Главная » 3 Как собирать » Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко.

Весь жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева представляет собой особенный образец любви и преданности к своему Отечеству. Что касается личных отношений, которые вдохновляли и оказывали огромное влияние на его творчество, то все они были настоящими.

Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Особенности творчества Федора Ивановича

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.


Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Женщины, изменившие судьбу автора

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений.

Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману. Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене.

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы - в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»

Произведение весьма чувственно передает читателю картину неба. Здесь отслеживается особенная философская мысль. Лирический герой смотрит в небеса, так как именно им противопоставлена жизнь на земле. Он дает понять, что жизненный путь – это временное явление, а небеса способны скрывать вечность.

Фёдор Иванович дает читателю понять, что не каждая земная личность, получившая покой, способна попасть именно в Царство Небесное. У каждого имеются свои грехи, которые влияют на расположение души после смерти. Строки в произведении сочетают в себе противопоставление земли и небес.

В произведении имеется огромное количество всяческих исключительных образов, которые позволяют максимально качественно соединить два различных мира. Ярким примером такого образа является радуга, которая начинается на земле и заканчивается где-то глубоко в небесах. Данное тщательно описанное явление воспринимается как автором, так и читателями в виде моста, который появляется после угрюмого дождя. Для Тютчева радуга – это благоволение, направленное к человечеству. Автор также отмечает, что данное явление быстротечно и ему предоставлен слишком короткий промежуток времени, а хотелось бы больше. Автор описывает время появления радуги как мгновение, своеобразный миг, направленный в бесконечность. Если вы уловили этот миг, а также почувствовали его – вы стали свидетелем вечной красоты и данная вечность останется в вашей душе надолго в виде некого отпечатка…

Радуга – это мимолетное природное явление, определенная частица небесного простора. Именно с её помощью автор старается передать читателю, что люди точно так же временны и бренны. Рано или поздно все заканчивается, как бы ни суетился и что бы из себя не представлял человек. Автор в стихотворении пишет, что время ушло, как и дыхание, и жизнь.

Как во многих стихотворениях Фёдора Ивановича, начинается произведение с простого наблюдения за определенным природным ландшафтом. Здесь описана природа до мелочей, а также максимально раскрыты наиболее значимые вещи. Все это позволяет создать в воображении читателя максимально красочную картину, захватывающую дух.


Постепенно смысл произведения «Как неожиданно и ярко…» переходит от обзора и описания значимости натуральной природы к человеческим личностям и значимости людей в круговороте вещей в природе. Тютчев приводит разнообразные рассуждения о том, что жизненный путь каждого человека непродолжителен и рано или поздно каждому придется вернуться к своим истокам, именно на то место, где когда-то зародилась его душа и была послана на землю.

Рассуждения такого плана, по мнению многих критиков того времени и современности, помогли справиться с проблемами, тоской и сильной болью, которые случились после потери любимого человека. Автор дает читателю понять, что люди на самом деле не умирают, а переходят в дальнейшую, по-особенному вечную жизнь.

Именно с этого момента Федор Иванович смотрит на мир совершенно по-иному. Взгляд на небо описан максимально искренне и представляет собой суждение, что человек, который попал в иной мир, получит лучшее, нежели то, что с ним было на земле. Автор прекрасно понимает, что по-другому произойти не могло и природа человека такова, что рано или поздно каждый окажется в иной реальности. Тютчев надеется на лучшее, что ждет его любимую на том свете. Следует отметить, что гнева в отношении неба совсем нет, он не описывает его с ропотом и отчаянием, а ищет особенную связь человека и единение его с природой.

В произведении «Как неожиданно и ярко…» Фёдором Ивановичем Тютчевым затронуты самые глубокие чувства, которые когда-либо может испытывать человек. Именно из-за этих чувств автор постоянно страдал и ощущал в чем-то свою вину. Многие годы потребовались поэту, чтобы полностью осознать, что мир не вечен и все хорошее рано или поздно заканчивается.

Ощущения и мысли, используемые в стихотворении «Как неожиданно и ярко…», давали вдохновение писателю каждый год. Перечитывая своё же произведение, он излагал в стихах новые мысли, чувства и ощущения.

Именно любовная лирика занимала в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева особое место, а также помогла справиться с горечью и болью в душе, которые терзали его в различных жизненных ситуациях. Автор переосмыслил свое отношение как к смерти, так и к жизни. Со временем он начал правильно оценивать свой человеческий путь, который вел его по земле и понимал, что жизнь – это просто начало.

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым» . В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. "Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей", - пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя "Как неожиданно и ярко …". Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: "воздвиглась", "вонзила", "изнемогла". Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением "Накануне годовщины… ". В ней тоже много шипящих: "ушло", "дышишь", "живешь". А глагол "побледнело" коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому.

Два первых четверостишия — описание «радужного виденья» и состояния лирического героя. Первая строфа очень динамична: вот появляется радуга, вонзается одним концом в леса, другим — в облака, обхватывает полнеба и. «изнемогает». Как же достигается такое ощущение?

Прежде всего — благодаря синтаксису. Простое и сложносочиненное предложения читаются на одном дыхании, позволяя обратить внимание на эпитеты: » воздушная арка», «влажная» синева неба. Что в них? Невесомость, легкость, растворимость во всем вокруг. Впечатление зыбкости передается читателю. Удивительно и то, как описывается радуга. Как живое существо, которое может торжествовать, изнемогать, уходить за облака. Все это происходит там, наверху, а лирический герой здесь, на земле, но об этом забываешь, читая первую строфу. Такое обращение и растворение в мире, нам не подвластном, в мире чего-то Высшего, Космоса, свойственно Тютчеву. На четыре строки -только два союза; первый передает двойственность того, как появилась радуга на небе: неожиданно и ярко; другой — внезапность ее «изнеможения» (читай: исчезновения). Инверсия в первом предложении делает акцент на «минутном торжестве» арки. Для автора важно ощущение всесильности, царственной важности радуги, символа счастливой безмятежности, мирного, ничем не омраченного существования, напоминающего аркадскую идиллию.

Вчитаемся в первые две строки:

Ассонанс поражает: нет тяжелых -ы-, -у-, а только легкие, льющиеся звуки.

Несколько другая по характеру аллитерация:

С легкими, как вздох, сонорными согласными соседствуют -ж-, -р-, -к-. Не только мимолетность видения, но и величие, даже намек на монументальность передают они.

Нельзя не отметить и то, что в первом четверостишии Ф.Тютчев использует удивительную метафору («воздушная арка»), создавая налет загадки, и лишь переходя ко второй строфе, понимаешь, что скрывается за ней — радуга. Чувства, эмоции переполняют лирического героя. Вот отчего предложения заканчиваются восклицательными и вопросительными знаками. Междометие, глаголы побудительного наклонения — все выражает предельную душевную напряженность героя. Только в этом, втором, четверостишии появляется глагол в настоящем времени (мы не рассматриваем последние две строки стихотворения, о них — отдельно). Прошедшее время указывало на мимолетность, непостоянство, а значит, и особую ценность радужного видения. «Оно дано нам на мгновенье». Именно мгновенность всего вокруг нас и необходимость осознавать такую особенность мира природы, беречь ее, ибо только тогда возможна гармония, — подсказывает глагол «дано».Что было — что стало: философски осмысляется не только природа, но и бытие человека, его существование в дисгармоничном мире.

Резкий спад, как с вершины горы — бух! Минорное настроение, пессимизм, обреченность, иная интонация — интонация жгучей печали, горести. Ф.Тютчев верен себе, своей обращенности к проблемам мироздания, вечным, сложным. Жизнь мимолетна, и, наслаждаясь ею, впитывая радости Аркадии, не забывай об этом, читатель!

Минутность, мгновенность и величие природы, искренность чувств и внимание к незыблемому — все это требует определенной мелодии стиха, создаваемой ритмом -пятистопным ямбом.

Интонационный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко...»

Все кажется

Жить на два дома: здесь и на звезде.

Александр Кушнер

В практике школьного анализа лирических произведений используются разные пути анализа: тематический, композиционный, стилистический, жанровый, сопоставительный (сопоставление стихотворений, сопоставление канонического текста с черновыми вариантами). Выбирая тот или иной путь разбора, словесник всегда ставит перед собой цель донести до школьников не только своеобразие стихотворения, но и погрузить подрастающих читателей в неповторимый мир внутренних переживаний и мышления человека, воплощенный в лирическом произведении. Этой цели отвечает и интонационный анализ стихотворений, когда внимание учеников сосредоточивается на внутренней мелодии и ритме художественного текста, на единстве его повествовательно-описательного, императивно-восклицательного и поисково-вопрошающего строя. Являясь одним из аспектов разбора лирических произведений, интонационный анализ не противостоит ни композиционному, ни стилистическому, ни жанровому анализу стихотворений. Он легко соединяется с любыми элементами анализа лирики, пролагая путь к их постижению. Наблюдения над интонацией поэтической речи находят естественное и привычное воплощение в выразительном чтении стихотворений учащимися - живом звуковом истолковании текста, которое способно показать словеснику плодотворность интонационной трактовки произведения.

Каждое подлинно поэтическое произведение обладает неповторимостью интонационного строя и может стать объектом интонационного анализа. Но особый интерес интонационный анализ приобретает, например, тогда, когда интонационная структура стихотворения представляет собой сочетание повествовательной, восклицательной и вопросительной универсалий, когда интонационный строй определяет композицию поэтического текста, когда лирическое произведение состоит из одного предложения, когда интонация в движении поэтической мысли оттеняет пространственно-временные отношения и т.д. и т.п. Добротный материал для интонационного анализа дает стихотворение Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко...», рекомендуемое для чтения и беседы в 7 классе (Программа по литературе для 1-11 классов РАО под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого).

* * *

Как неожиданно и ярко,

…………………………..

Чем ты и дышишь и живешь.

Стихотворение состоит из двух симметричных строф-восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа представляет собой смысловое, ритмико-фонетическое и синтаксическое единство (с очевидным различием в количестве предложений: в первой строфе - два предложения, во второй - четыре предложения). В

стихотворении сочетаются все виды интонационных универсалий - восклицательная, повествовательно-описательная и вопрошающая.

В двухстрофном варианте, характерном для многих созданий поэта, стихотворение сложилось не сразу. Тютчев написал сначала первую строфу, после текста которой была поставлена дата и помета «Рославль». Поэт создал поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. Через некоторое время поэт вернулся к уже написанным строкам и создал вторую строфу, в которой образ радуги находит свое дальнейшее развитие и, благодаря философскому обобщению в концовке, приобретает новое значение.

Стихотворение начинается предложением с определительным наречием «как». Такие начала характерны для многих поэтических шедевров Тютчева: «Как весел грохот летних бурь...», «Как летней иногда порою...», «Как нас ни угнетай разлука...», «Как неразгаданная тайна...», «Как океан объемлет шар земной...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «Вечер» («Как тихо веет над долиной...»), «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины...») и т.д. В ряде стихотворений, начинающихся определительным наречием «как», Тютчев ограничивается спокойной, повествовательной интонацией, но чаще всего, особенно в пейзажной лирике, он прибегает к интонации восклицательной, стремясь передать читателю чувство восторга перед внезапно открывшейся картиной природы. Вот и в стихотворении «Как неожиданно и ярко...» он с чувством неподдельного восхищения, которому отвечает именно восклицательная интонация, создает образ «воздушной арки», вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине. Восклицательная интонация, подчеркивая величие, короткий момент «торжества» в состоянии природы, невольно усиливает значение каждого слова в предложении. Осмысление интонационного строя всего стихотворения, или его отдельной строфы, или одного предложения отнюдь не исключает обращения к совершенству художественного текста (интонация как выразительное средство, имеющее смысловую значимость, рассматривается в тесном единстве с изобразительной стороной произведения). Прежде всего заслуживает осмысления образ «воздушной арки», в создании которого поэт искусно использует метонимию, когда на первый план выходят признаки предмета вместо упоминания самого предмета. Но эти признаки настолько отчетливы, что школьники без труда понимают значение этого поэтического образа. С ним искусно соединяется устаревший глагол «воздвиглась», который поясняется определительными наречиями «неожиданно и ярко» и сообщает картине высокую, торжественную стилистическую окрашенность, полную непосредственного лирического чувства. Наблюдения над первым предложением могут сопровождаться составлением предварительной чтецкой партитуры, в которой курсивом целесообразно обозначить синтагматические ударения, а полужирным курсивом - логические смысловые ударения:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

В следующем предложении, повествовательно-описательном по интонации, образ «воздушной арки» приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение, в котором тире усиливает пространственные отношения между его частями, подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая «Один конец в леса вонзила,/ Другим за облака ушла...». Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской «обхватила» и «изнемогла». Особенно выразителен глагол «изнемогла». Приставка «из» в этом глаголе усиливает значение действия, доведенного до крайнего предела, до его исчерпанности, завершенности. Поиски значения этого глагола (изнемочь - потерять силы, крайне утомиться, ослабеть) лишь приблизят учеников к пониманию тютчевского образа («воздушная арка» «изнемогла» «в минутном торжестве»), но, возможно, не прояснят его до конца, поскольку в словах поэта чувствуется незримая грань между бытием и небытием. И.С.Аксаков подчеркивал, что глагол «изнемогла» употребляется у поэта в необычном значении, но по отношению к радуге выбран удачно: именно этим словом лучше всего передается «внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».

Ритм всей первой строфы, состоящей из двух предложений, характеризуется переходом от невольного восклицания (первые четыре стиха) к спокойно-торжественной интонации" (пятый-восьмой стихи). Образ природы во всей первой строфе вырастает в самостоятельную художественную картину, которая, как свидетельствует творческая история стихотворения, может существовать и помимо следующей строфы -«пояснения», раскрывающего философский характер стихотворения. Первая строфа представляет собой, по словам Н.А.Некрасова, «пейзаж в стихах», который является «самым трудным родом поэтических произведений». Он требует от художника слова умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Ф.И.Тютчев, по утверждению Некрасова, «в совершенстве владеет этим искусством».

Первая часть второй строфы насыщена восклицательной интонацией. Междометие «О», которым начинается первое восклицательное предложение второй строфы, подчеркивает экспрессивность высказывания, создает дополнительное эмоциональное напряжение, которое сопутствует открытому проявлению чувств лирического героя:

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Поэт стремится и другим передать охватившее его чувство восторга от мгновенно возникшей картины, поэтому в следующем двустишии он дважды употребляет глагол «лови» в повелительном наклонении, который естественно определяет побудительно-восклицательную интонацию третьего и четвертого стихов второй строфы. Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности «торжества» в природе: «минутное торжество» в первой строфе прямо связано со словами «мгновенье» и «скорей» второй строфы. Так постепенно подготавливается в стихотворении мысль о неумолимости времени.

Подвижность, гибкость интонации как образно-интонационной формы мышления и действенного средства художественной выразительности во второй строфе удивительны. В ней представлены все виды логико-интонационных универсалий. Побудительно-восклицательная интонация сменяется вопросительной:

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Вопросительная интонация этих двух стихов (пятого и шестого во второй строфе) получает дополнительную выразительность благодаря подвижности внутристиховых пауз: в пятом стихе цезура стоит после первой стопы, а в шестом - после третьей стопы, что должно быть передано в выразительном чтении стихотворения. Глагол повелительного наклонения «смотри» говорит о том, что поэт не теряет связи с теми, кто способен разделить его переживание. Какое же чувство стремится передать поэт читателю в единственном вопросительном предложении? Размышляя над значением интонации ворошения, школьники отметят такие ее смыслы, как удивление (изумление), разочарование, разуверение, печаль, грусть...Вопросительное предложение подготавливает непосредственный переход к концовке стихотворения:

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Вопрошающая интонация сменяется повествовательным предложением, передающим мимолётное суждение поэта о бренности человеческого бытия. Напряженность интонации резко понижается до спокойно-утвердительных строк концовки. Что скрывается за этими заключительными стихами? Осознание неизбежности небытия, смирение, или понимание значимости жизненного пути, осознание небесполезно прожитой жизни? Частое сближение явлений из жизни природы и человека характерно для поэзии Тютчева. Оно характерно и для стихотворения «Как неожиданно и ярко...». Характеризуя создания Тютчева, М.П.Погодин отмечал, что «такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных...». Эту характеристику можно всецело перенести на стихотворение «Как неожиданно и ярко...», которое не оставляет читателя эмоционально равнодушным и заставляет задуматься. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь поэтический мир поэта, запечатленный в стихотворении. Этого можно достигнуть, опираясь на интонационную насыщенность художественного текста, которая откроет путь к пониманию мастерства поэта, позволит школьникам понять живую связь интонации с синтаксической структурой стихотворения.


Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге.

Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю.

Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Блистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и...
  2. Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву....
  3. У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в...
  4. Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно...


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта