Ходишь на работу, учебу, строишь планы, все тебя устраивает и внезапно все теряет смысл. То, что еще вчера несло пользу - сегодня является ненужным. Откуда берется пустота внутри и как с не бороться? Как почувствовать радость жизни в период такой душевной «бездны»? Что нужно сделать для борьбы с внутренним холодом и пустотой? Если вы обнаружили внутри себя «пустыню» - самое время посадить «цветущий сад». Дочитайте до конца и внутри вас больше не останется ощущения пустоты.
Когда ты понимаешь «я больше не могу бороться с безразличием ко всему», то самое время дать себе моральную встряску. Важно разобраться, почему внутри тебя перестала кипеть жизнь, а ты напоминаешь выжатый лимон. Психологический упадок не может возникнуть просто так - ему есть обоснование. Почему обычная жизнь превратилась в подобие серой массы, где нет ни радости, ни ощущения свободы? Жизнь превращается в черно-белое кино, когда личность морально истощена. Рутина, вечная суета постепенно забирает энергию.
Если первый год офисной работы со строгим боссом был выносимый, то через три года ты не хочешь просто вставать с кровати и даже думать о поездке на работу. Наличие стресса - еще один фактор, который может забить человека в угол, отнять любое желание действовать. Страх резких перемен, потеря чего-либо, критические ситуации, к которым мы не готовы - подобное вселяет чувство одиночества и разрухи.
Пустота внутри нередко становится результатом потрясений. Как можно думать о позитиве, когда тебя предал друг или, наоборот, ты подвел его? Когда ты создавал целую ночь проект для привлечения инвестиций в свой бизнес, а твой конкурент подкупил инвесторов и выиграл. Потрясение - это большой стресс, который сбивает человека с привычного пути.
Когда на смену важным целям приходят незапланированные ситуации - психология может не выдержать. Обычно после такой встряски человек говорит «я больше не могу» и у него наступает пугающее ощущение . Острый период пройден, но последствия от него оставляют пагубный отпечаток. Здесь возникает трудность прийти в обычный ритм жизни и снова захотеть действовать для новых результатов. Если теряешь то, что так долго копил, чем дорожил - руки автоматически слаживаются, а внутри наступает безмолвие.
Наступает пустота внутри, а что же дальше делать? Под влиянием равнодушия, тоски, апатии наступает депрессия. Под её влиянием человек приобретает статус «безысходности» и полного отсутствия инициативы что-либо делать. Поэтому, как только пустота зашла в душу - её нужно всеми усилиями выпроводить. Иначе человек перестает быть личностью, а его жизнь становится похожей на бардак. Чтобы в таком состоянии окончательно не оттолкнуть родных, друзей, перспективы быть счастливым, нужно различить истинные причины от ложных. Часто пустота является наигранным состоянием, в которое мы сами себя заманиваем, из-за таких причин:
Какая бы не была пустота внутри, и из-за чего она возникла - всегда есть способы реабилитации. Это состояние может запросто уйти, откуда оно и пришло. Ошибочно, в «разбитый» период люди обращаются к алкоголю и другим пагубным привычкам.
Мнение, что временное удовольствие освободит от состояния пустоты, крайне ошибочно. Это не придаст уверенности, а, наоборот, приучит к другим зависимостям. Чтобы потом не вытаскивать себя из большей трясины проблем, лучше прислушаться к таким рекомендациям:
Когда внутри будто кошки дерут, а ты ощущаешь себя беспомощным - стоит обратиться к самым близким. Не стоит замыкаться в себе, а лучше попросить поддержки у тех, кто всегда поймет. Важно найти того, кому ты действительно доверяешь. Искренние отношения позволяют найти понимание, утешение, любовь.
Все навалилось и не дает свободно выдохнуть? Моральная пустота постепенно уйдет, если сделать паузу. Почему бы не уехать в горы из этого шумного мегаполиса, от этой суеты? На природе ощущается внутренняя гармония, которой не хватало все это время. Внутреннее одиночество часто исцеляет уединение в окружении природы, новая обстановка. Если давно хочется уехать в путешествие - самое время купить билеты и впустить приключения в жизнь. Для начала не помешает хотя бы пойти в кино, попеть в караоке, сделать домашние суши и пригласить гостей!
Я больше не могу оставаться наедине с собой, мне не хватает чувств. Настроение создать личную жизнь - это естественное желание. Сколько можно жить в холоде, быть отстраненным, оглядываться на трогательные свидания друзей и идти дальше своей дорогой? Если приберегли себя до лучших времен, то, вполне вероятно, самое время стать живым и привлечь внимание на свою сторону.
Когда жизнь похожа на высохшее поле с сорняками, то важно обновить его и посеять новый урожай. Чувства и эмоциональная встряска идут нога в ногу. Также можно раскачать застывшие эмоции. Ты не можешь постоянно быть истуканом, идти сломя голову и не испытывать эмоций. Бывает настроение поплакать, спеть любимые песни под гитару, пойти в клуб на танцы, прыгнуть с парашютом или записаться на единоборства. Это включит твой настоящий режим и впустит новое дыхание в жизнь.
Пустота способна отнять у человека любые возможности стать на ноги, чтобы прийти к успеху. Нельзя позволить обстоятельства взять над тобой верх. Есть мечта быть предпринимателем? Важно общаться с успешными людьми, ходить на тренинги по личностному росту, читать много литературы. Есть тайное желание попробовать себя в актерском мастерстве или выступать на сцене? Не стоит отказывать себе в идее самовыражаться.
Почему бы не получить специальное образование, смотреть обучающие видео, находить полезные знакомства. Важно пробивать себе путь к лучшему будущему и самоутверждаться. Тогда пустоте не будет места в вашей жизни.
Работа-дом-работа-бар-дом-кафе и так по кругу. Рутина не то что стирает рамки реальности, она убивает в тебе весь интерес к другому роду деятельности. На выходных можно отправиться за город собирать грибы или посещать плавательный бассейн. Увлечения разбавляют обычные дни, которые заставляют тебя быть ответственным, делать обязанности, возможно, притворяться. Хобби - способ вернуть себе свободу и вкус к творчеству.
Если пустота внутри не дает спокойствия - примените эти советы и вы ощутите результат. Не бойтесь допускать ошибки, старайтесь взять ситуацию под контроль и начните путь собственного освобождения. По началу может быть трудно, но совсем скоро вас покинет это ужасное чувство опустошения. Не позволяйте каждой мелочи негативно влиять на вас, а стремитесь держать нейтралитет - это сохранит ваше состояние и придаст чувство уверенности.
Пустота внутри и пустота снаружи... Пустотой пронизано абсолютно все. Ученые-физики подтверждают этот удивительный факт.
Пустота - это и начало, и конец всего. Это вечность и бесконечность. Это одновременно и Бог, и Сознание, и Я, являющиеся единым целым. Эта пустота является основой всего воспринимаемого. Из нее все рождается, и все в ней умирает. Это и Мать и Отец одновременно. Это всеприсутствие и одновременно отсутствие всего.
Должен сказать, что эта статья - не для широкого круга читателей, но я рекомендую ее почитать - хотя бы ради интереса. В этой статье мы затронем тему истинной природы человека, бегства от самого себя, хитрости ума и человеческие надежды на обретение счастья.
Человек боится остаться наедине самим собой, с пустотой внутри, он боится внутренней тишины, потому что остановка деятельности вызывает ощущение смерти.
И смерть действительно приходит в момент достижения цели или желания - желание и все, что с ним связано, умирает, уходит безвозвратно. И на месте желания проявляются тишина и пустота. Осознание пустоты и отсутствие желаний еще больше пугают современного человека, без них нет смысла в жизни.
Человеческий ум придумал множество способов убежать от себя, от возможности остаться наедине с самим собой, взглянуть внутрь своего сознания, своего естества, пустоты внутри. Что же страшит современного человека, от чего он отгораживается своей деятельностью, своими такими "важными" мыслями, желаниями, образами, пребыванием в Интернете, напеванием или слушанием песен, чтением книг, обсуждением своих дел, своих друзей и врагов - список способов нескончаем.
Человек ищет то, что по его представлениям, принесет ему счастье и удовлетворение. Кто-то зарабатывает деньги, кто-то славу, кто-то любовь, кто-то силу, кто-то просветление - думая, что это принесет счастье. И вся жизнь проходит в погоне за призрачным счастьем, которое как горизонт никогда не догнать, поскольку оно является некоторым образом в уме, иначе говоря, иллюзией. У людей есть привычка все разделять на «полезно» и «вредно», «плохо» и «хорошо», «черное» и «белое» и с этой точки зрения использовать все для чего-то.
Ум обеспечивает жизнь и сохранность тела, все, что попадает в его область восприятия, он использует для решения этой задачи. Поэтому ум воспринимает внутреннюю пустоту, как нечто негативное: ну как можно использовать то, что является отсутствием чего бы то ни было? Он настолько привык, что в нем что-то постоянно происходит, что внутренняя пустота и тишина кажутся ему ненормальным явлением, и он, стараясь заполнить эту пустоту, снова гонит человека туда, где, по его представлениям, можно найти что-то полезное. Но обладание желаемым дает ощущение наполненности лишь на небольшой промежуток времени, затем внутри поселяется пустота. Пустота, которую необходимо заполнить, и гонка начинается снова.
Основное желание современного человека быть счастливым и свободным, т.е. счастье в сегодняшней концепции заключается чаще всего в реализации желания «Жить хорошо! - А хорошо жить еще лучше!»
Люди думают, что «обладание» объектом желания наполнит их существо смыслом, даст в той или иной степени свободу - но это иллюзия свободы. Появляется зависимость от желаний и образов, сформированных с помощью желаний. Иллюзия в том, что они строят свою жизнь в соответствии с теми образами, которые были в них заложены их непосредственным опытом и опытом, переданным им вербально и невербально предыдущими поколениями. Люди думают, что этому опыту нет альтернативы. Они вовсе не хотят освобождаться от этих образов, наоборот! Им кажется, что тогда жизнь их будет наполнена смыслом, и не будет пустой и никчемной. Им хочется быть кому-то нужными. Но чем больше вовлеченность в эти образы, тем меньше свободы, и с каждым достижением нового желания человек ощущает эту пустоту.
Иллюзия заключается в восприятии самого себя. Человек воспринимает себя как личность. То, что воспринимается личностью, есть лишь часть единого сознания, окруженного набором образов ума, которые есть опыт восприятия себя. Творя эти образы, а затем воплощая их, перестраивая и растворяя, сознание играет и наслаждается. И именно этот опыт воспринимается как личность. Человек думает, что этот опыт восприятия он и есть. В результате сознание, окруженное образами опыта восприятия личности, отражается от образов, составляющих личность, и отождествляет себя с этими образами, воспринимая их как само себя.
Весь мир является проявлением сознания, но сознание человека, окутанное личностью, ощущает отделенность от общего поля сознания, и в человеке проявляется внутренняя необъяснимая потребность освобождения - обретения целостности, стремление к самопознанию. Но цельность на самом деле ни чем не нарушена, все это игра воображения в восприятии. Нет никаких препятствий, кроме личности, кроме того, что человек о себе думает, кем себя ощущает, воспринимает и осознает.Сознание, которое является истинным Я, изначально свободно! Та часть сознания, которая оказалась отделенной образами ума, постоянно стремится к восстановлению своей естественной первоначальной целостности. И это единственная преграда между человеком и Богом, но с этой позиции с этим сделать практически ничего не возможно, так как личность не может освободиться от личности, а ум от ума.
Выход заключается в том, что личность не может освободиться от самой себя, а человек может освободиться от личности. Только когда человек будет в состоянии принять это, понимание может произойти мгновенно, и помехи исчезнут, личность больше не будет отделять человека от общего поля сознания, от Бога. Нет никакого пути к Богу, поскольку все, что есть во Вселенной, это есть Бог. Все думы человека о себе являются иллюзией и все размышления об освобождении это абсурд, но понимание придет только тогда, когда мозги человека откажутся больше думать, и тогда не останется никого и ничего, кроме чистого сознания. Все, что нужно, всегда находится в сознании человека, необходимо просто это понять, принять и осознать. Тогда может прийти понимание «Я ЕСТЬ ПРИСУТСТВИЕ». И для личности это смерть. И личность, предчувствуя это, сопротивляется, заставляя человека делать что угодно, лишь бы увести его в сторону от осознания себя.
Источник rodoswet.ru/illyuziya-bolshogo-puti
Успехов на пути самопознания!
собою нечто ни с чем не сравнимое и исключительное, то говорю это именно по сущей совести, а совсем не в виде рекламы. Мало того, я вполне искренно утверждаю, что наши фрондирующие помещики слишком мало принимают в расчет это свойство принадлежащих им Монрепо и только поэтому так дешево сбывают их всевозможным хищникам новейшей формации, которые спешат обратить их в кабаки.
Прежде всего, как на отличнейшую особенность Монрепо, я могу указать на полнейшее отсутствие утешений медицины. Я не отрицаю заслуг врачебной науки и ее служителей, но мне кажется, что ежели раз человек решил, что жить довольно, то, при известной дозе порядочности, даже не совсем прилично обороняться от смерти. Пускай люди, исполненные цветения и сил, мечтают о жизни - это их право; человек умирающий, в видах собственного ограждения, должен забыть и о цветении, и о силе, и вообще о каких бы то ни было правах на жизнь. Единственное баловство, которое ему разрешается, - это по возможности устроить удобную обстановку для предстоящего умирания. А в этом смысле, опять-таки повторяю, Монрепо неоцененно. В городе никак не выдержишь, непременно начнешь обороняться. Обратишься к человеку науки, который затормозит естественный процесс умирания, подольет в лампаду чего-то не настоящего, а «заменяющего», и заставит ее лишний срок чадить. В Монрепо подобное малодушие уже по тому одному немыслимо, что там нет ни мужей науки, ни «заменяющих» снадобьев. Обитатель Монрепо потухает сам собой, естественно, неизбежно. Потухает с отрадным убеждением, что последние его мерцания не отравили окрестности запахом злоуханной гари, которая, при других, менее благоприятных условиях, непременно вконец измучила бы человека, заменив подлинную жизнедеятельность искусственным калечеством.
Но, сверх того, истинно «сладкое» умирание возможно только под условием полной и невозмутимой тишины. И этого условия ни в городе, ни даже в деревне не добудешь, а найдешь в одном Монрепо. Везде царит либо рабочая суета, либо разгул; наконец везде отыщутся друзья, люди, принимающие участие, любопытные. Только в Монрепо нет ни работы, ни разгула, ни друзей, ни любопытных - разве это не блаженство? Ничто не шелохнется кругом, ни один звук не помешает естественному потуханию. Особливо зимой. Монрепо, потонувшее в сугробах снега, - да это земной рай!
Природа оцепенела; дом со всех сторон сторожит сад, погруженный в непробудный сон; прислуга забралась на кухню, и только смутный гул напоминает, что где-то далеко
происходит галдение, выдающее себя за жизнь; в барских покоях ни шороха; даже мыши - и те беззвучно перебегают из одного угла комнаты в другой. Сидишь себе в кресле один-одинешенек или бродишь усталыми ногами взад и вперед по запустелой анфиладе - и чувствуешь, ясно чувствуешь, как постепенно внутри у тебя тает и погасает. По совести говорю: слаще этого чувства нет. К нему можно пристраститься до упоения, с ним можно возвыситься до одичалости. Даже пропинационная привилегия - и та не может идти в сравнение с этой прекраснейшей привилегией постепенного умирания среди сладчайшей тишины.
Ужасно! ужасно! ужасно!
Говорю по совести: возможность удовлетворять потребности мечтания составляет едва ли не самую сладкую принадлежность умирания. Мечта отуманивает и, следовательно, устраняет из процесса умирания все, что могло бы встревожить пациента слишком назойливою ясностью. Мечта не ставит в
упор именно такой-то вопрос, но всегда хранит в запасе целую свиту быстро мелькающих вопросов, так что мысль, не связанная обязательным сосредоточением, скользит от одного к другому совершенно незаметно. Даже последовательности в работе ее не замечается, хотя связь, несомненно, существует. Но она скрывается в тех моментах забытья, в которое человек непроизвольно погружается под влиянием мысленных мельканий. Это забытье совсем не пустопорожнее, как можно было бы предполагать, и в то же время очень приятное. Мелькнет один предмет, остановит на себе минутное внимание, и почти вслед за тем погрузит мысль в какую-то массу полудремотных ощущений, которые невозможно уловить - до такой степени они быстро сменяются одно другим. Затем вынырнет другой предмет, и непременно вынырнет в последовательном порядке, но так как этому появлению предшествовало «забытье», то определить, в чем заключается «порядок» и что́ именно обусловило перемену декораций, представляется невозможным. Повторяю: ужасно это приятно. Ходишь, думаешь, наверное знаешь, что нечто думаешь, но что́ именно - не скажешь. Какая открывается при этом безграничная перспектива приволья, свободы, безответственности! И безответственности не только перед самим собой (это-то не штука), но и перед начальством. Поймите, как это хорошо! Тяжело ведь вечно так жить, чтобы за все и про все ответ держать; нужно хоть немного и так пожить, чтобы ни за что и ни перед кем себя виновным не считать. Хочу - умные мысли мыслю, хочу - легкомысленничаю... кому какое дело!
Тем не менее, как ни мало определенны были мои зимние мечтания, я все-таки некоторые пункты могу здесь наметить. Чаще и упорнее всего, как и следует ожидать, появлялся вопрос о выигрыше двухсот тысяч, но так как вслух сознаваться в таких пустяках почему-то не принято (право, уж и не знаю, почему; по-моему, самое это культурное мечтание), то я упоминаю об этом лишь для того, чтобы не быть в противоречии с истиной. Затем выступали и вопросы серьезные, между которыми первое место, разумеется, принадлежало величию России. Я считаю не лишним изложить здесь главные тезисы моих мечтаний по этому вопросу, заранее, впрочем, извиняясь перед читателем в той неудовлетворительности, которую он, наверное, приметит в моем изложении. Увы! я и до сих пор не могу вместить свободы книгопечатания и вследствие этого иногда чересчур храбрюсь, но в большей части случаев - чересчур робею.
Я знаю, есть люди, которые в скромных моих писаниях усматривают не только пагубный индифферентизм, но даже
значительную долю злорадства, в смысле патриотизма. По совести объявляю, что это - самая наглая ложь. Я уже не говорю о том, что обвинение это очень тяжелое и даже гнусное, но утверждаю положительно, что я всего менее в этом виноват. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России. Хорошо там, а у нас... положим, у нас хоть и не так хорошо... но, представьте себе, все-таки выходит, что у нас лучше. Лучше, потому что больней. Это совсем особенная логика, но все-таки логика, и именно - логика любви. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется...
Но этот же культ, вероятно, и служит предлогом для обвинений, о которых идет речь. Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мертвыми дланями стучат в мертвые перси, которые суконным языком выкликают: «Звон победы раздавайся!» - и зияющими впадинами, вместо глаз, выглядывают окрест: кто не стучит в перси и не выкликает вместе с ними? Это - целое постыдное ремесло. По моему мнению, люди, занимающиеся этим ремеслом, суть иезуиты. Разумеется, иезуиты русские, лыком шитые, вскормленные на почве крепостного права и сопряженных с ним: лганья, двоедушия, коварства и проч. Это - люди необыкновенно злые, мстительные, снабженные вонючим самолюбием и злою, долго задерживающею памятью, люди, от которых можно тогда лишь спастись, когда они, вместе с бесконечною злобой, соединяют и бесконечную алчность к ловлению рыбы в мутной воде. Тогда можно от них откупиться, можно бросить им кость в глотку. Но если они с адской злобой соединяют и адское бескорыстие и ежели при этом свою адскую ограниченность возводят на степень адского убеждения - тогда это уже совершенные исчадия сатаны. Они настроят мертвыми руками бесчисленные ряды костров и будут бессмысленными, пустыми глазами следить за предсмертными конвульсиями жертвы, которая, подобно им, не стучала в пустые перси...
Но отвратим лицо наше от лицемеров и клеветников и возвратимся к Монрепо и навеваемым им мечтаниям.
Я желал видеть мое отечество не столько славным, сколько счастливым - вот существенное содержание моих мечтаний на тему о величии России, и если я в чем-нибудь виноват, то именно только в этом. По моему мнению, слава, поставленная
в качестве главной цели, к которой должна стремиться страна, очень многим сто́ит слез; счастье же для всех одинаково желательно и в то же время само по себе составляет прочную и немеркнущую славу. Какой венец может быть более лучезарным, как не тот, который соткан из лучей счастия? какой народ может с бо́льшим правом назвать себя подлинно славным, как не тот, который сознает себя подлинно счастливым? Мне скажут, быть может, что общее счастие на земле недостижимо и что вот именно для того, чтобы восполнить этот недостаток и сделать его менее заметным и горьким, и придумана, в качестве подспорья, слава. Слава, то есть «нас возвышающий обман». Но я - человек скромный; я не дипломат и даже не публицист и потому просто не понимаю, для чего нужны обманы, и кого, собственно, они обманывают. Я думаю, что это пустое и вредное кляузничество - и ничего больше. Ужели человек, смотрящий на мир трезвыми глазами и чувствующий себя менее счастливым, нежели он этого желает, - ужели этот человек утешится тем только, что начнет обманывать себя чем-то заменяющим, не подлинным? Нет, он не сделает этого. Он просто скажет себе: ежели я в данную минуту не столь счастлив (а стало быть, и не столь славен), то это значит, что необходимо употребить известную сумму усилий, дабы законным путем добыть ту сумму счастия и славы, которая, по условиям времени, достижима. Вот и все. А насколько будут плодотворны или бесплодны эти усилия - это уж другой вопрос.
Руководясь этими скромными соображениями, я и в мечтаниях никому не объявил войны и не предпринял ни малейшей дипломатической кампании. А следовательно, не одержал ни одной победы и никого не огорошил дипломатическим сюрпризом. Вообще моя мысль не задерживалась ни на армиях, ни на флотах, ни на подрядах и поставках, и даже к представлениям о гражданском мундирном шитье прибегала лишь в тех случаях, когда, по издревле установленным условиям русской жизни, без этого уж ни под каким видом нельзя было обойтись. Ибо мы и благополучны не можем быть без того, чтобы при этом сам собой не возник вопрос: а как же в сем случае поступали господа чиновники? Но тут-то именно и выяснилась полная доброкачественность моих мечтаний. «Что делали господа чиновники?» - спрашивал я сам себя и тут же, после кратковременного «забытья», ответствовал: «Ходили в мундирах - и больше ничего». Этим простым ответом, мне кажется, исчерпывалось все. И идея необходимости чиновников (ибо благополучие на их глазах созидалось, и они благосклонно допустили его), и идея не необходимости чиновников, ибо,
говоря по сущей совести, благополучие могло бы совершиться и без них. Впрочем, по скромности моей, я более склонялся на сторону первой идеи. Да и картина выходила совсем особенная, русская. Ходят люди в мундирах, ничего не созидают, не оплодотворяют, а только не препятствуют - а на поверку оказывается, что этим-то именно они и оплодотворяют... Какое занятие может быть легче и какой удел - слаще?
Но ежели раз воинственные и присоединительные упражнения устранены, то картина благополучия начертывалась уже сама собой. В самом деле, что нужно нашей дорогой родине, чтобы быть вполне счастливой? На мой взгляд, нужно очень немногое, а именно: чтобы мужик русский, говоря стихом Державина, «ел добры щи и пиво пил». Затем все остальное приложится.
Если это есть - значит, у мужика земля приносит плод сторицею. Если это есть - значит, страна кипит млеком и медом и везде чувствуется благорастворение воздухов и изобилие плодов земных. Если это есть - значит, деревни в изобилии снабжены школами, и мужик воистину познал, что ученье - свет, а неученье - тьма. Если это есть - значит, казна государева ломится под тяжестью сребра и злата, и нет надобности ни в «выбиваниях», ни в экзекуциях для пополнения казенных сборов. Если это есть - значит, в массах господствует трудолюбие, любовь к законности, потребность тихого жития, значит, массы действительно повинуются не токмо за страх, но и за совесть. Если это есть - значит, за границу везутся заправские избытки, а не то, что приходится сбывать во что бы то ни стало, вследствие горькой нужды: вынь да положь.
Если это есть - значит, у мужика есть досуг, значит, он ведет не прекратительную жизнь подъяремного животного, а здоровое существование разумного существа, значит, он плодится и множится. Если это есть - значит, курное логовище уступило место подлинному жилищу, согласованному с человеческими потребностями. Если это есть - значит, правда и милость царствуют в судах, значит, нечего и судить, так что адвокаты щелкают зубами, а судьи являются в места служения лишь для получения присвоенного им содержания. Если это есть - значит, монополия не впивается когтями в беззащитную жертву и не рвет ее внутренностей. Если это есть - значит, государственная казна не расточается, а государственное имущество охраняется и процветает. Если это есть - значит, рубль равен рублю...
Вот сколько отличнейших представлений заключает в себе такой простой факт, как общедоступность «добрых щей»!
Спрашивается: ужели в целом мире найдется народ, более достойный названия «славного», нежели этот, вкушающий «добры щи» народ?
Кажется, что мечтать на эту тему - ничего? даже Грацианов - и тот, думается мне, не найдет тут «возбуждения пагубных страстей»? Пагубных страстей - к чему? К «добрым щам»?
Итак, я мечтал на тему о величии России. Я всем желал всего доброго, всего лучшего. Чиновнику - чинов и крестов с надписью: «За отдохновение»; купцу - хороших торгов и медалей; культурному человеку - бутылку шампанского и вышедшее в тираж выкупное свидетельство; мужику - «добрых щей». И при этом, как человек, одаренный художественными инстинктами, я так живо представлял себе благополучие этих людей, что они метались перед моими глазами, как живые. Все были поперек себя толще, у всех лица лоснились под влиянием хорошего житья и внутреннего ликования. Но в особенности хорош был мужик, так хорош, что я по целым часам вел с ним мысленную беседу.
Ну что, милый человек, - спрашивал я, - бунтовать больше не будешь?
Помилуйте, ваше скородие, - отвечал он, - уж ежели мы во время секуциев - и то, значит, со всем нашим удовольствием, так теперича и подавно нас за эти самые бунты...
При этих словах обыкновенно наступало «забытье» (зри выше), и дальнейшие слова мужика стушевывались; но когда мысленная деятельность вновь вступала в свои права, то я видел перед собою такое довольное и добродушное лицо, что невольно говорил себе: да, этому парню не бунтовать, а именно только славословить впору! Недоимки все с него сложены, подушная подать предана забвению... чего еще нужно! И он славословит воистину; не так, как культурные люди, когда получат подачку - с расшаркиваньем и целованием в плечико, - а скромно и истово, а именно: ест «добры щи» во свидетельство, что сердце в нем играет под бременем благодарности и ликования.
Положительно я утверждаю, что мечтать на эту тему - ничего!
Даже свое Монрепо - и его я как-то сумел пристегнуть к мечтаниям о величии России. Представьте себе, что вдруг, по щучьему велению, по моему хотенью, случился такой анекдот. Мой лес из дровяного неожиданно сделался строевым; мои болота внезапно осушились и начали производить не мох, а настоящую съедобную траву; мои пески я утилизировал и обработал под картофельные плантации, а небольшая
запашка словно сбесилась, начала родить сам-двадцать 1 . (Увы! в мечтах и не такие метаморфозы возможны!) Разве это «не величие России»? И, к довершению всей этой чертовщины, в каких-нибудь ста шагах от моего крыльца прошла железная дорога, которая возит не вывезет произведения Монрепо. Капуста, которую едят петербургские чиновники, - это все моя; белоснежная телятина, которою щеголяет английский клуб по субботам, - тоже моя. Огурцы, морковь, репа, прессованное сено, молочные скопы, кормные индейки - всего пропасть и всё мое. А дрова? а рыба, в изобилии извлекаемая из Финского залива? а прочие произведения природы, их же имена ты, господи, веси? Что́, если и во всех других Монрепо идет такая же волшебно-производительная галиматья, как и в моем? Что́, если вдруг воспрянули от сна все Проплёванные, все Погореловки, Ненаедовки, все взапуски принялись рожать, и нет на дорогах проезда от массы капусты, огурцов, редьки и проч.?
Возгордимся мы или не возгордимся тогда? - вот вопрос! Я думаю, однако ж, что не возгордимся, потому что, во-первых, ведь ничего этого на деле нет, а ежели нет ничего, то, стало быть, и во-вторых, и в-третьих, все-таки ничего нет.
Во всяком случае, повторяю вновь: мечтать на эту тему - ей-богу, ничего!
Ничего? но кто же сказал это? Кто же удостоверил, что ничего? А может быть, это-то и есть самое оно... А может быть, тут-то, в этих беспардонных мечтах, и кроется «возбуждение пагубных страстей»! Кто сказал: ничего? Тяпкин-Ляпкин сказал? А подать сюда Тяпкина-Ляпкина! Вы, Тяпкин-Ляпкин, сказали: ничего? И так далее.
Прекрасно. Стало быть, это - не ничего? Так и запишем. Нельзя мечтать о величии России - будем на другие темы мечтать, тем более что, по культурному нашему званию, нам это ничего не значит. Например, конституционное будущее Болгарии - чем не благодарнейшая из тем? А при обилии досуга даже тем более благодарная, что для развития ее
1 Один екатеринославский землевладелец уверял меня, что у него пшеница постоянно родит сам-двадцать, и, ввиду моего удивления по этому поводу, присовокуплял, что это происходит оттого, что у них, в Екатеринославле, не земля, а всё целина. Замечательно, что этот самый землевладелец эту самую землю уже лично двадцать лет пашет, но за всем тем не только в объявлениях газетных пишет: продается столько-то десятин «целины», но и сам, по-видимому, верит в подлинность этой «целины»! Точь-в-точь как та легендарная девица, дочь бедных, по благородных родителей, которая будто бы в одно и то же время и сокровище сохранила, и капитал приобрела. Но разве это правдоподобно? (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина .)
необходимо прибегать к посредничеству телеграфа, то есть посылать вопросные телеграммы и получать ответные. Ан время-то, смотришь, и пройдет.
Сказано - сделано. Посылаю телеграмму № 1-й: «Митрополиту Анфиму. Настоятельно прошу ответить, будет ли у вас конституция?» Через четверть часа получен ответ: «Братолюбивому господину Монрепо. Конституция, сиречь устав о предупреждении и пресечении - будет. Анфим».
Не удовольствовавшись этим объяснением, посылаю телеграмму № 2-й: «Благородному господину Балабанову. Экзарх Апфим уведомляет: будет-де у вас конституция, сиречь исправительный устав. Правда ли?» Через четверть часа ответ: «Благородному господину Монрепо. На то похоже. Коллежский асессор Балабанов».
Тогда, чтоб убедиться окончательно, посылаю телеграмму № 3-й: «Благородному господину Занкову. Что́ же, наконец, у вас будет?» И через новые четверть часа получаю новый ответ: «Будет, что бог даст. Губернский секретарь Занков».
Сличивши эти три телеграммы, я нахожу вопрос о конституционном будущем Болгарии исчерпанным и посылаю четвертую, общую телеграмму: «Митрополиту Анфиму. Пью за болгарский народ!» А через четверть часа получаю ответ: «Братолюбивому господину Монрепо. Не находим слов выразить, сколь для болгарского народа сие лестно. Анфим».
И таким образом, в какой-нибудь час времени - все кончено.
Но если бы и тут оказалось не «ничего», то, делать нечего, возьмем за бока Афганистан. Ужасно меня с некоторых пор интригует Якуб-хан. Коварен, как всякий восточный человек, и в то же время, подобно знаменитому своему отцу, склонен к присвоению государственной афганистанской казны. Пойдет он или не пойдет по следам Шир-Али относительно коварного Альбиона? Ежели пойдет, то, рано или поздно, быть ему водворенным в губернском городе Рязани. Ежели не пойдет, то и тут Рязани ему не миновать. В первом случае - в знак гостеприимства, во втором - в знак забвения бунтов. Но во всяком разе он предварительно вывезет из своего места бесчисленное множество лаков рупий и доставит их в то место, которое ему будет назначено для гостеприимства. Рязань украсится, оплодотворится и в несколько месяцев сделается неузнаваемою. В соборе заблаговестит новый колокол, на пожарном дворе явится новая пожарная труба, а что касается до дамочек, то они изобретут, в пользу Якуб-хана, такое декольте, от которого содрогнутся в гробе кости Шир-Али.
Словом сказать, весь обряд гостеприимства будет выполнен в точности. Но что же затем? - Затем, разумеется, все пойдет обычным порядком. Сначала явится разбитной малый из местных культурных людей и даст рупиям приличествующее назначение; потом начнется по этому случаю судоговорение, и в Рязань прибудет адвокат и проклянет час своего рождения, доказывая, что назначение рупиям дано вполне правильное и согласное с волей самого истца; а наконец, Якуб-хану, в знак окончательного гостеприимства, будет дозволено переехать в Петербург, где он и поступит в ресторан Бореля в качестве служителя...
Нечего и прибавлять, конечно, что русские интересы будут при этом так строго соблюдены, что даже «Московские ведомости» - и те останутся довольны...
Кажется, что на эту тему мечтать - ничего?
Но ежели и это не «ничего», то к услугам мечтателя найдется в Монрепо немало и других тем, столь же интересных и уж до такой степени безопасных, что даже покойный цензор Красовский - и тот с удовольствием подписал бы под ними: «Мечтать дозволяется». Во-первых, есть целая область истории, которая представляет такой неисчерпаемый источник всякого рода комбинаций, сопряженных с забытьём, что сам мечтательный Погодин - и тот не мог вычерпать его до дна. Возьмите, например, хоть следующие темы:
Что было бы, если б древние новгородцы не последовали совету Гостомысла и не пригласили варягов?
Где был бы центр тяжести, если б вещий Олег взял Константинополь и оставил его за собой?
Какими государственными соображениями руководились удельные князья, ведя друг с другом беспрерывные войны?
На какой степени гражданского и политического величия стояла бы в настоящее время Россия, если б она не была остановлена в своем развитии татарским нашествием?
Кто был первый Лжедмитрий?
Если б Петр Великий не основал Петербурга, в каком положении находилась бы теперь местность при впадении Невы в Финский залив и имела ли бы Москва основание завидовать Петербургу (известно, что зависть к Петербургу составляет историческую миссию Москвы в течение более полутора веков)?
Почему, несмотря на сравнительно меньшую численность населения, в Москве больше трактиров и питейных домов, нежели в Петербурге? Почему в Петербурге немыслим трактир Тестова?
Попробуйте заняться хоть одним из этих вопросов, и вы увидите, что и ваше существо, и Монрепо, и вся природа -
все разом переполнится привидениями. Со всех сторон поползут шепоты, таинственные дуновения, мелькания, словом сказать, вся процедура серьезного исторического, истинно погодинского исследования. И в заключение тень Красовского произнесет: «Мечтать дозволяется».
О, тень возлюбленная! не ошибкой ли, однако, высказала ты разрешительную формулу? повтори!
Во-вторых, имеется другая, не менее обширная область - кулинарная. Еще Владимир Великий сказал: «Веселие Руси пити и ясти» - и в этих немногих словах до такой степени верно очертил русскую подоплеку, что даже и доныне русский человек ни на чем с таким удовольствием не останавливает свою мысль, как на еде. А так как объектом для еды служит все разнообразие органической природы, то нетрудно себе представить, какое бесчисленное количество механических и химических метаморфоз может произойти в этом безграничном мире чудес, если хозяином в нем явится мечтатель, охотник пожрать!
В-третьих, в-четвертых, в-пятых... я, конечно, не буду утомлять читателя дальнейшим перечислением подходящих сюжетов и тем. Скажу огулом: мир мечтаний так велик и допускает такое безграничное разнообразие сочетаний, что нет той навозной кучи, которая не представляла бы повода для интереснейших сопоставлений.
Итак, я мечтал. Мечтал и чувствовал, как я умираю, естественно и непостыдно умираю. В первый раз в жизни я наслаждался сознанием, что ничто не нарушит моего вольного умирания, что никто не призовет меня к ответу и не напомнит о каких-то обязанностях, что ни одна душа не потребует от меня ни совета, ни помощи, что мне не предстоит никуда спешить, об чем-то беседовать и что-то предпринимать, что ни один орган книгопечатания не обольет меня помоями сквернословия. Одним словом, что я забыт, совсем забыт.
Внутри дома царила пустота, тишина и одиночество. Вне дома - то же одиночество и та же пустота. По временам парк заволакивался, словно сетью, падающими хлопьями снега; по временам деревья как бы сбрасывали с себя иго оцепенения и, колеблемые ветром, оживали и шевелились; по временам из лесной чащи даже доносился грозный гул. Но взор и слух скоро привыкали и к этим картинам, и к этим звукам. Зимняя природа даже и в гневе как-то безоружна, разумеется, для тех, которых нужда не выгоняет из теплой комнаты. Вот в поле, в лесу - там, должно быть, страшно. Можно сбиться с дороги, подвергнуться нападению волков, замерзнуть. Но в комнате, где градусник показывает всегда один и тот же
уровень температуры, где и тепло, и светло, и уютно, все эти морозы и вьюги могут даже подать повод для благодарных сопоставлений.
И не только для благодарных, но и для поучительных сопоставлений. Ибо если хорошо быть совсем обеспеченным от морозов и вьюг, то еще большее наслаждение должен ощущать тот, кто, испытав мороз и вьюгу, кто, проплутав, до истощения сил, по сугробам, вдруг совсем неожиданно обретает спасение в виде жилья. Представьте себе этот почти волшебный переход от холода к теплу, от мрака к свету, от смерти к жизни; представьте себе эту радость возрождения, радость до того глубокую и яркую, что для нее делаются уже тесными пределы случая, ее породившего. Да, это - радость совсем особенная, лучезарная, ни с чем не сравнимая. Не один этот случай осветила она своими лучами, но разом втянула в себя целую жизнь и на все прошлое, на все будущее наложила печать избавления. В эту блаженную минуту нет места ни для опасения, ни для тревог. Все опасности миновали, все тревоги улеглись; все больное, щемящее упразднилось - навсегда. Во всем существе разлилась горячая струя жизни, во всех мыслях царит убеждение, что отныне жизнь уже пойдет не старою горькою колеей, а совсем новым, радостным порядком. Конечно, все это волшебство длится какую-нибудь одну минуту, но зато какая это минута... Боже, какая минута!
Истинно говорю, это - наслаждение великое, и, с теоретической точки зрения, отсутствие его в жизни людей, проводящих время в теплых и светлых комнатах, представляет даже очень значительный пробел.
Между прочим, я мечтал и об этом, и это были мечтания поистине отрадные. Сначала я душевно скорбел, рисуя себе картину путника, выбивающегося из сил; но так как я человек добрый, то, разумеется, не оставлял его до конца погибнуть и в критическую минуту поспешал на помощь и предоставлял в его распоряжение неприхотливое, но вполне удовлетворительное жилье. И глубока была моя радость, когда, вслед за тем, перед моими глазами постепенно развертывалась картина возрождения...
Одним словом, я мечтал, мечтал без конца, мечтал обо всем: о прошлом, настоящем и будущем, мечтал смело, в сладкой уверенности, что никто об моих мечтах не узнает и, следовательно, никто меня не подкузьмит. И, проводя время в этих мечтаниях, чувствовал себя удивительно хорошо. До усталости ходил по комнате и ни на минуту не уличил свою мысль в бездеятельности; потом садился в кресло, закрывал глаза и опять начинал мысленную работу. Даже так
называемые «хозяйственные распоряжения» - и те вскоре приняли у меня мечтательный характер. Придет вечером, перед спаньем, в комнаты старик Лукьяныч и молвит: - Ну, нынче - зима!
Ты говоришь: зима?
Да, зима нынче. И ежели теперича лето с приметами сойдется, так, кажется, конца-краю урожаю не будет!
Ты думаешь?
Вот увидите. В прошлом году мы одну только сторону сеном набили, а в нынешнем придется, пожалуй, и на чердаки на скотном сено таскать.
Гм... это бы...
Увидите сами, коли ежели я не правду говорю. Такая-то зима у меня на памятях всего раз случилась, когда мне еще пятнадцать лет было. И что в ту пору хлеба нажали, что сена накосили - страсть!
Бог, братец...
Само собой, бог! захочет бог - полны сусеки хлеба насыплет, не захочет - ни пера земля не родит! это что говорить!
Молчание.
Распоряжениев насчет завтрашнего дня не будет?
Нет, что уж...
Покойной ночи-с!
И все в доме окончательно стихает. Сперва на скотном дворе потухают огни, потом на кухне замирает последний звук гармоники, потом сторож в последний раз стукнул палкой в стену и забрался в сени спать, а наконец ложусь в постель и я сам...
Но и сон приходит какой-то особенный. Мечтания канувшего дня не прерываются, а только быстрее и отрывочнее следуют одни за другими. Вот и опять «величие России», вот «Якуб-хан», вот «исторические вопросы», а вот и «ну, уж нынче зима!». Не разберешь, где кончилось бодрствование и где начался сон...
Но в этой-то невозможности что-нибудь «разобрать» именно и заключается та обаятельная сила, которая заставляет умирающего человека стремиться в Монрепо, чтобы там обрести для себя усыпальницу.
Но в первых числах марта в мое сердце начали вкрадываться смутные опасения. Прилетели грачи и наполнили парк гамом; почернела дорога. На большом тракте, отделяющемся
от моего дома лишь небольшим клочком парка, появились тройки с катающимися, которых, благодаря отсутствию листвы, я мог видеть совершенно отчетливо. Это были наши портерные и питейные дамы, для которых катанье на тройках составляет, по исстари заведенному обычаю, единственное великопостное развлечение. По-видимому, им было очень весело, так же как и Грацианову, неизменно сопровождавшему дам на беговых санках. Но в особенности шумным делалось это веселие против моей усадьбы. Тройки замедляли ход, дамы, обративши лицо в сторону моего дома, хохотали так громко, что даже через двойные оконные рамы до меня долетали их ликующие голоса; при этом Грацианов объяснял им, должно быть, нечто очень уморительное. Может быть, он в смешном виде пересказывал испытание, которому меня подвергал, может быть, подметил кое-что из моих привычек и тоже возводил в перл создания.
Конечно, все это трогало меня очень мало и ничуть не служило помехой для моего умирания. Но однажды я заметил нечто не совсем обыкновенное. Между знакомыми тройками появилась тройка совсем особенная, охотницкая. На пошевнях, покрытых ковром, сидел купец Разуваев, сам правил лошадьми и завивал пристяжных в кольца. Как только показалась эта тройка, Грацианов передал свою одиночку близстоявшему сотскому и пересел в разуваевские пошевни. Затем, пропустивши мимо дамский поезд, друзья остановились прямо против окон моего дома. Разуваев жестикулировал, Грацианов что-то доказывал; оба от времени до времени хохотали. Я видел, как Разуваев поманил пальцем старого Лукьяныча, сидевшего на лавке у ворот, как последний неторопко подошел и, что-то выслушав, сплюнул в сторону, и затем оба друга опять захохотали. Через четверть часа улица опустела, и гуляющие, очевидно, разошлись по кабакам. Но, когда начали спускаться сумерки, разуваевская тройка с двумя седоками, по крайней мере, раз десять, с гамом и свистом, пронеслась взад и вперед мимо моего дома, посылая по сторонам комья грязи и рыхлого снега и взбудораживая угомонившихся в гнездах грачей.
Перед спаньем Лукьяныч имел по этому поводу со мной объяснение.
Разуваев мимо нас сегодня озоровал.
Стало быть, ему можно?
Стало быть.
Стало быть, ежели он ночью... Испугает, навек уродом сделает... и это можно?
Вероятно, можно.
Лукьяныч только головой мотнул на мой ответ.
Давеча меня поманил: правда ли, говорит, что Матрена-скотница (Матрена - почтенная женщина лет под шестьдесят) в грехе состоит?
С кем? сказывал?
Известно с кем.
Со мной?
Стало быть. Молчание.
А потом опять подъехал. Коли, говорит, Матрена не виновата, так чем же твой барин питается? И это, значит, можно?
Должно быть. Вот ты и сам с ним разговариваешь...
А я что же могу! Я думал, он об деле хочет говорить, а он вон что! По-моему, ему бы за это в шею накласть - вот и все.
А ты его спроси сначала, согласится ли он?
Это, чай, и без спросу можно. При папеньке при вашем, царство небесное, коли бы этакой случай вышел...
То было при папеньке, а то теперь.
Так, значит, и пущай озорует?
И пущай!
Покойной ночи-с!
Несколько дней сряду повторялось это дикое гиканье, и однажды даже, как предсказал Лукьяныч, Разуваев угостил меня им в глухую ночь. Проскакал несчетное число раз мимо моей усадьбы во весь опор, крича: караул! режут! пожар! И во всех этих parties de plaisir 1 неизменно участвовал Грацианов. Я понял, что против меня затеяна интрига.
Очевидно, меня хотят выжить. Везде кругом кабаки, везде веселье идет, один я заперся от всех и умираю. И при этом как-то странно и неестественно себя веду, так что и приноровиться ко мне невозможно. Сперва не «якшался» и задирал нос, потом смалодушничал и начал «якшаться», и вот в ту самую минуту, когда все сердца понеслись мне навстречу, когда все начали надеяться, что я буду приглашать деревенских девок водить хороводы у себя перед домом и оделять их пряниками, я вдруг опять заперся и перестал «якшаться». Даже батюшка скандализировался моим поведением и, дабы не преогорчить своих прочих духовных детей, стал избегать свиданий со мною. Ясно, что Разуваев был в этом месте гораздо более ко двору, нежели я.
1 развлечениях.
Разуваев жил от меня верстах в пяти, снимал рощи и отправлял в город барки с дровами. Сверх того, он занимался и другими операциями, объектом которых обыкновенно служил мужик. И он был веселый, и жена у него была веселая. Дом их, небольшой и невзрачный, стоял у лесной опушки, так что из окон никакого другого вида не было, кроме громадного пространства, сплошь усеянного пнями. Но хозяева были гостеприимные, и пированье шло в этом домишке великое.
Ко времени, о котором идет речь, доходил срок арендуемым Разуваевым рощам. И вот он начал задумываться. Капитал свободный есть, торговые связи тоже заведены, а главное, место насижено и облюбовано. Едет он по селу улицей - все шапки снимают; приедет в церковь к обедне - станет с супругой впереди у крылоса, подтягивает дьячку и любуется на пожертвованное им паникадило; после обедни подойдет ко кресту первым после Грацианова и получит от батюшки заздравную просвиру. Всем с ним повадно, всем по себе, потому что он на все руки: и выпить не дурак, и пошутить охоч, и сплясать может. Поставит на голову стакан с пивом и спляшет. Батюшка сколько раз мне говорил: «Вот у Разуваева икру подают - белужью, настоящую! А однажды из города копченую стерлядь привез - даже и до сего часа забыть не могу!» А матушка, вздохнув, прибавляла: «По здешнему месту, только и полакомиться что у Разуваевых!» Даже так называемая чернядь - и та как полоумная сбегалась со всех сторон, когда на село приезжал Разуваев. Потому что он вдруг, того гляди, велит песни петь и начнет в народ гривенники на драку бросать!
Одним словом, всеми он был любим, для всех желателен. Мужик он был не то чтобы молодой, но в поре, статный, широкоплечий, лицо имел русское, круглое, румяное, глаза веселые, бороду пушистую, светло-русую. И жена у него была такая же, русская: круглолицая, белотелая, полногрудая, румяная, с веселыми, слегка бесстыжими глазами навыкате. Охотники были оба песни попеть, и пели мастерски, особенно хоровые, подблюдные.
Давно уж до меня доходили слухи, что Разуваев ищет купить себе усадьбу, но только чтобы непременно за грош. Думал было он сначала на порожнем участке новый дом взбодрить, но рассчитал, что за грош нового заведенья никак устроить нельзя. Да поди еще жди, когда еще оно в настоящий вид придет, а до тех пор торчи на тычке, жарься летом на припеке, а зимой слушай, как ветер воет. Начнешь парки разводить, сады сажать - смотришь, ан из десяти дерев одно
принялось, а прочие посохли. Хорошо было этими парками тогда заниматься, когда крепостные были. Тогда ни одно дерево не пропадало, а шло все ввысь и вширь, словно по щучьему веленью. Тогда-то и было положено начало всем паркам и садам, которые мы видим, а теперь не до парков. Так вот этакую бы готовую старинную усадьбу подыскать, чтобы и парки при ней были, и пруды бы в парках, и караси бы в прудах водились, и плодовитый сад чтобы тут же находился, а в бочку́ бы харчевенку с продажей распивочно и на вынос поставить. Да за грош бы, непременно за грош.
Сколько тут пота мужичьего пролилось, сколько бабьих слез эти парки видели - Разуваев об этом не хочет и знать. До сих пор старики поминают: вон в этом месте трясинка была, так мы мешками землю таскали - смотри, каку́ гору́шу взбодрили! - но Разуваеву и до этого дела нет. Он знает только, что современному помещику все это не к рукам, да и сам помещик, по нынешнему времени, тут не ко двору. Помещик - он человек неверный, а нужны люди постоянные, вероятные, то есть либо кабатчики, либо оголтелые мужики. А сверх того, Разуваев имеет простодушно-наглое убеждение, что сто́ит только помахать у помещика под носом ассигнацией, чтоб он сейчас же, от одного ассигнационного запаха, впал в изнеможение.
И вот, благодаря этой наглости, с одной стороны, и сознанию беззащитности, с другой, мое сладкое умирание было самым нахальным образом прервано. Уже с самого начала открытия неприязненных действий, с появлением первых гиканий, я смутно почувствовал, что мое дело не выгорит, что так или иначе я должен буду уступить силе обстоятельств. В самом деле, что́ я мог предпринять, чтобы оградить себя от Разуваева? Жаловаться на него - куда? И притом что-нибудь одно: или умирать, или утруждать начальство просьбами, а одновременно заниматься и тем и другим - разве это с чем-нибудь согласно? Если же прибегнуть к партикулярным мерам взыскания, то и тут ничего не поделаешь. Плюнешь Разуваеву в лицо - он утрется, своротишь ему скулу - он в баню сходит и опять ее на старое место вправит. Словом сказать, с какой стороны к нему ни приступись - он неуязвим. Пожалуй, еще запоет: «Веселися, храбрый росс!» - и заставит слушать себя стоя...
В одно прекрасное утро, взглянув в окно, обращенное в парк, я увидел, что по одной из расчищенных для моих прогулок аллей ходят двое мужчин, посматривают кругом хозяйским глазом, меряют шагами пространство и даже деревья пересчитывают. Вглядевшись пристальнее, я узнал в
посетителях Разуваева и Грацианова. Вот они скрылись в чаще, вот опять выглянули, подошли к пруду, причем Разуваев сплюнул на посиневший лед; вот подошли к решетке, отделяющей огород от сада, и что-то высчитывают - должно быть, сколько тут гряд можно обработать, и с чем именно. Вот, наконец, они возвращаются, опять останавливаются и толкуют, вот подходят к дому.
Через минуту в передней у меня раздался звонок...
Салтыков-Щедрин М.Е. Убежище Монрепо. Монрепо-усыпальница // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1972. Т. 13. С. 324-348.
Материал по русскому языку
для подготовки к ЕГЭ
(тесты в пяти вариантах)
Тест по русскому языку № 1.
Инструкция для учащихся
А5. Слова пила (воду) – (визжала) пила – это
А10. К одной части речи относятся слова в ряду
А13. В предложении «Что мог думать Наполеон в этот момент?» словоформа «в момент» является
А15. В приведенном ниже сложном предложении количество грамматических основ равно
1) 5 2) 6 3) 7 4) 8
Вскоре Москву объявили на военном положении, и мы завешивали окна одеялами; каждый шорох казался подозрительным, и когда ночью в квартире раздался звонок, то я, уверенная, что пришли с обыском, разорвала все компрометирующие брошюрки и фотографии.
А 16. Бука -а- пишется в слове
А18. Буква –е- пишется в слове
3) зам…рать от страха
А19. Буква –ё- пишется в слове
А20. -НН- пишется в слове
А21. Частица НЕ пишется раздельно со словами
А22. -НИ- пишется в предложении
А24. Раздельно пишется слово
А25. Орфографическая ошибка допущена в слове, обозначенном цифрой (цифра относится к следующему за ней слову)
(1) Наконец, усталые, мы пересекли (2) не большую, но глубокую (3) речонку, которую без риска не (4) перейдешь (5) брод.
А29. Обособленное предложение есть в предложении
А34. В приведенном предложении пунктуационная ошибка допущена на месте цифры .
Совершенно очевидно, что (1) как только они попали в окаянную квартиру (2) у них началось (3) черт знает что (4): в течении одного месяца пропали обе супруги.
Тест по русскому языку № 2.
Инструкция для учащихся
Тест состоит из одной части А. На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если остается время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного вами задания.
А1. Количество букв и количество звуков совпадает в слове
А2. Однокоренными являются слова в ряду
А3. Суффиксальным способом образовано слово
1) любитель 4) водопровод
2) (школьная) столовая 5) разбег
3) развеселый
А4. Непосредственно от глагола образовано слово
А5. Слова (лунный) свет – свет (знаний) – это
А6. Устойчивое словосочетание (фразеологизм) есть в предложении
А7. К первому склонению относится существительное
А8. Ко второму спряжению относится глагол
А9. Относительное прилагательное употреблено в словосочетании
А10. К одной части речи относятся слова
А11. Подчеркнутое слово является главным в словосочетании
А12. Составное глагольное сказуемое есть в предложении
А13. В предложении «Шевардинский бой стал своеобразным прологом Бородинской битвы» словоформа «битвы» является
А14. К односоставным относится предложение
А15. В приведенном ниже сложном предложении количество грамматических основ равно 1) 5 2) 6 3) 7 4) 8
Полонская знала, что Лиля Юрьева легко относилась к его романам, но все видели, что если кто-нибудь начинал задевать его глубже, это беспокоило Лилю, ибо она всегда хотела остаться единственной и незаменимой.
А16. Буква -а- пишется в слове
А17. Буква -ё- пишется в слове
А18. Буква -е- пишется в слове
А19. Буква -е- пишется в слове
А20. -НН- пишется в слове
А21. Частица НЕ раздельно со словами
А22. НЕ пишется в предложении
А23. Через дефис пишется слово
А24. Слитно пишется слово
А25. Орфографическая ошибка допущена в слове, обозначенном цифрой (Цифра относится к следующему за ней слову)
Мягкие волосы (1) причудливыми кольцами спускались до (2) прелестных бархатных бровей и громадных (3) угольно-черных глаз, (4) как-бы (5) рисованных китайской тушью.
А26. В каком предложении на месте пропуска надо ставить тире?
А27. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А28. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А29. Обособленное приложение есть в предложении
А30. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А31. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А32. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А33. Чужая речь оформлена неправильно в предложении
А34. В приведенном ниже предложении пунктуационная ошибка допущена на месте цифры
В одном сатирическом английском романе прошлого столетия некто Гулливер (1), возвратясь из страны лилипутов (2), где люди были всего в какие-нибудь два вершка росту (3) до того проучился считать себя великаном, что (4) ходя по улицам Лондона (5), невольно кричал экипажам, чтоб они перед ним сворачивали.
Тест по русскому языку № 3.
Инструкция для учащихся
A5. Отметьте номера слов, где пропущена согласная буква.
А13. Слитно пишется
4) Я понял, что для авиации самое главное _ иметь мужественное сердце.
1) Она зажмурилась от яркого дневного света и рассмеялась от удовольствия _ день был изумительно хорош!
2) Пощадишь врага_погубишь общее дело и себя.
2) оказать пользу 5) большой уровень образования
В руке она несла светлое кашемировое пальтецо и не обернувшись, прошла узкое, словно вагонный коридор, пространство между покрытым красным кумачом столом и стеной учительской.
На аллее я увидел двух маленьких гимназистов, детей помещицы Чижевской, только что приехавших, которые поравнявшись с Петром Дмитриевичем, остановились.
Тест по русскому языку № 4.
Инструкция для учащихся
Тест состоит из части А. На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. Отметьте номера слов, где пишется буква -И-.
1) 6...дон 4) бл...стеть
А2. Отметьте номера слов, где пишется буква -А-.
A3. Отметьте номера слов, где пишется буква -О-.
1) подм...чить 4) ...мпутация
А4. Отметьте номера слов, где пишется буква -О-.
А6. Отметьте номера слов, где пишется буква -Е-.
А7. Буква -Е- пишется во всех словах ряда (глаголы употреблены в форме 3 лица, единственного числа)
А8. -НН- пишется во всех словах ряда
А9. -НН- пишется на месте обоих пропусков в предложениях
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А11. НИ пишется в предложении
А12. Пишется НЕ и раздельно в предложении
А13. Слитно пишется
А14. Тире на месте пропуска ставиться в предложении
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.
А19. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А22. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложение
А23. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А24. Чужая речь неправильно оформлена в предложении
А25. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А26. НЕПРАВИЛЬНО поставлено ударение в слове
А27. Согласный перед буквой -Е- произносится твердо в слове
А28. Нормы сочетаемости слов НАРУШЕНЫ в словосочетании
А29. Лексическое значение слова указано НЕВЕРНО в примере
А30. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении
А31. Речевые ошибки допущены в предложении
А32. Речевые ошибки допущены в предложении
А33. В отрывке допущена следующая ошибка
На этот раз мне пришлось перерыть все содержимое саквояжа, и я, конечно, не мог найти зубную щетку. Я вывалил вещи, и они расположились, приблизительно, в таком порядке, в каком были до сотворения мира, когда царил первозданный хаос.
А34. В предложении допущена следующая ошибка
Это была красота мотылька, к которой так идет пархание по саду и которая так не вяжется с серьезной мыслью, печалью и покоем: стоит только пробежать по платформе хорошему ветру, чтобы хрупкое тело вдруг поблекло и капризная красота осыпалась, как цветочная пыль.
Тест по русскому языку № 5.
Инструкция для учащихся
Тест состоит из части А. На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. Отметьте номера слов, где пишется буква -Е-.
А2. Отметьте номера слов, где пишется буква -А-.
A3. Отметьте номера слов, где пишется буква -О-.
А4. Отметьте номера слов, где пишется буква -О-.
А5. Отметьте номера слов, где пропущена согласная буква.
А6. Отметьте номера слов, где пишется буква -Е-.
А7. Буква -Е- пишется во всех словах ряда (глаголы употреблены в форме 3 лица, единственного числа)
А8. -НН- пишется во всех словах ряда
А9. -НН- пишется на месте обоих пропусков в предложениях
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
A11. НИ пишется в предложении
А12. Пишется НЕ и раздельно в предложении
А13. Слитно пишется
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.
А19. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А22. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении
А23. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А24. Чужая речь неправильно оформлена в предложении
А25. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А26. НЕПРАВИЛЬНО поставлено ударение в слове
А27. Согласный перед буквой -Е- произносится твердо в слове
А28. Нормы сочетаемости слов НАРУШЕНЫ в словосочетании
А29. Лексическое значение слова указано НЕВЕРНО в примере
А30. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении
А31. Речевые ошибки допущены в предложении
А32. Речевые ошибки допущены в предложении
А33. В предложении допущена следующая ошибка
Вполне естественно, что все, кто арендовали эту мельницу, пытались найти тайник, но никто не добился успеха, а местные мудрецы говорили, что никто ничего не найдет до тех пор, пока дух скупого мельника не проникнется к кому-нибудь симпатией и не откроет ему место, где спрятаны сокровища .
А34. В предложении допущена следующая ошибка
В ресторанчике, фирменным блюдам которого является жареная в сухарях курица, в знак чего крыша заведения украшена петушиной головой, а зал – портретами кур, мы видели как веселится небогатый житель Сан-Франциско.
Однажды вы обнаруживаете себя посреди выжженной степи, где все спокойно, но безжизненно. И ничего не напоминает о том, что здесь когда-то рос цветущий сад. Странное ощущение, ведь эта безжизненность находится внутри вас. Что делать, если в душе пустота и холод? Давайте разберемся, откуда взялась эта бездна и чем ее заполнить, чтобы снова почувствовать радость жизни.
Откуда берутся «черные дыры»
Возможно, вы и сами не заметили, когда и как это произошло. В какой момент ваша внутренняя Вселенная дала сбой, и в ней образовалась пугающая «черная дыра».
Вы продолжаете жить обычной жизнью, и окружающие даже не догадываются, что вы живете будто внутри черно-белого немого кино.
В какой момент чаша иссохла до дна? Это первое, что нужно для себя понять, решив разобраться в проблеме своего внутреннего одиночества.
Острый период пережит. Но теперь у себя внутри вы слышите пугающее эхо опустошенности.
Действительно, что? НИ-ЧЕ-ГО. Жуткое слово, которое в нашем случае может означать равнодушие, тоску, апатию, депрессию. Все «прелести», которые могут сделать жизнь похожей по безысходности на прямую линию сердцебиения на мониторе. Если ничего не предпринять, все может обернуться , чем просто отсутствие настроения.
Человек перестает не только интересоваться тем, что происходит вокруг, но и следить за собой, нормально общаться с близкими, замыкается. Из-за запустения в душе нарастает и запустение в доме, возникают неряшливость и бардак. Равнодушие, отсутствие интересов может оттолкнуть друзей.
Чтобы не допустить такого развития ситуации, важно понять, что выжженная трава в душевном вакууме – это ни что иное, как прошлые переживания, которые уже вроде бы высохли, но покрывают почву души очень плотно, мешая семенам извне добраться до плодородного слоя. И даже самые настойчивые семена не могут прорасти через толстый слой жухлой травы.
Что делать? Ответ на поверхности: пусто – заполняйте!
– Заполняйте… Легко говорить, да трудно сделать. – С уже привычным равнодушием возразите вы. И будете совершенно правы. Но, как почти все на свете, это осуществимо, если есть желание.
– Вы забыли, у меня давно уже нет никаких желаний, – устало продолжите вы полемику.
Нет, не забыла. Вот поэтому с желания мы и начнем. С желания сменить существование на полноценную в душевном плане жизнь.
Ответьте, что лучше: оставаться в прежнем состоянии бездушного робота или радоваться, нервничать, любить, страдать и быть от этого живого движения души счастливым? Подсказка: ведь зачем-то вы взялись читать эти строки, значит не все безнадежно. Если желание еще не возникло, просто заставьте себя, пересильте свою личность или то, что от нее осталось. Разозлитесь, наконец: как у многогранного человека могла оказаться внутри порожняя цистерна?
Жалуйтесь. Хорошенько поплачьтесь кому-нибудь в жилетку. Да-да, многие считают, что жаловаться нехорошо. Но угасать, стиснув зубы – еще хуже.
Доверяйтесь. Не бойтесь обращаться за помощью к близким. Не сомневайтесь, они вас любят и поэтому поймут, выслушают, утешат.
Разберитесь в причинах. Возьмите паузу. Уезжайте. Нужно остаться наедине со своим внутренним одиночеством. Перед тем, чтобы что-то посеять и ждать свежих ростков, нужно вскопать почву, удалить сорняки и сухой дерн. Избавиться от выжженной травы.
Раскачайте застывшие эмоции. Кому-то поможет экстрим и адреналин. Кому-то – душещипательные фильмы и книги. Кому-то – созерцание Ниагарского водопада или восхода солнца над озером Байкал. А кому-то – новая любовь.
Подготовили почву? А теперь – сейте!
Опустошенность касается всех сторон жизни. Наполните душу разнообразными семенами, пищей, составьте ей полезный, вкусный и сбалансированный «рацион».
Личная жизнь и мир чувств. Любовь, нежность, страсть… Сколько времени вы держите все это на поверхности своего «мертвого озера»? Сейчас, когда вода становится живой, самое время измерить глубину. Дайте любимому человеку возможность согреть вас, он давно терпит вашу отстраненность. Если такого человека нет, нужно открыть душу пошире и оглянуться. На самом деле он есть, просто вы были настолько отрешены от всего, что судьба решила приберечь важную встречу до лучших времен.