Главная » Выращивание » Михаил якушин. Якушин михаил нестерович

Михаил якушин. Якушин михаил нестерович

    Михаил Нестерович Якушин (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета … Википедия

    Летчик истребитель, генерал майор авиации. Воевал в Испании в эскадрилье А. К. Серова, летал на И 15. Первым в ночном бою (26.07.37) сбил бомбардировщик противника. Всего сбил 7 самолетов франкистов. В 30 х годах возглавлял пилотажную группу… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушин. Иван Нестерович Якушин (1913 ?) советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол. Биография Член ВКП(б). Окончил Московский авиационный институт (1939). 1947… … Википедия

    Михаил Якушин Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    - (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета 1937 года под… … Википедия

    Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Якушин, Александр Николаевич (р. 1956) российский военачальник. Якушин, Иван Нестерович (1913 ?) советский дипломат. Якушин, Михаил Нестерович (1910 1999) советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович (1910 1997) … Википедия


Российская империя Дата смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение


генерал-майор авиации Командовал

ВВС Северо-Кавказского военного округа

Сражения/войны Награды и премии

Других государств :

Михаи́л Не́стерович Яку́шин ( -5 июля ) - советский военный лётчик, генерал-майор авиации.

Биография

Родился в 1910 году недалеко от Москвы . Окончил военную авиационную школу, служил в Баку .

Награды

Напишите отзыв о статье "Якушин, Михаил Нестерович"

Примечания

Литература

  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М .: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 957 - 958. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Якушин, Михаил Нестерович

– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске Московской области (Россия) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1926 году окончил школу ФЗО, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до третьего курса.
Стал служить в Красной Армии.
Окончил Военно-теоретическую школу и Военную школу летчиков.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года, был пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Карлос Костехон».
Первым среди советских летчиков одержал ночную воздушную победу: в ночь с 25 на 26 июля 1937 года сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер).

«…Якушин молча прохаживается возле своего самолета. Все время курит, и только по этому можно догадаться, что он волнуется. Серов то и дело смотрит на часы. На востоке загораются первые звезды, в их мерцающем свете безоблачное небо кажется отполированным.
- Пора, Миша, - говорит Серов, приминая каблуком тлеющий на земле окурок.
Надевая парашют, Анатолий уточняет последние детали предстоящего полета.
- Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.
И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется…
…Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.
Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.
Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:
- Немец!
Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.
Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.
- Горит! Горит! - восторженно кричат летчики.
Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб.
Не отрываясь, все присутствующие на аэродроме продолжают смотреть в ту сторону, где только что разыгрался бой. И люди с удивлением замечают, что ночь уже не такая темная, как казалось. Ясная, замечательная ночь!
Шоферы вновь включают свет, и он буравит темноту, отодвигая ее подальше.
Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Серов отмахивается:
- Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.
Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Широко шагая, Анатолий идет навстречу ему. Оба сияют. Серов крепко обнимает своего друга:
- Поздравляю, поздравляю, Миша! А мне не повезло!
- Хватит и на твою долю, - смеется Якушин. - Уверен, что они не сразу поймут, в чем дело, и еще будут летать.
Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях!
Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации.
На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)

Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов (в том числе 8 ночных), участвовал в 25 воздушных боях, сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в составе группы). По другим данным лично сбил 3 самолета (2 Фиата-32 и 1 Ю-52), или 8 самолетов.
За сбитый ночью самолет, он был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с июня 1938 года, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Наряду со службой в боевых частях, командовал особой пятеркой истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал в составе 11-й смешанной авиационной дивизии. В должности заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Москвы, затем в 1942 году был начальником отдела лётной инспекции ВВС, начальником отдела истребительной авиации. С февраля 1943 года до конца войны командовал 215-й истребительной авиационной дивизией.
29 июня 1944 года был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги.
Участвовал в боях в Восточной Пруссии. Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.
Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 5 июля 1999 года.

Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:
30.06.1937 1 Фиат-32 Толедо лично
06.07.1937 1/2 Фиат-32 Брунете в паре с А. К. Серовым
07.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
07.07.1937 1/3 Фиат-32 Мадрид в составе звена
08.07.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо лично
14.08.1937 1 Ю-52 Испания
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос лично

Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937*, 07.05.1940, 0000), двумя орденами Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944, 0000), шестнадцатью медалями, российским орденом Жукова (07.11.1995), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Примечание:
* Орден имел порядковый № 82/"2".

Якушин Михаил Нестерович (1910-1999).

Военный лётчик и военачальник, генерал-лейтенант авиации.

Родился 20 марта 1910 года в Егорьевске (Московская область) в семье рабочего — текстильщика. В 1926 году окончил школу ФЗУ, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса, был направлен парторганизацией в Красную Армию.
В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа (Азербайджанская ССР). По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

С 31 мая по 15 ноября 1937 года, вместе с другими лётчиками-добровольцами, участвовал в Гражданской войне на стороне республиканского правительства. Свою боевую деятельность лейтенант М.Н.Якушин, под именем «Родриго Матео», начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях И-15 с аэродрома Лос Алказарес. Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М.Н.Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага.
Всего в небе Испании М.Н.Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных (имел 180 часов боевого налёта). Провёл 25 воздушных боёв, сбил 5 самолётов лично и 1 в группе.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (31.07.1937 г. и 22.10.1937 г.). Кроме того, за сбитый ночью самолёт, он был награждён республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».

В ноябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М.Н.Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками…
После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора.

Принимал участие в советско-финской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени (07.05.1940 г.).

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати, Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской «красной пятёрки» истребителей И-16 . Затем подполковник М.Н.Якушин работал в Лётной инспекции ВВС, возглавлял отдел истребительной авиации.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В тот день Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиационный полк А.П.Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.
В июле 1941 года подполковник М.Н.Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.
В 1942 году возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС.
С 24 февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г.П.Кравченко, полковник М.Н.Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте). Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию.

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Награды:
-орден Ленина (29.5.1945 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени;
-два ордена Кутузова 2-й степени (25.7.1944 г., 10.4.1945 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (06.4.1985 г.)
-два ордена Красной Звезды;
-орден Жукова (7.11.1995 г.);
-медали;
-польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Список источников:
Олег Каминский. Якушин Михаил Нестерович.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Якушин Михаил Нестерович».



В д. Кузьмино инициативной
группой жителей
с. Ворша на границе
поля-бывшего аэродрома
Ундол установлена мемориальная доска.
Всю войну в поле между
реками Клязьма и Колокша
действовал оперативный аэродром
под названием Ундол.
Где базировалась 241-я
бомбардировочная Речицкая
ордена Кутузова
авиационная дивизия.

Во время Великой Отечественной войны во Владимирской области разбилось 80 самолетов и 103 пилота. Один из них - Михаил Спиридонов на Ла-5Ф - погиб недалеко от деревни Колокша. Погибший под Колокшей боевой истребитель был приписан к Высшей офицерской школе воздушного боя, которая с лета 1943 года базировалась на грунтовом аэродроме под Ундолом. Лучших выпускников различных авиашкол направляли сюда для подготовки к воздушным сражениям в условиях максимально приближенным к боевым. За несколько месяцев учебы летчики превращались в настоящих асов. По словам командира поискового отряда «Небо Родины» Евгения Агафонова, выпускников ундольской летной школы использовали исключительно для расчистки неба от немцев в зоне боевых действий. Ни в разведку, ни в сопровождение эти «сталинские соколы» не летали.В небе под Ундолом летчики осваивали фигуры высшего пилотажа, учились ночному ориентированию по приборам. Асы должны были провести серию воздушных боев: инструктор садился за штурвал немецкого самолета, а курсант должен был зайти ему в хвост и взять его на прицел.

Трижды
Герой Советского Союза. Маршал авиации
И. Н. КОЖЕДУБ
ДВЕ НЕДЕЛИ ЛЕТАЛ НАД ВЛАДИМИРСКИМИ ПОЛЯМИ
«Летно-технический состав был подобран сильный, с опытом боевой работы, с хорошими знаниями и пониманием задач. Жили мы все в съемных «уголках» у крестьян, жили дружно, хоть и неуютно», - вспоминают ученики летной школы под Ундолом. Среди курсантов ундольской кузницы крылатых асов были всемирно известные летчики. Здесь они переучивались летать на новых самолетах. В том числе в 1944 году здесь осваивал новый Ла-7 герой Советского Союза Иван Кожедуб. В московских архивах есть фотография, где геройский летчик запечатлен на ундольском аэродроме.


НЕ ДОТЯНУЛ 4 КИЛОМЕТРА

11 декабря 1943 года с ундольского аэродрома для отработки виражей поднялся Ла-5Ф под управлением 22-летнего младшего лейтенанта Михаила Спиридонова, уроженца Куйбышевской области. Над безлюдной местностью в районе будущего поселка Энергетик, он выполнил необходимые упражнения и повернул назад. Около деревни Колокша у самолета неожиданно по неизвестной причине загорелся двигатель. Машина вошла в пикирование и почти мгновенно врезалась в землю. До аэродрома ему не хватило каких-то 4 километров.Летчик погиб, как было написано в документах комиссии, которая работала на месте, сразу после аварии, его останки как и обломки самолета раскидало в радиусе 200 километров. На воинском захоронении около церкви села Ворша есть фамилия Михаила Спиридонова. Кроме него на воршинском погосте числятся погребенными еще 25 летчиков ундольской Вышней школы асов.
По последним подсчетам поисковика Евгения Агафонова, младший лейтенант Спиридонов - один из 103 летчиков, которые разбились на территории современной Владимирской области в годы Великой Отечественной войны. Самолетов, потерпевших крушение в регионе за тот же период, Агафонов насчитал уже 80.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта