Главная » 2 Распространение » Поведение человека в экстремальных ситуациях примеры. Поведение в экстремальных ситуациях

Поведение человека в экстремальных ситуациях примеры. Поведение в экстремальных ситуациях






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
  • Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
  • Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.

Элементы содержания : Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.

Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Водная часть .

Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.

3. Основная часть урока .

Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.

Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.

Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.

Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.

В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.

При пожаре это ….(пожарные ).

При тяжелом заболевании это… (врачи )

Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские )

Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить

Памятка № 1 (Слайд 2.)

Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;

Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;

Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;

– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Задание:

Составь словосочетания по образцу:

Машина - полицейская машина.
Жезл - … жезл.
Свисток - … свисток.
Рация - … рация.
Пост - … пост.

Памятка № 2 (Слайд 3.)

Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;

Не доверяйте случайным знакомым;

Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;

Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)

Как правильно вызывать пожарную службу?

Что и в какой последовательности надо называть:

  1. объект;
  2. что горит;
  3. адрес;
  4. номер подъезда;
  5. этаж;
  6. код (для входа в подъезд);
  7. фамилия;
  8. телефон;
  9. сколько этажей в здании;
  10. есть ли опасность для людей.

Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:

  • во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
  • во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
  • в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?

(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска .)

Памятка № 4 (Слайд 6.)

Как можно потушить горящий электроприбор?

  • отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
  • нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
  • небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
  • при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.

На доске вывешивается плакат с написанными или нарисованными правилами оказания первой помощи.

Первая помощь при травмах:

Вывихи – смещение суставных концов костей.

Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;

  • холод на область поврежденного сустава;
  • обезболивающие средства (анальгин);
  • создать неподвижность конечности;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.

Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;

  • наложить шину (подручный материал);
  • борьба с шоком или предупреждение его;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.

Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).

  • холод (лед, холодная вода);
  • покой поврежденной части;
  • при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;

- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.

- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.

Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)

Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно

  • Позвать на помощь взрослых.
  • Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
  • Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
  • Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
  • Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.

При растяжение связок (Слайд 9.)

При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.

Практическая работа в парах.

Блиц-опрос

  • Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
    (Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению )
  • Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
    (К полицейскому ).
  • Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?
    (01, 02, 03, 04 )
  • Как определить место купания на водоемах?
    (По указательному знаку .)
  • Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
    (Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься .)
  • Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
    (Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка .)
  • Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
    (Вежливо отказать .)
  • Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?
    (Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин ).
  • Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?
    (Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать ).
  • Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
    (Дым содержит ядовитые вещества .)

Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»

Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?

Что было самым интересным?

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Нарисовать плакат по теме данного урока.

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма - это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций - это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях - очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение - пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

Знайте, что снег - это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций - это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.

Понятие экстремальной ситуации и общие признаки экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация - это выходящая за рамки «обычной» ситуация, требующая от человека повышенной концентрации физических и (или) эмоциональных усилий, с возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности человека, иначе говоря, это ситуация, в которой человеку дискомфортно (несвойственная ему ситуация).

Признаки экстремальной ситуации

1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.

2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.

3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с заметно и резко меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Поведение человека доводится до автоматизма, поэтому расход психофизических и физических сил в таких ситуациях сведен к минимуму. Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:

О внешних условиях;

О своих внутренних состояниях;

О результатах своих собственных действий.

Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если эта активность не приносит ожидаемого улучшения положения, человека захлестывают отрицательные эмоции разной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности и как оценка ситуации, и как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так:

Объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;
- человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям;

Оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

Ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию - психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке.
Формы напряженности.


Представьте себе группу спортсменов, готовящихся к крупным соревнованиям по бегу. На тренировках они нока- зывают примерно одинаковые результаты, функциональные возможности у них равные-спрашивается, почему одни как бы обречены на победу, а другие всегда проигрывают, даже


имея более высокие результаты, показанные на контрольных прикидках?
Когда все бегуны выстраиваются на предварительной линии старта, то видно, что практически все волнуются и нервничают. Ho при этом одни.краснеют, а другие бледнеют. Из истории нам известно, что когда Юлий Цезарь отбирал из новобранцев воинов для своих непобедимых легионов, то он старался вначале как следует напутать человека. Испуг проявляется у разных людей но-разному - у одних бледнеет кожа лица, а у других напротив, вследствие прилива крови к кожному покрову -: краснеет. Подумайте и скажите - бледнеющих или краснеющих Цезарь старался заполучить в свою армию?
Значит, есть огромная, принципиальная разница между деятельностью в обычных условиях (скажем, на тренировке, на обычном уроке) и такой же деятельностью, но на крупнейших соревнованиях или на вступительном экзамене, от результатов которого, возможно, зависит вся ж^знь.
зываются такие признаки, как «сложные», «трудные», «особые», «критические», «аварийные», «чрезвычайные», «экстремальные», «сверхэкетремальные», «гиперстрессовые» и т.д. Получается, что в одном случае акцент делается на характеристике объективных условий деятельности (цсложныс» условия), в другом на отношении человека к возникшей ситуации («трудные» условия), в третьем акцент делается на возникшем у человека состоянии («гиперстрессовые» условия).
Само понятие экстремальные условия одни специалисты определяют как «неблагоприятные для жизнедеятельности», другие как «условия, требующие мобилизации аваршшых возможностей организма». Известно, что каждый может быстро бегать, если сзади будет мчаться рычащая овчарка. Вспомним историю, случившуюся в KiiTae накануне Олимпийских игр в Токио. Полиция преследовала одного грабителя и загнала его в тупик, из которого не было выхода. С трех сторон улицу ограждали высоченные заборы.
Полиция торжествовала - участь воришки была предрешена. Ho вор продолжал мчаться вперед, наращивая ско
рость; включили сирену и прожектор - это окончательно испугало несчастного. Издав Душераздирающий вопль, он с прямого разбега, толчком справой ноги взлетел над забором высотой 2 м 51см и скрылся. Китаю тогда нужна была хоть одна золотая медаль на Олимпийских играх. В газетах было объявлено, что если данный преступник добровольно явится на стадион в сектор прыжков в высоту, то ему все будет прощено, а кроме того его включат в олимпийскую команду и выплатят солидное денежное вознаграждение. На стадион явилось семь человек. Самый лучший прыгнул на 2 м 03 см. Это было ниже олимпийского норматива^ и на всякий случай призера этих «криминально-полицейских» соревнований посадили в тюрьму.
Или другой, более близкий нам пример. Иван Алексеевич Бунин на 52-м году жизни отдыхал в Швейцарии. Он лежал на зеленой травке, на берегу ручья ногами к воде и любовался плывущими по небу облаками. И вдруг перед его глазами заколыхалась змеиная голова. А Бунин с детства панически боялся змей. В ужасе он вскочил и прыжком с места перепрыгнул через ручей. А ширина ручья была 2 м 94 см. Известно, что Бунин был интеллигентным человеком, невысокого роста, который никогда в жизни не занимался спортом. Уверен, что среди читателей этой книги есть немало «крутых» ребятгЛд I м 90 см. Пусть попробуют прыгнуть с места хотя бы на 2 м 50 см. Значит, люда в обычных условиях используют лишь малую долю своих потенциальных возможностей. Нужны условия экстремальные, чтобы человек смог проявить свои истинные возможности. Ho оказывается, что не все люди способны улучшить свои результаты в критической для их жизни ситуации. Некоторые, напротив, в сложной обстановке теряются и не способны показать даже свой обычный результат.
Психологам известно, что под влиянием различных психологических условий деятельности происходит ослабление воздействия одних и усиление других свойств темперамента. Так, показатели деятельности в тренировочных занятиях не обнаруживают практически никаких связей ни с одним свойством темперамента. В привычных условиях и спокойной обстановке каждый человек может показать все, на что он способен. А вот на результативность выступлений на соревнованиях отрицательно влияют такие качества личности, как тревожность и эмоциональная возбудимость. Эти свойства темперамента на соревнованиях иначе, чем на тренировках, влияют и на другие стороны деятельности: изменяются длительность сосредоточения внимания перед выполнением упражнений, уровень притязаний, и т.д. В частности, в условиях cipecca мотивы одной и той же активности вызывают неодинаковую степень нервно-психического напряжения у спортсменов с сильной и слабой нервной системой. У людей с сильной нервной системой при большой активности мотива, как правило, уровень психологического напряжения оптимален, и это способствует улучшению их деятельности. Классический пример поведения американского спринтера и прыгуна в длину Джесси Оуэнса на^ерлинской Олимпиаде 1936 года. Получив золотую медаль в прыжках в длину, он начал готовиться к финальному забегу на 200 метров. Промежуток между этими видами - 30 минут. Все спортсмены находятся в чудовищном нервном напряжении. А Оуэнс спокойно заворачивается в одеяло и спокойно укладывается спать на зеленой травке стадиона. Ровно через 20 минут он просыпается и начинает уверенно разминаться. Вид спящего Оуэнса накануне самого ответственного в его жизни старта убийственно воздействовал на его основных конкурентов. Для Ifflx это была демонстрация абсолютной уверенности в своей победе.
Что касается спортсменов со слабой или неустойчивой нервной системой, то при активной мотивации они обычно испытывают чрезмерное психическое напряжение, приводящее к ухудшению деятельности. Вспоминаю, как накануне чемпионата страны по легкой атлетике со мной, с молодым ходоком на 20 км, проводили идейно-воспитательную беседу: «Завтра утром у тебя финал. От твоего успешного выступления зависит судьба всей командной борьбы. Ты должен полностью выложиться и показать все, на что ты способен». Как человек ответственный, я очень серьезно воспринял полученное указание. Итак, в 8 утра старт. Встать надо часов в 5 и как следует покушать. Значит, надо лечь пораньше, чтобы хорошо выспаться. И вот я лег спать в 21.00 и до 5 часов утра не мог сомкнуть глаз. Сколько я ни внушал себе, что нужно уснуть - все бесполезно. Большая ответственность буквально раздавила меня. За ночь не меньше 20 раз я стартовал и боролся с воображаемыми противниками до конца. Утром, окончательно обессиленный, я с большим трудом смог сползти с кровати. Известно, что под влиянием стрессовых стр, зов zzzzzzz==rzzz
факторов возбуждение стимулируется и образуется доминанта с различной степенью подвижности нервных процессов. У личности с сильной нервней системой доминанта устойчива и стабильна, а у спортсменов со слабой нервной системой она неустойчива и легко переходит в торможение, сопровождающееся ухудшением двигательных возможностей. Очень большую роль в поведении человека в экстремальной ситуации играют такие качества, как темперамент, как сензитив- ность (эмоциональная чувствительность и возбудимость), тревожность и активность в преодолении препятствий. Сен- зитивность в широком смысле слова является показателем эффективности, адаптации личности к напряженным или экстремальным условиям. Высокая сензитивность - это качество, противоположное стабильности и устойчивости психического состояния. Практика показывает, что с повышением сетитивности ухудшается результативность деятельности человека, особенно в критической ситуации (скажем, ответственные соревнования, экзамены, неожиданное нападение хулиганов на улице).
Известно, что практически все олимпийские чемпионы обладают пониженной сензитивностыо. Почему так? Представьте себе, что на земле лежит бревно толщиной 30-50 см. Будете ли вы волноваться, тревожиться, переживать, сомневаться в своих силах, бледнеть от страха, если вас попросят пройтись по этому бревну? Ну, конечно же, нет. Ведь бревно очень широкое и опасности для вас эта прогулка никакой не представляет. А если то же самое бревно перекинуть через глубокое ущелье, по дну которого ревет река в яростной схватке с огромными валунами? И вас уже не попросят, а заставят перейти ущелье по этому бревну. Кое-кто может умереть от страха при одной мысли об этом. Человек перед таким испытанием бледнеет, потеет, у него трясутся руки и ноги. А все почему? Он не просто хочет перейти по этому бревну. А очень хочет! И чем больше он будет себе внушать, что «надо», «нужно себя заставить», «во что бы то ни стало», «я должен», «иначе позор или смерть на острых камнях», тем меньше у него шансов для успешного выполнения этого задания. Ho стоит только себе внушить, что опасности никакой нет, что по этому бревну я бегал сотни раз, что оттого, что его подняли на большзто высоту, оно тоньше не стало, - вы без особого труда выполните задание. Главное - не смотреть вниз на кипящую воду и острые скалы на дне

ущелья. Значит, чтобы не бояться, необходимо реально смотреть ка вещи, трезво оценивать ситуацию (это не последний экзамен в жизни, не получится - приду еще раз, не выиграю на этих соревнованиях - выиграю на других, в конце концов и оценка, и спортивный результат - это не главное в жизни). Иногда даже полезно преуменьшить степень возможной опасности (ну и что тут такого, что с детства мне знакомое бревно перебросили через пропасть, ведь я по нему сто раз бегал, пока оно на земле лежало). He случайно величайший оратор Древнего Рима Цицерон произнес парадоксальную мысль: «Хорошую речь можно произнести только перед стадом баранов». Поэтому каждый, готовящийся к публичному выступлению, должен без излишнего Tpeneia и чрезмерного уважения относиться к своей аудитории, иначе он будет способен только трястись от страха и лепетать глупости. На аудиторию надо посмотреть сверху вниз. Веда ты готовился, все знаешь, чего же бояться. Настало время просветить и этих «баранов». Это же касается и людей с дефектами речи. Чем больше человек думает о своем заикании, чем больше он будет стараться от него избавиться, тем хуже у него будет с речью. Для начала нужно суметь расслабиться и внушить себе, что мои дефекты речи никакого значения для жизни не имеют. Ведь умного человека и не глазам видно. Если бы я мог тогда, много лот назад, суметь расслабиться в ночь накануне старта, я показал бы неплохой результат.
Согласно психологическим исследованиям, лица, которые вследствие нарушения регуляционных функций личности не способны справиться с трудной ситуацией, обнаруживают тенденцию к избеганию ее. В частности, было установлено, что среди лиц с завышенной самооценкой встречается больше неустойчивых к стрессу, чем среди лиц с адекватной самооценкой. Спортсмен всегда боится получить физическую травму. Как обидно растянуть сухожилие накануне соревнований! Ho не менее важно научиться избегать психических травм. Ведь в сложных условиях в реализации деятельности участвуют не отдельные органы или системы организма, а весь организм в Целом, хотя какая-либо из систем может подвергаться преимущественной нагрузке. При этом необходимо учитывать, что биологические стр^туры индивида по мере становления личности все более преобразуются и на уровне развитой личности становятся подвластными ей. У зрелой и развитой личности биологические функции организма во многом зависят от пси- хологнческих детерминант. Психологи подчеркивают «тонкую приспособляемость организма к различным эмоциональным ситуациям; так, вегетативные, соматические и поведенческие реакции при страхе совершенно различны в зависимости от того, реальна ли возможность избежать опасности или нет». В спортивной психологии имеются данные, согласно которым «биологические функции во время соревнований протекают под сильным воздействием именно психических факторов». Ho действуют психические факторы, во-первых, индивидуально, во-вторых, избирательно. Вегетативная нервная система, ответственная за внутренние функции организма, практически неконтролируется со стороны сознания. Поэтому у людей, обладащих сильным уравновешенным и подвижным - сангвиническим темпераментом, в экстремальной ситуации возникает «стресс льва». Получается, чем сложнее ситуация, тем более оптимально, рационально и надежно действует" подобный индивидуум. Вот он на старте, покрасневший, с блестящими от возбуждения глазами. В кровь у него в данное время поступает большое количество адреналина, гормона, стимулирующего двигательную деятельность. Этот гормон поможет ему выложиться до конца и показать более высокий результат, чем в спокойной тренировочной работе, без большого количества зрителей и строгих судей. И чем громче рев трибун, тем более уверенно чувствует себя такой спортсмен. Опасность как бы подстегивает такого человека, заставляет его действовать смело, уверенно, решительно. Наполеон так писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравнимы, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту». А вот рядом с нашим героем стоит его друг, который на тренировке удивлял всех своими высокими результатами. Ho что-то очень бледный, волнуется и вздрагивает при криках с трибун. Он тоже хочет быть первым и установить рекорд, но у него слабая нервная система и в крови у него выделяется ацетилхолин - гормон с действием, противоположным действшо адреналина. Поэтому в условиях одной и той же экстремальной ситуации у человека со слабой нервной системой совершенно противоположная реакция - «стресс кролика» - дезорганизация деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение. Причем у конкретного спортсмена «стресс кролика» всякий раз может

проявляться по-разному. За два фальстарта его могут просто снять с соревнований, он спотыкается и падает, с него слетают плохо завязанные туфли с шипами и т.д. После неудачного финиша такой незадачливый спортсмен, объясняя свое поражение, будет всякий раз находить разные причины: внезапное расстройство желудка (называемое «медвежьей болезнью» - прямое следствие стресса), неожиданно разболелась старая травма, слишком быстро начал дистанцию и не осталось сил на финиш и т.д. Другие неудачники в подобных случаях всегда винят соперников - именно их затирают на старте, бьют локтем по печени, выталкивают за бровку и т.д. Интересно, что если подобные казусы происходят с уверенным в своих силах человеком, то, скажем, удар по печени способен только разозлить его и стать новым стимулом для блестящей победы. Поэтому одно и то же свойство темперамента - например тревожность (под которой понимают склонность человека преувеличивать физическую или социальную опасность ситуации и испытывать при этом отрицательные эмоциональные состояния - страх, тревогу, беспокойство и т.п.), у разных людей проявляется не одинаково. Эта особенность личности в значительной степени обусловливает интенсцвность реакции тревоги у спортсменов накануне ответственных соревнований. Ho все дело в том, что без этой самой тревоги нет возможности показать на соревнованиях более высокий результат, чем на тренировке. Реакцию тревоги поэтому следует рассматривать как естественный процесс приспособления организма к напряженной ситуации. До определенной степени интенсивность этой реакции положительна, и лишь чрезмерная тревога является нежелательной и приводит к ухудшению деятельности. Тревожность служит как бы пусковым механизмом для проявления активности в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Тревожность и возбудимость в различных пределах способствуют возникновению состояния мобилизации, психической готовности к деятельности в напряженных условиях, улучшению ее результативности.
Для нас в ажно не то, что люди с сильной нервной системой (а это врожденное свойство, данное человеку от Бога) оказываются способными на высокий результат. Эти люди самой природой предназначены на роль победителей. Куда более интересно, что среди спортсменов очень высокого класса встречаются люди со слабостью, неуравновешенностью, инертное-
тью нервных процессов, чрезмерно возбудимые и психически неустойчивые. Ho даже такие свойства нервной системы и темперамента не мешают им добиваться выдающихся успехов в спорте. Этому во многом способствует формирование индивидуального стиля деятельности, под которым понимают обусловленную типологическими свойствами нервной системы совокупность приемов и способов деятельности и форм реагирования, позволяющих добиваться успеха в ее выполнении. Индивидуальный стиль деятельности - это один из значимых аспектов самоактуализации, - то, к чему должен стремиться каждый человек. Формирование индивидуального стиля деятельности преимущественно происходит не за счет преодоления или исправления отрицательных сторон темперамента и свойств нервной системы, а за счет эффективного использования их положительных сторон для данной деятельности. Так, надежность спортсмена в экстремальных условиях крупных соревнований зависит не только от того, сильным или слабым типом нервной деятельности он обладает, но и от того, насколько тот властвует над своей психикой. Ведь практически любой человек при должной подготовке и тренировке обладает способностью к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях непосредственно перед выступлением. Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем реализации определенных программ, автоматизированных в процессе подготовки.
Сознательная регуляция предстартового состояния основана на выработанном умении спортсмена контролировать его проявления и причины, целенаправленно создавать образы-представления, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулировки и специальные приемы для. воздействия на состояние мышц, вегетативные функции и эмоциональное возбуждение. Сознательная регуляция психического состояния может способствовать повышению надежности спортсмена лишь при повседневном применении системы психорегулирующих воздействий (аутогенной, пси- хорегулирующей тренировки).
Итак, практика показывает, что в одних и тех же условиях разные индивиды реагируют неодинаково, причем эти различия касаются как степени подверженности воздействиям, так и типа наблюдаемых эффектов. Так, у одних отмечается вы

сокая устойчивость к стрессу, к деятельности в экстремальных условиях, а у других низкая. При этом у одних в экстремальных условиях деятельность улучшается (иногда довольно значительно, а у других - ухудшается вплоть до срыва).
Значит, можно говорить о двух типах состоянии, связанных с деятельностью в экстремальной ситуации: напряжения, оказывающего положительный мобилизующий эффект на деятельность, и напряженности, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности.
От чего же зависит возникновение того или иного состояния? Во многом от субъективной оценки степени важности, значимости таго или иного событии для определенного индивидуума. Это можно назвать оценкой потенциальной угрозы. Согласно данным, полученным психологами, угроза представляет собой предвосхищение человеком возможных ойас- ных последствий воздействующей на него ситуации. Это предположение проверялось в экспериментах, в которых испытуемым демонстрировался один и тот же кинофильм, показывающий несчастные случаи на лесопильне. В первом варианте опытов испытуемым просто сообщалось, что в фильме будут показаны несчастные случаи на лесопильне; во втором - что события не являются реальными, а только имитируются актерами; наконец, в третьем случае экспериментаторы стремились отвлечь внимание испытуемых от тяжелых эпизодов в фильме: зрителей просили беспристрастно проследить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает правила техники безопасности рабочим. На основе полученных данных был сделан вывод, что в первом случае у большинства зрителей наблюдались ясно выраженные стрессовые реакции, во втором - стресс не возникал, так как события в фильме рассматривались как неопасные. Что же касается третьего варианта фильма, то если испытуемые истолковывали эти события как опасные и не занимали, таким образом, беспристрастной позиции наблюдателя, то стрессовое состояние возникало.
Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, и т.д. Для решения встающих здесь проблем бесспорное значение имеют разрабатываемые пси

хологами вопросы о силе мотивов, об их иерархии, типах таких иерархий, действенности потенциальных и актуальных мотивов, осознаваемости и неосознаваемости их, зависимости реализации мотивов от времени, от расстояния к цели, от интенсивности потребностей, от адекватности способов достижения цели, возрастных особенностей и др.
Однако остается неясным, насколько установленные для обычных условий закономерности сохраняются в трудных ситуациях. Ведь в ситуациях, создающих угрозу, приходят е действие все мотивационные процессы и реализация одного из них будет зависеть не только от его силы, места в иерархии и т.д., но и от различных ситуационных факторов, степени опасности и т.д. Так, человек, который знает, что убегание в условиях физической опасности недостойно «настоящего мужчины», может, подвергшись нападению хулиганов, спасаться бегством, потому что в этот момент сохранение здоровья важнее, чем сохранение хорошего мнения о самом себе.
Всем известно, что в сложных условиях в критической ситуации динамическая сторона (темп, энергия, интенсивность) деятельности и поведения приобретает исключительно важное значение, так как она непосредственно определяет эффективность, надежность человека. Значит, врожденные динамические характеристики протекания психических реакций в экстремальных условиях оказывают решающее воздействие на конечную результативность человеческих действий. Безусловно, сила нервной системы играет важную роль в динамике психических состояний. Сила нервной системы выступает физиологической предпосылкой надежности человека. Этот фактор всегда учитывался при профессиональном отборе и профессиональной ориентации. Поэтому дляработы авиадиспетчером, летчиком (и других профессий, требующих мгновенного принятия правильного решения в экстремальной ситуации) всегда отбирали людей с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Значит, природные особенности человека ограничивают возможности человека. Именно в критической ситуации их функционирование может приобрести решающее значение и сказаться на процессе деятельности в целом. Дело в том, что существуют общие и индивидуальные пределы допустимых интенсивностей биологических процессов, в рамках которых происходят различного рода биологические перестройки, сопровождающиеся мобилизацией резервов организма, приспособлением его к воздействующим стимулам. При-
-rrffftrasH стт!??п^тгг;^. стр-з1з
ближение к этим пределам или превышение их приводит к различным патологическим сдвигам, которые имеют иногда даже необратимый характер.
Спрашивается, а может ли человек не в экстремальных, а в самых обычных условиях выйти за пределы своих биологических возможностей? Многие удивительные факты, которые наука еще объяснить не в состоянии, доказывают, что возможности человека по истине безграничны. Это можно понять только через единство и взаимосвязь природных свойств человека с его свойствами как личности. А человека, как уже было сказано, можно описать не только как биологического индивидуума, но и как безграничное поле сознания, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Так, газета «Комсомольская правда» (1996, № 44) писала о 56-летнем силаче из города Серпухова - Анатолии Ивановиче?амо- думове. Анатолий Иванович невысок ростом, крепок, но не Сталлоне. На улице встретишь - не обернешься. Отрывает он от земли 6,5 тонны. Объяснить, как он это делает, опираясь на данные физиологии, анатомии, физики, химии и прочих наук, в принципе невозможно. Предел биологических возможностей человека (имеется в виду суперсилач весом 150 кг) не может превышать 1,5 тонны.
Однажды Самодумову попала в руки книга Владимира Шапошникова «Железный Самсон» - о русских силачах. Прочитав ее, он удивился, что все «богатыри» в своих достижениях останавливались на 60 пудах (около тысячи трехсот килограммов). «Почему не больше?» - подумал Анатолий и принялся решать загадку, основываясь на собственном опыте. И тоже застопорился на этой отметке. Когда поднимал тонну триста, казалось, что можно добавить еще пару сотен килограммов. Ho добавлял пятьдесят, и штанга словно в землю врастала. Однако тренировки продолжались, и в конце концов штанга уступила. После этого Самодумов полтора месяца пребывал в эйфории. «Это было идиотское состояние, - вспоминает он. - Я был абсолютно счастлив, всем доволен, хотя и понимал, что со стороны выгляжу ненормальным. Когда это состояние прошло, начал осознавать, что таким путем можно много чего достигнуть и попасть в область, доселе неизведанную».
Как же сам Самодумов объясняет свои феноменальные

результаты? По его словам, дело отшодь не в накачанных мышцах и в чудовищной физической силе.
«Кроме гравитации, в мире есть масса других явлений, о которых мы раньше ничего не знали и которые только начинаем постигать, - рассказывает он. - Например, существует внутреннее энергетическое состояние каждого живого су щества или предмета. Важно научиться этим состоянием vie равлять. Медики установили, что если человек занимаете поднятием тяжестей, это благотворно на него влияет: орга низм очень быстро оздоровляется. Когда мы поднимаем, штангу, в работу включаются все наши возможности. Пере страивается энергомощь каждой клетки. Наши занятия - это такая же естественная потребность, как есть, пить и спать
Беда йогов, всех восточных единоборств в том, что он. развивают в человеке одни центры, но подавляют другие. Развитие идет однобоко. Мы же достигаем гармонии - в это;, уникальность методики. А все наши рекорды - лишь эффею от занятий по самосовершенствованию».
Анатолий Иванович не заявляет о своем методе как о панацее от всех болезней. Он лишь приводит факты-у пятидс- сятичетырехлетней пациентки была чисто женская патология. Врачи запретили ей носить больше пяти килограммов, инач; -реанимационное отделение. Грозила сложнейшая операция. После полугода занятий в секции эта женщина поднимала восемь центнеров, необходимость операции отпала. Практически все болезни, которые я пробовал лечить с помощью своей методики, исчезли, - говорит Самодумов. - «Побочный эффект» - похудение, омоложение общее укреп- ление организма. Люди, которые занимаются у меня, перестают болеть. Даже простуда, от которой очень трудно уберечься, у них протекает очень легко и быстро... Ho не пытайтесь тотчас хвататься за тяжелые гири, чтобы избавиться от болячек. Ничего не получится. Может стать хуже. Здесь, как и в учебе, тренировка строится по принципу «учитель-ученик». Это очень важно, поскольку, по сковам Анатолия Ивановича, в первый раз именно он «заряжает человека энергией, почерпнутой из Космоса». Без нее все занятия насмарку».
Любопытно, что Анатолий Иванович занимается только с девушками. Он считает, что девушки более открыты, более доверчивы, более дисциплинированны. Мужчины все подвергают сомнению, им надо все проанализировать и разложить по полочкам, а уж о доверии и речи быть не может. К тому же сильный пол очень легко разбазаривает с трудом накопленный потенциал.
Значит, человек не только в экстремальных условиях, но It в обычных, когда нужно совершить нечто выходящее за пределы человеческих возможностей, может черпать дополнительную энергию из неизвестного пока источника. Получением дополнительной энергии можно объяснить не только этот, но и многие другие необычные результаты. Как, например, каратист может голой рукой разбить 10 бетонных блоков, положенных один на другой? Даже если предположить, что его кости и мышцы крепче стали, то все равно это в принципе невозможно, так как для совершения подобной работы необходима мощь тяжелого артиллерийского снаряда. Или, как каратист взмахом руки тушит свечу, находящуюся за толстым стеклом? Причем иногда подобные феноменальные возможности проявляются у самых обыкновенных людей, попавших в критическую ситуацию. Ведь факты очень упрямая вещь.
Однажды, на глазах у одной женщины на ее 15-летнего съша обрушилась стена. Парня придавило очень тяжелой плитой. Спасения ждать не приходилось, вокрдт никого не было, и он был обречен. Ho хрупкая женщина не стала думать о том, что плиту весом около трех тонн может поднять только подъемный кран. Она думала только о спасении своего единственного сына и знала, что кроме нее это больше никто не сделает. Поэтому она смогла рывком приподнять эту плиту и вытащить сына. Можно привести и более известные примеры. Так, знаменитый йог Шри Чен Мой на глазах у многочисленных зрителей поднял от mief а над головой груз в 2 тонны весом. Из истории можно вспомнить, как 14-летняя американка Лулу Херст в 1885 году, стоя на весах на цирковой арене, поднимала над головой стул с сидящим на нем человеком весом 80 кг. Самое удивительное, что весы при этом показывали только ее вес. Вес поднимаемого неведомой силой уменьшился до 0. Очевидно, только в каких-то исключительных условиях человек обретает такую невероятную силу и обретает новые невиданные ранее возможности. Условно эти явления психологи называют особыми состояниями психики. Эти особые состояния возникают, как правило, в экстремальных или, точнее сказать, пограничных ситуациях. Это такие ситуации индивидуального существования, в которых самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Точнее, узнает нечто новое о своих сущностных силах и возможностях.

Согласно К.Ясперсу, пограничные ситуации возникают исключительно перед лицом смерти, неразделенной любви или испытаний с непредсказуемым исходом. Пограничные ситуации побуждают человека опираться на свои сущностные силы и служат важным источником саморазвития личности. Пограничные состояния не имеют непрерывного существования, они как бы вкрапливаются в наш житейский опыт. Находясь в таком состоянии, человек поступает вопреки всему, невзирая на здравый смысл и несмотря ни на что. Множество реальных фактов доказывают правомерность этой чисто философской абстракции: например, человек бросается на помощь другому, не только рискуя жизнью, но часто не представляя себе, возможно ли его вообще спасти. Муж чина отстаивает свое достоинство и мужскую честь, зная, что об этом никто никогда не узнает.
Представьте себе, что вы идете по Ворошиловскому мосту и на ваших глазах пятилетний малыш перевешивается через перила и стремительно падает вниз. Как поступить в подобной ситуации? Все мужчины делятся на две категории: одни, ни о чем не думая, прыгают с моста в воду, а другие, судорожно вцепившись в перила, о чем-то напряженно думают. А ведь подумать есть о чем. Имеет ли смысл вообще рисковать и прыгать вниз, если ребенок уже разбился о воду и утонул? А вдруг в этом месте из воды торчат железные сваи или бетонные блоки? А вдруг с другой стороны подмоет уже заходит баржа, и я прыгну как раз на железную палубу? Наконец, не мешало бы снять дорогой кожаный пиджак, и т.д. и т.п. Понятно, что после такого всестороннего анализа сложившейся ситуации спасать уже будет некого. Ho с другой стороны, как разумному человеку совершать безрассудные поступки?
Какой-нибудь парень может много бахвалиться своей «крутостью» и смелостью, но никогда не пойдет без оружия против толпы в двадцать человек. Ведь это же безрассудство - силы слишком неравны. Ho почему же другому (который и попадает в категорию «настоящий мужчина») эти разумные доводы так и не приходят в голову, и он с горящими глазами врезается в толпу в двадцать человек? Парадоксально, но подобное безрассудство зачастую приводит к убедительной победе. В безумстве храбрых есть что-то такое, что обращает в бегство более сильного и многочисленного противника.
Мужественность всегда иррациональна и парадоксальна. Иной раз человек осознает, что совершаемый им поступок

не только безмен, но и бессмыслен, но поступить иначе, удержать себя он,- в принципе, не может. Иногда понятие «мужественность» неправомерно подменяют понятиями «идейная убежденность», «нравственная зрелость», «моральный выбор в экстремальной ситуации» и т.д. Ho это же не совсем верно, так как нравственный выбор все-таки подконтролен сознанию, как и преданность каким-либо идеям или идеалам. А мужественность неподконтрольна сознанию, логике и здравому смыслу.
В старом фильме о совместных боевых действиях советских и"французских летчиков «Нормандия-Неман» показан один реальный эпизод. Один французский летчик должен был перегнать самолет на другой аэродром. В бомбовый отсек он посадил русского механика без парашюта. Ho поднявшись в воздух, летчик потерял управление в результате какой-то аварии. Сложилась критическая ситуация, когда самолет он посадить не может, механику помочь тоже. Он докладывает об этом на землю, и ему приказывают катапультироваться. Ho поступить так - значит нарушить кодекс настоящего мужчины («сам погибай, но товарища выручай»). Ho он в данной ситуации не только мужчина с мыслями и чувствами, но и боевая единица, которую нужно сохранить, чтобы в следующем бою использовать по назначению. Ему строго-настрого приказывают катапультироваться, но он не может с собой ничего поделать. Внутренний кодекс мужской чести оказывается выше приказов и даже желания жить. Наконец, механик по внутреннему переговорному устройству умоляет его прыгать, но он взрываетсяшместе с самолетом.
Какова же причина подобных поступков, если отбросить все соображения благоразумия и здравого смысла? А ведь они не беспричинны (более того, человек в таких ситуациях уверяет, что он не мог поступить иначе). Сказать, что причина этих поступков иррациональна и экзистенциальна, - значит поставить вопрос о характере этих причин. Пограничные состояния поэтому для психологов являются своеобразными «окошечками» в особое измерение человеческой жизни - в то «экзистенциальное пространство», законы которого действуют на человека столь же неумолимо (невозможно поступить иначе), как и физические законы. Внешние причины безрассудного поведения личности, находящейся в пограничном состоянии, могут быть самыми разными - религиозный фанатизм, политические убеждения, патриотизм,

просто общепризнанная «крутость», но внутри действует одна и та же причина -мужественность. Именно сформировавшаяся мужественность, как туго сжатая пружина, (как постоянно взведенный курок), в критической ситуации, мгновенно распрямляется, выталкивая (точнее выстреливая) человека, бросая его в бой против всего мира. Момент «выстрела» в принципе не может быть осознан и критически осмыслен. Человека будут сжигать на костре, а он, не чувствуя боли будет восторженно кричать: «Славен Господь!». Подобная мужественность всегда была «как кость в горле» у сильных мира сего, привыкших делать дело с покорными верноподданными. На протяжении столетий многие пытались сломать мужественного человека, заставить его изменить свою прежнюю позицию. Ho если даже на настоящего рыцаря будет наезжать гора, то он, выставив вперед копье, будет продолжать громко кричать, что нет дамы красивей и достойней, чем его возлюбленная.
300 лет в Европе действовала святая инквизиция. Над чем жена протяжении столетий билась пытливая мысль «творчески настроенных» инквизиторов? Как придумать для человека такую муку, пытку, такой изощренный способ казни, чтобы заставить его отказаться от своих прежних (еретических) взглядов, изменить свои убеждения и принципы. Найти способ так напутать человека, чтобы сломать его мужественность. He просто сделать очень больно, а расколоть сознание человека, как «гнилой орех». Ho оказалось, что нет такой MjrKH, такой пытки, какую не мог бы вынести мужественный человек, убежденный в своей правоте. Мы уважаем протопопа Аввакума не за его взгляды (взгляды могут быть и глупыми и безумными; как и Дульсинея идеального рьщаря Дон-Кихота на позерку может оказаться толстой, рябой и глупой девкой), а за его мужество при отстаивании своей позиции.
В конце XX в., казалось бы, нашли способ сломать любого человека, каким бы мужеством он ни обладал. Речь идет о психотропном оружии, с помощью которого специально закодированная информация, свободно проходя через фильтры сознания, вторгается в подсознание и подчиняет человека чужой воле. He хочется в это верить, потому что распространение этого оружия может убить главное в человечестве его мужественность. Думается, что это оружие может не подчинить, а просто убить мужественного человека. Убить всегда намного проще.
Автор считает, что подлинная мужественность, как стержень личности, пронизывает не только сознание, но и подсознание человека, определяя его поведение практически в любой ситуации. Хочется рассказать одну историю, которую много лет назад я слышал от своего покойного деда. Сейчас не представляется возможным проверить подлинность отдельных деталей этой истории, но более важен сам принцип. Суть такова - в 1942 году на Украине начальником одного из районных отделений гестапо был психолог по образованию. Еще до войны он в своих трудах писал о человеке как о «животном, покрытом тонкой пленкой цивилизации». А раз человек по сути своей животное, то такие явления, как честь, совесть, благородство, мужество, - это все шелуха, пустые слова морали, которые очень быстро слетают с любого человека, стоит ему только загнать под ногти несколько иголок. Главное - суметь их поглубже загнать. В мирное время у него не было возможности проверить свои взгляды на практике, а во время войны представился такой удобный случай. Для эксперимента отбирались только те пленные, которые уже зарекомендовали себя как «крепкий орешек». Как правило, ими оказывались красные командиры, политруки, бывшие спортсмены и просто рядовые коммунисты и патриоты. Человека сажали в глухой кожаный мешок с грузом в ногах и бросали на дно глубокой и холодной реки. Мешок был на длинной веревке, за которую его всегда можно было поднять на поверхность. А на кулак у человека*была намотана тонкая веревочка, проходящая через горловину мешка на поверхность. Сами представьте себя 30 секунд сидящими в этом кожаном мешке, прочувствуйте безысходность ситуации, ощутите холодную воду, давяп^то на уши. Эти секунды очень быстро проходят, и остается только одна безумная надежда вздохнуть еще один раз, пожить еще немного. Тут слабый человек и может дернуть за веревочку. Зазвенит колокольчик, и мешок быстро вытащат на поверхность. Ho установка у нашего «психолога» была рассчитана не на этот примитивный животный страх. У него был более тонкий; подлый, как ему казалось, научно обоснованный и коварный расчет. Ведь когда израсходован последний глоток воздуха, то сознание отключается. А когда отключается сознание, то исчезают и все выработанные сознанием установки -коммунистические идеи, патриотизм, священная ненависть к врагам, религиозные принципы и все остальное. А что остается? Tоль- ко одни животные инстинкты и среди них самый главный - самосохранения. Ставка была сделана на этот короткий промежуток времени, когда сознание отключилось, а сам организм еще живет и может действовать. Умирающий мозг посылает последний сигнал, и рука против всех прежних убеждений человека сама дергает за веревочку. Мешок с человеком, находящимся в полубессознательном состоянии, тут же выдергивают на поверхность.
Он немедленно получает стакан шнапса для согрева и для храбрости, его одевают в теплую полицейскую форму, дают в руки карабин (для начала без патронов) и заставляют в этой форме на глазах у всех участвовать в массовой казни. Можно ещё сфотографировать его на фоне виселицы с повешенными и вручить ему на память эту фотографию с дарственной надписью от самого начальника. Просвещенному гестаповцу хотелось поставить это дело на конвейер - сажаешь в мешок замполита, а вытаскиваешь полицая. Ho эксперимент провалился. Из сотни казненных только 2 или 3 оказались слабыми и дернули за веревку. Ho и они через некоторое время сами налагали на себя руки, так как не могли ступать по родной земле в роли предателя. На самом деле эксперимент не провалился, а подтвердил еще раз, что подлинная мужественность не только пронизывает всю сознательную структуру личности, но и захватывает область подсознания (а может, и сферу бессознательного, где мужественность закреплена на уровне архетипов). Дед еще рассказывал, что на материалах эксперимента был составлен доклад и отправлен в ставку. На основании этого доклада были приняты соответствующие решения. В частности, с конца 1944 года коммунистов уже не пытали, так как в личные дела заключенных ставился соответствующий значок, обозначающий, что данный человек - убежденный коммунист (в контексте рассматриваемой проблемы это означало настоящий мужчина) и применение к нему пыток - пустая трата времени. Стало быть, такой человек подлежит только немедленному уничтожению.
Из всего можно сделать один вывод, что подлинная мужественность неподвластна всем соображениям благоразумия и здравого смысла. В ситуации «бытия мужчины перед лицом смерти» человек должен отбрасывать в сторону все порожденные современной жизнью доводы и поступать в соответствии с некими древними мотивационными программами. Именно эти древние программы постоянно и выталкивали

мужчин (даже против их воли) на острие эволюционного процесса.
Представим себе, что люди, задохнувшиеся в мешке, каким-то образом остались живы. Как отразилось бы на их личности пережитое экзистенциальное состояние? Вышли бы они из мешка прежними или наступило бы некое преображение?
Практика показывает, что переживание пограничных состояний приводит к «обращению» личности. Человек сам начинает ощущать себя другим, изменившимся. Ему открывается нечто такое, что не позволяет вести прежний образ жизни, он действительно уже по-другому думает, чувствует и понимает. Базовьми причинами основных поступков человека становится состояние, открытое и пережитое им в экзистенциальном опыте, а не привычные мотивы, детерминированные средой обитания. Значит, пережитое человеком экзистенциальное состояние (причины которого обычно скрыты от нас) само становится причиной последующих событий.
Важно подчеркнуть, что влияние социального на биологические процессы в состояниях напряженности осуществляется прежде всего через психические, в частности мотивационные и эмоциональные компоненты деятельности, их специфическое содержание. Наряду с только что приведенными примерами это можно подтвердить также работами из области профилактики и преодоления отрицательных эффектов психической напряженности, в которых показана возможность сознательной регуляции некоторых вегетативных процессов, что ведет к повышению функциональных возможностей физиологических систем инвалида, их компенсации и повышению на этой основе устойчивости к воздействующей стимуляции. Более того, можно сказать, что в некоторых условиях человек может сдерживать проявления своего телесного существа при величайшем их напряжении, как бы подавлять их и в известной мере выходить за пределы биологических закономерностей.
Значит, эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическим действием, но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Tак, непосредственная опасность для жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами, могут не быть таковыми в связи с выполнением определенной роли или, например, в связи с религиозными или идеологическими мотивами. Психология рас-
11. Школа выжигания полагает большим числом исследований, свидетельствующих о том. что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объем знаний и т.д. существенным образом корригируют влияние объективных свойств раздражителя. Например, в работах по изучению психических состояний парашютистов неоднократно было показано, что степень страха перед прыжком положительно коррелирует с отсутствием веры в свои силы и недостаточностью опыта, в частно era умения бороться против ветра во время прыжка.
Еще более ярким подтверждением являются данные, полученные американскими психологами. Исследование проводилось на солдатах-новобранцах. Имитировались ситуации «крушения» и вынужденной посадки самолета. Испытуемые находились в двухмоторном военном самолете ДС-З.У каждого из пассажиров была связь через наушники с кабиной экипажа.
Перед подъемом на борт каждому участнику эксперимента была вручена для 10-минутного изучения брошюра с инструкцией - список необходимых действий при возможной катастрофе. Кроме того, как положено по уставу военно-воз- душного флота, каждый участник полета под контролем командира самолета надел спасательный пояс и парашют. Где-то на высоте 5000 футов самолет, набирая высоту, начинал крениться. Все испытуемые видели, что один из пропеллеров перестал вращаться, а через наушники узнали и о других неполадках. Затем им прямо сообщили, что сложилась критическая ситуация. Испытуемые как бы случайно слышат через наушники тревожный разговор пилота с наземным наблюдательным пунктом, что окончательно не оставляет сомнений в реальности ситуации. Поскольку самолет летал вблизи аэродрома, то испытуемые могли видеть, как на взлетную полосу съезжаются грузовики и санитарные машины, т.е. что на земле явно предполагают крушение и готовятся к оказанию помощи. Через несколько минут последовал приказ приготовиться к приводнению в открытом океане вследствие отказа посадочного устройства. Спустя некоторое время самолет благополучно приземлился на аэродроме. В целом экспериментальная ситуация воспринималась как реальная, наблюдались сильные эмоциональные переживания, связанные со страхом смерти или увечий («онемел от ужаса») и т.п. Однако у части испытуемых эти явления не отмечались: одни из них имели большой летный опыт и оказались способными определить инсценированный характер опасности, другие же были уверены в своей способности пережить «надвигающуюся катастрофу», преодолеть ее.
Это дает основание считать, что главная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.е. субъективному фактору. Если человек верит в себя, в свои возможности, ему самые трудные и экстремальные ситуации по плечу.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта