Главная » Условно-съедобные грибы » Совместный космический полет ссср — гдр. В чем было проблема

Совместный космический полет ссср — гдр. В чем было проблема

Причина, возможно, кроется в том, что его жена была у врача и ему пришлось самому варить себе кофе. Зигмунд Йен вел себя в собственном доме так, словно он в гостях.

Хотя все небо над Штраусбергом в серых облаках, лимонно-желтый дом словно светится. Вилла утопает в зелени, и ее легко узнать уже издалека. Над садом, похоже, поработал дизайнер, который попытался соединить романтику дикой природы и немецкий порядок. Он под вековыми дубами устроил современный газон и не забыл даже про скворечник. Здесь живет космонавт Зигмунд Йен. "Я только что вернулся из Москвы", - говорит он, словно извиняясь за то, что он никак не может найти на собственной кухне банку с растворимым кофе.

Работа по-прежнему остается смыслом его жизни, хотя официально он - на пенсии. Первый немец, который 26 августа 1978 года отправился в космос, с 1990 года работает в подмосковном лагере для подготовки космонавтов. Ученики Йена приезжают туда со всего мира. Их волнуют проблемы запасов питьевой воды и озонового слоя, и они мечтают о том, чтобы в лаборатории международной космической станции найти решение вопросов, важных для всего человечества.

Йена это только радует. Он еще хорошо помнит, как его полет в космос открыл перед ним дорогу в мир. Как он впервые встретился со своими западными коллегами. Как поймал себя на мысли, что до того представлял себе классового врага совсем другим, "с кинжалом в зубах". Но демонстрировать свои чувства - не в его привычках. Возможно, он этому научился во время подготовки к космическому полету. Благодаря многочисленным физическим и психологическим упражнениям. На кресле катапульты или во время перекрестного допроса.

На протяжении двух лет он работал над собой. Не впадал в панику, если на корабле "Салют-6", летящем со скоростью 28 тысяч километров в час загоралась красная лампочка, которая не должна была загораться. Все дело в дисциплине, утверждает профессионал. Его имя Зигмунд на старонемецком языке означает "хранитель победы", и ему на роду написано побеждать. Он стал героем ГДР.

Зигмунд Йен родился в семье работника лесопильного завода и швеи 13 февраля 1937 года в Раутенкранце, Фогтланд, в беднейшем регионе Германии. Он хотел стать лесничим или машинистом. В 13 лет он зачитывался книгами Карла Мея.

Знакомые обращают внимание на его терпение и скромность. Ветеранам подобное обычно не свойственно. Отец двух дочерей считается чутким педагогом. "Я бы никогда не поверил, что немец, первым оказавшийся в космосе, может быть таким дружелюбным по отношению к нам, молодым людям", - рассказывает испанский астронавт Педро Дуке, которого Йен в 1994 году готовил к полету на орбитальную станцию "Мир". Некоторые ученики видят в нем не только учителя, но и отца.

В 1985 году Зигмунд Йен вместе с Ульфом Мербольдом, первым западногерманским астронавтом, и другими своими коллегами основал Association of Space Explorers (ASE). Это для него была своего рода возможность преодолеть границы. "Нет ничего плохого в том, если у тебя с людьми, с которыми ты работал в космосе, сохраняются хорошие отношения и на Земле".

Кофе тем временем остыл, напряжение у Йена спало. Вернулась Эрика, на которой он женат уже 45 лет. Никогда не скажешь, что ему уже 66. С утра, еще до завтрака, он уже успел искупаться в озере. Мускулистый мужчина со светло-голубыми глазами и седыми волосами. Такого человека, как Зигмунд Йен, хочется попросить помочь при переезде. Кажется, что ему не составит труда перетащить громоздкую мебель.

Сейчас, после воссоединения Германии, трудно сказать, что помогает ему удержаться на плаву, чувство юмора или его непоколебимая вера в социализм. Воссоединение стало для него, генерала Народной армии, чем-то вроде аварийной посадки. 2 октября 1990 года он оказался безработным. Возможно, эта ситуация напомнила ему о событиях 3 сентября 1978 года, когда он по окончании космического полета приземлился в степях Казахстана. О том, что там произошло, политбюро молчало долгие годы. Никто не должен был знать, что спускаемый аппарат, опустившись на Землю, подпрыгнул, как резиновый мячик, и трижды перевернулся. После этого у Зигмунда Йена появились сильнейшие боли в спине. Он не хочет говорить на эту тему. В ГДР он имел право на пенсию вследствие частичной утраты трудоспособности. Но военные врачи в ФРГ не признают у него наличия заболевания.

На него со всех сторон сыплются упреки. Некоторые вменяют ему в вину то, что он в ГДР пользовался такими привилегиями, о которых другие не могли и мечтать. Заграничные поездки. "Пежо". Вилла в Штраусберге. Другие упрекают его в том, что после воссоединения он попытался втереться в доверие на Западе. Волна критики обрушилась на него в связи с тем, что он финансово поддержал Эриха Хонекера. Йен частично оплатил тяжело больному Хонекеру, бывшему главе партии и государства, поездку в Чили. "Я никому не позволю себе диктовать, какие у меня должны быть убеждения", - возмущается он, когда с ним заговаривают на эту тему.

Несколько лет назад в его жизни случился еще один поворот. European Space Agency (ESA) и Немецкий центр воздушных и космических полетов (DLR) в Кельне направили его в Москву. Содействие в получении работы оказал ему Ульф Мербольд. Он тоже родом из Фогтланда, откуда ему, чтобы получить образование, пришлось уехать на Запад в 1960 году.

Для своих друзей Зигмунд Йен готов пойти практически на все. Когда Мербольд рассказал Йену, что его матери очень хочется съездить на свою родину, но власти ГДР не дают ей разрешения на поездку, тот сразу схватился за телефон. Вскоре разрешение было получено. "После воссоединения Германии, - говорит Йен со смешком в голосе, - Ульф об этом, наверное, вспомнил".

Звонит телефон. Очередной журналист просит о встрече.

Йен (Jähn) Зигмунд Вернер Пауль - космонавт-исследователь космического корабля (КК) "Союз-31"; первый и единственный космонавт Германской Демократической Республики (ГДР), подполковник ВВС ГДР.

Родился 13 февраля 1937 года в городе Моргенрёте-Раутенкранц в Фогтланде в Саксонии (Германия) в семье рабочего. Немец.

С 1943 года учился в общеобразовательной школе в Моргенрёте-Раутенкранц. С 1951 года учился в профессиональном училище печатному делу, окончил в 1954 году. С 1954 года работал на народном предприятии "Типография Фалькенштейн" в городе Клингенталь.

С 1955 года - на военной службе в ВВС Германской Демократической Республики. В 1958 году закончил Высшее офицерское училище ПВО имени Франца Меринга. Служил лётчиком истребительной авиации, был заместителем по политической части командира авиационной эскадрильи, преподавал на курсах авиационной тактики и воздушной стрельбы.

С 1966 по 1970 год учился в академии ВВС имени в Монино (СССР). По возвращению в ГДР - инспектор безопасности полётов истребительной авиации в штабе ВВС Национальной народной армии ГДР. Член СЕПГ.

В ноябре 1976 был одним из четырех полуфиналистов проводившегося в ГДР набора по программе "Интеркосмос-1". В ноябре 1976 года прибыл в Москву, для прохождения третьего этапа отбора в ЦПК имени . 25 ноября 1976 года, по результатам медицинского обследования и по решению национальной комиссии был назван одним из двух кандидатов на полет. С декабря 1976 года приступил к занятиям и тренировкам в ЦПК имени . Прошел полный курс подготовки. Получил назначение в основной экипаж.

С 26 августа по 3 сентября 1978 года совершил полет на космическом корабле "Союз-31" в качестве космонавта-исследователя, вместе с . 28 августа произведена стыковка со станцией "Салют-6", где работал экипаж основной экспедиции ( , ). После замены корабля 3 сентября космический корабль "Союз-29" отстыковался от станции "Салют-6" и в тот же день совершил посадку. Продолжительность полета составила 7 суток 20 часов 49 минут.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1978 года за успешное осуществление международного космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Йену Зигмунду Вернеру Паулю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Продолжал службу в Национальной народной армии на штабных должностях в Министерстве обороны ГДР. В 1983 году получил степень доктора наук в Центральном институте физики Земли в Подсдаме по специальности "Дистанционное зондирование Земли". В 1990 году, незадолго до воссоединения Германии, уволен из рядов Hациональной Hародной армии ГДР в отставку.

После объединения Германии в 1990 году работал представителем немецкого космического агентства DLR в Москве. До 1993 года работал представителем DLR и ESA в Москве (советником по работам европейских астронавтов на станции "Мир"). С 1993 года работал представителем Германского космического агентства в Европейском космическом агентстве, занимался вопросами подготовки космонавтов для полётов в космос на американских и российских космических кораблях по программам Европейского космического агентства.

С 2003 года - на пенсии. Живёт в столице Германии - Берлине.

Генерал-майор (1986). Герой Германской Демократической Республики (21.09.1978). Награждён орденами Карла Маркса (ГДР, 1978), Ленина (СССР, 3.09.1978), медалью "За заслуги в освоении космоса" (Российская Федерация, 12.04.2011), другими наградами.

Почётный гражданин объединенного Берлина.

В 1983 году выпустил книгу "Освоение космического пространства".

В 1958 году закончил училище и проходил службу в частях Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. В 1966 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина) в Москве.


Первый космонавт Германии. Родился 13 февраля 1937 года в поселке Раутенкранц в семье рабочего лесопильного завода и швеи-надомницы. Детские годы пришлись на период Второй мировой войны. В 1943 году пошел в школу в родном поселке Раутенкранц. В 1951 году закончил 8-й класс и пошел учиться печатному делу. На народном предприятии "Типография Фалькенштейн" в городе Клингенталь получил диплом печатника. В 1955 году по призыву Союза свободной немецкой молодежи вступил в Национальную народную армию ГДР и был зачислен курсантом Высшего офицерского училища ВВС и ПВО имени Франца Меринга. В 1958 году закончил училище и проходил службу в частях Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. В 1966 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина) в Москве. Закончил учебу в 1970 году и продолжил службу в качестве летчика-инспектора штаба Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. Постоянно совершенствовал свое летное мастерство, принимал участие в разработке и практических испытаниях новых элементов подготовки и применения истребительной авиации. В 1976 году был удостоен звания "Заслуженный военный летчик Германской Демократической Республики". Прекрасно зная русский язык, перевел на немецкий ряд произведений советской военной и общественно-политической литературы. В 1976 году вместе с другим немецким летчиком Eberhard KOELLNER был отобран для подготовки к полету в космос на советском космическом корабле по программе "Интеркосмос". В декабре того же года приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс подготовки к полетам на космических кораблях "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". 26 августа 1978 года вместе с советским космонавтом Валерием Федоровичем БЫКОВСКИМ начал полет в космос в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-31". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитальной станции "Салют-6" вместе с членами основной экспедиции Владимиром Васильевичем КОВАЛЕНКОМ и Александром Сергеевичем ИВАНЧЕНКОВЫМ. 3 сентября 1978 года возвратился на Землю вместе с Валерием Федоровичем БЫКОВСКИМ на борту корабля "Союз-29". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 49 минут 4 секунды. После полета возвратился на родину и продолжил службу в Национальной народной армии ГДР. С 1980 года по 1983 год являлся заместителем начальника управления ВВС ГДР. С 1983 года по 1990 год служил в одном из военных научно-исследовательских учреждений ГДР. После объединения двух Германий был отправлен в отставку и до 1993 года фактически находился не у дел. С 1993 года работает представителем Германского космического агентства в Европейском космическом агентстве. Занимается вопросами подготовки космонавтов для полетов в космос на американских и российских космических кораблях по программам Европейского космического агентства.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1978 года). Герой Германской Демократической Республики (Указ Государственного совета ГДР от 3 сентября 1978 года). Награжден советским орденом Ленина, немецким орденом Карла Маркса, другими немецкими орденами и медалями.


Автор - Олаф Штампф (Olaf Stampf)

Интервью с немецким космонавтом Зигмундом Йеном (Sigmund Jaehn), в котором он рассказывает об истории пилотируемой космонавтики, начавшейся 50 лет назад, о его собственном полете в космос, а также о полетах к отдаленным небесным телам.

Зигмунд Йен стал первым немцем, полетевшим в космос. В 1978 году тогдашний подполковник военно-воздушных сил ГДР в течение нескольких дней находился на орбите Земли на борту советской космической станции «Салют-6».

Spiegel: Господин Йен, 12 апреля 1961 года советский летчик-истребитель Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космос. Вы лично с ним встречались?

Йен: Для этого я был слишком молод. Но в тот момент, когда он спустя семь лет после своего полета в космос трагически погиб, я учился совсем недалеко от этого места в военной академии советских военно-воздушных сил. Я был и на траурной церемонии в Москве. При этом я непосредственно мог наблюдать за тем, как люди часами стояли со слезами на глазах для того, чтобы с ним попрощаться. Это был настоящий траур, никакой пропаганды.

Относительно причин крушения самолета Гагарина до сих пор существуют легенды. Это был несчастный случай? Или он совершил самоубийство? Или это было убийство?

- Все это только слухи. Тот, кто никогда не сидел в кабине пилота истребителя МиГ-15 УТИ, тот пусть лучше помолчит. В качестве инструктора мне приходилось много летать на этом самолете, и я изучал причины похожих катастроф. Даже на большой скорости я мог на этом боевом реактивном истребителе перейти в сваливание с потока – особенно в облаках. Кроме того, после своего космического старта Гагарин почти не имел летной практики. Поэтому я присоединяюсь к тем, кто считает, что машина оказалась в нестабильном состоянии, и после этого уже было слишком мало времени для того, чтобы остановить падение.

- Первопроходческий подвиг Гагарина пробудил у вас мечту о том, чтобы самому полететь в космос?

Нет, до этого было еще очень далеко. Конечно, мы, летчики-истребители, радовались тому, что в космос полетели такие же боевые пилоты, как и мы. Но этим дело и ограничивалось.

- А как случилось, что вы в 1976 году были отобраны для прохождения подготовки в отряде космонавтов?

Это было покрыто тайной, и, на самом деле, все было строго секретно. Однажды утром меня вызывали к командующему ВВС. Я ничего не знал и только подумал: что же ты натворил? Помимо меня там было около десятка опытных пилотов, и каждый из нас прошел подготовку в советской военной академии. В конечном счете нам сказали, о чем идет речь. Я сразу же согласился. Четверо из нас были направлены в Звездный городок для прохождения курса подготовки космонавтов. Позднее мне стало известно, что этот список утвердил Хонеккер, и я там был под вторым номером.

- Как вам удалось в конечном итоге стать первым?

Последнее слово принадлежало русским, в конечном итоге мы собирались лететь на их космических кораблях. Я лучше всех прошел медицинские тесты, в том числе и испытания на центрифуге. В действительности на орбите я не страдал от космической болезни, которую многие космонавты испытывают в первые дни полета.

- Вам было страшно перед стартом?

Нет, если кто-то, будучи летчиком-истребителем, испытывает страх, то его дела плохи. Но это не было похоже на то, что я уже испытывал в самолете. В космическом корабле ты, скорее, являешься пассивным гостем и находишься во власти ракеты, а также техников на земле. Представьте себе, что вы сидите на коне, мощность которого составляет несколько миллионов лошадиных сил, и вдруг он пускается в галоп!

- Тем не менее вы взяли с собой в качестве талисмана песочного человечка – героя программ телевидения ГДР.

Да, это был мой талисман, и речь в данном случае шла об очень важном задании. Я должен был провести на орбите съемку для детской передачи. Песочный человечек для этих целей был даже облачен в специально сделанный для него скафандр. Однако в результате все пошло не так, как было запланировано.

- В чем было проблема?

У командира экипажа Владимира Коваленка была с собой кукла Маша. И мы тогда ради шутки решили устроить кукольную свадьбу. Всему помешало глупое решение. Телевидение ГДР просто не захотело представлять детям женатого песочного мужчину. Поэтому снятая нами пленка так и не была показана по телевидению.

- Что вас больше всего поразило в невесомости?

Вид Земли, северное сияние, хрупкая на вид атмосфера, быстро сменяющие друг друга восходы солнца – все эти картины навсегда запечатлены в моей памяти. Если смотреть из космоса, то становится ясно – наша планета не такая большая, и человек вполне способен ее уничтожить своей жаждой наживы.

- Как прошла посадка?

Незадолго до контакта с поверхностью командир хотел нажать на кнопку и отстрелить парашют. Однако он не смог этого сделать. А потом было уже поздно. Сильный ветер раздул парашют, нас стало носить по степи и мы несколько раз переворачивались. Самые сильные удары получил я, и после этого у меня стала болеть спина.

Одновременно ваш полет стал крупнейшим триумфом ГДР? Вот заголовок из газеты Neues Deutschland: «Первый немец в космосе – гражданин ГДР».

Я не хотел, чтобы из меня делали народного героя, это было мне неприятно. И это не мое дело – произносить торжественные речи. Находиться в центре всеобщего внимание было для меня сложнее, чем сам полет в космос. Но, тем не менее, я не хочу жаловаться. И сегодня я еще получаю письма от фанатов, просьбы об автографе или приглашения выступить с докладом. Моя жена постоянно ругает меня за то, что я отвечаю почти на каждое письмо.

В первые годы советы все время немного опережали американцев. Они первыми запустили на орбиту искусственный спутник, затем первого человека, и советский космонавт первым совершил выход в открытый космос. Почему американцы в конечном счете оказались первыми на Луне?

Многие не знают о том, что в шестидесятые годы русские начали работать над реализацией своей собственной лунной программы. Гагарину также удалось стать ее участником. Однако для первого испытательного полета лунного космического корабля «Союз» предпочтение было отдано его коллеге Владимиру Комарову. На орбите возникли проблемы, системы управления работали со сбоями, и миссия были прекращена, а при приземлении Комаров погиб. Эта катастрофа привела к задержке программы на 18 месяцев. Затем произошел отказ двигателей ракеты, подготовленной для полета на Луну – она просто не смогла подняться со стартовой площадки. Они проиграли эту гонку, и американцев они уже не могли догнать.

- Как вы оцениваете будущее российской космонавтики?

Российская космонавтика была не такой плохой, как ее представляли на Западе. Многие после переломных событий в этой стране полагали, что там уже все разрушено – только потому, что на Байконуре осталась только пара ржавых дверей. Однако ракеты «Союз» продолжают и сейчас взлетать четко по расписанию.

Сами американцы теперь вынуждены пользоваться русскими ракетами для того, чтобы полететь в космос. По завершении последнего полета шаттла только «Союзы» сохранят возможность доставки людей на Международную космическую станцию. Но это практически те же самые модели, которые использовались еще в 1960-е годы. Если ли какие-нибудь новые разработки?

Зачем нужно менять ракетоносители «Союз»? Нигде в мире нет более надежных ракет. Тем не менее российские инженеры работают в настоящее время над созданием нового космического корабля «Союз» для экипажа из шести человек. Он должен будет также использоваться для того, чтобы доставлять на орбиту богатых туристов. В таком случае они смогут провести свой отпуск на надувной орбитальной станции. Конечно, это смогут себе позволить только очень богатые люди – ведь даже в космосе теперь правит капитализм. На этом космическом корабле можно будет также доставлять людей на Луну.

- А на Марс?

Когда-нибудь мы совершенно точно полетим на Марс. Экипаж этого корабля вознесется к небу, выполняя опасную или даже безнадежную миссию, и он будет вооружен самыми последними достижениями человечества.

- Создадут ли люди когда-нибудь колонии в дальних мирах?

Я не разделяю мнения тех, кто считает, что человек когда-нибудь навсегда покинет Землю и отправится в космос. Эволюция связала нас с Землей. Я предпочитаю путешествовать по лесам Фогтланда, а не плавать вечно по узким переходам космического корабля.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта