Главная » 2 Распространение » Ленобласть какой регион. Карта ленинградской области подробная с городами, районами, селами

Ленобласть какой регион. Карта ленинградской области подробная с городами, районами, селами

1 октября исполнилось 20 лет российскому ваучеру. В начале 90-х годов бывшие советские предприятия превращались в акционерные общества, и вскоре 60 процентов государственной собственности перешло в частные руки.

Между тем именно эта приватизация, как пишут «Аргументы недели», «поставила крест на всех высокотехнологичных достижениях страны. Позволила так называемому западному миру без всяких затрат пользоваться добывающей промышленностью России. При том, что на поиски, добычу и разработку природных ресурсов за минувшие 70 лет в СССР были затрачены триллионы рублей и угроблены десятки миллионов человеческих жизней..... Руками миллионов раскулаченных и «врагов народа» задарма создавались глубоководные порты на берегу Ледовитого океана, строились угольные шахты в Воркуте, заполярный Норильский никелевый завод. А сколько людей погибли, перетаскивая на руках буровые для разведки нефти и газа в ядовитых болотах Западной Сибири или отбивая кайлом под Магаданом урановую руду. Добавьте сюда водные каналы, дороги, металлургические, авиационные, оборонные и химические заводы. Научные центры».

Распоряжаться и эффективно владеть собственностью на деле смогла лишь небольшая часть населения страны, сообщает «Голос России». Многим стать акционерами так и не удалось. Ваучеры не были именными, поэтому продавались и перепродавались за копейки. В результате они скапливались только у осведомленных и очень предприимчивых граждан. В народе эту реформу прозвали «прихватизацией». Главной её задачей было в короткие сроки перевести страну с социалистического на капиталистический путь развития.

Как говорит академик Российской академии наук (РАН), доктор экономических наук Олег Богомолов, многие российские ученые предупреждали об опасных последствиях такого эксперимента:

«Проект, к сожалению, имел фальшивую аргументацию, что приватизируется ничейная собственность. Но на самом деле эта собственность давала доходы, чтобы осуществлять социальные программы: бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, и пенсию, и льготный отдых, и пионерские лагеря, и все прочее. На самом деле Чубайс уже в те годы провозгласил: мы совершаем приватизацию, чтобы создать социальную опору новой власти. Создали олигархов типа Смоленского, или Гусинского, или Березовского. И целого ряда других».

Приватизация, по мнению эксперта, прошла без существенных выгод для государства и подавляющей части населения страны. Класс олигархов стал символом расслоения российского общества.

Сейчас готовится новый этап приватизации. По замыслу разработчиков, он будет принципиально отличаться от реформы 90-х годов прошлого века. Современную приватизацию обещают сделать открытой и, главное, понятной обществу.

«Как вы относитесь к приватизации 90-х? Что вы думаете по поводу готовящегося нового этапа приватизации?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, подчеркнул, что высказывает личную точку зрения - как гражданин и верующий человек: ему «не хочется впутывать Церковь в политику».

«Так вот, приватизация 90-х была аферой и авантюрой, и уж сейчас-то, по прошествии 20 лет, можно об этом с уверенностью говорить. Боюсь, что и следующая приватизация будет очередным этапом той же аферы и авантюры: нет никакого повода думать, что будет как-то иначе. Хотелось бы быть оптимистом, но реальность такого оптимизма совершенно не внушает. Более того, последние остатки той великой державы, которая у нас еще сохранилась, эти осколки империи, их хотят так же пустить с молотка? Кроме того, если посмотреть с духовной точки зрения, истинная власть от Бога в Российской империи была представлена властью русского царя, который был расстрелян со своей семьей и стал мучеником. И это преемство сакральной власти было утеряно. Коммунистическую власть и власть демократов вряд ли с точки зрения духовной вообще можно назвать легитимной. И в этом смысле приватизация выглядит еще более двусмысленно, потому что это распродажа не просто остатков империи, но и распродажа священной собственности, карт-бланш на которую имеет только русский государь, который как был, так и остается хозяином земли русской. И сейчас, после низвержения его, Божья Матерь взяла в руки силы царской власти, она управляет до того времени, пока не произойдет покаяние русского народа, пока от Бога не будет назначен истинный правитель и не произойдет возвращение и восстановление исторической справедливости. Так что приватизация - это хищение у Бога его прав на эту землю как на священную реальность. В этом смысле приватизация у православных вызывает, мягко говоря, еще большее сомнение: не будет ли помимо такого авантюрно-экономического еще и духовного подлога?» - задается вопросом отец Артемий.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что ничего не может сказать по поводу нового этапа приватизации. «…Чтобы судить об этом, надо хорошо знать проблему, а я с нею незнаком. Вообще же приватизация - это чисто экономический термин, но у нас это слово употребляется, как правило, с осудительной, негативной окраской. Это точка зрения не столько экономическая, сколько идеологическая - точка зрения проигравших битву за построение коммунизма и не желающих в этом признаться. Миллионы жертв были принесены на пустой алтарь, который для одних был самообманом, а для других - самым настоящим обманом. Партия коммунистов была преступной и по отношению к народу, и по отношению к богатствам страны. Я согласен, что приватизация с помощью ваучеров была уродливой. Но иной она в то время и не могла быть. Страна была разграблена и фактически разрушена коммунистами. И при таком состоянии надо было вводить демократические институты и строить новые экономические отношения», - заключил священник.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что приватизация все-таки была необходима. «Другое дело, что кто-то ухватил львиную долю, а кому-то достались крошки. Но, по крайней мере, люди смогли хотя бы приватизировать жилье, хоть какую-то собственность. Не думаю, что слабое экономическое развитие сегодня обусловлено приватизацией 90-х. Причина, по-моему, в свертывании демократических механизмов. Отсутствие здоровой политической конкуренции препятствует и экономическому развитию страны. Поэтому мы и превратились в сырьевой придаток всего мира. А власть имущие ищут, что еще можно продать. Нефть, газ, лес, земли - что дальше? Это, конечно, печально. На мой взгляд, мы не вышли еще из переходного периода. Может быть, лет через 15-20, при более демократическом устройстве мы придем и к более рациональному использованию всех наших богатств. О новой приватизации я толком ничего не знаю, но доверие к правящим структурам у значительной части населения утрачено. Едва ли можно ждать от них чего-нибудь хорошего. Я, во всяком случае, не жду», - заключил священник.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, выразил опасение, что и новый виток приватизации станет очередным актом мошенничества. «Мы помним, как льготы пенсионеров были заменены деньгами, которые тут же были съедены инфляцией. Это было мошенничество в рамках целого государства - и никого за это не наказали. Мы же живем на оккупированной, с экономической точки зрения, территории, на которой жулики и воры пытаются устанавливать свои порядки. И все, что они ни делают, все оборачивается против русского человека. Поэтому, все, что нам предлагают, надо внимательно изучать и выслушивать и делать все строго наоборот», - подчеркнул о. Олег.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает очевидным, что приватизация 90-х была грабительской и проводилась в интересах узкого круга лиц. «Но не думаю, что если бы она была справедливой, общество стало бы более нравственным. А здесь как раз поощрялось сребролюбие. На этом принципе собственно и строится современная цивилизация. Но это противоречит евангельскому духу и препятствует духовному развитию общества и человека. И социализм, и капитализм равно далеки от христианского идеала. Социалистическая система была, может быть, даже более справедливой, но и в ней на первом месте стояло именно материальное благополучие. Так что я не могу ни приветствовать, ни не приветствовать приватизацию», - заключил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, полагает, что в каком-то виде тогда приватизация была необходима, должен был образоваться слой частных предпринимателей. «Но необходимо было предусмотреть законом ответственность на первые годы владения. То есть закрепить возможность наказания за закрытие предприятий, потому что из-за приватизации быстро исчезли целые населенные пункты, где закрылись градообразующие фабрики и заводы, и это вызвало социальные потрясения. А все, что осталось, надо бы сохранить в руках государства. Мы говорим, что от нефти и газа зависит государство, которому принадлежит контрольный пакет акций «Газпрома». Будем приватизировать последние ценные ресурсы? Неважно, как это будет происходить, прозрачно или нет. При любом способе приватизации люди, имеющие финансовые рычаги в руках, смогут легко завладеть львиным куском по сравнительно удачной для них цене. Это неизбежно. Или может они хотят космическую область приватизировать? Ну что ж, пусть. Космос когда-то осваивали для престижа нашего государства, а сейчас такого разговора нет. Я не верю, что приватизацию можно провести так, чтобы это прошло в интересах всего общества, - особенно тех людей, которым не дотянуться до финансовых рычагов, а таких в нашей стране большинство», - заключил о. Георгий.

Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров. Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти.

Нормативная база приватизации

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.

В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  • содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
  • создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие формы приватизации:

закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности; льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды; продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе; продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному. Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 г. практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации при том, что эксперты предупреждали, что «заранее принимать на себя обязательство реализовывать приватизируемые предприятия в основном через аукцион — значит отказываться от получения оптимальных для страны результатов по многим сделкам… Жесткое применение аукционного метода приватизации существенно связывает российской стороне руки на… переговорах с зарубежными инвесторами». [А.З Астапович, Л. М. Григорьев. Иностранные инвестиции в России… с. 28.]

Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны [из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными; см.: Счетная палата… с. 11], взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

Ваучерная приватизация

Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые небесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)

Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Такой порядок приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.

Однако, идеологи приватизации неоднократно отмечали, что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по еще более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни».

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Схема действия чековыx инвестиционныx фондoв была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондoв на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.

Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом».

Залоговые аукционы

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Как отмечала Счётная палата России, «анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась». Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. Как отмечалось в докладе Счётной палаты, «сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. <…> Таким образом, сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически „кредитовали“ государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков — участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, „кредитовавшие“ государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий». Кроме того, вопреки правилам проведения аукционов банки не направляли кредитные средства на счёт в Центробанке, средства оставались в тех же коммерческих банках, но на специальных счетах.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие)

А. Чубайс оправдывает проведение залоговых аукционов следующим образом: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают». В то же время он отмечает: «В то время я не вполне понимал, какую цену нам придется заплатить. Я недооценил то глубокое чувство несправедливости, которое зародилось в людях»

Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета. Счётная палата резюмировала результаты своих проверок: «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер».

Залоговые аукционы, проведённые в России в ноябре-декабре 1995 года

Предприятие

Средства, поступившие в бюджет, млн. долл.

Победители аукциона

Норильский никель

ОНЭКСИМ Банк

ЗАО «Лагуна» (фактически — банк МЕНАТЕП)

ЛУКойл-Империал

Сиданко (теперь ТНК-BP)

Банк МФК (фактически — консорциум из МФК и «Альфа-групп»)

Сибнефть

ЗАО «Нефтяная финансовая компания» (гарант — Столичный банк сбережений)

Сургутнефтегаз

НПФ «Сургутнефтегаз» (гарант — ОНЭКСИМбанк)

Новолипецкий металлургический комбинат

Банк МФК (фактически — «Ренессанс Капитал»)

Новороссийское морское пароходство (Новошип)

АО «Нафта-Москва»

ЗАО «НафтаФин» (фактически — менеджмент самого предприятия)

АО «Мечел»

ТОО «Рабиком»

Северо-западное речное пароходство

Мурманское морское пароходство

ЗАО «Стратег» (фактически — банк МЕНАТЕП)

Приватизация в Москве

Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана еще до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от нее в России. [См.: А.Канина. Москва — единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]

Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние "бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на нее приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем — в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого — обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.

В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]

Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: "Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]

Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во — первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]

Тем не менее попытки серьезного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость ее в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.

Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]

Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и ее географическим положением.

Последствия

  1. В России произошел переход от социализма к капитализму.
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.
  5. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  6. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленности

Отношение населения

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50-55%) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным 1993 года, 74%) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной.

Приватизация в высказываниях участников и очевидцев

  • Анатолий Чубайс:

Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни.

Мы не могли выбирать межу «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трех до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом.

Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают.

  • Каха Бендукидзе, предприниматель:

Ленинградская область – субъект Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Самый густонаселенный регион СЗФО (не считая Санкт-Петербурга).

География

Площадь Ленинградской области – 83900 квадратных километров, это 0,5 % от площади России. Ее протяженность с юга на север – 320 километров, с востока на запад – 500 километров. По своей форме Ленинградская область напоминает трилистник. Граничит с двумя странами: Финляндией и Эстонией, а также с регионами: Псковской, Новгородской, Вологодской областями и Республикой Карелией.

Рельеф региона по большей части равнинный, Ленинградская область полностью находится на Восточно-Европейской равнине. Ее наивысшая точка – гора Гапсельга, которая имеет высоту всего 291 метр.

Северная часть Ленинградской области находится на территории Карельского перешейка, его география характеризуется большим количеством озер, скал и в целом неравномерным рельефом.

Регион богат водными ресурсами, здесь насчитывают более 1800 озер, а протяженность всех рек превышает пятьдесят тысяч километров. Крупнейшие из них: Луга, Оять, Сясь, Паша, Волхов. Крупнейшие озера (не считая Онежского и Ладожского) – Вуокса, Отрадное, Самро, Вялье-Стречно, Суходольское. Чуть больше 13 % площади области занимают болота.

Лодейнопольский район

Климат

На климат Ленинградской области большое влияние оказывают воздушные массы из Атлантического океана. Поэтому его характеризуют как атлантико-континентальный. Довольно часто (особенно в последнее время) бывают теплые зимы, это как раз обусловлено теплыми воздушными массами из Атлантического океана. При этом довольно часто бывает прохладное и дождливое лето. Среднее годовое количество осадков – 650 мм.

Наверное, все слышали шутки про отсутствие солнечных дней в Санкт-Петербурге, это относится и к Ленинградской области. Количество полностью безоблачных дней в году редко превышает 30. Для сравнения, в Казани этот показатель выше в 1,5 раза, а в Волгограде почти в два.

Абсолютный минимум температуры был зафиксирован в Тихвине, он составил -52 градуса по Цельсию. Максимум был зафиксирован также в Тихвине в 2010 году - +37,8 градусов. Средняя температура июля по области +17 градусов, января – 10. Снежный покров обычно появляется в начале декабря, хотя бывают когда, когда снег может выпасть только в январе.

Ленинградская область является одним из самых сложных регионов с точки зрения прогнозирования погоды. Погода характеризуется большой изменчивостью, поэтому здесь бывают засухи, продолжительные дожди, туманы, сильные ветра, шквалы, бывает гололед, град и грозы. К особенностям климата Ленинградской области можно отнести его непостоянство, например, один год средняя годовая температура может быть ниже на 10-12 градусов, чем в предыдущий или следующий год.

Юго-западные сильные ветра приводят к нагону воды в Финский залив, что вызывает наводнений. В результате подтапливает Санкт-Петербург и другие прибрежные районы. Рекорд был поставлен в 1824 году, когда вода поднялась на 420 сантиметров.

Озеро Ястребиное, Приозерский район

Население

Население Ленинградской области – 1 миллион 792 тысяч 629 человек. Плотность – 21,36 человека на квадратный километр. Преобладает городское население, на долю которого приходится более 64 процентов. По численности населения Ленинградская область занимает двадцать седьмое место в России (1,2% от населения Российской Федерации). Начиная с 2010 года численность жителей области увеличивается, до этого с 2000 по 2010 оно ежегодно убывало.

Наиболее густонаселенные районы прилегают к Санкт-Петербургу, наименее населенные расположены в восточной части Ленинградской области. Порядка 45 процентов находятся в трудоспособном возрасте.

По национальному составу преобладают русские, большое количество белорусов и украинцев.

Таблица. Национальный состав Ленинградской области (топ 5).

Национальность

Количество

Процентное соотношение

Украинцы

Белорусы

Населенных пунктов, с численностью жителей более 10 тысяч человек насчитывается 34.

Таблица. Десять крупнейших городов Ленинградской области

Город

Количество жителей

Сосновый бор

Всеволожск

Сертолово

Кингисепп

Административное устройство

Административное устройство включает в себя 217 муниципальных образований, к которым относятся один городской округ (Сосновоборский), 17 райнов, 135 сельских и 64 городских поселения.

В 2006 была проведена реформа местного самоуправления, после которого появилась современная двухуровневая система. На первом уровне это городское или сельское поселение, а на втором это муниципальный район или городской округ.

Таблица. Список районов Ленинградской области

Административный центр

Площадь кв.км

Количество жителей

Плотность населения в чел/кв.км.

Бокситогорский

Бокситогорск

Волосовский

Волосово

Волховский

Всеволожский

Всеволожск

Выборгский

Гатчинский

Кингисеппский

Кингисепп

Киришский

Кировский

Лодейнопольский

Лодейное Поле

Ломоносовский

Ломоносов (в составе Санкт-Петербурга)

Подпорожский

Подпорожье

Приозерский

Приозерск

Сланцевский

Тихвинский

Тосненский

В списке районов Ленинградской области мы не упомянули Сосновобородский городской округ. Его население – 67 тысяч человек, а площадь всего лишь 72 квадратных километра.

Выборгский замок

Экономика

Ленинградская область – один из экономических лидеров Северо-Западного федерального округа. Среди всех регионов РФ занимает 21 первое место по объему ВРП.

Среди всех видов экономической деятельности преобладают обрабатывающие производства, на долю которых приходится почти 23% от валового регионального продукта. На втором месте находится строительство с 20,5 процентами, на третьем услуги связи и транспорт с 14%, четвертое и пятое места занимают оптовая и розничная торговля (11%) и операции с недвижимым имуществом (8%) соответственно.

В сельском хозяйстве преобладают направления в сфере животноводства, картофелеводства и овощеводства. Есть большое количество птицефабрик, на долю предприятий Ленинградской области приходится более половины от поголовья всей птицы в СЗФО.

В регионе работает одна АЭС, в 2018 году должна начать работать Ленинградская АЭС-2 , 6 ГЭС, 1 ГАЭС и 1 ГРЭС. Работает много небольших гидроэлектростанций мощностью до 25 МВт.

Ленинградская область является популярным регионом для инвесторов, в том числе для иностранных. Ежегодно открываются новые предприятия.

Подробнее про экономику Ленинградской области можно прочитать в отдельной статье.

Выборгский район

Транспорт и дороги

В Ленинградской области очень развитая транспортная сеть. Это обусловлено не только соседством с Санкт-Петербургом, который является одним из крупнейших транспортных узлов России, но и тем, что регион является транзитным – через него большой грузопоток идет в страны Европы.

Протяженность железных дорог превышает три тысячи километров, по ним перевозят больше ста миллионов тонн грузов ежегодно. Железнодорожный транспорт относится к основным и самым популярным в Ленинградской области. В последнее время появляются новые быстрые электрички «Ласточки», благодаря которым время в пути на популярных направлениях резко сокращается. Например, из Выборга до Санкт-Петербурга «Ласточка» идет 1.15 минут.

Протяженность автодорожной сети в Ленинградской области – 22,5 тысячи километров. Главные трассы: «Россия» (СПб-Москва), «Скандинавия» (СПб-граница с Финляндией), «Кола» (СПб – Мурманск). Ведется строительство новых дорог, в частности в 2011 году была окончательно сдана дамба через Финский залив, была построена КАД (Кольцевая автодорога) вокруг Санкт-Петербурга.

Ралли в Ленинградской области

Однако состояние многих дорог (особенно в районах) оставляет желать лучшего. Зачастую грунтовые дороги находятся в лучшем состоянии, чем асфальтированные. Есть вопросы и к дорогам федерального значения. Например, трассу «Скандинавию» часто называют «трассой смерти» - аварий на ней случается очень много.

Автобусное сообщение развито равномерно во всей области. Осуществляется частными или муниципальными автопредприятиями. У жителей многих районов есть обоснованные жалобы на ценообразование. Например, в Выборге (на 2017 год) проезд в городском автобусе стоит 30 рублей, при этом проехать более двух километров весьма затруднительно, тогда как в Санкт-Петербурге за меньшие деньги можно проехать гораздо дальше. Подобные нестыковки есть и в других районах Ленинградской области.

Развит водный транспорт, развиваются порты в Выборге, Усть-Луге, Приморске, Высоцке. Единственный аэропорт Ленинградской области – Пулково. Есть несколько аэродромов для малого воздушного транспорта.

Флора и фауна

Практически вся территория Ленинградской области находится в зоне тайги, лишь небольшая часть относится к зоне смешанных лесов. Более половины территории региона занято лесами, однако считается, что они истощаются, так как в области уже долгие годы активно валят лес. Проблема еще и в том, что сосновые и еловые леса после вырубки часто замещают мелколиственными лесами, которые менее ценные.

В области можно найти: дуб, клен, осину, ольху, сосну, ель, несколько видов берез, клен, липу, вязы, ясень, лещину. Изредка встречаются другие виды деревьев, которые высаживались искусственно и в этих широтах не встречаются (каштан, серебристая ель и другие).

Леса богаты грибами, ягодами и лекарственными растениями. Из ягод встречаются: малина, клюква, брусника, черника. Грибы бывают не ежегодно, иногда бывают «грибные года», когда их очень много на всей территории региона, а иногда бывает обратная ситуация.

Финский залив

Млекопитающих в Ленинградской области – 68 видов. Наиболее распространены: белки, хорьки, кроты, куницы, зайцы, мыши, крысы, ежи. Крупные животные встречаются гораздо реже, среди них стоит отметить медведей, кабанов, косуль, лосей, лисиц, рысей, выдр, бобров, нерп. С точки зрения охоты Ленинградская область является не самым привлекательным регионом, по крайней мере, соседней Карелии она проигрывает в этом смысле весьма значительно.

Птиц насчитывается более 300 видов, наиболее распространенные: глухари, куропатки (два вида), тетерева, гуси, утки, рябчики, кулики, голуби, кукушки, дятлы, дрозды, синицы, вороны, снегири. Видов рыб насчитывают восемь десяток, к проходным относятся кумжа, лосось, корюшка и угорь.

Туристам

Ленинградская область представляет большой интерес для туристов. Развитая транспортная инфраструктура, относительно небольшие размеры региона и большое количество достопримечательностей позволяют за короткие сроки посетить много интересных мест.

В регионе есть много объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, из них отметим крепость «Орешек», историческую часть Шлиссельбурга, дворцово-парковый ансамбль в Гатчине и другие.

Перечисление всех достопримечательностей Ленинградской области займет очень много места, для этого у нас есть отдельные материалы, ну а самую подробную информацию можно найти в разделах посвященным разным районам.

В целом, в Ленинградской области созданы условия для любого вида отдыха, есть даже зимние курорты. Ежегодно проводятся интересные тематические мероприятия. Каждые выходные здесь можно найти, что посмотреть. Нет проблем и с размещением - гостиницы, базы отдыха и отели встречатся повсеместно.

В Ленинградской области располагается огромное количество заповедников, парков. В этих уникальных природных уголках, есть на что полюбоваться. Заповедники Ленинградской области - это не только красивая природа, но и возможность увидеть исторически значимые строения.

Общие сведения

Все заповедники Санкт-Петербурга и Ленинградской области разделены на следующие типы:

  1. Ботанические.
  2. Гидрологические.
  3. Ландшафтные.
  4. Геологические.
  5. Орнитологические.
  6. Комплексные.

Каждый тип имеет свои особенности.

Самые известные заповедники (список)

В Ленинградской области почти 100 самых разных заповедников и заказников, среди которых выделяют:

  • Нижнесвирский заповедник;
  • Мшинские болота;
  • Ингерманландский заповедник;
  • Музей-заповедник Павловский;
  • Вепсский лес;
  • Ялкала;
  • Истоки Оредеж.

Большой популярностью пользуются музеи-заповедники, где можно увидеть не только красоту флоры и познакомиться с представителями фауны, но и полюбоваться красивыми строениями, дошедшими до наших дней.

Нижнесвирский заповедник

Этот заповедник Ленинградской области является одним из самых больших. Его площадь составляет более четырехсот квадратных километров. Природный уголок располагается в Лодейнопольском районе, в устье реки Свирь.

Заповедник основали в 1980 году, до этого периода он считался заказником.

Рельеф этого заповедника Ленинградской области уникален из-за своего расположения: территория находится на террасах Ладожского озера. В древние времена, его уровень был выше почти на десять километров. Но при отступлении озеро оставило береговые валы.

Климатические условия в этой зоне умеренно-континентальные: летом достаточно тепло, много осадков. Самые сильные морозы, достигающие отметки -20, приходятся на январь-февраль.

В этом заповеднике Ленинградской области произрастают самые разные представители флоры: лишайники, черника, осины, камыш, осоки и другие виды растений. На охраняемой территории можно встретить бурого медведя, лося, рысь, барсуков, нерпу, журавлей, рябчиков.

Всего же в заповеднике обитает 244 вида птиц, среди которых есть представители, занесенные в Красную книгу. На берегу Ладожского озера осенью и весной можно наблюдать миграцию птиц. Здесь делают остановки гуси, утки, лебеди.

Мшинское болото

Территория заповедника располагается на водоразделе рек Ящера и Оредежа. Здесь есть несколько озер с густой сетью ручьев. В центральной части располагаются вытянутые в южном направлении озера Стречное и Вялье, а параллельно им тянутся болота. Они занимают большую часть заповедника.

Мшинское болото поросло сосной и низкобонитетными лесами. У озера Мочалище произрастает ясень, точнее, остатки от вырубленной рощи.

На территории Мшинского болота обитают самые разные представители фауны, занесенные в Красную книгу: аисты, филины, лебеди-кликуны, гагары, беркуты, скопа.

Павловский парк

В списке заповедников Ленинградской области есть уникальные музеи-заповедники. Одним из таких мест является Павловский парк, расположенный в городе Павловске под С.-Петербургом.

В парке имеется семь районов: долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Парадное поле, Придворцовый район, Белая береза, Новая и Старая Сильвия.

Украшают музей-заповедник павильоны различного характера. Здесь располагается храм Дружбы, Пиль-башня, мосты над Славянкой, скульптуры, Колоннада Аполлона, Круглый зал и другие достопримечательности.

Вепсский лес

Есть в списке заповедников Ленинградской области название Вепсского леса, хотя это больше национальный парк. Этот уголок можно назвать настоящим даром природы, где можно отдохнуть от городской суеты. Лес - это своего рода музей под открытым небом.

Вепсский лес славится не только природой, среди которой сохранились постройки древнего угро-финского народа. Также здесь есть красивое озеро, лес.

Ялкала

Между озерами Красавица и Долгое располагается удивительный музей-заповедник Ялкала. Когда-то в этом месте скрывался от полицейских вождь пролетариата. Во времена СССР, этот уголок природы оберегали. Из-за этого Ялкала дошел до нас в отличном состоянии.

В этом месте у каждого возникает ощущение, что здесь природа показывает человеку, кто в Ялкала хозяин. Из-за этого заповедник обычно посещают экотуристы. На тропах можно встретить и тех, кто просто хочет посмотреть на места, связанные с коренными народами, когда-то населявшими Карельский перешеек.

Истоки Оредеж

В Воловском районе, недалеко от деревни Пятая Гора, расположен региональный памятник природы, площадью более 900 га. Это местечко представляет собой известковое плато с выходами на поверхность грунтовых вод. Они дают начало реке Оредеж.

На территории заповедника имеются представители флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Среди них коростель, куропатка, сова болотная, перепел. Под особой охраной находится оредежская форель, ведь именно в этом месте она нерестится.

В Ленинградской области есть и другие, удивительные уголки природы, в которых представлены самые разные виды растений, животных, занесенных в Красную книгу и находящихся под особой охраной государства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта