Главная » Съедобные грибы » Где жил тютчев федор иванович. Биография Фёдора Тютчева

Где жил тютчев федор иванович. Биография Фёдора Тютчева

Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873), поэт. Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С.Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.

Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев проведет двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женится, здесь познакомится с философом Шеллингом и подружится с Г.Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829-30 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступает в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э.Дернберг) кладет конец его дипломатической службе. Подает в отставку и поселяется в Мюнхене, где проводит еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво ищет путей возвращения на службу.

В 1844 переезжает с семьей в Россию, а через полгода вновь зачисляется на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843-50 выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представляется ему "всеславянской" империей.

В 1848-49, захваченный событиями политической жизни, он пишет такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремится напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860-70 преобладают политические стихотворения и мелкие - "на случай" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.). Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует,
тем самым доказывает, что он не чувствует поэзию.

И.С. Тургенев

Детство

Ф.И. Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) в семье потомственного русского дворянина Ивана Николаевича Тютчева. В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи. Из троих детей мать поэта, урожденная Толстая, особо выделяла сына Федора. Необыкновенная одаренность его обнаружилась рано: на тринадцатом году он уже успешно переводил оды Горация, соревнуясь со своим первым учителем и другом, поэтом Семеном Егоровичем Раичем. Родители ничего не жалели для образования сына. Уже в детстве французский язык он знал до тонкостей и в дальнейшем пользовался им как родным.

Отрочество. Москва

Подростком Тютчев с родителями переехал в Москву. В столице будущий поэт начал посещать лекции по теории поэзии и истории русской словесности известного тогда поэта, критика и профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова. Упражнения в стихотворстве считались в то время естественной частью гуманитарного образования. Однако пробы пера Федора Тютчева обратили на себя внимание его наставников. В 1818 году его стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)» было прочитано Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности, что стало поэтическим дебютом четырнадцатилетнего поэта. К сожалению, текст этого стихотворения утрачен.

В 1919 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, куда уже два года ходил в качестве вольнослушателя.

В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в Государственную коллегию иностранных дел, находившуюся в Петербурге. На семейном совете было решено, что блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата. О поэзии всерьез никто не помышлял...

Служба на дипломатическом поприще. Знакомство с немецкими философами и поэтами

В середине 1822 года Тютчев поступил на дипломатическую службу и уехал в Германию. В Мюнхене молодой поэт жил напряженной духовной жизнью, ревностно изучая философию, увлекаясь романтическим искусством. Уже тогда он приобрел широкую известность как человек разносторонне образованный и необычайно остроумный. В Мюнхене близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шиллером и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Познакомившись в России с идеями Шеллинга, в Германии поэт мог общаться с самим философом, утверждавшим, что царство природы и царство духа (история) родственны друг другу и что понимание того и другого дается через созерцание и искусство. Философия Шеллинга оказала решающее влияние на мировоззрение Тютчева.

За границей (последние годы в Италии, в Турине) он пробыл в общей сложности двадцать два года. Не случайно среди первых произведений Тютчева так много переводов (особенно немецких поэтов). Вернувшись в Россию, Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, был цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Карьеры дипломата он не сделал, лишь в 1828 году ему дали место младшего секретаря при русской миссии. Сам Тютчев спустя годы признает, что служить он «не умел». Не просто не умел, но и не мог. По той простой причине, что был рожден поэтом, а не чиновником.

Публикации в «Современнике»

Увы, во время своего мюнхенского жития Тютчев не был известен как поэт ни среди своих соотечественников, ни за рубежом. Напечатанные в эти годы на родине в журнале Раича «Галатея», его стихи прошли незамеченными. Пока на них обращали внимание лишь близкие друзья Тютчева, а их было немного...

Наконец в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который, по свидетельству современников, «пришел в восторг». Пушкин в третьем номере своего журнала «Современник» поместил (неслыханное дело!) сразу шестнадцать стихотворений под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф.Т.». В следующем четвертом номере добавилось еще восемь стихотворений. Стихи Тютчева продолжали печататься в «Современнике» уже после гибели Пушкина вплоть до 1840 года. Эта публикация, которую можно считать событием в литературе того времени, прошла мимо сознания большинства соотечественников.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь стараниями друзей лирические шедевры его могли увидеть свет. По возвращении в Россию из Германии, в 40-х годах, Тютчев вовсе не печатался. И вдруг в 1850 году молодой поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привел двадцать четыре его старых стихотворения из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом! Четыре года спустя писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Федора Тютчева и тоже написал о нем похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за пятьдесят! В XIX веке случай едва ли не единственный.

Стихи о России

Поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с 20-х до 70-х годов, пришлась на время крупных политических событий в России и Западной Европе – бурных революционных потрясений. До конца дней оставалась у поэта надежда на Россию («В Россию можно только верить»), вера в ее исключительную историческую роль, мечта о ней как о стране, несущей миру начала единения и братства, мечта, покоящаяся теперь на доверии к народу. Тютчев, как Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, верил в особое нравственное сознание русского народа. Немало стихов Тютчева проникнуто горячей любовью к родине и народу.

Философская лирика

И все-таки наиболее глубокая связь Тютчева с эпохой, с ее горячими ключами сказалась не в откликах на социальные проблемы, а в философских раздумьях поэта о мироощущении современного ему человека. В русской литературе Тютчев принадлежит к поэзии мысли. Традиции ее были заложены еще в XVIII веке в философских одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Учитывал поэт и философскую лирику Пушкина. В лирике Тютчева человек сознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что над ним нет бога, что он один на один с природой – утрачена надежда на «сочувствие небес», на личное бессмертие. Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Это сознание порождало настроение пессимизма даже у сильных людей (например, у тургеневского Базарова). И Тютчев нередко скорбит по поводу недолговечности человеческого рода.

Стихотворения: «Любовь земли и прелесть года...», «Весенняя гроза», «Я помню время золотое...», «Так, в жизни есть мгновенья...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть в осени первоначальной...»

Лирика природы и ее связь с внутренним миром человека

Тютчев постоянно сравнивает человека с природой и часто, казалось бы, не в пользу первого: человек слаб, уязвим, он всегда в муках за прошлое, в тревогах о будущем – природа «знать не знает о былом», она живет всей полнотой сиюминутной, непосредственной жизни; человек раздвоен, противоречив – природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем». Но никто в русской поэзии так, как Тютчев, не ощущает единства мирового бытия.

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Так, человек у Тютчева мучается от того, что не способен реализовать себя вполне, от противоречия между замыслом и осуществлением его, чувством и словом.

Тютчев – признанный мастер лирического пейзажа. Но его пейзажные стихи трудно отделить от философских. У него нет чисто описательных зарисовок утра в горах или осеннего вечера, хотя есть стихи, носящие такие названия.

Двумя-тремя емкими штрихами он умеет создать пейзаж символический, выражающий одновременно и внутреннюю жизнь природы, и важное духовное состояние человека.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид...», «Поток сгустился и темнеет...», «Слезы людские, о слезы людские...»

Любовная лирика

Состояние влюбленности было для Тютчева столь же естественным, как и напряженные размышления над проблемами бытия. Обретя внутреннюю чистоту и ясность, оказывается, очень нелегко. В «освобожденной душе» обнаруживаются и хаотические, разрушительные силы – начала индивидуализма и эгоизма. Тютчев считал эгоизм болезнью века, и он испытывал на себе его отравляющее действие. Он писал об этом в цикле стихов, посвященных Елене Александровне Денисьевой – женщине, с которой его связывала долгая, страстная и «незаконная» любовь, перед которой он испытывал постоянную вину.

Четырнадцать лет длилась «последняя любовь» Тютчева. В 1864 году его возлюбленная умерла от чахотки. Тютчев винил в ее смерти себя одного: ведь он, не расставшись с семьей, поставил любимую женщину в двусмысленное положение. Аристократический круг, к которому принадлежала Денисьева, отвернулся от нее.

Стихи Тютчева, посвященные Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики и тем как бы вознаградили эту женщину за ее страдания.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
– Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о поразительных метаморфозах чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством, «роковым поединком». Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым. Все это не только декларируется, но и раскрывается характером героини – женщины редкого мужества и красоты, и удивительной исповедью поэта, который просит, как благодетеля, мучительной памяти о рано ушедшей подруге:

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне доставь по ней.

«Денисьевский цикл» Тютчева предваряет многими перипетиями философско-психологические романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Стихотворения: «К Н.», «Как ни бесилося злоречье...», «Не говори: меня он как и прежде любит...».

Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли, она захватывает звукописью, в которой слышны голоса самой жизни: ритмы и перебой ветра, волн, лесного шума, растревоженного человеческого сердца. В поэтическом стиле Тютчева сочетаются мотивы музыкальные, мелодические и приемы ораторские, риторические.

Строй его речи поражает соседством славянизмов, мифологических образов с непривычными неожиданными формами и словосочетаниями:

Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно.

Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в бесконечные возможности человека – и как отдельной личности, таящей в своей душе «целый мир», и как всего человечества, способного творить новую природу.

Литература

Л.М. Лотман. Ф.И. Тютчев.// История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 403–427.

Д.Н. Мурин. Русская литература 2-ой половины XIX века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. СПб.: Смио Пресс, 1998. С. 57–58.

Нина Сухова. Федор Иванович Тютчев // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 С. 505–514.

Г.К. Щенников. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 5–14.

Биографию поэта и творческие мотивы, мало кто знал, или, возможно, многие просто забыли.

Детство Федора Ивановича

Федор Тютчев родился в селе Овстуг, примерно в 30 километрах к северу от Брянска, в 1803 году. Деревня была расположена на берегу Мальчик воспитывался в семье, где говорили исключительно на французском. И не только в детские годы жизни Тютчева можно было заметить, что в основном он использует именно это язык. Его письма в подавляющем большинстве, статьи, написанные в последующие годы, и даже некоторые стихи - все на французском.

В возрасте двенадцати лет мальчик уже переводил Горация на русский, а первое стихотворение написал в шестнадцать. Те, кто знал его в детстве, отмечали у него быстрый ум, замечательную эрудицию и даже поэтический дар, которым уже обладал молодой Тютчев. Кратко говоря об образовании Федора Ивановича, можно отметить несколько основных этапов его обучения. В 1812 году Тютчев был поручен заботам семейного учителя Семена Раича. С 1819 по 1822 обучался в Московском университете. И уже в девятнадцатилетнем возрасте поступил на государственную службу в Управление иностранных дел Петербурга.

Карьера поэта, или Жизнь за границей

Конечно, важно знать, когда родился и умер Тютчев, но прежде всего, стоит поговорить о его жизни, карьере и творческом пути. Федор Иванович никогда не считал себя профессиональным поэтом. Он часто забывал тексты стихов в книгах. Иногда их находили уже после его кончины. И очень часто Тютчев не заботился о том, чтобы его произведения были опубликованы. У него и не было карьеры поэта. Именно поэтому поэзия Тютчева не имела такой популярности, как, например, Пушкина или Некрасова.

Он очень рано, еще молодым, в 1822 году, покинул Россию и жил преимущественно в Германии, потом немного в Италии, служил дипломатом. Все это время Федор Иванович достаточно мало в быту говорил на русском. Он непросто не был профессиональным поэтом, а даже русский язык использовал довольно редко. Федор Иванович был дипломатом, и с дипломатической карьерой была связана если не вся жизнь Тютчева, то очень значительный ее отрезок.

Известный политический публицист

Но карьерные достижения Федора Тютчева как дипломата не были слишком впечатляющими. В 1841 году он даже был отправлен в отставку и изгнан из ведомства иностранных дел. Значительные его достижения состояли в другом. Федор Иванович был человеком, способным общаться с интеллектуальными центрами по всей Европе, которого принимали на равных и в Англии, и в Германии, и во Франции главные политические мыслители того времени.

Тютчев был одним из самых влиятельных политических публицистов. Уже позже, в воспоминаниях людей, работавших в то время в военных и внешнеполитических ведомствах всех перечисленных стран, были ссылки на его статьи, которые публиковались в европейской прессе. Они говорили, что именно в них почувствовали толк в мировой истории и увидели очертания будущих войн Европы.

Не кадровый дипломат, а один из главных европейских исторических и политических мыслителей. Вот кем был незаметный Федор Иванович Тютчев. И об этом тоже необходимо знать. Так как это тоже часть биографии поэта. А не только сведения о том, когда родился и умер Тютчев.

Поэт и дипломат

Карьера Тютчева как поэта очень прерывиста. Еще до отъезда за границу он начинал печататься в журналах и альманахах. Но чаще всего Федор Иванович подписывался инициалами. Тютчев родился в 1803 году, а уже в 1822 году его писательская карьера оборвалась, и он надолго исчез из поля зрения российского читателя. Однако в 1836 случилось событие, которое во многом предопределило судьбу русской поэзии. В это время Александр Пушкин основал свой журнал "Современник".

Публикация в этом журнале удивительна. Здесь Федор Иванович сразу предстает как гениальный и выдающийся поэт. Но очень мало людей тогда поняли, что это поэзия Тютчева, дипломата, который живет за границей. Подлинная карьера Федора Тютчева как поэта началась в 1850 году.

Возвращение в Россию

Несмотря на то что долгие годы жизни Тютчева были связаны с заграницей, он, наконец, за несколько лет до 1850 года возвращается в Россию. Служит, занимает ряд высоких должностей. Федор Иванович был чиновником по особым поручениям при государе, работал в ведомстве иностранной цензуры.

И вот, в это время, все в том же журнале "Современник", где руководителем уже стал Некрасов и издаются очень известные личности того времени, появляется статья, где описывается творчество некоторых поэтов. В том числе и Федора Ивановича, а также расшифровываются его инициалы.

Наконец, после этой публикации в сознание российского читателя вошел новый поэт Федор Тютчев. А уже в 1854 году выходит сборник его стихов. Но его непрофессиональное отношение к поэзии продолжает сохраняться.

Несколько циклов, из которых состоит творчество поэта

Возвращаясь к стихам Федора Тютчева, следует отметить, что весь небольшой объем произведений этого поэта можно разделить на три равные доли. Это которые нечасто упоминают и не всегда читают вслух. Затем идут философские, которые наиболее известны, и их очень легко определить. В них в основном человек всегда остается наедине с природой.

А третий цикл получил название "Денисьевский", по фамилии гражданской супруги Федора Ивановича, матери троих его детей - Елены Александровны Денисьевой. Эти произведения оказали на русскую поэзию огромное влияние. Они были своеобразным лирическим дневником. В них очень часто речь шла о конкретном человеке. Эти стихи стали историей любви поэта к Елене Александровне.

Семейная история Тютчева, или Трагические события в судьбе поэта

Страстный роман с Денисьевой длился на протяжении четырнадцати лет. Закончился он страшным потрясением для поэта. Супруга умирает от туберкулеза в 1864. Последующие годы очень часто омрачаются трагическими событиями. Практически сразу после смерти Елены Александровны уходят из жизни их общие сын и дочь. Спустя год умирает мать Тютчева, в 1870 - Дмитрий, старший сын.

Возможно, на фоне этих событий, которые волной накрывали поэта, здоровье Федора Ивановича резко ухудшилось. И, наверное, здесь можно ответить на вопрос многих читателей о том, когда родился и умер Тютчев. Появившись на свет в 1803 году и прожив достаточно яркую и насыщенную жизнь, поэт скончался в 1873 от апоплексического удара.

Федор Иванович мыслит стихами

Самое удивительное свойство поэзии Федора Ивановича, это то, что ей присуще полное отождествление природы с человеком. Поэт Тютчев наделяет ее душой, чувствами и даже речью. Она полностью подобна человеку. Обращая внимание на многие фрагменты лирики Федора Ивановича, можно сделать вывод, что поэт очень часто употребляет грамматические формы слов или ударения, которые не очень привычны слуху простого читателя. Все дело в том, что Тютчев архаичен не только для современного времени, но и с точки зрения девятнадцатого столетия.

Жизнь Тютчева Федора Ивановича не была короткой, если сравнивать его с поэтами, рано ушедшими из жизни, такими как Пушкин или Лермонтов. Но, тем не менее, все написанные им лирические произведения, как правило, помещаются в одном томе. Но даже в этом есть глубокий смысл. Тютчев мыслит стихами, поэтому один и тот же образ или понятие проходят через разные произведения.

И разгадка лирики Федора Тютчева состоит в том, что читатель не может понять смысл того или иного слова, исходя только из одного стиха. Нужно прочесть несколько, где встречается это слово, и только тогда можно будет увидеть, как энергия значения нарастает и приходит к какому-то завершению. Тютчев не просто описывает природу, он как будто разрабатывает язык или само мышление на русском.

"Мыслящая" поэзия Федора Ивановича Тютчева преобразовала всю российскую культуру. Иван Сергеевич Тургенев однажды сказал, что о творчестве Федора Тютчева нельзя спорить. Потому что тот, кто не способен прочувствовать произведения этого автора, вообще не чувствует поэзию.

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Тютчев

Тютчев

ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803-1873) - один из крупнейших русских поэтов. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Получил уже в юности широкое гуманитарное, в частности литературное, образование (домашнее - под руководством Раича, затем в Московском ун-те), к-рое неустанно пополнял, живя за границей. В 1822 получил назначение чиновником русского посольства в Мюнхене. За границей (в Германии, Италии и др.) прожил 22 года, лишь изредка наезжая в Россию. Не будучи усердным чиновником, Т. медленно продвигался по службе, а в 1839 был отставлен от должности за проступок против дисциплины. В качестве очень образованного, умного и остроумного человека Т. пользовался большим успехом (как позднее в России) в среде мюнхенской интеллигенции и аристократии, был дружен с Шеллингом, Гейне (Т. стал первым переводчиком Гейне на русский язык). В 1844 Т. возвратился в Россию, был восстановлен в правах и званиях и до конца жизни служил в цензурном ведомстве.
Т. не был плодовит как поэт (его наследие - около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Т. обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском «Современнике» в 1836-1837. В дальнейшем ознакомлению с Т. значительно помогли статья Некрасова (в «Современнике», 1850) и первое собрание стихов, выпущенное в 1854 Тургеневым. Однако прижизненная известность Т. ограничивалась кругом литераторов и знатоков; широкую популярность его поэзия приобрела лишь с конца XIX в.
Как в России, так и в бытность за границей, Т. был связан с тем литературным направлением, к-рое, с одной стороны, ориентировалось на «архаистику», традиции XVIII в., с другой стороны, чуждаясь радикально-оппозиционного (французского, английского) романтизма, осваивало воздействия немецкой романтической поэзии и философии (кружок Раича, «любомудров», Погодин, Шевырев, И. Киреевский, В. Одоевский, Веневитинов и др.). Параллельно с русскими «консервативными романтиками», шеллингианцами, от умеренного либерализма 20-х гг. Т. к 40-м гг. эволюционировал в сторону славянофильства, панславизма, к православию, к «просвещенному консерватизму». Крушение полуфеодального порядка в Европе остро переживалось Т. Он живо чувствовал грозовые заряды революции в атмосфере капиталистического Запада, жил в напряженном ожидании «банкрутства целой цивилизации», ее «самоубийственного» конца в грядущем социальном катаклизме. Катастрофическое мироощущение свойственно и Т.-поэту и Т.-политику. Но у политика-Т. решительно перевешивал страх перед революцией, поиски спасения в реакционных утопиях об особом пути России, в «византийско-русской» неподвижности, в славянофильстве, стремившемся затормозить капиталистическое развитие в России и во всей славянской Европе. Романтические искания «народной души» привели Т. к утверждению христианского смирения, терпения и самоотвержения, как основы «русской души». Эти «русские устои» Т. противополагал тому «апофеозу человеческого Я», «самовластию человеческого Я, возведенному в политическое и общественное право», к-рые составляли для Т. принцип буржуазных революций Запада. Идеи охранительной и панславянской «миссии» России, отвечавшие международной политике Николая I, Т. излагал как в статьях «Россия и революция», «Папство и римский вопрос» (1848-1849), так и в художественно-слабых политических стихотворениях на случай. С классово-ограниченными реакционными утопиями Т. перекликались в дальнейшем подобные же построения Данилевского, Достоевского, Вл. Соловьева, славянофилов. Но не этот круг политических идей определял значимость Т.-поэта. Значительность поэзии Т. коренилась в том, что он живо и чутко ощущал бурление подспудных взрывчатых сил под «блистательным покровом» буржуазной государственности и культуры Запада, что он жил в предвидении грандиозного социального переворота, «страшного суда» над современным ему миром. Свои социальные переживания Т. переключал гл. обр. в план натурфилософских умозрений, навеянных романтической философией Шеллинга (особенно «Разысканиями о сущности человеческой свободы», 1809). В некоторых стихах сам Т. приоткрывал связь между своими космическими и социальными темами («Как птичка раннею зарей», «Бессонница»); в замечательном стихотворении «Цицерон» он слагает гимн критическим эпохам истории, когда в грозе и буре решаются и прозреваются судьбы человечества («Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые»). Поэзия Т. впитала в себя и то лучшее, прогрессивное, что заключалось в догегелевской философии объективного идеализма. Лаконические стихи Тютчева заключают в себе необычайно концентрированное выражение глубокой философской мысли, выступающей не в виде голой рефлексии и сухих понятий, но растворенной в животрепещущих образах и эмоциях. Поэзия Т. содержит субъективистские элементы, свойственные романтикам. Таковы напр. мотивы замкнутости, изолированности личности, невыразимости внутренней жизни индивидуума («Silentium») или же выдвижение субъективных элементов в процессе восприятия («Вчера в мечтах обвороженных»). Однако не эти моменты определяют основную направленность и своеобразие поэзии Т. Поэт стремится передать не свои особенные, индивидуальные переживания или произвольные фантазии, но постичь глубины объективного бытия, положение человека в мире, взаимоотношения субъекта и объекта и т. д. Психологические состояния, личные душевные движения Т. дает как проявления жизни мирового целого. В духе романтизма Т. изображает постижение поэтом сущности бытия за призрачными явлениями как «пророческое» сверхрассудочное озарение - интуицию («Проблеск», «Видение»). Также в соответствии с поэтикой романтизма Т. излагает свои «прозрения» на языке нового мифотворчества, устраняя старую, чисто декоративную мифологию классицизма. Вместо метонимического (сжатого) описания, господствовавшего в ампирной поэзии «пушкинской плеяды», у Тютчева основа поэтического языка - сгущенная метафора.
Космос, «дневной» мир ограниченных, твердых форм сознания, оформленного индивидуального бытия, у Т. - лишь остров, окруженный безликой, хаотической стихией «ночи», бессознательного, беспредельного, из к-рого все возникло и к-рое угрожает все поглотить. Эта постоянная угроза бытию вызывает у Т. острое ощущение хрупкости, неповторимости, мимолетности всех форм, сочувствие всему увядающему, закатывающемуся. Но Т. не ограничивается пониманием «хаоса» как зла, небытия; в нем сказывается то «тайное тяготение к хаосу, борющемуся всегда за новые поражающие формы», к-рое Ф. Шлегель считал отличительным свойством романтизма.
У Т. нет статики, отрешенности от борьбы, нет христианской идиллии, как у иных романтиков вроде позднего Жуковского. Мировая жизнь видится Т. «Среди громов, среди огней, / Среди клокочущих зыбей, / В стихийном, пламенном раздоре», в напряженной борьбе противоположных сил, в единстве противоположностей «как бы двойного бытия», в непрерывной смене. И Т. слагает пламенные, неистовые гимны «животворному океану», неустанным превращениям бурной стихии, все созидающей, все поглощающей. Хаос, отрицание вводится Тютчевым как необходимая, действенная сила мирового процесса. Вместо эстетики прекрасного, гармонического, завершенного, у Т. - эстетика возвышенного, динамического, грандиозного, даже ужасающего, эстетика борьбы, мятежных порывов, гигантских стихийных сил. Наличие «хаотического», «отрицания» в изображении Т. придает явлениям особую жизненность, свободу и силу. Противоположности переходят друг в друга, перекрещиваются в различных измерениях. Добро переходит в зло; любовь раскрывается как «поединок роковой» и приводит к гибели любящего; «жизни преизбыток» порождает влечение к самоуничтожению; личность, страшащаяся хаоса в мире, в то же время носит хаос в себе как «наследье родовое»; индивидуум страстно самоутверждается, но одновременно хочет «вкусить уничтоженья» и с «беспредельным жаждет слиться»; первооснова бытия - это и мрачная «всепоглощающая бездна», и «животворный океан». В особенности обостряется диалектика Т. на проблеме отношений индивидуума, «я», и мирового целого. В борьбе с индивидуализмом буржуазной культуры Т. развенчивает личность, которая есть лишь «игра и жертва жизни частной»; индивидуальное бытие иллюзорно, в нем дисгармония и зло; поэтому Т. призывает индивидуум к самоотречению, растворению в целом. В условиях русской жизни эти мотивы звучали реакционно. Но в то же время в самом Т. был жив тот «принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства», против к-рого он восставал; с крайней силой и сочувствием Т. раскрывает трагизм индивидуального бытия, субъективно законные претензии индивидуума (чей «неправый праведен упрек»), «души отчаянный протест», мятежный голос человеческой личности в согласном «общем хоре» равнодушной природы.
Диалектика Т. сокрушает часто те самые идеалистические «ценности», метафизические основы, на к-рые он хочет опереться. Лозунг христианского смирения уничтожается всем духом его бурно мятущейся поэзии. Христианскому теизму противостоит его пантеизм или панпсихизм, к-рый оказывается лишь одеянием «стыдливого атеиста». Т. полон неверия в бессмертие души («По дороге во Вщиж» и др.), в бога («И нет в творении творца, / И смысла нет в мольбе» и т. д.), он иронически относится к религии («И гроб опущен уж в могилу», «Я лютеран люблю богослуженье», письма), с самоуничтожающей иронией говорит Шеллингу о необходимости «преклониться перед безумием креста или все отрицать». Сверхчувственная интуиция оказывается немощной («Анненковой» и др.), безумием, а пророк - юродивым («Безумие»). Т. внес в поэзию элементы диалектического постижения действительности, но он оставался в кругу идей шеллингианской, догегелевской философии; его поэзия не знает «снятия» противоречий в высшем единстве, ей чужда идея развития; вскрываемые Т. противоречия (космоса и хаоса, макрокосма и микрокосма, субъекта и объекта и т. д.) остаются неразрешенными во всем их трагизме.
В поэзии Т. заключается переход от барокковой поэзии XVIII в. к романтизму, диалектическому идеализму. Направленность поэзии Т. решительно отлична от пушкинского движения к реализму. Наиболее близкие аналогии Т. дает философская поэзия Шевырева, отчасти Хомякова, Вяземского. Т. ориентировался на Державина, с к-рым его сближает натурфилософская тематика, мотивы ночи, угрожающие блистательному дню, установка на всеобщность, барокковая роскошь образов и метафор, грандиозность, возвышенная патетика ораторской проповеди, «витийственной» оды, пышная звукопись и т. д. Но Т. отбрасывает все эпические элементы оды XVIII в., дает лишь сгусток многозначительных образов, насыщенных философской мыслью и отлитых в форму сжатого, блещущего афоризмами, стихотворения. В то же время ораторские построения и интонации Т. соединяет с музыкальностью Жуковского, создает стих, одновременно величавый, стремительный и плавный, ритмически необычайно богатый и утонченный. Т. широко применяет архаистическую лексику и вообще стилистику XVIII в., но последняя становится для него в значительной мере способом романтической свободы выражения: свободная расстановка ударений (Зе`фир, по`рхай), слов (трудные инверсии вроде «в пророческих тревожат боги снах»), свободные согласования («сквозь слез», «свидетель быв»), переосмысления («колесница мироздания открыто катится»), опущение гласных (стебль). Та же романтическая вольность индивидуального выражения проявляется в построении стиха у Т.: асимметрия нетождественных строф, свободное чередование стихов с разным числом стоп, с различными метрами, введение дольников в духе Гейне и т. д. Композиция стихотворений Т. отражает также характер их содержания. Она является обычно двухчастной, развертывается в два параллельных плана; при этом обнаруживается или тождество обоих рядов («В душном воздухе молчанье», «Фонтан»), или противоположность («День и ночь», «Яркий снег сиял в долине»), или происходит метаморфоза явлений, переживания, переход в противоположность («Венеция», «Твой милый взор»). Влияние поэзии Т. на русскую литературу в XIX в. было невелико. Большое воздействие как своим содержанием, так и своей формой она оказала на философскую лирику позднего Фета и особенно на символистов - Брюсова, Вяч. Иванова, Сологуба и др. Библиография:

I. Стихотворения, СПБ, 1854 (в журн. «Современник», СПБ, 1854, т. XLIV, кн. 3, и т. XLV, кн. 5 и отдельно; первое прижизненное собр. стихов поэта; ред. издания был И. С. Тургенев); Стихотворения, М., 1868 (второе прижизненное изд.; ред. И. С. Аксакова при участии П. И. Бартенева); Стихотворения. Новое издание... (Изд. «Русск. архива»), М., 1883; то же, М., 1886; Стихотворения. Изд. «Русск. архива», М., 1899; Сочинения. Стихотворения и политические статьи, СПБ, 1886; то же, 2 изд., испр. и доп., СПБ, 1900; Полное собрание сочинений. Под редакцией П. В. Быкова, изд. А. Ф. Маркс, кн. 1-3, СПБ, 1913 (прилож. к журн. «Нива»; с критико-биографическим очерком, написанным В. Я. Брюсовым); Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф. И. Тютчева. Предисловие Г. Чулкова, издание «Костры», М., 1922; Избранные стихотворения. Ред., биография и примеч. Г. Чулкова, Гиз, М. - П., 1923; Новые стихотворения. Ред. и примеч. Г. Чулкова, изд. «Круг», М. - Л., 1926; Полное собрание стихотворений. Ред. и комментарии Г. Чулкова. Вступ. статья Д. Д. Благого. Тт. I-II. Изд. «Academia», М. - Л., 1933-1934; Стихотворения. Ред., биографич. очерк и примеч. Г. Чулкова. ГИХЛ, М., 1935; Стихотворения. Общ. ред. и вступ. ст. В. Гиппиуса, изд. «Советский писатель» (Л.), 1936 (в серии: Библиотека поэта, малая серия, № 37); Письма Т. ко второй жене, «Старина и новизна», 1914, XVIII, 1915, XIX, 1916, XXI, 1917, XXII.

II. Некрасов, Русские второстепенные поэты, «Современник», 1850, XIX; Т(ургенев) И., Несколько слов о стихотворениях Тютчева, «Современник», СПБ, 1854, т. XLIV, кн. 4; Фет А., О стихотворениях Ф. Тютчева, «Русское слово», СПБ, 1859, февр.; Аксаков И. С., Биография Федора Ивановича Тютчева, М., 1886 (первонач. в журн. «Русский архив», М., 1874, кн. 2); Брюсов В., Ф. И. Тютчев, Летопись его жизни, «Русский архив», М., 1903, №№ 11 и 12; 1906, № 10; Его же, Легенда о Тютчеве, «Новый путь», СПБ, 1903, ноябрь; Мельшин Л. (П. Ф. Гриневич), Очерки русской поэзии, СПБ, 1904 (ст. «На высоте»); Брандт Р. Ф., Материалы для исследования «Федор Иванович Тютчев и его поэзия», «Известия Отделения русск. яз. и слов. Акад. наук», СПБ, 1911, т. XVI, кн. 2 и 3; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы, (Л.), 1929 (ст. «Пушкин и Тютчев», «Вопрос о Тютчеве»); Тютчев, Сборник статей. Сост. А. Тиняков. Под редакцией А. Волынского, СПБ, 1922 (статьи Некрасова, Тургенева, Фета, И. Аксакова, В. Соловьева, А. Волынского, Горнфельда, Саводника, Брюсова, Дарского); Тютчевский сборник (1873-1923), П., 1923 (статьи Г. Чулкова, П. Быкова, Б. Томашевского, Ю. Тынянова, Д. Благого); Благой Д. Д., Тургенев - редактор Тютчева, в кн.: Тургенев и его время, Первый сб. Под редакцией Н. Л. Бродского, М. - П., 1923; Ф. И. Тютчев в письмах к Е. К. Богдановой и С. П. Фролову (1866-1871). С предисл. и примеч. Е. П. Казанович, Л., 1926; Урания. Тютчевский альманах. Под редакцией Е. П. Казанович, Л., 1928 (ст. Л. Пумпянского, Г. Чулкова, К. Пигарева, Е. Казанович, Д. Благого, С. Дурылина и ряд новых публикаций писем поэта); Мурановский сборник. Вып. 1, (М.), 1928 (статьи Г. Чулкова, К. Пигарева, Д. Благого и ряд публикаций писем Т.); Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, изд. «Academia», М. - Л., 1933; Сб. «Звенья», I, II, III-IV, М. - Л., 1932-1934 (статьи, материалы и публикации новых текстов поэта К. Пигарева, Г. Чулкова, Е. Казанович); Бриксман М., Ф. И. Тютчев в Комитете цензуры иностранной, в сб.: Литературное наследство, кн. 19-21, М., 1935; Пигарев К., Ф. И. Тютчев и проблемы внешней политики царской России, там же; Его же, Судьба литературного наследства Ф. И. Тютчева, там же; Благой Д., Три века, 1933; «Русские поэты - современники Пушкина», 1937 (очерк Вольпе).

III. Благой Д., Библиография о Ф. И. Тютчеве (1819-1923 гг.), в кн.: Тютчевский сборник, П., 1923; Б(лагой) Д., Тютчевиана за 1923-1928 гг. - в кн. «Урания», Тютчевский альманах, Л., 1928. Новейшую библиографию см. в кн.: Стихотворения Т., ГИХЛ, 1935.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Тю́тчев

Фёдор Иванович (1803, с. Овстуг Орловской губ., ныне Брянской обл. – 1873, Царское Село), русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1819–21 гг. обучался на словесном отделении Московского ун-та. По окончании курса был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-37) и Турине (1837-39). Начал писать стихи с 14 лет под влиянием Г. Р. Державина, В. А. Жуковского. Не считал себя профессиональным поэтом, печатался редко и долгое время был в России практически неизвестен. В 1836 г. А. С. Пушкин напечатал в журнале «Современник» 16 стихотворений Тютчева, в т. ч. «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер». Вернувшись в Россию (1844), Тютчев с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

Наряду с Е. А. Баратынским Тютчев – важнейший представитель русской философской лирики 19 в. Творчество Тютчева принято делить на раннее (1820-44) и позднее (1848-73). В первый заграничный период творчества Тютчев находился под влиянием поэзии Ф. Шиллера и И. В. Гёте, а также идей натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Тютчев видит природу и человека как единство двух противоположных начал: космического и хаотического, дня и ночи, земного и небесного. Мир находится в постоянном столкновении противоборствующих сил, и человек обречён на «безнадёжную», «неравную» борьбу с природой и роком. Природа для Тютчева – самотворящее божество, таинственная стихия, наделённая «душой», «любовью», «свободой», «языком» (пантеизм). Для такого истолкования природы Тютчев переходит от языка метафор на язык мифа: в «Весенней грозе» все явления грозы возводятся к мифу, а в «Вешних водах» приход весны изображается как приход мифического существа. Человек, обладая самостоятельным сознанием, отделился от стихийной жизни природы и тем самым выпал из её «общего хора», навсегда лишившись полноты бытия. Его жизнь и свобода «призрачны» по сравнению с природным бытием. Воссоединиться с природой человек может в страстном, хаотическом порыве, который уничтожит границы его индивидуальности и растворит его в океане вселенной. Но ценой уничтожения своего «я» человек приходит к переживанию «высшего мига» бытия («Тени сизые смесились…», «Как над остывшею золой…»). Фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с воспеванием тех, кто осмеливается принять трагизм своего существования в мире: «Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец!» («Два голоса», 1850). Поэтому особенно часто Тютчев изображает бури и грозы в природе и человеческой душе. Лирика Тютчева всегда проникнута страстной, напряжённой мыслью и острым чувством трагизма жизни. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В 1840-50-е гг. на фоне революционных событий в Европе политические взгляды Тютчева становятся всё более консервативными и приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия призвана объединить все славянские народы и является оплотом против либерального Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утёс», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Духовную сущность России Тютчев толкует как загадку: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Противник революций, Тютчев испытывал острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений («Цицерон», 1836). В самом себе он ощущает «страшное раздвоенье» между верой и неверием, христианством и пантеизмом – «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство современного человека («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855). Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них русским национальным колоритом. В 1850-60-х гг. Тютчев создаёт цикл любовных стихотворений, поводом для которых послужил его роман с подругой его старшей дочери Е. А. Денисьевой, трагичный из-за его скандальной огласки. В «денисьевском цикле» (1851-65) впервые в русской литературе коснулся мистических, загадочных и страшных глубин эроса. Тютчев понимает любовь как иррациональную страсть, опустошающую душу, «поединок роковой» двух сердец, неизбежно гибельный для одного из них: «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Я очи знал, – о, эти очи!», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.».
При жизни Тютчев был известен в узких литературных кругах; его поэзию ценили Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, а Ф. М. Достоевский во многом опирался на его метафизику любви. Настоящее признание Тютчев получил в эпоху русского «серебряного века» . Для символистов Тютчев становится вторым классиком русской поэзии после А. С. Пушкина и родоначальником символизма .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта