Главная » 2 Распространение » Падежи и падежные формы имен существительных. Особые падежные формы существительных

Падежи и падежные формы имен существительных. Особые падежные формы существительных

Способы распознавания падежных форм имени

существительного

(русский язык 3-4 класс система)

1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос - Зависимым. Оно поясняет главное.

https://pandia.ru/text/79/217/images/image003_60.gif" width="12" height="27"> х чего? х что?

сочетание слов задать вопрос

главное слово зависимое слово

Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания: 1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.

Сочетание (сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)

2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?

Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».

3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.

И (за что?) за командой, за команду, в мяче,

Г в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,

https://pandia.ru/text/79/217/images/image009_24.gif" width="12" height="15">

4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?

Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи .

2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»

У норы добычи ждёт.

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота .

А теперь и за версту

Не приблизится к коту .

Крыса старая и та,

Видя грозного кота ,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом .

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.

Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус - падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму . В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.

Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.

Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца и т. п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата , того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей, рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»

« Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал - дательным .

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным .

Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

Из названия падежей образовали слова - помощники:

И. п.- имею, есть

Р. п. – нет

Д. п.- дам

В. п.- виню, вижу

Т. п.- творю, доволен

П. п. – думаю, говорю

Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?

Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:

1. Найти основу предложения.

2. Указать падеж подлежащего.

3. Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.

4. Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.

Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу: «Склонение имён существительных». В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.

Таблица выглядит так:

Падеж

Вопросы

Часто употребляемые предлоги

Примеры

кто? что? имею, есть

кого? чего? нет

от, до, из, без, у, для, с

кому? чему? дам

к, по

кого? что? вижу, виню

в, на, за, про, через

кем? чем? доволен

под, над, за, с, перед, между

о ком? о чём? думаю

в, на, о (об), при

Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т. е. к склонению – изменению существительных по падежам.

Новая тема ведётся в виде исследований:

I Сравнение окончаний имён существительных.

II Принципы объединения разных существительных в группы.

III Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.

1.Запиши предложения по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.

Это игрушка (кого?) Маш(и).

Это игрушка (кому?) Маш(и).

Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.

Это игрушка (кого?) Маши (Р. П.)

Это игрушка (кому?) Маше (Д. п.)

2. Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?

а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…

б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….

в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…

Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,

рода с окончанием о-е

в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце

3. Даны слова: плита, чаша, свеча

Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже , затем в винительном падеже . Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.

Именительный падеж: плита, папа, свеча

Винительный падеж: плиту, папу, свечу

Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -

Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.

Именительный падеж: вьюга, град, мышь

Винительный падеж: вьюгу, град, мышь

Вывод: эти слова относятся к разным группам, т. к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.

После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:

1. Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? (У них разные окончания или их нет вообще.)

2. Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?

Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.

3. Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?

У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.

При изменении по падежам, окончания существительных трёх склонений не сов –

Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:

1. Определить к какому склонению оно относится.

2. В каком падеже употреблено.

3. Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.

Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного

числа

Падеж, вопрос

1-е склонение

м. р., ж. р.

2-е склонение

3-е склонение

ж. р.

м. р.

ср. р.

И. п. кто? что?

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п.кого? что?

Т. п. кем? чем?

ой, ей

ом, ем

ом, ем

П. п.о ком? о чём?

В связной речи существительное вступает в синтаксические отношения с другими словами. При этом существительные выступают в одной из падежных форм. Например: закрытое окно , закрой окно , отверстие для окна , цветы на окне , свет в окне . Падеж выражает отношение существительного к другим словам в предложении или словосочетании.

Существует 4 типа падежных значений: субъектные, объектные, обстоятельственные и определительные. И.п. в основном используется для выражения субъектных значений, косвенные – для выражения объектных, определительных и обстоятельственных значений.

Каждый падеж обладает определенным набором значений, выступает в определенной синтаксической функции и выражает определенные синтаксические отношения.

Именительный падеж является начальной формой имени и обозначает:

1.) грамматическую независимость имени от других слов и оформляет подлежащее. Грачи улетели. Сосед соседа зван на ужин. Поздняя осень .

2.) оформляет именную часть составного именного сказуемого и приложения, выражая грамматическую зависимость от подлежащего. Зима-красавица. Ты будешь царь земли родной .

3.) вокативное значение, выполняя функцию обращения. Ты с басом, Мишенька , садись против альта.

Косвенные падежи делятся на приименные и приглагольный, то есть употребляются при именах или при глаголах.

Родительный падеж приименной имеет значения:

4.) принадлежности: книга отца, следы волка, дом брата ; в этом случае реализуются определительные отношения.



5.) субъекта действия: атака противника, решение директора, пение соловья ;

6.) объекта действия: охрана природы, строительство дома, чтение книги ;

7.) носителя признака: крыша дома, белизна снега, храбрость волка, красота матери ; в этом случае также реализуются определительные отношения.

8.) количество: стакан молока .

Родительный падеж приглагольный выражает в большинстве случаев объектные отношения:

9.) прямого объекта, на часть которого распространяется действие отрезать хлеба, налить молока, положи соли (еще говорят Р.п. части от целого);

10) прямого объекта при отрицании не собирал ягод, не читал лекции, нет выхода, не получил ответа;

11.) косвенного объекта при глаголах удаления, лишения избежать встреч, лишиться стипендии, опасаться простуды.

Дательный падеж приглагольный и приименной выражает значение косвенного объекта (адресата) передать брату, написать матери, памятник Пушкину ; в безличных конструкциях имеет значение косвенного субъекта отцу не спалось, детям весело .

Винительный падеж (только приглагольный) выражает значение:

2) обстоятельственное значение, выражая меру времени и пространства, объехать всю Сибирь, пройти километр, работы на час.

Творительный падеж приглагольный обозначает:

1) орудие действия писать пером, охватить рукой, толкнуть ногой;

2) субъекта действия в страдательных оборотах строится строителями, написана ученым, сделано мастером;

3) сравнительное значение летит птицей, кричать петухом ;

4) объект действия заниматься музыкой, руководить работой ;

5) обстоятельственное значение гулять вечерами, ехать лесом;

6) в составе именного сказуемого широко употребляется творительный предикативный стал инженером, работал врачом, будет учителем .

Творительный приименной выражает те же значения, что и приглагольный: удар топором, руководство работой, прогулки вечерами. Имеет также значение совместности действия. В этом случае Т.п. употребляется вместе с предлогом «с»: разговаривать с братом, играть с друзьями.

Предложный падеж приглагольный и приименной имеет в основном одинаковые значения:

1) объект речи, мысли, чувства (изъяснительное) говорить о деле разговор о деле, жалеть о прошлом – сожаление о прошлом ;

2) орудие действия добраться на машине – прогулка на машине ;

3) обстоятельственные значения места и времени жить в деревне – жизнь в деревне, приехать в марте – окончание работ в марте.

В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательным и обозначал лицо, к которому обращались с речью. Формы древнего звательного падежа сохранились в литературных произведениях. Например, «Чего тебе надобно, старче?» Звательный падеж сохранился в украинском языке. Следы звательного падежа сохранились в некоторых восклицаниях: Боже! Отче! Господи!

В современном русском языке функцию звательного падежа взял на себя И.п. В разговорной речи встречаются усеченные формы И.п.: Зин! Мань! Ты, Зин, на грубость нарываешься.

В русской грамматической традиции существуют разные мнения о количестве падежей. Так, в пределах Р.п. некоторые грамматисты выделяют 2 падежа: 1) собственно Р.п. ручка двери, производство сахара и 2) количественно-отделительный Р.п. немного сахару, купить сыру, навалило снегу. На 2 падежа расщепляется и П.п.: 1) П.п. изъяснительный писать о лесе, думать о лесе и 2) П.п. местный быть в лесу, не стой на ветру .

Для выделения местного падежа и Р.п. с количественно-отделительным значением приводятся следующие аргументы:

1) наличие собственного значения, при этом количественное значение отделяется от собственно значения Р.п., а местное – от изъяснительного;

2) наличие собственной формы: Р.п. количественный и местный падеж имеют окончание – у в отличие от окончаний а/е ;

Однако преобладающая точка зрения рассматривает 6 падежей, а не 8, так как различия не проявляются во мн.ч. и свойственны не всем существительным.

Падежная форма выражается при помощи окончаний (синтетический способ) и предлогов (аналитический способ). Окончание – главное средство выражения падежных значений. Сопутствующими являются:

· чередование фонем ветер//ветра, сон//сна, окно//в окне ;

· ударение сестра//сестер, угол//угла .

В случае омонимии падежных форм предлоги являются единственным средством различения падежных значений: из степи (Р.п), по степи (Д.п.), в степи (П.п.). Только при помощи предлогов выражаются синтаксические отношения у несклоняемых существительных: пуговицы для пальто (Р.п.), подойти к пальто (Д.п.), заплатить за пальто (В.п.), выйти в пальто (П.п.).

Чаще всего одна падежная форма имеет одно окончание. Однако есть случаи, когда имя существительное в одном том же падеже имеет 2 окончания – основное и вариантное: купить сахара – купить сахару, налить супу – приготовление супа, приготовление борща - *налить борщу .

Вариантные окончания встречаются в следующих падежных формах:

1. Окончание у в Р.п. используется для обозначения какой-либо части у вещественных существительных: ложка меду, кусок сахару и у отвлеченных существительных: много шуму, натерпеться страху, в составе фразеологизмов: с жиру, ни шагу назад, без роду и племени.

2. Окончание у в П.п. бывает обычно у некоторых существительных с пространственным значением наряду с предлогами «в» и «на»: в боку, в ряду, в углу, в саду, в тылу, на меду. Это в основном односложные слова.

3. Окончание ою/ею в Т.п. у существительных 1 скл. ед.ч.: с душою/душой, волею/волей. Эти окончания являются показателем поэтической речи, употребляются в книжном стиле.

4. Окончания ы/и (основное) а (вариантное) в И.п. мн.ч.: торт – торты, доктор – доктора, профессор – профессора, шофер – шоферы, слесарь – слесаря. Окончание а является показателем разговорной речи. Иногда существуют параллельные формы с разным значением: лагери ‘политические группировки’– лагеря ‘пионерские, туристические’, счеты ‘прибор’ – счета ‘бумаги’.

5. Нулевое окончание, окончание ов, ей в Р.п. мн.ч.: грамм – граммов, апельсин – апельсинов, чулок – чулок, носок – носков, доль – долей, свеч – свечей, туфель – туфлей. В каждом конкретном случае выбор осуществляется для каждой пары отдельно.

6. Окончание ями/ьми в Т.п. мн.ч.: костями – костьми, дверями – дверьми, людьми – людями (просторечный вариант).

Существование вариантов связано с 2 процессами: (1) в древнерусском языке было 6 типов склонения, которые в процессе унификация сократились до 3. Однако остатки древней системы проявляются и в современном языке; (2) в процессе падения редуцированных появились редуцированный формы окончаний.

Склонение – это изменение по падежам и числам. По сходству и различию в наборе падежных форм ед.ч. имена существительные объединяются в словоизменительные типы, их принято называть типами склонения . Так, слова книга, юноша, голова относятся к одному типу склонения, потому что имеют одинаковый набор окончаний, слова окно, река, ртуть – к разным типам склонения.

Склонение – постоянный признак имени существительного. Совокупность падежных форм, расположенных в определенной последовательности, называют парадигмой склонения . Выделяют 3 парадигмы склонения:

Наиболее четко разграничения представлены в ед.ч. Во мн.ч. у существительных разных типов склонения нередко используются одинаковые окончания: окнами, реками, степями, что обусловлено историческими процессами, происходившими в древнем языке.

Распределение существительных по типам склонения основано на родовой принадлежности. Однако распределение существительных по родам и склонениям не совпадает: слова одного и того же рода могут относиться к разным типам склонения. Например, река (ж.р.) – 1 скл., а степь (ж.р.) – 3 скл. Но родовая принадлежность обязательно учитывается.

К 1 скл. относятся имена существительные ж.р., м.р. и общего рода с окончаниями а/я в И.п.: дочка, земля, дядя, слуга, егоза, плакса .

Ко 2 скл. относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием (кроме путь), ср.р. и м.р. с окончаниями о/е в И.п.: дуб, сын, домишко, домище, колье, окно .

К 3 скл. относятся имена существительные ж.р. с основой на мягкий согласный или шипящий с нулевым окончанием: дверь, смелость, речь, рожь .

Существительные типа: армия, бытие, санаторий не составляют особого типа склонения, а принадлежат 1 или 2 склонению.

Во мн.ч. флексии существительных разных типов склонения совпадают в Д.п., Т.п. и П.п. У существительных 3 скл. мать, дочь во всех падежах, кроме И.п. и В.п, имеется наращение: мать – матери, дочь – дочери .

Тремя продуктивными типами склонения охвачены не все имена существительные. Имеются дополнительные образцы склонения:

1. разносклоняемые существительные;

2. существительные, образованные в результате субстантивации прилагательных и причастий;

3. несклоняемые существительные;

4. Имена существительные, имеющие только форму мн.ч.

О таких существительных также говорят, что они находятся за пределами системы склонения.

К разносклоняемым именам существительным относятся 10 слов ср.р. на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя , существительное ср.р. дитя и существительное м.р. путь . При их склонении используются окончания разных типов склонения:

Особенностью разносклоняемых существительных на мя является наращение –ен: семени, времени . У существительных семя, стремя – Ян в Р.п. мн.ч.: семян, стремян.

Существительное дитя имеет наращение ят: дитяти/дитятею (не дитем!)

Субстантивированные прилагательные и причастия рулевой, учительская, рабочий, учащийся изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями. Сравните: нет рабочего костюма – нет известного рабочего . При субстантивации утрачивается способность изменяться по родам и синтаксическая функция.

У несклоняемых существительных наблюдается полная омонимия падежных форм, они образуют особое «нулевое» склонение. Однако это не означает, что они не выражают падежных значений. Падежные значения передаются при помощи предлогов и синтаксических отношений, которые обнаруживаются по вопросу: выйти в пальто («в» указывает на косвенный объект – П.п.), купить пальто (кого? что? Вопросы прямого объекта – В.п.)

Так как во мн.ч. у существительных флексии Д, Т и П падежей совпадают и имена существительные не различаются по родам, то у существительных, имеющих только форму мн.ч., нельзя определить тип склонения.

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

135. Прочитайте.

      В рощах птичье пение,
      А в классе - тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».
      Склоняем вслух: «Весна, весны...
      Весне, весну, весною, о весне...»
      «Пришла ве-сна,
      Дождись ве-сны...
      Привет ве-сне,
      Встречай ве-сну...
      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне...»
      (Я. Аким)

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  • Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -

  • Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:

лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .

Признаки падежных форм имён существительных

Падежи

Предлоги

Вопросы
падежные
и смысловые

Роль в
предложении

кто? что?

Подлежащее

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

кого? чего?
где?
куда?
откуда?

Второстепенный член

кому? чему?
где? куда?

Второстепенный член

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

кого? что?
куда?

Второстепенный член

над, за, под, перед, с, со, между,

кем? чем?
где? куда?

Второстепенный член

о, об, в, на, при

о ком? о чём?
где?

Второстепенный член

138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
  • Обратите внимание на выделенные предлоги - они употребляются только с одним падежом.
  • В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

(В. Медведев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.

141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?

      Роняет лес багряный свой убор ,
      Сребрит мороз увянувшее поле ,
      Проглянет >день как будто поневоле
      И скроется за край окружных гор.
      (А. Пушкин)

  • Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
  • Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

Говори правильно!

      столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
      сле́сарь - сле́саря
      снеги́рь - снегиря́
      волк - во́лка
      шарф - шарфа́ (Р. п.)
      торт - торта́
      герб - герба́
      зонт - зонта́

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .

  • В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист ?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле- : телебашня , ... .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.

теле фо́н теле переда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .

(В. Катаев)

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки .
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

      Зябнет липа за окошком ,
      Выпал иней поутру.
      Машет маленькой ладошкой
      Жёлтый листик на ветру.
      Перед самою зимой
      Он прощается со мной.
      (В. Орлов)

  • Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
  • Найдите в предложениях олицетворения - слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .

148. Прочитайте. Спишите.

Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

149. Прочитайте.

      На горе шумит ветла,
      На ветле звенит пчела,
      Полосатая, как зебра...
      В роще - клёны и дубравы,
      А под ними есть грибы,
      Каждый гриб похож на зонтик.
      (Ю. Мориц)

  • Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
  • Найдите в предложениях сравнения.
  • Вспомните, почему предложный падеж так называется.

150. Прочитайте.

1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

а лле́я

Страничка для любознательных

Употребление падежей в речи

Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.

В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.

В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.

151. Прочитайте.

      Я сам себя в пальто одел
      И рукавом свой нос задел.
      Решил пальто я наказать
      И без пальто пошёл гулять.
      (О. Григорьев)

  • Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел , а когда - надел ?
  • По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто ?

Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе . В этом случае падеж определяется по вопросу.

152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.

Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

  • 5. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных.
  • 6. Морфологическая категория рода существительных. Существительные общего рода.
  • 7. Морфологическая категория числа существительных. Значение форм единственного и множественного числа. Не соотносимые по числу существительные.
  • 8. Существительные с неполной парадигмой (pluralia & singularia tantum). Соотношение основ существительных в парадигмах числа.
  • 9. Морфологическая категория падежа существительных. Значения падежей.
  • 10. Особые падежные формы существительных. Вариативные формы падежей.
  • 11. Склонение имен существительных. Неизменяемые существительные.
  • 12. Формальная классификация типов склонения существительных по а.А. Зализняку.
  • 13. Местоимение-существительное как часть речи. Особенности местоименных слов. Лексико-грамматические разряды местоимений.
  • 14. Морфологические категории местоимений-существительных. Особенности склонения местоимений-существительных.
  • 15. Имя прилагательное как часть речи.
  • 16. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
  • 17. Морфологические категории прилагательных (род, число, падеж). Словоизменение прилагательных.
  • 18. Полные и краткие формы прилагательных. Категория степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных.
  • 19. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Выражение различных числовых значений.
  • 20. Морфологические категории числительных. Склонение числительных. Сочетаемость числительных с разрядами существительных.
  • 21. Глагол как часть речи.
  • 22. Лексико-грамматические разряды глаголов.
  • 23. Категория вида глаголов. Маркированность видовых значений.
  • 24. Чистые видовые пары (способы образования чистых видовых пар; соотношение значений глаголов в парах).
  • 25. Способы глагольного действия. Не соотносимые по виду глаголы. Особенности видовых противопоставлений у глаголов движения.
  • 26. Категория залога. Маркированнность залоговых значений. Интерпретации пассивных конструкций.
  • 27. Способы выражения залоговых противопоставлений. Взаимодействие залога с другими глагольными категориями.
  • 28. Категория наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Сослагательное наклонение. Прямое и переносное употребление форм наклонения.
  • 29. Повелительное наклонение. Прямое и переносное употребление форм наклонения. Взаимодействие с другими глагольными категориями.
  • 30. Категория времени глагола. Абсолютное и относительное время. Система значений категории времени в русском языке.
  • 31. Прямое и переносное употребление временных форм.
  • 32. Категория лица глаголов. Формы безличности.
  • 33. Категории числа и рода глаголов.
  • 34. Словоизменение глагола. Виды глагольных основ и их соотношения. Словоизменительные классы глаголов.
  • 35. Инфинитив как исходная форма глагольной парадигмы. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.
  • 36. Причастие как глагольная форма. Адъективация причастий. Образование причастий.
  • 37. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Категория степени сравнения наречий
  • 38. Служебные слова в системе частей речи. Разграничение наречий и предложно-падежных форм существительных с обстоятельственным значением.
  • 39. Предлоги как часть речи. Значения предлогов. Синтаксические конструкции с ударными первообразными предлогами.
  • 40. Разряды предлогов. Критерии разграничения составных отыменных предлогов и предложно-падежных сочетаний существительных.
  • 41. Союзы как часть речи. Синтаксическая структура союзных соединений.
  • 42. Разряды союзов. Критерии разграничения сочинительных и подчинительных союзов.
  • 43. Союзные слова
  • 44. Особенности частиц как части речи.
  • 45. Разряды частиц
  • 46. Междометия, их типы
  • 47. Спорные моменты в классификации слов по частям речи.
  • 48. Переходы слов из одной части речи в другую.
  • 10. Особые падежные формы существительных. Вариативные формы падежей.

    Категория падежа – это формальная словоизменительная категория, выражающаяся в противопоставлении 6 (13) рядов форм, которые обозначают формальную характеристику отношения имени существительного к другим словам (знаменательным ч.р.) (направленность, локализованность, периферийность) обозначаемого предмета или существа в словосочетании (чаще) или предложении (реже).

    Особые падежные формы: звательный (1’), род. частичный (2’), счётная форма (2’’), определённости-неопределённости (2’’’, 4’’), разделительный (3’), второй винительный (4’), местный (6’).

      При обозначении свойства «частичности» говорят о родительном частичном (партитив, второй родительный, 2’), когда вместо флексии род . используется флексия дательного . Wiki: …лишь у ограниченного числа слов его форма отлична от родительного падежа, но употребление его довольно распространено: «Возьми-ка кофейку холодненького…». Имеет значение какого-то количества либо же требования (дайте сахару ). Сейчас исчезает, т.к. легко заменяется родительным (стакан сахару-сахара) или винительным (налить чаю-чай), хотя сохраняется в устойчивых оборотах: с глазу на глаз , дать маху , с боку на бок , особых конструкциях (чаю! наро-о-оду!), а также явл. ед. формой диминутивов: чайку , медку .

      В отличие от род. частичного, очень частотен и используется с новыми словами местный падеж (локатив, второй предложный, 6’) – падеж со значением места. Флексия опять совпадает с дательным (в лесу , на лугу ). Показывает местонахождение предмета (в пространстве/времени), обозначенного существительным. Используется преим. с сущ. м.р. (# в И.п., короткие слова) или сущ. 3 скл. (знач. вещества - кровь ):

        частями тела (на лбу, на носу)

        пространственными объектами (на берегу, в краю)

        веществами (жир, клей, мёд, пух, лёд)

        действиями и периодами времени (бред, век, год, отпуск, пир)

        совокупностями людей (мир, полк, строй, ряд)

    Есть мнение, что доп. падежи используют окончание дательного падежа потому, что он сам по себе редкий.

    Предл. падеж предполагает акт говорения, но о некоторых объектах трудно говорить, поэтому местный становится более частотен (в носу , но о носе - ?)

      И . п . в качестве апеллятива – падеж, иногда используемые при обращении; форма без флексии, только основа: Кать , Вить . Разговорный, стилистически окрашенный, формы не зависят от глагола.Была форма звательного падежа, устойчиво сохранившаяся в нек. словах: Боже , Господи .

      Счётная форма Р . п . (2’’) – в конструкциях с числительными: три стола (ед.ч), пять столов (мн.ч). Может менять основу (пять людей vs пять человек , год vs семь лет ).

      Второй винительный (4’) – в конструкциях с глаголами - движения: пойти в гости (* пойти в гостей ) - соц. действий: пойти в депутаты (* пойти в депутатов ) - устойч., типа играть в дочки - матери , казаки (совокупность людей, но ведут себя как одушевл.)

      Значение В . п . (развивающееся ) определённости - неопределённости : (2’’’, 4’’) Ждать письмо (опред .) Ждать письма (неопр .) . На людей не распространяется.

      Разделительный падеж (второй дательный ) (3’) – раздать по три яблока , И.п. для числ. (дб * по трём яблокам ). Есть следы развития.

      Вариативные окончания Им . мн . ч . м . р . 2- го склонения –ы/-и и -а/-я, среди которых господствующим является окончание ы/-и: корректоры – корректора ; тракторы – трактора .

      Вариативные падежные окончания имеют существительные 1- го скл . в Тв . ед . : стеной / стеною , землей / землею .

      Вариативные формы Род ., Дат ., Тв . падежей образуют слова на –ишко и –ище типа домишко – домище : род. п. домишка и домишки ; дат. п. домишку и домишке ; твор. п. домишком и домишкой .

      Одуш . сущ . типа волчище и котище (с увеличительным значением) в разговорной речи также имеют вариативные формы в некоторых падежах: вин. п.: волчища и волчищу, род. п. волчища и волчищи, дат. п. волчища и волчище, твор. п. волчищем и волчищей.

      Вариативные окончания отмечаются у форм Тв . мн . некоторых существительных: дочерями дочерьми , лошадями лошадьми .

      Некоторые имена существительные имеют вариативные окончания в Р . п . мн . ч . Это окончания -ов –ев –ев –ей и нулевые окончания: кеды кедов и кед ; буряты – бурят и бурятов.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта