центрально-Черноземный район (Черноземный центр) - южная часть Центральной России. Название района определяет его главное богатство. Не менее важное богатство района - ресурсы крупнейшей железорудной базы - Курской магнитной аномалии. Здесь созданы металлургические заводы - Новолипецкий и Старооскольский. В районе находятся крупные АЭС. (Найдите их на карте атласа.) С Черноземным центром связаны имена известных деятелей науки и культуры - географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, писатель А. В. Кольцов, пианист К. Н. Игумнов.

Территориальная структура хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района решетчатая, т. е. транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения.

В местах их пересечения находятся крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов (табл. 44). Территориальная структура хозяйства динамично менялась в связи с формированием ТПК на базе ресурсов Курской магнитной аномалии.

Крупнейший город на юге Центральной России и Российского Черноземья - Воронеж. Этот старинный русский город основан в XVI в. как крепость для защиты от нападения кочевников. До революции в городе преобладали мукомольная и маслобойная промышленность. Ныне Воронеж отличается разнообразным машиностроением. Здесь работают заводы: авиационный, сельскохозяйственных машин, радио- и электротехнической аппаратуры, оборудования для горнодобывающей, химической промышленности, производят синтетический каучук, лекарства . На левобережье р. Воронеж вырос новый промышленный район.

Важным опорным центром района становится Липецк, расположенный на берегу р. Воронеж. При Петре I здесь были построены металлургические заводы, производившие пушки для Азовской флотилии. И сегодня лицо Липецка определяет металлургия; здесь находится один из крупнейших в стране комбинатов полного цикла - Новолипецкий. Близ города создается центр информационно-технологического развития и производства бытовой техники.

В начале XIX в. в Липецке на базе местных минеральных источников был создан курорт, действующий и в настоящее время.

Курск - один из древнейших городов, крупный железнодорожный узел, центр машиностроения и химической промышленности. Известен не только курскими соловьями, но и Курской дугой, где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором фашистские войска были разгромлены.

Белгород, расположенный на берегу р. Северский Донец, - узел железных и автомобильных дорог близ границы с Украиной. Через него проходила линия оборонительных укреплений - Белгородская Засечная черта - на Тамбов и далее в Поволжье. Современный Белгород - центр производства строительных материалов, энергетической и радиоэлектронной промышленности и проектных работ по освоению Курской магнитной аномалии.

Вопросы и задания

1. Центрально-Черноземный район - важная агропромышленная база России. Пользуясь картами атласа, подготовьте характеристику АПК района.
2. В чем особенности производства стали на Старооскольском комбинате в сравнении с Новолипецким?
3. Чем отличается территориальная структура Черноземного центра от структуры Центрального района?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Планирование по географии, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по географии для 9 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема «Центральная Россия: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный»
1.Определите экономический район по его описанию: «Это район с наибольшей численностью населения, с огромной ролью современных отраслей в структуре хозяйства, с развитой торговлей, финансовой сферой, наукой, образованием и культурой…»
2. Определите экономический район по его описанию: Важный регион машиностроения, в том числе автомобилестроения, ВПК, лесоперерабатывающей промышленности. Здесь сохранились художественные промыслы – хохломская роспись, дымковская игрушка.
3. Какая отрасль промышленности, развивавшаяся на английском оборудовании, дала быстрый рост Центральному району с 1840 гг.?
А) Угольная; Б) Металлургия; В) Текстильная
4. Определите город по его описанию:
4.1. Центр энергетического машиностроения, судостроения, где производят атомные ледоколы и ракетоносцы. Основан в 1703 году.
4.2. «Положение к западу от Москвы, на пути всех завоевателей последних четырёх столетий, определило судьбу города как защитника Русской земли, его историческую миссию…»
4.3. « Важный историко-культурный центр, входящий в «Золотое кольцо России». В 18 веке здесь был создан первый в России театр. Расположен севернее Москвы, на Волге…»
4.4. «Расположен в месте слияния Оки и Волги. Крупнейший город в своем районе. Центр машиностроения, ВПК, известен своим автомобильным заводом «ГАЗ»
4.5 « Крупнейший город на юге Центральной России и Российского черноземья, основанный в 16 веке, как крепость для защиты от кочевников
А)Нижний Новгород; Б) Смоленск; В)Санкт-Петербург; Г) Воронеж; Д) Ярославль;
5. Перечислите состав Центрально-Чернозёмного района. 5.1. Центрально-Чернозёмного района
6. Какому городу ЦЧР его лирический образ создали знаменитые на всю Россию яблоневые сады и соловьи?
А) Белгород; Б) Курск; В) Липецк; Г) Тамбов;
7. В этом районе самый высокий уровень урбанизации – 86%.
8. Определите экономический район по его описанию: «Само название района красноречиво свидетельствует о его географическом положении. Русский чернозём этих мест – уникальное богатство, которое в XX веке пополнилось новым, не менее важным богатством – были открыты и освоены месторождения железной руды…»
А) Центральный; Б) Центрально-Чернозёмный; В) Волго-Вятский; Г) Северо-Западный.
9. Где в России расположен единственный в стране электрометаллургический завод, использующий технологию «прямого восстановления» металла из руды?
А) Липецк, Б) Старый Оскол; В) Электросталь; Г) Мичуринск
2 из 2
10. Из атомных электростанций - станции, относящиеся к Центральной России
А) Билибинская; Б) Ростовская; В) Нововоронежская; Г) Курская
11. Вятка – приток
А) Волги; Б) Оки; В) Камы; Г) Ветлуги
12. Какие субъекты Волго-Вятского района характеризуются высокой плотностью населения и освоенностью территории?
А) Кировская область и Республика Марий Эл; Б) Республика Мордовия и Чувашия
13. Для какой части Волго-Вятского района характерны лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность?
А) Северной; Б) Южной; В) Западной; В) Восточной
14. Крупнейший город Волго-Вятского района –
14. Какой город неофициально назван «карманом России»?
А) Киров; Б) Саранск; В) Нижний Новгород; Г) Йошкар-Ола
15. Сколько субъектов РФ входит в состав Волго-Вятского района?
А) 5; Б) 10; В) 15
16. Столица Республики Марий Эл –
А) Киров; Б) Саранск; В) Нижний Новгород; Г) Йошкар-Ола
17. Какой район не входит в состав Центральной России?
Северный
Центральный
Волго-Вятский
Центрально-Черноземный
18. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
А) Польша; Б) Литва; В) Норвегия; Г) Молдова; Д) Украина.

Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические районыотносятся к Центральной России . Центральная Россияявляетсяэкономическим и политическим ядром страны. Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. В Москве занято 45 % всех научных работников страны. Центральная Россия готовит кадры высшей квалификации, так как здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие и трудоемкие производства. В ее главных центрах после выхода России из кризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий. Центральная Россия — район древнего старорусского заселения, центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции. Среди всех районов ведущая роль в экономике, науке, культуре и политической жизни на протяжении всей истории нашей страны принадлежит районам Центральной России.

На формирование Центральной России оказали воздействие, прежде всего, ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное положение Центральной России на водоразделах Волги, Днепра, Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и относительная безопасность от внешних врагов способствовали быстрому заселению и освоению ее территорий. Это также повлияло на роль Москвы как "собирательницы земли русской". В дальнейшем экономическому подъему и промышленному развитию способствовало улучшение транспортных связей с другими регионами страны, особенно после создания железных дорог. Преимущества ЭГП, наличие промышленности и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны, а в современный период — решающую роль в проведении коренных экономических реформ.

Бурый уголь, торф, строительные материалы и фосфаты, соль, на севере — лес и водные ресурсы — природные ресурсы региона - начали активно использоваться лишь в XX веке. Богатством Центральной России являются железорудные ресурсы Курской магнитной аномалии (КМА). Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при больших земельных ресурсах, при правильной мелиорации и агротехнике получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы.

Народонаселение . Центральная Россия — территория, где сформировался русский народ. Только на востоке живут марийцы, чуваши, мордвины. Резко преобладает городское население. В настоящее время в Центральной России насчитывается около 1040 городских поселений, в том числе 364 города. Важнейшее место среди городов занимают города-"миллионеры": Москва (8,8 млн человек), Нижний Новгород (1,4 млн). Вокруг них сформировались городские агломерации. Сельское расселение имеет свои географические особенности. В северных частях Центральной России селения небольшие, а на юге страны располагаются крупные села. Ранее преобладала миграция сельского населения из Центральной России, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей северной зоны в нечерноземные области Центральной России, формирования фермерских хозяйств, создания поселков и городов для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых государств.

Хозяйство . Главные черты современного хозяйства Центральной России складывались под влиянием ряда факторов:

1) роли ее районов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;

2) устоявшегося характера промышленности;

3) наличия высококвалифицированных кадров;

4) выгодного экономико-географического положения, в том числе столичного;

5) благоприятных транспортных связей;

6) использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7) формирования мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА;

8) создания в Москве и городах Центральной России оборонной промышленности, защищенной мощной противоракетной обороной.


Центральная Россия специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении и, в меньшей мере, на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (химической, металлургической и лесной промышленности), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) промышленности. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы — туристско-экскур-сионная деятельность. Для машиностроительного комплекса, прежде всего, характерны:

1) тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и организациями;

2) формирование на базе крупнейших машиностроительных заводов и важнейших институтов мощных производственных и научно-производственных объединений.

Машиностроительный комплекс Центральной России выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для всей страны. Особое значение для коренной технологической и технической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Иваново и Рязань).

Для черной металлургии основное значение имело формирование металлургического Центра на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и Тула. В центрах машиностроения — передельная и "малая" металлургия. В Центральной России выделяется химическая промышленность, производящая каучук и шины, пластмассы, удобрения. Длительный путь развития прошла текстильная промышленность, использующая, в основном, привозное сырье, а также химические волокна. Топливно-энергетический комплекс использует, главным образом, топливо и энергию других районов. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС, и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская и Смоленская).

Агропромышленный комплекс Центральной России можно географически подразделить на три района. Первый район связан с черноземными почвами на юге, где производится 10 % зерна и картофеля, 20 % подсолнечника, половина сахарной свеклы и 8-9 % животноводческой продукции — мяса, молока и яиц. На базе сельского хозяйства создана мощная пищевая промышленность: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй район АПК расположен в междуречье Оки и Волги, где много городов, но преобладает пригородное сельское хозяйство и мощная пищевая промышленность. Третий район занимает север и запад Центральной России, где занимаются льноводством и молочным животноводством.

Транспорт . Железнодорожная сеть, отходящая от Москвы, имеет радиально-кольцевой характер, а автомобильная сеть Центральной России в значительной степени копирует конфигурацию железнодорожной. Создана скоростная железная дорога Москва — Санкт-Петербург. Намечена реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов. Главные водные перевозки западной зоны осуществляются по Волго-Балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний начинается от аэропортов Москвы. Столица России — Москва — крупнейший промыслово-транспортный узел, центр науки и культуры, управления всей страной.

В состав Центральной России выделяют три экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский.

Самый большой по площади – 486 тыс. км2 - Центральный район, включающий 12 областей (в том числе Московскую область и город федерального значения – Москву), самый мелкий - 167 тыс. км2 - Центрально-Черноземный. Наиболее выгодное столичное ЭГП имеет Центральный район, расположенный в междуречье и Оки на перекрестке важнейших магистралей.
Природные условия районов в целом похожи, они расположены в центре Русской .

В Центральном и Центрально-Черноземном районах выделяется , в Волго-Вятском - Приволжская возвышенность.

Районы расположены в умеренно-континентальном , территория Центрально-Черноземного районы находится в области неустойчивого увлажнения и подвержена периодическим засухам.
В Центральном районе преобладают смешанные леса, Центрально-Черноземный район расположен и с большими массивами . Волго-Вятский район делит на лесное Заволжье и лесостепное Правобережье.

Природные ресурсы достаточно скудные. Главное богатство м крупные железорудные месторождения КМА и Центрально-Черноземного района. Волго-Вятский район имеет большие запасы елово-пихтовых и водных ресурсов (Волга, Вятка, Ветлуга). Наиболее беден ресурсами Центральный район, есть небольшие запасы , фосфоритов, известняка, песка.

Население. Исторически большая численность (более 20% населения страны) и концентрация высококвалифицированного населения сложилось в Центральном районе, имеющем самый низкий и высокий уровень . В автономных республиках Волго-Вятского районах - , Мордовии, Марий Эл, а также в Центрально-Чернозёмном районе велика доля сельских жителей: 40 - 60%.

Хозяйство. Центральной России базируется на и . Центральный район занимает ведущее положение, являясь политическим, экономическим и культурным центром России. Район лидирует в наукоёмком, точном машиностроении, электроники, вычислительной техники, приборостроении, а также . В преобладает продукция органического синтеза.

Старейшая традиционная отрасль -текстильная промышленность. В Центральном районе хорошо развита сеть, имеющая радиально-кольцевую структуру, а также отрасли нематериальной сферы: наука, образование, здравоохранение, культура. Ведущая отрасль принадлежит московской агломерации и областным центрам. Центрально-Чернозёмный район специализируется на чёрной металлургии и производстве металлоёмкого оборудования для горнодобывающей, металлургической промышленности и сельского хозяйства.

Разнообразную продукцию выпускает . Одна из ведущих отраслей — , производящее 60% сахарной свеклы, 20% подсолнечника,15% зерна страны; хорошо развита . Крупные центры: Курск, Воронеж, Липетск, Белгород. Волго-Вятский район — ведущий в транспортном машиностроении, производит автомобили, суда, вездеходы и др.

Развита химическая промышленность. Один из ведущих — , базирующийся на собственных ресурсах. Отрасль выпускает пиломатериалы, фанеру, мебель, бумагу. Центры: , Киров, Чебоксары.

Районы Центральной России — главное экономическое ядро страны, их дальнейшее развитие связано с решением топливно-энергетической проблемы и интенсификацией всех отраслей хозяйства.

Район обладает выгодным географическим положением, находится на пересечении Волги и ее притока Оки железнодорожными и автомобильными магистралями. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется машиностроительной продукцией, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Природно-ресурсный потенциал

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Население и трудовые ресурсы

Средняя плотность населения — 29,1 человек на 1 км 2 . Территория района заселена неравномерно, например, в Чувашской Республике она составляет 69.9, а в Кировской области — 11,6 человека на I км 2 .

Индустриализация района и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также поселки городского типа.

Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производства относится обеспеченность района трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны.

Экономический кризис привел в настоящее время к росту безработицы, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью, но негативные последствия реформирования экономики привели к снижению объемов промышленного производства, показателей жизненного уровня населения, нарушению хозяйственных связей.

Основной отраслью специализации района является машиностроение и металлообработка. На общероссийский рынок район поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Особенно развито в районе транспортное машиностроение, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

В Нижнем Новгороде находится ОАО «ГАЗ» — основное предприятие крупнейшего автомобилестроительного холдинга России «Группа ГАЗ». В деятельности «Группы ГАЗ» выделены 7 направлений, представленных дивизионами компании:

  • дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» — ОАО «ГАЗ»;
  • дивизион «Автобусы» — Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Голицинский автобусный завод (ГолАЗ), Курганский автобусный завод (КАВЗ), Канашский автоагрегатный завод (КААЗ);
  • дивизион «Грузовые автомобили» — автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). Саранский завод автосамосвалов;
  • дивизион «Спецтехника»;
  • дивизион «Силовые агрегаты»;
  • дивизион «Автокомпоненты»;
  • ООО «Технопарк».

В Волю-Вятском регионе развито судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения расположены также в городах Нижегородской области.

В 2004 г. создана группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты (МНП)». которая осуществляет управление проектами в области судостроения. В составе группы три взаимосвязанных направления: судостроение — завод «Красное Сормово», проектирование судов — Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро, машиностроение — ООО «Сормовское машиностроение».

Предприятия электротехнической промышленности находятся в столицах республик: в Саранске — завод «Электровыпрямитель», предприятие по производству кабельных изделий; в Чебоксарах — электроап гтратн ы й завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство.

Среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод (ОАО «Промтрактор»).

Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Химическая и нефтехимическая промышленность использует как местное, так и привозное сырье. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, которая имеет тесные экономические связи с автомобилестроением.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Развитие лесной промышленности имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар- Олы, Нововятска. Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности является целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

В топливно-энергетическом балансе региона значительный удельный вес занимают дорогостоящие угли, поступающие из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Основная часть электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. На территории района функционируют две крупных гидроэнергетических станции — Чебоксарская и Нижегородская, входящие в состав Волжско-Камского каскада.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят черную металлургию, которая представлена передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде, и малую металлургию крупных машиностроительных предприятий.

Pei ион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия но производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве.

Внутрирайонные различия

Производственный профиль Нижегородской области определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ним предприятия других отраслей промышленности.

На территории района сформировались промышленные узлы: Саранско-Рузаевский на базе производства светотехники, приборостроения и машиностроения; Чебоксарский промышленный узел на основе Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами; Волжский промышленный узел на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения (Республика Марий Эл).

Основные проблемы и перспективы развития

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономика и хозяйство Волго-Вятского экономического района

Состав района (пять субъектов федерации) — республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская; Нижегородская, Кировская области.

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет река Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района. Район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь района составляет 50% территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км 2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км 2 в Чувашии до 13 чел/км 2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75%. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8% и 47,5%), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8%, что является одним из самых высоких показателей в европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек.

Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов с моноотраслевой структурой хозяйства.

Промышленность. В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в районе, следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хох- ломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Основные проблемы и перспективы развития. Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта