Ольга Хованская
План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Методическая тема (тема над которой работает ДОУ
«Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения качества образовательных услуг».
Индивидуальная тема :«.»
Актуальность.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи .
-развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.
Раздел плана . Сроки Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и. т. д.)
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме .
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
На протяжении учебного года. Конспектирование. Круглый стол по итогам самообразования .
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Подбор игр, с помощью которых развивается связная речь детей
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем
3. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
5. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам
6. Работа с загадками. Составление загадок.
7. Работа над развитием речи через театральную деятельность.
8. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Картотека игр по развитию речи
Пересказ рассказов : «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» .
Пополнение картотеки игр по развитию речи
Создание картотеки сюжетных картинок по развитию речи
Создание картотеки загадок
Инсценировка сказок : «Репка» , «Колобок»
Подготовка картотеки стихотворений для заучивания
Консультация для родителей на тему : «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Консультация для родителей «Сказкотерапия на НОД по развитию речи » .
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Размещение консультаций в уголке для родителей.
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей , как средство развития связной речи »
Конкурс чтецов
3. Обобщение собственного опыта.
Презентация проекта : «Итоги моей работы по самообразованию »
4. Участие в РМО, мастер-классах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете. Посещение в течение года. Выступление (апрель) . Конспект НОД. Выступление на семинаре.
5. Обучение на курсах, семинарах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете.
Прохождение курсов повышения квалификации
Публикации по теме:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.
1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.
Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .
Изучаемая научно-методическая литература:
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Перспективное планирование
месяц | Форма работы самореализаци и | С детьми | С родителями |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство» автор составительТ. И. Бабаева Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» | Мониторинг по образовательной области “ Развитие речи ” Проведение НООД и режимных моментов Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. |
октябрь | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» | Беседа с детьми «Моя любимая игра» | Консультация для родителей “ Роль игры в развитие речи дошкольников». Анкетирование «Игра в развитии речи вашего ребенка» |
ноябрь | Составление памяток для родителей по данной теме Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей | Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми. | Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников» |
Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический
1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
-Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой
3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2.Работа с родителями
-Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Практикум «Речь и весёлый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3.Самореализация
-Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация
-Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный
1.Работа с детьми
Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями
Анкетирование родителей.
3.Самореализация
-Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
« Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
«Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
«Учимся по сказке» Т. Большева.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
План по самообразованию
воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Петровой Светланы Владимировны
с 2012 по 2017 учебный год
Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру
в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи :
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
Развивать мелкую моторику рук.
Проблема.
Методы и приемы.
Наглядные методы : рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчета | Перспектива |
2012-2013 учебный год |
|||
Сентябрь | Изучение сформированности связной речи | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над развитием связной речи |
Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. | Активизация и обогащение словаря | Изготовление дидактических игр |
|
Посещение открытых итоговых занятий занятий. Показ итогового занятия | Составление анализа просмотренных занятий. | Деление опытом с коллегами. |
|
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры | Изготовление масок для игры | Формирование эмоционально – насыщенной связной речи |
Разучивание стихов, потешек. | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата |
|
Игра-путешествие по стране «Развитие речи» | Подготовка дидактических, речевых игр | Формирование грамматического строя речи. |
|
Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» | Подготовка плана мероприятия | Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми |
|
Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования» | Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. |
||
2013-2014 учебный год |
|||
Сентябрь | Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей. | Собор анамнеза речевого развития детей | Установление причин отставания речевого развития. |
Изготовление дидактических игр и пособий | Подготовка дидактических игр по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности» («Обобщение», «Фонетическая зарядка») | Развитие всех компонентов речи |
|
Декабрь - Январь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам | Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка») | Активизация словаря развитие связной речи детей |
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | Подготовка презентации | Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка |
|
Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская» | Подготовка картотеки | ||
Работа с загадками | Подготовка картотеки | Использование картотеки в работе с детьми |
|
Отчёт по теме самообразования | Выступление в педсовете | Деление опытом с коллегами |
|
2014-2015 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей | Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе. | |
Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы | Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. |
|
Ноябрь, апрель | Посещение открытых занятий. | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накоплен-ного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
В течение года | Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. | Размещение своих работ на сайтах | Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
Разучивание чистоговорок | Разработка картотеки | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. |
|
Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ | Показ открытого занятия на семинаре. | Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара |
|
Составление консультаций для родителей | Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Работа с родителями |
|
Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания | Создание папки «Детям для рассказыния» | Использование материала для индивидуальных занятий |
|
Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» | Сундучок с стихами | Работа с родителями |
|
Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Планирование мероприятия | Посещение родителями деятельности воспита-телей и детей по работе над составлением рассказов по картинам |
|
Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год | Получение результатов о проделанной работе |
|
2015-2016 учебный год |
|||
Сентябрь | Составление библиографии. |
||
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | ||
Работа по составлению(придумывание) загадок. | |||
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | ||
Апрель Май | Презентация | ||
2016-2017 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин | Памятки для родителей по обучению связной речи. | Составление библиографии. |
Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
|
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
Работа по составлению (придумывание) загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение |
|
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком |
|
Апрель Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Презентация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
Литература:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Ребенок в детском саду».
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998