Главная » 3 Как собирать » Какой возрастной период эриксон называет зрелостью. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Какой возрастной период эриксон называет зрелостью. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Вообще проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека . Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания и забывания и пр.

Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику.

Возрастные категории всегда многозначны , потому что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость - возрастные границы этих периодов жизни человека непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества.

Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практики, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность, а это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства - юности; во-вторых, тем дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр.

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие .

индивидуального развития.

Различают 2 понятия возраста: Хронологический и психологический.

Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое –закономерное изменение психических процессов, которое выражается вколичественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов.

Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему критерию, по какому-либо одному признаку детского развития, по системе существенных особенностей самого детского развития.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – русский психолог. Разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации. Различал «натуральные» (данные природой) психические функции и функции «культурные» (приобретенные в результате интериоризации, то есть процесса освоения индивидом культурных ценностей).

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость,упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (7-10лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (10(12)-14(16) лет).

11. Кризис 17 лет.

Лев Семенович Выготский

(1896 – 1934)


Возрастная периодизация Л.С. Выготского
Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Кризис новорожденности 0-2 мес.
Младенчество 2 мес.-1 ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Кризис 1 года
Раннее детство 1-3 предметная деятельность «внешнее Я сам» Усвоение способов деятельности с предметами
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
Кризис 7 лет
Младший школьный возраст 7-12 учебная деятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Кризис 13 лет
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Освоение норм и отношений между людьми
Кризис 17 лет
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений

Эльконин Даниил Борисович - советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Периодизация:

1 период – младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям.

2 период – раннее детство (от 1года до 3 лет).

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

3 период – дошкольное детство (от 3 до 6 лет).

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

4 период – младший школьный возраст (от 7 до 10 лет).

Ведущая деятельность – учеба. Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности.

5 период – подростковый возраст (от 10 до 15 лет).

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.

6 период – ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.


Возрастная периодизация Эльконона Д.Б.
Период Годы Ведущая деятельность Новообразование и социальное развитие
младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям
раннее детство 1-3 предметно-манипулятивная ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности
дошкольное детство 3-6 сюжетно-ролевая игра ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной
младший школьный возраст 7-10 учеба Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности.
подростковый возраст 10-15 общение со сверстниками Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.
ранняя юность 15-17 учебно-профессиональная деятельность освоение профессиональных навыков и умений

Даниил Борисович

Эльконин

(1904 - 1984)

Возрастная периодизация Э. Эриксона

Эриксон, Эрик Гомбургер - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эгопсихологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент - это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

Периоды:

1. Рождение - 1 год Доверие – недоверие к миру.

2. 1-3 год Автономия – стыд и сомнение.

3. 3-6 лет Инициатива – чувство вины.

4. 6-12 лет Трудолюбие – неполноценность.

5. 12-19 лет Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение.

6. 20-25 лет Интимность – одиночество.

7. 26-64 года Производительность – стагнация.

8. 65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние.

1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона,может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается надежда.

2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и

будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получениепрофессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темойпсихосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.

8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, нотвердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Эриксон, Эрик Гомбургер

(1902 – 1994)

Возрастная периодизация

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. В современной психологии популярны периодизации психического развития раскрывающие закономерности становления интеллекта, а другая - личности ребенка. На каждом возрастном отрезке происходят имения как физиологические, так и психические и личностные. Наиболее яркие возрастные этапы – это мл. школьный возраст, подросток и юношество.

Младший школьный возраст – 6-10 лет. Смена деятельности – от игры к учебе. Смена лидера: учитель становиться авторитетом для ребенка, роль родителей уменьшается. Выполняют требования учителя, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Неравномерная адаптация к школьной жизни. На базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Повышенная восприимчивость. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей.

Психологическое развитие и формирование личности подростковом возрасте – 10-12 лет – 14-16 лет. У девочек наступает раньше.Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых.

Потребности: в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослыми. Сдвиг в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека,

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Заниженная самооценка.

Неустойчивая Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку.

  • IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории" ("Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory", 1941) - работа Маркузе

  • Введение

    Развитие психики человеческого индивида - это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс, это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

    Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер.

    Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

    Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий.

    Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

    Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э.

    Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

    Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитический метод выявляет конфликт, а работы З. Фрейда сделали невротический конфликт наиболее изученным аспектом человеческого поведения. Э. Эриксон, однако, не считает, что перечисленные массовые явления - лишь аналоги неврозов. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

    Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал Э. Эриксон.

    Формирование эго-идентичности, или целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии З. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

    Таблица 1. Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

    Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

    Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию

    Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям «модус органа» и «модальность поведения». Понятие «модус органа» определяется Э. Эриксоном вслед за З. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находится в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от З. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная почва, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. Таким образом через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

    Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что для их функционирования необходим другой объект или человек. Так, в первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через свою грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери.

    Первая стадия (орально - сенсорная) Следует подчеркнуть, что для Э. Эриксона важна не оральная зона, а оральный способ взаимодействия, который состоит не только в способности «получать через рот», но и через все сенсорные зоны. Для Э. Эриксона рот - фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития. Модус органа - «получать» - отрывается от зоны своего происхождения и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность поведения - «вбирать».

    Подобно З. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э. Эриксон связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность «вбирать» становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом «кусать». Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. «Глаза, первоначально готовые принимать впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются фокусировать, изолировать и «выхватывать» объекты из более смутного фона, следить за ними. Сходным образом, уши выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти - крепко схватывать». В результате распространения модуса на все сенсорные зоны формируется социальная модальность поведения - «взятие и удерживание вещей». Она проявляется тогда, когда ребенок научается сидеть. Все эти достижения приводят к выделению ребенком себя как отдельного индивида.

    Формирование этой первой формы эго-идентичности, как и всех последующих, сопровождается кризисом развития. Его показатели к концу первого года жизни: общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «мать - ребенок» в результате возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам. Этот кризис преодолевается легче, если к концу первого года жизни соотношение между базовым доверием ребенка к миру и базовым недоверием складывается в пользу первого. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.

    Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре», - подчеркивал Э. Эриксон.

    Э. Эриксон обнаружил в разных культурах разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях, имеет основной способ связи с миром - через взгляд. В этих традициях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть своего члена. Так, в одном индейском племени, замечает Э. Эриксон, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника. Эти примеры ярко иллюстрируют мысль Э. Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: это - биологический процесс иерархической организации органических систем, составляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством эго-синтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос). Эриксон особенно подчеркивает, что для целостного понимания любого события человеческой жизни необходимы все эти три подхода.

    Во многих культурах ребенка принято отнимать от груди в определенное время. В классическом психоанализе, как известно, это событие рассматривается как одна из самых глубоких детских травм, последствия которой остаются на всю жизнь. Э. Эриксон, однако, не столь драматично оценивает это событие. По его мнению, поддержание базового доверия возможно и при другой форме кормления. Если ребенка берут на руки, укачивают, улыбаются ему, разговаривают с ним, то у него формируются все социальные достижения этой стадии. При этом родители не должны руководить ребенком только лишь путем принуждения и запретов, они должны уметь передать ребенку «глубокое и почти органическое убеждение, что есть некое значение в том, что они сейчас с ним делают». Однако даже в самых благоприятных случаях неизбежны запреты и ограничения, вызывающие фрустрации. Они оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для базового недоверия к миру.

    Вторая стадия (мышечно - анальная ) развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за «сфинктерный контроль» в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение своего нового, автономного «Я». Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру.

    «Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности осторожно удерживать и отпускать», - пишет Э. Эриксон. Эти ограничения, в свою очередь, создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

    Появление чувства стыда, по мнению Э. Эриксона, связано с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. «Тот, кто переживает стыд, хотел бы заставить весь мир не смотреть на него, не замечать его «наготы». Он хотел бы ослепить весь мир. Или же, напротив, он сам желает стать невидимым». Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на него». «Ребенок хотел бы принудить весь мир не смотреть на него», но это невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки. По словам Э. Эриксона, «сомнение есть брат стыда». Сомнение связано с осознанием того, что собственное тело имеет переднюю и заднюю сторону - спину. Спина недоступна зрению самого ребенка и полностью подчинена воле других людей, которые могут ограничить его стремление к автономии. Они называют «плохими» те функции кишечника, которые самому ребенку доставляют удовольствие и облегчение. Отсюда все, что в последующей жизни человек оставляет позади, создает основания для сомнений и иррациональных страхов.

    Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии. «Из чувства самоконтроля при сохранении положительной самооценки происходит устойчивое чувство доброжелательности и гордости; из чувства утраты самоконтроля и чужеродного внешнего контроля рождается устойчивая склонность к сомнению и стыду».

    Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения на третьей - инфантильно-генитальной стадии развития личности. «Вторжение в пространство посредством энергичных перемещений, в другие тела посредством физического нападения, в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, в неизвестное посредством снедающего любопытства» - таков по описанию Э. Эриксона дошкольник на одном полюсе своих поведенческих реакций, тогда как на другом он восприимчив к окружающему, готов устанавливать нежные и заботливые отношения со сверстниками и маленькими детьми. У З. Фрейда эта стадия носит название фаллической, или Эдиповой. По мнению Э. Эриксона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание своей половой принадлежности и стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола - лишь частный момент развития ребенка в этот период. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы.

    Чувство инициативности, по мнению Э. Эриксона, имеет всеобщий характер. «Само слово инициативность, - пишет Э. Эриксон, - для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. Тем не менее, инициативность является необходимым аспектом любого действия, и инициативность необходима людям во всем, чем они занимаются и чему учатся, начиная от собирания плодов и кончая системой свободного предпринимательства».

    Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. «Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип».

    Четвертую стадию развития личности, которую психоанализ называет «латентным» периодом, а Э. Эриксон - временем « п сихосексуального моратория » , характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям о будущей трудовой деятельности, передает в специально организованной форме «технологический этос» культуры, формирует трудолюбие. На этой стадии ребенок учится любить учиться и учится наиболее самоотверженно тем типам техники, которые соответствуют данному обществу.

    Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. «Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность». Если в благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

    Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эго-идентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.

    Пятую стадию (кризис подросткового возраста) в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

    Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

    Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

    Отметим еще несколько важных наблюдений Э. Эриксона, относящихся к периоду юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. «В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка придти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам», - писал он. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жестокость по отношению ко всем «чужакам», отличающимися социальным происхождением, вкусами или способностями. «Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать «своего» от «чужака»… такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения».

    Становление эго-идентичности позволяет молодому человеку перейти на шестую стадию (ранней зрелости) развития, содержание которой - поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими». Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Уже не модус какого-то органа диктует содержание развития, а все рассмотренные модусы подчинены новому, целостному образованию эго-идентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов.

    Опасность же этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Такое нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым «проблемам характера», к психопатологии. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. Э. Эриксон считает, что именно по отношению к молодому человеку, а не к юноше и тем более к подростку, можно говорить об «истинной генитальности». Э. Эриксон напоминает, что любовь не должна пониматься только как сексуальное влечение, ссылаясь на фрейдовское различение «генитальной любви» и «генитальной любви». Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

    Седьмая стадия (средняя зрелость) рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эриксону развитие личности продолжается в течение всей жизни. (Напомним, что для З. Фрейда человек остается только неизменным продуктом своего детства, постоянно испытывающим ограничения со стороны общества). Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это приводит к личностному обогащению. «Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях.

    Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

    Восьмая стадия (поздняя зрелость) жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эго-идентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение единственного жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Мудрый индеец, истинный джентльмен и добросовестный крестьянин в полной мере разделяют это итоговое состояние личностной целостности и узнают его друг у друга.

    На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.

    Напротив отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Это состояние можно передать словами русского поэта B.C. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

    В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и «добродетели» имеют два полюса.

    Так базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ - ОТДАЛЕНИЕ;

    автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

    инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЮ;

    трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНЕРЦИЮ;

    идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ;

    близость против одиночества - ЛЮБОВЬ - ЗАМКНУТОСТЬ;

    порождение против самопоглощенности - ЗАБОТА - ОТВЕРЖЕНИЕ;

    эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ - ПРЕЗРЕНИЕ.

    Заключение

    Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетические концепции в биологии подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противостоят преформистским учениям. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.

    Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По его мнению, это лишь ключ к построению такой теории.

    Диагональ эриксоновской схемы (см. таблицу 1) указывает последовательность стадий развития личности, но, по его собственным словам, она оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности. «Эпигенетическая диаграмма перечисляет систему стадий, зависящих друг от друга, и хотя индивидуальные стадии могут быть исследованы более или менее тщательно или же названы более или менее соответствующим образом, наша диаграмма подсказывает исследователю, что их изучение достигнет намеченной цели только тогда, когда он будет иметь в виду всю систему стадий в целом… Диаграмма побуждает к осмыслению всех ее пустых квадратов». Таким образом, «схема эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и размышления, которая оставляет детали методологии и фразеологии открытыми для дальнейшего изучения».

    Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».

    Литература

    1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология - М.: Тривола, 1996

    2. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., - М.: Педагогика Пресс, 1997.

    3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Питер, 1997.

    Периодизация психического развития по Э. Эриксону, психосоциальные кризисы этапов развития.

    КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

    Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

    Под этим Эриксон понимает следующее:

    Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

    Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

    В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности" (2, с. 219).

    Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

    Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом.

    Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

    Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение.

    Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

    Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.

    Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты.

    Успешно разрешая которые личность развивается.

    В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.

    В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации" .

    Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты.

    Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

    И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

    Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

    Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
    1. Младенчество (0 1) Мать или замещающее ее лицо Доверие к миру - недоверие к миру Энергия и жизненная радость
    2. Раннее детство (1-3) Родители Самостоятельность - стыл, сомнения Независимость
    3. Детство (3-6) Родители, братья и сестры Инициатива - пассивность, вина Целеустремленность
    4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность - неполноценность Овладение знаниями и умениями
    5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности непризнание Самоопределение, преданность и верность
    6. Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость - изоляция Сотрудничество, любовь
    7. Средний возраст (25-65) Профессия, родной лом Продуктивность - застой Творчество и заботы
    8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности - отчаяние Мудрость

    3. Кризис новорожденности и развитие на стадии младенчества (основные аспекты– психофизиологические особенности, ведущая деятельность, новообразования,проблемы).

    Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

    Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

    1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

    2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

    Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

    Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

    Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.



    Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

    Возрастная периодизация Эриксона - учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии "Я-индивида". В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.

    Таблица Эриксона

    Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.

    Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.

    Сильные стороны

    Слабые стороны

    Значимые взаимоотношения

    Младенчество

    Базисное доверие

    Базисное недоверие

    Личность матери

    Автономия

    Сомнение, стыд

    Родители

    Дошкольный возраст

    Предприимчивость, инициативность

    Чувство вины

    Трудолюбие

    Неполноценность

    Школа, соседи

    Идентичность

    Ролевой беспорядок

    Разные модели лидерства, группа сверстников

    Молодость, ранняя зрелость

    Интимность

    Изоляция

    Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция

    Зрелость

    Производительность

    Ведение домашнего хозяйства и разделение труда

    Старость

    после 65 лет

    Интеграция, целостность

    Безвыходность, отчаяние

    "Свой круг", человечество

    Биография ученого

    Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии в 1902 году. В детстве получил классическое еврейское воспитание: его семья ела только кошерную пищу, регулярно посещала синагогу, отмечала все религиозные праздники. Заинтересовавшая его проблема кризиса идентичности была напрямую связана с его жизненным опытом. Мать скрывала от него тайну происхождения (он рос в семье с отчимом). Появился он из-за внебрачной связи своей матери с датчанином еврейского происхождения, о котором практически нет никакой информации. Известно только, что его фамилия были Эриксон. Официально она была замужем за Вальдемаром Саломонсеном, который работал биржевым маклером.

    В еврейской школе его постоянно дразнили за нордическую внешность, так как его биологический отец был датчанином. В государственной школе ему доставалось за иудейскую веру.

    В 1930 году он женился на танцовщице из Канады Джоэн Серсон, с которой через три года эмигрировал в США. В своих работах в Америке он противопоставил теории Фрейда, в которой психологическое развитие личности подразделялось только на пять стадий, собственную схему с восемью этапами, добавив три стадии взрослого состояния.

    Также именно Эриксону принадлежит концепция эго-психологии. По мнению ученого, именно наше Эго отвечает за организацию жизни, здоровый личностный рост, гармонию с социальным и физическим окружением, становясь источником собственной идентичности.

    В США в 1950-е годы он стал жертвой маккартизма, так как его заподозрили в связях с коммунистами. Он покинул университет Беркли, когда от него потребовали подписать клятву о лояльности. После этого работал в Гарварде и клинике в Массачусетсе. В 1970 году получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы за книгу "Истина Ганди".

    Ученый умер в штате Массачусетс в 1994 году в возрасте 91 года.

    Младенчество

    Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона - младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.

    В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона - взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.

    Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.

    В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.

    Раннее детство

    Раннее детство - вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях - передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.

    Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе - слабоволие.

    Дошкольный возраст

    Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона - дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

    Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

    В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

    Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

    Школьный возраст

    Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

    Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся "вкус к работе", "трудолюбие". Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле "Я - то, чему я научился". В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

    У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

    Юность

    Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.

    Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона - собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

    Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

    Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

    Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

    Молодость

    В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия - молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.

    Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.

    Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.

    Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии - эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.

    Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.

    Зрелость

    Седьмая стадия, самая продолжительная. Она развивается с 26 до 64 лет. Основной проблемой становится выбор между инертностью и продуктивностью. Важный момент - творческая самореализация.

    Эта стадия включает в себя интенсивную трудовую жизнь, формально новый стиль родительства. При этом возникает способность проявлять интерес к общечеловеческим проблемам, судьбам окружающих, задумываться об устройстве мира, грядущих поколениях. Продуктивность может проявляться в качестве заботы следующего поколения о молодежи, желая помочь найти место в жизни и выбрать правильное направление.

    Трудности на этапе производительности могут привести к навязчивому желанию псевдоинтимности, желанию протестовать, противиться тому, чтобы отпускать собственных детей во взрослую жизнь. Взрослые люди, которым не удается стать продуктивными, замыкаются в себе. Основным предметом из заботы становятся личные удобства и потребности. Они концентрируются на собственных желаниях. С потерей продуктивности заканчивается развитие личности как деятельности члена общества, межличностные отношения становятся беднее, заканчивается удовлетворение собственных нужд.

    Старость

    После 65 лет начинается финальная стадия - старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

    При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

    Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта