Главная » Галлюциногенные » Когда появились древние римляне. От кого произошли древние римляне

Когда появились древние римляне. От кого произошли древние римляне

Древний Рим – не просто географическое название. Не просто территория на картах древнего мира. Это целая эпоха. Эпоха становления человека, как творца, как завоевателя, как строителя государств, философа, скульптора, законодателя и хранителя гражданских прав и свобод. Сложно перечислить все то глобальное наследие, которое оставили нам древние римляне. Но сталкиваемся мы с ним ежедневно – в медицине и праве, в науке и искусстве, в литературе и в быту. И пускай великой Римской Империи не суждено было существовать вечно, но часть того, что создали римляне останется с человечеством на века.

История Древнего Рима

История Древнего Рима – яркая иллюстрация того, как страна, начинающаяся с болота, может разрастись на половину мировой карты. И того, как легко разрушить отлаженную работу крупнейшего государства, если не уделять достаточное внимание интересам всех его регионов.

История Древнего Рима занимает 723 года и иллюстрирует зарождение, становление и гибель одной из самых могущественных древних цивилизаций.

Начинался Рим в 753 г. до н.э. со строительства города на семи холмах, среди болотистой местности, в окружении постоянно воинствующих народностей – этрусков, латинов и древних греков.

Ко второму веку нашей эры город, начинавшийся с болот, подчинил себе Европу, Средиземноморье, побережье Африки и Ближний Восток, превратившись в крупнейшее мировое государство.

Становление всей последующей европейской цивилизации проходило под мощным влиянием Древнего Рима. И несмотря на то, что в 476 г. н.э. могущественная Римская Империя пала, её историческое, культурное и законодательское наследие по сей день играет глобальную роль во всем устройстве человеческой цивилизации.

Периоды Древнего Рима

Учеными принято делить становление и развитие Рима, как государства, на при основных периода:

  1. Царский. Начинается с создания самого города Рим. Согласно легенде, его воздвигли на холмах двое вскормленных волчицей братьев – Ромул и Рем. Имя первого из них и носит «вечный город». Ромул стал первым из царей в истории Рима. На заре его появления население состояло преимущественно из беглых преступников. Но постепенное усовершенствование ремесел и формирование государственных структур привело к неожиданно резкому развитию Рима. Уже скоро его влияние возросло настолько, что соседние государства, опасаясь оказаться под гнётом неожиданно окрепшей страны, постоянно пребывали в состоянии военной агрессии.
    Власть в Риме в этот период принадлежала царям, но не наследовалась. Правителей назначал сенат. Первым римским царем был Ромул, последним – Луций Тарквиний. Когда череда правителей стала приходить ко власти исключительно через кровь, подкуп и манипуляции, сенат принял решение провозгласить в Риме республику.
  2. Республиканский. Вся власть в руках Сената. Отличительная черта периода – множество успешно реализованных завоеваний. Постепенно границы Римской Республики захватывают всю Италию, Сицилию, Сардинию и Корсику. Дальнейшее развитие Рима существенно подавило процветающий на тот период Карфаген, подарим римлянам владение всем Западным Средиземноморьем. Захватили римляне и Македонию, раздробив её на четыре отдельных владения.
  3. Период Римской Империи. Власть по-прежнему сосредотачивается в Сенате, но существует и единый правитель – Император. К тому моменту Рим разросся до невероятных размеров. Удерживать власть над таким огромным государством становится сложно и постепенно происходит раскол на Западную Римскую Империю и Восточную (впоследствии – Византию). Вместе с тем, именно в период Империи происходит необычайное единение всего Античного мира, причем не под страхом силы, а на более духовном основании.
    Ранний имперский период – это принципат. Формально власть находилась в руках сената и магистратуры, а по факту – уже в руках императора. Позже эту форму сменит доминант, который по сути вернет на просторы Рима монархию, наделяя императора неограниченной властью. Именно эта убежденность во вседозволенности позже и приводит к краху Великой Империи.

Боги Древнего Рима

Религия Древнего Рима – это язычество. Какой-то четкой организации она не имела. Впрочем, на тот период это было естественной ситуацией – практически все верования мира представляли собой синтез древних культов различных народностей. В Риме каждому из богов приписывалась отдельная сфера человеческой жизни и отдельная природная сила. Кому поклоняться – каждый выбирал сам, в зависимости от своего ремесла и потребностей. Атеистов в Древнем Риме не было – богов чтил каждый, соблюдая соответствующие ритуалы. Некоторые из них проводились на уровне домов, а некоторые – на уровне государства. На основе различных гаданий и обращений к богам даже принимались важные государственные решения.

Все Боги Древнего Рима антропоморфны, но наделены силами природы.

  • Главный Бог Древнего Рима – Юпитер. По аналогии с греческим Зевсом, он является громовержцем, властителем Неба.
  • Его супруга – Юнона, опекалась вопросами женского плодородия. Считалась покровительницей брака и деторождения. Вдохновленные образом Юноны, римляне стали первой народностью, законодательно увековечившей моногамию.
  • Тройку главных богов Пантеона замыкает Минерва – богиня мудрости, аналог греческой Афины Паллады. Опекалась полезными открытиями, но славилась воинственным характером, из-за чего и её тоже называли молниеносной богиней.
  • Растительным и животным миром в Древнем Риме опекалась богиня Диана.
  • Венера – особенная богиня для римлян, ведь её считали прародительницей Энея и покровительницей всего римского народа. А также отождествлением весны, женской красоты и плодородия.
  • Флора – богиня полевых плодов, цветения и весны.
  • Янус – один из интереснейших богов у древних римлян. Являлся двуликим олицетворением дверей, начала и конца, входа и выхода. Владелец ключа от небесных ворот и посоха, отгоняющего непрошенных гостей.
  • Веста – богиня домашнего очага. Почиталась в каждом доме, так как семья в Риме так же являлась предметом культа.
  • Церера – особенно почиталась у земледельцев, так как являлась богиней плодородия.
  • Бахус – ещё один особенный для римлян Бог. Покровитель виноделия. Культ Бахуса являлся одним из самых почитаемых в Империи.
  • Вулкан – особенно чтился ремесленниками, так как был покровителем огня и кузнечного дела.

Это – лишь небольшая часть обширного римского пантеона. Постоянные контакты с другими народностями так же наложили отпечаток на религию римлян. Большая часть Римского Пантеона заимствована у греков. Такое высокое число заимствований ученые объясняют масштабной экспансией Рима и уважительным отношением к чужим верованиям. Путем включения богов подчиненного народа в свою религию, римляне упрощали процесс ассимиляции очередной народности.

Искусство Древнего Рима

Отличительная черта искусства Древнего Рима – его практичность. Если греки через культуру проводили воспитательные процессы, римляне сосредоточились на организации пространства с помощью искусства. Главная задача любого произведения – нести пользу. Остальное второстепенно.

Скульптура

Скульптуре в Древнем Риме отводилось особенное место. Ею обильно украшали стены зданий, колонны, фонтаны и внутренние дворики в домах знати. Во многом римская скульптура формировалась под влиянием Древней Греции. В идеализированном изображении скульптур богов явно читается влияние греков. Но были у римлян и свои новшества, главное из которых – скульптурный портрет.

Именно в портретных скульптурах римляне первыми использовали особенный реализм. Если внимательно рассматривать бюсты римских императоров и сенаторов, можно заметить и двойные подбородки, и обвисшую кожу, и чрезмерно тонкие волосы. Все эти изъяны во внешности, по сути, являются тем, что отличает одно лицо от другого. И в этом случае римляне не стремились к идеализации, передавая человеческую внешность такой, какой она есть. В этом и было их новаторство.

Живопись

Предназначение живописи носило исключительно декоративный характер. Картины должны были сделать помещение визуально привлекательнее. Не стоит искать в римских фресках особого философского смысла, назидательных сцен из жизни и других педагогических целей. Всё куда практичнее. Главное – чтобы было красиво. Римляне одними из первых стали использовать роспись стен для визуального расширения пространства в помещении. Древнеримские художники первыми достигли высокого мастерства в использовании света и тени, создании перспективы. Потому им особенно хорошо давались пейзажные изображения.

Литература

Как и во многих других отраслях искусства, в римской литературе отчетливо ощущается влияние Древней Греции. Яркий тому пример – одно из известнейших римских произведений, «Энеида» Вергиллия, поразительно похожая на гомеровскую «Иллиаду». Однако, если забыть о факте заимствования, нельзя не признать прекрасного литературного слога произведения и идеальной латыни.

Еще один известный римский литератор – Гораций, придворный поэт, подаривший миру не мало талантливых стихов.

Архитектура Древнего Рима

Наибольшего новаторства древние римляне достигли в области архитектуры. Архитекторы работали в четком соответствии с нуждами государства, постоянно совершенствуя уже имеющиеся или заимствованные наработки. Благодаря этому появляются арки вместо поперечных балок, дорабатывается система акведуков, военных машин и лагерей, опорных стен и очистных сооружений.

В вопросах декорирования зданий римляне также ушли дальше греков. Архитектура Древнего Рима строится не на мраморных блоках, а на легком горном туфе, кирпичной кладке и строительных растворах. Это позволяло создавать большее разнообразие архитектурных форм, делать здания больше и выше, добиваться архитектурного разнообразия.

Именно римляне подарили миру бетон, с помощью которого научились отливать различные архитектурные формы. Это позволило совершить стремительный рывок в вопросах декоративной архитектуры и, вместе с тем, увеличить прочность построек.

Величайшие памятки архитектуры Древнего Рима – это римский Форум, здания древних театров, мавзолеи и, конечно же, Колизей. Последний стал своеобразным олицетворением Рима в мировой культуре. Это образец действительно продуманной архитектуры. Не смотря на потрясающую для своего времени вместительность – здание рассчитано на 45 тысяч зрителей, в Колизее никогда не было толчеи и давки. Все благодаря грамотно спланированному разделению транспортных и пешеходных потоков. Колизей стал первым зданием, которое создавалось с учетом влияния на остальной пейзаж города.

Города Древнего Рима

Градостроение в древнем Риме – яркая иллюстрация рассвета человеческой цивилизации как таковой. К строительству городов в империи подходили как никогда продуманно. Города Древнего Рима в обязательном порядке включали в себя минимум две перпендикулярные друг другу дороги. На пересечении дорог располагался центр города и рынок, а также все значимые социальные постройки.

Рим

Рим – столица империи. Город-метрополия, вечный город, доказавший справедливость такого титула. Построен на семи холмах, освоен народностью, основанной на синтезе как минимум трех племен – этрусков, сабинян и латинян. В эпоху пика процветания Римской Империи, Рим справедливо можно было считать центром человеческой цивилизации.

Карфаген

Древний Карфаген – город, построенный не римлянами, но ставший частью Римской Империи в результате военного захвата. В свое время жители Карфагена не пожелали сдаваться врагу и инициировали массовое самосожжение. Город был полностью разрушен захватившими его римлянами. Но в период правления Юлия Цезаря именно римляне отстроили его заново, превратив в образец развития человеческой цивилизации.

Трир

Говоря про города Древнего Рима, нельзя не вспомнить и мифический Трир, возведенный Октавианом Августом. Этот красивейший город входил в тройку самых крупных населенных пунктов Империи и считался её западной столицей. Более того, в своё время император Константин сделал своей резиденцией именно Трир, планируя впоследствии сделать из города столицу.

Вместо послесловия

Трудно переоценить величие Древнего Рима. Это государство показало нам, как далеко может шагнуть человеческая мысль, сколько прекрасного создать и достигнуть, и как легко потерять уже созданное, пребывая во власти своих амбиций. Историю Древнего Рима стоит узнать хотя бы для того, чтобы взять на вооружение её успехи и всегда помнить о причинах её неудач.

Многие современные ученые склоняются к миграционной теории происхождения римлян, согласно которой галлы, италики и этруски пришли на территорию Апеннин извне. Эти более сильные племена согнали с земель местное население и заняли его территорию.

Например, родственное грекам племя "италики" считается одним из индо-европейских племен, которые пришли на Апеннины во II веке до н.э. и вытеснили автохтонное население Италии.

В I веке до н.э италики распались на две группы: латино-сикульскую (область Лаций) и умбро-сабельскую (предгорья Апеннин). Кроме италиков, на территории полуострова в Этрурии проживало таинственное племя этрусков, о происхождении которых ученые спорят столетиями. Одна из самых современных теорий их происхождения гласит, что этруски произошли от племен, проникших сюда из Малой Азии, и смешались с народами, мигрировавшими из-за Альп. Об этом говорит схожесть культур. Другие утверждают, что этруски были коренным народом Греции, изгнанным из родных мест эллинами.

Еще одной группой племен были иллирийцы: венеты (Венеция) и япиги (Южная Италия), родственные народам Балкан. Жили на Апеннинах и греки, которые в VIII - VI веках до н.э. освоили Сицилию, Кампанию и южное побережье Италии.
Таким образом, римляне возникли в результате смешения и взаимообогащения народов и к концу I века оформились в единый народ со своей культурой, языком и письменностью.

Божественная теория происхождения

Эту вполне официальную легенду об основании Рима все знают по школьной программе.
Согласно ей, в латинском городе Альба-Лонга (Лация) правил царь Нумитор, который был смещен с престола своим коварным братом. Сильвия, дочь опального царя Рея, вынужденно стала весталкой - жрицей богини Весты и должна была оставаться безбрачной.

У бога Марса очевидно были на Рею свои планы, и она родила от него близнецов: Ромула и Рема. Дядя повелел бросить младенцев в Тибр, но те выплыли в плетеной корзине на берег, где их вскормила волчица, а потом подобрал и воспитал пастух Фаустул. Братья выросли, вернулись в Альбу-Лонгу, узнали о себе всю правду, убили коварного дядю, восстановили на престоле отца, а потом отправились искать место для нового поселения.

Поссорившись с братом из-за того, где надо строить новый город, Ромул убил Рема, затем на Палатинском холме основал город, которому и дал свое имя.

Чтобы увеличить население Рима, Ромул предоставил пришлым людям такие же права, как и первопоселенцам. В город стали стекаться беглые рабы, авантюристы и изгнанники.
Согласно преданиям, изначально в Риме не хватало женщин, и горожане вынуждены были пойти на хитрость. Они заманили к себе на праздник соседей-сабинян (одно из племен италиков) с женами, перебили мужчин и захватили женщин. Правда, после этого римлянам пришлось отбиваться от недовольных соседей, но войско Ромула справилось с этим. Военная слава Рима привлекла в город этрусков, которые заняли соседний холм. Когда же на Рим двинулось все войско сабинян, на выручку коварным горожанам пришли их новые жены-сабинянки. Женщины показывали своим братьям и отцам младенцев и умолили сабинян пощадить Рим.
Вскоре хитрый Ромул стал царем объединенных народов. Таким образом, происхождение римлян от смешения народов, заселивших холмы будущего великого города, подтверждается.

Троянская теория

Того, что в истории основания Римской империи свою роль сыграли жители Трои, не отрицают даже ученые. Они ссылаются на легенды, которые, по идее, могли появится позже: как обоснование божественной власти римских императоров. В пользу этой теории говорят и литературные источники.
Согласно им, троянец Эней, сын героя Анхиса и богини Афродиты, после того, как греки ворвались в город, сумел спастись, выведя из полыхающей Трои юного сына и вынеся на плечах престарелого отца. Под его руководством троянцы построили корабли и пустились по морю к Италии, которая была обещана Энею богами, как земля, где его народ сможет жить дальше. Много приключений ждало Энея: и чума на Крите, и бури в море, и влюбленная царица Карфагена Дидона, не желавшая отпускать троянца, и извержение Этны, и даже посещение Энеем Аида, пока наконец корабли троянцев не прибыли на Апеннины и, пройдя вверх по Тибру, не остановились в области Лация.

Здесь Эней женился на дочери местного царя Латина, был вынужден сразиться с ее бывшим женихом и победить его. Затем Эней основал город Лавнии.

После смерти Латина, он возглавил его царство под именем Юла, спустя годы пал в бою с могущественными этрусками и стал почитаем под именем Юпитера.

А его сын Асканий основал город Альбу-Лонгу, который и был родным городом основателя Рима Ромула.
В другой версии этой легенды сына Энея зовут Юл, и именно ему дается видение о том, что Италия станет новой родиной троянцев, а направление молний с небес показывают троянцам путь.

Откуда взялись латиняне

Однако божественные версии происхождения римлян не объясняют, откуда, собственно, взялись те самые латиняне, встретившие Энея в Лации. Историк Дионисий Галикарнасский в труде «Римские древности» пишет о том, что латинянами племя стало называться только при царе Латине, а до этого его именовали не иначе как аборигины, которые «остались обитать на одном и том же месте, никем более не изгнанные». То есть речь, скорее всего, идет о народе, который обитал на Апеннинах издревле.
Катон Старший говорил о происхождении аборигинов, что это были «сами эллины, населявшие некогда Ахайю и переселившиеся оттуда за много поколений до Троянской войны». Таким образом, мы приходим к ахейцам - древнегреческому племени, которое когда-то обитало в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, а потом перебралось в Фессалию и позже - в Пелопонес. Они же могли во время колонизации Апеннин оказаться в Лации.

Римляне

Римляне


Юлий Цезарь , Марк Траян , Тит Ливий , Вергилий ;
Сципион , Марк Катон , Боэций , Корнелий Тацит
Самоназвание
Язык
Религия

Римская религия, впоследствии христианство

Расовый тип
Входит в
Родственные народы
Происхождение

Римляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Аппенинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена . На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и объединившись с местным племенем создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (754 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шел. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Примечания

Ссылки

  • Цицерон - «Республика », VI, 22 - Сон Сципиона .
  • Тит Ливий - «История от основания города », I. Русский перевод .
  • Дионисий Галикарнасский - «История Рима», I.
  • Плутарх - «Сравнительные жизнеописания : Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».
  • Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Пер. и прим.

Вопрос о происхождении древних римлян ещё не решен. Свой след на территории Рима оставили пришлые греки и карфагеняне, а племена лигуров и сикулов были древнейшим туземным населением Апеннинского полуострова. Остальное до сих пор остается спорным.

1. Теория миграции и смешения народов

Многие ученые современности склоняются к миграционной теории происхождения римлян. Согласно этой теории, галлы, италики и этруски пришли на территорию Апеннин извне. Эти более сильные племена согнали с земель местное население и заняли его территорию. Например, италики – родственное грекам племя, считается одним из индо-европейских племен, которые пришли на Апеннины во II веке до н.э. и вытеснили автохтонное население Италии.

В I веке до н.э италики распались на две группы: латино-сикульскую (область Лаций) и умбро-сабельскую (предгорья Апеннин). Кроме италиков, на территории полуострова в Этрурии проживало таинственное племя этрусков, о происхождении которых ученые спорят столетиями. Одна из самых современных теорий происхождения племени гласит, что этруски произошли от племен, проникших сюда из Малой Азии, и смешались с народами, мигрировавшими из-за Альп. Об этом говорит схожесть культур. Другие утверждают, что этруски были коренным народом Греции, изгнанные с родных мест эллинами.

Еще одной группой племен были иллирийцы: венеты (Венеция) и япиги (Южная Италия), родственные народам Балкан. Жили на Апеннинах и греки, которые в VIII – VI веках до н.э. освоили Сицилию, Кампанию и южное побережье Италии. Таким образом, римляне возникли в результате смешения и взаимообогащения народов и к концу I века оформились в единый народ со своей культурой, языком и письменностью.

2. Божественная теория происхождения - от бога войны Марса

Эту вполне официальную легенду об основании Рима все знают по школьной программе. Согласно ей, в латинском городе Альба-Лонга (Лация) правил царь Нумитор, который был смещен с престола своим коварным братом. Дочь опального царя Рея Сильвия вынужденно стала весталкой – жрицей богини Весты и должна была оставаться безбрачной.

Но, видимо, у бога Марса были на Рею свои планы, и она родила от него близнецов – Ромула и Рема. Дядя повелел бросить младенцев в Тибр, но те в плетеной корзине выплыли на берег, где их вскормила волчица, а потом подобрал и вырастил пастух Фаустул. Братья выросли, вернулись в Альбу-Лонгу, узнали о себе всю правду, убили коварного дядю, восстановили на престоле отца, а потом отправились искать место для нового поселения.

Поссорившись с братом из-за того, где надо строить новый город, Ромул убил Рема, затем на Палатинском холме основал город, которому и дал свое имя. Чтобы увеличить население Рима, Ромул предоставил пришлым людям такие же права, как и первопоселенцам. В город стали стекаться беглые рабы, авантюристы и изгнанники.

Согласно преданиям, в первое время в Риме не хватало женщин, и горожане вынуждены были пойти на хитрость. Они заманили к себе на праздник соседей-сабинян (одно из племен италиков) с женами, перебили мужчин и захватили женщин. Правда, после этого римлянам пришлось отбиваться от недовольных соседей, но войско Ромула справилось с этим. Военная слава Рима привлекла в город этрусков, которые заняли соседний холм. Когда же на Рим двинулось все войско сабинян, на выручку коварным горожанам пришли их новые жены-сабинянки. Женщины показывали своим братьям и отцам младенцев и умолили сабинян пощадить Рим.

Вскоре хитрый Ромул стал царем объединенных народов. Таким образом, происхождение римлян от смешения народов, заселивших холмы будущего великого города, подтверждается.

3. Троянская теория

О том, что в истории основания Римской империи свою роль сыграли жители Трои, не отрицают даже ученые. Они ссылаются на легенды, которые, по идее, могли появится позже: как обоснование божественной власти римских императоров. В пользу этой теории говорят и литературные источники. Согласно им, троянец Эней, сын героя Анхиса и богини Афродиты, после того, как греки ворвались в город, сумел спастись, выведя из полыхающей Трои юного сына и вынеся на плечах престарелого отца. Под его руководством троянцы построили корабли и пустились по морю к Италии, которая была обещана Энею богами, как земля, где его народ сможет жить дальше. Много приключений ждало Энея – и чума на Крите, и бури в море, и влюбленная царица Карфагена Дидона, не желавшая отпускать троянца, извержение Этны, и даже посещение Энеем Аида, пока наконец корабли троянцев не прибыли на Апеннины, и пройдя вверх по Тибру, не остановились в области Лация.

Здесь Эней женился на дочери местного царя Латина, был вынужден сразиться с ее бывшим женихом и победить его. Затем Эней основал город Лавнии. После смерти Латина, он возглавил его царство под именем Юла, спустя годы пал в бою с могущественными этрусками и стал почитаем под именем Юпитера. А его сын Асканий основал город Альбу-Лонгу, который и был родным городом основателя Рима Ромула.

В другой версии этой легенды сына Энея зовут Юл, и именно ему дается видение о том, что Италия станет новой родиной троянцев, а направление молний с небес показывают троянцам путь.

4. Откуда взялись латиняне

Но божественные версии происхождения римлян не объясняют, откуда, собственно, взялись те самые латиняне, встретившие Энея в Лации. Историк Дионисий Галикарнасский в труде «Римские древности» пишет о том, что латинянами племя стало называться только при царе Латине, а до этого его именовали не иначе как аборигины, которые «остались обитать на одном и том же месте, никем более не изгнанные». То есть речь, скорее всего, идет о народе, который обитал на Апеннинах издревле.

Катон Старший говорил о происхождении аборигинов, что это были «сами эллины, населявшие некогда Ахайю и переселившиеся оттуда за много поколений до Троянской войны». Таким образом, мы приходим к ахейцам – древнегреческому племени, которое когда-то обитало в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, а потом перебралось в Фессалию и позже – в Пелопонес. Они же могли во время колонизации Апеннин оказаться в Лации.

Для наиболее глубокого рассмотрения темы стоит остановиться на нескольких моментах: во-первых, описания известных римлян, данные современниками; во-вторых, скульптурное творчество; в-третьих, данные палеоантропологии (останки римских офицеров и т.д.); в-четвертых, антропологические данные современных итальянцев.

Для наибольшей объективности стоит остановиться на римлянах живших в эпоху, которая начинается в период Поздней Республики (данные о римлянах живших в более раннюю эпоху покрыты «налётом» мифов и содержат минимум информации о внешнем облике), а заканчивается в период Раннего Домината (в течение периода Домината происходит постепенная варваризация армии и чиновничьего аппарата).

Итак, вот некоторые описания римлян, данные современниками:

Плутарх о Сулле:

«Все черты внешнего облика Суллы переданы в его статуях, кроме разве взгляда его светло-голубых глаз…»

Гай Светоний Транквилл о внешности некоторых римских кесарей период принципата:

О Гае Цезаре:

«Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен. Лицо чуть полное, глаза черные и живые…»

Об Августе:

«Глаза у него были светлые и блестящие…Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся; уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого…»

О Тиберии:

«Телосложения он был дородного и крепкого, росту выше среднего, в плечах и в груди широк, в остальном теле статен и строен с головы до пят…Цвет кожи имел белый…лицо красивое, хотя иногда на нем вдруг высыпали прыщи; глаза большие и с удивительной способностью видеть и ночью, и в потемках… »

О Гае Калигуле:

«Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове – редкие, с плешью на темени, а по телу - густые»

О Клавдии:

«…был он высок, телом плотен, лицо и седые волосы были у него красивые, шея толстая…»

О Нероне:

«Росту он был приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие»

О Веспасиане:

«Роста он был хорошего, сложения крепкого и плотного…»

Здесь стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , римское скульптурное творчество отличалось высоким уровнем реалистичности, который позволяет выделить определенный архетип (хотя облик тех или иных личностей может немного варьировать в зависимости от изображения), т.е. портретный материал римлян (основная масса которого была создана в эпоху раннего принципата) можно считать относительно объективным источником информации о внешности людей;

- Во-вторых , данные о пигментации римлян далеко не всегда являются объективными в силу нескольких обстоятельств…вот, что об этом пишет американский исследователь Грегор (1961 год):

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…Как латинский «флави» или грекечеиский «ксантос», так и индийский «хари» - генерализированный термин со множеством вариаций и альтернативных значений. «Ксантос», который мы переводим эквивалентно понятию «блондин» использовался греками античности для определения «любого цвета волос светлее ярко чёрного, и данный цвет был не светлее каштанового» (Вэйс, Кейтер)…»

Т.е. в случае с «flavi» (в большинстве переводов – «светлый/рыжеватый») мы имеем место с довольно широким спектром оттенков: от тёмно-каштановых (но не чёрных) до золотисто-русых (но не белокурых).

Следующим образом древних римлян характеризует американский антрополог К. Кун:

«Ранние римляне, судя по бюстам их потомков в эпоху Августа и исходя из описаний, были, как правило, не очень высокими, но с массивным телосложением. Их черепа имели гладкую крышку и округления в боковой части, как и у кельтов. Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение...Их тип не является автохтонным в Средиземноморском бассейне и имеет более северное происхождение. Однако римляне рассматривали кельтов, вторгшихся в Италию, как высоких и белокурых, следовательно, блондизм римлян (включая рыжие волос) был в меньшинстве.
Более подробная информация может быть получена в ходе изучения останков римлян, которые умерли вне метрополии, на колониальной периферии. Например, чиновник шестого легиона (размещенного в Йорке), Теодорианус, приехал из маленького города Номентум (в Лацио). Трое других, похороненных в Йорке, также были римлянами по происхождению. Останки этих людей объединены одним типом: долихоцефалия/мезоцефалия; низкая черепная коробка; низкий широкий лоб; сильно выступающий «орлиный нос»; короткие широкие квадратные лица…»

Для сравнения с данными К. Куна можно рассмотреть скульптурные портреты римских патрициев (созданные в эпоху Августа):

Ну и в качестве дополнения – портреты более известных римлян (слева-направо): Цицерон, Марк Антоний и Марк Красс

Подытожив вышеуказанные данные, можно выделить следующий тип, характерный для римлян:

Рост – средний / средне-высокий
Цвет волос – от золотисто-русого до тёмно-каштанового/чёрно-каштанового
Цвет глаз – от серо-голубых до чёрных
Средне-сильная / сильная профилировка лица
Спинка носа – прямая/волнистая или выпуклая (знаменитый «римский нос»)
Цвет кожи – от бледно-розового до оливково-смуглого
Лицо – средневысокое и среднеширокое. Чаще квадратной или прямоугольной формы
Телосложение – массивное
Лоб – низкий и широкий
Головной указатель – от суб-брахицефалии до суб-долихоцефалии. Доминирование промежуточных значений

Предки латинов пришли в Центральную Италию с Севера – из Альпийского региона. Об этом говорит и фактор ИЕ-зации Италии (хотя он имел диффузный характер), об этом говорит и лингвистический фактор (наличие в латыни соответствующей лексики), об этом говорит и сравнение расового типа римлян как с автохтонами Италии, так и с автохтонами Альп.
Если учитывать, что наиболее вероятной родиной латинов являются юго-восточные склоны Альп, то можно провести сравнение между вышеуказанными данными римлян и данными современных итало-швейцарцев – потомков автохтонов Альп (регион Тичино).

Современные итало-швейцарцы (из работ Otto Schlaginhaufen):

…вышеуказанные примеры итало-швейцарцев отображают тот же тип, что мы видим на скульптурных римской знати: мезоцефалия/долихоцефалия; среднеширокое и средневысокое лицо; светло-смешанная/тёмно-смешанная пигментация; средне-сильная/сильная профилировка лица (включая знаменитый «римский нос»).

В дополнение – несколько примеров северных итальянцев (из работ Рипли)

…эти примеры представляют собой другой тип, представленный в портретном материале (и описаниях современников): средневысокое и среднеширокое лицо; ярко выраженная брахицефалия; светло-смешанная или тёмно-смешанная брахицефалия.

В целом же, прежде чем проводить линию преемственности между древними италиками и современными итальянцами, стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , понятие «римляне» (на протяжении период Республики и Принципата) включало в себя и потомков латинов (рассмотренных выше), и потомков этрусков (см. ниже), и потомков самнитов, умбров и других романизированных племён Центральной Италии.

- Во-вторых , с римлянами корректно сравнивать только жителей современной Центральной Италии и Северо-Западной Италии. Северо-восточные итальянцы испытали сильно влияние кельтов и других племён Центр. Европы, а южные итальянцы являются потомками эллинов, иллирийцев и финикийцев.

Теперь предстоит очертить вышеуказанную зону – она будет включать Лацио, Тоскану, Эмилию-Романью, Кампанию (Неаполитанию) и Пицен.

Теперь стоит очертить антропологические признаки , характерные для данной зоны (исходя из работы Ливии, Куна и Биасутти):

Рост – средний/средне-высокий
Цвет глаз и волос – доминирование темно-смешанных оттенков
Блондизм – в пределах 5-10%
Лицо – средне-высокое/высокое и узкое/средне-широкое
Нос – прямой или выпуклый
Профилировка – средне-сильная или сильная
Размер черепной коробки - средне-крупный/крупный

В целом, эта зона характеризуется доминированием Средиземно-Балканской расы с влиянием Центральноевропейской расы (как результат диффузии ИЕ языков и более поздней кельтской миграции).

Если проводить банальные параллели между современными центральными итальянцами и портретами римлян, то и здесь можно найти комплементарные образы – несколько изображений итальянцев:

…впрочем, это сравнение не является единственно-объективным показателем преемственности.

В качестве заключения

Чтобы определиться относительно преемственности между древними римлянами и современными жителями региона, стоит определиться с дефиницией «римлян». Если под римлянами подразумевать собственно изначальных латинов, то конечно же преемственности нет, т.к. за первые несколько веков латины успели раствориться среди италийского населения. Если же под «римлянами» подразумевать италиков эпохи Республики и Принципата (латинов, этрусков, самнитов, сабинов, осков и умбров), то современные жители Центральной Италии являются их потомками.

В качестве небольшого дополнения – фото-сет жителей Флоренции:

…и небольшая подборка данных по населению современной Италии:

P.S. Данную информацию можно как опровергнуть, так и подкрепить новыми данными – всё зависит от уровня аргументации.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта