Главная » Галлюциногенные » Молодежная субкультура. Толкиенисты

Молодежная субкультура. Толкиенисты

Субкультура толкиенистов

(эссе по социологии)

Краткое вступление.

Прежде всего, мне хотелось бы рассмотреть сущность субкультур как таковых и причины, по которым их вообще выделяют в области целостной культуры того или иного общества.

Слово "культура " происходит от латинского colere, что означает культивировать, или же возделывать почву. В средние века слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых (возник термин agriculture - искусство земледелия). Но уже в XVIII - XIX оно приобрело новое значение - его стали употреблять по отношению к людям, имея в виду их начитанность, изящество манер и т.д. Однако тогда этот термин применялся в основном к аристократам - "культурным", чтобы отделить их от "некультурных". В наше время термин еще более преобразился - теперь мы ассоциируем культуру с чтением классики, любовью к классической музыке, посещением театров и т.п.

Однако современное научное определение культуры "символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы". (Н.Смелзер - "Социология")

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время мы очевидно не можем утверждать, что наша культура однородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, различающихся своими культурными ценностями и традициями. Например, каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие ее от всего остального общества, и свою культуру. Такого рода культурные группы, с одной стороны, тесно связанные с доминирующей культурой, но, с другой стороны, отличающиеся от нее, принято называть субкультурами . Изучение субкультур имеет весомое значение как раз потому, что каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур.

Сущность субкультур.

Понятие "субкультуры" постигла судьба большинства других наиболее употребимых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные".

В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами. Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения.

Субкультуры порождаются различными социальными движениями. Движения порождают субкультуры, создавая ситуации, требующие делать выбор - прежде всего, между разными социальными теориями. Те, кто принимает их перспективу, вынужден тем самым отвергнуть старые концепции, нередко вместе с нормами мышления и поведения, которые с ними связаны. Социальные движения изменяют не только общество. Они преобразуют культуры и переделывают людей, соприкоснувшихся с ними, хотя их влияние далеко не всегда очевидно.

Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающий либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития. Например, Нейл Смелзер в своей книге "Социология" приводит следующие факторы, влияющие на формирование субкультур: социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Различие социальных типов культуры прослеживается как в повседневной жизни - манерах, нормах, интересах, языке, так и в духовных ценностях и идеологии. В связи с этим выделяют самые различные субкультуры. Многие социологи исследуют "культуру бедности" и "культуру богатых". Часто принципом разделения культуры служит деление общества на столицу и провинцию. Вообще субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и самыми разными различиями между людьми. Субкультуры могут относиться к институтам производства, образования, управления, etc...

Принципиальное отличие субкультуры от культуры касается степени произвольности в их выборе. Собственно, говорить о выборе культуры невозможно: приобщение к ней начинается без согласия ребенка. Но приобщение к одной из субкультур во всех случаях подразумевает принятие решения (или нескольких последовательных решений), осуществляемое сознательно. Это - один из редких моментов, когда человек волен решать, через какие очки ему смотреть на мир.

В той или иной степени каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика появляется лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличать своих от чужих.

Существование контркультур.

Однако, необходимо отметить, что термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Во многих случаях большинство общества может относиться к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура . Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов. Важно отметить, что порой между выделением отдельных представителей субкультуры из всеобщей культуры и противопоставлением себя ей достаточно сложно провести точную грань.

На мой взгляд, в качестве примера следует рассмотреть характерный для России (тогда СССР) пример из книги Л.Г.Ионина "Социология культуры" - "Этюд о стилягах".

Всего 30-40 лет назад в нашей стране появились люди, которые, по их собственному выражению, "давили стиль", вопреки навязываемому сверху аскетизму, обязательной серости и незаметности в одежде, поведении и образе жизни. "Давить стиль" означало одеваться и вообще преподносить себя вызывающе ярко, отличая себя таким образом от безличной серой массы. Это, кроме того, вообще означало пренебрежительное отношение к комсомолу, партии, проповедуемому общественному долгу и строительству коммунизма. Таких людей называли "стилягами". С ними боролись комсомол, партия и пресса. Сами же они считали себя элитой и провозвестниками будущего. Они, можно сказать, сыграли роль декабристов своего времени. Хотя они и не выдвигали политических идей, они были лишены иллюзий относительно "социализма с человеческим лицом". Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - и всей советской жизни и идеологии. Потому их можно очевидно выделить в отдельную контркультуру.

Субкультура толкиенистов.

В качестве же примера субкультуры я хотел бы рассмотреть субкультуру толкиенистов, ибо, во-первых, она относится к субкультуре молодежи вообще, и, во-вторых, она весьма интересует меня самого как любителя стиля фэнтэзи.

Подростки вообще находятся в любом обществе в уникальном положении. Порой в условиях приспособления к взрослой жизни они пытаются неким образом частично оградить себя от него и организуют своеобразные неформальные молодежные организации. Л.А.Радзиховский определяет НМО как "социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях". В многочисленных исследованиях в качестве причин прихода подростков в НМО выделяют: догматизм, непонимание, презрение со стороны учителей, школьную уравниловку, разного рода семейные проблемы, поиск доверительного общения, желание самоутвердиться и т.п.

Особую субкультуру составляют так называемые толкиенисты.

На мой взгляд, имеет смысл рассмотреть особенности субкультур именно на одном конкретном примере, ибо субкультуры вообще достаточно разнообразны, тем более разнообразны их особенности и особенные черты, а потому обратимся к конкретному примеру - субкультуре толкиенистов.

Краткая история толкиенизма.

Впервые толкиенисты (в дальнейшем - "толкиенутые", термин из самой субкультуры) появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.

Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали! В пике толкиеномании даже президент США - Рональд Рэйган, спускаясь с борта самолета, называет СССР "shadowland" и "Land of Mordor" (эпитеты из книги, упомянутые именно потому, что они могли быть поняты населением США - а эти слова транслировались на всю страну!).

Возможно и это, и нападки самого Толкиена - в последних главах - обусловило столь резкое неприятие этой культуры советской властью. Волна толкиенизма прокатилась по всему миру, но в нашу страну проникла только в конце 80-х.

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия.

С другой стороны, среди почитателей ролевых игр ("ролевики") - о них позже, сейчас же только об их истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их называют наши игроки.

Русские толкиенисты.

Первоначально, на мой взгляд, следует рассмотреть структуру толкиенистской тусовки. Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. В народе их ласково прозвали "толкиенутые". Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении . Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

    Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

    Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

    Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

    Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

    Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире

    , либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

    Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.

    Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор ) и Царицыно (Мандос ). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенутых, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Однако отдельного разговора заслуживают сами ролевые игры.

Любопытно, но считается, что свой вклад в дело становления ролевиков в России внесла светлой памяти пионерско-комсомольская игра "Зарница". Первая всесоюзная (!) игра по "Властелину колец" прошла летом 1990 года под Красноярском. И с тех пор пошло-поехало! В настоящий момент только московских региональных игр проходит до десяти в год.

Ролевики занимаются организацией и проведением игр - как по Толкиену, так и по другим авторам. Их можно условно подразделить на мечемашцев, которые приходят в основном ради того, чтобы помахать разнообразным оружием, и Мастеров - собственно, тех, кто игры организует.

Проходят игры следующим образом: большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию.

По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции.

Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком.

У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар.

Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен.

Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить".

Заключение.

В целом, на мой взгляд (безусловно субъективный), субкультура толкиенистов - одна из самых самобытных и оригинальных, безусловно заслуживающих большего внимания общества, субкультур.

Уже сейчас субкультура толкиенистов способна влиять на общество и формировать новые субкультуры. Примером того может служить возникновение движения неоязычников (возрождение мифологии Древней Руси, поклонение ценностям древности и т.п.). Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению. Причем предпочитают, как правило, скандинавскую традицию. Некоторые язычники, занимающиеся военно-исторической реконструкцией, иногда проводят вместе с некоторыми из толкиенистов совместные фестивали и турниры.

Одним из факторов, способствующих привлечению людей к этому движению, стало появление русской "фэнтези" - направления фантастики, построенным на языческом мировоззрении, воспринятым современным человеком (Ю.Никитин, Д.Янковский, М.Успенский, М.Семенова). В большинстве своем, книги в этом стиле построены на описании подвигов героев в реалиях дохристианской Руси. Главное в них - это провозглашение языческих идеалов, как максимально отвечающих образу "истинного мужчины". Христианство зачастую преподается как подлая религия, цель которой - порабощать народы. Дохристианский период провозглашается своего рода "золотым веком" Руси. По своей сути, эти книги отражают определенное массовое сочувствие к язычеству, так как выходят большими тиражами и на самом деле привлекают к язычеству все новых и новых сочувствующих.

Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"):

"Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем....

В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...

Еще один нюанс, на который бы мне хотелось обратить внимание. Христианство не одобряет тех, кто живет в фантазии, мечте. В конечном счете это приводит к прелести. Человек, пусть и молодой, должен понимать смысл своих действий. Если он будет подменять духовную жизнь играми, серьезно увлекаясь ими, то это может привести к духовным нарушениям. Я не говорю, что все обязательно обернется именно так, но это может случиться..."

В любом случае, можно определенно говорить о динамичном развитии этой субкультуры. Множество "существ" имеют свои сайты в Internet - "Арда-на-Куличках", Цитадель Олмера, Сад Драконов и т.д., где можно прочитать множество старых и современный книг, критических статей, поучаствовать в форуме, пообщаться в чате и т.п.

Но нельзя не сказать и о ряде проблем. Множество молодежи приходит сейчас в тусовку, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Да, многих такое положение дел вполне устраивает. Они даже готовы, пpезpев логику, кричать: "pолевизм первичен, и не зависит от литературы!" Они словно не понимают, что обречены вечно играть в чужие фантазии, выступать в роли детей, которые цветными карандашами раскрашивают чеpно-белые гравюры, искренне полагая, что так оно будет лучше, ярче... что они становятся равными художнику. Hо всегда и всюду в толпе играющих найдутся те, кто захочет устанавливать свои правила - Творить. И писать не монументальные исследования созданного чужим талантом мира - а создать свой. Они устанут от мечей и генеалогий... Им станет тесно в рамках одной книги... одного направления.

И создадут они свой мир...

Список литературы:

  1. Б.С.Ерасов "Социальная культурология" (2000, I)
  2. Л.Г.Ионин "Социология культуры" (2000)
  3. Н.Смелзер "Социология" (1998)
  4. С.С.Фролов "Социология" (1999)
  5. Материалы Internet ( - кое-какие абзацы из монографии Олмера)

Создатель первых книг в жанре эпического «высокого» фэнтези, рассказал населению планеты о фантастических мирах настолько ярких и достоверно детализированных, что многие не просто захотели стать их частью хотя бы в постановочных играх и собственных мечтах, но приняли факт существования альтернативной реальности. Толкиенисты - это люди, в разной степени увлеченные творчеством талантливого писателя и самовыражающиеся с его помощью.

Создатель миров, породивших субкультуру

Джон Рональд Руэл Толкиен - британский писатель и поэт, профессор, преподававший в колледжах Оксфордского университета, лингвист и филолог, прославившийся благодаря своим основным литературным произведениям: «Хоббит или Туда и обратно», «Властелин колец», «Сильмариллион».

Родившийся в январе 92 года XIX века в английской колонии, Джон Толкин с детства копил впечатления, отразившиеся потом в его произведениях. Например, образы устрашающих ядовитых пауков часто связывают с пережитым им еще в раннем детстве укусом тарантула.

Как Д. Р. Толкиен завладел умами миллионов

Истинную знаменитость и многочисленных фанатов принесло автору произведение «Властелин колец». Книгу благосклонно приняли критики, но культ Толкина начался после выхода ее «пиратского» стотысячного тиража 1965 года в Соединенных Штатах. Был удачно выбран формат, доступный для подростков благодаря низкой цене. Несмотря на попытки автора пресечь распространение незаконного издания, книга все же вышла, и уже спустя несколько месяцев официальный миллионный тираж буквально разлетелся с прилавков книжных магазинов.

Настроения 60-х способствовали закреплению идей Толкиена в умах молодежи. Культура хиппи, провозглашавшая главными ценностями мир, любовь и свободу легко приняла автора как единомышленника, увидев в его книгах параллели с реальным противостоянием общества государственному устройству (хотя сам писатель об этом никогда не заявлял).

В СССР увлечение Толкиеном можно исчислять от первого издания книги «Хоббит» на русском языке, выпущенном в 1976 году, и эпопеи «Властелина колец» в 1982 году. Ленинград уже в 1983 году стал пристанищем первых советских толкиенистов. Это движение начало заметно набирать обороты в перестроечные годы и превратилось в настоящий бум в 90-х годах прошлого столетия, когда ослабление цензуры принесло повальное увлечение западной культурой и жанром фэнтези.

Следующая волна толкиенизма захватила россиян в начале XXI века, когда выход на экраны фильмов режиссера Питера Джексона вновь привлек внимание к произведениям талантливого писателя, и на сей раз с новой силой и масштабом.

Фэндом, как общественное явление

Фэндом, или фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов»), —субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес.

Википедия.

Упомянутый термин сформировался изначально в англоязычной культуре. Первично связывался с объединением людей, увлеченных научной фантастикой. Со временем границы понятия перестали быть столь четкими.

Первыми тематическими субкультурами человечество обязано фантастическим произведениям 80-90-х годов предыдущего столетия. Самые знаменитые и яркие сообщества фанатов даже имеют собственные названия. В настоящее время наибольшую численность приверженцев имеют фандомы по произведениям Толкиена (его представители - это толкиенисты), Джоан Роулинг (поттероманы, они же поттериане), Стивена Кинга (популярны миры «Хроник Нарнии», «Звездных войн», «Доктора Кто» (хувианы)), «Шерлока» (шерлокоманы), вселенной Marvel, телесериала «Сверхъестественное» (суперамипришибленные) и многие другие.

Не всех поклонников определенного произведения можно отнести к представителям фэндома. Основным отличием представителей субкультуры является взаимодействие с другими фанатами. В мире современных технологий оно все чаще происходит посредством Интернета, однако классические варианты и сейчас имеют место. Это клубы, фэнзины (непрофессиональные периодические издания) и, конечно, конвенты (регулярные съезды различного уровня и масштаба - от региональных до международных).

«Ролевики» и «толкиенисты» - просьба не путать понятия!

Все толкиенисты относятся к ролевикам, но ролевики не обязательно являются толкиенистами.

Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Википедия.

Таким образом, ролевиками можно считать представителей субкультуры, принимающих участие в разнообразных ролевых играх. Ведущее место среди них занимают игры живого действия, где практическая деятельность имеет большее значение для воплощения выбранной роли, чем слова.

Поклонники игр, воссоздающих мир Джона Толкиена и его персонажей, - лишь часть многочисленных представителей различных тематических течений ролевиков.

Помимо обозначения толкиенистов как участников игр-инсценировок, данный термин употребляют в отношении исследователей и переводчиков произведений Толкиена. В таком случае создание слова «толкиенисты» - это аналогия с образованием другого схожего существительного - «пушкинисты».

Самоидентификация и «мифологическое мышление»

Воссоздавая события, описанные Профессором (как часто называют поклонники Джона Толкиена), фанаты выбирают наиболее импонирующего им существующего персонажа или придумывают собственного, руководствуясь законами выдуманного мира. Следуя правилам словообразования мифических языков, может быть придумано и новое имя.

Как и представители других тематических молодежных субкультур, толкиенисты выражают через роли свое альтер эго. Выбранные для воплощения персонажи воссоздаются и поведением, и внешним обликом. Могут встретиться переодетые детально, очень качественно и реалистично загримированные толкиенисты. Фото не всегда способно передать уровень погружения их в альтернативную личность.

Всенародная перепись населения РФ в 2002 году выявила самые неожиданные нации среди граждан страны - на российской земле есть место и эльфам, и гномам, и хоббитам. Наибольшим количеством «этнических эльфов» отличился город Пермь.

Многие приверженцы толкиенизма уверены, что мир писателя не был им придуман, а существовал когда-то реально, некоторые даже считают свою человеческую личность лишь второстепенным воплощением. Однако в большинстве случаев размышления о реальности миров не лишают толкиенистов верного осознания того, кто они на самом деле. Такое явление называют «мифологическим мышлением».

Игры, в которые играют взрослые

Наиболее активно и ярко проявляют себя толкиенисты во время живого коллективного действия - конвентов, игр, выездов - «полевок».

Первый всесоюзный сбор по мотивам произведения «Властелин колец» случился летом 1990 года под Красноярском.

В 90-х годах большой популярностью пользовались «ХИшки» - проводимые раз в год «Хоббитские игрища». Сейчас наиболее известными и посещаемыми являются следующие толкиенистские конвенты:

  • «Зилаткон», организуемый в ноябре в столице Татарстана;
  • «СибКон» - февральский сбор, проводящийся на территории Томска или Новосибирска (имеет четвертьвековую историю);
  • питерский «БлинКом» - в декабре;
  • мартовский московский «КомКон».

Это далеко не полный список. Количество игр регионального масштаба ежегодно доходит примерно до десяти.

Обычно осуществляется выезд на природу, в лес. Группа собирается многочисленная и колоритная - участники перевоплощаются и снаряжаются подобающим оружием, присутствуют разнообразные бытовые атрибуты. Обычные компоненты игр, которые проводят толкиенисты, - это бои, экономические отношения, быт, магия. Продолжительность может быть различной - от нескольких часов до нескольких дней.

Внутри сообществ не редки случаи возникновения и развития романтических отношений. В отличие от реалий Толкиена, где подобные связи между представителями разных народов осуждались, фанаты смотрят на этот вопрос без предубеждений. Союз гнома с эльфом никого не удивляет.

Толкиеноведение - неотъемлемая часть субкультуры

Толкиенисты преимущественно не только воплощают в жизнь мифические образы, но и занимаются подробным исследованием представленных в литературных произведениях Джона Р. Р. Толкиена миров и их народов.

Изучаются и развиваются орков, гномов, людей, энтов, древний, всеобщий. Каждый из них имеет свое название - Синдарини и Квенья, Кхуздул, Адунаик и т. д.

Многие переводят работы писателя на языки, издание на которых не осуществлялось ранее. Например, Tolkien Texts Translation - русскоязычное литературное сообщество, осуществляющее перевод неизданных официально произведений.

Литературный любительский спин-офф

Часто толкинисты сами становятся фикрайтерами - авторами литературных произведений, основанных на идеях и творчестве любимого писателя, создавая так называемые фанфики.

Фанфик —жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе —манги), а также компьютерных игр и т. д.

Википедия.

Обычно такая деятельность не имеет коммерческих целей, хотя некоторые произведения оказываются настолько хороши, что привлекают внимание профессиональных издателей, принося успех, славу и доход своим авторам.

Творчество может быть направлено на развитие идей Дж. Р. Р. Толкиена, являться шутливой пародией или открывать иной, даже противоположный взгляд на его мир.

Так как эти сочинения в различной степени соответствуют канону оригинальных произведений, то все фанфики относятся к апокрифами.

Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Википедия.

Народные сказания мифических народов

Каждая субкультура имеет свой фольклор - песни и сказания, фанфики, передаваемые устно, поговорки, анекдоты, шутки. Также присутствуют произведения изобразительного искусства, прикладного творчества. У движения толкиенистов есть даже собственные молитвы.

Российские поклонники миров Толкиена обладают богатой коллекцией, которая постоянно пополняется.

Ролевики. Ролевые игры - заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный - и поверить в него.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Субкультура толкиенисты

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) - автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных - очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков - Зиланткон (от татарского Зилант - мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч - деревянный или текстолитовый - не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском -- то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта