Злосло́вие — неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка Бога, ангелов или людей (в том числе: их мыслей, желаний, действий, поступков и пр.), обществ, сообществ, наций, стран и народов.
В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:
— власфимия (βλασφημία) (см. ; и ) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула
),
— лидория (λοιδορία) (см. ) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители
);
— псифиризмос (ψιθυρισμός) (см. ; ) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания
).
Грубость нравственной оценки как таковой не может рассматриваться априори как злословия.
Так, во времена Ветхого Завета пророк Исаия, обличая своих соплеменников во зле, применил довольно резкое по содержанию выражение: «князья Содомские», «народ Гоморрский» ()
В свою очередь Предтеча Господень применил в отношении шедших к нему фарисеев и саддукеев не менее хлёсткое выражение: «порождения ехиднины» ().
В принципе, оба названных выражения, в случае их применения другими людьми, в других обстоятельствах, можно было бы обозначить как крайне грубые (ср.: «аналогичные» им по значению русские выражения (приводим их в варианте, адаптированном под формат богословской статьи): «князья Содомские» () - мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, «порождения ехидны» () - собачьи дети).
Со стороны обличаемых беззаконников такого рода порицания нередко воспринимались как оскорбительные. Но вправе ли мы оценивать их как грех злословия? Очевидно, что нет.
Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи резкими по форме, эти слова соответствовали степени греховности грешников; во-вторых, потому что они были высказаны не по пристрастию или гордыне, не по ненависти или злобе, но с благой, возвышенной целью: побудить нечестивцев одуматься, прийти к , обратиться ко Господу, изменить поведение, жизнь.
Злословие же подразумевает иные мотивы. Достаточно часто причиной злословия служит заносчивость и гордыня. В этом случае человек хулит ближних, ставя себя выше них, и даже противопоставляя себя (мол, то ли дело он, ведь он - не такой, как они).
Довольно часто причиной злословия выступает к сквернословию вообще, а нередко - греховная «любовь» к , ведь по сути, обвиняя того или иного человека сверх надлежащей меры, злословящий приписывает ему нечто лишнее, и, следовательно, клевещет на него.
Особенно сильно злословие сближается с в тех случаях, когда бывает направлено против Бога или Его святых, ибо Господа совершенно не за что хулить, а святые (живущие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как правило, значительно меньше тех, кто их злодейски ругает.
Характерным примером может служить злословие Христа. Вспомним, что многие иудеи обзывали Его и обманщиком, и самозванцем, и даже богохульником, тогда как Он не имел с обвинениями ничего общего.
Нередко мотивом злословия служит личная неприязнь, или ненависть, что противоречит заповеди о к ближнему. Отсюда и строгость суда Божьей Правды: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ().
Злословие – склонность вести речь об отрицательных качествах и недостатках человека в его отсутствие, используя оскорбления, наветы и посягательства на унижение его чувства достоинства и причиняющие ему вред.
Как-то раз пожаловался один человек мудрецу: - Все говорят, что я не умею держать язык за зубами, даже называют кляузником. Честно говоря, я много злословил в своей жизни. Как бы мне теперь исправить все необдуманные слова? Мудрец сказал: - Возьми перьевую перину, поднимись на самую высокую крышу и развей перья по ветру. После возвращайся ко мне, я буду ждать тебя. Человек мигом сделал все, что велел старец. Довольный, он прибежал обратно и спросил: - Ну что, теперь я все исправил? - Нет, - ответил мудрец, - это была лишь часть задания. А теперь иди и собери все перья до одного. Человек удивленно посмотрел на старца и понял, что тот дал ему хороший урок на будущее.
Злословие во множестве своих проявлений всегда связано со злом и нечистым сердцем (мотивом). У Фаины Раневской есть замечательное высказывание о людях, для которых злословие такое же обычное дело, как мытье рук, завтрак или сон: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты». Эти люди, занимаясь злоречием, всегда находят себе оправдания: «Я никого не осуждаю, просто говорю, что думаю». Для этих людей пустой звук, что говорить о других за глаза, подличать за их спиной некрасиво и грешно.
Злословие безразлично к опасным последствиям от своего распространения. Множитель зла даже не задумывается, что его слова развивают в людях злобу, обиду, плохое расположение, неприязнь и ненависть, сказывается на их здоровье и судьбе. Словно передаточное устройство, злословие, руководствуясь завистью, гневом, тщеславием, самодовольством и подозрительностью, оскверняет душу злоречивого, отравляет его самого и соучастников ядом раздражительного осуждения. В книге «Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина» о злоречии пишется так: «В злоречивом все есть, и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным». Разве способен быть гармоничным человек, когда у него в мыслях и на языке злые намеки, колкости, злые слова, кривотолки, укоры, брань и осуждение? «Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, - они скрыты тонкими и лощеными оборотами», — писал Плутарх.
Склонность злословить имеет исторические корни. Осуждая соседние племена, сравнивая себя с ними и, в то же время, принижая их значимость и раздувая недостатки, наши предки возвеличивали себя, самоутверждались в своей мощи за счет обесценения других, чувствовали себя непобедимыми. В какой-то мере, наследственная склонность к злословию повсеместно работает и поныне во всех сферах жизни. Когда есть общий оппонент, конкурент, соперник – временные союзники, как бы, объединяются в одну стаю против другой.
Притягательность злословия в создании условной границы между «своими» и «чужими». Когда в «кучу» сгрудились малые, можно повысить самооценку за счет хулы на других, между членами «стаи» обвинителей возникает близость. Дружба «против» отсутствующего создает для осуждающих общие ценности, на контрасте с ним они ярче видят свою идентичность. «Сдруживает» и сильное эмоциональное волнение, испытываемое при осуждении других. Негативно высказываясь об окружающих, члены стаи привязываются друг к другу по интересам, испытывая негативное отношение к тем, кто видит в людях достоинства и позитивно смотрит на мир. Перемывая кому-то косточки, злословие кажется себе умнее, деликатнее, красивее и справедливее своих оппонентов. В такой причудливой форме срабатывает механизм вечной борьбы за выживание.
Злословие находит радость и счастье в неприятностях других, ставших следствием его «подковерных» усилий. Оно не понимает, что в жизни существуют и другие радости, кроме несчастий окружающих. У злословия после удачного попадания в цель, как после плитки шоколада или солнечных лучей, активизируются центры удовольствия, повышается уровень эндорфина в крови, укрепляется иммунитет организма.
Никто не злословит о тайных достоинствах других. Склонность говорить дурно и зло о других не обязательно является следствием осознанной недоброжелательности. К примеру, кто-то подражает поведению родителей, и выискивать «червоточины» в других для него органично и естественно. А кто-то злословит инстинктивно, защищаясь от заведомо сильного соперника, если тот с ним одного статуса.
От злословия недалеко до злодейства. Злословие – это символическое желание уничтожить другого. Для совершения злого поступка надо хоть капля решимости и мужества, за него можно пострадать и понести ответственность. Слово для злословия не имеет материальной силы, но имеет неизгладимое значение, душевную зарубку для его адресатов. Единожды выскользнувшее злое слово способно оставить несмываемый след. Злословие тешится своей безнаказанностью и анонимностью, получая непосредственное удовольствие от воображаемого, гипотетического страдания и ниспровержения другого человека. Как точно подметил Лопе де Вега, написав: «Злословить, и остро при этом, Весьма приятно, милый мой. Ведь было сказано поэтом: Злословье греет нас зимой И освежает жарким летом».
В злословии, как это ни странно, всегда виноват пострадавший. Есть такое понятие – «терпила». То ли он украл шубу, то ли у него украли, не имеет значения – осадок остался. Оправдываться – неблагодарное занятие. Оправдания – это виноватость и защита, а злословие – это нападение и безнаказанность. Злословие знает, что оправдываются люди с низкой самооценкой, напичканные страхами и привыкшие к позиции жертвы. Оправдываясь, они неизбежно окажутся в проигрышном положении, такие люди – легкая добыча для злословия. Куда тяжелее с людьми, жизненный принцип которых – «Королева не оправдывается». Тем не менее, даже им трудно противостоять океану грязи, обрушивающемуся на них из злоречивых уст. «Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы», — писал А. С. Пушкин. Пресловутое «нет дыма без огня» стало устойчивым стереотипом мышления большинства людей, и злословие пользуется этим на всю катушку.
Ф. Ницше мудро заметил: «Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду». В конечном счете, злословить – это говорить о другом то, что ему бы не понравилось. По этому поводу есть анекдот: «Думаешь, кто-то распространяет о тебе сплетни?» — «Хуже. Думаю, кто-то распространяет обо мне правду». Или на эту же тему: Секретарша говорит своему боссу: «Сэр, если бы вы знали, какие сплетни распускает о вас ваш зам…»- «Ерунда все это! Главное, чтобы он не говорил правду». Если это правда, значит, перед нами злословие, если нет – значит, это клевета. Тем не менее, даже если злословный человек говорит правду, он поступает дурно.
Один человек злословил о другом. Ученый, присутствующий при этом, сказал: «Не отзывайся дурно при мне о другом! Не заставляй меня дурно думать о тебе! Ибо, когда ты злословишь о другом, я начинаю тебя считать плохим человеком. И я не знаю, что будет от твоего злословия. Я предполагаю, что, злословя о нем, ты умаляешь его достоинство, но то, что ты отнял у него, не прибавят к твоему достоинству!»
Петр Ковалев
Злословие
– нравственно-отрицательное качество личности, проявляющееся как использование слова в антигуманных безнравственных целях принесения кому-либо неприятностей, боли и другого зла.
Безрукова В.С. | Основы духовной культуры
Злословие (недоброжелательные слова по поводу недостатков людей, предметов и явлений) – это негативно окрашенные высказывания о других людях. Каждый раз, когда человек со скрытой, затаенной радостью сообщает нечто отрицательное - он злословит. Выделяют 6 основных типов злословия. Первый – злословие о людях, об их недостатках и пороках в целом, осуждение с примесью клеветы. Второй – умышленные словесные обиды, напоминание о личных недостатках. Третий – укоры человека при других недостатками его предков, родных и близких. Четвертый – осуждение и обсуждение близкого человека с третьими лицами, сплетни «за глаза». Пятый – злословие о раскаянных пороках человека, воспоминание о прошлых обидах, плохих поступках, за которые человек понес наказание или попросил прощение. И, наконец, шестой тип злословия характеризуется недобрыми словами в отношении к тем, кто просит милостыню, к священнослужителям или служителям культов. В основе злословия лежит желание унизить другого, поставить его в подчиненное положение, и тем самым повысить чувство собственного достоинства. Если заглянуть еще глубже в душу человека, который подвержен этому пороку, что мы увидим? Сильный комплекс неполноценности, неуверенность, слабость духа, неспособность к творческой самореализации.
Доброжелательность, спокойное отношение к людям и ситуациям, нулевая оценка, внимательность, молчание, уважение – вот основные помощники в борьбе с пороком злословия. Но самое главное заключается в признании великой ценности человеческого достоинства, как в самом себе, так и в других людях.
Злословие
Доброжелательность
Льстивость