Главная » Съедобные грибы » Дом с мезонином краткое содержание. Дом с мезонином, чехов антон павлович

Дом с мезонином краткое содержание. Дом с мезонином, чехов антон павлович

Герой рассказа, художник-пейзажист, гостил в имении молодого помещика Белокурова. Подолгу прогуливаясь по окрестностям, он однажды вечером забрёл на незнакомую помещичью усадьбу. Посреди неё стоял белый господский дом с мезонином (небольшой надстройкой над средней частью). У ворот двора художник мельком увидел двух красивых молодых барышен: одну, постарше, со строгим и настойчивым выражением лица, а вторую, совсем молоденькую, лет 17-18-ти, наивную и конфузливую.

Старшая из девушек вскоре приехала на коляске в имение Белокурова. С весьма серьёзным и деловитым видом она стала рассказывать, что занимается общественным делом – собирает пожертвования в помощь крестьянам-погорельцам соседнего села. Получив лепту, она пригласила Белокурова и художника бывать в своём доме. Когда девушка уехала, Белокуров рассказал: её зовут Лидия Волчанинова, она, её мать и младшая сестра живут в той самой усадьбе с мезонином. Семья очень богата, ибо умерший отец девушек имел высокий чиновный ранг. Однако Лидия, личность весьма «прогрессивная» и деятельная, добровольно работает учительницей в земской школе, получает там 25 рублей в месяц и горда тем, что живёт лишь на эти деньги.

Через несколько дней Белокуров и художник отправились в дом с мезонином и были приняты там очень хорошо. Мать семейства, Екатерина Павловна, уже пожилая, больная женщина, имела ласковый характер, но заметно подчинялась влиянию волевой старшей дочери. Младшая дочь, Женя, которую родные, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс (свою гувернантку), сразу вызывала симпатию добротой и юной непосредственностью.

А. П. Чехов «Дом с мезонином». Аудиокнига

Чехов «Дом с мезонином», глава 2 – краткое содержание

Художник часто стал бывать в доме с мезонином. Сестры относились к нему по-разному. Энергичная Лида днем принимала больных, раздавала книжки, а вечером громко говорила о земстве, о школах. Художнику вся эта её кипучая деятельность казалось отчасти наигранной. Екатерина Павловна тоже считала, что Лида впадает в крайность: ей давно пора подумать о самой себе, в 23 года она ещё не замужем, и рискует так и не увидеть жизнь за книжками и аптечками. Но мать побаивалась строгой Лидии, которую считала выдающейся личностью, не решалась высказать ей эти свои затаённые мысли.

Лидия заметила, что художник относится к ней несколько иронически, и начала сама выказывать сильную неприязнь к нему, как к человеку праздному, чуждому «общественных интересов». Женя-Мисюсь была совсем другой. Девушка романтичная, любившая много читать в уединении, она с детским восхищением глядела на то, как художник писал деревенские пейзажи. Между ними двумя завязалась горячая дружба. Они вместе ходили гулять и собирать грибы. Женя с подростковой непосредственностью рассказывала своему новому другу все деревенские новости и даже некоторые семейные секреты. К Лиде Мисюсь, как и мать, испытывала немое благоговение и тоже часто говорила, что её старшая сестра – замечательный человек.

Чехов «Дом с мезонином», глава 3 – краткое содержание

Раздражение вскоре довело Лидию до словесной перепалки с гостем. Раз она стала резко порицать художника за то, что тот лишь рисует пейзажи и ничего не делает для улучшения жизни народа. Тот возразил, что общественный вопрос его, напротив, очень волнует. Но он предпочитает улучшать не материальное, а духовное бытие людей. Народ подавлен непосильным трудом, из-за которого некогда подумать о душе. Между тем, высшее призвание всякого человека – в постоянном искании правды и смысла жизни. Нужно облегчить ярмо низших классов. Нужно, чтобы все городские и деревенские жители согласились поровну поделить между собою труд, который затрачивается человечеством на удовлетворение физических потребностей. Тогда на каждого, может, пришлось бы не более двух-трех часов в день, а всё остальное время можно было потратить на возвышение красоты жизни. Нынешняя же деятельность «прогрессивных материалистов» почти бесполезна. Мужикам суют книжки с жалкими наставлениями и прибаутками, но вся эта грамотность позволяет читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых в деревне не понимают. Медицинские пункты в сёлах примитивны, но и за книжки, и за фельдшеров крестьянам приходится дополнительно платить. От этого растёт объём их труда, который порождает больше болезней, чем излечивают фельдшера.

Лида слушала художника недовольно, но возразить нашлась лишь обвинением, что «подобные вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие». Гость простился и пошёл домой.

Чехов «Дом с мезонином», глава 4 – краткое содержание

Было уже темно. Женя, ждавшая художника у ворот дома, пошла проводить его. По пути она сказала: ей кажется, что он прав в споре с Лидией.

Отойдя немного, Мисюсь стала прощаться. Художнику было грустно и жутко от мысли, что он останется один. Простая и искренняя Женя давно уже нравилась ему, и теперь он обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки.

Мисюсь обняла его, но потом осторожно освободилась. Сказав, что у них с матерью и сестрой нет секретов друг от друга, и она должна будет рассказать им о происшедшем, Женя побежала домой. Постояв немного в раздумье, художник пошёл назад к дому с мезонином. В окнах горел свет, а в мезонине слышался разговор…

На другой день художник вновь пришёл к Волчаниновым. Ни Мисюсь, ни её мать не вышли к нему навстречу. Было тихо, лишь из одной комнаты раздавался голос Лиды, читавшей деревенским детям басню «Ворона и лисица» .

Услышав шаги, она вышла и сухо сообщила: Мисюсь с матерью уехали в Пензенскую губернию, а потом, вероятно, поедут за границу. Когда художник побрёл обратно, его нагнал деревенский мальчишка и подал записку от Жени: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами. Я была бы не в силах огорчить ее неповиновением. Простите меня. Я и мама горько плачем!»

Больше он уже никогда не видел Мисюсь, узнав лишь, что в доме с мезонином она больше не живёт. Однако в минуты, когда художника томило одиночество, он всегда вспоминал юную Женю – и ему казалось: она тоже где-то вспоминает его, и они когда-нибудь встретятся…

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Дом с мезонином» . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

«Дом с мезонином» – одна из знаменитейших повестей мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Произведение было опубликовано в 1896 году. В нем описывается любовное чувство, возникшее между скучающим художником и молоденькой помещичьей дочкой, а также затрагиваются социально важные вопросы бедственного положения русского крестьянства и возможные пути изменения сложившегося положения дел.

В повести «Дом с мезонином» 5 основных действующих лиц:

  • Художник (он же рассказчик) – скучающий интеллигент, приехавший в деревню развеяться от городской суеты, но по сути продолживший скучать, хандрить и вести праздный образ жизни;
  • Белокуров – помещик, приятель Художника, в его имение рассказчик и приехал погостить;
  • Екатерина Павловна Волчанинова – помещица, соседка Белокурова;
  • Лида – старшая дочь Волчаниновой, красавица, активистка, ярый борец за преобразования, приверженка метода «малых дел»;
  • Женя (для домашних Мисюсь) – младшая дочь Волчаниновой, мечтательная, жизнерадостная, открытая особа, предмет пылкой страсти Художника.

Главный герой пишет акварели, он художник. Правда, уже давно искусство практически не вдохновляет его. Ничто не будоражит главного героя, ни какая стойкая эмоция или сильное переживание не резонирует в его душе. Чтобы сменить обстановку, он отправляется в деревню к своему приятелю помещику Белокурову. Последний ведет не более активный образ жизни. Он безвыездно просиживает в своем поместье. От праздного образа жизни его речь приобрела какой-то тягучий характер. Белокурову даже лень жениться, он вполне довольствуется сожительницей, по мнению рассказчика, больше похожей на раскормленную гусыню.

Впрочем Белокурова не томит такая жизнь, он вполне счастлив в своем блаженном безделье. А вот для нашего Художника праздность томительна. Он словно обречен ничего не делать. Существование в деревне стали сливаться в один длинный-предлинный день. Но однажды гость повстречал девиц Волчаниновых, и все изменилось.

Их было двое. Обе очень красивы, но каждая по-своему. Старшая, Лида, была тонкой, белокожей, статной, по ее плечам раскинулась копна густых каштановых волос. С этой красотой диссонировал тонкий упрямый рот и строгое выражение лица. Вторая, Женя (дома ее звали веселым прозвищем Мисюсь, так маленькая Женя называла гувернантку француженку), тоненькая, миниатюрная, как куколка, большеротая, глазастая. Эти-то открытые искренние глаза и восхитили Художника. Мисюсь проводила незнакомца восторженным любопытным взглядом, Лида же едва взглянула на мужчину.

Вскоре соседи Волчаниновы пригласили Художника в гости. Во время первого визита стало ясно, кто в доме хозяин. Уже с порога слышался громкий голос Лиды, которая дала какие-то распоряжения. Матушка Екатерина Павловна при дочери робела, ну, а Мисюсь по-детски соглашалась с любым авторитетным решением старшей сестры.

С первого же визита между Художником и очаровательной Мисюсь возникла влюбленность. Он словно проснулся после продолжительного сна. Эта маленькая белокожая фея пробудила его к жизни. Но чем больше Художник привязывался к младшей сестре, тем более накаленными становились его отношения со старшей.

Лида Волчанинова была членом земства, ярым борцом за активные реформы. Она инициировала открытие аптек, библиотек, школ для бедного крестьянства. «Правда, мы не спасаем человечества. Но мы делаем, что можем, и мы правы». Ключевое «и мы правы» как нельзя лучше характеризует самоуверенную Лиду. Отсутствие гибкости, самокритичности, умения слушать и слышать приводит Лиду к продолжительной и, увы, бесплодной идейной полемике с Художником.

«Я был ей несимпатичен, – отмечал Художник. – Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, безразличен к тому, во что она так крепко верила».

С каждым новым спором пропасть между Лидой и Художником увеличивалась. В конце концов властная сестра отправила младшую сперва в другую губернию, а затем за границу. Мисюсь не смогла противиться воле Лиды, а Художник оказался слишком инертен, чтобы спасать свою любовь.

Главная идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

Идейная линия прослеживается главным образом в спорах Лиды и Художника. Ошибочно приписывать автору сторону кого-то из персонажей (традиционно Чехова отождествляют с рассказчиком). Автор не задавался целью дискредитировать теорию «малых дел», он лишь показал два типа отношения человека к жизни. Так, Лида убеждена, что нужно начинать с малого: открывать аптечные пункты, библиотеки, школы. Интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, когда вокруг нищета, безграмотность, смерть. По мнению Художника, все эти «аптечки и библиотечки» положения дел не изменят. Это лишь обман, видимость деятельности. Когда кто-то сидит на цепи, ему не станет легче, если эту цепь выкрасят разноцветными красками. Вместе с тем Художник не предлагает никакого конкретного плана действия. Ему, как и большинству праздных философов, слишком лень крепко браться за изменения судеб народа.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

Дом с мезонином

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин "вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия". Рассказчик - художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. "Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь". Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна "постарше, тонкая, бледная, очень красивая" и вторая - "молоденькая - ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами". Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, "как живут почитатели его таланта". Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. "Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи". Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган "все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет". "Молодежь должна составить из себя сильную партию, - сказала она, - но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!" Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так "мисс", свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: "Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. <...> Да, прекрасная, интеллигентная семья..."

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. "Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке <...> Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением". Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. "Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину". Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя "мужское" руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. "Мы не имеем тайн друг от друга..." Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: "Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами... Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!" Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя "сильную партию" из молодых людей, и на последних земских выборах они "прокатили" Балагина. "Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где". Постепенно рассказчик начинает забывать про "дом с мезонином", про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: "...мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?"

Рассказ "Дом с мезонином" написан в 1896 году. Произведение хоть и сравнительно небольшое по размеру, но интересное по своей сути. Речь идет о деревенской жизни российской интеллигенции середины 19 века. Повествование идет о событиях, произошедших за 6 - 7 лет до написания рассказа. Среди героев мы видим художника - пейзажиста, который основное время проводит в деревне; также мы встречаем маму с двумя молодыми дочерьми (ихний отец имел при жизни хорошую должность - умер в чине тайного советника) и помещика Белоброва, который все время недоволен жизнью.

Основное внимание в произведении уделяется описанию праздного образа жизни этих людей. Пейзажист вообще уверен в том, что главной причиной всех болезней является физический труд. Как у этих людей проходит день? Помещик утверждает, что он все время работает, потому что хочет стать лучшим хозяином на деревне. Он по характеру очень медлительный, поэтому процесс "работы" из-за этой медлительности еще более растягивается.

Наиболее плодотворно день проходит у одной из дочерей - Лиды. Она работает в местной школе и активно участвует в жизни уездной организации земства. Она была человеком очень инициативным и все время продвигала вопрос расширения сети медицинских пунктов. Как только в газете прочитала объявление о смерти роженицы, так она, забыв что находится дома, вступила с пейзажистом в политические дебаты.

Для ее семнадцатилетней сестры, которую все считают еще маленькой и называют Мисюлей, день заключается в чтении книг. Она выбирает укромное местечко и читает... читает... в итоге сильно устает, но без этого не может. Всем своим поведением девушка показывает, что она уже выросла и достаточно умна. Но понимает это только художник. Первая встреча с этой девушкой художнику не очень сильно запомнилась, а потом он настолько к ней привязался, что сам этого не ожидал. Он любил каждую клеточку ее тела! Он просто боготворил ее!

Мисюля и ее мама принимали художника у себя дома практически как члена семьи уже, но эта связь очень по какой-то причине не понравилась Лиде. Для сесты и для матери Лида была человеком особенным и они ни в чем не могли ее ослушаться. Именно поэтому Мисюля и мать ее Екатерина уехали к родственникам в Пензенскую губернию. Герой (он же художник) долго скучал, пытался найти какие-то ихние следы, но все тщетно Через несколько лет художник и помещик встретились в поезде. В жизни помещика многое поменялось за то время, что они не виделись.

Старое поместье продано, приобретено новое, поменьше. Про маму и дочерей он практически ничего не знал. Разве что рассказал, что старшая так и работает в школе, и продвинулась по земской линии, собрав вокруг себя проблему единомышленников. Произведение А.П.Чехова "Дом с мезонином" - вроде бы как обычный рассказ про определенный период жизни нескольких людей, но реально в нем поднимаются много социальных проблем общества того времени, а именно:

  • слабый уровень медицины;
  • сильные разрывы в обществе между разными категориями;
  • социальная несправедливость.

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик - художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая - «молоденькая - ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодежь должна составить из себя сильную партию, - сказала она, - но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. […] Да, прекрасная, интеллигентная семья...»

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке […] Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта