Главная » 3 Как собирать » Здоровье детей и школа. Успехи современного естествознания

Здоровье детей и школа. Успехи современного естествознания

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

  • Гиподинамия

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

  • Быстрая еда

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:

Соблюдение гигиенических требований
Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата в школе
Создание благоприятного экологического климата на территории школы
Снижение заболеваемости школьников и педагогов
Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Здоровьесберегающая среда

В рекреации второго этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого - с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.

Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.

Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.

Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:

Контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
доврачебная помощь;
пропаганда здорового образа жизни;
проведение профилактических прививок.

Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.

В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания.

Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей - «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся - «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».

Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 44. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс - 8 лет; 4 класс - 10 лет; 6 класс - 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.

Организация рационального питания

Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.

Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом ГУП ОКШП СВАО и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания - соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.

Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.

Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.

В школе реализуется программа «Чистая вода», соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.

Физическое воспитание и двигательная активность

помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.

Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно - оздоровительные мероприятия:

1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК

бальные танцы;

3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ

в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.

4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности - комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.

Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Отсутствие учебных перегрузок:

Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения - учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.

Показатели рациональной организации учебного процесса в ГОУ СОШ N 297:
объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности

Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе

Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива ГОУ СОШ N 297 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
оптимальные гигиенические условия в классе;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
разнообразие видов, форм и методов преподавания;
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
место и длительность применения технических средств обучения;
физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке;
темп и особенности окончания уроков.

Дополнительное образование

Физкультурно - оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.

Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности - осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Всемирный День здоровья

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» - общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!

В статье дан обзор литературы по проблемам здоровья школьников, обучающихся в школах различ-ного типа. Освещены результаты исследований различных авторов, как казахстанских, так и россий-ских. Особое внимание обращено патологиям со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органам зрения. Отмечено, что нередко в школах нового типа (лицеи, гимна-зии) учебная деятельность не адаптируется к особенностям развития ученика. Педагогический про-цесс в условиях инновационных школ сопровождается воздействием на учащихся ряда неблагоприят-ных факторов школьной среды, а именно повышенной учебной нагрузкой, усложнением учебных программ, нарушениями в школьном расписании, недостаточной оснащенностью школьников росто-вой мебелью. Авторами статьи сделан вывод о том, что интенсивная учебная нагрузка вызывает серь-езные изменения в здоровье школьников.

На современном этапе в казахстанской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Формирование здорового образа жизни и забота о здоровье школьников являются актуальными педагогическими проблемами. Президент нашей республики Н. А. Назарбаев в своем Послании выделил здоровье народа одним из главных приоритетов в страте-гии развития нашей страны .

Охрана здоровья подрастающего поколения — важнейшая стратегическая задача государства, так как фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Все пер-спективы социального и экономического развития государства, высокого уровня жизни населения, развития науки и культуры являются итогом достигнутого здоровья детьми сегодня .

В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО реализация Концепции образования в Казахстане проводится поэтапно: переход средней школы на 12-летнее образование, введение на всех образова-тельных ступенях обучения на трех языках (казахском, русском, иностранном), формирование на ба-зе высших учебных заведений непрерывной системы образования (гимназия, лицей, колледж ). Аль-тернативные общеобразовательные учебные заведения, организованные в Казахстане в процессе ре-формирования образования, отнесены к школам нового типа и привлекают внимание ученых различ-ных специальностей . Эта проблема наиболее остро стоит сейчас, когда появилось множество учебных программ, учебных заведений с различными формами обучения и перегрузкой учащихся.

В школах с нетрадиционными формами обучения (лицеи, гимназии, частные школы) структура педагогического процесса во многом отличается от общепринятых форм обучения, где зачастую ис-пользуются программы, не прошедшие апробацию по гигиеническим, психолого-физиологическим параметрам, составленные без учета возрастных особенностей детей, большими дневными и недель-ными часовыми нагрузками. Отсюда возросший интерес многих исследователей к изучению функ-ционального состояния школьников при различном роде умственных нагрузок . Педагогический процесс в условиях инновационных школ сопровождается воздействием на учащихся ряда неблаго-приятных факторов школьной среды (повышенная учебная нагрузка, усложнение учебных программ, нарушения в школьном расписании, недостаточная оснащенность школьников ростовой мебелью и т. д.). В отличие от традиционной школы ведущее место среди негативных факторов занимает учеб-ная перегрузка, составляющая в инновационных школах 27,3-50 % в неделю .

По данным Министерства здравоохранения РК, у 53,8 % казахстанских школьников выявлены различные патологии здоровья . По результатам осмотра у каждого седьмого школьника обнаружены заболевания органов пищеварения и костно-мышечной системы, у каждого девятого — заболевания нервной системы, у каждого десятого — заболевания органов дыхания и эндокринной системы. Уровень употребления наркотических веществ среди детей и молодежи прогрессивно растет. Упот-ребление наркотических веществ отмечается во всех возрастных категориях, даже в возрастной груп-пе 11-14 лет .

Результаты анкетирования выявили высокую распространенность факторов риска развития «школьнообусловленных» заболеваний: недосыпание, низкая двигательная активность, укороченное время прогулок, чрезмерные зрительные нагрузки, нарушения режима питания, малосодержательные формы досуга . Среди старшеклассников 25,8 % питаются лишь 1-2 раза в день, часто испытывают дефицит мясных (52 %), молочных продуктов (17,5 %), овощей и фруктов (24,7 %), курят (26,1 %), употребляли алкоголь 53,6 % учеников 5-11 классов. С возрастом растет доля детей, пренебрегаю-щих значением питания для здоровья, снижается доля школьников, отрицательно относящихся к ку-рению. Здоровье у подростков занимает лишь 8 % в системе ценностей, хотя в структуре страхов и опасений значительная часть связана с потерей здоровья .

За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увели-чивается в 1,5-2 раза, нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз . О структурно-функциональной зависимости в системе «позвоночный столб - нижние конечности» говорят исследования ряда авторов , которые отмечают, что измене -ния в одном из звеньев ведут к адаптационным перестройкам в другом и могут приводить к распро-странению дистрофического процесса и повреждению всей системы опорно-двигательного аппарата.

По данным Э. С. Аветисова, частота миопии в 11-14 лет составляет 10,5 %, а в 15-18 лет — 21,5 %. Увеличение числа случаев и повышение степени миопии от начальных классов к старшим свидетельствуют о влиянии на эти процессы учебной нагрузки и условий выполнения зрительной ра-боты. Напряженная зрительная работа в неблагоприятных условиях (низкий уровень освещенности, неправильная поза, мелкий шрифт учебников и др.) является решающим моментом в возникновении близорукости у школьников, особенно миопии слабой и средней степени . Средний школьный возраст характеризуется началом полового созревания с глубокой нейроэндокринной перестройкой, интенсивным ростом и развитием, т.е. к организму учащихся предъявляются повышенные требова-ния. В условиях обучения по инновационным программам к естественному напряжению организма учащихся добавляются высокие учебные нагрузки .

По результатам проведенных исследований в школах различного типа города Петропавловска, в последние годы значительно увеличилось число детей, страдающих различными заболеваниями. Индекс здоровья у детей, обучающихся в средней школе, значительно ниже (58 %) по сравнению с гимназией, где этот показатель составил 62 % .

Значения средней группы здоровья учащихся инновационной школы выше, чем в традиционной, что означает худшее состояние здоровья. В среднем на одного учащегося обычной школы приходит-ся — 1,20 ± 0,04, а инновационной — 1,50 ± 0,06 хронических заболеваний. При углубленных меди-цинских осмотрах у учащихся инновационной школы достоверно чаще выявлялись хронические за-болевания нервной системы и органов чувств, пищеварения, нарушения осанки .

Учебная деятельность, по-видимому, не адаптируется к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьнико в. Отсутствие адаптации подчеркивается в исследованиях И.Г.Кретова и соавторов, начиная с первого класса отмечается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей с I группой здоровья и увеличивается количество детей и подростков, относящихся к III группе. Это наиболее характерно для учреждений нового типа. Во многом это связано с недостаточ-ной двигательной активностью, интенсивной нагрузкой на ЦНС, зрительный анализатор и опорно-двигательный аппарат, особенно в лицее .

Учебные перегрузки обусловлены разнообразными сторонами современной системы организа-ции учебного процесса. Изучение умственной работоспособности школьников Е.В.Сосниной выяви-ло увеличение количества случаев сильного и выраженного утомления к концу учебного дня у гимна-зистов (особенно в начальных и старших классах) до 40-55 % против 25-38 % в массовых школах. К концу обучения в начальной школе детей со сниженным и существенно сниженным функциониро-ванием ЦНС было больше среди гимназистов .

Адаптация, или приспособление, к новым условиям происходит благодаря мобилизации функ-циональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем. Изменения проис-ходят прежде всего в системах дыхания и кровообращения . Сердечно-сосудистая система наибо-лее чутко реагирует на весьма незначительные неблагоприятные воздействия, поскольку ей принад-лежит роль индикатора адаптационно-приспособительных реакций организма . Выявлены разли-чия в реакции сердечно-сосудистой системы на недельную учебную нагрузку у учащихся школ ново-го вида. Так, во всех возрастных группах количество неблагоприятных сдвигов артериального давле-ния отмечалось от начала к концу учебной недели. Прослежена четкая зависимость числа неврозопо-добных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. К концу учебного года, помимо резкого сни-жения работоспособности на уроках, снижения сопротивляемости «учебному» утомлению, у гимна-зистов 1-3-х классов в 2 раза увеличилась частота случаев повышенного артериального давле-ния . Исследования Б.И Кочубея также показывают, что после шести недель активных занятий у детей резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстанов-ление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного переры-ва .

Изучив гемодинамические показатели школьников, обучающихся в классах общеобразователь-ного, гуманитарного и математического профиля, в начале и в конце учебного года, Е.М.Рукавкова выявила напряжение регуляторных механизмов системы кровообращения у школьников в математи-ческих классах в конце учебного года .

Комплексными исследованиями функционального состояния сердечно-содудистой системы школьников разных режимов обучения в зависимости от возраста, пола, периода учебного года в те-чение последовательного 4-летнего наблюдения установлено, что возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы у школьников 7-10 лет проходит неравномерно и не одновременно в половых группах. Наиболее значительные изменения показателей сердечно-сосудистой системы выявлены у школьников экспериментального класса по сравнению с контрольным, выявлены разли-чия в абсолютных величинах показателей сердечно-сосудистой системы. Имеют место различия и в характере реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку .

Срочная адаптация школьников к модели учебной нагрузки зависит и от психотипа. Так, по ре-зультатам исследований П.А.Байгужина, обнаружено, что у школьников с преобладанием процессов торможения и уравновешенностью нервных процессов увеличена доля гуморально-метаболических влияний на ритм сердца. У школьников с преобладанием возбуждения наблюдалось снижение доли этой реакции в регуляцию ритма, что позволило рассматривать данный тип реагирования как ком-пенсацию деятельности регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы .

В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухуд-шается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах). В них фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для уча-щихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки — для старшеклассников .

Следует отметить, что рост патологий у школьников наиболее характерен для последнего деся-тилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердеч-но-сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3 до 17,8 %, пищеварительной систе-мы — с 6,6 до 12,5 %, позвоночника — с 4,3 до 15,7 %, верхних дыхательных путей — с 6,7 до 10,5 %, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4 до 7,3 % .

Исследование распространенности патологии опорно-двигательного аппарата у детей выявило, что с возрастом увеличивается количество деформаций костно-мышечной системы, причем значи-тельное увеличение числа ортопедической патологии отмечается за счет статических деформаций: плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза. Распределение детей с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата по полу показало, что деформации одинаково часто встречаются как у маль-чиков, так и у девочек. У современных детей все чаще появляется проблема дисбаланса мышц, мы-шечного гипертонуса, атипичных моторных паттернов, что приводит к усталости мышц, мышечным болям, нарушению осанки .

Внутренние органы, состояние которых сказывается на опорно-двигательном аппарате, также влияют на позвоночник. Деформации позвоночника вызывают у детей значительные изменения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы, проявляются разнообразной неврологической симптоматикой, ограничивают трудоспособность и возможность выбора желаемой специализации, а косметический дефект причиняет тяжелые морально-психологические страдания. Сопутствующие заболевания встречаются примерно у каждого второго ребенка (заболевания желудочно-кишечного тракта, изменения сердечно-сосудистой системы, дыхательные нарушения). По данным призывных комиссий Республики, до 25-30 % подростков признается негодными к призыву в армию в связи с выраженными изменениями опорно-двигательного аппарата .

Так, R.Parctlls и соавторы, используя методы видеонаблюдения, нашли, что из времени, прове-денного школьником сидя, 57 % времени ученики находились в положении наклона вперед и 43 % — откинувшись назад. Было выявлено уменьшение сгибания шеи и увеличение бедренного угла по сравнению с традиционной посадкой. Существует мнение, что использование эргономической мебе-ли может привести к снижению частоты болей в спине у детей и улучшению осанки . За-фиксировано сочетание нарушения осанки и депрессии .

Получена четкая корреляция между физической активностью ребенка, характером осанки и даже его здоровьем во взрослом состоянии . При этом в совокупности негативные изменения, проис-ходящие в организме в результате дефицита двигательной активности, провоцируют возникновение отклонений в состоянии здоровья различной нозологии .

Среди учащихся гимназии, проводивших много времени за рабочим столом, нарушения осанки встречались в 2-5 раз чаще (108,8 %), чем в наиболее переполненных общеобразовательных школах (21,0-65,6 %). Среди детей, которых доставляют в школу на машинах, нарушения осанки встречают-ся в 3-4 раза чаще, чем среди тех, кто проделывает путь до школы пешком .

Использование компьютеров в обучении и воспитании детей коренным образом изменяет при-вычные формы их учебной и досуговой деятельности. При работе с компьютером возрастает не толь-ко психоэмоциональное напряжение, но и доля статических нагрузок на фоне значительного увели-чения объема предъявляемой школьникам информации, при этом ещё более выраженной становится гипокинезия . По данным А.А.Баранова и соавторов, тревога, раздражительность, подавленность отмечаются в 25-70 % случаев. Работа за компьютером способствует появлению неблагоприятных реакций со стороны центральной нервной системы и зрительного анализатора. Выраженные неблаго-приятные сдвиги показателей функционального состояния организма детей отмечаются и после досу-говых занятий с компьютером .

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации . То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. По данным Н.Ф.Петрова, 97 % подростков, начавших обучение в классах медико-биологического про-филя, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54 % выявлены хрониче-ские заболевания, а у 43 % — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84 % школьников, снижение остроты зрения — у 35,5 %, нарушения функций сердечно-сосудистой системы — у 81 %, из них 32 % имели вегето-сосудистые расстройства. Пато-логические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышают аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что уча-щиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников .

Однако у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и пере-утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные ин-тенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности. Анализ причинно-следственных связей позволяет выделить три группы факторов, способствующих пере-утомлению школьников: 1) неправильная организация труда и учебного процесса в целом; 2) несоот-ветствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка; 3) игнорирование гигиенических требований к режиму и условиям обучения .

Таким образом, интенсивная учебная программа вызывает более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и года по сравнению с общепринятой традици-онной учебной программой .

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. — 2012. — 27 янв.
  2. Турдалиева Б.С., Аимбетова Г.Е., Абдукаюмова У.А. и др. Здоровье детей и подростков Республики Казахстан: про-блемы и пути решения. — 2012. — С. 54.
  3. Родина Т.В., Левина И.Л. Роль педагогических инноваций в формировании здоровья учащихся // IV Национальный конгр. по профилактической медицине и валеологии. — СПб.: Изд. дом «Здоровый мир», 1997. — С. 128-129.
  4. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., Манке Г.Г., Параничева Т.М. Здоровье и функциональное состоя-ние сердечно-сосудистой системы школьников // Школа здоровья. — 2000. — Т. 7, № 3. — С. 16-21.
  5. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. — 2001. — № 5. — С. 7-12.
  6. Швецов А.Г., Кабиева С.М., Приз В.И., Калишев М.Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов // Гигиена и санитария. — 2000. — № 3. — С. 21-23.
  7. Аканов А.А., Чен А.Н. Здравоохранение Казахстана. Основы политики и стратегии (к разработке программы развития отрасли до 2010 года): Материалы. — Алматы, 2001. — 91 с.
  8. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. — Алматы, 2001. — 100 с.
  9. Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Современные программы развития системы школьного здравоохранения в регионе // Бюллетень Нац. науч.-исслед. ин-та общественного здоровья. — М., 2011. — Вып. 2. — С. 126-130.
  10. Васильева Т.П., Наумов А.В., Филькина О.М., Натурин Н.Н. Сравнительная характеристика здоровья и образа жизни школьников в зависимости от характера обучения // Здоровье и образование в XXI веке: Материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2002. — С. 298-300.
  11. Авота М.А., Авота А.А. Состояние опорно-двигательной системы учащихся общеобразовательных и спортивных школ г. Риги // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с между-народным участием. — М.: Науч. центр здоровья детей РАМН, 2010. — 708 с.
  12. АветисовЭ.С. Как беречь зрение. — М.: Медицина, 2000. — 117 с.
  13. Быков Е.В., Исаев А.П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Фи-зиология человека. — 2001. — Т. 27, № 5. — С. 76-81.
  14. Базарбаева С.М., Нусупова А.Ж., Батжанова С.М. Проблемы формирования здорового образа жизни в системе об-разования // Исследования в области естественных наук. — 2012. — С. 75-77.
  15. Муртазин И.Г. Социально-гигиенические особенности семей учеников. школ с интенсивной и традиционной фор-мами обучения // Казанский мед. журн. — 2003. — Т. 84, № 3. — С. 213.
  16. Кретова И.Г., Русакова Н.В., Березин И.И. и др. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары // Педиатрия. — 2011. — Т. 90, № 1. — С. 125-129.
  17. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестн. Герценовского ун-та. — 2007. — № 6. — С. 47-48.
  18. СоснинаB., Сетко А.Г. Влияние инновационных систем обучения на формирование адаптационных возможностей гимназистов // Гигиена и санитария. — 2009. — № 4. — С. 64-65.
  19. Баевский Р.М., Берсенова А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М., 1997. — С. 117.
  20. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Агапова Л.А. // Рос. педиатр. журн. — 2009. — № 2. — С. 19-23.
  21. Ильин А.Г., Степанова М.И., Рапопорт И.К. Здоровье школьников и реформирование школьною образования // Рос. педиатр. журн. — 1999. — № 5. — С. 14-18.
  22. Кочубей Б.И., НовиковаЕ.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 2006. — 313 с.
  23. Рукавкова Е.М., Золотникова Г.П. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 11-12 лет, обучающихся по углубленному изучению ряда предметов // Вестник Оренбург. гос. ун-та. — 2007. — № 5. — С. 163-168.
  24. Побежимова О.К. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 7-10 лет разных режимов обучения: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Казань, 2000. — 188 с.
  25. Байгужин П.А. Особенности к учебной нагрузке школьников 8-9 лет с различным психотипом: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Челябинск, 2005. — 18 с.
  26. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: Метод. пособие. — М.: Аспект-пресс, 2000.139 с.
  27. СмирновН.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. —121 с.
  28. Поздникин Ю.И. Травматизм и ортопедические заболевания детей Российской Федерации // Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии: Материалы науч.-практ. конф. детских травматологов-ортопедов России. — СПб.,— С. 81-85.
  29. ДонгакB., Бланк Т.Н. Реабилитация детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в условиях Республики Тыва // Современные проблемы травматологии и ортопедии: Материалы науч.-практ. конф. — Моск-ва-Дубна, 25-26 октября 2007. — С. 53-54.
  30. Stommel M.R., Hubbard R. Mismatch of classroom furniture and student boby dimensions: empirical findings and health im-plications // J. Adolesc. Health. — 1999. — 24. — P. 265-273.
  31. Troussier B., Tesniere C., Fauconnier J. et al. Comparative study of two different kinds of school furniture among children // Ergonomics. — 1999. — 42. — P. 516-526.
  32. Schyder-Etinne H. Neu aufretende Thoraxdeformierungen bei Kimdern and Jugendlichen // Schweizerische Arztezeitung.— Vol. 86, No. 21. — P. 1312-1314.
  33. Hancox R., Milue B., Poulton R. Association between children and adolescents television viewing and adult health: a longitu-dinal birth cohort study // Lancet. — 2004. — Vol. 364. — P. 257-262.
  34. Давиденко Д.Н., Григорьев В.И. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 40 с.
  35. Чечельницкая С.М., Румянцев А.Г., ВолковM. и др. Физиологические и психологические особенности школьников с нарушениями осанки // Вопросы практической педиатрии. — 2008. — Т. 3, № 3. — С. 41-44.
  36. Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. — 2002. — № 3. — С. 18-25.
  37. Баранов А.А., Кучма Л.М. Чтение, компьютер и здоровье // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 1.
  38. 234 с.
  39. Потупчик Т.В. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. — 2011. —№ 6. — С. 41-44.
  40. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естество-знания. — 2005. — № 11. — С. 73-75.
  41. Емелина А.А., Порецкова Г.Ю. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой сис-темы старшеклассников // Практическая медицина. — 2010. — № 46. — 51.
  42. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового типа // Гигиена и санитария. — 2000. — № 1. — С. 62-

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.

Арабская пословица.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Основной целью нашего учебного заведения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, – охраны и укрепления здоровья детей, и ответить на вопрос: является ли образовательная среда школы здоровьесберегающей?

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [ В. А. Ясвин]

Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?

Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления в этой работе:

– сохранение и укрепление физического здоровья детей;

– сохранение психического здоровья;

– создание благоприятной социально-психологической адаптации.

Помимо уроков физкультуры для укрепления физического здоровья детей, в нашей школе проводятся уроки здоровья. На этих занятиях формируется мотивация здорового образа жизни. Мы знакомим учеников с упражнениями, позволяющими снять усталость, развивающие мелкую моторику мышц, укрепляющие здоровье. Дети узнают об истории Олимпийского и спортивного движения. Занятия проводятся в игровой форме, часто на свежем воздухе.

Наши учителя работают по учебникам в рамках эксперимента «Организация образовательного процесса на базе учебного комплекса «Школа – 2000…» В основу его положены личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
– ребенок учится только через действие;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Исходя из этих принципов, мы, организуя процесс обучения, проводим личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, уметь организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана. Причем учащимся, по ходу работы, предоставляется возможность внести изменения в планирование.

Следующий этап урока – актуализация знаний детей, необходимых для изучения нового материала, выработка навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.). Есть два варианта «открытия» детьми нового знания:
– объяснение учителем в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания, решение учащимися практических и теоретических задач;
– короткое объяснение учителя (введение в проблему), самостоятельная работа с учебником, решение практических и теоретических задач.

Итак, учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, подводит итог, научно «окультуривает».

Следующий, очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней».

На таких уроках учителя применяют различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Мы ее используем с 1 класса, но делаем это постепенно и последовательно. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.
Личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.

На каждом уроке учителя проводят по две-три физкультурных паузы, хотя бы одну из них – под музыку. Для их проведения можно использовать различные подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести любой предмет, лежащий на парте: ластик, книгу, карандаш и т. д.

Обязательными на уроке являются упражнения для глаз, мелкой моторики рук. Их часто проводим под рифмовки.

Также проводим динамические паузы между уроками и занятиями на различных отделениях школы дополнительного образования. Динамические паузы стараюсь проводить на спортивной площадке, в гимнастическом зале. Дети двигаются, играют, общаются. Школьники по очереди готовят интересные игры для одноклассников. Эта работа помогает им ориентироваться в обилии литературы, содержащей описание игр для детей. Ученики учатся работать с коллективом, доходчиво объяснять свои мысли и желания. А участники игр, кроме двигательной активности, активизируют и мышление, память, эмоции. Динамические паузы можно делать сюжетными, давать им название. Это формирует у детей интерес к их выполнению, к окружающей жизни.

В нашем учреждении все учителя работают в тесном контакте с медико-профилактическим центром, созданным на базе нашей школы. Врачи отслеживают медицинские показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и предотвращению некоторых заболеваний. Дети посещают массажный кабинет, кабинет релаксации, физиотерапевтический кабинет, пьют кислородные коктейли. Школьный врач регулярно посещает учеников классов, следит за динамикой показателей здоровья. Учителя стараются следовать всем рекомендациям врачей. В начальных классах, практически, стопроцентная посещаемость.

После окончания уроков дети посещают школьную столовую, где для них уже готов комплексный обед. После этого они на свежем воздухе совершают прогулку по «дорожкам здоровья», наблюдают за изменениями в жизни природы.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы бывают загружены учебными предметами, домашними заданиями, занятиями в различных кружках и секциях. Родители, да и учителя, стараются максимально научить ребёнка всему. Но наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Любой предмет из школьной программы, рассказанный доступным детям языком, в игровой форме, с элементами театрализации, применением красочной наглядности, может оказаться простым и интересным. Готовясь к каждому рабочему дню, учителя должны обязательно подбирать и готовить интересные задания, развивающие детей.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития детей. Этот принцип создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности, а не только для накопления знаний и формирования навыков решения предметных задач.

Принцип вариативности содержания образования дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов. Хочется подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности «учения – обучения» нельзя создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.

Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

А как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? Мы применяем задания различной степени сложности, меняем виды деятельности, подбираем задания развивающего характера, отдыхаем вместе с детьми, стараемся разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает, а остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.

Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Каждое утро в нашей школе мы начинаем с музыкально-ритмической разминки. Под мелодии любимых детских песен дети выполняют движения, подпевают любимым героям из мультфильмов, кинофильмов, учителя тоже поют вместе с ними.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. Окружающий мир, которому ребенок радовался, перестаёт быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Музыкально-ритмические переменки дают возможность «выпустить пар», проявить свою самостоятельность, быть руководителем в проведении некоторых упражнений. Дети чувствуют себя увереннее. Они общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале первого класса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.

С первого класса создаются группы, формирующиеся на основе взаимной симпатии. Мы их называем «звёздочками». Их у нас четыре. Каждая из «звёздочек» выполняет определённое поручение целую неделю:

– дежурные по классу (следят за санитарным состоянием классной комнаты, проветривают её);

– ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие различных частей тела);

– санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены, следят за внешним видом);

– цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в классе).

Каждую пятницу учителя подводят итоги работы за прошедшую неделю, анализируют ее недостатки, намечают дальнейший план работы. Актив класса оказывает помощь в учебной деятельности, в устранении проблем во взаимоотношениях в классе ученикам, которым она нужна. Конечно, это все делается под чутким руководством учителя.

Кроме стандартных оценок, в классах за прилежно выполненное письменное задание в тетради, наши учителя поощряют своих учеников. Например, в обложку вкладывают значок, на котором изображён скрипичный ключ. Дети знают – он означает, что душа учителя поёт от радости за его успехи. Порой, этот значок имеет большее значение для ребёнка, чем оценка.

Наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых – главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребёнок, и будет ли он действительно здоров.

В классах есть «дерево настроения», на которое дети ежедневно, в конце учебного дня вывешивают разноцветные яблоки. Красный цвет яблочка обозначает, что у ребенка настроение прекрасное, жёлтый – оставляет желать лучшего, зелёный – печальное, грустное. Яблоки дети вешают около своих фотографий. Учителю сразу видно, с кем нужно пошептаться, кому уделить времени больше, а кто может сам своим оптимизмом зарядить товарища. По мере необходимости учителя обращаются к помощи школьного психолога. В конце недели учителям интересно посмотреть и проанализировать, для кого из детей неделя была окрашена только красным цветом. У кого были некоторые трудности, а кто очень трудно шёл всю неделю. Но в нашей школе, у учеников такого не было. «Дерево настроения» работает в классе социально-психологической картой моментальной обработки. Дети выполняют совместную работу по «сбору урожая» прошедшего дня, помогают товарищам в трудной ситуации.

Для осуществления благоприятной социально-психологической адаптации наряду с базовой школой осуществляется обязательное дополнительное образование.

Учителя нашей школы работают без домашних заданий. Поэтому у детей есть возможность заниматься в различных кружках и секциях дополнительного образования. В основном дети посещают занятия в нашем учебном заведении. И, пока родители на работе, ребёнок может отдохнуть, позавтракать, пообедать, заняться любимым делом, погулять на улице, совершить пешую прогулку по «дорожке здоровья» у школы, узнать много нового и интересного. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, «общим местом » жизнедеятельности для детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за её границами. В такой обстановке вопросы объёма содержания и структуры образования рассматриваются с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение театров – без этого немыслима школьная жизнь! Вовлечение родителей в жизнь класса – важный фактор нормального психологического климата. Учителями нашей школы была разработана примерная тематика родительского лектория для начальной школы, организован всеобуч для родителей для их повышения уровня педагогической и психологической культуры.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Используемая литература:

Янсон Ю.А. «Оздоровительные модели физического воспитания школьников» – Валеология 1997, № 2
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Голиков Н. «Школа здоровья» – Тюмень: Вектор Бук, 2000 г.

Из-за переутомления

Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых. Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 12-14 часов, потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки и ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Из-за гиподинамии

По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников - уже 80 %. В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток - как минимум 11 часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета и т. д.

Из-за стрессов

Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул и т. д. Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Кроме того, школа - это особая социальная среда, в которой впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.


Какие заболевания появляются у детей в школе

Нарушения зрения

  • Причины. Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ.
  • Методы профилактики. Чтобы сохранить здоровье детских глаз, регулярно делайте с ребенком зрительную гимнастику. Поставьте на столе хорошую настольную лампу таким образом, чтобы свет падал слева. С первого класса приучайте малыша к тому, что расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см. Если ребенку в школе задают сделать домашнюю работу на компьютере, учитывайте, что офтальмологи не рекомендуют детям проводить у монитора более получаса в день.

Нарушения в желудочно-кишечном тракте - гастрит

  • Причины. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие булочками и чипсами, могут заболеть гастритом. Причиной этого становится неправильное и нерегулярное питание.
  • Методы профилактики. Приучите ребенка нормально питаться не только дома, но и в школе. Основу детского рациона должна составлять домашняя еда, поэтому не стоит давать ребенку с собой газировку и фаст-фуд.Не забывайте, что для здоровья малыша совсем не полезны копченые, жирные, жареные и перченые блюда.

Болезни опорно-двигательного аппарата

  • Причины. Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. Проблемы со здоровьем могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок (особенно на одно плечо), недостатком физической активности.
  • Методы профилактики. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина - иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле, так как это формирует неправильную осанку.

Респираторные заболевания

  • Причины. Школа часто становится настоящим «рассадником» инфекций. Душные классы и коридоры редко проветриваются, что создает оптимальную среду для распространения вирусов и бактерий. Многие родители отправляют малышей и подростков в школу даже при наличии кашля и насморка, поэтому инфекция передается очень быстро.
  • Методы профилактики. Для сохранения здоровья ребенка необходимо научить его регулярно мыть руки с мылом, а при отсутствии такой возможности - пользоваться антибактериальными салфетками или гелями. В холодное время года давайте школьнику больше свежих овощей и фруктов или детские витаминные комплексы. Не заставляйте ребенка идти в школу, если его беспокоит насморк, боль в горле или другие симптомы респираторных заболеваний.

Какие занятия помогут сохранить здоровье детей

Динамические паузы . Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики.

Подвижные игры . Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.

Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для расслабления используется классическая музыка, звуки природы.

Препарат Тенотен Детский уменьшит стресс от школьной нагрузки!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта