Главная » Съедобные грибы » Петр 3 был сыном. Правление Петра III (кратко)

Петр 3 был сыном. Правление Петра III (кратко)

Проклятие Мочального острова

Нашумевшая катастрофа «Булгарии» на Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года стала второй на Волге по количеству жертв (122 человека). Печальным же лидером до недавнего времени считалась катастрофа пассажирского теплохода "Александр Суворов", врезавшегося в Ульяновский мост. Тогда погибло не менее 176 человек. Однако недавно этот грустный рекорд был «побит», благодаря найденным в архивах документам. Об аварии, произошедшей на Волге в октябре 1949 года, сведений почти нет — она была сразу же засекречена. До сих пор нет точных данных о числе погибших: одни очевидцы называли цифру 200, другие — 260. «МК» удалось восстановить хронологию событий и выяснить детали страшной трагедии. В ней есть и мистика, и злой рок. А еще в ней оказались участниками люди со всемирно известной фамилией.

Николаю Христачеву в 1949 году было 6 лет, но он до сих пор помнит тот день, когда потерял отца.

Речной «Титаник»

Мы знаем о катастрофах советского времени крайне мало, — причина этого в глухой режимности и закрытости СССР того периода.

Город-сателлит Бор находится напротив Нижнего Новгорода, известен производством автомобильного стекла. В 1949 году здесь, как и везде, жили полуголодно, но пытались строиться и обживаться после войны. Многие устраивались работать в Горький (так назывался тогда Нижний Новгород), возили туда на продажу молоко и овощи, молодежь стремилась учиться (вузов в Горьком уже тогда было много).

…Около 2 часов дня 7 октября 1949 года в пассажирский катер «финляндец» №6 у Горьковской пристани набилась целая толпа народу: рабочие, служащие, молочницы с бидонами, по только что построенной Чкаловской лестнице весело бежали на пароходик студенты.

Катер уже отплывал. А студенты все запрыгивали, минуя контролера. Безбилетников оказалось едва не полсудна. По воспоминаниям очевидцев, перегрузка катера была такой, что от борта до воды оставалось 10-15 см. Но плыть было совсем недалеко — на другую сторону реки, в город Бор.


38-летний Сергей Христачев, бывший фронтовик, погладил набитый яблоками карман: хорошо, начальство отпустило с работы пораньше, да еще гостинцев троим детям везет! Он закутался в кожаный плащ и спустился в теплый трюм, куда набился основной народ. Погода в тот день была отвратительная. Шел снег с дождем. Дул сильный ветер. А еще по реке плыла шуга (каша из кусков льда). Она сыграет в трагедии роковую роль…

На палубе остались немногие. Среди них русоволосая девушка с веселым лицом. И этой девушке, одной из немногих, удастся выжить в событиях, что произойдут дальше. Ее имя — Нина Ивановна Гинзбург, к тому времени она уже была супругой известного физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга.

Ссыльная комсомолка, спортсменка, красавица

С Гинзбургом она познакомилась на радиофакультете Горьковского государственного университета, где российский физик, игравший ключевую роль в разработке советской водородной бомбы, с 1945 по 1961 год заведовал кафедрой. Нина отбывала в городе Бор ссылку по политической, 58-й статье по нелепому обвинению в «попытке из окна стрелять в Сталина» в студенческое время.

— Я была прописана в городе Бор. У меня накануне уехал муж и потребовал, чтобы я появлялась там во избежание претензий органов госбезопасности, — вспоминает Нина Ивановна. — Когда мы поплыли, люди ходили туда-сюда, и какой-то человек, наверное, работник катера, стал ругаться: «Вот ходят без конца!». И закрыл трюм на крючок, — вспоминает Нина Гинзбург (урожденная Ермакова). — Я стояла и думала, что первая сбегу на берег.


Пароход был уже на середине реки, напротив Мочального острова. Плыть до Бора оставалось минут 10. Но в это время наперерез пароходику идет пустой грузовой самоходный теплоход. Скорость у судов примерно одинаковая. Из-за неправильного расчета движения капитаном самоходки, перегрузки «финляндца», а также по закону гидравлики, когда течение и ветер создают дополнительное притяжение, грузовой ударяет «финляндца» в бок. Катер мгновенно опрокидывается. Все пассажиры трюма оказываются погребенными в ледяной воде.


«Надо глотнуть, а не дохнуть…»

Эти драматические картины из своей биографии Нина Ивановна помнит как сейчас. Помнит, как после удара вместе с другими упала в смертельно холодную воду.

— Но я профессионально занималась плаванием! Это меня и спасло… Я знала правило, которому меня учили. Надо глотнуть воды, а не вдохнуть. Меня все хватали за ноги... На мне была шуба и сапоги на толстой подошве. Было абсолютно темно. Я боролась как могла… И вдруг стало светло. В последний рывок я глотнула, конечно, мазута, который всплыл вокруг катера.

Опрокинувшись, «финляндец» ушел под воду не весь. Над водой торчала часть киля. По воспоминаниям Нины Ивановны, на него успели перебраться стоявшие с другой стороны борта несколько упавших в воду, всего около десятка. Нина, вынырнув из ледяной воды, в страхе держалась подальше, ожидая, что катер продолжит затопление.

Грузовая самоходка стала спускать шлюпку. Но шторм, снег и шуга на воде не давали: шлюпку захлестывало. Тогда оттуда стали скидывать спасательные круги. Кто-то еще держался на плаву, но ледяная вода делала свое дело...

Мимо шел пассажирский «Валерий Куйбышев». Он также предпринял попытку снять сидящих на киле. Нина, не выдержав, поплыла к этому кораблю.

— Они спустили веревочную лестницу, но потом решили, что я не поднимусь, что сил уже не хватит… И лестницу подняли! А сидящие на киле решили, что корабль уходит, и стали кричать: «Не бросайте нас! Спасайте нас!» — рассказывает Нина Ивановна.

Нина отплыла назад, к килю затонувшего катера. «Куйбышев» подплыл с другой стороны и спустил деревянный трап.

К этому времени к месту катастрофы подплыли другие мелкие суда и рыбацкие лодки. Они подбирали плавающих в воде, но большинство из них уже были мертвы…

В память Нины Ивановны особо врезались несколько страшных картин.

— Я видела жуткие сцены. Один мужчина пытался вынырнуть. Но на нем висели две женщины и не дали ему выплыть… они его утягивали. Так и утонули все трое… Один парень, который сидел на киле рядом со мной, он все-таки поплыл к берегу. Молодой здоровый студент. Он выплыл на берег и умер от инфаркта, потому что вода была очень холодная.


Макет судна из музея речного флота при ВГАВТ. Фото музея.

А в кармане были яблоки

Сегодня среди жителей городка Бор есть несколько спасшихся. Другие помнят о погибших родителях и родственниках.

— Очень много погибло, очень. Тогда кладбище специально новое открыли на Интернациональной. Несли гробы как на демонстрации! — вспоминает Николай Сергеевич Христачев, сын погибшего в аварии Сергея Васильевича Христачева. — Многие из деревень. Молочницы молоко возили в Нижний. На этих пустых бидонах некоторые смогли выплыть.


75-летний Николай Сергеевич не может сдержать слез, вспоминая давние жуткие события:

— Когда они в воду упали, дядя Боря Жималов говорит, давай на борскую сторону. А отец сказал: меня уже спасли на той стороне — и я на ту сторону поплыву… Он ведь весной еще тонул. Вез на той стороне санки с отрубями, у нас корова была. Видно, сорвался. Отруби вытащил, а шапка в воду. Он за шапкой полез. Тут ребята подбежали, досками из полыньи вытащили его. Потом спиртом растерли… И они впятером поплыли на горьковскую сторону.

Борис Жималов поплыл к Бору, и его подобрала шлюпка. А пятерых других, включая 38-летнего Сергея Христачева, обессиленных, унесло к Печерским пескам.

Как узнал потом Николай Сергеевич, из церкви в это время шли женщины. Увидев лежащих на берегу пятерых мужиков, презрительно бросили: «Куда только пьяных не заносит!».

— Так и умерли все на берегу, без помощи. В сапогах было полно песка. А в кармане плаща у отца были яблоки. Наверное, нам, детям, вез…


Нина, супруга выдающегося физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, была пловчихой - это ее и спасло. Фото из семейного архива.

«Особая папка»

О той катастрофе до сих пор мало что известно. О ней нет информации ни в Интернете, ни в подшивках газет. Как оказалось, все документы были засекречены. И пролить свет на то, сколько же жертв было в той катастрофе, сегодня почти невозможно.

Чтобы понять эту «засекреченность», нужно учесть несколько факторов.


К 1949 году относится новый виток сталинских репрессий. Они были не столь массовыми, как в 1937-1938 годах, но «избирательно-показательными».

Летом 1949-го по «ленинградскому делу» были арестованы бывший до 1946 года первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов, чьим именем названа в Нижнем Новгороде улица, и бывший тоже до 1946 года начальником УМГБ Горьковской области Петр Кубаткин (позже, в 1950-м, они будут расстреляны). Их последователи, работавшие в 1949 году, первый секретарь обкома Сергей Киреев и начальник УМГБ области Александр Северухин, вряд ли хотели портить себе репутацию, а то и жизнь.

Возможно, вторая серьезная причина секретности и страха, вся страна жила ожиданием громадного праздника — 70-летия великого вождя. Об этом постоянно писали газеты, этому посвящали свои трудовые подвиги граждане Страны Советов… И тут, незадолго до великой даты, 18 декабря, предъявить из крупного промышленного города такой «подарок» любимому генсеку ЦК ВКП (б)? Это было немыслимо.

Поэтому и нет полных официальных данных об этой катастрофе и уголовного дела, где виной всему была простая халатность. По некоторым сведениям, вахту несли нетрезвые судоводители (команда самоходки), получившие по 10 лет тюремного срока. Однако получил срок и капитан «финляндца» Приданов. Ему, многодетному отцу, отказали и в получении обещанного жилья. Согласно статье в газете пароходства «Большевистская вахта», начальник Горьковской пассажирской пристани Мошкин за безбилетников и за перегруз катера был отстранен от должности. В газете «Горьковская коммуна» сообщалось, что в навигацию 1949-го было много аварий из-за халатности и самоуверенности судоводителей. Но ни одна газета не писала о самом происшествии. Это было в стиле времени.


В госархиве Нижегородской области два документа упоминают о трагедии: материал с бюро обкома Горьковского ВКП(б) от 7 октября с сообщением начальника Волжского пароходства Карпова об аварии и решением создать комиссию по расследованию и заслушать ее доклад 10 октября. А затем протокол бюро обкома от 10 октября, где согласно анализу, проведенному журналистами с помощью архивистов, «засекреченный» пункт 11 — «вопрос особой папки» — и есть, скорее всего, вопрос об аварии.

Следа не осталось

Но тем не менее в ходе расследования удалось найти если не все, то значительную часть! Как известно, документация на уровне исполкомов советов трудящихся была менее требовательна к идеологическим задачам, чем партийные документы. Тут вели отчетность и считали деньги.

В госархиве города Балахна, куда до 1961 года поступала информация из Борского района, журналисты нашли 44 фамилии погибших! Много молодых, тех самых студентов-безбилетников. Семьям погибших была оказана матпомощь в 1-2 средние зарплаты того времени.


Между тем, если верить воспоминаниям очевидцев, это не все данные. Много было пассажиров из окрестных деревень, из Нижнего Новгорода. Вероятно, восстановлены не все фамилии пропавших без вести. А их, исходя из условий аварии, могло быть много. Со слов участников и с учетом данных, погибших было, предположительно, 200 человек. Нина Гинзбург рассказывает:

— Меня потом вызывали на допрос в органы. Они хотели уменьшить количество погибших, говорили, что было 178 человек. Но я знаю, что этот катер вмещает 260 человек, а он был очень сильно перегружен.


На двух кладбищах города Бор много старых могил с выбитой датой смерти: 1949 год, 7 октября. Целые ряды. Но некоторые могилы среди рядов — безымянны, либо с другой датой смерти, в чем тоже можно подозревать нежелание разглашать тайну. Минимум следа, минимум памяти…

Искали по кольцу Гинзбурга

Спасенных пассажиров в шоковом состоянии привезли в затон, погрузили в машины и повезли в городскую баню отмывать от мазута.

Трупы пассажиров, которые удалось выловить, складывали, как вспоминает Нина Гинзбург, штабелями в клубе водников (ныне ДК завода «Теплоход»). Трупы, как рассказывают очевидцы, таскали всю ночь. Ночью же достали со дна и сам «финляндец», в котором был найден еще один утопленник.

Между тем друзья Виталия и Нины Гинзбург, известные ученые-физики Габриэль Горелик и Александр Андронов, дважды приезжали искать Нину. Искали среди живых и трупов, оттирали лица мертвых от мазута... Профессор и академик искали ее по кольцу, подаренному Виталием Гинзбургом. Но в страшной каше тел потеряли надежду найти даже мертвой.

А Виталий Гинзбург, находившийся в командировке в Бразилии, лишь спустя время узнал обо всем от самой Нины.

13 детей из 8 семей остались в той аварии круглыми сиротами. Некоторых усыновили, кого-то отправили в детдома. На второй день после катастрофы с затонского берега заметили, что у изгиба Мочального острова бьется о берег какая-то тряпка. Подплыли на лодке — младенец в одеяле даже не плакал и, как ни странно, не замерз и не промок. Вместе с другими его отправили в детский дом. Многодетным, потерявшим одного родителя, тоже предложили детдом.

— Нас хотели забрать у мамы: Танюшка, говорят, тебе тяжело будет троих-то. Мама не отдала нас, — рассказал Николай Сергеевич Христачев.

Остров трагедий

Со времени трагедии прошло 65 лет. Но те, кого она коснулась, и поныне поминают ее жертв в церкви.

Катастрофа пассажирского «финляндца» в 1949 году, в которой погибли не менее 200 человек, произошла на середине Волги, между островом Мочальный и Чкаловской лестницей. На том же месте, где в 1918 году ГубЧК расстреляла 15 монахов Оранского монастыря и где, как пишут историки, за годы красного террора (1917-1919 года) большевиками расстреляны тысячи жителей Нижнего Новгорода и окрестных городов и сел. Сейчас на Мочальном острове, напротив места расстрела монахов, установлен каменный крест в память о жертвах красного террора. Креста или памятной таблички в память о многочисленных жертвах 1949 года пока нет. На «проклятом» острове раньше были небольшие садовые участки. Сейчас там лишь дикие заросли.

В советское время одним из самых популярных способов провести отпуск были круизы. Они совмещали в себе и отдых на воде с возможностью загорать и купаться, и постоянную смену впечатлений, ведь судно проплывало мимо десятков городов. Кроме того, на корабле можно было посетить бар, сходить в кинотеатр, поужинать в ресторане, а также провести ночь на дискотеке.

Все это было на теплоходе «Александр Суворов», произведенном в чехословацком городе Комарно и поступившем в Волжское пароходство в 1981 году. Он стал одним из девяти судов, предназначенных для туристических круизов.

Путевки в круиз такого типа стоили около 450 рублей на одного взрослого, а в путешествие отправлялись семьями. Позволить себе такое могли только те, кому порядка 70% от путевки доплачивал профсоюз — такие могущественные профкомы были только на крупных заводах.

Хотя «Суворов» не считался самым роскошным советским лайнером — на нем, в отличие от « » и « », не было бассейна — уровень комфорта все же был высок. В каждой кабине размещался санузел, на борту работали два ресторана, бар, читальный и музыкальный залы. На «солнечной» палубе, расположенной наверху, можно было посетить солярий, сходить на киносеанс, а также развлечься на танцполе.

5 июня 1983 года теплоход отправился из Ростова-на-Дону в Москву. Во время ужина по радио поздравили с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. В 22.40 судно подходило к Ульяновску. На улице было тепло, отдыхающие смотрели кино и веселились на танцплощадке, расположенной на верхней палубе.

В 22.45 пассажиры в своих каютах услышали глухой гул и скрежет. Оказалось, что теплоход со скоростью 25 км/ч зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу — в результате верхние палубные надстройки задели его конструкцию. Вся «солнечная палуба» вместе с рубкой, кинозалом, танцполом и дымовыми трубами была срезана, словно гильотиной. От силы удара пролетная часть моста весом в 1,5 тыс. тонн сместилась на 40 см.

Выйдя из кают и поднявшись по трапам, люди увидели залитые кровью лестницы, металлические обломки, бревна, перемешанные с телами.

Первые дни власти замалчивали трагедию — въезд в Ульяновск был ограничен, с вокзала и из аэропорта пропускали только родственников пассажиров «Суворова».

Лишь спустя два дня, 7 июня 1983 года, выпустило короткую новость. «5 июня на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших», — говорилось в ней.

Показательная «казнь» капитана

Расследование катастрофы завершилось довольно быстро. По официальной версии, штурман Митенков засомневался, сможет ли судно войти под пролет, и дважды запросил размеры пролета у диспетчера Ульяновского речного порта, на что получил ответ: «13,8». Он видел, что габариты моста меньше, но, возможно, посчитал, что виной всему — темное время суток или обман зрения. То, что теплоход идет не в свой пролет, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание выстрелами, но их не услышали. Теплоход на полном ходу врезался в мост.

Так как виновники аварии — первый штурман Евгений Митенков и рулевой — погибли, в преступной халатности и неумении обеспечить дисциплину на судне обвинили 52-летнего капитана «Суворова» . Мужчину с 26-летним профессиональным стажем нашли живым возле опоры моста на дамбе.

Его дочь Лариса Клейменова рассказала, что отца быстро исключили из партии, вскоре правоохранители пришли описывать имущество — ущерб государству они оценили в 6 тыс. рублей.

«Но родители никогда богато не жили. Когда у нас описывали имущество, то, помню, удивлялись: «Ой, надо же, у вас на кухне даже кафеля нет», — рассказала она .

По мнению Клейменовой, суд с самого начала не был заинтересован в тщательном расследовании трагедии — ему было необходимо «найти крайнего, устроить жестокую показательную казнь».

«Все пытались свести к тому, что на теплоходе серьезно нарушалась дисциплина. Но это неправда. Отец до этого 25 лет работал с поощрениями, премиями и благодарностями. Он был человеком очень строгих правил. Даже внуки к нему обращались только на «вы». Он от них требовал неукоснительного соблюдения распорядка дня», — рассказала дочь капитана.

Она отметила, что в вечер крушения отец лежал в своей каюте в ожидании ночной вахты. Капитан прослушивался к тому, опустят ли перед мостом мачту, которая не проходит в его проем. Это необходимо сделать за полчаса до пересечения пролета.

«Так вот, этот звук он слышал. Это говорит о том, что в тот момент штурман был в здравом уме и трезвой памяти. Он опять вздремнул, а проснулся уже в воде. Его с огромной высоты в одних плавках выбросило в реку», — объяснила Клейменова.

По ее словам, капитан, увидев обломки четвертой палубы, подплыл к ним и расчехлил спасательную шлюпку. После чего он вытащил из водоема трех женщин, посадил их в шлюпку и двинулся к берегу, где уже ждала скорая помощь.

Следствие посчитало, что Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, а также не смог обеспечить дисциплину на теплоходе.

Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Всего в заключении капитан пробыл шесть лет — его освободили досрочно по состоянию здоровья. В 1990 году он умер от инфаркта.

«Суворов» все еще на плаву

Память погибших на теплоходе в Ульяновске увековечили в 1999 году. Тогда на был установлен крест. Инициаторами стали сотрудники Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ»

Спустя семь лет, в 2006 году, пролет, в который врезался теплоход, был заменен. Его фрагмент установили на территории охраны волжского моста в память о трагедии.

Корабль восстановили, и он до сих пор на ходу. В 2008 году с ним произошла еще одна авария — на этот раз без пострадавших. «Суворов» с 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. В результате вышла из строя система управления судна, и движение теплохода застопорилось.

На данный момент судно продолжает перевозить туристов. С февраля 2012 года оно выполняет поездки по маршруту от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход «Булгария». Судно, на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.

(Всего 16 фото)

1. Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.

2. По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.

3. По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».

4. «Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины катастрофы пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.

5. Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.

6. Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.

7. Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.

8. На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», – цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.

9. «Булгария» – достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.

10. Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

11. Без пассажиров

12. Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.

13. Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.

14. Вид издалека.

15. В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.

16. Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".

И напоследок — очень показательный коммент — отзыв туриста от 5 июля (и никто этого «не замечал»):

Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань — Пермь — Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый «сервис»!

Напоминаем, что Бигпикча есть в

Ровно 6 лет прошло с того дня, когда новостные сообщения всех СМИ вышли с пометкой «Срочно» или «Специальный выпуск». 10 июля 2011 года затонул круизный теплоход «Булгария» с пассажирами на борту. Спастись смогла только треть из них. Страшная, беспощадная весть обрушилась на людей в тот летний день, в период отпусков и каникул. Но еще страшнее было узнавать подробности трагедии, которые выяснялись в процессе расследования крушения.

Незавершенный речной круиз

Кто хотя бы раз проводил свой отпуск в речном круизе, тот обязательно его повторит. Нигде не удается так отдохнуть за короткий промежуток времени, как на воде. Чередование городов и экскурсий с расслабляющим отдыхом на палубе и вкусными обедами быстро восстанавливает утраченные за год силы. Немудрено, что многие, выбирая для себя такой вид отдыха, ждут его с нетерпением и покупают билеты заранее.

Пассажиры этого рейса, как и все путешествующие по воде, были спокойны и беззаботны. После экскурсии в городе Болгаре они отдыхали. В Казань должны были вернуться только к 10 часам вечера. Кто-то сидел в холле, ведь снаружи дождь и сильный ветер, кто-то прилег подремать после обеда, а детей собрали в музыкальной комнате для развлекательного мероприятия.

В 13 часов 30 минут по московскому времени теплоход «Булгария», совершая левый поворот, резко накренился набок, зачерпнул открытыми иллюминаторами забортной воды и через три минуты ушел под воду.

О теплоходе

Построенный на верфях Чехословакии в 1955 году и выпущенный с именем «Украина», он до катастрофы эксплуатировался на реках России 56 лет, меняя владельцев. В последние годы своей жизни ему пришлось претерпеть разные неприятные события.

Старое изношенное судно, требовавшее если не списания, то капитального ремонта, нещадно эксплуатировалось меняющимися арендаторами и субарендаторами. Ясно, что «временно свое» никто не жалел. Последним его хозяином, желающим выжать из умирающего теплохода деньги, был казанский ООО «АргоРечТур».

В 2007 году теплоход уже пробовал тонуть, «притапливался», как мягко говорили об этом люди, работавшие на нем тогда. Но в тот раз команде удалось справиться с ситуацией.

Годом позже, в начале сентября, теплоход сел на мель недалеко от речного порта Казани. Посадка оказалась столь плотной, всем корпусом, что вызволить его смог только буксир-толкач, пришедший на помощь из городского порта.

Эксперты утверждают, что к этому времени за теплоходом закрепилась дурная слава. Часто отказывали какие-либо механизмы, ломалось оборудование, плохо работали персонал и команда. Спрос на его услуги резко упал. Чтобы отсечь «негативный шлейф», теплоходу дали новое имя, как бы начав его историю с чистого листа.

Родившийся заново теплоход «Булгария» оставался таким же старым и плохо приспособленным для туризма судном. Чтобы повысить спрос на его круизы, была до минимума снижена стоимость путевок. Теперь люди стали выбирать его для 3-х дневных путешествий по Волге или Каме.

О владельце

Владелец теплохода уже много лет видел свое судно только на бумаге. «Камское речное пароходство» предпочитало отдавать проблемный теплоход в аренду. Арендаторы сменяли один другого, пока не пришла очередь казанской компании ООО «АргоРечТур», возглавляемой Светланой Инякиной.

Работая до этого в туристическом бизнесе, госпожа Инякина заслужила такой отзыв коллег: непрофессионал. Некоторые туроператоры отказывались сотрудничать с ней из-за возникающих проблем материального характера.

Несмотря на то что созданная ею новая компания не входила в Единый реестр туроператоров, то есть не имела прав на перевозки людей, директор фирмы- арендатора ООО «Бриз» Валерий Незнакин передал судно в субаренду в июне 2011 года С. Инякиной. Не приходится сомневаться в осведомленности обоих директоров о плачевном техническом состоянии теплохода «Булгария». Его даже не удалось застраховать.

О техническом состоянии

По словам арендатора теплохода В. Незнакина, судно ежегодно проходило технический осмотр, но находилось «в эстетически старом состоянии». Если бы только в эстетически… Выжившие члены команды рассказывали о том, что поломки происходили постоянно. Ремонтники на теплоходе не сидели без дела.

Там же выяснилось, что аренда обошлась С. Инякиной дешевле в 2 раза от первоначальной стоимости, так как она брала на себя ремонт двигателя, который был необходим. А кроме того, других желающих взять этот теплоход в аренду не было…

По итогам расследования Ространснадзор опубликовал информацию, что с 8 июля 2011 года на судне не работал левый главный генератор. На протяжении круиза ремонтная бригада как раз и была занята решением этой проблемы. Эта проблема вызывала крен судна на правый борт на 4 градуса.

О команде

Гневные, обвинительные слова в адрес капитана Александра Островского из-за гибели теплохода «Булгария» слышались наиболее яростно в первые, самые эмоциональные дни. Горе было таким большим и нестерпимым, что хотелось обвинять всех и вся. А уж капитана в первую очередь.

Человек с 1978 года водил корабли по реке. Сначала теплоходы, потом скоростной «Метеор», потом опять теплоход. Приходилось плавать и по спокойной реке, и по штормовым водохранилищам, и по Ветлуге, реке стремительной и извилистой.

Когда он перешел на «Булгарию», все заметили перемены в нем. Он замкнулся, часто раздражался из-за сложных отношений с арендатором, платил свои деньги за ремонт судна и зарплату команде. Дельных ребят хотел этим удержать, но текучка была большая. По словам семьи, он не мог уволиться, так как был «финансовым заложником», ему не выплачивали денег, но подбадривали обещаниями.

Непонятно, почему такой опытный человек не отдал команду задраить иллюминаторы, которые были открыты из-за духоты в помещениях. Неопытные туристы могли и не понимать грозящей опасности. Но все было распахнуто и в служебных помещениях.

Как говорят очевидцы, во время катастрофы теплохода «Булгария» он был единственным человеком из команды, который пытался изменить ситуацию. Оставаясь у штурвала, он вел судно к мели, но все произошло слишком быстро. Если бы «Булгария» проплыла еще 40 метров, она попала бы на мель и, возможно, последствия были бы не столь ужасающими. Капитан остался на своем судне.

Пассажиры спасались сами, как могли. Раскрывшиеся два плота и круги помогли кому-то. Но вот члены экипажа были заняты спасением себя и членов своих семей. В порядке ли были спасательные средства и безупречна ли дисциплина на корабле у строгого капитана А. Островского - вопросы, на которые и сегодня ответить трудно.

Гибель теплохода «Булгария» на Волге

Возвращение в Казань сопровождалось плохими, но допустимыми поначалу для плавания погодными условиями. В 13 часов 30 минут совпало несколько событий, которые поодиночке не нанесли бы вреда кораблю. Но вот вместе они привели к катастрофе, признанной крупнейшей на реке за период новой истории.

На судно, находящееся в 3 километрах от берега Куйбышевского водохранилища, обрушился грозовой фронт с ливнем и шквалистым ветром. Входя в левый поворот, судно накренилось вправо. Сочетание этого крена с уже имеющимся из-за технических проблем и усиленное бортовым ударом ветра накренило теплоход с 4 до 9 градусов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы вода хлынула в открытые иллюминаторы. Последовавшее за этим увеличение угла крена позволило обрушиться внутрь потоку воды, и судно ушло ко дну за считанные минуты.

Спасение утопающих…

На теплоходе плыл 201 человек. Спастись посчастливилось только 79. Остальные туристы и члены команды не смогли выбраться из помещений.

Дети, собранные внизу для развлекательного мероприятия, не имели никаких шансов подняться оттуда. Родители, бросившиеся вниз спасать их, остались в коридорах.

Некоторые выжившие при крушении теплохода «Булгария» рассказывали о том, что кого-то смывало водой за борт, кому-то помогали выбраться чужие, незнакомые люди, кто-то сам выхватывал кого-то из кают по пути к спасению. Все произошло слишком быстро.

Помощь идет или проплывает мимо

Легко представить себе ужас оказавшихся в воде людей при бушующей вокруг грозе. Отчаянный страх за близких, далекий берег, может быть, неумение плавать. Разве можно представить, что в такой ситуации тебе не протянут руку помощи? Тем более что угрозы спасителям никакой нет.

Два судна прошли мимо, не отреагировав на крики из воды. Капитаны сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66» решили, что погибающие люди - не повод прекращать движение.

Спасение пришло от экипажа круизного теплохода «Арабелла». Они подняли людей на борт, оказали помощь, доставили на берег.

Спасательные работы

На том месте, где затонул теплоход «Булгария», были организованы спасательные работы. Несколько дней водолазы доставали со дна тела погибших людей. Все это время на берегу оставались их родные и близкие. Наконец, все утонувшие люди были найдены. 122 человека остались внутри тонущей «Булгарии», с ними остался капитан Александр Островский.

Для подъема самого корабля, учитывая его дряхлость и угрозу развалиться при попытке достать его из воды, «оборонщиками» были придуманы «стальные полотенца», которые изготовили в кратчайшие сроки в Санкт-Петербурге.

26 июля в результате технологически сложной работы водолазов и служб, находящихся на плавсредствах, был поднят на поверхность теплоход «Булгария». Фото с места событий опубликовали все СМИ.

Расследование

  • нарушение правил безопасности (неисправность судовых механизмов, плавание при силе ветра, превышающей допуски для подобных судов, и т. д.);
  • низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа (открытые иллюминаторы, отключение без команды левого двигателя, осуществление поворота судна без учета имеющегося крена и т. д.).

Следственный комитет РФ по факту катастрофы на Волге теплохода «Булгария» возбудил несколько уголовных дел. Наказание понесли следующие лица:

  • Светлана Инякина, субарендатор судна - 9,5 лет.
  • Рамиль Хаметов, старший помощник капитана «Булгарии» - 6,5 лет.
  • Яков Ивашов, эксперт, выдавший разрешение на эксплуатацию теплохода, - 5 лет.
  • Ирек Тимергазеев, Владислав Семенов, специалисты, выдавшие заключение о готовности ООО «АргоРечТур» к перевозке пассажиров, - 6 и 5 лет соответственно.
  • Юрий Тучин и Александр Егоров, капитаны прошедших мимо судов, - штраф в размере 130 и 190 тыс. рублей соответственно.

О них помнят

Трагедия теплохода «Булгария» не оставила равнодушным никого. Наши соотечественники, правительства и простые люди разных стран выражали сочувствие близким погибших. Жители Казани в первые часы после гибели теплохода соорудили стихийный мемориал в порту. Сюда несли цветы, игрушки и свечи.

10 июля 2012 года на берегу реки, напротив места трагедии, открыт памятник, соединивший в себе стену памяти с 122 именами погибших людей, площадь с часовней и мечетью.

На месте гибели судна установлен буй, проплывая мимо которого, суда дают длинный гудок.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта