Главная » Съедобные грибы » Все выше и выше.

Все выше и выше.

На днях строители первого белорусского жилого небоскреба «Парус» на улице М.Танка начнут возводить первый жилой этаж. Четыре яруса, предназначенных для офисных помещений, уже готовы. Несмотря на дороговизну (самая дешевая однокомнатная квартира стоит в районе 100 тысяч долларов), число клиентов растет. По словам директора компании-застройщика Павла Подило, небоскреб будет сдан в срок – в середине 2011 года. В ближайшие годы в Минске должно появиться более десятка высотных зданий: от отелей до бизнес-центров. А к 2020 году вырастет целый квартал небоскребов – «Минск-Сити». Чем же так привлекательны высотные дома? Будет ли жилье из стекла и бетона массовым? Готова ли строительная отрасль к росту этажности? Об этом «НГ» спросила у экспертов.

Если еще несколько лет назад нормативы запрещали строить дома выше 16 – 25 этажей – лестницы спасателей не поднимались выше, чем на полсотни метров, а аэропорт в центре Минска не позволял возводить небоскребы (они мешали самолетам), то сегодня Беларусь готова к «высоким порывам» архитекторов. К тому же пришли инвесторы – из России, Азии, ЕС, которые готовы вкладывать средства в недешевые проекты.

Потребность в высотном строительстве созрела года два назад, но уже лет десять как началась проработка вопроса, – рассказывает директор Белорусского научно-исследовательского института строительства Михаил Марковский. – После строительства таких сложных объектов, как Национальная библиотека, подземный центр на площади Независимости, спорткомплекс «Минск-Арена», перед наукой и стройкомплексом появились новые рубежи - небоскребы.

Если раньше тон в «высотной гонке» задавали США и Европа, то теперь – бурно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. В одном Шанхае к 2025 году должны построить столько же высоток, сколько в США за всю историю. Выросший в центре столицы ОАЭ гигант «Бурдж-Дубаи» стал высочайшим зданием в мире – 818 метров. Михаил Марковский был в числе белорусской делегации, членам которой удалось подняться на легендарную высотку.

– Мы добрались до самого верха – высоты 610 метров. За 160-м этажом начинался уже металлический шпиль. Я много видел и строил, но первые мысли, которые пронеслись: «Не может быть!» Размеры конструкции таковы, что не верится, как такое можно возвести и как это здание может устоять.

Конечно, принимать участие в «борьбе за метры» Беларуси пока не по силам – это очень дорогое удовольствие. Дубайская башня обошлась в 20 млрд долларов, из которых лишь расходы на сложный проект составили миллиард.

– Но вступить в негласный клуб стран-высотников нам по плечу, – убежден директор института. – Принадлежать к числу стран, которые могут сами спроектировать и построить высотку, мы можем. Такое строительство из-за его сложности стимулирует развитие всего комплекса: производство стройматериалов, повышение квалификации кадров, решение инженерных задач.

О смоге, ветре и бетоне

Чтобы дать «зеленый свет» высоткам, пришлось изменить нормативы: максимальную планку высоты подняли с 75 до 200 метров. Ведущие специалисты всего за полгода проделали огромную работу. В одном из документов, регламентирующих проектирование, Беларусь опиралась на московские нормы. А вот технологию возведения высоток из монолитного железобетона, по сути, разработали с нуля – фирмы – строители небоскребов не горят желанием раскрывать профессиональные секреты.

По словам Михаила Марковского, строительство небоскребов сопряжено с целым рядом проблем – уж слишком высоки требования к прочности, безопасности. Например, для возведения сверхвысокого здания (более 200 м) требуется особо прочный бетон – классов по прочности С60/75 и С90/105 с множеством добавок. Он в два-три раза прочнее, чем тот, что применяется на стройках повсеместно, и пока находится в стенах лабораторий. Это стимулирует дальнейшие исследования.

– На высоте 100 метров начинается облачность, слой смога и возрастает скорость ветра, поэтому кран может работать не более 3 – 4 дней в неделю, – говорит директор института. – Бетон нужно поднимать мощнейшими насосами. Ведь темпы строительства должны быть быстрее, чем при обычном доме: вместо трех этажей в месяц – минимум 5 – 6. Остекление фасада также делается параллельно, с отставанием в 4 – 5 этажей. Простой чреват финансовыми потерями...

Вопрос безопасности рабочих очень важен. Для этого несколько этажей обычно закрыты специальным «футляром», который движется по мере роста здания и защищает от ветра и высоты.

Надежность очень важна. Мы учли мировой опыт, проектировщики должны проводить два независимых расчета, чтобы убедиться, что все в порядке, – объясняет Михаил Марковский. – Модели домов высотой свыше 100 метров надо обдувать в аэродинамической трубе, чтобы видеть ветровые нагрузки. Наконец, проверка на прогрессирующее обрушение: здание должно устоять при взрыве.

Дороговизна небоскреба и в сложных инженерных системах. На стометровой высоте сильный ветер вынуждает делать герметичные окна и принудительную вентиляцию. Нужна и специальная система канализации, мусоропровода, иначе мусор будет лететь с грохотом на весь квартал. За рубежом для этого применяются специальные лифты, промежуточные станции для поэтапного перемещения отходов. Все это ставит перед проектировщиками и строителями новые задачи.

Высотки – в массы?

Жилой небоскреб со 165 квартирами – вещь пока единичная. Понятно, что рядовые дольщики, которые рассчитывают на скромное жилье, не захотят переплачивать за сложное инженерное оборудование и разработку проекта. По словам начальника управления жилищного строительства Мин-стройархитектуры Александра Горваля, сейчас строители массово возводят дома до 25 этажей.

Высотных домов немного, но они есть. Например, 20-этажные здания в Московском районе Минска, в Веснянке, на улице Притыцкого во Фрунзенском районе. Можно сказать, что есть тенденция к повышению этажности. Такие дома строят избирательно, чтобы внешний облик районов был разнообразным, а не уподоблялся одной сплошной стенке. Чаще районы застраивают домами разной этажности.

Кроме архитектурных соображений есть еще и экономические: невысокие дома дороги, затем к 9 – 10-му этажам цена строительства падает, а потом снова растет. Кривая показывает, что 9 – 10-этажки наиболее оптимальны с точки зрения типовой массовой застройки.

Места меньше, денег больше

Перспективы у высотного строительства, безусловно, есть: земля у нас дорожает, – говорит помощник директора агентства недвижимости Вадим Тачкин. Крупные города в высоту развиваются перспективней, чем в ширину. Это, с одной стороны, экономит территорию, с другой – добавляет современности.

В случае с нашей страной, где небоскребы только-только начали появляться, важно не повторить ошибок других стран. Например, в Москве многие здания строились хаотично, с нарушениями в проекте и при закладке фундамента. Поэтому в Беларуси с ее нестабильным грунтом стоит быть особенно осторожными. В Киеве часть высотных домов построили прямо в историческом центре – «карандашная архитектура» высоток закрыла исторический вид.

Жилье в небоскребах – это модно и современно. Плотность населения возрастает, и уплотнение жилой застройки – это один из способов разместить большое количество платежеспособных клиентов в центральной части города, – считает Вадим Тачкин. – Все-таки надо говорить о новом поколении покупателей. Например, на «видовые» квартиры. Это московский термин, который подразумевает, что окна с панорамным видом на центр города повышают цену.

Безопасность превыше всего!

Чем выше здание, тем больше проблем с обеспечением безопасности. Все помнят жуткие кадры падающих небоскребов в Нью-Йорке и сцены из фильмов-катастроф. Хотя технически инженеры уже научились прочно ставить высотные сооружения на земле, но многое зависит от грунта, на котором стоит сооружение. Перед закладкой минского небоскреба «Парус» строители испытывали землю: забивали сваи диаметром полметра на глубину в 6 метров, а затем нагружали на них гору бетонных плит весом до 800 тонн. Чтобы фундамент высотки был крепким, монолитную плиту поставили на 300 свай и укрепили 320 тоннами арматуры, которую две смены рабочих вязали три недели подряд.

Фундамент важен и потому, что ежедневно в Беларуси, по данным Центра геофизических исследований НАН, фиксируется по 2 – 3 подземных толчка. Кстати, когда в мире происходят сильные землетрясения, жители минских высоток чувствуют их.

К растущим ввысь домам есть специфические требования. Недавно министр по чрезвычайным ситуациям Энвер Бариев отмечал, что из-за высокого темпа роста зданий необходимо приобретать вертолеты для аварийно-спасательных работ в городских условиях. Также нужны насосы высокого давления, лестницы.

Как рассказал пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Александр Лапаник, сегодня спасатели готовы к росту этажности зданий, в их распоряжении есть уникальный 90-метровый телескопический подъемник, который доставляет наверх 400 килограммов груза всего за 10 минут. К тому же сотрудники МЧС постоянно отрабатывают навыки на высотных зданиях города.

Несмотря на сложности, высотки в Беларуси растут. Едва ли все мы станем «небесными жителями», но в том, что возведем не одну высотку сами, без привлечения зарубежных технологий и специалистов, сомнений не возникает. Ждем!

Самые высокие новостройки Беларуси

Где: территория бывшего аэропорта Минск-1 и авиаремонтного завода.
Высота: некоторые небоскребы должны превысить 300 метров.
Подробности: комплекс включает высотку в 80 этажей и более 10 небоскребов, в том числе 50- и 70-этажные. На 300 гектарах разместятся офисы, отели, торгово-развлекательные центры, спорткомплексы с ледовой ареной и боулингом. Девять детских садов и семь школ войдут в состав инфраструктуры жилого района на 35 – 38 тысяч человек.
Степень готовности: территория в процессе освоения. Планируется, что район будет сдан к 2020 году.


Где: Минск, улица Филимонова, возле ТРЦ «Александров Пассаж».
Высота: три башни высотой 166, 162 и 57 метров.
Подробности: в самой высокой постройке появится гостиница класса люкс, вторая башня отведена под офисы и магазины, в третьей разместятся рестораны, казино, фитнес-центр, аквапарк. Проектировкой занимается группа австрийских компаний. Троицу башен авторы называют «семьей». Изогнутые здания остеклят зеркальным, прозрачным и полупрозрачным материалом.
Степень готовности: одобрен городским архитектурно-градостроительным советом, заказчик намерен открыть здание в марте 2014 года.

Данные о влиянии высотного жилья на здоровье достаточно противоречивы. Сообщается о том, что нахождение на верхних этажах дольше, чем несколько часов в день, приводит к нервозности, панике. «Качание» здания ощущается начиная с 25-го этажа (75 метров). Есть мнение, что «небесные» люди более подвержены суицидам и приступам агрессии. С другой стороны, один из экспериментов в Азии показал, что жители гор лучше чувствуют себя в высотках.

Только цифры

  • В первые четыре месяца нынешнего года для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в строй 944 тысячи квадратных метров общей площади, из них в городах – 716,6 тысячи квадратных метров (89,7 процента от объема введенного жилья при задании на год – 80 процентов).
  • В сельских населенных пунктах сдано в эксплуатацию 411,8 тысячи квадратных метров общей жилплощади, что составило 27,1 процента от их общего ввода.
  • В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях построено 622 тысячи квадратных метров жилья.

Мнение

Этажи в небо
Виктор НИКИТИН, председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома:

Хорошо, когда город имеет свое здание-символ. Все, кто приезжает в Минск, сравнивают его с городами вроде Вены, Будапешта. В нашей столице, на мой взгляд, должна быть определенная территория, на которой можно было бы сгруппировать целый пучок высотных зданий. Почему мы предложили «Минск-Сити»? Чтобы перенести туда всю идеологию высотного строительства, собрать все высотные здания. Почему бы не сгруппировать разбросанные по городу министерства, ведомства, бизнес-структуры? Есть исторический центр города, где не хотелось бы строить никаких высоток. Мы хотели возводить подобное здание в районе Октябрьской площади, потом отказались: это будет скорее силуэтный акцент, который будет говорить, что это центр города.

Только цифры

  • В первые четыре месяца нынешнего года введено в эксплуатацию 1520 тысяч квадратных метров жилья (21,8 процента к предусмотренному заданию на год) – это больше на 1,6 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

(Всего 45 фото)

1. Наше путешествие по Минску началось с крыши которая находится прямо рядом с вокзалом. Немного передохнув с поезда, мы сразу решили нарушить несколько местных законов и залезли повыше.

2. Тут мы провели закат и направились на Немигу. Немига - самый центр Минска, где сосредоточены все органы государственной власти республики Беларусь.

4. Без спальников и пенок было очень холодно, поэтому мы решили продолжить лазить.

5. Очень красивая башенка рядом с Министерством обороны. В России появление на крыше рядом с Минобороны сулит большие проблемы, но в Минске всем наплевать.

6. На ней же произошел первый наш запал, слезая по пожарной лестнице нас заметил военный. Дождавшись пока мы слезем, начал подзывать к себе. Самое забавное в этой ситуации то, что он стоял на месте, и действительно ждал пока мы подойдем. В Минске не принято убегать от военных, милиции и тд? Наверное, он был шокирован, что нарушители от него убежали.

8. Троицкое предместье и Телевышка.

9. Остров слёз и река Свислочь.

10. Дворец спорта и крытый каток.

11. Это пожалуй самое высокое здание Минска. Сюда мы прошли прямо через главный ход в количестве (7 человек). При этом нас видела вся охрана, но она даже соизволила спросить куда мы идем.

12. Импровизация в роли kirbase. Лезем в гостиницу "Беларусь" которая в данный момент находится на реконструкции.

13. Залезть на крышу гостиницы очень просто, нужно подняться по газовой трубе 8 метров, открыть окно в саму гостиницу, и подняться 20 этажей по лестнице. После всех этих действий вы окажитесь на крыше.

14. С которой открывается, пожалуй, лучший вид на город.

15. Парк Победы, Комсомольское озеро.

16. Площадь Победы.

18. Национальная библиотека Республики Беларусь.

19. Это единственное найденное нами место в городе где есть Wi-Fi. А еще крыша библиотеки оформлена как смотровая площадка, подняться наверх можно всего за 30 русских рублей.

20. Красивая башенка с часами прямо напротив главного здания КГБ. Никаких систем охраны и сигнализаций.

22. Это пожалуй лучшая наша ночевка за всю поездку. В башенке тепло, чисто, и главное есть .

24. Площадь Независимости.

25. Дом правительства Республики Беларусь, где-то здесь сидит . Любой снайпер может легко сюда пробраться.

26. Под площадь построен подземный торговый центр «Столица», прямо как у нас на Манежной!

27. Костёл Святых Симеона и Елены.

28. Олимпийский стадион «Динамо».

29. Решил немного поспать на мачте освещения.

32. Ну и под конец самое интересное. Минское метро. Говорят, это одно из самых охраняемых систем метро, особенно после террактов. Везде понаставили камер и датчиков, но несмотря на это мы все равно залезли без проблем.

33. Ночная прогулка в Минский метрострой на строительство продолжения Московской линии, на станции Михалово-Грушевка-Институт Культуры (действ.) В данный момент построена на 80% Грушевка, а Михалово пока на стадии котлована.

34. Попасть в тоннели оказалось очень легко, ночью на стройке никого нету, и большая часть стволов ведущих в метрострой не имеет даже забора.

В Минске возводят самый высокий небоскреб страны: каким он будет и что сегодня происходит на площадке ?

Хроника строительства

  • Июнь-ноябрь 2014 года — демонтаж зданий и сооружений на месте будущего комплекса, начало инженерно-геологических изысканий и подготовка территории к строительству.
  • Март 2015 года — приступили к устройству котлована и его укреплению методом «стена в грунте».
  • Лето-осень 2015-го — старт основного периода строительства: начало возведения гостиницы с конгресс-центром, сооружение свайного основания высотного здания.
  • Весна 2016-го — устройство фундаментных плит энергоцентра и административных зданий.

Первый белорусский небоскреб будет стоять на 306 сваях высотой 29,5 метра и фундаментной плите толщиной 2,5 метра. В создании этой конструкции строителям оказывают услуги по научному сопровождению несколько специализированных институтов.

Своими глазами

И вот мы на площадке. Ближе к проспекту на участке расположатся гостиница с конгресс-цент-ром и высотная штаб-квартира компаний группы «Газпром». Именно здесь процесс строительства продвинулся больше всего: уже растут монолитные конструкции отеля с конгресс-центром. В подземном уровне готовы два этажа, работа сейчас идет на первом наземном.

А на месте возведения высотки сделано свайное поле, теперь идет подготовка под заливку фундаментной плиты. Также готов фундамент одного из 4 офисных зданий.

Под всем комплексом сделают подземную двухуровневую парковку для гостей и работников многофункционального центра — свыше тысячи машино-мест. Также планируется небольшая наземная стоянка для машин экстренных служб и такси. По всему периметру площадки — транспортный коридор, который облегчит логистику.

— Комплекс по проекту устроен так, что каждое строение может работать автономно, — поясняет заместитель начальника производственного отдела филиала «Управление по организации строительства многофункционального комплекса «ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Александр Рудак . — Собственный энергетический центр обеспечит все объекты теплом, водой и прочим. Но у каждого здания свои распределительные узлы, поэтому ввод в эксплуатацию одного никак не зависит от других. Паркинг также разбит на отсеки, то есть фактически под каждым зданием свой. В комплексе будет три въезда-выезда: основной — с проспекта Независимости возле метеостанции, второй — с улицы Филимонова со стороны развязки и третий — от жилых домов на Филимонова.

Сейчас на строительной площадке постоянно трудятся около 200 человек в три смены. Пока здесь три башенных крана, в ближайшее время установят еще три, потом их станет больше. Техника появляется по мере необходимости. Подрядчики в основном белорусские. Например, все бетонные работы ведет ОАО «Минскпромстрой», за исключением здания энергоцентра, который возводит сербская фирма. Уже залит фундамент административной части этого сооружения. Одновременно идет конкурс на выбор генподрядчика всего комплекса.

По словам специалиста, в 2017 году, когда начнется монтаж инженерных сетей, фасадов, отделка зданий, численность рабочих на площадке может достигать от 1.600 до 4.000 человек.

— Не повлияла ли непростая экономическая ситуация на реа-лизацию проекта?

— Поскольку комплекс большой и сложный, а архитектурный проект создавался менее чем за год, то не все решения тогда успели скрупулезно проработать. Поэтому сейчас детально рассмат-ривается каждый узел, что-то меняется, что-то добавляется, много внимания уделяется безопасности, системам доступа в разные части комплекса, системам связи. Например, посетители смогут пройти через холл высотки, попасть в банк, подняться на лифте в ресторан с панорамным видом на город, но не будет возможности пройти в офисные помещения компаний группы «Газпром». При этом принципиальные моменты, заложенные в проект изначально, остались. Это интересная технология по сбору и использованию дождевой воды, оригинальная система пожаротушения. Необычно и само высотное здание — каждый этаж уникален по конфигурации и площади, в нем сложные стеклянные фасады. Нас консультируют международные строительные компании.

Мы остались довольны применением технологии ограждения котлована методом «стена в грунте». У нас эта конструкция по протяженности почти километр, что само по себе уникально. Работы по укреплению котлована и созданию свайного основания под высотку выполняла российская фирма «Геоизол».

— По первоначальным срокам весь комплекс намечено сдать к концу 2018 года. Есть ли очередность ввода объектов?

— Условная, исходящая из логики строительства: сначала высотка и гостиница с конгресс-цент-ром, затем три офисных здания и последний блок — еще одно административное строение, медицинский и спортивный центры. Но по проекту самый продолжительный период займет возведение небоскреба.

«Газпром Центр» — многофункциональный комплекс из девяти зданий, расположенных в трех линиях. По концепции, силуэту и цветовому решению он будет ассоциироваться с газовым факелом — символом группы «Газпром». Первая линия — это 189-метровая высотка оригинальной формы, которая станет штаб-квартирой компаний группы «Газпром». На самом верху башни расположится многоуровневый ресторан с обзорной площадкой. Вторая линия комплекса — четыре 12-15-этажных административных здания и гостиница с конгресс-центром. Третья — спортивный и медицинский центры, собственный энергоцентр. На внутренней площади между зданиями — амфитеатр и торговая зона.

Столица активно застраивается на протяжении уже нескольких десятилетий, но за 23 года независимости в городе так и не появилось здания выше, чем советское сооружение "Белбыттехпроекта" на Фрунзенской. Ситуация изменилась в 2015-м, когда в городе возникло сразу два местных небоскреба - "Парус" и Royal Plaza. Мы узнали, какие еще у нас есть высотные объекты, и сравнили их не только с соседними столицами, но и с знаменитыми вещами вроде пирамиды Хеопса или Эйфелевой башни.

Как оказалось, сейчас из семи самых высоких зданий Минска только два построено при Союзе. Но в отличие от многих западных стран самое высокое здание в столице - это жилой дом.

Высота "Паруса" и Royal Plaza оказалась практически одинаковой благодаря шпилям. Без них первенство было бы за бизнес-центром возле магазина "Ромашка" на Немиге.

Значительно ниже лидеров бывшее здание "Белбыттехпроекта" на Фрунзенской, которое начали строить в 1976-м, а сдали в 1982-м. При его возведении уже применяли технологию скользящей опалубки.

"Возведение в 80-х годах на высоких плато в районе Юбилейной площади и в излучине реки монументальных 24-этажных высотных зданий (институт "Белбыттехпроект" и гостиница "Беларусь") установило новый масштаб развития столицы и стало своего рода камертоном в композиции застройки водно-зеленого диаметра города. В ряду восточноевропейских столиц застройка Минска многими оценивалась как достойный пример современного градостроительного искусства", - писал в 2012 году главный архитектор Минскградо Александр Акентьев .

В 2012-м в этом районе возвели еще одну высотку - жилой комплекс "Славянский квартал", а еще через год - дом "У Троицкого". Если к первому сооружению больших претензий слышно не было, то второму досталась не лучшая слава.

К слову, общий дизайн дома "У Троицкого" был придуман еще , чем появилось шестое по высоте здание Минска - гостиница "Беларусь". Открыть ее планировали к Олимпиаде-80, но дело затянулось до 1987 года. На тот момент это был самый вместительный отель в стране с рестораном с видом на город.

Еще один ресторан с видом на Минск есть и в Национальной библиотеке, проект которой разработали в конце 80-х. Он даже занял первое место на всесоюзном конкурсе в 1989-м. Но строить сооружение начали только в 2002-м и сдали к 2006 году. При возведении объекта было задействовано 9 башенных кранов, что на тот момент было рекордом.














Рассмотрев 7 самых высоких зданий Минска, мы сравнили их не только с высотками соседних столиц, но и с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями.

Как оказалось, практически во всех соседних столицах есть более высокие здания, чем в Минске. Исключение составляет лишь Рига.

Московская же 93-этажная восточная башня комплекса "Федерация" в составе "Москва-Сити" будет не только самым высоким зданием в России, но и во всей Европе. При строительстве применили практически все мировые технологии энергосбережения, а автором проекта значится "немецкий архитектор Сергей Чобан". Как оказалось, он переехал в ФРГ из России еще в 1991 году.

И хоть в Варшаве за вокзалом сейчас также активно развивается деловой центр с небоскребами, самым высоким зданием в Польше остается Дворец культуры и науки, построенный в 1955 году. Его возвели по образцу сталинских высоток в качестве подарка польскому народу. Проектировал его московский архитектор Лев Руднев, а строили - 3500 советских строителей. Сейчас "подарок советского народа" некоторые поляки называют "подарком Сталина", а мнения насчет будущего сооружения - разделены. Одни заявляют, что объект надо снести, как было с Берлинской стеной, другие - оставить как архитектурный объект времен социализма.

Не слишком довольны своим небоскребом жилого назначения на Кловском спуске и киевляне. Местные говорят, что жилой комплекс с вертолетной площадкой наверху закрывает вид с левого берега на Лавру. Не лучший вид открывается и со стороны Олимпийского стадиона, поскольку здание сильно контрастирует на фоне остальных.

В Вильнюсе ситуацию с контрастами застройки спасает то, что деловой квартал состоит из нескольких небоскребов и находится за рекой, а не в старом городе. Самое высокое здание здесь появилось еще в 2004-м. Его открыли в рамках празднования вступления страны в Европейский союз и назвали Europa Tower.










А вот самое высокое здание в нашей подборке - Empire State Building - появилось еще в начале 30-х. 1 мая 1931 года в Нью-Йорке открыли небоскреб высотой почти в полкилометра, 2 мая 1931 года в Минске заработала фабрика "Коммунарка".

Самым же высоким зданием мира является 828-метровая башня "Бурдж-Халифа" в Дубае. На втором месте "Шанхайская башня" в 634 метра, на третьем - 601-метровый комплекс "Абрадж аль-Бейт" в Мекке.

Но все вышеперечисленное еще не означает, что Минск - город малоэтажной застройки. В столице на данный момент есть 104 сооружения, в которых более чем 20 этажей.

«События развивались стремительно. Гондольеров с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, а застройку капитально уплотнили. Вместе с первоначальным проектом исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов». Николай Янкойть написал про пять последних разочарований в области градостроительства: Минск-Сити, скоростной трамвай, стадион «Динамо», Хмаринские пасеки и «Маяк Минска».

«Маяк Минска»: как накрылся 78-этажный минский небоскреб

«Жить в крупном мегаполисе, пользоваться всеми возможностями развитой инфраструктуры, но при этом наслаждаться тихим спокойствием, великолепной архитектурой и прекрасными, почти уходящими в горизонт и увлекающими своей красотой видами. Разве это возможно?» Разумеется, невозможно. Впрочем, когда в 2008 году строительство «Маяка Минска» только начиналось, рекламному буклету очень хотелось поверить. Проект загадочной английской компании Zomex Overseas Limited, победивший в конкурсе на застройку района рядом с Национальной библиотекой, разрывал в клочья все шаблоны минской архитектуры.

Минску обещали ведущих архитекторов Великобритании и Франции, а жителям нового района - искусственные каналы с гондольерами, 78-этажный зеркальный небоскрёб в дубайском стиле и «крупнейший в Европе торговый центр площадью 200 000 кв.м». Последний пункт, кстати, автоматически исключал из Европы Турцию и Россию: на момент утверждения минского проекта уже работал вдвое больший стамбульский Cevahir, а в Москве рыли котлован под пятисоттысячный «Авиа Парк».

Далее события развивались стремительно. Гондольеров вместе с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, застройку капитально уплотнили, а зеркальные поверхности домов приобрели привычные «брилевичские» оттенки розового, красного и коричневого. Вместе с первоначальным проектом ZomexOverseas исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов. В 2012 году поугасли и надежды на настоящий небоскрёб: минская компания «Белинте-Роба», заменившая городу всех этих британцев (по некоторым данным, по личному составу от британцев неотличимая), представила общественности обновлённый проект «Маяка».

Казалось бы, испортить проект сильнее уже сложно - и всё же на этом его в покое не оставили. Уже через несколько месяцев 35-этажный «Маяк» был заподозрен в намерении подавить распластавшийся через дорогу «один из важнейших символов белорусской государственности». К весне 2013 на просторах сети появился новый проект.

Словно в насмешку ординарные бело-голубые высотки получили имена художников: «Кандинский», «Сезанн», «Матисс», «Дали» и даже «Пикассо». Кстати, газпромовская 200-метровая башня, проект которой представили годом позже, расположится с другой стороны от Национальной библиотеки, но «подавлять» он будет только одно строение - Московский автовокзал.

Справедливости ради отметим, что план постройки огромного торгового центра сохранили неизменным и уже начали потихоньку реализовывать. К тому же в районе уже выстроена эффектная школа по проекту бюро белорусского архитектора Юлии Скорыниной . Впрочем, от глаз большинства минчан это здание будет скрыто «Пикассо» и сотоварищами.


Почему безликий «Северный» не стал «Хмаринскими пасеками»

Возводить новый жилой район между Новинками и МКАДом было решено в конце нулевых. Николай Ладутько хвастался , что район станет крупнейшим жилым массивом в городе, Министерство здравоохранения обещало выстроить здесь самую большую в стране клиническую больницу, УП «Минскградо» запланировало продолжение улицы Карастояновой до третьего транспортного кольца, да и само строительство третьего кольца было не в последнюю очередь привязано именно к началу работ над «Северным». Проект утвердили на пресловутом «самом высоком уровне» и включили в план развития города от 2010 года.

Из безликого «Северного» район переокрестили в «Хмаринские пасеки», и весной 2011 экскаваторы начали расчищать площадку под первую очередь жилья. Сказочной архитектуры от «Пасек» никто не ждал - зато новый массив девятиэтажек имел все шансы стать самым зелёным и экологически чистым жилым районом Минска.

А потом строительство внезапно свернули. Президент вдруг вспомнил, что земли между Новинками и МКАДом особенно хороши в качестве пахотных, и заявил, что строить на них какое-то там жильё - «самое жёсткое уголовное преступление». Вслед за президентом грудью стал на защиту зерновых и Ладутько. Забыв о недавних обещаниях изменить район до неузнаваемости, Николай Александрович прочитал прессе несколько лекций о невероятной новинковской урожайности, подчёркивая, что никаких районов на плодовитых землях город строить не собирается. Экскаваторы уехали, названия остались на бумаге. Строительство третьего кольца тоже приутихло.

Вполне вероятно, что ещё два проекта жилых районов - Щомыслица за МКАДом на юго-западе и Дегтярёвка на западном выезде из города - свернулись из-за того же запрета на застройку пахотных земель. Продовольственная безопасность - превыше всего, а для жилья, если что, и Уручье можно уплотнить.

Стадион «Динамо»: как надежда умирает последней

В реконструкции «Динамо» нуждалось ещё с начала 90-х. В 1999-м на стадионе даже прошёл ремонт: советские скамейки заменили пластиковыми сидениями, а наскоро достроенный перед Олимпиадой-80 козырёк условно «законсервировали»: пускать туда людей уже было слишком опасно, но на демонтаж денег не хватило. Наконец, в июне 2012 года минская мэрия подписала договор с венгерской компанией «Грабоплан». К радости футбольных болельщиков, стадион пообещали преобразить всего за 28 месяцев.

Однако к концу осени ремонт так и не начался, а Мингорисполком внезапно объявил открытый архитектурный конкурс на новый проект. Обязательным условием было сохранение фирменной «римской» аркады, а из легкоатлетического стадион должен был превратиться в полностью футбольный: беговые дорожки обещали убрать, трибуны - приблизить к газону. Венгры из «Грабоплана» оторопели , но всё же высказали надежду на сотрудничество. Победителем конкурса стало лаконичное решение немецкой компании GMPInternational, строившей арены для чемпионата мира в ЮАР и чемпионата Европы в Польше и Украине. На этой радостной ноте стадион наконец закрылся на ремонт.

Однако вскоре стало понятно, что немецкая продуманность Минску не по карману. Инвесторов не нашлось, государственных денег - тем более: футбольный стадион, поди, не ледовый дворец. За 2013 год в рамках «реконструкции» строители разобрали полкозырька и сняли половину кресел.

Наконец, в начале 2014-го появилась информация о новом варианте реконструкции. Футбольный стадион в центре города показался властям слишком неудобным объектом: парковок к нему не настроишь (ведь соседние территории уже давно отданы под отели и казино), да и 40 тысяч злых футбольных фанатов в центре города - несомненная опасность для хрупкой государственности. В феврале «Минскпроект» представил общественности новый план на «Динамо».

На новом проекте стадиону вновь вернули дорожки, более того, «Динамо» решили сделать именно легкоатлетическим объектом. Количество зрительских мест с планируемых 45 тысяч уменьшили до 20. Проект национального футбольного стадиона выбросили из центра в Заводской район, а из ближайших планов - на следующую пятилетку. «Грабоплан» и вообще подал на руководство «Динамо» иск в суд за неправомочное расторжение контракта.

Вслед за надеждой на удобный европейский стадион в центре города умирают и надежды на то, что хоть какая-то реконструкция состоится в ближайшие несколько лет: с момента разговоров о 28 месяцах ремонта прошло уже два года, а сам ремонт ещё только-только начался. Даже «толкучка» вокруг «Динамо» по-прежнему подаёт признаки жизни.

Почему скоростной трамвай так и не заменил метро

Десять лет назад минские власти впервые заговорили о разработке комплексной схемы общественного транспорта. Именно тогда зазвучала первая конкретика о третьей линии метро, а четыре городские транспортные организации - Минскпассажиравтотранс, Минскгорэлектротранс, Минский метрополитен и Управление транспорта и связи Мингорисполкома - вошли в состав единого Минсктранса. План развития расписали аж до 2030 года. Понимая, что метрополитен за счёт застройки и уплотнения жилых районов вскоре начнёт трещать по швам, а неповоротливые автобусы всё чаще будут провоцировать пробки на больших перекрёстках, транспортники нашли новый приоритетный путь развития. Экологичный, быстрый и к тому же недорогой - скоростной трамвай.

Начать планировалось с продления трамвайных путей с площади Мясникова до объединения с линией на Комсомольское озеро. Затем из полученного кольца должны были выстроить быстрые рельсы до Сухарева, Чижовки и Курасовщины - этим районам трамвай мог бы заменить метро, которое туда точно не проведут ещё десятки лет. У Восточного автовокзала трамвай даже планировали ненадолго пустить под землёй. Финальным аккордом стало бы огромное полукольцо от Минск-Арены до Ангарской. Впридачу скоростные трамваи собирались запустить в Силичи и Логойск.

В пику всем трамваененавистникам одна за другой появились новости о введении в Минске бесшумных составов и о внедрении светофоров , автоматически реагирующих на приезд трамвая. Транспортники на пальцах объясняли журналистам, чем и насколько трамвай лучше метрополитена, автобусов и маршруток, причём доказательства звучали достаточно убедительно даже для тех, кто никогда не катался в эталонных немецких трамваях. К 2011-му для запуска проекта была готова практически вся документация, а в Серебрянке даже начали дорожные работы.

Однако внезапно проект свернули по тривиальной причине: нет денег. «Станем побогаче - поднимем вопрос снова», - обещал Минсктранс, опуская прекрасный проект в мусорный бак. Судя по всему, в ближайшие лет двадцать Сухарево и Чижовка останутся ни с чем.

Запасной аэродром: почему не будет Минск-Сити

В 2007 году власти города поведали народу, что столица просто зудит от срочной необходимости постройки настоящего даун-тауна. Площадь под проект нашлась на удивление быстро: город вспомнил, что рядом с центром есть громадный и довольно бесполезный аэропорт. Уже к маю появилась утверждённая концепция: «Минск-1» решили снести, а соседний Минский авиаремонтный завод - вынести за черту города. Ждать инвестора тоже долго не пришлось: российская нефтяная компания «Итера» пообещала вложить в «Минск-Сити» запредельные 30 миллиардов долларов.

В отличие от фантастической по белорусским меркам скорости принятия решений, первые эскизы нового района от УП «Минскградо», мягко говоря, не впечатляли.

Вскоре свой вариант предложило российское архитектурное бюро «Лозинский и партнёры»; получилось значительно интереснее. Центральный небоскрёб должен был своими очертаниями напоминать нам всем взлетающего аиста.

От предварительных эскизов Мингорисполком и «Итера» перешли к реальным действиям: в 2008 году был объявлен крупный тендер, в котором поучаствовали по-настоящему серьёзные архитектурные компании - американская NBBJ , британская RMJM , интернациональная Aedas . Увы, особого резонанса в городе тендер не вызвал, а большинство участников постеснялось выкладывать свои проекты в открытый доступ. Всё, что осталось для истории в сети, - миниатюрные рендеры, которые, впрочем, могут дать приблизительное представление о том, каких красот мы в Минске уже точно не увидим.

Особенно впечатлял смелый, стильный и брутальный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата - одного из немногих, кто выложил рендеры проекта на своём сайте .

Водный канал, делящий район на две части, должен был точно повторять контур взлётно-посадочной полосы исчезающего «Минск-1».

Впрочем, ожидать, что нынешние городские власти выберут демонические чёрные высотки Эгераата, было бы по меньшей мере глупо. Победителем тендера стал старый добрый проект Лозинского с аистом-небоскрёбом. Впрочем, аист тоже выглядел не так уж плохо; дело было за реализацией. К этому времени «Итера» протрезвела и тихонько уменьшила сумму инвестиций до 5 млрд.

И тут грянул экономический кризис. Какое-то время властям было совсем не до строительства, а когда в 2012 к вопросу «Минск-Сити» решено было вернуться, оказалось, что пыл «Итеры» окончательно остыл. Всё, что к этому моменту было построено, - несколько бюджетных панелек. Как они увязывались с утверждённым проектом - неизвестно. В итоге «Итеру» отстранил от проекта лично Лукашенко. Панельки рушить, конечно, не стали.

В 2013 Мингорисполком решил начать с чистого листа. От проекта с аистом окончательно отказались, а в поисках решений объявили ещё один конкурс. По громким именам новое шоу не уступало предыдущему: среди участников числились американские гиганты HOK , модные нью-йоркцы PerkinsEastman , влиятельные Sasaki . Однако приоритеты городских властей изменились: вместо люкс-апартаментов новый проект должен был включать пять очередей жилья эконом-класса, а высоту зданий ограничили 75 метрами (что, кстати, в переводе на национальные единицы равно Одной Библиотеке). Размах эскизов, соответственно, сошёл на нет.

Первое место в конкурсе не отдали никому, поскольку среди проектов не нашлось работы, «обладающей комплексом градостроительных идей, которые можно было бы реализовать в полном объеме». «Правильную» работу было поручено сварганить минским архитекторам, и те справились за два месяца. Вскоре прессе сообщили, что этот вариант проекта - финальный.

Весной 2014 года был объявлен новый конкурс среди инвесторов, но его результаты Мингорисполком почему-то так и не опубликовал. В июле на одной из встреч с горожанами Николай Ладутько «напомнил» всем о победе английских архитекторов, чем окончательно запутал ситуацию: искали ведь вроде инвесторов, а нашли архитекторов.

Кажется, история только начинается; впрочем, ждать от «Минск-Сити» футуристичных пейзажей на грани фантастики уже не стоит.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта