Главная » Съедобные грибы » Дятел стучит клювиком по старой березе. Птицы зимой: детям о дятле

Дятел стучит клювиком по старой березе. Птицы зимой: детям о дятле

Аннотация

Авторский коллектив – члены федеральной предметной комиссии ЕГЭ по физике. Типовые тестовые задания по физике содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2019 году. Назначение пособия – предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2019 г. по физике, а также о степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов, приводятся решения всех заданий одного из вариантов, а также решения наиболее сложных задач во всех 14 вариантах. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к экзамену по физике, а учащимся-старшеклассникам – для самоподготовки и самоконтроля.

Пример из учебника

Сопротивление идеального вольтметра считается бесконечно большим, поэтому ток через реостат при любом положении его движка равен нулю и, следовательно, напряжение на выводах реостата равно О. Таким образом, показания вольтметра при любом положении движка реостата равны напряжению на резисторе R.

Протяженная равномерно заряженная пластина создает однородное электрическое поле Е. Если шарику сообщить положительный заряд, то со стороны электрического поля пластины на вертикально него начнет вниз. действовать постоянная сила, равная по величине и направлено этом случае равнодействующая сил тяжести и электрической силы поля пластины сообщит шарику ускорение, которое больше ускорения свободного падения (а > g). Воз-
вращающая сила, действующая на шарик, увеличится, шарик быстрее будет возвращаться к положению равновесия, а значит, период свободных колебаний маятника

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ 4
ВАРИАНТ 1
Часть 1 9
Часть 2 15
ВАРИАНТ 2
Часть 1 17
Часть 2 23
ВАРИАНТ 3
Часть 1 25
Часть 2 31
ВАРИАНТ 4
Часть 1 34
Часть 2 40
ВАРИАНТ 5
Часть 1 42
Часть 2 48
ВАРИАНТ 6
Часть 1 51
Часть 2 57
ВАРИАНТ 7
Часть 1 59
Часть 2 65
ВАРИАНТ 8
Часть 1 – 68
Часть 2 74
ВАРИАНТ 9
Часть 1 77
Часть 2 83
ВАРИАНТ 10
Часть 1 85
Часть 2 91
ВАРИАНТ 11
Часть 1 93
Часть 2 99
ВАРИАНТ 12
Часть 1 101
Часть 2 107
ВАРИАНТ 13
Часть 1 109
Часть 2 115
ВАРИАНТ 14
Часть 1 118
Часть 2 124
РЕШЕНИЕ ВАРИАНТА 4 127
ОТВЕТЫ

Вместе с этим также читают:

Типовые тестовые задания по физике содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2016 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2016 г. по физике, а также о степени трудности заданий.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов, приводятся решения всех заданий одного из вариантов, а также решения наиболее сложных задач во всех 10 вариантах. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ.
В состав авторского коллектива входят специалисты, имеющие большой опыт работы в школе и вузе и принимающие участие в разработке тестовых заданий для ЕГЭ.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к экзамену по физике, а учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры.
Мяч, неподвижно лежавший на полу вагона движущегося поезда, покатился назад, если смотреть по ходу поезда. Как изменилось движение поезда?
1) скорость поезда увеличилась
2) скорость поезда уменьшилась
3) поезд повернул вправо
4) поезд повернул влево

Какая-либо упорядоченность в расположении частиц вещества отсутствует. Какой модели соответствует это утверждение?
1) только газа
2) только жидкости
3) только твердого тела
4) газа, жидкости и твердого тела

В сосуде, закрытом поршнем, находится идеальный газ. На рисунке изображена зависимость объема газа от температуры. Как меняется давление газа при переходе из А в В?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) по данной зависимости нельзя определить изменение давления газа

СОДЕРЖАНИЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Бланки
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 3
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 4
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 5
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 6
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 7
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 8
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 9
Часть 1
Часть 2
ВАРИАНТ 10
Часть 1
Часть 2
ОТВЕТЫ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Физика, Типовые тестовые задания, Лукашева Е.В., Чистякова Н.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Физика, 50 вариантов, Типовые тестовые задания, Лукашева Е.В., Чистякова Н.И.
  • ЕГЭ 2019, Физика, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лукашева Е.В., Чистякова Н.И.

Следующие учебники и книги.

Тематические тестовые задания по физике, созданные специалистами федеральной предметной комиссии ЕГЭ, ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ. по физике, а также диагностические и контрольные варианты экзаменационной работы.
Уникальная методика подготовки, разработанная специалистами федеральной предметной комиссии ЕГЭ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене.
Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома.
Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.
Издание предназначено для учителей физики, родителей и репетиторов, а также учащихся средней школы.

Примеры.
Два тела - А и В - движутся по прямой вдоль оси Ох. На рисунке приведены графики зависимости координаты каждого тела от времени. Выберите два верных утверждения о характере движения тел.
1) Интервал между моментами прохождения телом В начала координат составляет 6 с.
2) Тело А двигалось равноускоренно, а тело В равнозамедленно.
3) Проекция ускорения тела В на ось Ох положительна.
4) Скорость тела А в момент времени 4 с равна 20 м/с.
5) В тот момент, когда тело В остановилось, расстояние от него до тела А составляло 15 м.

В лаборатории на демонстрационном столе стоят камертон на 440 Гц и аквариум с водой. По ножке камертона ударили молоточком.
Как изменятся скорость звуковой волны и частота колебаний при переходе звука из воздуха в воду?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится.

СОДЕРЖАНИЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Вариант 1.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 2.
Часть 1.
Часть 2.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. ОТРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Механика.
Кинематика.
Задачи с решениями.

Динамика.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Импульс, механическая энергия, работа, мощность.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Статика, гидростатика.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Механические колебания, волны.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.

Молекулярно-кинетическая теория, идеальный газ, изопроцессы.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Термодинамика.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Агрегатные состояния вещества.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Электродинамика.
Электростатика.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Постоянный ток.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Магнитное поле и электромагнитная индукция.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Оптика
Геометрическая оптика
Задачи с решениями
Задачи для самостоятельного решения.
Волновая оптика.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Квантовая и ядерная физика.
Строение ядра атома. Изотопы.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Ядерные реакции.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Радиоактивный распад.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Излучение и поглощение света атомами. Фотоны. Фотоэффект.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Методы научного познания.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
Элементы астрофизики.
Задачи с решениями.
Задачи для самостоятельного решения.
ИТОГОВАЯ РАБОТА.
Инструкция по выполнению работы.
Вариант 1.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 2.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 3.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 4.
Часть 1.
Часть 2.
ОТВЕТЫ.
Диагностическая работа.
Механика.
Молекулярная физика и термодинамика.
Электродинамика.
Оптика.
Квантовая и ядерная физика.
Элементы астрофизики.
Итоговая работа.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2019, Тренажёр, Физика, Лукашева Е.В., Чистякова Н.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

М.: 2017 - 120 с.

Типовые тестовые задания по физике содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2017 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2017 г. по физике, а также о степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов, а также решения наиболее сложных задач во всех 10 вариантах. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ. Авторский коллектив - специалисты федеральной предметной комиссии ЕГЭ по физике. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к экзамену по физике, а учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
ВАРИАНТ 1 9
Часть 1 9
Часть 2 15
ВАРИАНТ 2 17
Часть 1 17
Часть 2 23
ВАРИАНТ 3 25
Часть 1 25
Часть 2 31
ВАРИАНТ 4 34
Часть 1 34
Часть 2 40
ВАРИАНТ 5 43
Часть 1 43
Часть 2 49
ВАРИАНТ 6 51
Часть 1 51
Часть 2 57
ВАРИАНТ 7 59
Часть 1 59
Часть 2 65
ВАРИАНТ 8 68
Часть 1 68
Часть 2 73
ВАРИАНТ 9 76
Часть 1 76
Часть 2 82
ВАРИАНТ 10 85
Часть 1 85
Часть 2 91
ОТВЕТЫ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ 94

Для выполнения репетиционной работы по физике отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание.
В заданиях 1-4, 8-10, 14, 15, 20, 24-26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведенному ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.
Ответ к заданиям 27-31 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Птицы зимой: детям про дятла

Часть 2. Детям о зимующих птицах. Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Птицы зимой: детям о дятле

Загадки о дятле. Откуда у дятла красная шапочка?

Отгадай загадку.

Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек? Ведь у дровосека тоже может быть черный жилет и красный берет, да и дровосек в лесу часто бывает и стучит топором? (Здесь использован прием преднамеренной ошибки взрослого, который помогает научить детей доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждающие свое мнение. И поэтому важно обратить внимание малыша на существенные признаки, указанные в загадке – нос как топор, хвост как упор, лечит деревья. При отгадывании любых загадок очень важно учить детей выделять в тексте загадки главные и второстепенные признаки, а не просто запоминать отгадки к ним)

Посмотри на фотографию дятла. Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному жилету (покажите на картинке эти особенности внешнего вида дятла) Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? (На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилетик, а грудка у дятла беленькая). Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самочки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.

А ты знаешь историю о том, откуда у дятла эта красная шапочка? Кто ему ее подарил? Нет? Тогда послушай старинную сказку о дятле в мультфильме «Таежная сказка»

После просмотра поговорите с малышом о сказке.

  1. Как лиса смогла обмануть росомаху?
  2. Как дятел помог росомахам?
  3. Как он лису обхитрил?
  4. Почему о дятле в мультике говорится – «мал, да удал»?
  5. О каких еще героях сказок можно так сказать – «мал да удал» (вспомните сказки и мультфильмы, которые знакомы Вашему малышу — Жихарка, Мальчик-с-пальчик и др.)
  6. Кто из персонажей сказки понравился? Чем он понравился?
  7. А кто не понравился и почему?

Раскраска для детей. Дятел

Раскрась дятла – наряди его в его одежду. Раскрась и жилетик, и беретик, и штанишки. Чтобы правильно раскрасить дятла, нужно хорошо запомнить, как выглядит эта птичка.

Птицы зимой: лесной доктор

Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. Знаешь, почему? Кого он лечит в лесу?

У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. Вот какой клюв (покажите на фото)!

А еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели. (Покажите ребенку палочку, полоску бумаги или карандаш длиной 13-15 см и скажите, что именно такой длины язык дятлов и вот как далеко они могут высунуть его, чтобы достать насекомых из-под коры). А у нас с Вами так далеко высунуть язык не получается!

Когда дятел долбит клювом деревья, он упирается на свой хвост. И поэтому хвост у него очень сильный.


Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте!
Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

Рассказы о дятле для детей

Прочитайте малышу рассказы о дятле-докторе леса

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает. (К. Д. Ушинский Дятел)

Поиграйте с малышом в игру «Угадай словечко». Перечитайте еще раз этот рассказ, предупредив ребенка о том, что нужно его получше запомнить – ведь мы будем играть в игру! В игре «Угадай слово» Вы начинаете фразу, а ребенок договаривает-угадывает последнее слово в рифму из текста рассказа. Можете подсказать жестом это слово или подсказать первый слог – пусть малыш попробует его угадать. Например:

  • Черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком … ? («упирается» – договаривает малыш), носом постукивает – мурашей да козявок…? («выпугивает») и т.д.
  • Кругом ствола пробежит, никого не… ? («проглядит»)
  • Испугались мураши – эти порядки не…? («хороши»)

Рассказ «Дятел» можно инсценировать с группой детей. Один из ребятишек – дятел, второй – автор-писатель, а все остальные дети – мураши да жучки. Ребенок в роли писателя пересказывает текст, а все участники игры изображают действия героев – дятел летает вокруг дерева, садится на него, обходит вокруг дерева. Жучки да мураши прячутся, и из своих укрытий говорят: «Эти нам порядки не хороши» (здесь можно потренироваться говорить эти слова из рассказа с разной интонацией – с упреком, жалостливо, испуганно, возмущенно).

А вот еще один интересный рассказ о дятле для малышей — о том, как мама и папа-дятел учат своих маленьких птенцов искать насекомых. Вот как они это делают!

Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт! У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза. (Е. Чарушин. Дятлы с птенцами)

Спросите ребенка:

  • Как птенец узнает, что в дереве живет вредный жучок-короед?
  • Как этого жучка можно достать из-под коры?
  • Почему от этого лесу будет польза?

Покажите ребенку на картинке птенца дятла. Предложите малышу рассказать этому птенцу, как надо добывать жучков себе на обед. Как говорят мама и папа своим птенцам? (перечитайте еще раз слова из рассказа)

Чистоговорки о дятле

  • Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
  • Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
  • Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит.

Попробуйте вместе с малышом сказать читоговорку очень медленно и четко (медленно как ее бы произносила Черепаха Тортилла – можете назвать другие аналогичные персонажи из сказок), потом быстрее (как Мальвина), еще быстрее (как Буратино) и совсем быстро (как Торопыжка). Затем снова говорим медленнее. Так мы научим малыша умению сознательно регулировать темп своей речи и будем развивать у него дикцию.

Удобнее всего отхлопывать или отстукивать ритм, в котором нужно говорить слова чистоговорки. Можно изображать одной рукой клюв дятла (соединить все пальчики вместе в щепотку), а другую руку поставить вертикально (это будет дуб). И стучать «клювом» по «дубу»-ладошке в ритм чистоговорки в заданном темпе.

Скороговорки о дятле

Поиграйте с ребенком в скороговорки. Да-да! В скороговорки нужно именно играть! Попробуйте говорить их не только в разном темпе, но и с разными интонациями и угадывать эту интонацию. Произносить можно радостно, грустно, восхищенно, удивленно, испуганно, раздраженно, устало и еще многими интонациями. А заодно мы будем развивать дикцию малыша, интонационную выразительность его речи и обогащать словарь прилагательными, которые обозначают эмоциональное состояние человека.

Скороговорки о дятле для игры «Угадай интонацию»:

  • Скороговорка 1. Дятел дуб долбил да недодолбил.
  • Скороговорка 2. Дятел и дуб продалбливает.

Давайте поиграем! Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»

Вариант 1. Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки — это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Вариант 2. Предложите малышу положить кисть руки на небольшой мячик ладошкой вниз (мячик должен быть размером с небольшое яблоко или с крупный мандарин). Центр ладошки находится на мячике (яблоке), а пальчики «стоят», касаясь кончиками поверхности стола (положение руки похоже на положение руки пианиста).

Все пальчики – это деревья. Они должны быть неподвижными. А один пальчик – дятел. Этот пальчик стучит по столу в ритм стихотворению. Например, указательный пальчик стучит в ритм по столу, а все остальные стоят. Затем средний пальчик стучит, а все остальные стоят неподвижно и т.д., меняя пальчики. Если у ребенка двигаются все пальчики одновременно, то можно в шутку сказать: «Ой, деревья куда-то побежали! А ты, Машенька, их держи, чтобы всё было в порядке – и деревья на месте остались, и дятел поработал – постучал клювиком»

Когда ребенок освоится с упражнением, можно его делать без предмета под ладошкой. Для упражнения можно использовать чистоговорки, данные выше. Или небольшие стихи для малышей:

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук!
Целый день в лесу стоит:
Тук-тук-тук!

Дятел, Дятел — Наш приятель
Дуб долбит, Как долотом.
Помоги нам, Дядя дятел,
Для скворцов Построить дом.

Что едят птицы зимой? Любимое зимнее лакомство

Наверное, ты очень любишь лакомиться сладкими конфетами? А еще какие лакомства ты любишь (пирожные, мороженое, зефир, мармелад? А ты знаешь, какое самое главное лакомство для дятлов и многих других лесных птиц зимой? Для них это угощение такая же радость как для нас с тобой целый пакет конфет! Что же это такое? (Выслушайте предположения малыша и предложите ему узнать ответ на этот вопрос из рассказа «Шишка» Николая Сладкова).

Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем — не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и «распаковывает» зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение! Все угощению рады — Шишкиным семенам.

А это- «кузница дятла», в которой он лакомится шишками. Затолкнет дятел шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Дятел – птичка аккуратная, все семена выклюет, не разбросает! А пустую шишку сбросит на землю, и за следующей полетит. За день дятел так может склевать 70 шишек! Если гуляешь в лесу и увидишь, что под деревом лежат чешуйки от шишки или целая куча пустых шишек, то значит, кузница дятла где-то рядом. «Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»- Раздается громкий стук. Дятел шишку шелушит. Съест семян – и будет сыт. А если в распотрошенных дятлом шишках что-то осталось, что другие птицы подбирают – целая столовая для птиц зимой! Вот что однажды приключилось с дятлом на его «кузнице».

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой (М.Пришвин).

  • Как бы ты назвал этот рассказ (напомните ребенку, что из названия должно быть понятно, о чем в нем говорится)?
  • Что делает дятел в своей мастерской — кузнице?
  • Какое горе было у дятла? Почему он не смог сразу сбросить старую шишку? Что он придумал?
  • Какой дятел в этом рассказе – похвали его.(Дятел умный, находчивый, смекалистый, деловой, бодрый, догадливый, трудолюбивый, сообразительный, изобретательный, старательный, работящий) Почему автор назвал его умным? Почему о дятле говорят, что он трудолюбивый и деловой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Речевая логическая задача

Вариант 1. Полезная ли птица дятел?

Отец с маленьким сыном идут по лесу, прислушиваются и присматриваются к лесной жизни. Вот рябчик прямо из-под ног выпорхнул, даже испугал. Вот птичка запела- заслушаешься. И вдруг… знакомый стук. Дятел! На одном дереве поработал, на другом, на третьем. Сын у отца и спрашивает: «Как же так? Говорят, что дятел - полезная птица, а он вон сколько деревьев испортил». (по Ю. Дмитриеву)

Вариант 2. Почему живая роща стала мертвой?

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Какую ошибку допустили эти мальчики, что они не знали? Почему этого мальчика назвали Жалейкиным? Что произойдет с лесом, если в нем исчезнут дятлы?

Сказки о птицах. Дятел

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: - Покою от тебя нет, дятел, - стучишь, стучишь!

Голова болит от твоего стука, - жалуется кедровка.

Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, - с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: - Как! Ты нас спасаешь? - Смотрите, какой хвастун! - Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь - птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: - Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: - Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: - Хвалю, приятель. Давай - стучи, стучи.

Тук-тук - хороший звук! - громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика (А. Тороев. Перевод с бурятского — И. Ким).

Вопросы для детей:

  • За что птицы ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Какие бывают дятлы? Познавательная сказка для детей

Оказывается, дятлы бывают разные. Предлагаю послушать познавательную сказку о дятле для детей Владимира Зотова.

Загадки о дятле

Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

  • По сосне, как в барабан,
    Застучал в лесу … (это загадка — обманка. Не баран и не кабан, а дятел!)
  • Кто в берете ярко-красном,
  • В черной курточке атласной?
  • На меня он не глядит,
  • Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот и закончилась наша встреча с дятлом на «Родной тропинке». Надеюсь, что она была интересной и познавательной для Вас и Ваших детей.

Презентация для детей «Дятел и другие зимующие птицы»

Картинки к этой статье в хорошем качестве и разрешении для занятий с детьми Вы можете бесплатно или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы». Смотрите раздел группы «Документы» под видеозаписями сообщества.

В следующих статьях Вы узнаете о других зимующих птицах, познакомитесь с новыми сказками и играми для малышей на эту тему.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта