Главная » Несъедобные грибы » Каким предстает перед вами купец калашников. Докажите, что купец Калашников обладает чертами русского национального характера (по поэме М.Ю

Каким предстает перед вами купец калашников. Докажите, что купец Калашников обладает чертами русского национального характера (по поэме М.Ю

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  • Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  • Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  • Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  • Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  • Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  • Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  • Почему «Песня про царя Ивана Васильеви-ча…» обычно называют поэмой?
  • Поэма — один из жанров лиро-эпиче-ского рода литературы, стихотворное сю-жетное повествование. В основе лириче-ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови-ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  • Как вы объясните такое длинное и обсто-ятельное название этого произведения?
  • В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока-зывает влияние этих персонажей на судь-бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз-ни, характерные для российского купече-ства.

  • В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  • Иван Грозный воплощает идею деспо-тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве-щенным» государем Николаем I. Столк-новение Кирибеевича и Калашникова вы-ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част-ного человека и всей государственной ма-шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид-чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво-ленности приближенных царя.

  • Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи-лог?
  • Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Своеобразной экспозицией можно на-звать зачин поэмы.

  • Как проявилась в поэме связь с фолькло-ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую-щие художественные приемы фольклора.
  • Произведение написано в особом жан-ре — песни. Лермонтов стремился при-близить поэму к эпическим фольклор-ным сказаниям. Гусляры играют важней-шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен-ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ-ные.

    Художественная структура поэмы при-ближает ее к произведениям устного на-родного творчества: традиционные эпите-ты (вино сладкое заморское, очи зор-кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру-сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо-дит плавно — будто лебедушка, мол-вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак-сических повторов и прямого и отрица-тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

  • Сравните образ Ивана Грозного в историче-ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  • В народных песнях образ Ивана Грозно-го идеализируется, в них воплотилась ве-ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста-ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер-монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи-талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст-вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа-лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  • Подготовьте чтение наизусть одного из важ-нейших эпизодов поэмы.
  • Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз-говор Калашникова с Иваном Грозным.

  • Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ-но передал атмосферу поэмы?
  • Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро-вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают-ся выразительностью характеристик пер-сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху-дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю-страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре-пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на-чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били-бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов-ке образов произведения Лермонтова.

  • На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру-бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  • Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов-ливают такой выбор.

  • События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
  • Вы знаете, что события этих произведе-ний относятся примерно к одному време-ни — XVI-XVII векам. Но это обсто-ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос-тается общее представление о средневе-ковье с его бытом, нравами, системой от-ношений. Однако ощущение встречи с ге-роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче-ские судьбы и сильные характеры.

  • В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс-того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со-здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  • В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко-торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч-нине, в «Василии Шибанове» — жесто-кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по-казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  • Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  • Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  • Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  • Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  • Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  • Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  • Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе-ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

    Подробное решение Страница / Часть 1 26-48стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

    ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

    1.Каково ваше первое впечатление от «Песни про царя Ивана Васильевича...»? Какие чувства она вызвала? Кто из героев вам более симпатичен?

    Поэма очень понравилась. Она увлекательная, интересно читать, так как не знаешь, что случится дальше. Было очень жаль жену Калашникова Алёну Дмитриевну и его самого. Эти герои очень понравились.

    2.Почему Лермонтов назвал своё произведение песней? Чем она близка устному народному творчеству? Кто в ней ведёт повествование?

    Поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям, поэтом у песня – ее как бы исполняют старинные музыканты. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи "Песни.. ", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою честь, стал фактом народной истории.

    3.Как построена «Песня про царя Ивана Васильевича...», из каких частей состоит?

    «Песня…» состоит из вступления, трех частей (как бы из трех куплетов), а так же в виде припева идет повтор «Ай, ребята, пойте - только гусли стройте….» после каждой части. Структура напоминает структуру песни, так и кажется, что слышишь звон гуслей.

    4.Какие картины русской жизни XVI века нашли отражение в произведении? Что вы узнали о быте, нравах, взаимоотношениях людей той эпохи? (Вспомните или перечитайте сцены пира в царских палатах; кулачного боя у Москвы- реки; купеческой жизни в Замоскворечье.) Как дополняет картину нравов той поры рассказ Алёны Дмитревны о Кирибеевиче?

    Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. Все это живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)

    Здесь отражены такие картины русской жизни, как пирование в светлице с царем, занятия и развлечения бояр в те времена, жизнь купцов и их занятия, товары, особое внимание уделяется традиции кулачных боёв на Москве-реке, во время которых можно было и умереть.

    В те времена для замужней женщины, которой являлась Алёна Дмитреевна, были сродни публичному унижению и лишению достоинства, так как охваченный любовью и потерявший голову Кирибеевич на улице набросился на женщину и стал к ней приставать прилюдно, что было грубо, безнравственно.

    5.Вы заметили, что Лермонтов как бы противопоставляет в «Песне про царя Ивана Васильевича...» двух «удалых добрых молодцев» - опричника Кирибеевича и купца Калашникова, - предлагая читателю задуматься над тем, что определяет ценность и значимость человека. Попробуйте, сопоставляя этих двух персонажей, понять, какие нравственные идеалы отстаивает автор, в чём главная мысль его произведения.

    Что помогает понять в характерах героев их внешность?

    Каково отношение героев к Алёне Дмитревне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?

    Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок? О чём говорят их речи, обращённые друг к другу? Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников - всему народу русскому?

    Как характеризует героев их отношение к царю Ивану Грозному? (Для уточнения ответа на этот вопрос прочитайте по ролям 2 диалога: Кирибеевича с царём на пиру; Калашникова с царём после поединка.)

    Перед чтением подумайте над вопросами (исполнительский анализ):

    В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?

    В чём они хотят убедить царя?

    Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?

    В чём убеждают вас эти диалоги?

    Попробуйте найти для себя нужную интонацию чтения слов каждого персонажа, определите темп чтения.

    Разметьте карандашом паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса.

    Постарайтесь передать при чтении своё отношение к героям.

    Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

    Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.

    Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.

    Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:

    «Хочешь золота али жемчугу?

    Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

    Как царицу я наряжу тебя,

    Станут все тебе завидовать…»

    Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.

    Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.

    Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:

    «Присмирели, небось, призадумались!

    Так и быть, обещаюсь, для праздника,

    Отпущу живого с покаянием,

    Лишь потешу царя нашего батюшку».

    Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:

    «Ты поведай мне, добрый молодец,

    Каким именем прозываешься?

    Чтобы знать, по ком панихиду служить,

    Чтобы было чем и похвастаться».

    В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

    Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.

    Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:

    «Поклонился прежде царю грозному,

    После белому Кремлю да святым церквям,

    А потом всему народу русскому…»

    На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:

    «И жил я по закону Господнему:

    Не позорил я чужой жены,

    Не разбойничал ночью темною,

    Не таился от свету небесного…

    К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -

    Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

    Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

    Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.

    Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

    6.Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается?! Меняется ли это отношение на протяжении «Песни...»? О чём это свидетельствует? Совпадает ли авторское отношение к героям с мнением гусляров?

    Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет? Сравните концовку произведения Лермонтова со словами из народной песни о Степане Разине, в которой содержится его завещание:

    Схороните меня, братцы, между трёх дорог:

    Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской;

    В головах моих поставьте животворный крест,

    Во ногах моих положите саблю вострую.

    Буде старый человек пойдёт - помолится...

    Буде млад человек пойдёт - в гусли наиграется...

    Что вам помогает понять такое сопоставление?

    Вначале создается впечатление, что гусляры расхваливают опричника за его удаль и богатырскую силу, однако по течению повествования, мы узнаем истинный характер Кирибеевича. Хотя так же чувствуется, что ему стыдно за свой поступок в финале песни.

    Гусляры прославляют Калашникова и правдиво показывают нрав и поступки Кирибевича, который поддавшись страсти, совершил морально низкий проступок.

    В словах Алёны Дмитреевны он:

    «Поцалуи его окаянные»

    «Опозорил он, осрамил меня»

    «в руках у разбойника»

    Вот как реагирует Кирибеевич на появление Калашникова в кулачном бою:

    «Побледнел в лице, как осенний снег,

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз….»

    Думаем, что отношения автора и гусляров совпадает. Опричник умирает от сильного удара купца Калашникова, оставляя после себя не добрую память, благородным человеком, мужем, братом гибнет казненный своевольным царем Калашников. В "Песни..." перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства. Этим можно объяснить концовку произведения, похожую на народную песню о Степане Разине (Кстати, Калашникова так же звали Степаном), подчеркивая, что Калашников не зря погиб, он стал народным героем, достойным «Песни…»

    7.Литературный критик В. Г. Белинский дал следующие ха-рактеристики героям «Песни...»:

    Определите, о ком говорится в каждом отрывке. Согласны ли вы с мнением Белинского? Совпадает ли оно с авторским? Помогли ли вам данные слова увидеть в героях что-то новое?

    «...Какая сильная, могучая натура! Её страсть - лава, её горесть тяжела и трудна: это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления!

    Любовь [его] - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!..»

    Речь идет о опричнике Кирибеевиче.

    «...это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...»

    Имеется ввиду купец Калашников.

    С мнением Белинского согласны. Оно совпадает с авторским отношением, это видно поп поступкам этих двух героев. Было интересно узнать такие детали к чертам характеров главных героев.

    8.Какое значение для понимания замысла автора «Песни...» имеет образ царя Ивана Васильевича? Понаблюдайте по тексту поэмы, каким его рисуют гусляры: грозным, жестоким, деспотичным или мудрым, справедливым, великодушным? Какие для этого используются эпитеты, сравнения, выразительные детали?

    Царь Иван Васильевич Грозный - одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Грозного осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу. Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Царь представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он - хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибеевич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. Правда царя и правда народа разошлись.

    9.О чём заставила вас задуматься «Песня...»?

    Эта поэма заставила задуматься о том, что нужно отвечать за свои поступки.

    10.Рассмотрите репродукции иллюстраций к поэме и рисунки В. Васнецова (см. форзац I учебного пособия; с. 27, 43). Близки ли они замыслу автора «Песни...»? Помогли ли они вам лучше понять произведение?

    Репродукции иллюстраций к поэме довольно близки замыслу, отражают основные сцены из поэмы: бой Калашникова и опричника, а так же прощание перед казнью Калашникова с братьями. Эти иллюстрации хорошо помогают конкретизировать представленные в мыслях образы главных героев.

    Калашников Кирибеевич
    Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын»
    Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником.
    Семейный быт Степан Парамонович был женат на Анне Дмитриевне. Очень любил свою жену, своих детей, родителей и братьев. Кирибеевич не имел семьи, на протяжении всего произведения не было указано ни на родственников, ни на друзей.
    Отношение к вольности действий Купец Степан Калашников был волен в своих чувствах и действиях, подчинялся только канонам религии и наставлениям царя. Кирибеевич не знал, что такое воля. Всю свою жизнь он служит рабом-военным у царя Ивана Грозного.
    Физические характеристики героев Исходя из произведения, Калашников был мужчиной статным, высоким, сильным, широкоплечим. Кирибеевич, как и купец, был очень сильным, имел богатырское телосложение.
    Честь и достоинство Честь и достоинства для Калашникова были святыми вещами.. Хотя поэт не рассказывает об этом в поэме, по тексту видно, что честь и достоинства были все же знакомы Кирибеевичу, ведь он вышел на бой с купцом.
    Как герои относятся к Ивану Грозному Купец, как и большинство высших сословий того времени, уважал царя. Кирибеевич любил и уважал царя, однако не погнушался и обманул его для достижения своей цели.
    Как Иван Грозный оценивал героев Иван IV уважал купца за его речь после боя, пообещал позаботиться о его семье и позволил попрощаться с родными перед смертью. Иван Грозный искренне любил Кирибеевича. В тексте указывается, что царь называл дружинника «лучшим своим воином».
    Человеческие чувства Для купца Степана Парамоновича вся жизнь была понятна и ясна. Он вел себя спокойно, уравновешенно, храбро вышел на поле боя, защищая честь любимой семьи. Кирибеевич был очень одинок в своей безвольной трагичной жизни. Ему хотелось свободы, а единственное светлое чувство он испытал порочно, к замужней даме.
    Желание похвастаться Хвастовство для Калашникова - неприемлемо. Он молча делал свою работу, и так же безмолвно шел на бой. Дружинник Кирибеевич не гнушался хвастовством: он хвастался Анне Дмитриевне, что может сделать для нее все, что угодно, и хвастался перед боем, что может убить любого на своем пути.
    Вера в судьбу Купец Калашников искренне верил, что судьба заранее предрешена, а потому спокойно относился ко всему происходящему, принимая это за должное. Кирибеевич был уверен, что сам является творцом своей судьбы, хотя на деле - не смог избежать даже собственной кончины.
    Окончание жизни героев Калашников погиб на плахе при царском дворе. Был похоронен с почестями, по христианским обычаям. Кирибеевич был убит в бою с купцом. О его погребении М. Ю. Лермонтов не говорит ни слова.

    2 версия таблицы

    Калашников Кирибеевич
    Положение в поэме Степан Парамонович выступил в поэме в качестве положительного, оскорбленного героя. Кирибеевич - отрицательный персонаж. Даже сам автор не дает ему полного имени, а называл его в поэме «басурманским сыном».
    Социальное положение Калашников был купцом, занимался торговлей в собственной лавке. Кирибеевич был дружинником царя Ивана IV, Грозного, служил защитником отечества.
    Отношение к семье Купец был женат, очень любил свою жену, детей и братьев. Для него семья - это самое главное, святое в жизни. Дружинник был одинок. Ничего не знал о собственной семье, родственников не имел. Понимание семьи, как ячейки общества - отсутствует.
    Вольность действий Калашников был вольным, однако следовал законам царя и религии. Вся жизнь Кирибеевича - рабство у Ивана Грозного. Воли не знал, но в душе дружинник мечтал о свободе.
    Физические качества М. Ю. Лермонтов описывает Калашникова, как храброго, сильного, широкоплечего мужчину. Кирибеевич, исходя из описания автора, силен, имеет богатырское телосложение и сильный удар.
    Отношение к чести и достоинству Для Калашникова честь и достоинство - два главных критерия. За защиту оных купец был готов на все, в том числе и на смерть. М. Ю. Лермонтов умалчивает отношение Кирибеевича к этим качествам, однако дружинник вышел на бой, а, следовательно - был готов защищать свою честь.
    Отношение к царю Калашников уважал царя Ивана Грозного, почитал его и готов был держать перед ним ответ. Как могло показаться, Кирибеевич любил Ивана IV, поклонялся ему и честно служил. Однако, дружинник не уважал царя, так как соврал ему насчет Анны Дмитриевны и взял царский перстень ей в подарок.
    Отношение царя к героям В конце поэмы указывается, что Иван Грозный с уважением отнесся к поступку купца, хотя даже не знал толком, из-за чего произошел бой. Кирибеевича царь искренне любил, считал его своим лучшим воином, а потому был готов отомстить за его смерть.
    Человеческие чувства Калашников был спокойным, уравновешенным, любящим мужем и талантливым купцом. Жена его любила, но боялась его немилости. Кирибеевич был одиноким воином, порочно влюбившимся в замужнюю Анну Дмитриевну. В поэме указывается, что он постоянно о чем-то думал, грустил, а но поле боя, при виде купца - немного струсил.
    Хвастовство Как видно из произведения, Калашников не любил хвастаться. Скорее, наоборот: он был готов отдать свою жизнь молча, чтоб только никто не знал про его геройский поступок по отношению к семье. Кирибеевич же, напротив, проявил интерес к хвастовству: он указывал Анне Дмитриевне на то, что может сделать для нее все, что угодно. На поле боя дружинник так же хвастался, что убьет любого, кто встанет у него на пути.
    Отношение к судьбе Калашников был религиозным, а потому верил, что «чему быть, того не миновать». Кирибевич был уверен, что сам является хозяином своей судьбы, несмотря на то, что он был рабом царя и в конечном счете - не смог избежать собственной смерти.
    Завершение жизненного пути Купец Степан Парамонович умер от рук царского палача героем, защищая свое достоинство и честь своей семьи. Похоронен согласно христианским традициям, в могиле с кленовым крестом. Кирибеевич погиб в бою с Калашниковым, от первого же удара купца в висок. И хотя Калашников не рассказал царю, в чем была причина драки, читатель понимает, что Кирибеевич погиб трусом и человеком, которому не знакомо слово «семья». Поэт не рассказывает, где был похоронен дружинник, и был ли погребен вообще.
    • Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца […]
    • Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • «Дума» - одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
  • Время создания «Песни...», ее тематика. Смысл обращения поэта к прошлому России

    Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана в 1837 году.

    Прошлое – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта. В своем произведении Лермонтов стремился уйти от современной ему жизни, не соответствовавшей его представлениям об истинном бытии человека, в историческое прошлое родной страны, казавшееся ему ярким и исполненным поэзии. Как замечал Белинский, «здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее».

    В «Песне...» Лермонтов рисует красочные картины быта и нравов России эпохи Ивана Грозного. В первой части произведения перед читателем предстает картинацарского пира , на котором присутствуютбояре, князья и опричники . Здесь же упоминается Малюта Скуратов – жестокий сподвижник государя (царь, обращаясь к Кирибеевичу, напоминает ему, что тот выходец из этой семьи).

    Во второй части «Песни…» рассказывается о жизни купечества . Лермонтов описываетторговлю купца Калашникова на гостином дворе близ Кремля. Далее рассказывается осемейной жизни купца. Лермонтов в точности воспроизводитдомостроевский уклад семейной жизни. Муж считался главой семьи. Жена должна была во всем ему повиноваться. Главное назначение женщины состояло в том, чтобы хранить домашний очаг, вести хозяйство, воспитывать детей. Единственным местом, которое жена могла посещать без сопровождения мужа, была церковь.

    Лермонтов раскрыл смысл родственных отношений в ту эпоху. Родовая честь охранялась вековой традицией. Нанеся оскорбление Калашникову, Кирибеевич нанес оскорбление всему его роду. В этом смысл разговора Калашникова с братьями.

    В третьей части поэмы рисуются молодецкие забавы – кулачные бои на Москве-реке, которые были необычайно популярны во времена Ивана Грозного.

    Основные проблемы «Песни…» Две точки зрения на основной конфликт

    Проблема народа – центральная в «Песне…» Эта проблема особенно интересовала русских писателей в 1830-е годы – в эпоху реакции, последовавшей за поражением восстания декабристов. Итоги этого восстания обнажилитрагический разрыв между образованной частью дворянства и народом. Поэтомупоиск истинного пути к народу, изучение его истории, его духовных ценностей становитсяважнейшей задачей русской литературы . Не случайно проблема народа выдвигается на первый план в позднем творчестве Пушкина («Капитанская дочка»), в ранней прозе Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), в сочинениях других авторов. Для Лермонтова этапным произведением в осмыслении указанной проблемы, наряду со стихотворением «Бородино», становится «Песня про... купца Калашникова».

    С проблемой народа тесно связана проблема русского национального характера. Свои представления о лучших чертах русского народа, о русском национальном характере Лермонтов воплотил в образе купца Калашникова. Калашникову в поэме противопоставлен Кирибеевич, попирающий народные святыни, бросающий вызов нравственным устоям общества.

    Особое место в поэме занимает проблема взаимоотношений между царской властью и народом . С осмыслением этой проблемы связан вопрос обосновном конфликте в «Песне...». Здесь известныдве точки зрения. Некоторые критики советского периода считали, что «Песня…» – это антимонархическое произведение. Главный конфликт здесь, с их точки зрения,между царской властью и народом – в лице Ивана Грозного и купца Калашникова. Другая точка зрения состоит в том, что такой конфликт в произведении есть, но он не является главным.Основополагающий конфликт в «Песне...» –между Калашниковым и Кирибеевичем. Главный герой выражает идею справедливости, правды-матушки. Его противник воплощает в себе крайний эгоизм, беззаконие, попрание нравственных основ Православия. Что касается Ивана Грозного, то он изображен в народном понимании. Это царь суровый, даже жестокий, но справедливый.

    Жанровые и композиционные особенности

    В своей поэме Лермонтов следовал традициям одного из жанров русского фольклора – исторической песни. В то же время, опираясь на фольклорные источники, поэт создает оригинальное произведение .

    Жанровая специфика «Песни…» проявляется в ее композиции . «Песню…» отличают традиционные элементы , характерные для фольклорных произведений. Основному тексту «Песни…» предшествует зачин : «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!..» После первой и второй частей следуют повторы : «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!..» «Песню…» завершает концовка :

    Гей вы, ребята удалые,

    В «Песне…» три части . В центре каждой из них – наиболее важные,ключевые эпизоды в развитии действия. Это тоже в традициях народных исторических песен.

    Сцену пира в первой части поэмы можно рассматривать как экспозицию образов царя, Кирибеевича и Алены Дмитревны , а также какэкспозицию основного действия : именно здесь мы узнаем о греховной страсти Кирибеевича к Алене Дмитревне.

    Сюжетная завязка происходит «за сценой»: о недостойном поступке опричника мы узнаем изразговора Алены Дмитриевны с мужем . Другая ключевая сценавторой части произведения –разговор Калашникова с братьями. В этих двух сценах ярко, образно раскрываютсяпатриархальные устои русской жизни того времени, выявляетсянравственная позиция главного героя.

    В третьей части поэмы происходят кульминация (поединок Калашникова с Кирибеевичем, закончившийся гибелью опричника) иразвязка (царский суд над купцом иказнь главного героя). Здесь же помещен своего родаэпилог рассказ о могиле купца Калашникова.

    Основные персонажи

    Купец Калашников

    Степан Парамонович Калашников – главный герой «Песни…». В его образесоединилиськонкретно-исторические характеристики купца времен Ивана Грозногос чертами могучего богатыря из русского былинного эпоса.

    Калашникова отличают такие качества, как глубокая вера в Бога, верность семейным устоям и родственным обычаям, смелость и мужество в борьбе за правду-матушку.

    Одновременно главному персонажу «Песни...», как и многим другим лермонтовским героям, присущ бунтарский дух.

    Все эти черты героя раскрываются главным образом через сюжет произведения, его ключевыеэпизоды ; черезсистему персонажей (Калашников – Кирибеевич). При создании образа героя автор использует также художественные средства, связанные снародно-поэтическими традициями (например,постоянные эпитеты: «статный молодец», «сердце молодецкое», «очи соколиные»).

    Кирибеевич

    Кирибеевич – один из главных героев «Песни…»; по отношению к купцу Калашникову это герой-антагонист .

    Как и Калашников, Кирибеевич – личность незаурядная , яркая ; он наделен могучей силой и молодецкой удалью.

    Однако если в Калашникове воплотились представления поэта о высоких нравственных качествах борца за правду-матушку, то Кирибеевич олицетворяет собой крайний эгоизм , необузданную власть греховной страсти, презрение к нравственным устоям народной жизни. Недаром Калашников называет Кирибеевича «бусурманским сыном». В разговоре с царем в первой части поэмы герой проявляет лукавство , скрыв от государя факт замужества Алены Дмитриевны; во время поединка его одолевает сначала бахвальство , а затем страх перед противником.

    Характерно, что Лермонтов, будучи романтиком, поэтизирует не только купца Калашникова, но и его противника Кирибеевича – тоже романтического героя. Отсюда яркие определения, постоянные эпитеты , характеризующие опричника («удалой боец», «буйный молодец»),сравнения (царь «словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого»; в момент гибели опричник сравнивается со срубленной сосенкой). Интересно, что автор поэтизирует не только самого героя, но и его страсть к Алене Дмитревне. При описании страстного чувства, охватившего героя, поэт использует прием повтора. Например, опричник говорит царю:

    Опостыли мне кони легкие,

    Опостыли наряды парчовые…

    Алена Дмитревна

    Алена Дмитревна – центральный женский персонаж «Песни…». Образ героини дан в произведении в народном понимании: это русская красавица и одновременно идеальная женщина-христианка допетровских времен. Ее отличают истинное благочестие , беззаветная преданность мужу и семье , строгое послушание супругу .

    Царь Иван Грозный

    В образе Ивана Грозного Лермонтов стремился воплотитьнародные представления о суровом, но справедливом царе-батюшке.

    Иван Грозный, как это показано в «Песне…», сохранял, несмотря на свою жестокость, приверженность православным устоям: узнав о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне и не подозревая, что она замужем, царь советует опричнику посвататься к героине, исключая даже саму мысль о её принуждении к браку.

    В третьей части «Песни...» царь выступает как суровый , но справедливый судия. Выяснив, что Калашников совершил преднамеренное убийство и отказывается при этом назвать его причину, царь в соответствии с законом того времени отправляет купца на казнь, проявляя при этом милость к его семье.

    Понятно, что такой облик самодержца соответствовал народному идеалу справедливого царя и не отражал реальных поступков Ивана Грозного. .

    Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения

    Как уже говорилось выше, «Песня...» начинается с зачина – обращения гусляров к царю и боярам, причем первым упоминается имя государя, как это и было положено – в соответствии со строгой иерархией:

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

    Про тебя нашу песню сложили мы…

    Первая часть «Песни…», содержащая экспозицию образов Ивана Грозного, Кирибеевича, Алены Дмитревны и всего действия поэмы, открывается сценой царского пира . Рассказывая о нем, автор воспроизводит расстановку политических сил во времена Ивана Грозного:

    Позади его стоят стольники,

    Супротив его всё бояре да князья,

    По бокам его всё опричники.

    Бояре и князья находились в оппозиции к царской власти, опричники же призваны были строго проводить в жизнь жестокую царскую политику.

    Уже в самом начале «Песни…» Иван Грозный выступает перед слушателями как суровый, но справедливый православный царь , верный древним обычаям, христианским устоям:

    И пирует царь во славу Божию,

    В удовольствие свое и веселие.

    Народно-поэтический язык, художественные средства и приёмы, характерные для фольклора, используются автором «Песни…» с целью оттенить народный взгляд на царя. Лермонтов обращается к такому, на­пример, приёму, как образный параллелизм (отрицательный параллелизм):

    Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич…

    Вот нахмурил царь брови черные

    И навел на него очи зоркие,

    Словно ястреб взглянул с высоты небес

    На младого голубя сизокрылого.

    В первой части «Песни…» впервые предстает перед нами и Кирибеевич . «Удалой боец, буйный молодец», по предположению царя, «думу затаил нечестивую»: как выясняется, Кирибеевич, действительно, одержимгреховной страстью к купеческой жене Алене Дмитревне. Страсть настолько поразила героя, что он не владеет собой и просит царя отпустить его «на житье на вольное на казацкое», где он найдет смерть: «Уж сложу я буйную головушку, / И сложу на копье бусурманское…»

    В то же время, рассказывая о своей страсти Ивану Грозному, герой проявляет лукавство : он не смеет признаться государю, что Алена Дмитревна замужем, и это не случайно: православный царь не мог благословить Кирибеевича на брак с замужней женщиной. Кроме того, по убеждению государя, всякое принуждение в отношении невесты неприемлемо.

    Как полюбишься – празднуй свадебку,

    Не полюбишься – не прогневайся, –

    говорит царь Кирибеевичу.

    О лукавстве опричника слушателям сообщают гусляры:

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

    Обманул тебя твой лукавый раб,

    Не сказал тебе правды истинной,

    Не поведал тебе, что красавица

    В церкви Божией перевенчана,

    Перевенчана с молодым купцом

    По закону нашему христианскому.

    Наконец, в первой же части дается экспозиция образа Алены Дмитриевны. О ней рассказывает Кирибеевич; именно через восприятие опричника дается внешность героини, обрисованная в народно-поэти­ческих традициях.

    Ходит плавно – будто лебедушка;

    Смотрит сладко – как голубушка;

    Молвит слово – соловей поет;

    Горят щеки ее румяные,

    Как заря на небе Божием.

    На этом примере мы видим, что при создании образа героини Лермонтов использует сравнения , слова с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами .

    Вторая часть поэмысодержит экспозицию образа купца Калашникова :

    За прилавкою сидит молодой купец,

    Статный молодец Степан Парамонович,

    По прозванию Калашников…

    Отмечены внешняя привлекательность купца, его молодость и сила. Уже здесь угадываются черты могучего богатыря , готового вступить в бой с врагами.

    Как уже отмечалось, сюжетная завязка остается«за сценой» : о беде, приключившейся с Аленой Дмитриевной, мы узнаем лишь из ее слов, обращенных к мужу.

    Внешний облик героини, описанный во второй части, передает ощущение несчастья :

    Сама бледная, простоволосая,

    Косы русые расплетенные

    Снегом-инеем пересыпаны;

    Смотрят очи мутные как безумные;

    Уста шепчут речи непонятные.

    Контраст в изображении героини в первой и во второй частях подчеркивает тяжесть переживаний молодой женщины, невольно оказавшейся в столь драматической ситуации.

    В сцене разговора Калашникова с Аленой Дмитревной выявляется истинноеблагочестие героя, его верность устоям христианского брака. В гневных речах, обращенных к жене, слышна не только личная обида, но и твердая уверенность внедопустимости поругания священных основ брака.

    Не на то пред святыми иконами

    Мы с тобой, жена, обручалися,

    Золотыми кольцами менялися!.. –

    в гневе восклицает купец.

    Важно здесь и ответное слово Алены Дмитревны, ее монолог . Героиня обращается к мужу в народно-поэтическом ключе:

    Государь ты наш, красно солнышко,

    Иль убей меня, или выслушай!

    Муж выступает здесь как всесильный властелин , могущий казнить и миловать жену. Алена Дмитревна с ужасом думает не столько о своей поруганной чести, сколько о немилости супруга. В то же время она вправе ожидать и заступничества с его стороны.

    Исключительно важна для понимания нравственного облика и мировоззрения Калашникова сцена его разговора с братьями .

    Преступление Кирибеевича герой видит в том, что опричник попрал честь семьи и всего рода Калашниковых. Купец говорит, обращаясь к братьям:

    Опозорил семью нашу честную

    Злой опричник царский Кирибеевич…

    В словах купца чувствуется и горечь от оскорбления собственной личности. Герой признается братьям:

    А такой обиды не стерпеть душе

    Да не вынести сердцу молодецкому.

    Вместе с тем важно подчеркнуть, что негодование Калашникова объясняется отнюдь не только личной обидой ине только необходимостью защиты чести семьи. Смысл его предстоящей битвы с Кирибеевичем в стремлениипостоять за святую правду-матушку . Купец обращается к братьям:

    Буду насмерть биться, до последних сил;

    А побьет он меня – выходите вы

    За святую правду-матушку.

    Не сробейте, братцы любезные!

    Вы моложе меня, свежей силою,

    На вас меньше грехов накопилося,

    Так авось Господь вас помилует!

    В словах купца нет гордыни . Он отнюдь не уверен в том, что исход поединка будет в его пользу. С великимсмирением перед волей Божией он сознает, что может потерпеть поражение из-за накопившихся на нем грехов.Преимущество своихбратьев герой видит не только в их молодости и свежести сил, но ив меньшей греховности.

    В то же время необходимо особо подчеркнуть тот факт, что защищать честь своей семьи Калашников намерен с помощью поединка . Он собирается убить Кирибеевича во время кулачного боя. Как известно, защита чести семьи, рода с помощью поединка – дохристианский, языческий обычай, сохранившийся и в христианские времена. Герой не видит другого способа заступиться за честь семьи.

    Третья часть произведения, как уже было отмечено, содержиткульминацию сюжета, егоразвязку , а также своеобразныйэпилог .

    Открывается третья часть знаменитым описанием зари. Лермонтов прибегает здесь к такому художественному приему, как олицетворение : «заря алая» уподобляется девице-красавице:

    Над Москвой великой, златоглавою,

    Над стеной кремлевской белокаменной

    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

    По тесовым кровелькам играючи,

    Тучки серые разгоняючи,

    Заря алая подымается;

    Разметала кудри золотистые,

    Умывается снегами рассыпчатыми,

    Как красавица, глядя в зеркальце,

    В небо чистое смотрит, улыбается.

    Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

    На какой ты радости разыгралася?

    Сцена битвы Калашникова с Кирибеевичем –кульминационный момент поэмы. В ней наиболее ярко раскрывается нравственный облик противников.

    Перед поединком Кирибеевич проявляетзаносчивость ,тщеславие, самоуверенность. Опричник кланяется в пояс одному только царю, высказывает презрение к сопернику. Калашникову он дерзко говорит:

    А поведай мне, добрый молодец,

    Ты какого роду-племени,

    Каким именем прозываешься?

    Чтобы знать, по ком панихиду служить,

    Чтобы было чем и похвастаться.

    В отличие от Кирибеевича, Калашников

    Поклонился прежде царю грозному,

    После белому Кремлю да святым церквам,

    А потом всему народу русскому.

    Он высказал таким образом почтение не только царю, но и вере православной («святым церквам»), и русскому народу.

    В гневных словах Калашникова, обращенных к Кирибеевичу, четко выражена приверженность купца христианским устоям жизни :

    А зовут меня Степаном Калашниковым,

    А родился я от честнова отца,

    И жил я по Закону Господнему:

    Не позорил я чужой жены,

    Не разбойничал ночью темною,

    Не таился от свету небесного…

    Ответные слова Калашникова вызывают в душе Кирибеевича смятение и страх :

    И услышав то, Кирибеевич

    Побледнел в лице, как осенний снег;

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз,

    На раскрытых устах слово замерло…

    Страх – следствие нравственной неправоты Кирибеевича. Очевидно, что правда была на стороне купца Калашникова; это в итоге и решило судьбу поединка.

    В сцене богатырского боя Калашников выступает в ролизащитника православной веры . На его стороне оказываетсяСила Крестная : купца промыслительно защищает «медный крест / Со святыми мощами из Киева»; крест принимает на себя всю мощь сокрушительного удара врага:

    И погнулся крест, и вдавился в грудь;

    Как роса из-под него кровь закапала…

    Не местью руководствуется купец, готовясь насмерть поразить опричника, а стремлением постоять «за правду до последнева», всецело уповая на волю Божию:

    Чему быть суждено, то и сбудется;

    Постою за правду до последнева!

    Наиболее сложное для понимания место «Песни…» – допрос Калашникова Иваном Грозным, открывающийсцену царского суда. В ответ на требование царя отвечать «по правде, по совести» о причинах убийства опричника Калашников говорит:

    Я скажу тебе, православный царь:

    Я убил его вольной волею,

    А за что, про что – не скажу тебе,

    Скажу только Богу единому.

    Купец сознательно скрывает от царя причину преднамеренного убийства опричника , тем самымобрекая себя на смертную казнь , которая полагалась в таком случае по закону, отнюдь не являясь следствием произвола самодержца.

    В позиции Калашникова очевидно нежелание открыть перед царем семейный позор ,отстаивание личного права на месть обидчику и одновременногордость , вспыхнувшая в сознании купца. Герой, несомненно, понимает, что по Закону Господнему, который герой отстаивал в момент поединка, следует проявить смирение перед земным православным царем. Между тем купец открывает свой позор только братьям и скрывает его от царя-батюшки. В этом поступке Калашникова проявляются иего личное мужество, ибунтарский дух. Здесь мы ясно видимпротивостояние не только между Калашниковым и Кирибеевичем – носителями «правды-матушки» и «бусурманского», безбожного нечестия,но и между Калашниковым и царем, между представителем народа и царской властью.

    Таким образом, Калашников выступает в «Песне…» и как борец за православные устои Святой Руси , и как «буйная головушка» , то естьгерой-бунтарь.

    Царь же в третьей части «Песни…» предстает перед нами как суровый, но справедливый и даже милосердный судия. Распорядившись казнить Калашникова, царь проявляет милость к его семье:

    Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    Торговать безданно, беспошлинно.

    Впрочем, отправляя самого Калашникова на казнь, царь не удерживается от злой иронии :

    Я топор велю наточить-навострить,

    Палача велю одеть-нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    Что и ты не оставлен моей милостью…

    Таким образом, жестокость и милосердие православного царя оказываются в народном представлении неразрывно связанными .

    Неоднозначен в идейном отношении и рассказ о казни купца :

    И казнили Степана Калашникова

    Смертью лютою, позорною…

    Казнь купца явилась справедливой с позиций царя , с позиций государства. Однакосправедливость казни подвергнута сомнению в глазах народа , точку зрения которого передают певцы-гусляры.Народ с сочувствием отнесся к купцу ,мнение народное не совпадает здесь с точкой зрения царя .

    Особенно характерно в этом отношении описание могилы Калашникова – своеобразныйэпилог «Песни…». Героя похоронили не на кладбище, а «на чистом поле промеж трех дорог». Могилка его – «безымянная». Ясно, что власть стремилась предать память о герое забвению. Однако рассказ гусляров о могилке свидетельствуето сердечной привязанности народа к таким добрым молодцам, как купец Калашников:

    И проходят мимо люди добрые:

    Пройдет стар человек – перекрестится,

    Пройдет молодец – приосанится,

    Пройдет девица – пригорюнится,

    А пройдут гусляры – споют песенку.

    Понятно, что прохожие не могут знать, кто конкретно покоится в «безымянной могилке». Между тем очевидно, что народ сочувствует «буйной головушке», не удостоившейся лежать на погосте.

    Художественные приемы

    В своей поэме Лермонтов использует художественные средства и приёмы, заимствованные им из народного творчества.

    Отметим в первую очередь образный параллелизм . Образы природы соответствуют явлениям человеческой жизни:

    Когда всходит месяц – звезды радуются,

    Что светлей им гулять по поднебесью,

    А которая в тучку прячется,

    Та стремглав на землю падает…

    Неприлично же тебе, Кирибеевич,

    Царской радостью гнушатися…

    Здесь мы видим, что царь уподобляется месяцу, опричники – звездам, радующимся его свету, а лукавый Кирибеевич – звезде, прячущейся за тучку и рискующей упасть на землю.

    Приведем еще один пример. Братья обращаются к Калашникову, выражая ему всецелую преданность:

    Куда ветер дует в поднебесье,

    Туда мчатся и тучки послушные,

    На кровавую долину побоища,

    Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

    К нему малые орлята слетаются.

    Ты наш старший брат, нам второй отец…

    Как мы видим, старший брат и младшие братья уподобляется здесь ветру и тучкам, орлу и орлятам.

    Поэт использует и такую разновидность образного параллелизма, как отрицательный параллелизм . В качестве примера уже приводились строки, открывающие картину пира Ивана Грозного:

    Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие,

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич…

    Поэт прибегает также к олицетворениям . Яркий пример – уже отмеченное нами описание зари в начале третьей части «Песни…».

    В лермонтовской поэме немало сравнений . К уже приведенным примерам добавим следующий. Алена Дмитревна говорит об обращенных к ней гневных словах мужа: «Твои речи – будто острый нож…»

    В поэме большое число постоянных эпитетов : «солнце красное», «тучки синие», «добрый молодец», «красные девушки», «сырая земля», «дума черная», «ночь темная», «чистое поле».

    Лермонтов использует и такой прием, как поэтические обращения . Например, царь говорит Кирибеевичу: «Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!» Кирибеевич обращается к царю: «Государь ты наш, Иван Васильевич!» Алена Дмитревна обращается к мужу:

    Государь ты наш, красно солнышко,

    Иль убей меня, или выслушай!

    Кроме того, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами , что также свойственно фольклорным произведениям: «матушка», «головушка», «лебедушка», «голубушка», «малые детушки», «перстенек», «листочек осиновый», «сосенка».

    Стих в поэме –тонический ,нерифмованный , характерный для народной поэзии.

    Вопросы и задания

    1. В каком году была написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Чем интересен этот год в жизни поэта?

    2. В чем смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного? Что писал по этому поводу Белинский? Отметьте наиболее яркие картины быта и нравов Москвы времен Ивана Грозного, воссозданные в «Песне...», прокомментируйте их.

    3. Назовите центральную проблему «Песни...». Почему эта проблема стала так актуальна в русской литературе 1830-х годов? В каких еще произведениях 1830-х годов, включая поэзию самого Лермонтова, эта проблема – одна из главных?

    4. Как в «Песне...» осмысляется проблема русского национального характера? Какие персонажи особенно важны для ее понимания?

    5. Является ли проблема взаимоотношений царской власти и народа главной в произведении? Какие точки зрения в отношении основного конфликта в «Песне...» вам известны? В чем суть каждой из них?

    6. Кратко охарактеризуйте жанровые особенности поэмы. Можно ли назвать «Песню...» произведением фольклора? Какие элементы композиции лермонтовской поэмы напоминают нам о фольклорных произведениях?

    7. Охарактеризуйте купца Калашникова. Какие конкретно-истори­ческие и легендарные черты соединились в его облике? Какими качествами обладает лермонтовский герой? Перечислите основные художественные средства создания его образа, приведите примеры этих средств.

    8. Какие черты делают Кирибеевича антиподом Калашникова? Почему Лермонтов поэтизирует Кирибеевича, хотя это и отрицательный персонаж? Какие средства использует для этого автор произведения?

    9. Какие качества делают Алену Дмитриевну идеалом русской жен­щины допетровской Руси? Назовите и прокомментируйте их, опираясь на текст произведения.

    10. Почему мы можем сказать, что образ Ивана Грозного в поэме – наиболее идеализированный? Аргументируйте свою точку зрения.

    11. Прокомментируйте основные сцены, эпизоды «Песни...». Какие элементы экспозиции мы находим в первой части поэмы? Что мы узнаем о героях? Какие эпизоды составляют экспозицию сюжета?

    12. В какой части поэмы мы видим экспозицию образа Калашникова? Какие черты героя проявляются уже в первом его описании?

    13. В какой момент происходит завязка действия? Откуда мы узнаем об этом событии?

    14. Назовите важнейшие сцены второй части произведения. Как в описании героини проявляется принцип контраста? Проанализируйте разговор Калашникова с женой. Какие черты мировоззрения героя и ге­роини раскрываются в этой сцене? Подробно рассмотрите позицию Калашникова в его разговоре с братьями. В чем герой видит смысл предстоящего поединка с Кирибеевичем?

    15. Какое описание открывает третью часть «Песни...»? Какой прием использует здесь Лермонтов? Какие элементы сюжета содержит заключительная часть произведения?

    16. Подробно проанализируйте сцену богатырского боя. Какие качества Кирибеевича и Калашникова раскрываются в предваряющих поединок словах героев? Как поэт дает понять читателю, что Калашников побеждает в битве с помощью Божией?

    17. Подробно рассмотрите эпизод царского суда над Калашниковым. Как можно объяснить тот факт, что купец скрывает от государя истинную причину убийства опричника? Справедлива ли позиция царя в отношении Калашникова и его семьи?

    18. Какую функцию выполняет в поэме описание могилы Калашникова? Можно ли сказать, что позиция народа в отношении героя отличается от позиции царя? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст.

    19. Назовите художественные средства, приемы, которые использует Лермонтов в своем произведении. Приведите примеры. Что вы можете сказать об особенностях стиха «Песни...»?

    20. Напишите развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ купца Калашникова и средства его создания».

    21. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие “Песни...”»

    Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе «удалого купца» Калашникова.

    В произведении рассказывается, как в жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Ослепленный страстью, он схватил ее за руки прямо на улице, на глазах у соседей, стал обнимать и целовать. Недостойное поведение опричника бросило тень на честь молодой женщины. Узнав про позор, Калашников решил биться с обидчиком в кулачном бою. Автор показывает нам двух совершенно разных людей, которые имеют разные точки зрения на жизнь, на моральные ценности. Купец Калашников - честный и достойный человек, верный и любящий муж. На кулачном бою он говорит о себе:

    * А родился я от честнова отца,
    * И жил я по закону Господнему:
    * Не позорил я чужой жены,
    * Не разбойничал ночью темною,
    * Не таился от свету небесного…

    Совсем другим предстает перед нами царский любимец Кирибеевич. Он - «удалой боец, буйный молодец», «верный слуга» царя. Но душа у него темная. Думая лишь о своих страстях и желаниях, он готов поломать чужое счастье и жизнь, разрушить семью, опозорить женщину. Такой человек не способен на высокие чувства, на чистые помыслы. Но за честь любимой жены вступается Степан и вызывает обидчика на смертный бой «за святую правду-матушку». Калашников побеждает хвастливого опричника, но победой навлекает на себя гнев царя. Даже перед лицом смерти храбрый купец не раскрывает царю своей тайны, чтобы позор не запятнал честь жены.

    М. Ю. Лермонтов не говорит прямо о своем отношении к героям поэмы. Лишь в конце произведения пишет он о могиле доблестного купца, что

    * … Пройдет стар человек - перекрестится,
    * Пройдет молодец - приосанится,
    * Пройдет девица - пригорюнится,
    * А пройдут гусляры - споют песенку.

      Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается...

      Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно...

      Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен...

      Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие...

      Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а...



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта