Аврелиан (Луций Клавдий Домиций Аврелиан)
(214—275 гг.)
император с 270 г.
Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить. (Аврелиан об одном из своих полководцев.)
Адриан (Публий Элий Адриан)
(76—138 гг.)
император с 117 г.
Одному человеку, голова которого уже седела, он [Адриан] в чем-то отказал; когда тот, покрасив волосы, вторично обратился к нему с просьбой, он ответил: «Я уже отказал в этом твоему отцу».
Когда одному из них [друзей Адриана] жена написала, что он, увлеченный удовольствиями и купаниями, не хочет к ней вернуться, – об этом через тайных агентов узнал Адриан. В ответ на его просьбу дать ему отпуск император упрекнул его за купания и удовольствия. «Неужели, – воскликнул тот, – и тебе жена написала то же, что и мне?»
Домициан (Тит Флавий Домициан)
(51—96 гг.)
император с 81 г.
Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет.
Правителей, которые мало расточают наказаний, следует называть не добрыми, а удачливыми.
Нерон Клавдий Цезарь
(37—68 гг.)
император с 54 г.
Когда ему [Нерону] предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: «О если бы я не умел писать!»
Кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» – «Нет, – прервал его Нерон, – Пока живу!»
Пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. (…) [Нерон] бросился искать (…) опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – воскликнул он.
Какой великий артист погибает! (Последние слова Нерона).
Александр Север
(208—235 гг.)
император с 222 г.
Я был всем, и все это ни к чему. (Последние слова).
Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон)
(42 до н.э.—37 н.э.)
император с 14 г.
Оскорбление богов – дело самих богов.
Пусть ненавидят, лишь бы соглашались.
Оскорбительные о нем стишки он [Тиберий] переносил терпеливо и стойко, с гордостью заявляя, что в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык.
Наместникам, которые советовали ему обременить провинции налогами, он [Тиберий] ответил, что хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.
Сенат предложил назвать именем Тиберия месяц (…), тот ответил: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?»
Тит Флавий
(39—81 н.э.)
император с 79 г.
Когда однажды за обедом он [император Тит Флавий] вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес (…): «Друзья мои, я потерял день!»
Флавий Клавдий Юлиан Отступник
(331—363 гг.)
римский император с 361 г., автор писем, речей и памфлетов
Чего же нам просить? Чтобы боги послали беднякам (…) золотой дождь? Но если бы даже так и случилось, мы тотчас же послали бы своих слуг и расставили всюду сосуды, чтобы отогнать всех и нам одним захватить дары богов, предназначенные для всех.
Кто пренебрегает возможным, делая вид, что стремится к невозможному, на самом деле и не старается достигнуть одного и не выполняет другого.
Если пророки и толкователи какого-либо бога были негодными, это не мешает ему быть великим богом.
Убеждать и поучать людей надлежит не кулаками, (…) а разумными доводами.
Нумерий, недавно бывший наместником Нарбоннской провинции, был привлечен к ответственности за хищения (…). Так как обвиняемый отпирался и не удавалось ни в чем изобличить его, то Дельфидий, весьма горячий обвинитель, расстроился оттого, что доказательства оказывались недостаточными, и воскликнул: «Может ли кто-либо оказаться виновным, (…) если достаточно отрицать обвинение?» На это Юлиан немедленно дал остроумный ответ: «Может ли кто оказаться невинным, если достаточно предъявить обвинение?»
КАТОН СТАРШИЙ
Что не нужно, всегда слишком дорого.
* * *
Душа влюбленного живет в чужом теле.
* * *
Одно дело успевать, другое – спешить: кто вовремя делает одно дело, тот успевает, кто хватается за многое и ничего не кончает, тот спешит.
* * *
Тот, кто бьет жену или ребенка, – поднимает руку на самую высокую святыню.
* * *
Удивительно, как могут удерживаться от смеха прорицатели, глядя друг на друга.
* * *
Хорошие дела нужно перекрывать новыми хорошими делами, чтобы не выдохлась добрая слава.
* * *
Нету такого закона, который был бы хорош для всех.
* * *
Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные – в золоте и пурпуре.
Крылатые Цитаты Юлия Цезаря:
Величайший враг прячется там, где вы будете меньше всего его искать.
Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.
Снискать себе славу.
Пришел, увидел, победил.
Прокладывать себе дорогу силой.
Люди охотно верят тому, чему желают верить. (Libenter homines id, quod volunt,
На мою жену не должна падать даже тень подозрения.
Разделяй и властвуй (лат. Divide et impera)
Лучше сразу умереть, чем жить ожиданием смерти.
Veni, vidi, vici (, лат. «пришёл, увидел, победил») — латинское
Выражение, слова, которыми, как сообщает Плутарх в своих «Изречениях царей и
Полководцев», Юлий Цезарь уведомил своего друга Аминция в Риме о победе, быстро
Одержанной им при Целе над Фарнаком, сыном Митридата.
(Фраза Veni, vidi, vici также используется на эмблеме табачной компании Филипп Моррис,
Производящей знаменитые сигареты Мальборо.)
Я прожил долго и по меркам природы, и по меркам славы (сказано незадолго до
Покушения)
Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные
Порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх.
Кто обличает чужую невоспитанность, сам не может служить образцом вежливости.
Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие,
Которые терпеливо переносят боль.
Люди легко верят в то, чего они хотят (Libenter homines id, quod volunt, credunt лат.)
Жена Цезаря должна быть выше подозрений.
Почетное нужно предоставлять сильнейшим, а необходимое — слабейшим.
Правителя не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго
на последнее.
Власть только выигрывает и усиливается оттого, когда ею пользуются умеренно.
Dum spíro, spéro
(с
Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок
Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок
Марк Аврелий (121 - 180 гг.) Римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок
Брать без ослепления, расставаться с лёгкостью. §
Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. §
Гнаться за невозможным — безумие. §
Делай что должен - свершится, чему суждено! §
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей. §
Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. §
Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе. §
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок. §
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом. §
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. §
Люди будут делать одно и то же, как ты не бейся. §
Люди рождены друг для друга. §
Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней. §
Мир – изменение, жизнь – убеждение. §
Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него. §
Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли. §
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. §
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. §
Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. §
Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем. §
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. §
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство. §
Не стыдись, когда помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если хромой, ты не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно? §
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. §
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым. §
Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке. §
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью. §
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни. §
Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе. §
Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им! §
Смерть не имеет к нам никакого отношения — когда существуем мы, не существует она, когда же есть она — мы уже не существуем. §
Смерть улыбается нам всем, но лишь самые храбрые способны улыбнуться ей в ответ. §
Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства. §
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, — тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти. §
Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве. §
Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
[Луций Вителлий] воскликнул, поздравляя [императора] Клавдия со столетними играми: «Желаю тебе еще не раз их праздновать!»
Когда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». (…) Лузитане (…) тотчас cдались.
Государь, который хочет все знать, окажется перед необходимостью много прощать.
Врага надо побеждать топором (т. е. военными сооружениями).
Время (…) истощает силу всякой тирании.
Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.
Некоторые предлагали верховный надзор за выборами поручить Помпею, Катон (…) возражал, говоря, что не законам нужно искать защиты у Помпея, а Помпею у законов.
Какой-то неразумный человек, не узнав Марка Катона [Младшего], побил его в бане: сознательно никто не поднял бы руку обидеть такого мужа! Когда впоследствии этот человек пришел просить прощения, Катон ответил: «Я не помню, чтобы меня побили».
Когда однажды он [Лукулл] обедал в одиночестве и ему приготовили один стол и скромную трапезу, он рассердился и позвал приставленного к этому делу раба; тот ответил, что, раз гостей не звали, он не думал, что нужно готовить дорогой обед, на что его господин сказал: «Как, ты не знал, что сегодня Лукулл угощает Лукулла?»
Один из молодых трибунов спрашивал его [Цецилия Метелла], каковы его замыслы. Он ответил: «Если бы их знала хотя бы моя рубаха, я бы тут же бросил ее в огонь».
[Консул Луций Муммий] был настолько невежествен, что, когда по взятии Коринфа грузил для отправки в Италию картины и статуи, выполненные руками величайших мастеров, он велел предупредить сопровождающих, что если они их потеряют, то должны будут вернуть новые.
Крисп Пассиен – человек самый тонкий во всех отношениях из всех, кого я встречал на своем веку, в особенности же тонко разбиравшийся в пороках, говаривал, что перед лестью мы не запираем дверей, а только слегка прикрываем, как делаем перед приходом возлюбленной; нам приятно, если она, придя, распахнет дверь; еще приятнее, если она на своем пути вовсе разнесет ее в щепки.
Когда Гай [Калигула] спросил его наедине, сожительствует ли Пассиен со своей родной сестрою, как он сам, то Пассиен ответил: «Еще нет», – весьма пристойно и осторожно, чтобы не оскорбить императора отрицанием и не опозорить себя лживым подтверждением.
Никогда не бывало ни лучшего раба, ни худшего господина. (Пассиен Крисп о Калигуле).
У восходящего солнца больше поклонников, чем у заходящего.
[Однажды, когда Помпею нужно было срочно отплыть в Рим,] поднялась буря, и кормчие не решались сняться с якоря. Тогда Помпей первым взошел на борт корабля и, приказав отдать якорь, вскричал: «Плыть необходимо, а жить – нет!»
О себе самом он [Помпей] смело сказал, что всякую власть он получал раньше, чем ожидал сам, и слагал раньше, чем ожидали другие.
Катон его сурово корил за то, что он [Помпей] не слушался его, Катона, предупреждений, что не на благо республике будет умножение власти Цезаря; Помпей ответил: «Ты больше был пророком, я больше был другом».
Либо победить, либо умереть свободными. (Помпей, ведя войну против Цезаря.)
Публий, видя Муция, весьма недоброжелательного человека, более грустным, чем обыкновенно, сказал: «Или с Муцием случилось что-нибудь неприятное, или, не знаю с кем, – что-либо хорошее».
Сулла (…) однажды на сходке, когда плохой уличный поэт подбросил ему тетрадку с написанной в честь Суллы эпиграммой (…), тотчас же приказал вручить поэту награду (…), но с условием, чтобы тот впредь ничего не писал!
Я никогда не делаю больше, чем тогда, когда не делаю ничего, и никогда не бываю менее один, чем тогда, когда я один.
Сципион Старший свое свободное от военных и государственных дел время проводил в ученых занятиях, говоря, что на досуге у него особенно много дела.
Аппий Клавдий, соперничая с ним [Сципионом Старшим] за цензорство, похвалялся, что сам он каждого римского гражданина приветствует по имени, а Сципион не знает почти никого. «Ты прав, – сказал Сципион, – я старался не о том, чтобы всех знать, а о том, чтобы меня все знали».
Хороший полководец, как хороший врач, берется за клинок лишь в крайней надобности.
Ни Риму пасть, пока стоит Сципион, ни Сципиону жить, когда Рим падет.
Сципион Африканский [Младший], (…) когда некоторые говорили, что он мало участвовал в боях, заявил: «Мать родила меня повелителем, а не рубакой».
Кто-то (…) показал ему [Сципиону Младшему] щит с прекрасной отделкой. «Отличный щит, – сказал Сципион, – только римлянину больше пристало полагаться не на то, что в левой руке, а на то, что в правой».
В изгнании [царь] Тарквиний сказал, что он научился отличать истинных друзей от ложных только теперь, когда уже не в силах воздать по заслугам ни одним, ни другим.
Когда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Гая Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: «Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство».
Когда [консулу] Фабрицию посол эпирцев Киней давал в дар большое количество золота, он не взял его, сказав, что предпочитает повелевать владеющими золотом, чем владеть им.
Оратор Целий был гневлив до чрезвычайности. (…) Обедал с ним как-то (…) один клиент редкого терпения. (…) Он рассудил за лучшее соглашаться с каждым словом и не делать ничего наперекор. Целий не выдержал поддакивания и воскликнул: «Возрази хоть что-нибудь, чтобы нас стало двое!»
[Избиратели] считают себя нашими друзьями, если мы знаем их по имени.
Если услышишь или почувствуешь, что тот, кто обещал тебе свою поддержку, как говорится, перекрасился, то скрой, что ты услыхал или знаешь; если же он захочет обелить тебя в своих глазах, чувствуя, что на него пало подозрение, то подтверди, что ты никогда не сомневался (…) в его добрых намерениях.
Лесть, (…) будучи порочной и постыдной при прочих условиях жизни, при соискании [политических должностей] необходима.
Люди хотят не только обещаний, (…) но обещаний, даваемых щедро и с почетом для них.
В том, чего ты не можешь сделать, либо отказывай мягко, либо вовсе не отказывай.
Выражением и словами людей привлекают более, чем самим одолжением и делом.
Заботься о том, чтобы (…) о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи (…) – либо о преступлении, либо о разврате, либо о мотовстве.
Продажный город, обреченный на скорую гибель, если только найдет себе покупателя! (О Риме).
Нумантийские старейшины укоряли разбитых, что они побежали перед теми, кого столько раз побеждали; а кто-то им на это ответил: «Бараны перед нами те же, да пастух другой».
Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше. (Римские консулы, передавая свои полномочия преемнику.)
Узор, это то, что мы можем узреть. Что Вы узреваете в Узоре? Вы же понимаете, что достаточно лишь беглого взгяда и становится совершенно ясно - это не просто хаотичный набор закорючек и крестиков. Это - язык, это код. Как же его прочитать, понять?
Сейчас модно говорить всякие непонятные, даже учёным слова, типа медитации. Наши предки просто узревали на Узорах целую Вселенную. Открывается ли эта Вселенная Вам?
Прекрасным примером использования славянского узора является народная вышивка. Узором-вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкую верхнюю одежду, головные уборы и платки.
Пример: рушник - изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.
Считается, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.
Но
главное
: узор на одежде говорил многое о самом владельце. Узор на одежде как оберег не его основное предназначение. Своя рубаха ближе к телу ибо она как кожа, только твоя, для тебя и о тебе.
Одежда являлась как бы уникальной картиной ее владельца и несла на себе богатую смысловую нагрузку. Не только по крою одежды а прежде всего по узору можно было понять откуда человек, кто он, какой его род деятельности, каков его духовный статус и представление о мире и так далее. А уж охранную функцию узор нес как само собой разумеющееся. Приведу пример - если ребенок идет за руку с своим отцом, отец конечно защитит своего ребенка в случае опасности но это не имеет никакого отношения к тому куда они идут и о чем разговаривают по пути.
Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.
Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха , из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.
Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность . Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.
А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода . На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.
Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода , древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов . Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.
До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.
В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.
Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.
Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.
Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.
С необычной стороны этот образ раскрыт в статье "Иван. Купальская этимология"
Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.
421Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Конфуций
190Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Лао цзы
176Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
Конфуций
167Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
Конфуций
138Делать хорошее и слышать дурное - удел царей.
Антисфен из Афин
137Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Никколо Макиавелли
136Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.
Козьма Прутков
131Те, которые знали, как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с народами, способными к политической жизни, умели в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи.
Жан Боден
130Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.
Плутарх
129Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Никколо Макиавелли
126У государя слова не должны расходиться с делом. Если государь будет говорить одно, а делать другое, то народ тоже может двурушничать. В таком случае друзья окажутся расколотыми, а враги объединенными.
Ахмад Мах дум бин Носир Дониш
125Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Никколо Макиавелли
125Тот, кто повелевает, должен иногда повиноваться, и тот, кто повинуется с достоинством, заслуживает того, чтобы повелевать в будущем.
Цицерон
124Главное для правителя если не закон, то искусство управления.
Хань Фэй-цзы
122Вся наука правления сводится к умению позолотить пилюлю.
Адольф Тьер
120Правителя можно сравнить с лодкой, а народ - с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
Сюнь-цзы
119Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Никколо Макиавелли
119Правитель, которому ясны его собственные враждебные намерения, не может своим притворством обмануть всех.
Элиас Канетти
118Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента.
Ас-Самарканди
116Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности.
Отто фон Бисмарк
116Править значит не властвовать, а исполнять обязанность.
Посидоний
115Король может быть дворянином, но не джентльменом.
Эдмунд Бёрк
113Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора, отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и (прячется где-нибудь) в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе.
Екатерина II
113«Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» - еще лучше.
Иоганн Вольфганг Гёте
113Будь первым исполнителем своих приказаний.
Клавдиан Клавдий
112Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?
Иван IV Васильевич Грозный
112Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.
Конфуций
112Всякий потентант (т. е. правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.
Петр I Великий
112Короли поступают с людьми, как с монетами: они придают им цену по своему произволу, и их приходится расценивать по курсу, а не по действительной цене.
Франсуа де Ларошфуко
111Когда на трон садится добрый монарх, самое время издавать законы против беззакония власти.
Джозеф Аддисон
110Несправедливых власть недолговечна.
110Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли - не первые среди подданных своих. И все тогда становится лживым, превратным, ужасающим.
Фридрих Ницше
109Легче завоевывать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир, но, чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геракла.
Жан Жак Руссо
109Легче держать вожжи, чем бразды правления.
Козьма Прутков
108Разумный властитель всегда терпелив, И гнева умеет сдержать он прилив.
Саади
108Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника.
Солон
108Будь я королем, я бы не слишком доверял тузам.
Тристан Бернар
108Вождь без масс - ничто, фикция.
Ханна Арендт
108Властители полагают, что выживать надлежит только им.
Элиас Канетти
107Простой здравый смысл руководит лучше, чем ложные научные построения.
Анри Клод де Рувруа Сен-Симон
107Монарх, который не желает преодолеть трудность понимания, вынужден преодолевать опасность доверия.
Джордж Савил Галифакс
107Управление государством - занятие жестокое. Добрый нрав в таком деле лишь помеха.
Джордж Савил Галифакс
107Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.
Екатерина II
107Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?
Конфуций
107Для того, чтобы управлять государством, имеющим тысячу боевых колесниц, нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей.
106Никто не может справедливо управлять другими, если он не способен наложить узду на собственные страсти, если он несправедлив, малодушен и слаб, если он неохотно уделяет из своего людям почтенным, но нуждающимся.
Анджей Моджевский
106Если закона нет, то примером своим подвластным служи - и неизбывную память оставишь о своем правлении.
Василий I Македонянин
106Щадить покоренных, обуздывать непокорных.
Вергилий Марон Публий
106Быть вождем лишь тот один достоин, Кому и честь, и жизнь вручает слепо воин.
Жан Расин
106Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь, а на чем храбрость основывается - это для тебя неважно.
Иван IV Васильевич Грозный
106Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.
Марк Туллий Цицерон
106Чтобы управлять людьми, нужна голова: для игры в шахматы мало одного добросердечия.
Никола Себастиан Шамфор
106Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено все.
Сенека Луций Анней (Младший)
105Те, кто сошел со сцены, часто идут в суфлеры.
Александр Кумор
105Добрых повелителей не существует.
Антонио Миро
105Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры, ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания, пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.
Екатерина II
105Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов - множество воинов, кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!
Иван IV Васильевич Грозный
105Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.
Иоанн Дамаскин
105Карл Раймунд Поппер
105Хороший пастух снимает с овец шерсть, а не шкуру.
Светоний
104Мир, поход, война и укрепленья, Разделенье сил и дружба с сильным -- Вот шесть способов политики владык.
Бхаса
104Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.
Василий I Македонянин
104Тот, кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, кто будет убежден, что править должна ненависть.
Карл Раймунд Поппер
104Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?
Конфуций
104Выдающийся государственный деятель - это человек, способный осознать открытость системы, понять смысл того, что можно назвать обстоятельствами и благоприятным моментом.
Поль Рикер
104Цезарю подобает умереть стоя.
Светоний
104Со сменой правителя для бедняка не меняется ничего, кроме имени господина.
104Монархи любят водить дружбу со всяким сбродом. Это у них в крови.
Эдмунд Бёрк
104Правителя не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго на последнее.
Юлий Цезарь
103Легче сменить короля, чем свиту.
Аркадий Давидович
103Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже и не малые, когда полезны великим.
Иоанн Дамаскин
103Если те, кто обладает властью, не охраняют социальные институты, обеспечивающие меньшинству возможность проводить мирные изменения, то их правление является тиранией.
Карл Раймунд Поппер
103Если вся страна вокруг тебя бедствует, исчезает и дарованное Небом богатство правителя.
103Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
Никколо Макиавелли
102Короля создает свита либо соседнее государство.
Антонио Миро
102Неизвестно, чтобы какие-либо цари правили царством благополучно непрерывно.
Бхартриари
102Петр не только первый русский интеллигент, но и первый русский нигилист.
Дмитрий Сергеевич Мережковский
102Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
Екатерина II
102Наполеон не без основания ненавидел идеологов, и диктаторы, повинуясь общему правилу, ненавидят философов.
Жак Маритен
102Не давать людям состариться - в этом состоит большое искусство управления.
Наполеон I
102Благо народа - высший закон.
102Великое искусство подчинять людей заключается в умении брать их с хорошей стороны.
Оноре Габриэль Рикетти Мирабо
102Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться.
Солон
102Лучший день после смерти дурного государя - первый день.
Тацит
102Все монархи - тираны в политике, все подданные - бунтовщики в душе.
Эдмунд Бёрк
101Чем сильнее шатается трон, тем меньше желающих его поддержать.
Аркадий Давидович
101У правителей есть программы действия, которые не могут, однако, претворяться в жизнь без поддержки со стороны управляемых.
Реймон Клод Фердинанд Арон
Я полагаю, что для граждан гораздо полезнее, когда все государство процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же разрушается.
100Властитель никогда не прощает на самом деле.
Элиас Канетти
Ссылка на цитату100Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным властителям.
Эразм Роттердамский
Ссылка на цитату99Кто был хорошим оруженосцем, сумеет быть и хорошим губернатором.
Мигель де Сервантес Сааведра
Ссылка на цитату99Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес.
Наполеон I
Ссылка на цитату98Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.
Публилий Сир Екатерина II
Ссылка на цитату98Кто мнит себя управляющим, сам управляем.
Семен Людвигович Франк
Ссылка на цитату98Давно замечено, что достойными и призванными править государством считают себя раньше всего люди посредственного ума и нищие духом. С изумительной энергией и упорством они рвутся вперед, и наиусерднейшим из них удается достичь цели.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби
Ссылка на цитату97Что б ни творили цари-сумасброды - страдают ахейцы.
Гораций
Ссылка на цитату97Мао Цзэдуна можно назвать последним императором.
Мирче Элиаде
Ссылка на цитату97Властвуя, вожди озабочены исключительно тем, чтобы сделать свои предсказания истинными.
Ханна Арендт
Ссылка на цитату97Властитель, от чьего существования зависит существование других, откладывает между собой и другими самую большую и самую непреодолимую дистанцию, именно благодаря ей, а не только своему блеску, он - Солнце или, как у китайцев, еще отдаленнее - Небо.
Элиас Канетти
Ссылка на цитату96Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.
Василий I Македонянин
Ссылка на цитату96Плохо, если царь Орел средь падали, но ежель он Сам падаль средь орлов - пиши пропало!
Готхольд Эфраим Лессинг
Ссылка на цитату96Каким памятником человеческому ничтожеству является идея философа-правителя! Какое падение - от сократовского мира иронии, разума и честности к платоновскому царству вождей.
Карл Раймунд Поппер
Ссылка на цитату96Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения, ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности, главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания, обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.
Сюнь-цзы
Ссылка на цитату95Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.
Наполеон I
Ссылка на цитатуСклонность к абсолютистскому правлению состоит в прямой зависимости от презрения к своей стране.
Наверняка многие знают более известную историю другого «политического преступления»… Бузивший в кабаке крестьянин заявил, что ему" и на царя плевать". И подкрепил слова делом: плюнул на висящий здесь же портрет Александра III.
Дела «об оскорблении Величества» доводились до сведения императора. «Оскорбителя» приговорили к шести месяцам тюрьмы, о чем и сообщили монарху. Александр III хохотал.
- Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду его кормить шесть месяцев?
Резолюция императора состояла из трех пунктов:
1. Императорских портретов впредь в кабаках не вешать.
2. «Оскорбителя» послать подальше.
3. Передать ему, что император тоже на него плевал.
В другой версии этой истории фигурирует не крестьянин, а солдат Орешкин. Принципиальна ли разница? Иногда да. С солдатом приказ был исполнен официально и по-военному: виновник был поставлен перед строем полка, и ему во всеуслышание было объявлено решение императора. В первое же воскресенье солдат пошел в церковь, где перед образом святителя Николая дал обет не прикасаться к водке. Интересно, что этот же анекдот рассказывали о Николае I. Что ж, это закономерно. Многие отмечали сходство характеров внука и деда.
Характерен известный эпизод с рыбалкой, которую Александр III очень любил. Однажды, когда он рыбачил на Карпином пруду, к нему примчался министр иностранных дел и стал настойчиво просить немедленно принять посла какой-то западной державы по важному европейскому делу. На что Александр III ответил: «Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать».
Известны его слова, ставшие уже крылатыми, только часто их цитируют в урезанном виде, полностью они звучат так: «Во всём мире у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас».
Он не вмешивался в дела других стран, но и своей страной не давал помыкать. Вот один пример.
Спустя год после его восшествия на престол, афганцы, науськиваемые английскими инструкторами, решили откусить кусок территории, принадлежащей России.
Приказ царя был лаконичен: «Выгнать и проучить, как следует!», что и было сделано.
Посол Британии в Санкт-Петербурге получил предписание выразить протест и потребовать извинений. «Мы этого не сделаем» - сказал император и на депеше английского посла написал резолюцию: «Нечего с ними разговаривать».
После этого он наградил начальника пограничного отряда, орденом Святого Георгия 3-й степени.
После этого инцидента Александр III сформулировал свою внешнюю политику предельно кратко: «Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию!»
А вот малоизвестные резолюции Александра III:
Елизавета Вестман, вдова адмирала С. С. Лесовского (заслуженного морского офицера, занимавшего пост Управляющего Морским министерством), получала за мужа пенсию. Решив вступить во второй брак (в этом случае выплата пенсии прекращалась) и желая сохранить пенсию, вдова подала соответствующее прошение на высочайшее имя. В прошении она выражала уверенность, что Государь и Россия «не забыли службу ее мужа». Государь отказал с резолюцией: «Ни я, ни Россия не забыли службу почтеннейшего Степана Степановича, а вот вдова его забыла».
Дошедшие до нас остроты Александра намекают не только на прекрасное чувство юмора, но и на живость ума и умение и импровизировать.
Взойдя на престол, Александр III спросил у знатоков истории, чьим сыном был Павел I.
- Скорее всего, графа Салтыкова.
- Слава тебе Господи! - воскликнул Александр III, - Значит, мы русские.
Но происхождение Павла I, усилиями Екатерины Великой, было окутано ореолом таинственности. Неудивительно, что в другой раз император получил другой ответ:
- Отец Павла Петровича - император Пётр Фёдорович.
- Слава Богу, мы законные! - ответил Александр.
В конце XIX века можно было и посмеяться. Никто давно не сомневался в легитимности ни Александра III, ни самой династии.
Хотя родственные связи для людей знатных, естественно, важны. Тем более, для императорской фамилии. Великий князь Николай Николаевич, кузен Александра III, решил жениться. Избранницей его стала купчиха, да ещё ко всему - разведенная. На подобный союз требовалось согласие главы правящего дома. Император согласился, с условием: этот союз он будет игнорировать; и у жены кузена не будет официального положения при дворе. Перед свадьбой невеста потребовала, чтобы великий князь добился для нее должности. Когда просьба дошла до императора, тот вообще запретил кузену жениться. Как заметил Александр, он в родстве со всеми европейскими дворами, а вот с петербургским Гостиным двором не был. И быть не хочет.
Хотя при необходимости император умел быть дипломатичным.
В 1891 году Петербург посетила французская эскадра. Торжественная встреча, звучат гимны обеих держав, военные с обеих сторон берут под козырек… Вот только французский гимн - «Марсельеза» - в России запрещен. Представим картину: звучит запрещенный революционный гимн, и российский император Александр III, как полагается военному, берет под козырек… Отказаться нельзя, мероприятие официальное и важное для налаживания отношений с Францией. Гофмаршал (чин, ответственный за дворцовое хозяйство и организацию приемов) В. С. Оболенский обратил внимание императора на этот щекотливый момент.
Выслушав, Александр сказал:
- Мы же не можем дать французам другой гимн? Играйте тот, какой есть. Ничего, после «Марсельезы» они шапки снимут и «Боже, царя храни!» выслушают!
Иногда дипломатия Александра III имела и другую сторону… Императору сообщили, что по политическому делу арестовали писательницу Цебрикову (тогдашняя «оппозиционерка», писатель, публицист). Александр III наложил резолюцию: «Отпустите старую дуру!» Это был удар по репутации! Над шуткой смеялся весь Петербург, включая ультрареволюционный. Карьера Цебриковой была загублена.
Иной раз приближенные правителей не только записывают становящиеся анекдотами события, но и сами в них участвуют. Так что многие «ляпы» правителей в реальности - дело рук приближенных:
Однажды Александр III, взглянув в окно Гатчинского дворца на железнодорожную станцию, сказал:
- Сколько лет живу в Гатчине, а в первый раз вижу, что станция - между дворцом и военным полем и отчасти его закрывает.
Через несколько дней император снова взглянул в окно.
- Со мной творится что-то странное - я не вижу станции!
Выяснилось, что станцию перенесли в сторону так, чтобы она не загораживала военного поля. Александр удивился:
- Да зачем же?!
- Ваше Величество изволили повелеть перенести станцию.
- Что ни скажешь, из всего сделают высочайшее повеление!
Александр III о своих высших чиновников:
- Когда докладывает Дурново (директор Департамента полиции), я все понимаю, а он ничего не понимает; когда Витте (министр финансов) - он все понимает, зато я не понимаю; а когда Кривошеин (управляющий Министерством путей сообщения) - не понимаем ни он, ни я.
И еще одна история. Почти неприличная - но... из песни слов не выкинешь.
Перед экзаменом в морском кадетском корпусе кадет Зуров оказался в учебной части. Инспектора классов вызвали по срочному делу, Зуров же увидел типографскую форму с текстом контрольных задач. Запомнить было невозможно, переписать не успеть. Решение нашлось! Спустив штаны, кадет уселся на типографский камень. И едва успел привести себя в порядок до возвращения инспектора. После друзья Зурова списали с отпечатка текст контрольной. Естественно, когда весь курс блестяще справился с заданием, начальство заподозрило неладное. Когда причина выяснилась, Зурову грозило исключение из корпуса и разжалование в матросы. Но Александр III не утвердил решения, со следующей резолюцией: «Дело прекратить. Кадета Зурова наградить за находчивость. Такие смелые и инициативные офицеры нужны русскому флоту».
Кадет, а впоследствии капитан 2-го ранга Зуров существовал в реальности. В Цусимском сражении он, старший офицер крейсера «Светлана», погиб в неравном бою вместе с крейсером.
Когда англичане посягнули на российские интересы в Афганистане...
"Он подошёл к столу из камня, ударил кулаком - стол разлетелся. Всю казну на войну! Англичанам это стало известно. И только этого было достаточно, чтобы война была остановлена", - рассказывал Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
И из забавного напоследок: когда командующий военным округом М.И. Драгомиров забыл поздравить Александра III с Днем рождения и вспомнил об этом лишь на третий день. Недолго думая, генерал послал телеграмму: «Третий день пьем здоровье Вашего Величества», на что сразу получил ответ: «Пора бы и кончить».