Главная » Галлюциногенные » Мировой океан как часть гидросферы. Антропогенное влияние человека на гидросферу

Мировой океан как часть гидросферы. Антропогенное влияние человека на гидросферу

Включающую суммарную массу воды найденной на, под и над поверхностью планеты. Вода гидросферы может находится в трех агрегатных состояниях: в жидком (вода), твердом (лед) и газообразном (водяной пар). Уникальная в Солнечной системе гидросфера Земли играет одну из первостепенных ролей для поддержания жизни на нашей планете.

Общий объем вод гидросферы

Земля имеет площадь около 510 066 000 км²; почти 71 % поверхности планеты покрыто соленой водой с объемом около 1,4 млрд. км³ и средней температурой около 4° C, не намного выше точки замерзания воды. В содержится почти 94% объема всей воды Земли. Остальная часть встречается в виде пресной воды, три четверти из которой, заперты в виде льда в полярных регионах. Большая часть оставшейся пресной воды - это грунтовые воды, содержащиеся в почвах и горных породах; и менее 1% находится в озерах и реках мира. В процентах атмосферный водяной пар является незначительным, но перенос воды, испарившейся из океанов на поверхность суши, является неотъемлемой частью гидрологического цикла, который обновляет и поддерживает жизнь на планете.

Объекты гидросферы

Схема основных составных частей гидросферы планеты Земля

Объектами гидросферы выступают все жидкие и замерзшие поверхностные воды, грунтовые воды в почве и горных породах, а также водяной пар. Всю гидросферу Земли, как показано на схеме выше можно разделить на следующие крупные объекты или части:

  • Мировой океан: содержит 1,37 млрд. км³ или 93,96% от объема всей гидросферы;
  • Подземные воды: содержат 64 млн. км³ или 4,38% от объема всей гидросферы;
  • Ледники: содержат 24 млн. км³ или 1,65% от объема всей гидросферы;
  • Озера и водохранилища: содержат 280 тыс. км³ или 0,02% от объема всей гидросферы;
  • Почвы: содержат 85 тыс. км³ или 0,01% от объема всей гидросферы;
  • Атмосферный пар: содержит 14 тыс. км³ или 0,001% объема всей гидросферы;
  • Реки: содержат немного больше 1 тыс. км³ или 0,0001% от объема всей гидросферы;
  • СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ГИДРОСФЕРЫ ЗЕМЛИ: около 1,458 млрд. км³.

Круговорот воды в природе

Схема круговорота природы

Включает в себя перемещение воды из океанов через атмосферу на континенты, а затем обратно в океаны над, по и под поверхностью суши. Цикл включает такие процессы, как осаждение, испарение, транспирацию, инфильтрацию, перколяцию и сток. Эти процессы действуют во всей гидросфере, которая простирается примерно на 15 км в атмосферу и примерно до 5 км вглубь земной коры.

Около трети солнечной энергии, которая достигает поверхности Земли, расходуется на испарение океанической воды. Полученная атмосферная влажность конденсируются в облаках, дожде, снегу и росе. Влажность является решающим фактором в определении погоды. Это движущая сила штормов и она отвечает за разделение электрического заряда, что является причиной молнии и, следовательно, естественных , которые отрицательно воздействуют на некоторые . Осадки увлажняют почву, пополняют подземные водоносные горизонты, разрушают ландшафт, питают живые организмы и наполняет реки, которые переносят растворенные химические вещества, и отложения обратно в океаны.

Значение гидросферы

Вода играет важную роль в круговороте углерода. Под действием воды и растворенного углекислого газа кальций выветривается из континентальных пород и переносится в океаны, где образуется карбонат кальция (включая раковины морских организмов). В конечном итоге карбонаты осаждаются на морском дне и литифицируются образуя известняки. Некоторые из этих карбонатных пород позже погружаются в недра Земли благодаря глобальному процессу тектоники плит и расплавляются, что приводит к выделению двуокиси углерода (например, из вулканов) в атмосферу. Гидрологический цикл, круговорот углерода и кислорода через геологические и биологические системы Земли являются основой для поддержания жизни планеты, формирования эрозии и выветривания континентов, и они резко контрастируют с отсутствием таких процессов, к примеру, на Венере.

Проблемы гидросферы

Процесс таяния ледников

Существует множество проблем, которые непосредственно связаны с гидросферой, однако наиболее глобальными являются следующие:

Повышение уровня моря

Повышение уровня моря является новой проблемой, которая может затронуть многих людей и экосистемы во всем мире. Измерения уровня прилива показывают всемирное увеличение уровня моря на 15-20 см, и МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) предположила, что рост обусловлен расширением океанической воды из-за повышения температуры окружающей среды, таяния горных ледников, и ледяных шапок. Большинство ледников Земли тают из-за , и многие научные исследования показали, что скорость этого процесса увеличивается, а также оказывает значительное влияние на глобальный уровень моря.

Уменьшение арктического морского льда

За последние несколько десятилетий арктический морской лед значительно уменьшился в размерах. Недавние исследования NASA показывают, что он сокращается со скоростью 9,6 % за десятилетие. Такое истончение и отвод льда оказывает влияние на , баланс тепла и животных. Например, популяции снижаются из-за разрыва льда, который отделяет их от суши и многие особи в попытках переплыть, тонут. Эта потеря морского льда также влияет на альбедо или отражательную способность поверхности Земли, в следствии чего, темные океаны поглощают больше тепла.

Изменение количества осадков

Увеличение количества осадков может привести к наводнениям и оползням, а снижение - к засухам и пожарам. События Эль-Ниньо, муссоны и ураганы также влияют на краткосрочное глобальное изменение климата. Например, изменение океанических течений у берегов Перу, связанное с событием Эль-Ниньо, может привести к изменениям погодных условиях на всей территории Северной Америки. Изменения характера муссонов из-за повышения температуры способны вызвать засухи в районах по всему миру, которые зависят от сезонных ветров. Ураганы, усиливающиеся с повышением температуры морской поверхности, в будущем станут более губительными для людей.

Таяние вечной мерзлоты

При повышении глобальной температуры тает. Это больше всего влияет на людей живущих в этой , поскольку почва на которой расположены дома становится нестабильной. Мало того, что есть немедленный эффект, ученые опасаются, что таяние вечной мерзлоты высвободит огромное количество двуокиси углерода (CO2) и метана (CH4) в атмосферу, что в значительной степени повлияет на окружающую среду в долгосрочной перспективе. Высвобожденные будут способствовать дальнейшему глобальному потеплению за счет выделения тепла в атмосферу.

Антропогенное влияние человека на гидросферу

Люди оказали значительное влияние на гидросферу нашей планеты, и это будет продолжаться поскольку население Земли и потребности человечества увеличиваются. Глобальное изменение климата, затопление рек, дренаж водно-болотных угодий, сокращение потока и орошение оказали давление на существующие пресноводные системы гидросферы. Устойчивое состояние нарушается выбросом токсичных химических веществ, радиоактивных веществ и других промышленных отходов, а также утечкой минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов в водные источники Земли.

Кислотный дождь, вызванный выбросом диоксида серы и оксидов азота от сжигания ископаемого топлива, стал всемирной проблемой. Считается, что подкисление пресноводных озер и повышенная концентрация алюминия в их водах, ответственны за значительные изменения в экосистемах озер. В частности, во многих озерах сегодня нет значительных популяций рыб.

Эвтрофикация, вызванная вмешательством человека, становится проблемой для пресноводных экосистем. По мере того, как избыточные питательные и органические вещества из сточных вод от сельского хозяйства и промышленности выпускаются в водные системы, они становятся искусственно обогащенными. Это влияет на прибрежные морские экосистемы, а также на введение органического вещества в океаны, что в разы больше, чем в дочеловеческие времена. Это вызвало биотические изменения в некоторых областях, таких как Северное море, где лучше развиваются цианобактерии и хуже - диатомовые водоросли.

При увеличении численности населения потребность в питьевой воде также возрастет, и во многих районах мира из-за изменения температуры, пресная вода чрезвычайно труднодоступна. Поскольку люди безответственно изменяют направление рек и исчерпывают естественные запасы воды, это создает еще больше проблем.

Люди оказали большое влияние на гидросферу и будут продолжать это делать в дальнейшем. Важно понимать воздействие, которое мы оказываем на окружающую среду, и работать над тем, чтобы уменьшить негативные последствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

1. Назовите имена мореплавателей, которые внесли значительный вклад в изучение Мирового океана.

Ответ :

Ф. Магеллан, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Х. Колумб, А. Тасман, С. Дежнёв, Васко да Гама.

2. Согласны ли вы с утверждением, что без океана на Земле не было бы жизни? Почему?

Ответ :

В воде появилась жизнь. Без воды нет жизни.

3. По карте учебника определите:

а) наиболее высокие и низкие среднегодовые температуры воды на поверхности Мирового океана.

Ответ: 0° С, 28° С.

б) различия в температурах воды на одних и тех же широтах.

Ответы: от 0° до 5° С; от 20° до 25°С.

4. Дополните схему «Различия льдов в океане».

Ответ :

5. Проведите классификацию водных масс.

Ответ :

6. По тексту учебника выделите не менее четырех причин образования течений в Мировом океане.

Ответ :

1) Действие ветра.
2) Обилие вод.
3) Влияние атмосферы.
4) Неравномерное поступление тепла.

7. Отразите на схеме различия в характеристиках океанических течений.

Ответ :

8. По тексту учебника установите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане.

Ответ: 1) Температура воды. 2) Течение. 3) Количество питательных веществ. 4) Вертикальное перемещение вод. 5) Свойства пород дна. 6) Соленость. 7) Плотность.

Приведите примеры организмов, обитающих:

а) в поверхностном слое воды.

Ответ: Планктон, водомерки.

б) в толще воды.

Ответ: Кальмары, киты, рыбы, черепахи.

в) на дне океана.

Ответ: Морские звезды, устрицы.

9. Перечислите биологические богатства Мирового океана. Можно ли считать их неисчерпаемыми?

Ответ :

В океане ведут промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Хоть биологических богатств много, но человеку стоит их разумно использовать и охранять.

10. Какие изменения могут произойти на Земле, если изменить направление основных поверхностных течений в Мировом океане (например, построить плотину в проливе между полуостровом Флорида и островом Куба)?

Ответ :

Это приведет к климатической и биологической катастрофе. Нарушится движение течений в Мировом океане. Теплое движение Гольфстрим начнет остывать и впоследствии температуры в Европе начнут падать, ведь именно это течение обеспечивает мягкий климат Европы и Скандинавского полуострова. Начнут исчезать многие виды морских организмов, изменяется многие их ареалы обитания.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Она включает в себя всю химически не связанную воду, независимо от агрегатного состояния. Большую часть гидросферы составляют воды Мирового океана (96,6 %), 1,7 % - это подземные воды, примерно столько же приходится на ледники и постоянные снега и менее 0,01 % - поверхностные воды суши (реки, озера, болота). Незначительное количество воды содержится в атмосфере и входит в состав всего живого. Гидросфера едина. Её единство в общности происхождения всех природных вод из мантии Земли, в единстве их развития, в пространственной непрерывности, во взаимосвязи всех природных вод в системе Мирового круговорота воды в природе.

Мировой круговорот воды процесс непрерывного перемещения воды под воздействием солнечной энергии и силы тяжести, охватывающий гидросферу, атмосферу, литосферу и живые организмы. Круговорот воды слагается из испарения с поверхности Мирового океана, переноса водяного пара воздушными потоками, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков, их просачивания и поверхностного и подземного стока суши в Океан. В процессе Мирового круговорота воды в природе происходит постепенное её обновление во всех частях гидросферы. Этот процесс требует различных промежутков времени: подземные воды обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет, полярные ледники - за 8 - 15 тыс. лет, Мировой океан за 2,5 - 3 тыс. лет, замкнутые, бессточные озера - 200 - 300 лет, проточные за несколько лет, а реки за 12 - 14 суток.

Мировой океан. Под мировым океаном понимают океаны Земли:

Тихий океан - самый большой и самый глубокий океан Земли;
Атлантический - второй по величине океан Земли;
Индийский океан - на его площади вполне могли бы поместиться три материка. Практически полностью находится в южном полушарии;
Северный Ледовитый - самый маленький, самый холодный океан нашей планеты.
Южный океан.
Объем воды Мирового океана 1 338 000 000 км. куб., средняя его глубина 3700 м., максимальная - 11022 м.

Воды Мирового океана обладают определенными свойствами и одно из них соленость вод.

В океанической воде растворены почти все известные на Земле вещества, но в различных количествах.

Большинство из них из-за малого количества трудно обнаружить. Основная часть растворенных в океанической воде солей - хлориды (89 %) и сульфаты (почти 11 %), значительно меньше карбонатов (0,5 %). Поваренная соль (NaCl) придает воде соленый вкус, соли магния (Mg,Cl) - горький. Общее количество всех солей, растворенных в воде, определяет соленость воды. Она измеряется в тысячных долях - промилле.

Средняя соленость Мирового океана около 35 промилле, т.е. в каждом килограмме воды содержится в среднем 35 граммов солей. Соленость зависит, прежде всего, от соотношения количества атмосферных осадков и испарения. Понижают соленость речные воды и вода тающих льдов. В открытом океане распределение солености носит зональный характер. В экваториальных широтах, где выпадает много осадков, - она пониженная, в тропических - повышенная, из-за высокого испарения и малого количества осадков. В умеренных и полярных широтах соленость снова понижается.

Океаническая вода обладает большой растворяющей способностью, поэтому Океан поглощает и выделяет огромное количество газов. В воде океанов и морей растворены кислород, азот, углекислый газ, сероводород, аммиак и метан.

Температура воды. Зависит от широты и распределяется на его поверхности зонально. Зональность нарушается океаническими течениями, влиянием суши, постоянными ветрами. Наибольшие средние годовые температуры воды (27 - 28 градусов) наблюдаются в экваториальных широтах. С увеличением широты уменьшается величина солнечной радиации, и температура вод Мирового океана понижается до 0 градусов и даже ниже в приполярных областях. Средняя же температура воды в Мировом океане 17,5 градусов.

Изменяется температура и с глубиной. У дна она не превышает температуру 2 градуса. Вода обладает высокой теплоёмкостью, поэтому в Океане накапливается огромное количество тепла. Только верхний 10-метровый слой океанических вод содержит тепла больше, чем вся атмосфера. Температура замерзания воды со средней соленостью 35 промилле на 1,8 градусов ниже 0.

Движение вод Океана. Вода океана находится в постоянном движении. Движение вод происходит не только на поверхности, но и с глубиной, до самых придонных слоев. Главная причина волнений поверхности Мирового океана - ветер. Вследствие подводных землетрясений и извержений вулканов возникают сейсмические волны - цунами. Обрушившись на берег, эти волны вызывают катастрофические разрушения, унося тысячи человеческих жизней.

Под действием сил притяжения Луны и Солнца возникают периодические колебания уровня Океана - приливно-отливные движения океанических вод.

Течения. Течения в океане вызываются ветром (ветровые или дрейфовые); возникают вследствие разной высоты уровня воды (стоковые) и разной её плотностью (плотностные). По свойствам воды течения бывают: холодные (например, Течение западных ветров, Лабрадорское) и теплые (Северо-Атлантическое, Гольфстрим).

Органический мир Океана. Этот мир очень разнообразен. В океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. По типу места обитания и образу жизни морские организмы объединяются в три группы:

планктон - пассивно перемещающиеся одноклеточные водоросли (фитопланктон) и животные (зоопланктон) - одноклеточные, рачки, медузы;
нектон - активно передвигающиеся животные (рыбы, китообразные, черепахи, головоногие моллюски и др.;
бентос - организмы, живущие на дне (бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные, морские звезды и др.).
Распределение жизни в поверхностном слое воды Океана имеет отчетливо выраженный зональный характер. Наибольшей продуктивностью отличаются умеренные широты.

Ресурсы Мирового океана. Различают биологические, минеральные и энергетические ресурсы. По масштабам использования и значению ведущее место занимает нектон. Преобладающая часть его биомассы представлена рыбой. Воду Мирового океана называют «жидкой рудой». В промышленных масштабах из неё извлекают только натрий, хлор, магний и бром. Все большее значение приобретает опреснение морской воды. Богато минеральными ресурсами дно Океана. Они включают: рудные отложения каменного угля, железной руды, нефти и газа. Встречаются конкреции марганца, фосфоритов, россыпи алмазов.

Вопросы к параграфу «Воды Мирового океана»,

«Схема поверхностны течений»– 7 класс

I группа вопросов:

1. Каково роль океана в жизни Земли?

2. Какой океан самый теплый?

3. Как изменяется температура с глубиной?

4. Какие причины влияют на величину солености?

5. Какой океан самый соленый и почему?

6. Какой океан наименее соленый и почему?

7. При какой температуре замерзает морская вода? Почему?

8. В каких широтах образуется лед?

9. Что такое водная масса?

10. Какими свойствами характеризуются водные массы?

11. Что такое течения?

12. Какими они бывают по температуре и происхождению?

13. Как течения показаны на карте?

14. Какое течение оказывает влияние на климат восточных берегов Северной Америки?

15. Берегами какого моря являются течения?

II группа вопросов:

1. Откуда взялась такая огромная масса воды на Земле?

2. От чего зависит соленость и температура воды?

3. Какова роль океана в сохранении солнечного тепла на Земле?

4. Откуда появились соли в океанской воде? Почему океан не становится более соленым?

5. Можно ли выделить общее направление изменения солености?

6. Каким ледник бывает по продолжительности существования, по динамичности?

7. Как связаны направления ветров и течения?

8. Что происходит с потоком воды (течением) при встрече с материком?

9. Известный ученый климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт.

10. Почему течение Западных ветров вращается вокруг Антарктиды с запада на восток?

III группа вопросов:

1. Почему среднегодовая температура воды выше, чем воздуха?

2. Почему поверхностные воды в северном полушарии теплее, чем в южном?

3. Почему Атлантический океан имеет самую высокую соленость в тропических широтах?

4. От каких причин зависит величина солености в разных частях Мирового океана?

(Средиземное – 39, Черное -18, Карское – 10, Баренцево – 35, Красное – 42,

Карибское – 35 промилле).

5. Какая связь между прозрачностью моря и его географическим положением?

(Белое – 8 м, Баренцево – 11-13 м, Средиземное – 60 м).

Покажи по карте течения:

Теплые течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Бразильское, Южное Пассатное, Северо-Пассатное, Куросио, Северо-Тихоокеанское;

Холодные течения: Калифорнийское, Перуанское, Канарское, Бенгельское, Западных Ветров.

Вопросы к параграфам «Жизнь в океане», «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей»– 7 класс

I группа вопросов:

1. На какие три группы делят морских животных по образу жизни?

2. Какие две области жизни выделяют в океане?

3. Какие факторы влияют на распространение организмов в океане?

4. Назовите глубину, ниже которой нет зеленых водорослей и океан населен только животными организмами и бактериями.

5. Какие широты имеют наибольшее скопление организмов?

6. Какими биологическими ресурсами богат океан?

7. В каких отраслях хозяйства используются морские животные?

8. Как осуществляется Мировой круговорот воды?

9. Какую роль играет Мировой круговорот воды в природе?

10. Что такое бриз и муссон?

11. Назовите и покажите теплые и холодные течения.

II группа вопросов:

    Почему наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды в океане?

    Каким образом животные приспособились жить на дне океана?

    Почему океан называют накопителем тепла на планете?

    Какое различие между морскими и континентальными воздушными массами?

    Объясните происхождение муссонов и влияние на климат суши в разные сезоны года.

    Объясните, какое влияние теплые и холодные течения оказывают на климат прибрежных территорий?

III группа вопросов:

    Почему ближе к берегу морских организмов больше, чем в открытом океане?

    Чем отличаются условия жизни организмов в океане от условий жизни на суше?

    Чем можно объяснить, что условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны?

    Как осуществляется обмен теплом и влагой между океаном и сушей?

Покажите по карте:

Сильно загрязненные моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, Яванское, Желтое, Карибское;

Сильно загрязненные заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.

Ответы можно выполнить 1) в программе Word и прислать на адрес электронной почты xlesi @ rambler . ru с указанием фамилии, имени ребенка, класса, темы задания;, непозднее 3 дней после пропуWщенного урока; 2) письменно в рабочих тетрадях и сдать учителю в школе, непозднее 3 дней после пропущенного урока

Урок теме: «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части.»

Цель: формирование представления о гидросфере, Мировом океане, его составных частях.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательная:

Сформировать общее представление о гидросфере, мировом океане и его составных

частях, а так же характерных природных явлениях.

Показать значение Мирового круговорота воды в природе, картографическое

представление о размещении объектов гидросферы предусмотренных программой.

2. Развивающая:

Продолжить формирование приемов работы с картой (читать, анализировать, обобщать

информацию)

Научить рассматривать карту как объект изучения и как источник знаний.

Развивать интеллектуальные способности и умения учащихся, анализировать,

характеризовать, делать выводы и самостоятельно овладевать практическими

навыками.

3. Воспитательная:

Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной

характеристики современного человека.

Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Ход урока:

1 . Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.

А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Мы изучили тему «Атмосфера Земли», для того, чтобы проверить ваши знания по этой теме, я предлагаю поиграть в игру «Горячий стул».

Правила игры: ученик выходит к доске и садится на стул спиной к доске. Ученики в классе задают вопрос, ответом должно быть слово с доски. Например, воздушная оболочка Земли атмосфера.

На доске записаны ключевые слова по этой теме. Атмосфера, азот, кислород, осадки, температура, 2000 км, слоистые, перистые, кучевые, климат, ветер (прикрыты частями).

2. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Под звуки воды (запись)

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором.

Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам

Зовут ее …(вода)

МОТИВАЦИЯ

А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А можно ли ходить по воде?

(Посмотрите в окно)

(Можно, когда она в виде снега)

Сегодня мы продолжаем изучение оболочек Земли. Какие оболочки Земли мы знаем?

Сегодня мы будем изучать водную оболочку Земли – гидросферу. . С этой оболочкой Земли вы познакомились в курсе природоведения. Но достаточно ли этих знаний? Конечно же, нет, ведь вы узнали лишь только самые общие сведения.

И так тема нашего урока «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части. Суша в океане»

И так, откройте свои тетради запишите тему урока, наша задача одновременно сложна и объемна, изучить понятие гидросфера, выяснить каков её состав.

Познакомиться с Мировым океаном и его составными частями.

1 слайд.

Цитата:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, неведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь, ты сама наполняешь нас жизнью, радостью, которую необъяснишь нашими чувствами….Ты самое большое богатство на Свете..»

В каких трех состояниях находиться вода в природе?

(правильно в трех состояниях, жидком,твердом и газообразном)

Вода способна переходить из одного состояния в другое: из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое.

Посмотрите на карту и сделайте вывод о том какую часть нашей Земли занимают воды Мирового океана? (Слайд)

Сообщения учащихся о трех состояниях воды в природе.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная- в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

    ТВЕРДАЯ ВОДА:

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках.Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью. Самые крупные покровные ледники находятся в Антарктиде и Гренландии

    ГАЗООБРАЗНАЯ ВОДА:

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде тумана или облаков.

Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

Водяной пар есть в воздухе, но его количество может быть разным.

Учитель: Давайте внимательно посмотрим на физическую карту полушарий

- Какой цвет здесь преобладает?

- Каким цветом светиться планета Земля в бездонном космическом пространстве?

ГОЛУБЫМ! (слайд)

Это воды МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДАЮТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ТАКОЙ ЦВЕТ! (фото Земли)

(Воды М.О. занимают наибольшую часть площади Земли- это 3\4 площади планеты)

Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу

МИРОВОЙ ОКЕАН – непрерывное водное пространство вне суши.

Занимает площадь 361 млн км кв или 71 % земного шара. Средняя глубина 3800 м, максим 11022 м в Марианской впадине. В его структуре выделяют океаны, моря, заливы и проливы.

Работа со слайдами и интерактивной картой.

Части Мирового океана.

«Океаны»

ОКЕАН - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Работа по алгоритму

Мы с вами совершим путешествие по океанам.

Назовите известные вам океаны. Что бы вы хотели о них узнать в этом путешествии?

(Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан)

Класс для работы делится на четыре группы, каждая группа выбирает кораблик с названием океана. Работа проходит по алгоритму:

Индивидуальная работа; обсуждение, исправление, добавление в парах; затем аналогично в группах. При знакомстве с океанами заполняется таблица, группа вносит полученную информацию.

Отчет групп

Выходит представитель от группы и рассказывает об океане по плану:

Остальные группы слушают и записывают данные в таблицу.

Если возникают вопросы, задают их отвечающему или группе.

Данные по океанам отражаем таблице (листочки на парте)

Тихий океан

1. Какое место занимает по площади?

2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

4. Какова максимальная глубина?

Атлантический океан

    с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

3.Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Индийский океан

    с Тихим и Атлантическим

3. Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северный Ледовитый океан

    четвертое

2.с Тихим и Атлантическим

3.Северную Америку, Евразию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– А сейчас сделаем «динамическую» паузу. Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.

«МОРЯ»

Ответить на вопросы используя текст учебника стр.124 , атлас

    Что такое море?

    На какие группы можно разделить моря в зависимости от географического положения?

3. Приведите примеры морей

а) окраинных

б) внутренних

МОРЕ – обособленная участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающаяся своими природными условиями. (свойствами воды, течениями, населяющими его живыми организмами)

По особенностям географического положения выделяют три группы морей:

- окраинные - расположены по окраинам материков, такие моря широко открыты в океан, и их воды свободно сообщаются. Выписать и показать примеры окраинных морей и

внутренние

- внутренние - далеко впадают в сушу, и отделены от океана островами или группами островов (архипелагами) выписать и показать примеры внутренних морей, и соединяются с океанами или другими морями узкими проливами)

- межматериковые (между материками).

« ЗАЛИВЫ»

    Что такое залив?

    Приведите примеры заливов Индийского, Тихого, Атлантического океана?

    Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки, которые правильнее называть морями. Объясните почему.

Заливы – глубоко впадающая в сушу части океана, имеющая с ним свободный водообмен.

ПРОЛИВЫ»

    Что такое пролив?

2. Показать по карте проливы, какие части материков, островов разделяют эти проливы:

а) Берингов,

б) Дрека (350 км.),

в) Гибралтарский (14 км)

г) Татарский,

д) Лаперуза.

ИНФОРМАЦИЯ с интерактивной карты:

Пролив - узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

« Температура вод Мирового океана»

Океан поглощает тепла на 25-50% больше, чем суша, и в этом его огромная роль для живых существ всей планеты. Солнце все лето нагревает его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает тепло атмосфере. Таким образом, Мировой океан - что-то вроде «котла центрального отопления» Земли. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое. Было подсчитано, что если бы океаны не сохраняли так бережно свое тепло, то средняя температура на Земле была бы равна -21°С, а это на целых 36 С ниже той, которую мы имеем на самом деле.

Самая высокая средняя температура у поверхности воды в Тихом океане равна 19,4°С. Второе место (17,3°С) занимает Индийский океан. На третьем месте - Атлантический океан, имеющий среднюю температуру около 16,5°С. Наиболее низкая температура воды в Северном Ледовитом океане - в среднем чуть выше 1°С. Следовательно, для всего Мирового океана средняя температура поверхностных вод составляет около 17,5°С.

« Солёность океанических вод »

Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью.

Морская вода - это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая - горький. Соленость выражается в промилле (%о). Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость будет 35%о.

Количество солей, растворенных в Мировом океане, будет примерно 49,2 10 тонн. Для того чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта масса, можно привести следующее сравнение. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности всей суши, то та окажется покрытой слоем толщиной в 150 м.

Соленость вод океана не везде одинакова. На величину солености влияют следующие процессы:

    испарение воды. При этом процессе соли с водой не испаряются;

    льдообразование;

    выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость;

    сток речных вод. Соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как воды рек опресняют ее;

    таяние льдов.

Такие процессы, как испарение и льдообразование, способствуют повышению солености, а выпадение осадков, сток речных вод, таяние льдов понижают ее. Главную роль в изменении солености играют испарение и выпадение атмосферных осадков. Поэтому соленость поверхностных слоев океана, так же как и температура, зависит от климатических условий, связанных с широтой.

Соленость Красного моря - 42%о . Это объясняется тем, что в это море не впадает ни одной реки, атмосферных осадков здесь выпадает очень мало (тропики), испарение воды от сильного нагрева солнцем очень большое. Вода испаряется из моря, а соль остается. Соленость Балтийского моря не выше 1%о. Это объясняется тем, что это море находится в климатическом поясе, где меньше испарение, но выпадает больше осадков. Однако общая картина может нарушаться течениями. Это особенно хорошо заметно на примере Гольфстрима - одного из самых мощных течений в океане, ветви которого, проникая далеко в Северный Ледовитый океан (соленость 10-11%о), несут воды с соленостью до 35%0. Обратное явление наблюдается у берегов Северной Америки, где под воздействием холодного арктического течения, например Лабрадорского, понижается соленость воды у берегов.

Соленость глубинной части океана в целом практически постоянна. Здесь отдельные слои воды с различной соленостью могут чередоваться по глубине в зависимости от их плотности.

Воды, соленость которых не превышает 1%о, называются пресными.

3.Закрепление.

– Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим.

    Итоговый тестовый контроль по слайдам.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Шри–Ланка -

Калимантан –

Сахалин–

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Задание 3. Уберите лишнее?

Карибское море

Средиземное море

Бискайский залив

Остров Новая Гвинея

Задание 4. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Задание 5. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Полуостров Лабрадор -

Задания 5. Какие понятия объединяют эти названия?

Калимантан

Задание 6. Какое понятие объединяет это название и какое из них лишнее?

Бенгальский –

Гвинейский –

Мексиканский –

Гудзонов –

Задание 7. Уберите лишнее:

О. Исландия

О. Великобритания

О Мадагаскар

Задания 8. Какое понятие объединяет эти названия?

Алеутские –

Курильские –

Японские –

Антильские –

Задание 9. Какие понятия объединяют эти названия?

Сомали –

Аравийский-

Индостан –

Задание 10. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

За свою работу учащиеся и получают оценку.

Оценка за тест и задание выставляются в оценочный лист учащимися как самооценка и с учетом активности на уроке выставляются учителем в журнал.

5. Заключение

– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!

6.Домашнее задание.

Параграф 21.

Вопрос 1,2,3,4.стр.128.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта