Главная » 3 Как собирать » Литературный проект в ДОУ «Знакомство с творчеством С. Я

Литературный проект в ДОУ «Знакомство с творчеством С. Я

Татьяна Анисимова
Досуг «День детской книги» для детей старшего возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №93 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект досуга

«День детской книги » .

В старшей группе

Санкт-Петербург

Оборудование :

Портреты писателей

Картинки к игре «Назови профессию»

-книги А . С. Пушкина,С. Я. Маршака,К. И. Чуковского. А. Барто

Русские народные сказки

Бумага для проведения конкурса «золотая рыбка» ,фломастеры

Предварительная работа :

чтение сказок :

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

К. Чуковский «Бармалей»

«Краденое солнце»

«Мойдодыр»

С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»

«Усатый полосатый»

«Сказка о глупом мышонке»

«Сказка об умном мышонке»

А. Барто «Девочка-ревушка»

«Девочка чумазая»

«Любочка»

Изготовление эмблемы праздника.

Досуг «День детской книги » .

В. Сегодня мы с вами поговорим о детских книгах ,которые пишут специально для вас. Ведь сегодня день детской книги .

Игра «Назови профессию»

В. Кто сочиняет музыку?

Д. Композитор.

В. Кто картины рисует?

Д. Художник.

В. Кто скульптуры лепит?

Д. Скульптор.

В. Кто книги пишет ?

Д. Писатель.

В. Очень интересно,писатели пишут книги для вас ,а кто же вы

Д. Читатели.

В. Молодцы! Давайте рассмотрим книгу .

Книга состоит из листов . На листе есть цифры,они обозначают номера страниц.

У книги есть обложка . Обложка украшает и защищает книгу .

На передней странице обложки красивыми буквами пишут название и фамилию писателя.

Ребята,давайте изобразим «Живую книгу » .

Динамическая пауза «Живая книга » .

Дети делятся на две группы. Каждая группа представляет книгу .

Несколько детей встают друг за другом вплотную-это листы.

Один ребенок впереди-это передняя часть обложки,другой за последним ребенком-это задняя часть обложки. Один ребенок

становится с правой стороны,разводит руки в стороны-это переплет. По команде воспитателя дети разбегаются,образуют новые группы,которые составляют другие книги . Игра повторяется 2-3 раза.

В. Ребята, назовите мне сказки А. С. Пушкина,которые мы читали?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о попе и его работнике Балде.»

В. Давайте сейчас закроем глаза и представим себе синее море

на море черная буря :

так и вздулись сердитые волны,

так и ходят,так воем и воют.

Кого вы увидели в этом море?

Д. Золотую рыбку.

Конкурс «Золотая рыбка.»

Две команды должны нарисовать золотую рыбку. Каждый участник рисует какую-то часть рыбки. Победитель тот,кто

нарисует самую красивую золотую рыбку.

В. Молодцы! Назовите мне еще каких вы знаете детских писателей ?

Д. Маршак,Чуковский,Барто,Михалков.

Конкурс «Веселые словечки»

(надо отгадать из какого произведения эти строки)

В. «Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!»

Дети хором : «Бармалей» .

В. Молодцы! А кто написал?

Д. Чуковский.

В. «Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось,это брюки»

Дети хором : «Вот какой рассеянный» .

В. Молодцы!А кто написал?

Д. Маршак.

В. «Что за вой?Что за рев?

Там не стадо ли коров?

Нет,там не коровушка-

Это Таня-ревушка».

Дети хором : «Девочка-ревушка» .

В. Молодцы! А кто написал?

Релаксация «На волшебной полянке.»

Ребята,посмотрите-ка перед вами волшебная поляна.

Прилягте,успокойтесь. закройте глаза. Помечтайте и вы

окажитесь каждый в своей любимой сакзке.

Дети лежат с закрытыми глазами,мечтают под спокойную музыку. Когда музыка перестает звучать. дети встают.

В. Ребята,но еще мы с вами знаем,что есть русские народные сказки. которые сочинил народ. Русский народ собрал в свою

копилку множество чудесных сказок. Назовите какие вы знаете

Д. «Гуси-лебеди» , «Теремок» ,«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Царевна-лягушка» и др.

В. В сказках совершаются чудеса,добро побеждает зло,сказка

учит мудрости. Ребята,а вам нравятся сказки про Бабу-Ягу?

В. А какая Баба-Яга в сказках? Она бывает разной : страшная,коварная,злая,но бывает справедливая,

гостеприимная (Финист-Ясный Сокол) .Вот какая разная Баба-Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную самую добрую

Дети изображают.

Самая страшная Баба-Яга выходит в центр с метлой.

Дети ее дразнят :

Баба-Яга,костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-Яга скачет на одной ноге,дотрагивается до ребенка и он

замирает.

В. Заканчивается наш праздник детской книги . Какая бы не была

сказка-веселая или грустная,страшная или смешная-она учит

нас добру. Не забывайте об этом!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №93 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект досуга

«День детской книги».

В старшей группе

Санкт-Петербург

2013г

Оборудование:

- портреты писателей

Картинки к игре «Назови профессию»

Книги А.С.Пушкина,С.Я.Маршака,К.И.Чуковского.А.Барто

Русские народные сказки

Бумага для проведения конкурса «золотая рыбка»,фломастеры

Предварительная работа:

чтение сказок:

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

К.Чуковский «Бармалей»

«Краденое солнце»

«Мойдодыр»

С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный»

«Усатый полосатый»

«Сказка о глупом мышонке»

«Сказка об умном мышонке»

А.Барто «Девочка-ревушка»

«Девочка чумазая»

«Любочка»

Изготовление эмблемы праздника.

Досуг «День детской книги».

Д.Да

В.Сегодня мы с вами поговорим о детских книгах,которые пишут специально для вас.Ведь сегодня день детской книги.

Игра «Назови профессию»

В.Кто сочиняет музыку?

Д.Композитор.

В.Кто картины рисует?

Д.Художник.

В.Кто скульптуры лепит?

Д.Скульптор.

В.Кто книги пишет?

Д.Писатель.

В.Очень интересно,писатели пишут книги для вас,а кто же вы

будите?

Д.Читатели.

В.Молодцы! Давайте рассмотрим книгу.

Книга состоит из листов.На листе есть цифры,они обозначают номера страниц.

У книги есть обложка.Обложка украшает и защищает книгу.

На передней странице обложки красивыми буквами пишут название и фамилию писателя.

Ребята,давайте изобразим «Живую книгу».

Динамическая пауза «Живая книга».

Дети делятся на две группы.Каждая группа представляет книгу.

Несколько детей встают друг за другом вплотную-это листы.

Один ребенок впереди-это передняя часть обложки,другой за последним ребенком-это задняя часть обложки.Один ребенок

становится с правой стороны,разводит руки в стороны-это переплет.По команде воспитателя дети разбегаются,образуют новые группы,которые составляют другие книги.Игра повторяется 2-3 раза.

В.Ребята, назовите мне сказки А.С.Пушкина,которые мы читали?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде.»

В.Давайте сейчас закроем глаза и представим себе синее море

На море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят,так воем и воют.

Кого вы увидели в этом море?

Д.Золотую рыбку.

Конкурс «Золотая рыбка.»

Две команды должны нарисовать золотую рыбку.Каждый участник рисует какую-то часть рыбки.Победитель тот,кто

нарисует самую красивую золотую рыбку.

В.Молодцы! Назовите мне еще каких вы знаете детских писателей?

Д.Маршак,Чуковский,Барто,Михалков.

Конкурс «Веселые словечки»

(надо отгадать из какого произведения эти строки)

В. «Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!»

Дети хором: «Бармалей».

В.Молодцы! А кто написал?

Д.Чуковский.

В. «Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось,это брюки»

Дети хором: «Вот какой рассеянный».

В.Молодцы!А кто написал?

Д.Маршак.

В. «Что за вой?Что за рев?

Там не стадо ли коров?

Нет,там не коровушка-

Это Таня-ревушка».

Дети хором: «Девочка-ревушка».

В.Молодцы! А кто написал?

Д.Барто

Релаксация «На волшебной полянке.»

Ребята,посмотрите-ка перед вами волшебная поляна.

Прилягте,успокойтесь.закройте глаза. Помечтайте и вы

окажитесь каждый в своей любимой сакзке.

Дети лежат с закрытыми глазами,мечтают под спокойную музыку.Когда музыка перестает звучать.дети встают.

В.Ребята,но еще мы с вами знаем,что есть русские народные сказки.которые сочинил народ.Русский народ собрал в свою

копилку множество чудесных сказок.Назовите какие вы знаете

сказки.

Д. «Гуси-лебеди», «Теремок» ,«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Царевна-лягушка»и др.

В.В сказках совершаются чудеса,добро побеждает зло,сказка

учит мудрости.Ребята,а вам нравятся сказки про Бабу-Ягу?

Д.Да

В.А какая Баба-Яга в сказках? Она бывает разной: страшная,коварная,злая,но бывает справедливая,

гостеприимная (Финист-Ясный Сокол).Вот какая разная Баба-Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную самую добрую

Бабу-Ягу

Дети изображают.

Самая страшная Баба-Яга выходит в центр с метлой.

Дети ее дразнят:

Баба-Яга,костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-Яга скачет на одной ноге,дотрагивается до ребенка и он

замирает.

В.Заканчивается наш праздник детской книги. Какая бы не была

сказка-веселая или грустная,страшная или смешная-она учит

нас добру.Не забывайте об этом!


Тематический день,

посвящённый Всемирному Дню писателя

для детей 4-6 лет.

Тема: «Писатели детям».

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории

Новотная Наталья Владимировна.

НОУ ДУ «Акварель»

г. Новосибирск

2015-2016 учебный год

Цель: Знакомство детей с творчеством детских писателей с использованием игровых заданий.

Задачи:

1. Провести викторину по произведениям детских писателей.

2. Развивать смекалку, умение быстро отвечать на вопросы полным предложением.

3. Воспитывать интерес и желание к чтению детской художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Портреты детских писателей и поэтов, выставка детской литературы (книги принесли сами дети), карточки с иллюстрациями произведений для проведения викторины, слайд - презентации по творчеству С. Я. Маршака, Э. Успенского, Г. Х. Андерсена, стихотворение «Сколько книжек есть на свете!»,музыкальное сопровождение (песня «Голубой вагон»),наклейки для награждения детей.

Ход мероприятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение:

Сколько книжек есть на свете! Книжки очень любят дети.

Сколько здесь смешных сюжетов, Сколько тонких есть советов…

Книжка учит нас дружить И по совести всем жить.

Приключений не бояться,
Не грустить, не задаваться.

Выручать друзей в беде,
Успевать всегда везде.

Кашу есть, а не ломаться,
Чистить зубы, умываться.

Как вести себя в кино -
В книжке много есть всего!

Мы спросили взрослых в зале:
«Много книжек вы читали?»

А в ответ – вот это да!!!
Все сказали дружно «ДА!»

Сегодня мы собрались с вами на весёлое и познавательное путешествие - «Писатели детям».

Кого называют писателями? Поэтами?

(это люди, которые пишут рассказы, сказки, стихи для детей и взрослых).

Мы с вами поговорим о детских писателях.

Ребята принесли свои любимые книги и их написали разные писатели.

Обратить внимание детей на портреты писателей и поэтов.

Мы с вами поиграем и проверим, какие произведения вы знаете. А начнём с разминки.

Поделимся на две команды. Первая будет называться «Знайки»,

вторая команда у нас будет называться «Знатоки».

Транспорт

Воспитатель: Вы в д/сад добрались разными способами: кто-то пришёл пешком, кто-то приехал на автобусе или на машине. Нам известно, что литературные герои тоже имели свои средства передвижения. Давайте вспомним о них. Я буду называть каждой команде по очереди литературного героя, а вы его "АВТО".

    Емеля - печка;

    Старик Хоттабыч - ковер-самолет;

    Барон Мюнхаузен - ядро;

    Иван - дурак - конек-горбунок

    Золушка - тыква, мыши;

    Баба-Яга - метла, ступа.

Воспитатель: Прекрасно! Наши участники прекрасно разбираются в технике.

Где встречались нам все эти герои? (В сказках)

Ведущий: С раннего детства дети играют в игрушки. Им посвятила стихи любимая всеми детьми А. Л. Барто. (портрет)

Конкурс капитанов.

Поочерёдно достают их мешка игрушки, рассказывают стихи А. Барто.

«Мяч», «Зайка», «Мишка», «Бычок», «Кораблик», «Слон».

Ведущий: Имя Самуила Яковлевича Маршака с детства знакомо каждому. А это значит, что любовь к творчеству писателя передается из поколения в поколение.
В этом году исполнилось бы 124 года со дня рождения этого замечательного человека.

Давайте вспомним творчество С.Маршака.

Ведущий: Наше следующее состязание в виде поэтического раунда. Надо вспомнить и прочитать отрывок из стихотворения, угадав его по окончаниям строчек.

Вот например: я называю вам рифмы:

"Ко мне", "На ремне", "бляшке", "фуражке".

А вы вспоминаете стихотворения и их автора:

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне , С цифрой "Пять" на медной бляшке , В синей форменной фуражке .

Это начало стихотворения С.Я.Маршака "ПОЧТА".

Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду , Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

(«Вот такой рассеянный».)

Где обедал, воробей ? - В зоопарке у зверей . Пообедал я сперва , За решёткою у льва .

(«Где обедал воробей?»)

Принесла овсяной кашки

Отвернулся он от чашки .

Принесла ему редиски

Отвернулся он от миски .

(«Усатый – полосатый»)

Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи!

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке»)

А это стихотворение написал тоже С. Я. Маршак( «Детки в клетке» - слайд –шоу ). Чтение и просмотр произведения.

Воспитатель: Умение писать с юмором, «смешно» -дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов (1908-1976) щедро наделён этим даром. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют задуматься о таких понятиях, как честность, долг, дружба, совесть.

Блиц-вопросы”

    Назовите имя Носова.

    Назовите отчество Носова

    Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

    Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)

    В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)

    В какой сказке Н. Носов рассказал нам о путешествии человечков коротышек на луну? («Незнайка на луне»)

    Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

    Человечек – коротышка – полная противоположность Незнайки. («Знайка»)

    На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)

    Чем коротышки заправляли свои автомобили? (Сиропом)

    Как звали механиков Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

    Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)

А что же написал для детей замечательный писатель Э. Успенский?

(слайд – шоу).

Конкурс для капитанов.

«Узнай героев произведений по иллюстрациям»:

Перед детьми раскладываются иллюстрации, и дети должны отгадать, кто из героев на них изображён. Как называется произведение? Кто написал?

Воспитатель: Молодцы! Победила дружба!

На выставке книг мы видим произведения иностранных писателей (перечисление).

Замечательный датский писатель Г. Х. Андерсен написал много сказок и одна из них… (просмотр слайд - программы «Принцесса на горошине»).

Воспитатель: Всем спасибо. Детям дарят наклейки с изображением героев разных сказок.

Приложение.

Участие детей в викторине.

Выбрать игрушку из «волшебной корзинки» и назвать стихотворение А. Барто.

Слайд – презентация С. Я. Маршак «Детки в клетке».

Фото с любимыми произведениями с портретами писателей. Слайд – презентация по сказкам Э. Успенского.

Фото с любимыми произведениями.

Мы – благодарные читатели и много знаем о детских произведениях!

Тип проекта : краткосрочный,
Срок реализации: 1 неделя.
Взаимодействие образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Вид проекта: художественно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, муз. руководитель.

Актуальность данного проекта.

Снизился интерес к книге, ей на смену пришли компьютеры. Книга на втором плане во многих семьях воспитанников. Мыслящий человек тот, кто читает и размышляет над её содержанием. Важно показать детям интерес к книге, и это надо делать с самого раннего детства. Когда ребёнок воспринимает художественное произведение искренне. С помощью этого проекта надо помочь родителям и детям найти книги, которые им помогут приобрести радость совместного времяпрепровождения и общения.
Задачи:
- Познакомить детей с назначением книг и какие они бывают.

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

Продолжаем учить детей создавать книгу своими руками.
- Развиваем творчество, воображение, фантазию.
- Создать условия для развития творческих способностей детей.

Определить с детьми роль писателей и всех кто изготавливает книгу.
- Продолжаем знакомство с библиотекой.
- Воспитывать бережное отношение к книге и интерес к ней как к источнику различной информации.
- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
- Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Недели книги».

Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:

Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга»;

Опрос детей «Моя любимая книга»,

Анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы.

Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала.

Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах;
Формы организации работы 1 этапа:
- подбор методической и художественной литературы;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

Анкетирование родителей и опрос детей
2 этап – практический:

Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи;
- развивать познавательные способности у детей в процессе работы над кукольным спектаклем;
- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при работе с книгой.
Формы организации работы 2 этапа:
Тематические беседы:
« Нужно ли беречь книгу?»
«Откуда взялась книга?»

Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций.

(глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

Эмоционально-речевые игры:

(дети произносят речевые игры с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).
- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
Рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского.

Участие в городском конкурсе в Таганрогском художественном музее «Подарок дедушке Чукоше», посвященный 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского

Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
- Изготовление Книжки-самоделки тема: «Весна - идет, весне – дорогу»;

Экскурсии в библиотеку нашего района, проведение в библиотеке занятия к году экологии с детьми;
- Чтение художественной литературы:
«Доктор Айболит", «Муха - цокотуха», « Приключения Незнайки».
Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
Просмотр мультфильма «Гришкины книжки» (о бережном отношении к книгам)
- Художественно – продуктивная деятельность:
- Изготовление пригласительных билетов к сказке: «Заюшкина избушка»;

Лепка «Мой любимый герой сказки»;
- аппликация «Весна идёт, весне дорога» (книга своими руками)

Рисование «Мои любимые книжные герои»
- театрализованная деятельность: Показ кукольного спектакля для малышей «Заюшкина избушка»

Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»
-Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В. С. Юркевич»,
- Подборка детских произведений:
«Заюшкина избушка», «Муха – цокотуха», «Приключение Незнайки».
- Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
- Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»
- Путешествие по выставкам в групповой комнате «Умные книжки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга». Рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
- Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжный Айболит»
3 этап – обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы.

Задачи:
- развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Недели книги» предполагаемые результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Дети научились ремонтировать книги.
- Дети показали кукольный спектакль «Заюшкина избушка» по прочитанному произведению малышам группы «Солнышко».
- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
- Совершили поход в библиотеку.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.

Анкета для родителей

«Приобщение ребенка к художественной литературе»

Уважаемые родители отметьте галочкой нужный ответ

1. Есть ли у вас дома книги? (Да Нет)

2. Читаете ли вы дома книги? (Да Нет )

3. Есть ли в семье традиции семейного чтения? (Да Нет )

4. Совместное чтение детской литературы происходит:

(Часто Время от времени Редко)

5. Часто ли вы покупаете книги ребенку? (Да Нет)

6. Что на первом месте? (Компьютер Книги Телевизор)

7. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребенка?

(Эмоциональное удовлетворение от слушания Совместное общение со взрослым Познавательный интерес)

Методическая разработка "День детской книги"

Интерактивный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Неуступова Екатерина Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: доставить радость, создать веселое праздничное настроение, обозначить значимость книги в жизни человека, неотъемлемость книги в социально - культурном развитии людей,

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о данном празднике, истории возникновения книги
  • закрепить знания о детских писателях и поэтах

Развивающие:

  • способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
  • показать детям общественную значимость праздника – День детской книги
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении)
  • развивать самостоятельность и инициативу, художественно – эстетический вкус
  • дать информацию о важности чтения художественных книг

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
  • воспитывать аккуратность, дружелюбие и заботливое и бережное отношение к книге

Используемые технологии: ИКТ,

Материалы и оборудование: медиапроектор с презентацией, книги, пластилин и стеки для детей, изобразительные материалы, бумага, береста, камень, глина, тонкие дощечки, воск, спиртовка для разогревания воска, шнуры или веревочки для изготовления книг.

Ход досуга: слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о книге. Что такое книга? Зачем людям нужны книги? А в мире животных нужны книги? (Ответы детей)

Ведущий: Правильно, ребята, книги нужны только человеку, чтобы узнавать что-то новое, знать все обо всем на свете. (Читает стихотворение)

Ребята, а какие пословицы или поговорки вы знаете о книгах? (Ответы детей)

Ведущий: А вы знаете, что книги не всегда были такими, как сейчас? Из чего делают книги, как вы думаете? (Ответы детей)

Ведущий: история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. (Ведущий рассказывает по слайдам)

В древние времена материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Затем появились ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.

В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос» , а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Во 2 в.н. э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

Ведущий: Ребята, а вы сами хотели бы изготовить книгу?

Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так: на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.

Мы с вами сейчас попробуем изготовить такую книжку.

(Ведущий с группой детей самостоятельно делают книгу) .

Первый печатный станок

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше, чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.

Первая русская печатная книга

Ведущий: посмотрите, ребята, на каких сложных современных печатных станках делают книги в настоящее время.

Ведущий: ответьте, пожалуйста, что можно сделать из обычной бумаги?

Слайд 13- 18

Ведущий: а теперь, ребята, посмотрите, какие необыкновенные книги бывают на свете.

Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.

Кузнец из болгарского селения Враца, Ангел Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах знаменитые на весь мир габровские шутки, афоризмы и пословицы.

Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350000 долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.

Самая большая книга

В этой книге собрано 37 печатных карт, которые издали в 1660 году специально для английского короля того времени Карла II. На этих 37 изображениях Земли увековечены абсолютно все знания и представления человечества того времени о мире. Книгу уже ни один раз исследовали историки, в ней хранятся богатейшие данные о том времени. Все атласы представляют собой, на самом деле, настенные карты, с размером 1,9 x 1,75, которые были аккуратно подшиты и богато украшены.

Ведущий: А теперь, ребята, нам бы хотелось послушать, какие стихотворения о книгах вы знаете. (Дети читают стихи)

Слайд 20- 25

Ведущий: Каких детских писателей и поэтов и какие их произведения вы знаете?

Давайте немного поиграем. Вам дается задание: вспомнить название сказки по ее герою.

Слайд 27-29

Ведущий достает книгу без картинок и с красочными иллюстрациями, показывает детям.

Ребята, чем отличаются эти книги? (Ответы детей) . Правильно, в этой книге есть красочные картинки. А кто рисует картинки в книгах? Да, верно, художники-иллюстраторы. Каких художников иллюстраторов вы знаете?

Рассказы по слайдам.

Ведущий: А теперь ребята, сравните вот эти две книги. Показывает старую, рваную книгу и новую. Чем же отличаются эти книги? (Ответы детей) Правильно ребята. А чтобы книги надолго оставались новыми и красивыми, существуют правила обращения с книгами. Вы их знаете? Рассказ по слайду.

Ведущий: Скажите, ребята, что это за помещения? Верно, такие помещения называются библиотеками. Слово «библиотека» произошло от слов «библио» - книга, и «тека» - хранилище. То есть, библиотека – это хранилище книг. Для чего же нужны библиотеки? (Ответы детей) . Правильно, ребята, в библиотеке можно взять книгу на время, чтобы прочитать ее. Ведь читаем мы за всю жизнь очень много и все прочитанные книги не в состоянии хранить дома. Поэтому люди создают библиотеки и пользуются ими.

Слайд 32- 33

Ведущий: А теперь, ребята, я познакомлю вас с памятниками, посвященными книгам и чтению. Далее по слайдам.

Ведущий: А теперь давайте с вами попробует решить кроссворд о книгах и чтении. Узнаем, как вы слушали и что узнали из нашей сегодняшней беседы.

  1. слово: На каком материале писали острыми палочками, прикрепляемыми к поясу в старину на Руси? (Береста)
  2. слово: Детский писатель, который написал веселые истории о Незнайке? Николай… (Носов)
  3. слово: Лучшее учение – это… (Чтение)
  4. слово: Хранилище книг (Библиотека)
  5. слово: Фамилия первого русского книгопечатника (Федоров)
  6. слово: Детская писательница, сочинившая цикл стихотворений об игрушках. (Барто)
  7. слово: Материал, из которого делают книги. (Бумага)
  8. слово: Наши лучшие друзья на всю жизнь, это – (книги) МУЗЫКА (ТУШ)

Молодцы, ребята, разгадали весь кроссворд. Значит, вы умеете внимательно слушать и запоминать услышанное.

Ведущий: Сейчас, под конец нашего сегодняшнего праздника, ребята споют нам песню о книгах

Затем ведущий читает стихотворение

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, как на крыльях летаешь.
  2. Золото добывают из земли, а к себе манит.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга – разум.
  4. Книга в счастье украшает, ума набраться.
  5. Книга не пряник, а книга глаза открывает.
  6. Книга не самолет, ярче звездочки светит.
  7. Хорошая книга а несчастье – утешает.
  8. С книгой знаться а за тридевять земель унесет.
  9. Книгу читаешь а знания из книг.

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, а книга – разум.
  2. Золото добывают из земли, а знания - из книг.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
  4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  5. Книга не пряник, а к себе манит.
  6. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
  7. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  8. С книгой знаться – ума набраться.
  9. Книгу читаешь, как на крылья летаешь.

Приложение:

материалы, которые можно дополнительно использовать при проведении досуга:

Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу» .
Не надо звать,
Не надо ждать,

Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.

(З. Бычков)

Писатель

С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.

Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.

Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.

Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.

Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.

Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.

Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!

Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисёнка...
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,
Так, что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку –
Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

Книжкины секреты

Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.


И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,

Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке - свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке - свой секрет!
Все читайте книжки!

(Л. Гусельникова)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта