Главная » Условно-съедобные грибы » Межличностные отношения как потребность человека в общении. Межличностное общение как условие бытия человека

Межличностные отношения как потребность человека в общении. Межличностное общение как условие бытия человека

Общение

Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.



Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).

Рис. 15. Классификация видов общения

Общение людей бывает вербальным и невербальным.

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

информационная – получение новой информации;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;

3) перцептивная взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

Аттракция

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

прием «имя собственное»

при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

прием «зеркало души»

приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;

прием «золотые слова»

не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;

прием «терпеливый слушатель»

уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

прием «предварительная информация»

при общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).

Таким образом, общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:

Говорить на языке, понятном обоим партнерам;

Проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;

Подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);

Проявлять интерес к проблемам партнера.

Общение и речь

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

Информативность;

Понятность;

Выразительность.

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Человек по своей природе настроена на межличностную взаимодействие, к которой его побуждают потребности в присоединении, контроле и открытости (В. Шутц).

Присоединение трактуется как желание быть вовлеченным в общество, особняком среди других, находиться в центре взаимодействия. В зависимости от приобретенного в детстве опыта присоединения взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из следующих моделей поведения:

Субсоціальність. Человек избегает контактов, поскольку не способна рисковать, боится быть ігнорованою. Избегание может принимать разные формы: отказ от участия в социальных контактах, формальная социальная поведение, имитация общения;

Надсоціальність. Человек ищет общества (поскольку не терпит одиночества), используя такие формы взаимодействия, как навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;

Социальность. ее характеризуют способность к контактам с другими людьми, а также хорошее самочувствие вне обществом.

Контроль реализуется как попытка контролировать других, быть или не быть контролируемым. Навыков установления контроля приобретают в детстве, во взрослом возрасте он воплощается в одной из таких моделей поведения человека:

Поведение, что предполагает отказ. Индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его и от власти, и от ответственности;

Автократическая поведение. Индивид стремится к власти, готов за нее бороться. В основе такого поведения - неуверенность в своей компетентности, необходимость доказывать себе и всем свою способность быть ответственным. По аналогичным причинам нередко отказываются от власти;

Демократическое поведение. Личность способна принимать решения, брать на себя ответственность, никому не доказывая.

Открытость является потребностью в установлении близких эмоциональных отношений с другими людьми. Стратегии такого коммуникативного поведения взрослого человека также зависят от приобретенного в детстве опыта. Речь идет прежде всего о такие виды стратегий: -

Субперсональність. Вызывают ее боязнь не понравиться, быть відторгненим. Избегая открытости, человек поддерживает поверхностные отношения с другими, большое количество контактов психологически защищает ее от чрезмерной, на ее взгляд, зближеності с кем;

Надперсональність. Чаще всего она проявляется в стремлении установить близкие отношения с как можно большим количеством людей, что должно нейтрализовать ее тревогу по поводу своей відторгненості. Модель такого поведения выстраивается на стремлении заслужить одобрение, привлечь к себе внимание;

Персональность. Человек комфортно чувствует себя как на уровне поверхностного общения, так и в близких отношениях.

Основной при этом е проблема ощущения своей способности любить и вызывать любовь других. Если индивид не уверен в своей способности нравиться окружающим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальной, проявляясь как полное избегание близости или надвідкритість.

Потребность индивида в налаживании социальных связей выражает понятие "афилиация" (англ. to affiliate - присоединить, присоединяться, устанавливать связи). При определенных обстоятельствах эта потребность особенно заметна. К установлению контактов человека побуждают разные мотивы: утвердить свое "Я", осознать свое место в системе связей, избежать неуверенности в себе, найти положительную стимуляцию средствами интересного взаимодействия, добиться внимания и похвалы от других, получить эмоциональную поддержку, сформировать отношение к себе, обменяться умениями, знаниями, навыками и результатами деятельности, повлиять на другого. Важными для личности является и поиск поддержки, утешения, получения облегчения, удовлетворения интересов, и особенно - социальное сравнение, редукция (восстановление) тревоги, поиск информации.

Люди чаще контактируют с теми, кто на вид менее взволнован, чем они. Это помогает обнадійливіше видеть свои перспективы. В угрожающих, а также таких, которые подавляют личность, ситуациях, они обращаются к тем, кто способен им посочувствовать, утешить, поддержать или просто выслушать. Подобной является их поведение и в отношении поиска информации. Под давлением определенных угроз они ищут того, кто знает и может предоставить информацию, необходимую для правильной оценки опасности. В неопределенных ситуациях общение с другими людьми, попавшими в такие же условия, дает возможность сравнить свою реакцию с их и оценить ее уместность. Благодаря общению в обществе индивид получает возможность проверить свой способ поведения. Близость других людей способствует снижению тревожности, смягчая последствия физиологического, психологического стресса. Особенно позитивной для индивида, который переживает стресс и волнение, присутствие близких, знакомых людей. Одиночество за тяжелых обстоятельств часто подталкивает к суициду. Будучи одним из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, одиночество свидетельствует о дефиците общения и социальных связей.

Одиночество - совокупность эмоций, которые возникают в ответ на дефицит (количественный И качественный) социальных контактов; болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания И свидетельствует о нарушении системы отношений и связей личности с внешним миром.

Распространена она среди людей, лишенных близких отношений, дружеских связей. Это порождает острые эмоциональные реакции, часто провоцируют психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, а также актуализирует потребность во взаимодействии. Отсутствие разнообразных взаимоотношений может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Исследования свидетельствуют, что для выживания мужчинам очень важно быть в браке, а женщинам - иметь взаимоотношения с друзьями и родственниками. Те, кто имеет развитые социальные контакты, пользуются адекватной поддержкой своего окружения, дольше живут, чем те, кто их лишен.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 11 Потребность людей во взаимоотношениях

Потребность людей во взаимоотношениях

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Из книги Возрастные кризисы автора Шихи Гейл

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,

Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин К

Глава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно

Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"

Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс Хосе

Сочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это

Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни Карен

Глава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Глава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши

Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег Вадимович

Глава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного

Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Глава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со

Из книги Из противников в союзники автора Бург Боб

Глава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна

Из книги автора

Глава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических

Предпола

гает, что установление, развитие и поддержание от

ношений зависит от того, насколько участники этих

отношений отвечают межличностным потребностям

каждого в любви, присоединении и контроле над си

туацией (Schutz, 1966).

Потребность в любви отражает желание прояв

лять и получать любовь. Люди, которых вы знаете,

вероятно, в различной степени умеют выражать лю

бовь. Некоторые из них могут избегать доверитель

ных отношений, редко проявлять сильные чувства к

другим и сторониться тех, кто выражает или хочет

выразить сильную страсть. Другие могут быть склон

ны к установлению близких отношений со всеми.

Люди такого типа считают, что все окружающие -

их хорошие друзья. Они сразу проникаются довери

ем к людям, которых встретили, и хотят, чтобы все

тоже считали их друзьями. Между этими двумя

крайностями находятся те, кто может выражать лю

бовь и легко ее добиваться и кто получает удоволь

ствие от разных взаимоотношений с другими.

Потребность в присоединении отражает желание

быть в обществе других людей. У каждого человека

присутствует в той или иной степени потребность

участвовать в социальной жизни общества. Но здесь

тоже существуют крайности. С одной стороны, те,

кто предпочитает одиночество. Время от времени им

нравится находиться среди людей, но им не требует

ся часто взаимодействовать с людьми, чтобы почув

ствовать удовлетворение. С другой стороны, есть те,

кому постоянно требуется общение с людьми, и они

испытывают напряжение, когда остаются одни. Две

ри в их доме всегда открыты - они всем рады и ждут,

что другие будут рады им. Разумеется, большинство

из нас не относятся ни к одной из этих крайностей.

Как правило, нам иногда нравится находиться в оди

ночестве, а иногда - взаимодействовать с другими.

Выража

ет желание влиять на события и людей, находящих

ся рядом с нами. К этой потребности люди тоже от

носятся по разному. Некоторые, как видно из их по

ведения, избегают любой ответственности. Другая

крайность - это те, кто все время стремятся доми

нировать над другими и чувствуют тревогу, когда им

это не удается. Опять таки большинство людей зани

мают промежуточное положение между двумя эти

ми крайностями, и им иногда нужно лидировать, а

порой вполне достаточно и того, что они подчиняют

ся кому то более влиятельному.

Как наш анализ может помочь понять процесс об

щения и развития отношений? Отношения между


людьми возникают и прерываются отчасти из за со

вместимости или несовместимости межличностных

потребностей. Когда вы общаетесь с другими, вы мо

жете решить для себя, действительно ли их потреб

ности в любви, присоединении и контроле согласу

ются с вашими. Предположим, Эмили и Дэн регу

лярно видятся друг с другом, и оба считают, что у них

близкие отношения. Они сидят и смотрят вдвоем те

левизор, и если Дэн пытается положить руку на пле

чо Эмили, а Эмили при этом слегка напрягается, то

можно предположить, что Эмили нуждается в люб

ви меньше, чем Дэн. Нужно подчеркнуть, что потреб

ности у людей действительно разные; к тому же, со

временем они меняются. Если в любой данный мо

мент времени потребность человека, с которым мы

общаемся, существенно отличается от нашей и нам

не удается это увидеть, то мы можем неправильно

интерпретировать причины того, что наши отноше

ния с человеком развиваются не так, как нам бы это

го хотелось.

Теория межличностных потребностей Шаца помо

гает многое объяснить в том, как мы общаемся

(Trenholm, 1991). Кроме того, исследование этой мо

дели на практике в целом подтвердило ее основные

теоретические положения (Shaw, 1981). Теория меж

личностных потребностей, однако, не объясняет, как

люди приспосабливаются друг к другу в процессе

отношений. Следующая теория, о которой мы рас

скажем, углубит понимание данного вопроса.

Теория межличностных потребностей -

теория, согласно которой возникновение, раз

витие и поддержание отношений зависит от

того, насколько хорошо каждый человек удов

летворяет межличностные потребности дру

гого.

Потребность в любви - желание выра

жать и получать любовь.

Потребность в присоединении - желание

находиться в обществе других людей.

Потребность в контроле над ситуацией -

желание влиять на события и окружающих

людей.

Теория обмена - теория, согласно которой

взаимоотношения между людьми можно по

нять с точки зрения обмена вознаграждения

ми и издержками, возникающими во время вза

имодействия людей.

Вознаграждения - желательный резуль

тат отношений, представляющий ценность

для человека.

Издержки - нежелательные результаты

отношений.

Теория обмена

Еще один способ понять наши отношения - вос

пользоватьсятеорией обмена. Эту теорию разрабо

тали Джон У. Тибо и Гарольд Х. Келли (Thibaut &

Kelly, 1986). Они считали, что отношения между


людьми можно понять с точки зрения обмена возна

граждениями и издержками, возникающими в про

цессе взаимодействия.Вознаграждения - это ре

зультат отношений, оценивающийся позитивно его

участниками. Это хорошие чувства, престиж, полез

ная информация и удовлетворение эмоциональных

потребностей, имеющих большое значение для чело

века.Издержки - это нежелательные результаты от

ношений, например время, энергия, тревога и эмоци

ональная боль. Так, Шэрон хочет поговорить со сво

ей подругой Джан. Она думает, что подруга сумеет

помочь ей решить трудную задачу по математике. Но

Шэрон вряд ли обратится за помощью, если знает,

что подруга будет вести себя слишком снисходитель

но по отношению к ней.

Как пишут Тибо и Келли, люди стремятся к обще

нию, когда соотношение вознаграждений и издержек

для них наиболее выгодно. Так, в нашем случае, по

просит ли Шэрон у Джан помощи в решении задачи,

зависит от следующих факторов: 1) считает ли Шэ

рон, что ценность информации, полученной у подру

ги, компенсирует страдания от язвительных замеча

ний Джан; 2) будет ли, с точки зрения лучшего соот

ношения вознаграждений/издержек, помощь Джан

более выгодна, чем если Шэрон получит информа

цию в другом месте, скажем, у репетитора.

Этот анализ распространяется не только на от

дельное взаимодействие, но и на взаимоотношения в

целом. Если доля вознаграждений в одних взаимоот

ношениях выше, чем в других, то человеку будет ка

заться, что эти взаимоотношения приятные и удов

летворяющие. Однако если с течением времени «чи

стый вес» вознаграждений (вознаграждения минус

издержки) в одних отношениях становится меньше,

неудовлетворительными и неприятными.

Если у человека есть связи с несколькими людь

ми, отношения с которыми характеризуются хоро

шим соотношением вознаграждений/издержек, то

уровень требований к людям у этого человека доста

точно высок и его, вероятно, не устроят менее удов

летворительные отношения. Наоборот, люди, у кото

рых мало позитивных взаимодействий, будут доволь

ны отношениями и взаимодействиями, не

привлекательными для людей, имеющих более удов

летворительные отношения. Например, Дейвон мо

жет продолжать встречаться с Эрикой, даже если она

очень плохо с ним обращается, потому что разница

между издержками и вознаграждениями получается

примерно такая же, как и в других отношениях, ко

торые у него были. В жизни некоторые люди продол

жают поддерживать отношения, которые другие со

чли бы оскорбительными, потому что считают, что у

них нет возможности выбрать что то лучшее. Джоан

живет с Чарли, несмотря на то, что он периодически

бьет ее. Она считает, что он хозяйственный и любит

ее, когда трезвый, и, кроме того, «кто еще женится на

45 летней женщине с тремя детьми?».

Теория обмена Тибо и Келли основывается на

предположении о том, что люди сознательно и

умышленно взвешивают вознаграждения и издерж

ки, связанные с любыми взаимоотношениями или

взаимодействиями, и сравнивают их с альтернатив


Часть 2 · Межличностная коммуникация

ными возможностями. То есть люди стремятся к от

ношениям, которые могут быть им выгодны, и избе

гают отношений, влекущих за собой издержки

(Trenholm, 1991). Может быть, полезно исследовать

ваши отношения с точки зрения вознаграждений/

издержек, особенно если они переходят в фазу стаг

нации. Вы начинаете осознавать, в каких сферах из

держки больше вознаграждений для вас или для дру

гого человека. В этом случае вы, вероятно, сможете

что то изменить в ваших отношениях, прежде чем

они совершенно испортятся.

Подумайте об этом


Похожая информация.


Что определяет, вступят ли люди в контакт друг с другом или нет, продолжат его или прервут?

Существует несколько теорий межличностного взаимодействия (табл. 7.1):

  • теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);
  • теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
  • теория управления впечатлениями (Э. Гоффман);
  • психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

Межличностные взаимодействия

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Таблица 7.1

Теории межличностного взаимодействия

Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) Теория символического интеракционизма (Мид) Теория аттракции
A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

B) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.

A) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям

и действиям других людей.

Б) Люди реализуют социальные ожидания - «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей

и групп, где этого человека ценят.

А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.

Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий:

контакты часты;

очевидна физическая привлекательность;

один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу;

заметно сходство интересов, мнений;

есть общность происхождения;

для продолжения отношений важно взаимодополнение;

нам нравятся те, кому нравимся мы;

нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас;

есть сексуальное влечение.

Теория этнометодологии (Гарфинкель) Психоаналитические теории Теория драматургического подхода (Гофман)
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями - это центр социального взаимодействия.

Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.

А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей). А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.

Взаимодействие людей - это театральная пьеса.

Балансные теории (Хайдре, Ньюком) Трансакционная теория (Э. Берн) Теория конфликтов (Парк, Рекс)
A) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).

Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов - мои друзья».

B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).

A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование - конфликт - приспособление - ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).

Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей.

Социальные взаимосвязи между детьми и воспитывающими их взрослыми также повышают жизнеспособность и первых, и вторых. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.

Человек - это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми.

Единица взаимодействия называется транзакцией.

Эрик Берн писал:

Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию.

Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого - склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка - это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Они характеризуются специфическими позициями.

Одна из распространенных форм - ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. В этом случае доминируют отношения «Родитель-Родитель», Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы.

Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство, поддерживающее стабильность, прочность, преемственность социальных связей, механизм сплочения людей, повышающий их солидарность. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало множество обычаев: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обычаи, праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.

Ритуал - это жестко фиксированная последовательность транзакций, причем они производятся с позиции Родителя и обращены к позиции Родителя же, позволяя людям почувствовать себя признанными.

Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность быть признанным хотя бы минимально.

При другом виде взаимодействий - операциях - транзакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С ним мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и пр. Успешно проведя операцию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которой необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хотя ему присуще желание добиться лучших результатов, чем у других членов команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет определять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом.

В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие проблемы с межличностным взаимодействием. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающее хотя бы некоторые приятные ощущения, знаки внимания со стороны партнеров.

Времяпрепровождение - фиксированная форма транзакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании.

Если эта форма реализуется с позиций «Родитель-Родитель», то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр.). Или таковым бывает обсуждение тем «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты), - это времяпрепровождение мужчин; «Кухня», «Магазин», «Одежда», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она…» - темы для женщин. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство (т. е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

  1. Частота взаимных социальных контактов, географическая близость (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет по соседству, учится в одном классе, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто живет, учится, работает неподалеку; люди могут часть встречаться, обнаруживать друг в друге сходство, обмениваться знаками внимания). Физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за их внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины - красота нравится).
  2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они). Э. Фромм писал: «Часто любовь - не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где партнеры отличались по степени своей привлекательности, уступающий обычно имеет компенсирующее качество. Мужчины предлагают со своей стороны статус, пытаясь найти привлекательность, а женщины поступают скорее наоборот, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе.
  3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо). Люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые счастливее, сексуальнее, общительнее, умнее и удачливее, хотя они вовсе не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают.
  4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными; после просмотра порнографических фильмов понижается сексуальная удовлетворенность партнером.
  5. «Эффект усиления»: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас. Чем сильнее двое любят друг друга, тем физически привлекательнее они находят друг друга и тем менее привлекательными представляются им все другие люди противоположного пола.
  6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель).
  7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам.
  8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.
  9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие).
  10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.
  11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение.

Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, т. е. это сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые транзакции «Ребенок-Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет прочитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой», - заметил Ф. Крэйн.)

Э. Берн исследовал такие взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра - это искаженный способ проявления Я, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну - контроля: человек прибегает к силе, если хочет признания или приятия. Независимо от своеобразия потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения.

Игры (или «геймы», от англ. game) - это стереотипная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций

сторону без учета желаний этого другого. Геймы, в отличие от ритуалов, времяпрепровождения, операций, дружбы, любви, - взаимодействия нечестные, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами:

  • скрытыми мотивами;
  • наличием выигрыша.

Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический - в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди плохие, я плохой, жизнь плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку такова важная часть неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному с учетом особенностей характера и «слабости» того. Затем следует серия двойных транзакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные транзакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, транзакциях.

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.

Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:

  1. Не показывайте слабостей (не попадайтесь на приманку, осознайте, какой вашей слабостью пытаются воспользоваться). Все аферы - от мелких до самых крупных - строятся, как правило, на использовании жадности людей, желании быстро разбогатеть. Жажда легкого барыша так сильна, что парализует самую элементарную осторожность. Еще одна человеческая слабость - любопытство, в частности желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы. Другая - жажда острых ощущений. Реализуется она в азартных играх. Ей подвержен в основном сильный пол. Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами.
  2. Осознайте, что вами манипулируют . Признаком манипуляции является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится - иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!»
  3. Примените пассивную либо активную защиту . Первой рекомендуется пользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом.
  4. При активной защите «расставьте точки над г» либо прибегайте к контрманипуляции.
  5. Контрманипуляция . Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности), - эти слова снимают с вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.

Итак, если вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите, что вас беспокоит в предложении партнера.

Если это необязательный заемщик, достаточно сказать ему, например, о вашей неуверенности в том, что он вовремя вернет долг, что он сам в этом виноват.

Смысл контрманипуляции - сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство.

Например, он говорит: «А слабо тебе… ?» и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ такой: «А ты сам можешь это сделать? Сделай!»

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от этого меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или если очевидно, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш.

Сложно противостоять манипуляциям, которые происходят между людьми при семейных, производственных, бытовых взаимодействиях, но еще сложнее когда в дело включаются мошенники-профессионалы, превратившие манипуляцию в образ своей жизни, в способ существования. Печально, но следует признать объективный факт, что сейчас в России число мошенников стремительно растет, захватывая широкие социальные слои - от правительственных кругов и «богатых русских» до преступников и бомжей.

Манипулятор-мошенник одновременно делает три вещи:

  • отыскивает у людей их слабое место, склонность к «наивным манипуляциям» (жадность, вера «в чудеса», стремление опередить других, обхитрить их);
  • внушает к себе доверие, умело скрывая свои цели;
  • успешно обманывает людей, создав «правдоподобную ложь» и нужную ситуацию.

И если эти три фактора реализованы, то мошенник достигает своей цели, обычно она очевидна: присвоить чужое имущество, финансы, льготы и т. п.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта