Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.
Викторина по русскому языку 1 класс
1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1.
Из предложений. 2.
Из слов. 3.
Слышат. 4.
Буквы. 5.
Кость. 6.
Март, август. 7.
Две 8.
«Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9.
Рыбак поймал щУку и лещА. 10.
Куст.
Викторина по русскому языку 2 класс
1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?
2. Как называется речь одного человека?
3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.
4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?
5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.
6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?
7. Какие согласные всегда только мягкие?
8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?
9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.
10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.
Ответы:
1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.
Викторина по русскому языку 3 класс
1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.
Ответы:
1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.
Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?
3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
Викторина по русскому языку (6 -7 класс).
Ц е л ь : привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.
1. Отгадайте загадки.
1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)
1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)
2. Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)
8.Он стоял и лязгал глазами .
3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?
С ног до головы .
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться.Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!
Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
Сообразительность
Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.
Или Скоросшиватель
Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток
Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит
Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь
Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок
Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора
8 . Назовите слово по его лексическому значению.
1. Место стоянки судов (пристань)
2. Глава государства (президент)
3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4. Человек, совершивший подвиг (герой)
5. Руководитель предприятия (директор)
6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9. Больной, лечащийся у врача (пациент)
10. Титул древнеегипетских царей (фараон)
11. Группа морских островов (архипелаг)
12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)
13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)
14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)
15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)
16. Смотр войск (парад)
17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)
18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)
19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)
21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)
22. Устное народное творчество (фольклор)
23. Машина для уборки хлеба (комбайн)
24. Место на реке, где её можно перейти (брод)
25. Общая часть родственных слов (корень)
26. Отверстие вулкана (кратер)
27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)
28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)
30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
32. Научный опыт (эксперимент)
33. Научное справочное пособие (энциклопедия)
34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
35. Герой русских былин (богатырь)
36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
39. Землеройная машина (экскаватор)
40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)
41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)
42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
9. Что значит:
10. «Разгадай кроссворд».
Кроссворд
По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.
11. Игра «Переводчик»
1. (кроме служебных) синонимами.
2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных ) антонимами .
12. Задание:
замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
Денег куры не клюют,
На все руки мастер,
Водить за нос
Заруби себе на носу
Это рукой подать,
От корки до корки,
Держать язык за зубами,
Делать из мухи слона.
13. Определить род несклоняемых имен существительных:
Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.
Подведение итогов урока - викторины
В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.
На странице букваря 33 богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Тридцать три сестрички
Ростом невелички
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
(Буквы)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?
2. Как называется речь одного человека?
3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.
4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?
5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.
6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?
7. Какие согласные всегда только мягкие?
8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?
9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.
10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.
Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)
Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)
1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)
2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)
3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)
Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)
Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?
Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?
1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.
2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.
3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.
Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).
Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).
1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?
а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.
2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?
а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.
3. В каком слове сорок гласных?
(В слове «сорокА»)
4) В каком слове больше всего букв «Я»?
5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?
(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух
(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики
7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?
(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.
8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.
Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?
(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква
Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл
КИС. (ответ: КИСТОЧКА)
ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)
100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)
ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)
ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)
Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!
Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.
Расшифруйте слова:
ЛАНПЕ (ПЕНАЛ) ГАНИК (КНИГА) РЦЕУГО (ОГУРЕЦ) ВАТРА (ТРАВА) ЧКАРУ (РУЧКА) |
КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ) ШОЛАК (ШКОЛА) НОРАВО (ВОРОНА) КИСАРК (КРАСКИ) ВОНЗОК (ЗВОНОК) |
АШАИНМ (МАШИНА) АДЕЕБС (БЕСЕДА) ЕВРЕЧ (ВЧЕРА) ТАРПА (ПАРТА) ДАНЗА (НАЗАД) |
УВКАБ (БУКВА) ИСОКН (НОСКИ) ТЕСОМ (МЕСТО) УРОЧБ (ОБРУЧ) ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ) |
Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ
Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:
Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что
Море по колено - ничего не бояться
Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить
Задания для команд:
Во весь дух - (быстро)
Рукой подать - (близко)
Прикусить язык - (замолчать)
Витать в облаках (мечтать)
Сломя голову - (быстро)
Крокодиловы слезы - (фальшивые)
Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.
Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.
Пример:
Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.
сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.
Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .
к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь
О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)
Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?
1-й вариант
кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.
2-й вариант
коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.
Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.
Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .
Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :
1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.
Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?
к – ка;
ш – ша.
Названия каких двух букв составляют целую эпоху?
р – эр и а .
Задание 6. Фонетическая эстафета .
Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.
Задание 7 . Соберите букет .
1-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.
Знаете ли вы пословицы?
1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .
Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»
1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .
Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.
Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .
На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.
Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
Задание 2
Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.
Выпишите слова с пропущенной буквой о .
Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .
Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_стГде е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_ратьГде о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_реватьГде и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стетьГде о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной
Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.
Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.
Задание 4 . Третий лишний .
Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.
Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.
Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.
Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.
Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.
Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.
1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .
Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.
Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –
Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.
Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.
1. Назовите все морфологические
признаки слова морковь
.
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу
.
3. Назовите все разряды местоимений
.
Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .
– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
(Парник, партер, пароль, партия, парень.)