Главная » 2 Распространение » Теория зеркальных нейронов. "зеркальные нейроны" и их влияние на формировании личности

Теория зеркальных нейронов. "зеркальные нейроны" и их влияние на формировании личности

Ажиотаж по поводу зеркальных нейронов, конечно, уже не такой сильный как был, и именно поэтому мы решили поразбираться в этой теме спокойно, без лишней шумихи. Зеркальными нейронами объясняли все: от воздействия медитации на людей до сложных бизнес-процессов. Как обстоят дела на самом деле и можно ли использовать зеркальные нейроны в своих целях?

Что это такое

Рассказываем с самого начала. Открытие принадлежит группе итальянских ученых во главе с Джакомо Риццолатти. В 1993 году они обнаружили странную активность мозга у макак (которым засунули электроды в голову). Некоторые зоны теменной, лобной и височной областей начали вытворять нечто, что до сих пор ученые мужи никогда не видели.

А именно: одинаково реагировали на действие и на наблюдение за таким же действием. Берет обезьянка орех, и какая-то область активизируется. Смотрит, как орех берет экспериментатор – происходит точно то же самое.

Риццолатти назвал обнаруженные группы нейронов зеркальными, написал статью и тут же отправил в авторитетный журнал, но ему сказали, что открытие так себе, и публиковать не стали. Но ученый был уверен в успехе и не отступил. В итоге его открытие увидело свет в 1996 году в не менее серьезном журнале. И ой, что тут началось!

Судьба открытия

Мозг и сознание вообще находятся за гранью нашего понимания. И когда появляются такие значимые теории, их упорно притягивают за уши к любым явлениям. С обывательской точки зрения зеркальными нейронами можно объяснить множество процессов, но проблема в том, что существование этих нейронов у человека не доказано.


Да, наш мозг очень похож на мозг приматов, и с помощью МРТ и ЭЭГ (электроэнцефалограммы) можно засечь активность тех самых областей в подобных экспериментах. Но даже эти функциональные исследования подтверждают теорию лишь косвенно.

Приведем простой пример: человеку делают ультразвуковое исследование брюшной полости и находят какое-то образование в печени. Врач может сказать, ткань в нем или жидкость, отграничено ли оно капсулой, назвать размеры, но он не поставит точный диагноз – его мы узнаем только при пункции (если отщипнем кусочек и рассмотри его под микроскопом).

То же самое с МРТ и ЭЭГ: активность есть, но она может идти от других нейронов. Чтобы узнать, являются ли они зеркальными, нужно сделать то же самое, что профессор Риццолатти – поместить электроды в мозг живого человека.

Еще одно доказательство

И в 2010 году американские ученые сделали это. Они поместили электроды в кору лобных и височных долей людям с эпилепсией, чтобы определить эпилептический очаг и в дальнейшем удалить его. И заодно провели эксперименты, которые бы подтвердили или опровергли наличие зеркальных нейронов у человека.

Так, ученые заметили активность одних и тех же групп нейронов как во время хватательных движений и гримасничанья, так и во время наблюдения за теми же действиями со стороны. Все обрадовались и заявили, что да, нейроны таки есть.

Однако открытие американцам не засчитали. Во-первых, сказали независимые эксперты, 21 человек – это вообще-то мало для подобных выводов. А во-вторых, добили они, вы поместили электроды не в те зоны коры, где у макак находятся зеркальные нейроны, а в те, которые отвечают за память. И есть подозрение, что нейроны ведут себя так, потому что реагируют на воспоминание, а не на действие.

Поэтому мы все по-прежнему ждем доказательств. Ведь все теории и эксперименты вокруг зеркальных нейронов объясняют многие вещи в нас самих. И помогают как в повседневном поведении, так и в бизнесе.

Области применения

Зеркальные нейроны могут объяснить развитие речи, обучение младенцев поведению и разные неврологические и психиатрические заболевания.

Давайте подробно рассмотрим то, что можно использовать в нашей сфере.

1. Эмпатия

На вечеринке вы подходите к смеющейся группе людей и начинаете улыбаться еще до того, как услышите очередную шутку. Или близкий человек рассказывает вам о своей беде. Как вы будете чувствовать себя? Способность понимать эмоциональное состояние другого ученые тоже объясняют зеркальными нейронами.

Когда мы наблюдаем за человеком, нейроны отражают в том числе и его состояние - так мы понимаем, что он чувствует, и фактически ощущаем то же самое.

2. Немедленное понимание

Человек смотрит на вещь, и мы тут же понимаем его намерения. При этом нам не нужна никакая логическая цепочка, мы осознаем все мгновенно. Например, во время обеда кто-то смотрит на чашку, и мы уже знаем, что он будет делать: выпьет содержимое или вымоет ее.

4. Эффект толпы

По сути, то же подражание, но немного иначе. Это часто бывает: в моду входит совершенно кошмарная вещь, которую вы ни при каких обстоятельствах не надели бы на себя. Но вот она попадается вам на глаза все чаще, и вы уже не относитесь к ней так категорично. А спустя какое-то время обнаруживаете себя примеряющим угги в магазине.

Продажи многих гигантов рынка теперь не выглядят такими уж ошеломляющими? В том смысле, что даже если у компании случается провал (айфон Х в минус ноль, привет!), их продукцию все равно продолжают покупать.

5. Слух и обоняние

Зеркальные нейроны реагируют не только на визуальные раздражители. Например, макака разворачивает орех из шуршащей упаковки, а потом слышит, как кто-то делает то же самое. В обоих случаях активна определенная зона коры головного мозга. То же происходит и с нашим носом.

Вы наверняка читали не одну статью о том, как ненавязчивые приятные мелодии и вкусные запахи в торговых центрах влияют на решение посетителей что-то купить.

Американский психиатр Алан Хирш с помощью эксперимента доказал, что определенные запахи могут значительно поднять уровень продаж: в продуктовом отделе это запах свежего огурца, в магазинах одежды - мята и лаванда, а в автосалонах пользуются целыми композициями (центральное место в них занимают аромат кожи и сигар).

Опасно! Когда зеркальные нейроны не работают

Отвлечемся. Если у вас есть обычный карандаш, пять минут свободного времени и еще один человек, можно провести занимательный эксперимент. Его придумала Пола Ниденталь из лаборатории эмоций Висконсинского университета (представляете, есть и такая). Итак:

  • Вы садитесь друг напротив друга.
  • Один из вас зажимает карандаш в зубах.
  • А второй рассказывает какую-нибудь эмоциональную историю.
  • Поменяйтесь ролями и сравните результаты.

Проанализируйте, что вы чувствовали. Обычно пары рассказывают о своем опыте одно и то же: те, кто слушал, поначалу не могли сосредоточиться на повествовании – отвлекал карандаш. Но и потом, когда они забывали о нем, вникнуть в смысл было все так же сложно. Почему?


Работники лаборатории эмоций говорят, что все дело в мимических мышцах: когда они не могут двигаться, сигналы не поступают к зеркальным нейронам, мы не можем реагировать на эмоции других людей и хуже их понимаем.

Это подтверждают люди с синдромом Мебиуса - врожденным параличом лицевых нервов. Они отмечают, что практически не понимают чужие эмоции.

К тому же выводу пришли итальянские ученые в 2016 году после собственного эксперимента. Они выяснили, что людям с инъекцией ботокса становится сложнее различать чувства и эмоции других.

Выводы

Пока у человечества недостаточно сведений о зеркальных нейронах. Возможно, все то, что сейчас о них пишут, объясняется как-то иначе. Или наоборот: зеркальные нейроны рулят всеми нашими эмоциями и поступками и вообще управляют сознанием - как знать.

В любом случае, все теории, описанные в этой статье, работают (даже если их можно объяснить по-другому). Вы ведь и сами замечали, правда? Нам не обязательно понимать все возможности нашего организма до конца, чтобы прийти к успеху. Поэтому верьте в себя, пробуйте новое и двигайтесь к своей цели - все получится!

Зеркально-нейронная реакция как феномен была обнаружена в начале девяностых годов. В то время проводились эксперименты с животными. Исследуя обезьян, некоторые группы ученых отмечали нейронную активацию в тех или иных моментах. Например, при захвате животным того либо другого предмета осуществлялась регистрация активности в моторной коре. Таким образом, логично предположить, что в тот момент, когда обезьяна тянется за яблоком либо апельсином, активируются нейроны, которые связаны с тем или другим действием.

В ходе эксперимента было выявлено, что, если показывать предмет, но не давать обезьяне возможности его взять, будет активироваться другая группа нейронов из тех, которые задействованы в момент, связанный с этим действием. Следует отметить, что такие активные нервные клетки были обнаружены в моторной коре. Таким образом, вывод о том, что кора представляет собой в некотором роде устройство для исполнения простых действий, не укладывалось в рамки тех сведений, которые были получены в ходе проведения экспериментов.

В результате исследований было выявлено, что в тот момент, когда приходил экспериментатор и на глазах у обезьяны брал яблоко, у животного начинали активироваться те же нервные клетки, что и в тот момент, когда оно совершало действие само.

Отмечено также, что, когда человек наблюдает за действием другого живого организма, активируются группы нервных клеток, связанные с человеческой потребностью к выполнению такого же действия или с таким же типом поведения. Эти группы нервных клеток называются зеркальные нейроны.

Такое понятие было выбрано не случайно. Нейрон - это нервная клетка. Ученые предполагают, что в той или иной степени все они связаны с теми действиями, которые совершает человек, со всем, что он умеет делать. Позднее специалисты выяснили, что зеркальные нейроны обнаруживаются в достаточно большом количестве. Эти в некотором роде отражают чужие действия. При этом действия могут быть совершенно разными, и это не обязательно захват каких-либо объектов.

Зеркальные нейроны, активируясь, способствуют сокращению мышц, похожему на то, которое могло бы произойти в случае самостоятельного исполнения того либо другого действия. Такой феномен, например, ученые выявили в процессе исследования реакции людей, наблюдавших за игрой на музыкальных инструментах или танцами. В особенности проявлялся в случае, если испытуемые не умели играть или были незнакомы с танцами. Вместе с этим не всегда зеркальные нейроны активируются и способствуют дальнейшему проявлению реакции. Специалисты сделали вывод, что нервные клетки возбуждаются при определенных условиях, в определенное время. В ходе экспериментов были выявлены и описаны некоторые феномены, позволяющие утверждать, что зеркальные нейроны проявляют свою активность внутри системы, но не по отдельности.

Проводить исследования по регистрации мозговой деятельности можно с использованием томографии (позитронно-эмиссионной или магнитно-резонансной). Следует отметить, что исследователи выявили, что при наличии у человека отдельных форм аутизма указанный выше феномен повторения того либо другого действия отсутствует.

По мнению ряда ученых, наличие у человека способности сопереживать другим людям, понимать, представлять намерения, конструировать определенные предположения о том, что может происходить с иными живыми существами, обеспечивают именно зеркальные нейроны.

Необходимо отметить, что вопрос о том, все ли нервные клетки обладают способностью к отражению, находится в стадии исследования. Однако с большой уверенностью ученые говорят о том, что именно зеркальные нейроны обеспечивают возможность имитировать чужие действия.

«Сегодня в большинстве областей, чтобы успешно работать, необходимо уметь налаживать хорошие отношения и сотрудничество с людьми. Те, кто строит свои ментальные отношения на основе логических структур, занимаясь компьютерами или инженерным делом, иногда очень страдают от хаотичности и неопределенности межличностных отношений». Очень часто мы, люди, непредсказуемы, поведение наше или реакция не прогнозируемы, что ставит нас самих, а тем более наших собеседников в неловкое положение, рушит перспективы взаимопонимания.

И здесь считаю уместным привести слова профессора Калифорнийского университета Мэтью Либермана: «Четыре из пяти процессов, протекающих в сознании человека в фоновом режиме, когда мозг отдыхает, связаны с мыслями о других людях и о самом себе». А потому (1) следует не быть врагом себе - не оскорблять себя во внутреннем диалоге , не критиковать и не унижать, а подружиться с собою, имеющим установку на рост , спокойным и уравновешенным. И (2) постараться не иметь врагов вообще - дабы эфир постоянного внутреннего вещания не засорялся перепалками, разбирательствами и спорами с воображаемым собеседником.

Кстати, вторым правилом из 25-ти правил и принципов тех, кто намерен стать самым умным и самым богатым, которые присутствуют в первой части почти одноименной книги, я поставил именно: «У тебя не должно быть врагов! »

Нейробиологи считают, что у человеческого мозга имеется социальная сеть, отвечающая за отношения индивидуума с окружающим его обществом. Наша жизнь с младенчества, наше окружение, а тем более наш осознанный выбор, с кем дружить и общаться, - все это формирует уникальную социальную сеть каждого отдельно взятого человека. Она аналогична нейронным сетям, управляющим зрением, движением или слухом. Мы первоочередно замечаем в бешеном потоке звуков и изображений именно: (1) интересующее нас, (2) то, что нам дорого, близко, (3) что понятно нам. Мозг фокусирует внимание именно на этом. Также и с социальной сетью, которая в зависимости от наших убеждений, парадигм и стереотипов диктует нам, с кем дружить, а от кого держаться подальше.

Зеркальные нейроны

В 1995 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти из Пармского университета сделал открытие, касавшееся отдельной группы нейронов. Риццолатти обнаружил, что зеркальные нейроны, распределенные по всему объему мозга, срабатывают, когда человек видит, как другие люди совершают то, что называется «намеренным действием». Если вы видите, как кто-то берет со стола и съедает кусочек фрукта, в вашем мозге срабатывают зеркальные нейроны. Но они срабатывают и тогда, когда вы сами его съедаете. Именно такая способность помогает нам получить интуитивное представление о целях других людей.

Ведущий специалист по зеркальным нейронам из Голландии Кристиан Кисерс объясняет, как именно зеркальные нейроны обеспечивают человеку непосредственное проникновение в намерения другого человека. «Когда мы видим выражение лица другого человека, мы активируем те же сети в своем двигательном центре; кроме того, мы передаем информацию на островок, связанный с нашими эмоциями. Видя выражение вашего лица, я улавливаю движение лицевых мышц, что вызывает аналогичную моторную реакцию на моем лице; в итоге улыбка вызывает ответную улыбку. Кроме того, моторная реакция отправляется и в ваши эмоциональные центры, так что вы в какой-то мере разделяете эмоции собеседника».

Исследователь зеркальных нейронов из UCLA Марко Якобони пишет: «Настоящее общение содержит в себе больше, чем видео, видео - больше, чем телефон, потому что все мы реагируем на язык тела и особенно - на выражение лица собеседника».

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) является зеркалом верующего [в котором временами отражаются его пороки и недостатки, а иногда и истинное положение дел]» .

Пророк Мухаммад наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]» .

Так как же заклятого врага превратить в приветливого друга ? Всегда быть искренне добродушным, игнорировать все плохое и фокусировать свое зрительное и слуховое внимание лишь на хорошем, исходящем от него, сколь бы ничтожно малым оно ни было.

В Священном Коране сказано:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость. Постарайся остаться искренне приветливым и улыбчивым даже с заклятым врагом. Через некоторое время, после нескольких (возможно, десятков) искренних и добрых жестов с твоей стороны, когда его зеркальные нейроны просканируют и отразят всю доброту и красоту, излагаемую языком твоего тела и неизменно запечатленную на твоем лице] ты [оставаясь истинно спокойным, уравновешенным и приветливым] увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Зеркальные нейроны - это средство, при помощи которого мозг распознает, что другие чувствуют и что они намерены делать. Такие нейроны помогают определить, как реагировать на того или иного человека, стоит ли налаживать с ним сотрудничество или же лучше сразу от него отказаться .

«Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим.

Зеркальные нейроны отвечают за подражание.

Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца не ясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии , в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путем имитации . Некоторые исследователи утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к освоению навыков, связанных с речью» .

О точном назначении этих необычных нейронов у ученых нет единого мнения, но участие этих нейронов в некоторых процессах не вызывает сомнения. Например, то, что эти нейроны ответственны за подражание и, как следствие, за обучение, за речь и культурное развитие.

С младенчества люди стараются во всем подражать своим родителям. И первое, чему они научаются, так это устной речи, причем в обход учебников и преподавателей. Далее начинают копировать модели поведения. И так продолжается на протяжении всей жизни. Только потом уже мы подражаем людям из нашего окружения, тем, с кем чаще всего общаемся, встречаемся. И даже не стремясь к этому, мы все равно копируем друг друга. Стиль речи, образ мышления, мимика и жесты - все прилипает .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]» .

Именно поэтому стоит внимательно относиться к выбору друзей, то есть следует понимать, какими людьми мы себя окружаем: успешные они или не очень, угрюмые плаксы, вечно жалующиеся на жизнь или счастливые жизнелюбы, интеллектуально богатые, умеющие правильно и красиво изъясняться или постоянно использующие бранные слова, активные это люди или пассивные, оптимисты или пессимисты. Создайте вокруг себя «правильное» окружение, и очень скоро вы станете счастливым обладателем всех атрибутов успешности.

Визуализация

Способность на уровне фантастики! Улучшение двигательных моторных навыков при помощи визуализации этих действий. Зеркальным нейронам, в сущности, безразлично, выполняете ли вы действие или представляете его выполнение, они все равно работают. Улучшение координации объясняется укреплением проводящих связей между нейронами во время визуализации. Очень полезное для спортсменов, и не только, свойство.

Подробнее об этом читайте в материале «Внутренний диалог» из моей книги «Триллионер думает».

Люди с установкой на рост считают, что трудности - это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Они постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис - отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Аляутдинов Ш. Стань самым умным и самым богатым. Часть 1. М. — СПб.: Диля, 2013. С. 9.

Хадис от Анаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9141, «хасан».

Есть несколько видов братских уз: кровные, религиозные и общечеловеческие (прародители всех людей — Адам и Ева).

Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144-(2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.

Св. Коран, 7:199.

См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

В данном материале мною приведены несколько фрагментов из книги Дэвида Рока «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».

Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека. Понять эмоции, чувства и желания своего собеседника. Также эмпатия связана с понятием эмоционального интеллекта и, естественно, является важнейшей психологической составляющей коммуникативных навыков.

Зеркальные нейроны дают нам способность к эмпатии, что делает нас социально интегрированными и более успешными. Эта способность, конечно же, в какой-то мере является врожденной. Есть люди, обладающие врожденным обаянием. Но и эту способность можно осознанно развить.

Эмпатия - это явление взаимное, то есть чтобы проникнуть в сознание вашего собеседника и понять его скрытые желания, необходимо раскрыться перед ним самому. Пускай это даже и будет осознанно. И, конечно же, ничто так не располагает человека, как доброжелательный настрой. Здесь не поможет фальшивая натянутая улыбочка. Зеркальные нейроны вашего собеседника, как и ваши собственные, распознают фальшь, ибо они способны воспринимать более тонкие не вербальные сигналы.

Так же тут стоит отметить недооцененную важность позитивного мышления. Иными словами - повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа.

Вот много говорят о зеркальных нейронах. «Зеркальные нейроны (mirror neurons) - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц» (Википедия). Теория зеркальных нейронов как возможности понимать действия и эмоции других людей подвергается разумной критике за свои чрезмерно глобальные выводы. Пропоненты теории считают зеркальные нейроны создателями нашей цивилизации и причиной аутизма (в случае неполадок в таких нейронах). Факты же таковы, что про эти нейроны именно в человеке, а не обезьяне, известно пока мало, и требуются множество исследований, прежде чем переходить к обобщениям. В конце концов, зеркальные нейроны, – лишь малая часть системы понимания мира вокруг нас. Ведь это невероятная сложная задача, и едва ли наш мозг может осуществлять это с помощью небольшой группы нейронов, расположенных в моторных регионах мозга. И пока вокруг зеркальных нейронов ломают копья, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Во-первых, теория утверждает, что когда мы, например, бьем ногой по мячу, у нас активируются моторные нейроны, для того, чтобы совершить такое действие. Когда мы сами не двигаемся, но смотрим на человека, бьющего ногой по мячу, у нас активируются те же нейроны, хотя и в меньшей степени. Интереснее то, что когда мы просто представляем себе , что сами или кто-то другой бьет ногой по мячу, в мозге происходит то же самое.

Исследования с профессиональными спортсменами доказали, что визуализация (воображение) моторных движений действительно работает. Да, можно, не вставая со стула, воображать, как вы бьете пенальти или берете высоту в прыжке, и ваши навыки в этих действиях станут измеримо улучшаться в реальном исполнении. Выяснились и несколько правил: представлять надо обязательно так, чтобы движения были успешными . Если представлять неудачи, то реальные результаты станут только хуже. Другое правило: визуализация должна обязательно сочетаться с практикой .

Вы можете провести простой эксперимент: вообразить себе, как вы пишите какое-то предложение своей недоминантной рукой. Скорость, с которой вы сможете это делать в своем воображении, будет так же мала, а ваши действия так же неуклюжи, как и в реальности! Если вы поставите себе цель научиться писать этой рукой, то, по мере обучения, ваши действия будут становиться успешнее и легче, как на бумаге, так и в воображении. Это работает именно потому, что при визуализации мы используем те же самые части мозга, которые задействованы и при реальном выполнении физических действий.

Такая невероятная способность не может оставаться невостребованной мозгом: уж слишком она хороша. Поэтому наши сновидения, согласно некоторым исследованиям, представляются именно симуляциями поведения в неясных ситуациях. Эта инсценировка для нас, во сне, представляется реальной, и мы можем безопасно потренироваться, в поисках правильного поведения и эмоционального отношения к этому. Как минимум, половина всех наших снов – симуляция, а 20% сновидений — инсценировка угрожающих событий, где наш мозг рассматривает различные варианты выхода из них. Некоторые сны, которые мы все прекрасно знаем, кончаются неудачей, внушая нам страх и ужас – это неудачный вариант, который, тем не менее, даем нам понимание чего-то важного.

Качество мысленной симуляции ситуации зависит от опыта. Так, профессиональные хоккеисты, которых изучали в одном исследовании, существенно отличаются в симуляции ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, которые знают о нем только понаслышке. Возможно ли, только наблюдая за действиями хоккеистов по телевизору или на стадионе, стать хорошим хоккеистом? Сегодня нет доказательств, что такой путь эффективен. Но качество симуляции будет расти, и как оказывается, это зависит даже от одного опыта взаимодействия , и этот опыт может быть пустячным.

Так, в одном исследовании люди сначала сопоставляли картинки со словами. Они могли видеть слова, например: швабра, щетка, бутылка, и соответствующие им картинки. Люди не знали, что некоторые объекты показывались им в разных ориентациях – так, одним зубная щетка показывалась горизонтально, а другим — вертикально. После этого людей отвлекли на 20 минут, а затем стали показывать на мониторе предложения, по одному слову за раз, и участники должны были нажимать кнопку, чтобы перейти к следующему слову. От них требовалось как можно быстрее решить, осмысленное ли предложение они видят.

Представьте себе: двадцать минут назад человек на секунду увидел картинку зубной щетку, в вертикальном положении, а потом получает предложение: Тетя Роза все же нашла зубную щетку на полу в ванной .

Мы начинаем мысленную симуляцию ситуации на лету, по мере чтения или прослушивания предложения. Когда человек доходит до слов «на полу» — его мозг говорит ему, что если так, то щетка должна лежать горизонтально. Но двадцать минут назад он видел ее вертикальной, и у него в мозге возникает несоответствие образов, и требуется дополнительное время для изменения воображаемой картинки! Все, кто получали такие несоответствующие картинки, демонстрировали задержку во времени реакции.

Это говорит о том, что даже мимолетный опыт меняет процесс воображения, и влияет на понимание. Поэтому если опыт человека в какой-то сфере занимает десятки тысяч часов, то его воображение знакомой ситуации будет существенно отличаться от воображения новичка. Еще это говорит о том, что для понимания мира мы постоянно воображаем его в мозгу – каждый объект, который видим, звук, который слышим и слова, которые читаем.

Симуляция буквально ведет себя также, как и реальность. Попробуйте, идя пешком, представить, что вы едете на велосипеде, крутя педали. У вас не получится делать это одновременно хорошо. Опять же, потому что, одно реальное действие и другое, воображаемое, начинают конкурировать за один и тот же регион мозга.

Но мы можем идти и петь, и вдобавок подбрасывать мячик теннисной ракеткой. Именно поэтому ученые долго не могли понять, почему разговоры по телефону, даже по громкоговорящей связи так сильно влияют на качество управления автомобилем. Казалось бы, вождение требует, в основном, движений рук и ног, и зрения, а разговор – движений рта и слуха. Но разгадка оказалась именно в том, о чем именно идет разговор по телефону. Когда разговор касается пространственных или зрительных аспектов, вождение ухудшается. Вас просят по телефону решить, что делать с дверью на даче, и для того чтобы это сделать, ваш мозг должен представить себе дачу, покосившуюся дверь, и начнет занимать ресурсы именно тех регионов, которые вовлечены в вождение.

Люди, у которых нарушены какие-то моторные функции, как выясняется, хуже понимают соответствующие движения других людей. Так, например, у некоторых пациентов с синдромом Паркинсона ухудшается понимание глаголов, а у больных деменцией – существительных, соответствующих их проблемам. Другие не могут зрительно оценить вес коробок, которые поднимает человек. Это происходит из-за физического ограничения воображения таких действий – ведь чтобы это понять, надо активировать регион в мозге, а он поражен. Это полезное знание, потому что есть гипотеза, что, возможно, путем обучения словам можно улучшить состояние этих больных!

Понимая это, сравнительно легко обнаружить и социально опасные патологии. Так, при показе картинок, изображающих негативные эмоции у людей, и в частности, у детей, можно, используя биометрические данные, понять, ощущает ли смотрящий такие же эмоции, иными словами, переживает ли он эмпатию. У некоторых людей, которых можно назвать социопатами, такая способность физически ограничена – их мозг не может активировать соответствующие регионы мозга, чтобы понять переживания других людей.

Когда мы развиваем свое воображение, вспоминая прошлые события (а мы именно реконструируем их каждый раз) или читая художественные книги, мы начинаем лучше понимать окружающий нас мир . Так, мир Фенимора Купера активирует зрительную система, чтобы видеть, как индеец замер и слился с деревом, заметив оленя, слуховую систему, чтобы слышать, как едва скрипит тетива его лука, обонятельную систему, чтобы чувствовать грибной запах осеннего леса. Моторная кора также активируется, и напрягаются мускулы, как если бы вы сами держали в руках лук с натянутой тетивой. Поэтому чтение хорошей художественной литературы — занятие весьма полезное, по многим причинам, в том числе, и для своего будущего.

Наше воображение – мощная способность. Каждую секунду мы стараемся понять мир вокруг нас, и когда нам это не удается, это потому, что нам сложно это представить. Это удивительно, ведь мы можем представлять даже очевидно несуществующие объекты: единорогов, зомби-вегетарианцев или розовощеких амуров.

Возможно, мы как раз можем это, потому что читали увлекательные (и значит эмоционально-заряженные) книжки про это, или смотрели фильмы. Стивен Кинг, например, умеет увлечь нас и обогатить наше воображение какой-нибудь жуткой гадостью, которой, как мы знаем, не существует, но которую после чтения мы легко можем вообразить (и бояться ее).

Другой подход — тренироваться. Стоит попробовать «королевский» метод улучшения воображения:

«- Не может быть ! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

— Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй еще раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.
— Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!» (Льис Кэролл. Алиса в стране чудес ).

Кроме понимания настоящего, наше воображение готовит нас к будущему, где нам и предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Гарвардских психолог Дэниел Гилберт заметил (Gilbert, 2006): «Самое великое достижение человеческого мозга – его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг – машина предвосхищения, и творение будущего сама важная работа которой он занят ».

Bergen, B. K. (2012). Louder than words: the new science of how the mind makes meaning . New York, NY: Basic Books.

Bosbach, S., Cole, J., Prinz, W. & Knoblich, G. (2005). Inferring another’s expectation from action: the role of peripheral sensation. Nature Neuroscience , 8, 1295-1297.

Gilbert, D. (2006). Stumbling on Happiness . New York: Alfred A. Knopf.

Malcolm-Smith, S., Koopowitz, S., Pantelis, E., & Solms, M. (2012). Approach/avoidance in dreams. Consciousness and Cognition, 21 (1), 408-412.

Wassenburg, S. I. & Zwaan, R. A. (2010). Readers routinely represent implied object rotation: The role of visual experience. Quarterly Journal of Experimental Psychology , 63, 1665–1670.

Weinberg, R. (2008). Does imagery work? Effects on performance and mental skills. Journal of Imagery. Research in Sport and Physical Activity , 3(1), 1–21.

Woolfolk, R. L., Parrish, M. W., & Murphy, S. M. (1985). The effects of positive and negative imagery on motor skill performance. Cognitive Therapy and Research , 9, 335–341.

Вы идете по парку и видите, как случайному прохожему в лицо летит фрисби. Автоматически вы сочувствуете ему. Если вы смотрите забег и болеете за того или иного бегуна, ваше сердце начинает биться быстрее, особенно тогда, когда он близок к финишной черте. Наблюдая за женщиной, которая пробует незнакомую еду и морщит нос, вы можете ощутить неприятные ощущения в желудке.

На протяжении многих лет такие реакции тела вызывали вопросы у психологов, нейроученых и философов. Как человеку удается так быстро инстинктивно отреагировать на мысли, чувства и намерения других людей?

На данный момент большинство ученых уверено, что с нейронаучной точки зрения такое явление можно объяснить работой зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны – это тип клеток мозга, которые одинаково отвечают и на ситуацию, когда мы сами совершаем то или иное действие, и на наблюдение за тем, как действие совершается другим человеком. Впервые данные нейроны были обнаружены в начале 1990-х годов итальянскими учеными, которые нашли их в головном мозге обезьян. Одинаковое возбуждение нейронов у обезьян наблюдалось, когда они сами брали тот или иной объект и когда наблюдали за другими приматами, берущими тот же объект. Стоит отметить, что в головном мозге обезьян наблюдались единичные нейроны, наличие которых в головном мозге человека пока не установлено.

Нейроученый Джакомо Риццолатти из Пармского Университета, обнаруживший данные нейроны, сообщает, что именно их наличие объясняет, как и почему мы можем «считывать» мысли других людей и испытывать к ним эмпатию. Продолжая исследование, ученые пришли к выводу, что зеркальные нейроны могут объяснять и такие явления, как аутизм и эволюция языка.

Однако исследование зеркальных нейронов в мозге человека все еще в начале своего пути. До сих пор ученым не удалось найти единичные нейроны у человека (в отличие от обезьян), но только более общую систему зеркальных нейронов. Проблема заключается в том, что чтобы установить активность единичных нейронов у человека, нужно подсоединить электроды прямо к головному мозгу. В последние годы все исследования зеркальных нейронов ведутся при помощи МРТ.

Одним словом, хотя ученые установили наличие зеркальной системы в головном мозге человека, доказать существование единичных зеркальных нейронов пока не представляется возможным.

В ходе всех исследований зеркальных нейронов изучались люди и обезьяны, выполняющие те или иные действия. Это объясняется тем, что моторная область головного мозга наиболее изучена и понятна. Именно в этой области ученым проще отследить наличие нейронов определенного типа.

Однако такой подход являлся недостаточным, так как не дает ответов на наиболее интересные вопросы, например, о том, как люди воспринимают эмоции и чувства других людей.

Бруно Викер и коллеги использовали МРТ для изучения эмоции отвращения. В исследовании, опубликованном в журнале «Нейрон» в 2003 году, приняло участие 14 взрослых мужчин. Активность головного мозга измерялась в двух ситуациях: в первом случае, участникам предлагалось понюхать масляную кислоту (имеющую запах протухшего масла), а во втором – посмотреть видеоролик, на котором мужчина морщит лицо, выражая неприязнь и отвращение. Ученые установили, что и собственный опыт, и просмотр опыта другого человека активирует определенный сегмент обонятельного поля в передней островковой доле большого мозга. Аналогичные зеркальные реакции наблюдались и в ходе исследования активности мозга при тактильном контакте.

Другие ученые задались вопросом, могут ли зеркальные нейроны отвечать не только на эмоции и действия других людей, но и позволять понять, какое намерение стоит за данными действиями.

«Вы можете взять чашку с намерением сделать глоток или убрать ее со стола. Вопрос, могут ли зеркальные нейроны понять разницу», – говорит Марко Якобони, автор исследования о зеркальных нейронах, опубликованного в журнале «PLOS Biology».

В ходе его эксперимента, группа ученых использовала МРТ для исследования 23 участников, смотревших видеоролики, на которых человек брал чашку. На первом ролике человек брал ее с накрытого стола, на котором были различные угощения для вечеринки. Данная обстановка должна была намекнуть участнику, что, скорее всего, человек на видео хочет попить чаю. На втором видео стол был завален фантиками и грязными тарелками, что сообщало участнику, что вечеринка окончена, и герой видео хочет убрать со стола. На третьем видео чашка стояла на пустом столе. Ученым удалось установить, что зеркальные нейроны в премоторной коре реагировали сильнее на действия в контексте вечеринки, чем на действия вне какого-либо контекста. Это означает, что зеркальные нейроны важны не только для понимания непосредственно действия, но и для понимания намерений человека.

Зеркальные нейроны являются ключевым условием понимания того, как людям удавалось выживать и процветать в сложном социальном мире. Механизм данных нейронов непроизвольный и автоматический. Это значит, что человеку не нужно думать о том, что делают или чувствуют другие люди, он просто знает это.

С большой долей вероятности человек «запрограммирован» на то, чтобы видеть других людей похожими на себя, а не отличным от себя. В базисе мы воспринимаем встречающихся нам людей, их чувства, намерения и действия, подобно тому, как воспринимаем собственные эмоции и ощущения.

Оригинальная статья: Lea Winerman, - The mind’s mirror, Monitor on Psychology. American Psychological Association, October, 2005.

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: зеркальные нейроны, нейронаука, психология, исследование



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта