Главная » 2 Распространение » Китайские трактаты о военном искусстве. Сунь-цзытрактат о военном искусстве

Китайские трактаты о военном искусстве. Сунь-цзытрактат о военном искусстве

Не следует путать с философом Сюнь-цзы (荀子; прибл. 313-238 гг. до н. э. - также известным как Сюнь Куан) .

Сунь-цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ ; при рождении Сунь У , второе имя Чжанцин ) - китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».

Исторические факты

Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544-496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453-403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств. Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя.

Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.

«Искусство войны» Сунь-цзы в виде «бамбуковой книги»-цзяньду времён императора Цяньлуна (1736-1795). Из собрания Калифорнийского университета в Риверсайде.

Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» - никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.

На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу - город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу, а царь Хэлюй вошёл в состав «чжухоу» - официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».

Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны» (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана, В. В. Малявина). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).

Идеи

Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно. Он отмечает, что «война - это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях - это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной». Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой - как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:

  • «пути» (единодушия народа и верхов),
  • «неба» (соответствия времени),
  • «земли» (соответствия месту),
  • «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь),
  • «закона» (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:

  • наличия у правителя дао,
  • наличия у полководца способностей,
  • постижения особенностей неба и земли,
  • осуществимости законов и приказов,
  • силы войска,
  • обученности командиров и солдат,
  • ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны - сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа - подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци ). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

ннотация

«Был человек, которой имел всего 30 000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы.» - так сказано о самом знаменитом из полководцев Китая в трактате «Вэй Ляо-цзы». Согласно «Запискам» Сыма Цяня, Сунь-цзы был полководцем княжества У во время правления князя Хо-люя (514-495 г. до н.э.). Именно заслугам Сунь-цзы приписываются военные успехи княжества У, принесшие его князю титул гегемона - «ба». Согласно традиции принято считать, что именно для князя Хо-люя и был написан «Трактат о военном искусстве».

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, и, при этом, содержащий четко выраженные общие принципы как стратегии, так и тактики, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая, от У-цзы и до Мао-цзе-дуна. Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), а новые продолжают создаваться по сей день. Хотя сам Сунь-цзы и не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями, поколения комментаторов обеспечили нас огромным количеством эпизодов из китайской и японской военной истории, иллюстрирующих его положения.

Р.А. Исмаилов, Ф.И.Дельгядо (приложение к Лиддел Гарту «Стратегия»)

Книга включает подробные коментарии переводчика.

Сунь-цзы Искусство войны (в переводе академика Н. И. Конрада)

Предисловие переводчика

Из всех «Семи военных канонов» «Военная стратегия» Сунь-цзы, традиционно известная как «Искусство войны», получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий, она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века. Больше тысячи лет концепции книги вызывали непрерывные дискуссии и страстные философские дебаты, приковывая внимание весьма влиятельных в различных областях фигур. Хотя книга много раз переводилась на английский, а переводы Л. Джайлса и С. Гриффита не утратили значения до сих пор, продолжают появляться новые.

Сунь-цзы и текст

Долго считалось, что «Искусство войны» является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая, а все остальные книги в лучшем случае второразрядными. Традиционалисты приписывали книгу историческому персонажу Сунь У, активна деятельность которого в конце VI в. до н.э., начина с 512г. до н.э., зафиксирована в «Ши цзи» и в «Вёснах и Осенях У и Юэ». Согласно им, книга должна датироваться этим временем и содержать теории и военные концепции самого Сунь У. Однако, другие ученые, во-первых, определили многочисленные исторические анахронизмы в сохранившемся тексте, как-то: термины, события, технологии и философские понятия; во-вторых, подчеркивали отсутствие каких-либо свидетельств (которые должны были быть в «Цзо чжуань» - классической летописи политических событий того времени), подтверждающих стратегическую роль Сунь У в войнах между У и Юэ; и, в-третьих, обращали внимание на расхождение концепции крупномасштабной войны, обсуждаемой в «Искусстве войны», с одной стороны, и, с другой, запомнившимся лишь в виде атавизма сражения конца VI в.

Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzi) - китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».

Родился Сунь Цзы в царстве Ци. Он служил наемным полководцем в царстве У. Князь Хо Люй попросил его поговорить о военном деле. Сунь Цзи должен был продемонстрировать свои навыки. Он попросил передать князя гаремы, которые разделил на два отряда. Во главе каждого отряда он поставил по главной наложнице и дал им алебарды. ОН стал объяснять им военные команды. Отряды заняли боевое построение, но когда Сунь Цзы начал отдавать такие команды, как «вперед», «налево», «направо» - никто их не исполнял. Так продолжалось несколько раз. Сунь Цзы сказал, что если не исполняются команды – это вина командиров. Он велел казнить двух наложниц, что стояли во главе отрядов. Князь понял, что это не шутки, он попросил отменить казнь, но Сунь Цзы был непреклонен. Он сказал, что никто на войне не имеет права ослушаться командира. Так наложницы были казнены. После этого инцидента женщины старательно исполняли команды. Когда же князя позвали на осмотр войск он - не появился. Сунь Цзы его упрекнул в том, что тот только болтает о военном деле.

Когда возникла опасность для царства У, князь позвал Сунь Цзы на помощь. Ему было доверено войско, с которым Сунь Цзы одержал крупные победы. Он разбил царство Чу и захватил город Ин. Также разгромил царства Цзинь и Ци. Именно благодаря Сунь Цзы царство У укрепило свои позиции. Это царство стало частью цивилизованного Китая. По просьбе князя Хо Люя Сунь Цзы написал знаменитый трактат «Искусство войны». Затем Сунь Цзы вернулся в свое родное царство и очень скоро умер. Однако в течение веков китайцы, а позже монголы, учились по «Искусству войны». Первый перевод всего трактата сделали японцы, но трактат не привлек внимания исследователей с запада. Однако в 1722 году миссионер в Пекине перевел трактат и опубликовал его в Париже. Новый перевод был сделан в 1782 году. Вскоре «Искусство войны» перевели на многие языки мира. Этот трактат – первая известная попытка поставить стратегию и тактику на рациональную основу. Многие советы автора выглядят довольно простыми. История войны показывает, что очень часто нарушаются одни из самых основных принципов военного искусства.

Согласно Сунь Цзы, вступление в битву – это последнее средство. Перед тем, как опрометчиво кинуться в бой надо попробовать и другие методы. Например, пустить слухи во вражеском лагере, подкупить влиятельных руководителей и сделать все возможное, чтобы подорвать боевой дух врага. Сунь Цзы написал трактат для ведения войны в обычных условиях, но им пользовались как надежным пособием по ведению партизанских войн. Во время вьетнамской войны английский перевод книги быстро сметали с прилавков. Написана книга Сунь Цзы просто и читается легко. Она доступна для изучения, как офицерам, так и солдатам. На военную историю Сунь Цзы оказал колоссальное влияние.

Известным стал афоризм "Кто хочет мира, должен готовиться к войне". И хотя война сама по себе - неблагодарное и кровопролитное дело, иногда только она дает возможность получить то, в чем действительно нуждается страна. Одним из первых это понял и описал древнекитайский мыслитель Сунь-цзы.

Исторические свидетельства

В 7-4 веках до нашей эры Китай был разделен на множество царств. В центре они были более развитыми, а на побережье варварскими. Это время традиционно называется периодом "Вёсен и Осеней". На его конец приходится возвышение царств Юэ и У. Именно на данном этапе мы находим свидетельство о военном искусстве талантливого полководца и философа Сунь-цзы. Он не был популярен при дворе, но когда возникла опасность со стороны соседнего "коварного" Чу, правителю предложили превентивную войну. Проблема заключалась в отсутствии доверия к тем полководцам, которые служили при дворе повелителя. Поэтому один из министров порекомендовал пригласить ко двору того, кто сможет организовать армию и совершить с ней удачный военный поход. Этим военачальником стал Сунь-цзы.

Первое испытание

Хэлюй-ван, правитель У, провел собеседование с приглашенным военачальником. На все его вопросы о стратегии Сунь-цзы отвечал цитатами из своего трактата. Они были столь исчерпывающими, что невозможно было увидеть ни одного недостатка. Но повелитель захотел увидеть на практике. И тогда полководец предложил в качестве образца гарем Хэлюй-вана, состоящий из 300 наложниц. Их разделили на 2 отряда во главе с двумя любимыми женщинами князя, дали обмундирование и разъяснили суть приказов. Но красавицы только смеялись и не выполняли приказов полководца. Тогда по законам войны Сунь-цзы принял решение казнить командиров отрядов. Несмотря на протесты правителя, он самолично привёл приговор в исполнение. После этого бойцы-девушки беспрекословно и совершенно точно выполняли все приказы. Халюй-ван получил войско, готовое к выступлению, но потеря любимых наложниц омрачила жизнь князя. Тем не менее ему пришлось доверить создание войска своего царства Сунь-цзы, он же возглавил его в походах.

Военные успехи

Среди множества книг, провозглашающих те или иные постулаты, особую ценность имеют те, авторы которых сумели на практике доказать состоятельность своих доктрин. В этом плане трактат Сунь-цзы является безупречным. Созданная им армия в 30 тысяч воинов сумела захватить коварное царство Чу, дойти до территории Ин. Дальше, направив свои войска на север, полководец устрашил могущественные государства Ци и Цзинь. Удельные князья трепетали перед его силой, умениями и мудростью. Благодаря этим походам повелитель Хэлюй-ван стал гегемоном над князьями. Но после окончания военных действий Сунь-цзы удалился от шумного двора, потому что его уделом являлась война, а не придворные дипломатические игры и интриги. Правителю и его потомкам осталась специально для этого написанная книга "Искусство войны" Сунь-цзы.

Диалектика войны

Философской, идеологической основой "Искусства войны" является эклектика конфуцианства, даосизма и моизма. Такой синтез сумел показать войну в ее противоречии. С одной стороны, война - это путь развития, почва смерти и жизни, представляющая великие дела государства и правителя. С другой, это путь лжи и обмана. Война должна быть обусловлена основными пятью принципами:

  • единство целей управляющих верхов и народа;
  • своевременность (дао неба);
  • соответствие пространству, месту (дао земли);
  • наличие полководца, который в полной мере может сочетать такие качества, как благородство, благонадежность и высокие умения;
  • организованность и дисциплина войска, четкое следование существующим законам.

При этом нельзя забывать, что основная цель войны, как это ни парадоксально звучит - процветание населения, охрана доверия народа к своему повелителю. Поэтому военные действия должны быть быстрыми, мобильными и предельно эффективными. Начиная от шпионажа и заканчивая непосредственно военным походом - все должно быть продумано и подчинено великой цели. Распространенным выражением является следующее: "Идеальной является победа, достигнутая без военных действий".

Актуальность стратегии войны Сунь-цзы

Несмотря на то что более двух тысяч лет отделяют нас от времени написания трактата Сунь-цзы, книги современных восточных авторов не только в области международной политики, но и в сфере ведения бизнеса, пропитаны его идеями. Бизнес-учителя считают, что законы ведения борьбы не изменились, переместившись с полей сражения в офисы, суды и переговорные залы. Идеи быстрейшего достижения цели и эффективности лежат в основе современных бизнес-стратегий. Главные их них: победа без боя или в начале боя, мягкость и скорость как элементы силы и возможности их применения. Любая, не только экономическая, конкуренция требует применения выверенных тактик и стратегий, поэтому знакомство с трактатом "Искусство войны" будет интересно и полезно для широкого круга читателей - всех, кто желает достигнуть успеха в жизни.


«Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» — наиболее известный древнекитайский трактат на тему военной стратегии и политики, основополагающий текст «школы военной философии». Этот трактат применялся в военных действиях такими полководцами как Во Нгуен Зиап и Такэда Сингэн, а также применяется в процессе военного обучения в армии США, включая военно-морские силы.

Автором трактата является стратег и военачальник Сунь Цзы. Изначально трактат был датирован концом VI – началом V веков до н.э., однако после того как в захоронении начала эпохи Хань в 1972 году была обнаружена его расширенная версия некоторые исследователи стали считать, что он был создан во второй половине V до н.э. В любом случае, данный трактат является очень важным историческим документом, и большое счастье, что сегодня у каждого человека есть возможность с ним ознакомиться.

Сунь Цзы – китайский мыслитель, стратег, который жил, предположительно, в VI веке до н.э. Он занимал должность наёмного полководца князя Хо Люя, правившего в царстве У, сумел разгромить сильнейшее царство Чу и захватить его столичный город Ин, а также нанести поражение царствам Цзинь и Ци. Именно заслуги Сунь Цзы сделали царство У очень могущественным и позволили ему стать частью цивилизованного Китая.

Выполняя просьбу князя Хо Люя, Сунь Цзы и написал трактат о военном искусстве «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня», после чего вернулся в родное царство Ци, где и прожил остаток своих дней. Кстати, на происхождение от Сунь Цзы много лет спустя претендовали члены клана Суней – Сунь Цюань, Сунь Цэ и Сунь Цзянь, которые жили в эпоху Троецарствия.

Краткое содержание трактата «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня»

Трактат состоит из тринадцати глав, каждая из которых посвящена определённому аспекту ведения военных действий. Ниже вы можете прочитать некоторые положения нескольких разделов трактата.

Предварительные расчёты

Война является крайне важным процессом в жизни любого государства, и чтобы прийти к пониманию её перспектив, необходимо осознать пять её составляющих и ответить на семь вопросов.

Пятью составляющими войны являются:

  • «Путь» — отношение народа к своему правителю, доверие к нему, готовность умереть за него. Сюда относятся человеческие ресурсы и , которой обладает правитель
  • «Небо» — то время, которое есть в распоряжении воюющей стороны
  • «Земля» — недостатки и преимущества, которыми обеспечивает полководца местность
  • «Полководец» — войск, его мужество, беспристрастность и ум
  • «Закон» — всё, напрямую касающееся войск: подготовка, уровень офицерского состава и т.д.

Вопросы, на которые нужно дать ответ:

  • Кому из правителей свойственен наиболее ярко выраженный «Путь»?
  • Кого из полководцев можно назвать талантливым?
  • Кто из полководцев уже имеет опыт в использовании «Неба» и «Земли»?
  • Чья армия является наиболее дисциплинированной?
  • Чья армия является лучше обученной?
  • Кто из полководцев лучше понимает, что происходит в его войсках: кто достоин награды, а кого следует наказывать?

Ведение войны

В процессе ведения войны требуется самым тщательным образом вести , как очевидных, так и транспортных, ремонтных, бытовых. Важно понимать, какого вреда следует ждать от войны, чтобы иметь возможность оценить пользу, которую принесёт война.

Если войну затягивать, то все воюющие стороны будут нести убытки. Грамотный полководец, сумевший правильно рассчитать потребности, только единожды набирает солдат и запасается провиантом.

Стратегическое нападение

Сражение и победа – это далеко не лучшее, что способен сделать для своего государства правитель, и гораздо грамотнее одержать победу, вообще избежав сражения. Эффективнее всего сохранить государство врага и его вооружённые силы. Побеждающий без разрушений, осад и сражений может рассчитывать на гораздо большее, чем он имел изначально.

Правитель, который управления армией, может оказаться большой проблемой для всего государства. А победу можно одержать, если полководец умеет выбирать момент для сражения и момент, когда его нужно избежать, способен вести сражения с использованием как крупных, так и мелких армий, умеет выжидать и использовать неосторожности врага, способен самостоятельно управлять войском.

Форма

Важно уметь различать победу и непобедимость. Непобедимость является умением сохранять себя, а значит, зависит от того, кто намерен быть непобедимым. На возможность победить влияют врага, исходя из чего, не существует гарантированных побед. Победа связана с наступлением, а непобедимость – с обороной.

Умный предводитель изначально всё просчитывает, и лишь после этого вступает в схватку – это является предопределением его победы. Неграмотный предводитель изначально вступает в бой, и только после этого рассуждает на тему того, что требовалось сделать для победы – это является предопределением поражения.

Мощь

Не столь важно, управляет предводитель мелкими отрядами или многочисленными армиями, гораздо важнее правильное ведение боя и эффективность маневра. Если бой ведётся правильно, будет обеспечен эффективный маневр, обеспечивающий победу, т.к. появляется великое множество вариантов ведения боя.

Также важно брать в расчёт мощь и степень рассчитанности удара. Мощь является собиранием силы и управлением ей, а рассчитанность – на цели. Во время схватки мощь должна соответствовать изменяющейся обстановке, а рассчитанность гарантирует осуществление молниеносной атаки.

Полнота и пустота

Оказавшийся на поле боя раньше противника экономит огромное количество сил, а тому предводителю, который направляет войска в бой сразу по окончании марша, придётся управлять усталым войском, пусть даже до этого оно было сильнее войска врага.

Сильный должен быть обессилен, имеющий провиант , укрепившийся должен быть вынужден двигаться. Для дезориентации врага необходимо изначально выступить в том направлении, в котором он и ожидает, а затем сменить направление и идти другим путём. Если даже на длинном пути не будет засады, армия придёт к полю боя полной сил.

Для эффективной атаки требуется нападать на незащищённое место. Для эффективной обороны требуется защищать место, на которое не нападают. Когда враг не знает, где будет проведена атака, и где нужно защищаться, он будет рассеивать свои силы.

Борьба на войне

Борьба во время войны является сложной, и самым сложным в ней является умение сделать так, чтобы извлечь выгоду из бедствия, а обходной путь превратить в прямой. При движении по обходному пути требуется отвлекать врага, заманивая его выгодой, тем самым заставив сбросить темп. Борьба во время войны является опасной, ведь, пытаясь извлечь выгоду, можно понести потери, а армия, у которой нет запасов, скорее всего, погибнет.

Важность информации не может быть переоценена. Если не знаешь замыслов потенциальных союзников, не следует заключать соглашение с ними. Если не знаешь обстановку и рельеф, невозможно направлять войска и добиться преимуществ на местности.

Пять опасностей

Особенности местности должны быть учтены всегда. Лагерь не нужно разбивать в центре бездорожья, не нужно долго стоять там, где отсутствует вода, лес и естественные укрытия. В тех местах, где соединяется множество путей, нужно заключать союзы с соседями, дабы предотвратить неожиданное нападение на каком-либо из путей.

Пятью опасностями полководца являются:

  • Желание умереть во что бы то ни стало – полководца могут убить
  • Желание выжить во что бы то ни стало – полководца могут пленить
  • – полководца могут начать презирать
  • Чрезмерная чувствительность – полководец может слишком многим быть оскорблён
  • Чрезмерное человеколюбие – полководец может быстро остаться без сил

Данные опасности являются не просто недостатками полководца, но и бедой для всей армии.

Вместо заключения

Конечно же, мы упомянули лишь о немногих идеях, о которых рассказывает в своём трактате «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» Сунь Цзы. Но в этом есть своё преимущество – желание изучить эту уникальную работу становится ещё сильнее, и это далеко не случайно.

Две с половиной тысячи лет – это огромный срок для любой книги. А та книга, которую используют в качестве учебника различные люди на протяжении всего этого времени – воистину уникальнейший случай, если, конечно, не рассматривать различные священные писания. Но даже с ними «Искусство войны» может посоревноваться в популярности – каждый абзац этой книги скрывает в себе бесценный опыт выдающегося философа и полководца, который может пригодиться не только на войне, но и в обычной мирной жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта