Главная » Выращивание » Вадим Храппа От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений

Вадим Храппа От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений


В Евангелии приведена притча о бедном Лазаре, который лежал у ворот богача, выпрашивая подаяние: "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его" (Лука 16.20-21).
Нищие-калеки, прося милостыню, часто пели духовный стих о бедном Лазаре. Пели они жалобно и заунывно. Отсюда и выражение "беден, как Лазарь", "петь Лазаря".
То же самое означает "беден, как Ир" (Гомер, "Одиссея").

Пояснение к притче о богаче и Лазаре.

Загробного мира не существует. Библия не учит этим языческим верованиям. Смерть подобна глубокому сну без сновидений в котором не ощущается время. Это видно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где упоминается другой Лазарь, которого Иисус воскресил.
То же самое сказано в ветхозаветных книгах Псалтирь, Екклесиаст и др.

В притче о богаче и Лазаре говорится, что богач сразу же попал в ад, а Лазарь - в рай. Если мертвые спят, тогда как объяснить эту притчу? (Лк. 16:19-31).


Важно отметить, что это, прежде всего, притча. Она пятая в серии притчей - о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне (Лк. 15) и неверном управителе (Лк. 16:1-11). Притчи предназначены для того, чтобы преподавать людям великие нравственные уроки. И всякое утверждение в притче не нужно воспринимать буквально. К примеру, у нас у всех нет шерсти и четырех ног, как у овец. Мы не сделаны из металла, как серебряная драхма. Каждая притча ставит перед нами вопрос: какие великие нравственные уроки заключены в ней? У нас могут быть большие неприятности, если мы попытаемся воспринимать каждую деталь притчи буквально, вместо того, чтобы извлекать из нее урок, который Иисус пытается преподать нам. Давайте предположим, что притча о богаче и Лазаре - это буквальная история. Переговариваются ли люди на самом деле, будучи в раю и в аду? Могут ли они слышать вопли последних? Есть ли на самом деле у душ пальцы и языки, как о том сказано в притче? У Авраама должно быть довольно обширное лоно (внутренности, утроба. -Прим. пер.), чтобы вместить всех, кто туда попадает. Воспринимать притчу буквально означает создать для себя грандиозные проблемы. Рай был бы ужасным местом, если оттуда мы могли наблюдать за постоянными, вечно длящимися мучениями наших друзей. Зачем Иисус рассказал эту историю? Какие уроки Он пытался нам преподать? Евреям была хорошо известна легенда, где смерть описана как путь через долину тьмы, где спасенные праведники укрываются в лоне Авраама, а навечно потерянные идут навстречу своей гибели. Иисус использовал эту историю, чтобы преподать нам три урока. Во-первых, евреи верили, что богатство было признаком расположения Бога, а нищета - признаком Его недовольства человеком. В притче богач, который по верованиям евреев был благословлен Богом, кончает жизнь в аду, а бедняк - в раю. Иисус изменил ожидаемый исход притчи.


1. Богатства, добытые жадностью, нечестным путем или обиранием нищих, вовсе не являются признаком Божьего расположения.


2. В притче описывается огромная пропасть, разделяющая ад и рай. Иисус ясно дал понять, что после смерти человеку не дано никакого второго шанса. Решение, принятое при жизни, определяет нашу вечность.


3. Иисус указывает, что если фарисеи отвергли ясное учение Слова Божьего о спасении, то они также отвергли бы и Его великое, сверхъестественное, наглядное чудо, как воскрешение из мертвых.


Иудеи всегда просили у Иисуса знамений. Он дал им величайшее знамение. Некоторое время спустя Он воскресил Лазаря из мертвых (Ин. 11:11-14,43,44). Иудеи «положили убить Лазаря» (Ин. 12:10). Они настолько обозлились на Иисуса, что решили убить и Его. Они читали Библию засоренными глазами (2 Кор. 3:14-16). Они не поняли, что «все Писание» свидетельствует об Иисусе (Ин. 5:39). Когда Он воскресил Лазаря из мертвых, они не поверили этому. Его слова в Евангелии от Луки оказались пророческими: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Какой призыв задуматься! Какое настойчивое предупреждение! Писание - наш единственный авторитет. Иисус использовал популярную среди евреев историю, чтобы продемонстрировать эту непреложную истину. Таким образом, вся Библия удивительно гармонична.

Что имеется в виду в Книге Откровение, когда описываются души убиенных под алтарем, восклицающие громкими голосами: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9-11)


Олицетворение - это распространенный библейский метод описания ситуаций символическим языком. После того, как Каин убил Авеля, Господь сказал Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Действительно ли вопияла кровь Авеля? Нет! Не буквально. Языковыми средствами передается Божья преданная, любящая, нежная забота о Его мученике Авеле и ответственность Каина за свое грешное дело. Согласно Евр. 12:24, кровь Христова говорит лучше, нежели Авелева. Она дарует прощение, милость и искупление. Естественно, что кровь Христова не говорит в буквальном смысле слова. Образно выражается Божья весть искупления. В 6-й главе Книги Откровения Бог ясно говорит, что не забыл Своих верных мучеников на протяжении многих столетий. Их кровь символично вопиет к Богу, умоляя совершить справедливый суд над их преследователями и вознаградить верных жизнью вечной. В Библии слово «душа» часто означает личность, или человека (Рим. 13:1; Иез.18:4; Деян. 27:37). Оно также означает жизнь (см. Евр. 13:17; 1 Петр. 4:19; Мф. 10:28). Таким образом, можно прочитать: жизни убиенных за Христа - символически, как кровь Авеля, - вопиют из-под земли о праведном суде. Последний суд совершится, и Сам Бог вынесет приговор!


Бессмертна ли душа?


В Библии слово «душа» употребляется приблизительно 1600 раз, но ни разу не встречается выражение «бессмертная душа». Слово «смертный» означает «подверженный смерти». Слово «бессмертный» означает «не подверженный смерти». Библия выразительно гласит: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Иисус заявлял, что как тело, так и душа могут быть погублены в аду (Мф. 10:28). Бессмертие является атрибутом Божества. Только Бог естественно бессмертен (1 Тим. 6:15, 16). Первая ложь сатаны в саду Едемском относилась к смерти. Дьявол заявил, что последствием непослушания будет не смерть, а жизнь. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Слово Божье говорит: «Возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23). Смерть - это отсутствие жизни. Грех дарует не вечную жизнь в аду, а тотальное, абсолютное изгнание от лица Божьего через полное исчезновение. Мысль Библии ясна. Человек смертен (Иов 4:17). Мы ищем бессмертия (Рим. 2:7). Праведные получат бессмертие как дар от нашего Господа в Его Второе пришествие (1 Кор. 15:51-54). Грешники также получат вечное возмездие. «Сделанный грех рождает смерть» (Как. 1:15). Тогда лишь остается выбирать между вечной жизнью и вечной смертью.


Что имеет в виду Петр, когда говорит о Христе, проповедующем духам в темнице? (1 Петр. 3:19)


Чтобы понять этот стих, необходимо прочитать весь отрывок (1 Петр. 3:18-22). Стих 18 гласит, что Иисус, святый Сын Божий, преданный на смерть за наши грехи, ожил силой Духа Святого. Стих 19 как бы переводит нашу мысль в другое русло, утверждая, что Христос проповедовал духам в темнице тем же самым Святым Духом. Когда он проповедовал этим духам в темнице? И кто эти духи? Об этом говорит нам стих 20! Во дни Ноя сердца людей непрестанно пребывали во зле. Они находились в узах духов бесовских. Тот же Дух Святой, Который воскресил Иисуса от буквальной смерти, обратился к людям, одержимым духами бесовскими, которые во дни Ноя оказались духовно мертвыми, чтобы возродить их к духовной жизни. Дух Христов обратился через пророка с проповедью Евангелия к людям, уловленным в духовные темницы (1 Петр. 1:10-12). Великая сила Духа открывает темницу греха и освобождает пленников (Ис. 61:1). В 1 Петр. 3:21 пример еще нагляднее. События потопа связаны с крещением. Как когда-то Дух Святой воскресил Иисуса от смерти к жизни, ввел семью Ноя в ковчег, спасая от смерти и ведя к жизни, так и ныне Дух Святой трудится, пробуждая духовную жизнь, обличая людей во грехе, даруя силу изменить жизнь и ведя их через воды крещения. Во дни Ноя Дух вел людей от смерти в жизнь. Сегодня тот же Дух избавляет людей из духовных темниц, направляя их от смерти к жизни - и все это благодаря великой силе воскресшего Христа.


Каково учение Библии о реинкарнации (перевоплощении)?


Перевоплощение основано на двух предпосылках, ни одна из которых не является истинной. Первая: люди очищают сами себя посредством собственных праведных дел. Вторая: существует бессмертная душа, которая переживает телесную смерть. Библия учит, что спасение приходит только по вере во Христа (Еф. 2:8; Рим. 3:24- 31). Смерть - это сон до момента славного воскресения (1 Фес. 4:15, 16; 1 Кор. 15:51-54). После смерти второго шанса не дано (Евр. 9:27). Ныне - время для спасения (2 Кор. 6:2).


  • Новый роман от автора абсолютного бестселлера "Код да Винчи"!
  • Продолжение романов "Ангелы и демоны", "Код Да Винчи", "Утраченный символ" и "Инферно". Профессор Роберт Лэнгдон начинает новое расследование!
  • Во всем мире продано свыше 200 000 000 книг Дэна Брауна!

    Роберт Лэнгдон прибывает в музей Гуггенхайма в Бильбао по приглашению друга и бывшего студента Эдмонда Кирша. Миллиардер и компьютерный гуру, он известен своими удивительными открытиями и предсказаниями. И этим вечером Кирш собирается "перевернуть все современные научные представления о мире", дав ответ на два главных вопроса, волнующих человечество на протяжении всей истории:
    Откуда мы?
    Что нас ждет?
    Однако прежде чем Эдмонд успевает сделать заявление, роскошный прием превращается в хаос. Лэнгдону и директору музея, красавице Амбре Видаль, чудом удается бежать.
    Теперь их путь лежит в Барселону, где Кирш оставил для своего учителя закодированный ключ к тайне, способной потрясти сами основы представлений человечества о себе. Тайне, которая была веками похоронена во тьме забвения. Тайне, которой, возможно, лучше бы никогда не увидеть света, - по крайней мере, так считают те, кто преследует Лэнгдона и Видаль и готов на все, чтобы помешать им раскрыть истину.

    Об авторе
    Дэн Браун - известнейший американский писатель, названный одним из 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала "Time". Его книги переведены на 56 языков, а их суммарный тираж составил более 200 миллионов экземпляров.
    Мировую славу Дэну Брауну принесла серия романов о профессоре-криптологе Роберте Лэнгдоне, лучшем в мире специалисте по разгадке кодов, шифров и символов. "Код да Винчи", "Ангелы и демоны", "Инферно" - все эти книги стали бестселлерами №1, а также легли в основу одноименных фильмов, главную роль в которых исполнил неподражаемый Том Хэнкс.

  • 699 руб


    Тайные виды на гору Фудзи

    Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег?
    Стартап "Fuji experiences” действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет...
    Но эта книга – не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще - берущая за сердце история подлинного женского успеха.
    Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации.
    Герои книги - наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки.
    В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...

    Редактор "Эксмо", к.филол.н. Ольга Аминова
    "Новому роману В.Пелевина удастся рассмешить и самого угрюмого критика, и даже далекого от интеллектуальных изысков читателя. А поклонники неподражаемого мастера вновь восхитятся его блестящим юмором, точными остроумными формулировками, оригинальностью замысла, совершенством композиционной формы на всех уровнях произведения. В романе "Тайные виды на гору Фудзи" - бесподобная сатира и на стартаперов из Сколково, и на олигархов, и на феминизм, и на западную - а может, и общечеловеческую - алчность. Что ждет новый роман Виктора Пелевина? - Несомненный успех! Его растаскают на цитаты: «книггеры», «в России одна Москва меняется», «гламур - это изобретение патриархии», «мобильник как нарратив продвинутой бедности», «палубный коммунизм», «диспенсер счастья», почти блоковское «айфон, фейсбук, Путин, телеграм, вокзал, почтамт, айфон», мандельштамовское «тренды, Шерри-бренды»; «фильтруй санскрит» и проч.. Я перечитываю роман в который раз и ловлю себя на мысли, что обнаруживаю то, что оказалось незамеченным при первоначальном знакомстве с текстом, настолько богат он аллюзиями, афоризмами, наблюдениями. Мало кому дано писать о нашей современности так ярко и смешно, как дано это Виктору Пелевину!".

    837 руб


    Куриный бульон для души. 101 лучшая история

    В детстве, когда вы болели, ваша бабушка давала вам куриный бульон. Сегодня питание и забота нужны вашей душе. Маленькие истории из "Куриного бульона" - исцелят душевные раны и укрепят дух, дадут вашим мечтам новые крылья и откроют секрет самого большого счастья - счастья делиться и любить.
    Маленький мальчик из простой семьи знакомится с тремя президентами. Мать-одиночка заводит Книгу Желаний - и все ее мечты исполняются. Неудавшаяся актриса обретает истинное счастье, узнав что у нее... рак. Самая красивая девушка города влюбляется в горбуна после двух фраз. Учительница устраивает похороны вместо урока. 13-летняя девочка продает 45 526 коробки печенья, чтобы осуществить мамину мечту. И другие 95 поразительных историй, от которых вы не сможете оторваться".

    БОЛЕЕ 500 000 ПРОДАННЫХ КОПИЙ

    История успеха:
    1993 Год: Книга, которую никто не хотел издавать / #1 New York Times Bestseller / 20 000 проданных копий
    2003 Год: + 180 новых книг в серии / Серия-бестселлер / 80 000 проданных копий
    2013 Год: Около 250 книг в серии / Самая продаваемая серия в истории / Более 500 000 000 проданных экземпляров

    Как все начиналось


    Книгу напечатали, и все, кто давал обещание, купили ее. А дальше... продажи встали. Джек и Марк не хотели сдаваться. У них была цель - продать 1, 5 миллиона за 1,5 года.

    282 руб


    Бегущий за ветром

    Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора - живым классиком. "Бегущий за ветром" - проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно.
    Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой - к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого - хром и жалок. Один был запойным читателем, другой - неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики - словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами.
    Роман стал одним из самых ярких явлений в мировой литературе последних лет. В названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек - сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться в одиночестве парить в бездонном синем небе - настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.

    410 руб


    Всё та же я

    Луиза Кларк приезжает в Нью-Йорк, готовая начать новую жизнь. И попадает в другой мир, в чужой дом, полный секретов. Радужные мечты разбиваются о жестокую реальность, но Луиза со свойственным ей чувством юмора не унывает. Она твердо знает, что рано или поздно найдет способ обрести себя. А еще обязательно получит ответ на вопрос: кого же она на самом деле любит?..

    359 руб


    Заводной апельсин

    "Заводной апельсин" - литературный парадокс XX столетия. Продолжая футуристические традиции и литературе, экспериментируя с языком, на котором говорит рубежное поколение malltshipalltshikov и kisok "надсатых", Энтони Бёрджесс создает роман, признанный классикой современной литературы.
    Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия. Можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать поступки и превращая его в "заводной апельсин". Этот вопрос сегодня актуален так же, как и вчера, и вопрос этот автор задает читателю.

    160 руб


    Марш одиноких

    Сегодня Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ века. Его произведения - та самая великая классика, которая при всем своем масштабе остается простой, занятной и доступной любому читателю, независимо от возраста, национальности, начитанности или, говоря словами самого Довлатова, "степени интеллектуальной придирчивости". Лев Лосев сформулировал это в простейшей фразе: "Довлатов знал секрет, как писать интересно".

    В 1980-1982 годах Довлатов вел рубрику в еженедельнике "Новый американец", являясь его главным редактором. Настоящая книга предлагает вниманию читателей собрание избранных статей той эпохи и дает яркое представление еще об одной грани необыкновенного таланта автора.

    130 руб


    Куриный бульон для души. 101 история о животных

    В детстве, когда вы болели, ваша бабушка давала вам куриный бульон. Сегодня питание и забота нужны вашей душе. Маленькие истории из "Куриного бульона" исцелят душевные раны и укрепят дух, дадут вашим мечтам новые крылья и откроют секрет самого большого счастья - счастья делиться и любить.
    Что придумал пес, который жил в доме с десятью детьми. Кошка пять раз заходила в горящий дом, чтобы спасти своих котят. Каким даром обладал трехлапый гепард. Как маленькая девочка с волком дружила. Иногда мы спасаем животных, а потом они спасают нас… И другие 96 поразительных историй, от которых вы не сможете оторваться.

    БОЛЕЕ 500 000 000 ПРОДАННЫХ КОПИЙ
    ФЕНОМЕН В ИСТОРИИ КНИГОИЗДАНИЯ
    САМАЯ ПРОДАВАЕМАЯ В МИРЕ СЕРИЯ

    ИСТОРИЯ УСПЕХА:
    1993 ГОД: Книга, которую никто не хотел издавать / #1 New York Times Bestseller / 20 000 проданных копий
    2003 ГОД: + 180 новых книг в серии / Серия-бестселлер / 80 000 проданных копий
    2013 ГОД: Около 250 книг в серии / Самая продаваемая серия в истории / Более 500 000 000 проданных экземпляров
    КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
    История создания книги "Куриный бульон" вдохновляет не меньше, чем маленькие истории, из которых она состоит.
    Джек Кэнфилд и Марк Хансен, оба популярные мотивационные спикеры, любили свои выступления "приправить" парочкой вдохновляющих историй. После тренингов многие обращались к ним: "А где можно найти ту историю про девочку-скаута? Я бы купил книгу ее сыну". "А та история про парня и щенка - ее можно где-то прочитать?".
    В течение года Кэнфилд и Хансен записывали истории, которые пережили сами или услышали от знакомых, и когда их набралось 101 - разослали по издательствам. Они получили 144 отказа.
    Тогда Джек и Марк решили найти покупателей еще до публикации книги, в надежде переубедить издателей. Они рассказывали о ней своим знакомым и слушателям тренингов, и всех, кто был заинтересован, просила написать расписку о покупке будущей книги. Когда таких расписок набралось более 20 000, Джек и Марк снова обратились к издателям.
    Книгу напечатали, и все, кто давал обещание, купили ее. А дальше… продажи встали. Джек и Марк не хотели сдаваться. У них была цель - продать 1, 5 миллиона за 1,5 года.
    Тогда они придумали "Правило пяти": ежедневно совершать по пять активных шагов по продвижению и продаже книги. С этого момента Кэнфилд и Хансен каждый день рассылали по 5 экземпляров журналистам, голливудским звездам, делали по 5 звонков руководителям компаний с предложением подарить книги сотрудникам. В итоге через 1,5 года было продано 1.3 миллиона экземпляров.
    Издатель попросил написать продолжение.
    Со временем книга, которую отвергли 144 издательства, стала одним из самых успешных проектов в истории книгоиздания.

    212 руб


    Стив Джобс

    В основу этой биографии легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Джобс никак не контролировал автора. Он откровенно отвечал на все вопросы и ждал такой же честности от остальных. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии. "Мне никогда не попадалось более действенного инструмента, помогающего делать выбор в важные моменты жизни, чем сознание, что я скоро умру. Потому что почти всё - ожидания окружающих, гордость, боязнь попасть в неловкое положение или потерпеть неудачу - все эти вещи просто отступают перед лицом смерти, и остается только то, что действительно важно". Стив Джобс сооснователь и многолетний руководитель компании Apple, главный генератор идей, задававший направление всей деятельности корпорации, Стив Джобс навсегда изменил мир цифровых технологий. Эта книга рассказывает о жизни создателя мира Apple, ставшего одним из символов технологического прогресса и цифровой революции. В книгу вошло более 40 интервью Стива Джобса с его биографом Уолтером Айзексоном, а также воспоминания близких и знавших его людей.

    759 руб


    Горький квест. В 3 томах. Том 2

    Один из самых необычных романов Александры Марининой. При подготовке к его написанию, автор организовал фокус-группы, состоящие из молодых людей, никогда не живших в СССР. Цель: Понять, как бы они поступили в той или иной ситуации, если бы на дворе были 70-е годы прошлого столетия. Представьте, что вы оказались в СССР. Старые добрые семидесятые: стабильность и покой, бесплатное образование, обед в столовой по рублю, мороженое по 19 копеек…Мечта!? Что ж, Квест покажет… Организаторы отобрали несколько парней и девушек для участия в весьма необычном эксперименте - путешествии в 1970-е годы. В доме, где предстоит жить добровольцам, полностью воссоздан быт эпохи "развитого социализма". Они читают пьесы Максима Горького, едят советские продукты, носят советскую одежду и маются от скуки на "комсомольских собраниях", лишенные своих смартфонов и прочих гаджетов. С виду - просто забавное приключение. Вот только для чего все это придумано? И чем в итоге закончится для каждого из них?

    467 руб

    Мне приходилось слышать, как обувь называют бахилами . Но всякий раз имелись в виду то калоши, то разбитые ботинки, то еще бог знает что. Что все-таки называли бахилами ?

    Когда-то словом бахилы русские крестьяне называли рабочие сапоги, да и вообще всякую обувь, пригодную только для работы, а не для прогулок. Этимология же этого слова пока трудно поддается исследованию. Некоторые лингвисты полагают, что источником послужило латинское слово bacle – «женская обувь».

    Баш на баш

    Как объяснить выражение баш на баш ?

    С турецкого языка слово bač переводится как «голова». От него, кстати, произошло и наше башка. А выражение баш на баш буквально значит «голова за голову», то есть «равноценно». Вероятно, когда-то им пользовались при обмене пленными. Впрочем, учитывая нравы тех времен, можно предположить, что баш на баш по смыслу было эквивалентно другому выражению – око за око .

    Баю-баюшки-баю

    Что имели в виду наши бабушки, напевая у колыбели ребенка баю-баюшки-баю ? Что значат эти бессмысленные слова?

    Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к другим, родственным русскому, языкам. В старославянском языке баяти обозначало «рассказывать, заговаривать, лечить». Польское bajać значит «болтать», сербохорватское баjaти – «колдовать», словенское bájati – «говорить, заклинать». Слово «баять» сохранилось и в некоторых русских диалектах, оно значит попросту «рассказывать».

    Вот и получается, что баю-баюшки-баю – это своего рода заговор, ворожба, сеанс легкого гипноза с целью усыпить, «убаюкать» ребенка. На современный русский язык это выражение буквально можно перевести как «я говорю, я заговариваю тебя, я колдую над тобой».

    Беден, как Лазарь

    Недавно услышал выражение беден, как Лазарь . Откуда взялась эта поговорка? Я помню библейскую историю о том, как Христос воскресил из мертвых какого-то Лазаря. Это он был бедным?

    Нет, не он.

    В Евангелии от Луки есть такая притча: у ворот одного очень богатого человека долго лежал нищий по имени Лазарь, который питался выброшенными на улицу объедками со стола богача и был так болен и немощен, что не мог даже храм посетить. Прожил нищий недолго, и богач тут же забыл о нем. Когда же сам богач после смерти попал в ад, выяснилось, что Лазарь пребывает в раю. Богач возмутился: «Почему же ты так поступаешь со мной, Господи, ведь я жил праведно и не пропускал ни одной службы в церкви?» На что Господь ответил: «Ты, братец, всю свою жизнь сытно ел, вкусно пил и спал под шелковыми одеялами, чего же тебе еще надо? А Лазарь, бедняга, жил нищим и умер больным, пусть хоть теперь поживет по-человечески».

    Мораль, я полагаю, очевидна. А вот в поговорку этот Лазарь вошел потому, что очень уж любили русские нищие, попрошайничая на паперти, напоминать богатым прихожанам эту историю. У них даже были специальные жалостливые песенки о Лазаре. Кстати, с той поры появилось и выражение петь Лазаря , то есть «прикидываться нищим, жаловаться на судьбу».

    Белая ворона

    Когда мы сталкиваемся с человеком, очень непохожим на окружающих, мы называем его белой вороной . Откуда в наш язык пришло такое странное словосочетание? Где его корни?

    Возможно, образ белой вороны, как чего-то из ряда вон выходящего, применяли к неординарным людям очень давно – аллегория слишком очевидна. Но впервые «официально» обнародовал ее древнеримский поэт Ювенал. Он писал о судьбе и случае: «Рок дает царства рабам и доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает».

    Биндюжник

    В известной песенке про Костю из Одессы есть строка про то, как «биндюжники вставали, когда в пивную он входил». Кто такие биндюжники ?

    Попросту «водители кобыл», как называл их Утесов. Биндюга – это большая телега, которую использовали при разгрузке кораблей в южных портах.

    Бить рублем

    Слышал, что когда-то рублем называли отрубленный кусок серебра. А что значит бить рублем ? Неужели этим самым куском серебра и били?

    Бить рублем – это только часть старой поговорки. Целиком она звучит так: Бить не дубьем, а рублем .

    В XIX веке в Российскую империю пришли с запада либеральные идеи. И прогрессивные умы прониклись новой мыслью: чтобы заставить крестьян и представителей других низших классов работать, не обязательно избивать их палками. Либералы-западники пытались убедить помещиков, что гуманнее и выгоднее вместо телесных наказаний применять экономические. Вот их причитания, что надобно, мол, не дубьем, а рублем , и вошли в поговорку. Правда, в те времена ее произносили с иронией.

    Блудница вавилонская

    Я неоднократно слышал выражение блудница вавилонская , но никогда не понимал, о ком идет речь. Кто получил столь хлесткое прозвище?

    Блудница вавилонская – не женщина, как может показаться, и даже не человек вовсе. Блудницей Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе называет город Вавилон. Полностью эта фраза звучит так: «Я покажу тебе суд над великою блудницею… вином ее блудодеяния упивались живущие на земле… и увидел я жену… И на челе ее написано имя: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

    Аскетичные евреи стали придерживаться тех самых моральных ценностей, что признаны сегодняшней цивилизацией, за пару тысячелетий до европейцев. Поэтому языческий Вавилон с его культом плотских утех и человеческими жертвоприношениями воспринимался ими как символ разврата.

    Когда человек с вечера перебрал лишнего на каком-нибудь торжестве или просто позволил себе слишком большую дозу расслабляющих напитков, наутро о нем говорят, что он с бодуна. Что такое бодун ?

    Вероятнее всего, бодун – это просторечное слово мужского рода, произведенное от древнерусского бодня . Так до сих пор в южных диалектах называют большую кадушку или бочку с крышкой. Наверное, человек после чрезмерных возлияний выглядит так, будто вчера ему удалось осилить именно такую бочку напитков.

    Справедливости ради стоит, пожалуй, упомянуть и о другом слове русского языка – бадун . Так называют сорт желтых лилий. Но вряд ли это поможет нам при толковании состояния утреннего похмелья.

    У меня довольно распространенная украинская фамилия Бойко. Недавно один мой приятель сказал, что происходит она от названия какого-то народа. Однако я не нашел такой национальности ни в одном географическом справочнике.

    Национальности бойко , действительно, не существует, а вот народ такой есть. И это не парадокс. Называем же мы иногда литовцев лабусами только потому, что «добрый день» на их языке звучит как лаба дена .

    Бойками раньше называли западных украинцев – за диалектное словечко боє («да, конечно»), которое они использовали часто и по любому поводу. Вероятно, так их отличали от «хохлов» – украинцев Поднепровья. Надо заметить, что украинцы Карпат и Прикарпатья отличались от своих восточных соплеменников обычаями и одеждой и, между прочим, длинного чуба никогда не носили.

    Борщевик

    Имеет ли название растения борщевик какую-то связь с названием блюда борщ ? Если имеет, то как они связаны?

    Связь самая прямая. Знаменитую южнорусскую (теперь – украинскую) похлебку из красной свеклы и капусты когда-то варили не из этих овощей, а из борщевика (его еще называют борщевником ). Именно это растение и дало название известному супу. Сохранилось оно и после того, как для приготовления этого блюда стали использовать совсем другие ингредиенты.

    крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

    • - кто Жаловаться на свою судьбу, плакаться...

      Фразеологический словарь русского языка

    • - Разг. Ирон. Стараясь разжалобить, прикидываться несчастным, плакаться, жаловаться на свою судьбу...

      Фразеологический словарь русского литературного языка

    • - ...
    • - Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая...

      Словарь крылатых слов и выражений

    • - Первоисточник - Библия...

      Словарь крылатых слов и выражений

    • - ПЕТЬ, пою́, поёшь; пой; пе́тый; несов...

      Толковый словарь Ожегова

    • - ...

      Толковый словарь Ушакова

    • - ...

      Толковый словарь Ушакова

    • - Л"азаря п"...

      Русский орфографический словарь

    • - Ср. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Ср. Лазарет - маленькая больница. Лазарони - нищие в Неаполе...
    • - жалобно говорить; льстиво выпрашивать Хоть лазарем пой, хоть волком вой. Ср. Лазарничать - выпрашивать. Ср. Лазаря знатным барам петь. Данилевский. Мирович...

      Толково-фразеологический словарь Михельсона

    • - Бѣденъ какъ Лазарь. Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Лук. 16, 20-21. Ср. Лазаретъ - маленькая больница...

      Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

    • - Лазарь убогий. Убог, как Лазарь. Петь Лазаря. См. ДОСТАТОК - УБОЖЕСТВО Петь Лазаря...

      В.И. Даль. Пословицы русского народа

    • - кого. Смол. Проучить кого-л. СРНГ 16, 242...

      Большой словарь русских поговорок

    • - от наименования стиха, который поют нищие; означает: прикинуться бедняком; льстиво выпрашивать...

      Словарь иностранных слов русского языка

    • - прил., кол-во синонимов: 6 беден как иов беден как ир бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего...

      Словарь синонимов

    "Беден, как Лазарь. Петь Лазаря" в книгах

    Я беден, одинок и наг,

    Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

    Я беден, одинок и наг, Я беден, одинок и наг, Лишен огня. Сиреневый полярный мрак Вокруг меня. Я доверяю бледной тьме Мои стихи. У ней едва ли на уме Мои грехи. И бронхи рвет мои мороз И сводит рот. И, точно камни, капли слез И мерзлый пот. Я говорю мои стихи, Я их

    Ах, как я был тогда беден…

    Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

    ФЕДИН БЕДЕН

    Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

    ФЕДИН БЕДЕН Сегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще - они и в советские времена были достоянием специалистов по истории советской

    Ах, как я был тогда беден…

    Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

    Ах, как я был тогда беден… Из окон студий часто доносилось пение. Пели итальянцы, пели украинцы. У скульптора Архипенко был бас, и в книге Жанин Варно можно найти рассказ художника Фернана Леже о том, как он, будущий коммунист Леже, решил петь по дворам, чтоб заработать

    Беден нефтью

    Из книги автора

    Беден нефтью Поздним воскресным вечером на верхнем этаже роскошного пекинского отеля China World стоял человек и смотрел вниз на бесконечные потоки фар, скользящие в разных направлениях с восьмиполосной Чан’ань авеню, главной магистрали Пекина, на расположенную на эстакаде

    Разве бедняк беден не по воле Божьей?

    Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

    Разве бедняк беден не по воле Божьей? Талмудические Раввины очень часто вступали в спор, о котором сейчас редко упоминают, – являются ли страдания бедных следствием воли Господа? Этот вопрос был задан влиятельным римским сановником одному из величайших мудрецов

    Богат или беден?

    Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

    Богат или беден? Василий Васильевич Капнист родился в деревне Обуховка, недалеко от одноименного села на северо-восточной границе Миргородского полка{910}. Родительский дом располагался на поляне в окружении леса на правом - «горном», высотой почти 90 м - берегу реки Псёл,

    Беден, как Иов

    автора Серов Вадим Васильевич

    Беден, как Иов см. Иов многострадальный.

    Петь Лазаря

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Петь Лазаря Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 20-21) есть притча о бедном Лазаре: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали

    Федин беден

    Из книги Статьи из журнала «Русская жизнь» автора Быков Дмитрий Львович

    Федин беден один из нихСегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще - они и в советские времена были достоянием специалистов по истории

    Из книги Спросите у психолога автора Степанов Сергей Сергеевич

    Беден ли муж при богатой жене? Мы с женой прожили много лет душа в душу. В молодости начинали свою карьеру наравне: она – простым бухгалтером, я – рядовым инженером. Но в последнее время все изменилось. Ее судьба сложилась удачнее, чем моя, она теперь зам. главного

    Беден ли муж при богатой жене?

    Из книги Человек при деньгах [Психология достатка] автора Степанов Сергей Сергеевич

    Беден ли муж при богатой жене? Что может быть неприятнее положения мужа, у которого жена ежедневно просит деньги? Только положение мужа, который ежедневно просит деньги у своей жены. Неизвестный В течение нескольких лет мне довелось вести психологические рубрики в

    Дмитрий Быков Федин беден

    Из книги Корпорации (февраль 2009) автора Русская жизнь журнал

    Дмитрий Быков Федин беден Один из них

    25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги

    Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

    25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги «Я хочу попробовать дзадзэн, чтобы стать настоящим мужиком».Таким людям я говорю: «Из тебя никогда не выйдет настоящий мужик!».Дзадзэн - это самое скучное дело, существующее для человека - только тот, кто устал от своей

    Глава 1 Итак, кто не беден?

    Из книги Как жить роскошно и при этом не разориться автора Хиллис Марджори

    Глава 1 Итак, кто не беден?

    Выражение «Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданном на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив.

    Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

    «Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» цитата:

    Арина Федотовна: Он братцу Лазаря поет, да штуки разные подводит, а тот ему и верит (А. Н. Островский, Не в свои сани не садись, 2, 3).

    А деньжищев у него много, я знаю. Со мной Лазаря петь нечего, меня не проведешь (И. С. Тургенев, Несчастная, 11).

    Нечего Лазаря-то петь!.. Насквозь вижу бесстыжую твою душу! (П. И. Мельников-Печерский, В лесах, 4, 6).

    Антип Антипыч: Экий вор мужик-то! Тонкая бестия. Ведь каким Лазарем прикинется! (А. Н. Островский, Семейная картина).

    Ахов: …Лазарем ты мне не прикидывайся! (А. Н. Островский, Не все коту масленица, 3, 3).

    Крылатые слова и выражения на



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта