Главная » 2 Распространение и сезон сбора » В э нагорный мысль и движение. Чтение мыслей

В э нагорный мысль и движение. Чтение мыслей

Немалый вклад в науку физиологического воспитания современного работника умственного труда сделал В. Э. Нагорный, создавший в Московском государственном университете научно-исследовательскую лабораторию по изучению режима людей умственного труда. Около десяти лет назад в издательстве «Советская Россия» вышла его книга «Мысль и движение», в которой рассматриваются, в частности, вопросы гибкости, подвижности тела, а также массажа. В разработке ряда приёмов, предлагаемых автором, я принимал непосредственное участие.

В этой книге В. Э. Нагорный писал о том, что в трудовой деятельности и в быту человек выполняет движения с амплитудой, значительно меньшей, нежели та, на которую способны суставы и связки. В результате этого связки становятся менее эластичными, мышцы, управляющие движением суставов, утрачивают способность к значительным растяжениям и сокращениям. «Рабочий угол» суставов уменьшается. Привыкнув к движениям с малой амплитудой, человек утрачивает гибкость, выполнение глубоких наклонов, приседаний, широких, размашистых движений начинает вызывать боль, а иногда приводит к травмам. Все это усугубляется ещё и тем, что на неработающих участках суставов с возрастом отлагаются вредные вещества - соли.

Как предотвратить подобные явления? С помощью специальных упражнений. В режиме двигательной деятельности надо предусмотреть специальные упражнения для суставно-связочного аппарата, которые нужно выполнять систематически в течение всей жизни. К числу таких упражнений относятся: вращательные движения руками, головой, туловищем, размахивания руками и ногами, наклоны вперёд, в стороны, назад, приседания, выпады и т. п. Выполнять их нужно с наибольшей возможной для вас амплитудой.

На каждом занятии старайтесь «проработать» максимальное количество суставов: плечевые, тазобедренные, коленные, голеностопные, а также сложную систему позвоночника. Если в одном занятии это выполнить не удаётся, то упражнения надо распределить на несколько дней.

Каждое упражнение следует повторить 6-10 раз. Если при упражнениях с большой амплитудой возникают болевые ощущения, бояться этого не следует. Нельзя допускать только сильной боли, чтобы не было травм. Приступать к упражнениям нужно, разогрев предварительно тело, делать их с малой амплитудой, постепенно доводя до наибольшей.

В спорте, чтобы снять утомление или повысить работоспособность, применяют массаж. Но ведь человек утомляется не только после занятий спортом, но и в процессе труда. Не может ли и здесь принести пользу массаж?

Происхождение массажа относится к глубокой древности. Историки нашли, что его применяли почти во всех странах мира. Им пользовались греческие воины и римские гладиаторы, древние китайские врачи и народы Африки. Широкое распространение получил массаж на юге и севере нашей страны.

Клавдий Гален (131-201 гг.), врачевавший гладиаторов в Пергаме, указал девять видов массажа, описал методику проглаживания, растирания и разминания мышц. Он подробно разработал методику «утреннего» и «вечернего» массажа. Римляне, подобно грекам, ввели массаж в систему физического воспитания воинов. Они прибегали к массажу перед выступлением на арене и после, чтобы снять утомление и напряжение. Массаж сопровождался умащиванием тела маслами, купаниями и растиранием песком.

Большим своеобразием отличался массаж у народов стран Южной Африки, Среднего Востока, островов Тихого океана. В своём дневнике знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай так описал массаж туземцев Новой Гвинеи, который он испытал на себе:

«… девочка подошла ко мне и, схватив обеими руками мою голову, стала сжимать её периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное её распоряжение. Давление перешло в растирание кожи головы двумя пальцами, причём массажистка выдавливала растираемое место насколько могла. Когда правая её рука устала, она стала делать это левой, причём я заметил, что сила пальцев левой руки не уступала силе правой… Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не подумал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны её руки».

Массаж у славянских народов практиковался исстари в форме нахлестывания своего тела веником во время или после мытья в бане для улучшения общего кровообращения. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась «хвощеванием», встречается упоминание в летописях Нестора: «Как ся мыют, хвощут… видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити… и облиются водою студёною и тако живут».

Многовековая история массажа свидетельствует о его благотворном влиянии на здоровье людей. Массаж насчитывает целый ряд приёмов: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, похлопывание и рубление, с помощью которых последовательно прорабатывается все тело или отдельные его части.

Массаж, выполняемый в направлении движения венозной крови и лимфы, способствует ускорению их оттока от рабочих органов, уменьшению застоев, рассасыванию отёков. Благодаря массажу, вызывающему умеренное расширение периферических сосудов, облегчается работа сердца. Правильно проведённый массаж оказывает благотворное влияние па деятельность нервной и других систем организма.

В зависимости от задач, решаемых с помощью массажа, различают несколько его видов: гигиенический, восстановительный, массаж при травматических повреждениях, тренировочный и другие.

Гигиенический массаж применяется после гимнастики по утрам. Основная его задача - поднять общий тонус организма. Он обычно носит характер самомассажа и включает поглаживания, разминания, потряхивания, активно-пассивные движения.

Благотворное влияние оказывает вечерний массаж, выполняемый непосредственно перед отходом ко сну. Его выполняют лёжа в постели. Производят такие приёмы, как поглаживание, лёгкое разминание и несильное потряхивание мышц. Вечерний массаж ослабляет нервное напряжение, накопившееся за день, способствует общему расслаблению и улучшает сон.

Ниже приводятся несколько методических указаний по самомассажу.

Самомассаж хорошо сочетать с утренней или вечерней гимнастикой. Массироваться лучше всего в обнажённом виде. В отдельных случаях, если, например, воздух в помещении прохладный, массаж можно делать через трикотажное или даже шерстяное бельё.

При массаже важно придать телу такое положение, при котором мышцы массируемых частей тела находились бы в расслабленном состоянии. Как правило, движение массирующей руки при самомассаже должно совершаться по ходу лимфатических путей, в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Руки массируются по направлению к локтевым и подмышечным узлам; ноги - к подколенным и паховым узлам; грудь - от середины в стороны, к мышечным впадинам; спина - от позвоночника в стороны; шея - книзу, к подключичным узлам.

Массаж лимфатических узлов производить не следует. Он допустим лишь в исключительных случаях, когда есть полная уверенность в том, что в узлах отсутствуют болезнетворные микробы, которые могут попасть в кровь.

Нельзя проводить массаж при воспалительных процессах, гнойниках, кожных заболеваниях, воспалениях вен, тромбозе и сильных варикозных расширениях. Чтобы узнать, не противопоказан ли вам массаж, надо проконсультироваться у врача.

Очень приятен массаж лица и лба. Выполняется он по ходу лицевых ветвей тройничного нерва. Лёгкое растирание лица, напоминающее движение рук при умывании, производится в направлении от центра лица к вискам: сначала по нижним обводам глазных яблок, потом по линии бровей и, наконец, по поверхности лба. Движения должны быть несильные, слегка смещающие кожу, особенно тогда, когда пальцы достигнут висков. Сильное надавливание в этой зоне может вызвать неприятные ощущения.

Поверхность головы массируется по направлению роста волос одновременно обеими руками. Пальцы как бы стремятся пощипывать или стягивать кожу.

Затем следует спокойное поглаживание головы. В утренние и дневные часы может быть с успехом использован приём несильного постукивания пальцами по поверхности черепа. Общая продолжительность массажа головы около пяти минут. Он должен оказывать приятное и успокаивающее действие.

Интенсивность и продолжительность массажа не должны быть всегда одинаковыми. При сильном утомлении и нервном возбуждении массирующие движения должны быть более лёгкими, а продолжительность большей. Наоборот, при бодром состоянии, например после утренней гимнастики, массаж выполняется энергичнее.

Самомассаж ног обычно начинают с последовательной проработки мышц ступни, ахиллова сухожилия, икроножной и берцовой мышц, мышц бедра. Массировать стопу и ахиллово сухожилие лучше всего сидя на кушетке: массируемая нога согнута в колене, другая выпрямлена и лежит свободно на кушетке.

Икроножную мышцу массируют сидя с согнутыми примерно под прямым углом ногами. При этом, чтобы полнее расслабить икроножную мышцу, стопой упираются в валик из одеяла, подушки или в стопу другой ноги. Удобно также выполнять массаж сидя на стуле или на краю кушетки, опустив одну ногу на пол, другую, массируемую, приподняв. Во время вечернего массажа эту мышцу можно массировать лёжа на спине, подняв соответствующую ногу.

Массаж мышц бедра осуществляется в разных положениях в зависимости от того, какие мышечные пучки массируются: 1) массирующийся садится на кушетку, одна нога опущена, а другая, массируемая, лежит вдоль кушетки; 2) массирующийся сидит на краю кушетки одной ягодицей, массируемая нога отставлена немного в сторону и опирается на носок; 3) массирующийся сидит на стуле, массируемая нога полусогнута и пяткой упирается в какой-нибудь предмет, расположенный выше стула, при этом спина должна иметь устойчивую опору. Во всех случаях массируются те мышцы, которые в данных позах находятся в ненапряженном, расслабленном состоянии.

После ног массируют ягодичные мышцы и поясничную область. Ягодичные мышцы прорабатываются методом разминания и энергичного встряхивания. Поясничная область растирается одновременно обеими руками - пальцами или тыльной стороной кисти, согнутой в кулак. Растирание поясницы удобно сочетать с гимнастическими упражнениями - наклонами туловища вперёд и круговыми движениями таза.

Мышцы груди лучше массировать лёжа на спине и применять поглаживания, встряхивания и растирания.

Самомассаж рук может осуществляться в положении стоя, сидя или лёжа. Вначале массируются пальцы, тыльная сторона кисти, лучезапястный сустав. Основной приём - растирание. При самомассаже предплечья применяют поглаживание, выжимание, разминание, похлопывание и рубление.

Окончив массировать предплечье, растирают локтевой сустав. На плечевом суставе отдельно массируют бицепс и трицепс. Здесь чаще всего применяют поглаживание и разминание.

При самомассаже головы и области шеи лучше лечь на спину. Если же приходится его выполнять сидя на стуле, то локти рекомендуется поставить на край стола, чтобы предотвратить утомление мышц рук и чрезмерное напряжение плечевых мыши.

Сначала массируется поверхность затылка, мышцы тыльной поверхности шеи и плеч. В основном производят поглаживание и разминание мышц средними и безымянными пальцами обеих рук в направлении от затылка к плечам. Сосцевидные отростки (бугры за ушами) массируются круговыми движениями больших пальцев.

Область ключицы и плеч массируется поочерёдно: сначала левая сторона, потом правая. Здесь нужно соблюдать осторожность и избегать сильных нажатий на мышцы, так как в этой области расположено большое количество болевых точек.

Особо следует остановиться на массаже передней поверхности шеи, где проходят главные магистральные сосуды головного мозга: сонная артерия и яремные вены. Этот массаж особенно эффективен при умственном утомлении, когда в результате продолжительного пребывания в малоподвижном состоянии с согнутой спиной и наклонённой головой ухудшается отток венозной крови от головного мозга.

В этом случае массаж проводят, слегка откинув голову и спокойно, несильно поглаживая сверху вниз переднебоковую поверхность шеи, вдоль яремных вен.

Ещё я рекомендую время от времени (1-2 раза в месяц) делать массаж лимфатических узлов, расположенных между левым соском груди и ключицей. Для этого надо жёсткими, сжатыми между собой тремя пальцами правой руки круговращательными нажимами на мышцы гнать лимфу от соска к ключице и даже далее, проникая пальцами под ключицу. Этот массаж снимает у меня редко возникающие ощущения щемящей лёгкой боли в плече, происходящей от зашлаковывания лимфатических сосудов.

Все перечисленные в этой главе приёмы массажа полезны для любого человека и ведут к очистке от солей и шлаков и долголетию клеток.

И. П. Павлов говорил, что у человека, кроме огромного разнообразия движений скелетной мускулатуры, «есть сложность движений речи».2 Под «движениями речи» подразумевается вся совокупность работы мышц речевого аппарата, т.е. дыхательных, гортани, резонаторов и артикуляционных. В процессе развития человек овладевает сложнейшей координацией мышц, обеспечивающих не только произнесение слов, но и взаимодействие речи с движениями скелетной мускулатуры, порознь, а чаще совместно осуществляющих различные действия.

Речь - важнейшее средство общения между людьми. Как фактор проявления уровня интеллекта, она может выразить то, чего нельзя выразить движениями тела. Никакими движениями не может быть передано содержание монолога Гамлета «Быть или не быть», размышления Лоренцо о круговороте материи, психологический поединок между Порфирием и Раскольниковым, идейный конфликт между Вожаком и Комиссаром. Но нельзя задушить Дездемону одними словами, как нельзя словесно передать кульминацию в прощании Катерины и Бориса, выговорить словами то, что выражено в их последнем объятии.

Признавая речь главнейшим фактором, выражающим жизнь сознания, следует отметить, что она не имеет абсолютной конкретности. И, наоборот, движения, осуществляющие единичное действие, лишены возможности к обобщениям, так как они совершенно конкретны и решают только одну задачу.

Таким образом, продуктивное и целенаправленное действие не может быть полноценно выражено иначе, как только совокупностью словесного и физического действий, взаимно дополняющих друг друга.

Стройная, естественная координация слова и движения прекрасно обслуживает человека в его повседневной деятельности, однако на сцене она часто разрушается. Происходит это потому, что природная способность должна проявляться в условных, искусственно созданных автором, режиссером и актером обстоятельствах. Кроме того, причина заключается еще и в огромном, необычном для жизни темпо-ритмическом разнообразии сценических действий.

Чтобы улучшить координацию речи и движений тела, К. С. Станиславский предложил: «Для организации разных темпо-ритмов и действий я поступил как прежде, то есть сначала соединил два действия и два темпо-ритма: одевание и хождение. Привыкнув и доведя их до механической приученности, ввел третье действие в новом темпо-ритме: произнесении стихов».1 Словом «организация» Станиславский назвал координацию физических действий со словесными, т.е. чтением стихов: ведь в его упражнении между текстом и движениями нет никакой логической связи. Для чего Станиславскому понадобились подобные упражнения?

В жизни людей параллельность речи и физических действий не представляет затруднений. Люди могут двигаться, делать что-либо руками и в то же время говорить, петь. Однако в жизненной практике при выполнении необычных или ответственных физических действий люди, как правило, умолкают, а во время важного сообщения или беседы они почти не двигаются. Это свидетельствует о том, что в некоторых обстоятельствах совмещение речи и движений не всегда удобно.

На сцене актеру приходится, действуя физически, действовать еще и словесно, и соединение речи и движений возникает в разнообразных и часто неудобных для их взаимодействия обстоятельствах. Чтобы облегчить этот процесс, Станиславский решил тренировать учеников на разнообразных и не связанных по смыслу сочетаниях речи и движений тела, несмотря на то, что навык подобных сочетаний выполняется в жизни в течение дня сотни раз.

В жизни быстро идущий человек может совершенно свободно медленно и вразумительно что-то рассказывать спутнику; во время быстрого темпераментного рассказа или беседы человек медленно делает какую-то домашнюю работу. Оба логически не связанные действия выполняются, тем не менее, легко, свободно и, что главное, совершенно непроизвольно. При этом ритмически речь и движения также совершенно не связаны между собой. Иногда они взаимодействуют только по смыслу исполняемого и не совпадают ритмически.

Ритмические совпадения и несовпадения, непроизвольно возникая, так же и исчезают, но всегда зависят от обстоятельств. А обстоятельства иногда таковы, что речь и движения точно взаимно координируются, причем происходит это без затруднений, принуждений и ощутимого контроля. Подобные ситуации возникают, например, в детских подвижных играх или тогда, когда люди поют песню и в такт ей выполняют работу или шагают в строю.

Навык этого типа появляется у человека в процессе развития. Он функционирует в течение всей жизни и легко осуществляется, если нет препятствий и затруднений.

Затруднения возникают в начале репетиционной работы: мешает условный и непривычный темпо-ритм физических действий, во время которого надо говорить текст. Процесс соединения речи и движений неудобен актерам, поскольку они не могут действовать как хотят, а кроме того, вынуждены подчинять свое речевое (или вокальное) поведение условностям сценических обстоятельств. Принуждение уничтожает органику в этом сложном психофизическом процессе. Осообено затруднительны совмещения движений со стихотворным текстом пьесы и в опере. Здесь при условном ритме стиха (или пения) актеру, тем не менее, приходится физически действовать в реалистической манере. Это трудно, потому что непривычно.

Актер должен уметь соединять в едином сценическом действии речь (пение) и движения тела в одинаковых, разных и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах.

Если нет свободы в этом навыке, снижается уровень пластических возможностей актера. Без словесного действия не может быть драматического спектакля (без пения - оперного), и если движения свободно не совмещаются с речью или затрудняют ее, то ради облегчения их сценического действия исключают движение. В результате актер теряет в выразительности, действие становится статуарным.

Профессиональный навык сочетания речи и движений тела, названный нами рече-двигательные и вокально-двигательные координации, представляет собой умение, без которого не может быть сыгран спектакль, и нет такого актера, который был бы вообще лишен этого умения, но крайне важно, чтобы оно было всесторонне и разнообразно подготовлено и исполнитель легко применял его.

Необходимо, чтобы взаимодействие между речью и движениями тела осуществлялось в рамках естественной деятельности человеческого организма. В жизни мысль и порожденная ею речь - продукт целенаправленной деятельности сознания, в то время как движения человека (особенно локомоторного и производственного типов) выполняются почти всегда полуавтоматически. Именно таким должно быть взаимодействие между речью и движениями актера, потому что если в сценическом действии речь окажется в подчинении у движения, то актер будет формально произносить текст и станет фальшивым.

Актер на сцене не создает текста (как люди в жизни), он повторяет заученные слова. Поэтому иногда актер просто проговаривает текст, слова не рождаются у него как бы заново, благодаря осмыслению сценической ситуации. Умение произносить заученные слова каждый раз как в первый раз - главный принцип сценического искусства, и только он приносит правильную интонацию, без которой не могут быть переданы зрителю чувства и эмоции сценического героя. Ничто не должно мешать мысли и речи. Однако проговаривание слов все же случается в театре, когда нет прочных навыков непрерывного и полусознательного воспроизведения видений или вследствие неподготовленности рече-двигательных координации. Первая ошибка есть результат неверного обучения драматическому искусству, вторая - сценическому движению.

Чтобы убедиться в том, насколько условность заданий мешает соединению речи и движения, есть смысл выполнить следующие варианты разработанного Станиславским упражнения: быстро выполняя какое-то обусловленное по задаче физическое действие, сознательно медленно и вразумительно что-то рассказывать. Еще труднее произносить не свой, а заранее выученный чужой текст. Или надо что-то медленно и беспрерывно делать, а в это время быстро рассказывать чужой текст, убеждая собеседника. Еще труднее соединять два физических действия и в это время читать стихи.

Автору пришлось столкнуться с фактом, когда опытный актер (нар. арт. СССР В. И. Честноков), умевший отлично фехтовать и знавший технику сцены дуэли Сирано с Вальвером, не мог читать стихи во время боя. Лишь после длительной тренировки ему удалось совмещать стихи с движениями боя в совпадающих и несовпадающих ритмах. Потом выяснилось, что этот навык помог ему и в дальнейшем, во всех остальных сценах. После того, как В. И. Честноков много раз блестяще сыграл роль, и в частности сцену дуэли, он в совершенстве овладел навыками этой своеобразной координации и при исполнении других ролей никогда более не нуждался в аналогичной подготовке. Навык соединения речи и движений в разнообразных ритмах действия превратился у него в своеобразное профессиональное умение и остался на всю последующую творческую жизнь. Успех в освоении этого навыка зависит от того, насколько свободно и разнообразно будут осуществляться нервные процессы, управляющие взаимодействием речи и движений тела.

Произнесение текста или пение во время или после активного движения требует от актера еще и специальной координации речи и движений с деятельностью сердечно-сосудистого и дыхательного аппаратов. Во время активного движения и особенно после него нарушение дыхания мешает произнесению текста. Надо уметь правильно дышать во время выполнения активных и быстрых движений, а этот навык медленно подготавливается. Надо уметь приводить дыхание к норме во время произнесения слов. Зритель не будет ждать, пока актер успокоит дыхание, хотя в жизни при одышке люди могут не говорить. В спектакле подобное, если оно не вызвано предлагаемыми обстоятельствами, привело бы к нарушению темпо-ритма сцены. Этот вид координации особенно необходим в оперетте и при исполнении водевиля драматическими актерами; он нужен во всех сценах, имеющих быстрое и главным образом отрывистое движение (бои, драки, быстрые перемещения в сценическом пространстве, танцы). В театре оперетты этот навык - едва ли не основной в технологии профессии, которая состоит в беспрерывном соединении большого сценического движения (в частности, танцев) с речью и, что еще труднее, с пением. Проблема дыхания в этом жанре - главная для преподавателей по движению, режиссеров и самих актеров.

Рече-двигательные и вокально-двигательные координации должны быть так подготовлены, чтобы актер владел ими свободно и главным образом непроизвольно, в разных темпо-ритмических вариантах сценического действия.


Сама природа с этой болезнью не боролась, пока внешние факторы - физическая культура и спорт - по воле человека не потребовали от сердца работы с большей нагрузкой. Тотчас же в клетках начался процесс перестройки, приспособления.

Любой процесс перестройки требует известного времени, постепенности. Поэтому осознанную перестройку любого своего органа с помощью внутренних резервов организма человек обязан осуществлять чрезвычайно осторожно и постепенно, чтобы не вызвать катастрофу. Это полностью относится и к таким на первый взгляд спокойным, не требующим чрезвычайных усилий упражнениям, как волевая и дыхательная гимнастика, а также утренняя зарядка.

Согласно моим наблюдениям упражнения становятся тем полезнее и эффективнее, чем более сильными биотоками они сопровождаются. Они вызывают усиление нервных импульсов, если выполняются с помощью специальных приборов. Поэтому утреннюю зарядку я делаю с гантелями. Вес их нужно выбирать по самочувствию. Для меня, например, хороши двухкилограммовые гантели. Опять же с позиций усиления действия биотоков не менее полезны упражнения с резиной, пружинами. Тренировки нужно ограничивать разумной нагрузкой и ни в коем случае не доводить себя до одышки.

Волевая гимнастика лица

Почему жевательные мышцы лица, двигающие нашу челюсть, такие твёрдые? Да потому, что мы часто их сокращаем сильными волевыми импульсами токов действия, то есть тренируем их во время еды, разговора.

В молодости мышцы на щеках упруги и подтянуты, так как во время роста и развития в них циркулируют сильные, «бессознательные» биотоки. А ведь чем сильнее биоток, будь он вызван осознанно или неосознанно, тем жёстче мышца.

С годами щеки обвисают, мышцы становятся все более дряблыми, они испытывают все большее и большее электронное голодание, и не только потому, что мы становимся с возрастом менее эмоциональными. Мы не заботимся о здоровье этих мышц и не тренируем их систематически, ежедневно сильными, волевыми нервными импульсами и биотоками, то есть волевой гимнастикой лица.

Чтобы лицо не было дряблым, я 8-10 раз в день проделываю следующее упражнение, занимающее одну-две минуты. Изо всех сил, так, чтобы задрожала голова, подтягиваю восемь раз по очереди то щеки к глазам и ушам, то кончики губ к зубам, то есть делаю всё возможно, чтобы возбудить в мышцах лица эффективный обмен веществ.

Упражнения сопровождаются сильными гримасами лица. Ничего не поделаешь! Ради здоровья и свежести лица можно и погримасничать несколько минут. Нужно понять, что там, куда не доходят хотя бы несколько раз в день нервные импульсы и биотоки, неизбежно появляются дряблость и вялость. Обвисшее, дряблое лицо человека, которому можно дать лет на много больше, чем есть на самом деле, - следствие жизни «самотёком», против которой я решительно борюсь. А чтобы ваши близкие не пугались гримас, упражняйте лицевые мышцы во время утреннего умывания, когда вы остаётесь наедине с зеркалом. Ему ведь все равно.

Кроме этих упражнений я ежедневно утром и вечером делаю термомассаж лица для ускорения кровообращения в капиллярах. Для этого у меня приспособлены две толстые салфетки несколько больше размера лица. Они сшиты из двух слоёв махрового полотенца.

Одну салфетку смачиваю в горячей воде такой температуры, что едва можно терпеть, и на полминуты прикладываю к лицу. Затем на минуту прижимаю к лицу вторую салфетку, намоченную в самой холодной воде (летом даже с тающим льдом). Этот приём термомассажа повторяю ежедневно утром и вечером по два-три раза. На всю процедуру требуется три-пять минут. Результат получается очень хороший.

Заканчивая этот раздел, хочу сказать об огромной роли лицевых биотоков. Всем известно, что эмоции, как правило, отражаются на нашем лице. Это значит, что при горе и радости, при раздражениях и неприятностях, при болезнях, а также при хорошем настроении и удовольствии бессознательно, мозговыми нервными импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц лица. Удалось заметить, что в мозговом аппарате эти функции обратимы. Достаточно, когда вам что-либо неприятно, сделать благодушное, жизнерадостное лицо, как группа биотоков рефлекторно в мозговых нейронах вызовет изменение настроения. Недаром обиженному ребёнку мы говорим: «Ну, перестань плакать, улыбнись, и все твоё горе пройдёт».

Вот почему, по-моему, было бы неплохо, если каждый человек постарается сохранить молодое, приятное выражение лица на всю жизнь. И для себя и для окружающих это хорошо.

Гибкость, подвижность, массаж

Немалый вклад в науку физиологического воспитания современного работника умственного труда сделал В. Э. Нагорный, создавший в Московском государственном университете научно-исследовательскую лабораторию по изучению режима людей умственного труда. Около десяти лет назад в издательстве «Советская Россия» вышла его книга «Мысль и движение», в которой рассматриваются, в частности, вопросы гибкости, подвижности тела, а также массажа. В разработке ряда приёмов, предлагаемых автором, я принимал непосредственное участие.

В этой книге В. Э. Нагорный писал о том, что в трудовой деятельности и в быту человек выполняет движения с амплитудой, значительно меньшей, нежели та, на которую способны суставы и связки. В результате этого связки становятся менее эластичными, мышцы, управляющие движением суставов, утрачивают способность к значительным растяжениям и сокращениям. «Рабочий угол» суставов уменьшается. Привыкнув к движениям с малой амплитудой, человек утрачивает гибкость, выполнение глубоких наклонов, приседаний, широких, размашистых движений начинает вызывать боль, а иногда приводит к травмам. Все это усугубляется ещё и тем, что на неработающих участках суставов с возрастом отлагаются вредные вещества - соли.

Как предотвратить подобные явления? С помощью специальных упражнений. В режиме двигательной деятельности надо предусмотреть специальные упражнения для суставно-связочного аппарата, которые нужно выполнять систематически в течение всей жизни. К числу таких упражнений относятся: вращательные движения руками, головой, туловищем, размахивания руками и ногами, наклоны вперёд, в стороны, назад, приседания, выпады и т. п. Выполнять их нужно с наибольшей возможной для вас амплитудой.

На каждом занятии старайтесь «проработать» максимальное количество суставов: плечевые, тазобедренные, коленные, голеностопные, а также сложную систему позвоночника. Если в одном занятии это выполнить не удаётся, то упражнения надо распределить на несколько дней.

Каждое упражнение следует повторить 6-10 раз. Если при упражнениях с большой амплитудой возникают болевые ощущения, бояться этого не следует. Нельзя допускать только сильной боли, чтобы не было травм. Приступать к упражнениям нужно, разогрев предварительно тело, делать их с малой амплитудой, постепенно доводя до наибольшей.

В спорте, чтобы снять утомление или повысить работоспособность, применяют массаж. Но ведь человек утомляется не только после занятий спортом, но и в процессе труда. Не может ли и здесь принести пользу массаж?

Происхождение массажа относится к глубокой древности. Историки нашли, что его применяли почти во всех странах мира. Им пользовались греческие воины и римские гладиаторы, древние китайские врачи и народы Африки. Широкое распространение получил массаж на юге и севере нашей страны.

Клавдий Гален (131-201 гг.), врачевавший гладиаторов в Пергаме, указал девять видов массажа, описал методику проглаживания, растирания и разминания мышц. Он подробно разработал методику «утреннего» и «вечернего» массажа. Римляне, подобно грекам, ввели массаж в систему физического воспитания воинов. Они прибегали к массажу перед выступлением на арене и после, чтобы снять утомление и напряжение. Массаж сопровождался умащиванием тела маслами, купаниями и растиранием песком.

© ООО «Абсолют-Юни», 2015

* * *

Введение

Телепатия – одна из уникальных способностей человека, которую принято относить к сверхъестественному. При столкновении с ней большинство людей испытывают противоречивые чувства – от трепета и восхищения до тревоги и страха. Есть и желающие овладеть телепатией. Таких людей немало, и они готовы прилагать усилия для достижения этой цели.

В последнее время значительно возрос интерес к паранормальным способностям. Стало появляться все больше людей, обладающих каким-либо особым даром. Одни владеют ясновидением, другие могут влиять на разные аспекты жизни, третьи – считывать информацию о человеке с фотографии и т. д. Причем многие из них признаются, что развили эти способности самостоятельно.

По мнению астрологов, повышенная тяга людей к сверхъестественному связана с наступлением эры Водолея. В одних источниках ее начало относится к первому десятилетию XX в., в других – к середине XXI. Но большинство астрологов сходятся во мнении, что эпоха Водолея уже наступила, и об этом свидетельствуют происходящие в мире перемены. Развитие информационных технологий, полеты в космос, научные открытия, равноправие в отношениях мужчины и женщины, стремление к свободе – все это ее признаки. Эра Водолея – время жажды знаний, возрастающей духовности, раскрытия в человеке внутренних резервов.

В современном мире экстрасенсорные способности, и в частности телепатия, нужны для того, чтобы лучше понимать других людей, а значит, меньше конфликтовать и быстрее добиваться желаемого. Работа, любовь, семья, дружеские отношения – в каждой из этих сфер наличие таких возможностей пойдет только на пользу.

Существует мнение, что способностью к телепатии обладает каждый человек, но она может быть выражена в большей или меньшей степени. Это можно наблюдать на самых простых жизненных примерах. Вы когда-нибудь чувствовали на расстоянии, что вашему близкому человеку требуется помощь? Говорили одновременно с кем-то одну и ту же фразу? Или, может быть, вам хотелось произнести: «Ты читаешь мои мысли!». Все это проявления телепатии. Чтобы максимально раскрыть свои природные возможности, используйте данную книгу в качестве учебника, и у вас все получится!

Что такое телепатия

Телепатия и парапсихология в исторических трактовках

Едва ли есть предмет, интерес к которому не стихает в течение тысячелетий. Телепатия относится именно к этому разряду, хотя, безусловно, в первобытной культуре явление передачи мысли на расстояние не называли таким словом. Но уже тогда мифы, магия, религиозные воззрения были наполнены верой в то, что это вполне реально, более того – существует.

Вероятно, истоки телепатии связаны с особенностями мыслительной деятельности первобытного человека, который все, что его окружало в повседневной действительности, в окружающей природе независимо от того, был ли объект живым или неживым предметом, наделял душой.

При этом душа самого человека казалась ему чем-то вроде двойника, который может покинуть тело либо на какое-то время, либо навсегда.

Истоки представлений о том, как душа становится доступной конкретно-чувственному восприятию, кроются в характерных для человеческого мышления особенностях понимания того, как именно происходит передача мыслей на расстояние. Отсюда представление о наличии посредника, определенного носителя, без которого механизм этого процесса просто немыслим.

Понимание необходимости носителя мысленного воздействия на расстоянии приводило к поискам «видимого образа души». Родственность таких слов, как «душа», «дуть», «дух», дает возможность представить дыхание образом души. Вспомните выражения «Бог вдохнул в Адама душу», «душа воспарила», указывающие на то, что душа представляет собой некую эфемерную субстанцию, которая может растворяться в пространстве.

Постепенно сформировалось представление о том, что из человеческого тела может исходить нечто светящееся, что и есть видимый образ души. Об этом знали еще в Древнем мире – египтяне, индусы, халдеи, чьи знания со временем стали достоянием народов, живших в более позднее время.

Науке известно учение под названием «гилозоизм» т. е. учение о всеобщей одухотворенности, в соответствии с которым «единое пронизывающее все тела Вселенной материальное начало образует ее «душу». Душа же всякого живого человека есть часть этой вселенской «души»…», что душа материальна, что со смертью человека она присоединяется к этому целому.

Положение о всеобщей одухотворенности (полностью или частично) принимали многие, в частности У. Гильберт, Ж.-Б. Робине, Г. Т. Фехнер; из отечественных ученых можно назвать А. Я. Данилевского, В. И. Вернадского, П. А. Флоренского, которым принадлежат соответственно гипотеза биогенного эфира, учение о ноосфере, концепция пневматосферы.

Представление о всеобщей одухотворенности было особенно популярно в XV–XVI вв., когда вновь возникла идея «одушевленного мирового флюида» (от лат. fluidus – «текущий»), согласно которой человек может влиять на других людей независимо от расстояния между ними. Корни этой концепции уходят в недра цивилизаций, сложившихся и развивавшихся на Востоке еще до нашей эры. В Китае, Индии, на Тибете и в других регионах до настоящего времени дошли положения о том, что «движущей силой всех высших начал являются особые субтильные колебания, вибрации, звуки или ритмы не физической, но духовной природы: "Их не услышать ухом, но только сердцем, их не произнести устами, но только мозгом"».

Здесь уместно вспомнить древнейшее философское учение, о котором речь шла выше, – йогу, в которой дается представление о пране. Аналогом ее в более поздние времена было понятие пневмы. Прана (в Китае – энергия ци) – это не дыхание, не нервная энергия, не жизненная сила и прочее, это нечто более высокого уровня. Все перечисленное является ее модификациями.

В настоящее время практически невозможно выяснить, каким образом древнее учение стало известно в Европе, но тем не менее известно, что Пифагор (VI в. до н. э.) в трактате «Гармония сфер» писал, что «каждое небесное и поднебесное тело, все живое и сущее производят при движении особые звуки». К ним относятся и ритмы, и вибрации, которые в совокупности складываются в некую гармонию, при этом каждый отдельный элемент такой системы является составной частью единого целого.

Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) считал, что психическая деятельность есть результат механического взаимодействия «одушевленных материальных начал», т. е. в основе психических проявлений лежит движение физических элементов. Эмпедоклу принадлежит гипотеза, согласно которой предметы, совершая непрерывное движение, «испускают волны тонких "истечений", способные достигать другие предметы и внедряться в их «поры». Если оказывалось, что «поры» принадлежат органам чувств, то появляются ощущения.

Последнего положения Эмпедокла придерживался и Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.). Этот философ полагал, что для возникновения ощущений требуется физический контакт раздражителя с теми или иными органами чувств. Демокрит физические, телесные и душевные проявления объяснял с точки зрения атомистической теории, согласно которой в бесконечном пространстве перемещаются атомы. Самыми подвижными из них являются шарообразные атомы огня, составляющие душу. Когда атомы контактируют с органами чувств, это воспринимается как ощущения. Демокрит пошел дальше Эмпедокла, поскольку занимался вопросом не только образования ощущений, но и происхождения образов. По его мнению, они своей формой напоминают источник, обладают прообразом во внешнем мире. В частности, Демокрит был уверен в наличии прообразов у сновидений и пр.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), как и Демокрит, пытаясь объяснить происхождение знаний о вещах, высказывал предположение о наличии атомных «истечений». При этом образ (по терминологии Эпикура – эйдола) отрывается от своего носителя и попадает в органы чувств, а мышление представляет собой обработку этих образов внутри тонкой материи души, включающей в свой состав 4 элемента – огонь, пневму, ветер и некий безымянный элемент, который предназначен для проявления психического.

Последователь Эпикура Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н. э.) назвал этот безымянный элемент духом, различая его с таким понятием, как душа. Лукрецию принадлежит поэма «О природе вещей», в которой он обосновывает свою точку зрения на душу как на разновидность материи, наделяет ее такими свойствами, как легкость, подвижность. Главной функцией души Лукреций считает ее способность вызывать ощущения благодаря восприятию «истечений» органами чувств. На этом основании зрительные, слуховые (дистантные) ощущения он определяет как своеобразное осязание. Например, зрительные ощущения Лукреций представлял себе так: «предметы непрерывно испускают образы, которые, вылетая с большой скоростью, толкают перед собой атомы воздуха, входящие в соприкосновения с глазом, проникающие сквозь зрачок и вызывающие зрительные ощущения».

Для учеников Аристотеля душа представляла собой вещество и движение, а в качестве материального ее носителя вскоре назвали пневму, или квинтэссенцию (от лат. quinta essential – «пятая сущность»).

Зенон основал школу стоиков (VI в. до н. э.). В соответствии с их взглядами космос являл собой нечто единое целое, в состав которого входили разновидности огненного воздуха – пневмы, и одной из них была душа. Между мировой пневмой и мировой душой («божественным огнем») стоики ставили знак равенства. Когда человек рождается, он в процессе дыхания получает внешнюю пневму, под воздействием которой его внутренняя пневма становится психической. С открытием нервов (III в. до н. э.) их стали считать каналами, по которым проводится пневма. Честь открытия нервов принадлежит Герофилу и Эразистрату. Пневма же долго считалась материей и инструментом души.

Гален (129–199) классифицировал пневму на жизненную и психическую, причем последняя, как он полагал, вырабатывается и содержится в заднем желудочке мозга. Нервы он считал руслом, предназначенным для течения пневмы. Но Гален пошел дальше своих предшественников и наделил пневму способностью вылетать за границы организма и контактировать с внешним воздухом, для «уподобления его себе и создания "внешнепневматического" придатка, посредством которого органы чувств, например глаз, "касаются" того или иного удаленного предмета, то есть как бы осязают его». Отсюда следует, что каждый орган чувств имеет особую пневму, в частности «зрительная – светообразна, слуховая – воздухоподобна».

В последующие века философы и ученые неоднократно предпринимали попытки установить природу носителя, является ли она материальной или духовной. Об этом рассуждали Филон (25–54), Плотин (204–269), Авиценна (980–1037) и др. Последний не исключал возможности воздействия на расстоянии одного индивидуума на другой.

Таким образом, все сказанное – это основа, от которой брали свое начало все последующие представления «о сущности психического и возможной природе его вне-мозгового субстрата (носителя)».

Научная мысль практически замерла на полторы тысячи лет, что подтверждает тот факт, что и через 16 веков У. Гильберт (1544–1603) по-прежнему оперирует «истечениями», объясняя электрические явления, а магнетизм считает некоей силой, похожей на силу «одушевленного существа».

К исследованиям вернулись в эпоху Возрождения, стараясь понять сущность психического. Познание шло в трех направлениях:

1) первое связано с формированием идей, которые в конце концов сложились в идеалистическое представление о природе психического;

2) благодаря второму появилась теория о материальной сущности нервного процесса;

3) третье разрабатывало идею о возможном выходе психического акта за границы организма, от которого он исходит.


К учению о пневме обратился итальянский философ Б. Телезио (1509–1588). Он считал, что основу природы составляют теплота и холод, что первая и есть материальный носитель психических явлений, которые образуются в организме. Божественная пневма – материал души, представляющий собой тонкое вещество и названный вслед за Лукрецием духом.

Знаменитый анатом Везалий (1514–1564) написал трактат, в котором изложил свой взгляд на природу психического. Он в принципе придерживался взглядов Галена, поскольку его «животные духи» есть не что иное, как психическая пневма.

Одним из первых, кто связал «животные духи» не с психическим, а нервным началом, был Р. Декарт (1596–1650). По его мнению, это мельчайшие, быстро движущиеся тела, которые обладают только одним свойством – отражаться от поверхности мозга так же, как луч света. Благодаря их движению образуются ощущения.

Немецкий астроном И. Кеплер (1571–1630) известен и своими трудами по психофизиологии зрения. Он рассматривал его как чувственную деятельность сетчатки, которая активизируется и наполняется «зрительным духом». Под последним он подразумевал тончайшее вещество, которое разлагается вод влиянием света, сфокусированного хрусталиком. Предположение об «эфирной» природе нервного процесса признавал и поддерживал И. Ньютон (1642–1727).

Первое представление о тождестве нервной силы электрической наметилось в работах Л. Гальвани (1737–1798), когда тот наблюдал за сокращением нервно-мышечного аппарата лапки лягушки, когда она касалась металла. Ему принадлежит понятие «электрический флюид», которым он заменил бытовавший до этого «нервный флюид». Кроме того, у него встречается и выражение «нервно-электрический флюид».

Тождество нервного и электрического было окончательно признано научной общественностью и прочно вошло в обиход благодаря трудам К. Маттеуччи и Э. Дюбуа-Реймона. Последнему принадлежит двухтомник «Исследования по животному электричеству».

В 1862 г. великий русский физиолог И. М. Сеченов (1829–1905) издал труд «О животном электричестве», которое определил как «электродинамическую деятельность нервов и мышц (учение о животном электричестве в тесном смысле) и явления электрического раздражения этих органов». Фактически это есть предмет, изучением которого занимается современная электрофизиология.

История парапсихологии будет неполной, если оставить без внимания целый период, связанный с именем Ф. А. Месмера (1734–1815). В основе месмеризма была «идея одушевленного мирового флюида», известная с древних времен. Интерес к ней возродился в XV–XVI вв. и стал той отправной точкой, от которой идет третье направление научной мысли, видевшее своей задачей «познание природы психического в русле поиска его внемозговых структур».

Под флюидом понималось среднее между телом и душой, что-то полуматериальное, которое может иметь вид пара, частиц, животного духа и обладает свойством покидать тело и продолжать некое самостоятельное существование. Флюид считали тончайшей жидкостью, которая, проникая в тела, связывает их, вызывает общение, способствует всеобщей гармонии.

Подобно тому как магниты способны притягивать и отталкивать, живые существа могут испытывать симпатию и антипатию, которые, как предположили, также обладают магнетической природой. Впервые об этом заявил М. Фицин (1433–1499), утверждая, что между людьми с помощью некоего духа либо пара устанавливается магнетическая связь. Эта мысль была развита П. Помпонацци (1462–1525) в том плане, что он считал, что сила магнетического воздействия неодинакова у отдельных индивидуумов, что она может изменяться в пределах от практически полного отсутствия до очень значительной, что она зависит от целого ряда факторов – желания, воли, характера воображения и пр.

Взгляды древних на сущность дистантного влияния живых существ друг на друга казались Парацельсу (1493–1541) довольно наивными, поэтому он старался привнести в них больше конкретики и объяснял природу этого влияния с точки зрения природных феноменов – электрических и магнетических.

По Парацельсу, человек – это микрокосм, содержащий нечто, что дают ему небесные тела, а именно тонкое вещество, характеризующееся магнетическим свойством. С каждой частью тела соотносится определенная планета, способная воздействовать на нее с помощью всепроникающего эфира.

Металлы тоже наделены некими свойствами, которые зависят от планеты, с ними соотносящимися. Благодаря двойному потоку хорошего и плохого флюида, направленного от планеты к металлу, последний может вызывать недуг и излечивать его.

Человека Парацельс уподоблял магниту, считая голову плюсом, а ноги – минусом; то же самое и с остальными частями тела и органами. Помимо этого, он говорил, что в человеке присутствуют две независимые части – материальная и духовная. Но есть и астральная часть, представляющая собой квинтэссенцию, которая наполнена живыми материальными частицами, воплощающими «животный (или жизненный) дух». Именно с помощью его живые существа дистантно воздействуют друг на друга. Этим объясняются как симпатия, так и антипатия, непроизвольно испытываемые людьми.

Магнетическое исцеление Парацельс относил к вполне реальным, но мало изученным явлениям и в своей медицинской практике сам применял металлы.

Вопросами магнетизма и магнетического влияния занимались предшественники Месмера – Я. Б. ван Гельмонт (1577–1644), Р. Фладд (1554–1637), Дж. Максвелл (у последнего концепция была самой разработанной).

Гельмонт утверждал, что животный магнетизм обладает физической природой, вследствие чего проявляется везде. Магнетизм, по Гельмонту, это скрытое воздействие (отталкивание или притяжение), которое тела могут оказывать друг на друга, находясь на расстоянии. Это происходит благодаря «эфирному духу». Главная сила, посредством которой человек может влиять на значительно удаленные тела, – это желание.

Фладд полагал, что человеку как микрокосму свойственны два вида движения – центростремительное и центробежное. Первому соответствует симпатия, второму – антипатия. Вслед за Парацельсом Фладд считал, что каждое тело имеет свою звезду, что отношения симпатии и антипатии вероятны как между людьми, так и между человеком и животным, человеком и растением, человеком и минералом.

Максвелл – английский врач. Его биография неизвестна; только благодаря единственной книге, которую он опубликовал в 1679 г., – «Магнетическая медицина» – его имя сохранилось в истории.

Все души Максвелл считал инструментами, которыми управляет провидение, и каждая из них создает для себя соответствующее тело, которое относительно души находится в подчиненном состоянии. В процессе формирования тела возникает некая среда, которую Максвелл назвал «жизненным духом». Она и закрепляет за органами потребности организма. Пока жизненный дух пребывает в симметрии, организм жив. Кроме того, Максвеллу принадлежит мысль, что душа находится как внутри человека, так и вне его. Тело испускает лучи, которым душа дает энергию.

За несколько лет до того, как труд Максвелла увидел свет, близкую теорию, но с отчетливой физической ориентацией предложил И. Ньютон. Он высказал предположение, что «Вселенная наполнена универсальной всепроникающей средой – эфиром. Одна из форм последнего, а именно та, что связана с гравитацией (то есть с тяготением, притяжением), наполняет наш "жизненный дух", а потому управляет движением и размножением всего живого». Это положение примерно через 60 лет было представлено в труде Р. Мэда «Трактат относительно влияния Солнца и Луны на человеческие тела и о болезнях, вызванных этой причиной».

Ко второй половине XVIII в. подобные гипотезы и утверждения сосредоточились во Франции и благодаря усилиям Месмера обогатились теоретическими изыскания ми и практическими опытами. Вероятно, первым, кто высказал концепцию, основанную на флюиде, был профессор физиологии Лека в «Трактате об ощущениях» (1767 г.). В соответствии с его теорией дух и тело связывает некий флюид, который «возбуждает мускулы и передает ощущения мозгу». Под влиянием волеизъявления флюид может излучаться наружу и воздействовать на нервы других людей. Флюид, говоря современным языком, является носителем мысленной информации. Свой флюид Лека назвал животным и утверждал, что он может «излучаться и вызывать во флюиде других людей эмоции, изменение свойств, значительный переворот в зависимости от созвучия или диссонанса». Но, надо сказать, что эта концепция не вызвала никакого резонанса и не стала явлением в научной жизни того времени.

Прошло 7 лет после издания труда Лека, и появился человек, о котором много говорили и спорили. Это был Франц Антон Месмер.

На русском языке о Месмере и его теории написано немного, поскольку его труды образованные люди в тогдашней России читали в подлиннике, а необразованные и так нисколько не сомневались, что человек может как навести порчу, так и снять ее. Удивительно, но подобные представления живы и сегодня.

Некоторые предположения из теории Месмера были высказаны задолго до его рождения. Заслуга Месмера состоит в том, что он структурировал взгляды древних, ввел понятия, близкие его современникам (и не только им, но и нам тоже), и практически доказал действенность своего метода, его прикладную значимость, хотя породил немало споров о том, благодаря чему происходит исцеление.

Во времена Месмера высказывали отдельные предположения, причем совершенно противоположные. Противники Месмера, как и его последователи и сторонники, признавали, что лечебный эффект имеется, но исключительно под воздействием воображения больного. Прошло всего лишь 60 лет, как научную терминологию пополнили слова «внушение» и «самовнушение».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта