Главная » Галлюциногенные » Эра мэйдзи. Революция мэйдзи в японии

Эра мэйдзи. Революция мэйдзи в японии

Эпоха Мэйдзи

Современная организация на самом деле абсолютно противоположна жесткой централизации образования, которая существовала в Японии до войны. Концепция системы, от которой официально отказались в 1947 году, лежала в основе сложившейся административной системы эпохи Мэйдзи, с нее начался подъем современной Японии. Еще и сегодня своим выбором социального и культурного развития Япония фактически обязана мощному импульсу, который был дан той эпохой. Авторитет учителя и уважение к нему - непреходящая традиция на Дальнем Востоке, распространившаяся оттуда по всему миру. Как прежде алчущие знания умы ходили по дорогам Древней Японии в поисках мудреца, который привел бы их к просветлению, молодые люди новой империи отправлялись через моря на далекий Запад. Они порывали с изоляцией, которая фактически или юридически была уделом любого японского подданного на протяжении четырех веков. В хартии о пяти статьях (1868) говорилось о необходимости «отыскивать знания по всему миру, для того чтобы усиливать основы императорского правления». Речь шла о том, чтобы поддержать политику, робко вводимую сёгунатом и некоторыми хань под давлением обстоятельств, которые должны были привести к Реконструкции. С 1862 года Ёномото Такэаки (1836–1908), будущий адмирал, был направлен правительством Эдо послом в Голландию, в 1863 году Хосю отправил Инуэ Каору (1835–1915) в Англию. Через два года в Англию был отправлен правителем Сацумы Мори Аринори (1847–1889). От нескольких месяцев до нескольких лет почти все основатели нового японского государства - десять молодых энергичных человек из двенадцати, сыгравших важную роль в этом процессе, - изучали опыт политического и экономического развития в Европе и США. Все они были в тот момент молоды, в расцвете сил.

Но еще более интенсивно шел другой процесс: в Японию были приглашены на высокое жалованье иностранные специалисты. Их задачей была интеллектуальная и техническая подготовка японских специалистов на месте, необходимая для того, чтобы Япония достигла экономического уровня великих держав. Этот процесс, также начавшийся еще до Реконструкции, не мог продолжаться слишком долго: содержание высокооплачиваемых иностранных специалистов вскоре составило подавляющую часть бюджетных расходов, например в 1879 году три пятых бюджета министерства промышленности. Иностранцам необходимо было обеспечить привычный для них уровень жизни, который по сравнению с традиционным скромным существованием японцев быстро показался разорительным. Как только становилось возможным, их заменяли бывшими учениками, так что к концу века лишь немногие иностранные специалисты оставались на своих должностях. Некоторым из них, хотя они и недолго пребывали в Японии, японский народ признателен до сих пор: это философ Эрнест Фенеллоса из Бостона, который напомнил японцам о забытых ими достоинствах культуры и искусства предков; это известный профессор Е.-С. Морс из Гарварда, заложивший основы японской научной археологии и антропологии, открывший знаменитые раковинные кучи в Омори, что послужило для определения первой несомненной вехи в доисторическом прошлом Японии.

В этой ставке на выход страны на международный уровень у реформаторов имелась редкая возможность, считая, по крайней мере теоретически, свое прошлое tabula rasa, на самом деле действовать на земле, оплодотворенной тысячелетней культурной традицией. Поэтому вскоре Япония оказалась в авангарде мирового развития, сформировав устойчивую политическую и экономическую систему, которая могла нуждаться в поправках, не испытывая при этом потрясений. Эта система могла существовать долго.

С 1885 по 1897 год было официально введено обязательное начальное обучение, учреждены университеты, педагогические институты. Новая система образования создавалась под большим влиянием французской системы, принципы которой были выражены в 1872 году в открытии современной школы, доступной для всех, независимо от социальной принадлежности. Введение сначала обязательного трехлетнего образования, в 1900 году - четырехлетнего и, наконец, в 1908-м - шестилетнего сделало Японию одной из немногих стран мира, где население было полностью обучено грамоте: к началу XX века лиц, получивших школьное обучение, было девяносто процентов, а учащихся среди детей школьного возраста - девяносто пять процентов. Тогда же, благодаря частным школам и миссиям, развивается женское образование. Япония, таким образом, могла гордиться тем, что оказалась среди тех стран мира, где население было грамотным.

Появилось множество технических школ, предназначенных для подготовки кадров, требуемых развивающейся промышленностью; крупные университеты, которых тогда насчитывалось восемь, и сегодня имеют статус, установленный во времена их основания. Университеты готовят крупных государственных чиновников и академических ученых, занимающихся чистой наукой. Образовательная пирамида с выраженной иерархической структурой, конечно, имеет свои недостатки, особенно заметные в регионах. Против установления жестких правил негибкой системы, за организацию образования по западному образцу мужественно выступал Фукудзава Юкути, ему приходилось также сопротивляться «реакции» со стороны конфуцианских ученых и синтоизма, и эта борьба могла бы привести к либерализму. В 1879 году после возвращения из Вашингтона Фукудзава и Мори Аринори составили план децентрализации образования и предложили его. Этот план никогда не был осуществлен, но его наличие тем не менее еще раз доказывает, что современная система образования сложилась прежде всего в опоре на исторический опыт и неисчезающий интерес к национальным традициям, а не в результате заимствования. Кроме того, либерализация даже во времена господства централизации была известна частным университетам, например Кэйо-гидзуку, основанному Фукудзава Юкути (1834–1901), или Васэда, основанному Окума Сигэнобу (1838–1922), и христианским школам, таким как Досиса. Учрежденные в более «технических» целях, чем императорские университеты, для которых они были скорее дополнением, чем конкурентами, частные университеты стали специализироваться: именно в Васэда Окума доказывал своим кредиторам необходимость частного образования наряду с государственным: «Хотя государство прилагает много усилий для всеобщего образования, крайне сомнительно, чтобы оказалось полезным успешно завершать высшее образование в государственных учреждениях. Государство наделено властью решать таким образом, но бывают моменты, когда цели государства в действительности оказываются выражением целей правительства, стоящего у власти, и они не отражают на самом деле цели народа. Бывают моменты, когда цели государства оказываются ошибочными. Если само государство - создание совокупности множества отдельных личностей, то трудно представить, что оно не может совершить случайную ошибку. Поэтому мне кажется, что необходимы все виды школ - правительственные, общественные и частные. И так как они вступают в соперничество в своем поиске истины, то они осветят правду и, может быть, создадут новые теории. Я убежден, что университет Васэда разовьет в более или менее большой степени свои характерные особенности благодаря связям с императорским университетом и другими учреждениями и что, соревнуясь в обучении и исследовании, он благотворно повлияет на образование в целом» (Окума кё хатидзюгонэн си).

Этот либеральный голос, если он и не угас сразу же, становился все более и более сдержанным, по мере того как в политических процессах усиливался вес государства. До конца Второй мировой войны знаменитый императорский рескрипт от 30 октября 1890 года, который читался каждый день в школах всей страны, властно утверждал основы национального образования: «Наши императорские предки создавали нашу империю на широком и прочном фундаменте беспримерной доблести; наших подданных всегда объединяла верность и сыновнее благочестие, красоту которых они демонстрировали из поколения в поколение. Именно в этом состоит слава непоколебимости нашей империи, и именно в этом источник нашего воспитания. Вы, наши подданные, будьте любящими сыновьями по отношению к вашим родителям, любящими родственниками по отношению к вашим братьям и сестрам; пусть между мужем и женой царит гармония, а между друзьями - чистосердечие; придерживайтесь в своем поведении скромности и умеренности; распространяйте на всех вашу благосклонность; продолжайте изучение наук и развивайте искусства и таким образом развивайте и ваши умственные способности и совершенствуйте вашу нравственную силу; а помимо этого, делайте все для того, чтобы общественное благо прогрессировало, благоприятствуйте общественным интересам; почитайте конституцию и соблюдайте законы; если когда-нибудь возникнет опасность для государства, отважно вставайте на его защиту; и так оберегайте и поддерживайте благополучие нашего императорского трона, столь же древнего, как небо и земля. Тогда вы будете не только нашими добрыми и верными подданными, но и прославите наилучшиё традиции наших предков. <…>

Дорога, указанная здесь, несомненно, завещана нашими императорскими предками: ею должны следовать и их потомки, и их подданные, эта дорога - истина на все времена. Наш обет заключается в том, чтобы его соединять с вами, о наши подданные, со всем глубоким почтением в наших сердцах, для того чтобы мы все достигли, таким образом, той же добродетели» (Ёсида К., Кайго Т. Образование в Японии).

Таким образом, наряду с модернизацией государственных механизмов, эффективность которой очевидна, сохранялась, как это раскрывают терминология и мысль императорского рескрипта, духовная цель, унаследованная от традиции, которая не умирала. Конечно, она вписывалась в историю уже измененной: самый старый университет, Токийский, созданный в 1877 году, но существующий с 1869-го, фактически объединял бывшую конфуцианскую школу Эдо, медицинскую школу при сёгунате и школу по изучению иностранных книг (Бансо-сирабэ-со). Старые кадры, ведавшие образованием, за исключением главных сёгунских школ, которые откровенно сохраняли феодальные черты, обновлялись, но это свидетельствовало скорее о централизации и подчинении личности императора, чем о революции. Однако и централизация и подчинение личности императора были необходимы из-за ставшего помехой «разграничения» полномочий, долгое время превозносившегося Токугава. Но вчера, как и сегодня, речь шла о том, чтобы пересматривать наследие прошлого, а не о том, чтобы его отбрасывать.

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

IV Реформы Мэйдзи Боевой призыв сонно-дзёи - «восстановить власть Императора и изгнать варваров» - возвестил о вступлении Японии в современную эпоху. В этом лозунге отразилось стремление оградить Японию от разлагающего влияния внешнего мира и реставрировать золотую

Из книги Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху автора Дэвис Эрик

Мифинформационная эпоха Сбор информации характерен для цивилизации в той же мере, что и сбор пищи для кочевых культур, а позже для городских общин - излишки урожая и стратифицированные социальные иерархии. С того момента, как первый писец взял тростинку и нацарапал

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Мэйдзи Огромную силу Японии, несмотря на то что в те годы она не могла выдержать сравнения с заграницей, придавала вера в свою способность к возрождению. Если сыновья самураев могли вынужденно признавать свою слабость, то они никогда заранее не признавали себя

Из книги Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий автора Хапаева Дина Рафаиловна

Эпоха Эдо Скульптура, утратив свое духовное содержание с начала буддийского возрождения в эпоху Камакура в XIII веке, лишилась и актуальности, в особенности после того, как в эпоху Токугава триумфально утвердилось влияние конфуцианства. Произведения, созданные после XIII

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

I. ЭПОХА ПЕРЕВОДОВ Мы живем в эпоху переводов. Окиньте мысленным взором полки вашего любимого книжного магазина Петербурга или Будапешта, Парижа или Нью-Йорка, представьте себе вашу собственную библиотеку, вспомните последний разговор с коллегой или последний текст,

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Эпоха классики 499–494 гг. до н.э. – Ионийское восстание: мятеж против персов ионийских греков и других греческих и негреческих общин и народностей490 г. до н.э. – сражение при Марафоне: афиняне и платейцы наносят поражение персидским завоевателям480–479 гг. до н.э. – второе

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Эпоха эллинизма 301 г. до н.э. – битва при Ипсе, гибель Антигона Одноглазого – основателя династии Антигонидов в Македонии300 г. до н.э. – основание Зеноном школы стоиков283 г. до н.э. – смерть Птолемея I, основателя династии Птолемеев в Египте, Мусейона и библиотеки при нем в

Из книги И смех, и слезы, и любовь… Евреи и Петербург: триста лет общей истории автора Синдаловский Наум Александрович

Византийская эпоха 324 г. – основание (8 ноября) Константинополя (второе основание Византия) императором Константином330 г. – освящение (11 мая) Константинополя395 г. – император Феодосий I приказывает прекратить почитание любых нехристианских культов и проведение

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Зрелищная эпоха В качестве хронотопа для общения с читателем я выбрала дофилософский и дофотографический период в истории самоосмысления империи, то есть вторую половину XVIII – первую треть XIX в. Его специфичность состоит в том, что тогда антропологическая мысль России

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Из книги автора

Эпоха перемен В 1989 году, в разгар Перестройки, народным депутатом СССР от Ленинграда был избран Анатолий Александрович Собчак. На первом съезде он вошел в состав Верховного Совета СССР. В апреле 1990 он избирается депутатом Ленсовета, а 23 мая того же года – председателем

Из книги автора

2. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА После 1917 г. долгое время было не вполне ясно, насколько глубоко ломка культурной традиции входила в основу нового социального строя. Всевозможные идеи полного разрыва с культурой прошлого - будь то через богостроительский восторг Пролеткульта, будь

Эпоха Мэйдзи (в переводе „реставрация монархии”)

(эпоха просвещенного правления императора Муцухито)

(1868-1912 гг)

В Японии до середины XIX века. страной правили крупные феодалы, а император реальной власти не имел. Такая форма правления имела название сегунат.

Существовали высокие местные налоги, произвол самураев, сильное влияние различных феодальных группировок, угнетение крестьян, голодные годы, которые часто повторялись. Часто происходили восстания крестьян и городской бедноты.

1867 – 1868 pp. революционные события в Японии, в ходе которых был ликвидирован сегунат и восстановлена власть императора, который опирался на союз буржуазии, новых помещиков и богатых крестьян.

Установилась власть Муцухито, который начал осуществлять административную, аграрную, социальную, финансовую, военную, судебную, образовательную реформы, заимствуя опыт европейских стран.

1. По Конституции 1889 года Япония - конституционная монархия, которая была полу абсолютистской, помещичье-буржуазной.

2. Парламент имел очень узкие полномочия, он не мог вносить никаких поправок или изменений к конституции - это мог сделать только император.

3. Конституция провозгласила ряд политических свобод, но в последующие годы они были резко ограничены различными правительственными указами.

Крах политики самоизоляции

Правительство Японии проводил политику самоизоляции от внешнего мира.

1853 г. К берегам Японии прибыла американская эскадра под командованием М. Перри, чтобы заставить власти отказаться от политики изоляции от внешнего мира и установить торговые и дипломатические отношения с США. Под угрозой начать военные действия Перри вынудил японское правительство заключить кабальные договоры с американскими и европейскими странами.

1854-1858 pp. США, Великобритания, Голландия, Франция и Россия под угрозой применения силы навязали Японии Ансейські договоры. Это были неравноправные договоры. Установлены торговые льготы для европейцев, начался приток дешевых европейских товаров. Эти договоры прекратили более чем двухсотлетнюю изоляцию Японии от внешнего мира.

Самураи - это:

В широком смысле - название светских феодалов;

В узком значении - военно-феодальное сословие мелких служилых дворян;

В переносном смысле - японская военщина.

1. Преодолевалась раздробленность страны и создавалась централизованная государство.

2. Произошла быстрая модернизация страны на основе применения зарубежного опыта с учетом национальных традиций.

3. Реформы способствовали развитию рыночных отношений в стране.

4. Способствовали преодолению международной изоляции Японии.

5. Привлекали Японию в мировой экономики.

6. Создавали благоприятные условия для формирования индустриального общества.

Экономический рост страны Причины быстрого экономического роста Японии

1. Государство строило заводы, судоверфи, железные дороги, которые потом отдавало частным фирмам за 20-30% их стоимости.

2. За счет государства была создана система транспорта и связи.

3. Помещики, купцы, прибегали к промышленной деятельности, получали от государства большие субсидии, дешевые займы, освобождение от налогов.

Субсидия - денежная или натуральная помощь.

4. Япония широко использовала технические достижения стран Западной Европы и США.

5. Была дешевая рабочая сила.

6. Япония захватывала внешние рынки и источники сырья в результате захватнических войн.

Особенности экономического развития

1. Были ликвидированы цехи и гильдии, которые мешали развитию свободного предпринимательства.

2. Правительство строил большие „образцовые” заводы, которые потом передавались в аренду или продавались на льготных условиях тем фирмам, которые были связаны с помещичье-буржуазной правящей коалицией.

3. Правительство предоставляло большие субсидии на строительство предприятий и дорог, а также льготы и привилегии с их налогообложения.

4. В 70 - 80-х годах XIX века. в Японии частным капиталом, было создано почти 1300 промышленных предприятий, преимущественно мануфактурного типа с применением ручного труда, в основном переделывали сельскохозяйственное сырье.

5. В стране преобладали мелкие предприятия полукустарного типа, лишь 15% предприятий в стране применяли машины и механизмы.

6. В конце XIX века. в Японии возникали монополии. Крупнейшие из них:

Мицу. В ее руках были различные отрасли промышленности: прядильная, бумажная, горнодобывающая, электротехническая. Была связана с правящей верхушкой, от которой получила много предприятий, построенных правительством, а также различные льготы и привилегии в торговле и банковском деле;

Мицубиси. В ее руках была банковское дело, морское мореплавание, судостроение, железные дороги, угольная промышленность.

7. Происходил процесс концентрации капитала.

В 1897 г. пять крупных банков владели 25% вкладов страны.

1. В конце XIX века. ускорилось индустриальное развитие Японии, чему способствовали реформы Мэйдзи.

2. Своеобразие индустриального общества, которое формировалось в Японии, заключалась в укреплении экономических и политических связей между имперским двором, помещиками, буржуазией, сохранении феодальных пережитков, поощрение государством развития промышленности.

3. Промышленность Японии развивалась неравномерно: текстильная росла быстрыми темпами, металлургия вследствие недостачи сырья сначала развивалась медленными темпами.

4. По общему объему промышленного производства Япония значительно отставала от Великобритании, Франции, Германии, США и России.

5. В сельском хозяйстве существовало безземелья и малоземелья.

ПОДІЛИТИСЯ:

Япония пережила поистине драматические перемены: из феодальной островной страны, расположенной на самом краю света, она превратилась в мощное государство и полноправного игрока на империалистической карте мира. Это была эпоха Мэйдзи, названная в честь девиза правления императора Муцухито, который и сам вошел в историю как император Мэйдзи. сайт рассказывает об эпохе правления этого выдающегося лидера.

Будущий монарх-реформатор родился 3 ноября 1852 года в императорском дворце в Киото. Муцухито был сыном императора Комэй и его наложницы Есико. Хотя она и не была официальной женой императора, Муцухито по японским законам считался принцем, а поскольку остальные дети Комэй умирали в раннем детстве, Муцухито оказался со временем единственным претендентом на Хризантемовый трон.

Муцухито оказался единственным претендентом на Хризантемовый трон

Император Мэйдзи был символическим лидером реставрации Мэйдзи, революции, во время которой было свергнуто правительство сёгуната Токугава, правившего Японией на протяжении 250 лет. После революции начался бурный процесс уничтожения феодализма и построения современного общества. Был организован парламент, хотя реальной властью он не обладал. Основные рычаги власти сосредоточились в руках тех даймё, которые были лидерами революции Мэйдзи. Япония, таким образом, управлялась олигархией, в которую входили крупные военные, политические и экономические деятели.

Молодой император Муцухито (Мэйдзи) в традиционных одеждах, 1872 год

После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу — Токио. Политическая власть перешла из рук сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Новое правительство мечтало о демократической Японии всеобщего равенства

Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20−30 лет интенсивной «западизации» в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма (включая культ императора).


Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот — по образцу британских ВМС.

Ради ускорения преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу, японских олигархий.

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро — император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь — из-за постоянных внутренних раздоров.


Император Мэйдзи должен был служить для своих подданных примером, всем своим видом он показывал, что в стране проводятся реформы. С этой целью пришлось решительно изменить его облик. Если раньше он одевался в традиционные одежды и носил традиционную прическу, чернил зубы и выщипывал брови, то с 1873 г. ему пришлось отказаться от обычаев своих предков. Мэйдзи постригся, отрастил усы и бородку, облачился в военный мундир европейского образца. Вслед за ним и все чиновники переоделись в европейское платье.


На отца Мэйдзи, императора Комэй, подданные не имели права смотреть. Изображения императоров были также табуированы. Мэйдзи же представлял собой уже видимый подданным образец. Он совершал путешествия по стране, давал аудиенции, присутствовал на различных публичных мероприятиях. Его похороны также превратились в церемонию, в которой приняли участие миллионы японцев. Основная часть церемонии проводилась на плацу в токийском районе Аояма, где при жизни Мэйдзи имел обыкновение делать смотр войскам. В соответствии с пожеланиями Мэйдзи, его похоронили неподалеку от Киото. Под прямым влиянием российского символического опыта в Японии была принята концепция «двух столиц» (Петербурга и Москвы). Административные функции полностью исполнял Токио, но значительная часть функций церемониальных отошла к Киото. Этот город был должен продемонстрировать древность японской культуры. Раньше в похоронах императора принимали участие только самые близкие люди, об обнародовании медицинского бюллетеня, как-то было в случае с Мэйдзи, не могло быть и речи. Сокрытие смерти в течение нескольких дней или даже недель было делом обычным. Теперь же «тело» императора стало видимым не только при жизни, но и после смерти.

«С 1853 г. наша страна находилась в небывало тяжёлом положении, — говорилось в манифесте микадо. — Поэтому сейчас мы приняли следующее ре-шение: восстановить императорскую власть и создать основу возро-ждения национального престижа государства». В 1868 г. войска по-следнего сёгуна были разгромлены, а бывшая столица сёгуната г. Эдо переименована в Токио. Муцухито принёс клятву в том, что все «плохие обычаи прошлого будут упразднены» и что знания «бу-дут заимствоваться во всём мире, и таким путём основы империи бу-дут упрочены».

В 1877 г. был подавлен последний саму-райский мятеж, что ознаменовало окон-чательную победу нового строя. В начале 1870-х гг. в Японии зародилось «движение за свободу и народные права», положив-шее начало политической деятельности в западном смысле слова.

Конституция

В следующее де-сятилетие появились первые политиче-ские партии, ставившие целью установле-ние конституционного строя. В 1889 г. микадо даровал своему наро-ду конституцию, учреждавшую в Японии подобие парламента, при этом избирательные права получило ничтожное меньшинство насе-ления. Конституцию дополнил рескрипт 1890 г. о народном воспи-тании, который утверждал необходимость личной преданности ка-ждого японца микадо.

«Реставрация Мэйдзи» сопровождалась глубокими экономическими реформами. Были ликвидированы старинные корпорации ремесленников и торговцев, разрешена свободная тор-говли, правительство поощряло развитие промышленности, была введена современная денежная единица — иена .

В 1871 г. Муцухито провозгласил курс на построение «просве-щённой цивилизации», основанной на принципе «восточная мо-раль — западная техника». В Японии отменялась прежняя сословная иерархия, всё население делилось на три новых сословия: высшая аристократия, дворянство и «простой народ», которые обладали формальным равенством перед законом. Административная ре-форма ликвидировала прежние княжества, власть на местах пере-ходила к губернаторам, назначаемым микадо.

В 1872 г. микадо и его приближённые впервые появились на пуб-лике в европейских костюмах. В следующем году микадо остриг во-лосы, отказавшись от традиционной национальной причёски, его примеру последовало большинство японцев. Одежда, питание, вся повседневная жизнь японцев в её внешних проявлениях постепен-но перестраивались на европейский манер.

Военная реформа 1872 г. вводила всеобщую воинскую повинность, вооружённые силы стали формироваться на основе иностранного опыта.

В Японии бы-ло введено всеобщее и обязательное образование. Закон о школь-ной реформе гласил: «Ни одна семья ни в городе, ни в деревне не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют инте-ресы укрепления государства».

В стране создавались школы и специальные учебные заведения по западному образцу, публиковались переводы иностранных работ по всем отраслям зна-ний, появилась периодическая печать, способствовавшая дальней-шему распространению западных знаний и идей.

Одновременно началась также важ-нейшая аграрная реформа, земля превратилась в частную собствен-ность и подлежала свободной продаже. Материал с сайта

Линия Токио — Киото положила начало железнодорожному строительству в Япо-нии, было налажено пароходное сообщение и телеграфная связь с зарубежными странами, внутри страны появилась современная почтовая служба. Политика поощрения национальной промышлен-ности предусматривала строительство на государственные средст-ва «образцовых заводов» во всех основных отраслях. С этих пред-приятий началось возвышение таких компаний (дзайбацу), как «Мицубиси», получивших впоследствии всемирную известность.

В январе 1868 году политическая власть в стране перешла к императору Муцухито, девизом правления которого стало понятие «Мэйдзи» («Светлое правление») (начиная с 1868 года в Японии было введено летосчисление по девизам правления императоров).

В 1870-1880-х годах японское правительство начинает модернизацию всех сфер социально-экономической и политической жизни. Образцом для подражания служат западные государства. Реформы идеологически обосновывались как «реставрация» власти императора и возврат к исконно японским ценностям.

В результате «обновления Мэйдзи» Япония превратилась в вестернизированное государство, способное конкурировать с западными державами. Административно-территориальная реформа окончательно упразднила княжества и ввела префектуральное деление современного образца. В рамках аграрной реформы значительная часть земли передавалась в частные руки. Государственный аппарат реформировался по западному образцу; в 1885 году было сформировано правительство во главе с премьер-министром. Значительные преобразования затронули область финансово-кредитных отношений, образование, армию, транспортную инфраструктуру и др. сферы.

В 1889 году была принята первая конституция Японии, которая стала логичным итогом проводившихся реформ. Несмотря на формальное разделение трёх ветвей власти, признание прав и свобод граждан, конституция закрепляла фактически неограниченную власть императора («живого бога»). На практике страной управляла группировка советников императора гэнро, которая до середины 1920-х годов сосредотачивала все рычаги власти в своих руках.

С середины 1880-х годов начали формироваться политические партии, в 1890 году впервые были проведены всеобщие выборы в нижнюю палату парламента.

В конце XIX — начале XX вековв Японии начинают активно расти экспансионистские настроения. Сначала между Японией и Китаем, позже между Японией и Россией начинается соперничество за установление контроля над Маньчжурией и Корейским полуостровом. В ходе успешной войны с Китаем (1894-1895 годы) и с Россией (1904-1905 годы) осуществляется японская экспансия на континент. В ноябре 1905 года Япония устанавливает протекторат над Кореей. В августе 1910 года Корея была полностью аннексирована и превращена в колонию. Экспансия в Китай первоначально носила экономический характер.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта