Главная » Галлюциногенные » Ребенок отказывается идти в школу. Как быть, если ребенок не хочет идти в школу? Почему ребенок отказывается ходить в школу

Ребенок отказывается идти в школу. Как быть, если ребенок не хочет идти в школу? Почему ребенок отказывается ходить в школу

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»

311

Евдокия

Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.

Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.

Он – Российский Император Николай I Павлович

Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.

246

ГОСТЬ

Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?

221

Аленушка

Здравствуй, форум!
Пишу чтобы выговориться.
Я заколебалась, просто нет больше сил! Ребёнок не вылазит из болячек, в сад ходит через пень колоду, все по очереди берут больничный, но даже в таких условиях мы не справляемчя, всем надо работать, больничный раз в месяц брать работа не позволяет
Жизнь превратилась в череду сплошных проьлем: как вылечить ребёнка, выполнить план на работе, найти кто посидит на больничном в это раз
Когда нибудь будет просвет? Сейчас все летит к чертям
Поддержите пожалуйста добрым словом, сил больше нет

180

Leka

Приветствую всех.
Озадачилась я выбором квартиры, может даже дома, если очень понравится размер участка и расположение, но ничего мне не нравится, что проходит по бюджету.
Стала смотреть статистику продаж квартир и понимаю, что народ торгуется и сбивает цену. За ту цену, что они купили и я не против приобрести квартиру, только не умею торговаться, бЯда.
Расскажите как у вас проходила покупка квартиры, может советы дадите, как цену сбить))

171

Как выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Дочка пошла в первый класс, причем очень хотела в школу, готовилась с удовольствием. Но прошло совсем немного времени, и желание идти в класс не просто уменьшилось… оно исчезло совсем! Теперь каждое утром мы уговариваем ребенка идти в школу, а дочь говорит, что хотела бы вернуться в детский сад, где ей было хорошо. Как поступить в такой ситуации?

Не всегда поход в школу начинается гладко, и родители очень расстраиваются из-за того, что их надежды на беспроблемный старт не оправдались. В самом деле, как же так – ребенок к школе готовился, тестирование прошел и, самое главное, сам говорил о том, что в садике ему надоело, а в школу очень хочется. Наступило долгожданное первое сентября. Цветы, нарядная форма, фотографии… И вдруг слезы малыша, его нежелание не только просыпаться по утрам, но и вообще идти в школу. Как же выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Как проявляется нежелание ходить в школу?

В подобной истории большое значение имеет то, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс. И если малыш пошел в школу в шесть лет или даже чуть раньше, то очень может быть, что он готов к школе интеллектуально, но вот его социальная готовность еще недостаточна для похода в школу. Это значит, что ему пока еще сложно принять роль ученика, строить новые взаимоотношения, жить по новым правилам.

Будет нелишним поинтересоваться у малыша еще до начала учебы в школе, что именно стоит для него за словами «хочу в школу», ведь, как правило, информация, которую получил ребенок, бывает очень односторонней. Например, малыш может знать, что «в школе трудно», или «в школе интересно», или «в школе много переменок, когда все дети играют вместе», или «там будет добрая учительница». Представьте себе состояние ребенка, когда его радужные ожидания вдруг не оправдываются.

Отказ ребенка ходить в школу может быть как явным, так и скрытым. Совсем не обязательно, что малыш каждое утро будет начинать скандалом. Он может идти в класс, но при этом отказываться делать уроки или отвечать у доски, общаться с одноклассниками или участвовать в жизни класса.

История из жизни

Прошло три недели с начала учебного года. Все психологи говорят и пишут, что ребенок должен адаптироваться к школе первые 2-3 месяца. Наш как раз быстро адаптировался, все вроде бы нравилось, и вдруг в какой-то из дней забастовал, категорически сказал: «Не пойду!» Никакие уговоры не помогли, и мы остались дома. Ругали, конечно, рассказывали, что учеба – это работа и т. д. В итоге со слезами через неделю отвели в класс, и вот теперь сомневаемся, правильно ли поступили. Учительница придерживается той позиции, что потакать ребенку не надо, пусть ходит в школу как все, что ничего особенного не происходит, и считает, что сын просто пытается нами командовать. Но мне почему-то кажется, что у такого поведения есть какая-то серьезная причина.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Причин детских «отказов от школы» может быть немало. Например, все дети в классе быстро сдружились, а вашего ребенка отчего-то не принимают в игры или начинают дразнить. И совсем не важно, что в детском саду у малыша не было проблем в общении, ведь сейчас обстоятельства сложились так, а не иначе.

Возможно, ребенок действительно испугался учительницы. Так бывает даже в тех случаях, когда учительница не особо строга, вовсе не кричит на детей и вообще человек душевный. Но она может быть совсем не похожа на воспитательницу в детском саду или маму (няню). У нее может быть от природы или профессионально выработанный слишком громкий голос. Она может быть чересчур требовательной или просто строгой, что и понятно, потому что большинство учителей начальных классов обладают именно этими качествами.

Ситуация, когда ожидания ребенка от школы не оправдались, встречается довольно часто. Причем провоцируют ее сами родители. Чтобы заставить или просто примирить ребенка с походом в школу, мамы и папы обычно рассказывают о школе много положительного и интересного. На деле же ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма. Новый режим дня, к которому ребенок совсем не привык, долгое сидение на уроках и очень короткие переменки, вызов к доске, где малыш чувствует себя неуютно – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы. «Ты должен, это твоя работа», «плохие отметки получать нельзя», «принесешь отметку ниже…, не получишь подарок» (не пойдешь гулять и т. д.)» – наши слова тоже не вселяют в ребенка радость и уверенность в завтрашнем дне.

Это важно!

Иногда в школу не хотят идти малыши, которые очень скучают там без родителей. Причиной отказа может быть и чрезмерная нагрузка, которую ребенок не готов выдерживать слишком долго.

Встречаются такие школы, где обижают малышей. Конечно же, учителя вам скажут, что это не так, но своеобразная «дедовщина», к сожалению, характерна для некоторых школ. Поэтому ребенок может бояться пожаловаться, потому что обидчики пригрозили: «Будешь жаловаться – будет еще хуже». У ребенка могут отбирать деньги, бить или заставлять делать что-то унизительное. Тут уж причина будет в переживаниях ребенка, которому не под силу справиться с более взрослыми школьниками.

Чего не стоит делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

— Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности.

— Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени.

— Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу.

— Не тащите малыша в школу насильно. Поймите, что если уж дело дошло до такой крайности, то вам стоит всерьез заняться проблемой.

— Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

— Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

— Пообщайтесь с учительницей. стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные , и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

— Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

— Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

— Если вы считаете, что проблема заключается в том, что дети не хотят общаться с вашим малышом, то есть он пока не нашел себе друзей, то попробуйте сделать сразу несколько эффективных шагов: пообщаться с учительницей, попросить ее, например, пересадить малыша за другую парту – к тому ребенку, который пользуется популярностью. Поинтересуйтесь, в чем, по мнению учительницы, причина такого отвержения. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет рейтинг ребенка. Например, один из родителей организовал воскресную прогулку на велосипедах, а другой, будучи альпинистом, повел детей в поход, чем невероятно заинтересовал одноклассников своего сына. Таким образом папы помогли своим детям изменить их статус в классе и стать если не героями, то уж, по крайней мере, теми людьми, с которыми все захотели общаться.

— Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

— Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

— Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Вопрос: Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?

Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, сомнений, неуверенности в собственных силах.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к неутешительным результатам: ребёнок становится невнимательным, недисциплинированным, рассеянным, безразличным к выполнению учебных задач, быстро утомляется, отстаёт в учёбе, и просто не хочет идти в школу. Могут ли родители как-то помочь ему избежать этого, преодолеть сложный путь «дошкольник — школьник» без особых потрясений и лишних психологических травм?

Сегодня распространено мнение, что проблема современных детей — это отсутствие основополагающего вектора, цели в жизни, стремление получить всё и сразу. Но так ли это? Может, дело не в том, что они мало знают про то, каким должен быть «настоящий человек», не участвуют в общественной жизни, большую часть своего свободного времени проводят за компьютером или у телевизора?

За последние 20 лет наша страна претерпела такие глубокие и серьёзные изменения, что это не могло не коснуться школы. Совсем недавно реформы пришли и в школу. Главной в воспитании детей стала семья, ответственность за поведение и отношение ребёнка к учебному процессу теперь полностью легла на плечи родителей, и это совершенно естественно — задача учителя дать необходимый объём информации, а наша, родительская, задача — помочь своим детям воспринять новые знания. Школа перестала быть главным звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное. Мы остались один на один с проблемами наших детей. Так давайте учиться понимать их, не надеясь на помощь со стороны. Воспитание наших детей — исключительно наша личная ответственность.

Почему дети не хотят учиться?

Первое сентября для дошкольника, переступающего порог школы, это не только новый ранец, большой красивый букет цветов и новые друзья, это ещё и достаточно серьёзное испытание, предлагаемое ему жизнью.

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают выпускники одиннадцатых классов. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену подвижным детсадовским играм приходят ежедневные учебные занятия. Причём не очень понятные занятия.

Одна первоклассница с гордостью рассказывала о том, как она ходит в школу для того, чтобы стать хорошей ученицей. Она очень внимательно слушает учительницу, не разговаривает с соседом по парте, учит буквы, но только в детском саду ей нравилось больше, потому что там было интереснее, а ещё воспитатели её любили и разрешали бегать.

Первокласснику очень трудно понять, зачем он пришёл в школу, ему надо не только перестроиться из послушного ребёнка в хорошего ученика, но и осознать, что главное — это не умение «не шуметь», «не драться», а получение знаний. Происходит определённая подмена понятий «учиться» и «хорошо себя вести». На первый взгляд, в этом ничего страшного нет — ученик внимательно слушает, не отвлекается на уроках, соответственно, и знания придут. Но это не так. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требовании учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет вовсе не потому, что это необходимо для его собственного развития, просто за это его похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода. Дети не всегда могут объяснить свои переживания, поэтому и закатывают бессмысленные истерики по поводу платья, в котором они не пойдут в школу, того, что их рано разбудили, и каша на завтрак невкусная.

Одна из учениц на вопрос учительницы: «Наташа, ты почему сегодня такая грустная? Тебя кто-то обидел?», неизменно отвечала: «Мне мама запрещает ходить в школу в кроссовках». Однажды учительница, встретившись с её мамой, приняли совместное решение позволить девочке прийти на уроки в кроссовках (хотя, конечно же, красивое тёмно-синее платье лучше смотрится с туфельками). Но, получив разрешение носить кроссовки, Наташа на следующий же день заявила, что она всегда хотела ходить в школу только в сапогах.

И это вовсе не капризы. Это протест, выраженный доступным ребёнку способом. В такой ситуации, прежде чем запрещать ребёнку носить кроссовки, я посоветовала бы родителям аккуратно расспросить его о том, чем он занимается в школе и как к нему относятся товарищи по классу. Удобнее всего это делать в якобы случайно возникшей беседе, и ни в коем случае не спрашивать «в лоб»: «Что ты делала в школе? А ребята тебя не обижают?»

Даже если и обижают, мало кто в этом признается — это же не детский сад, «школьники не кляузничают родителям». Вашему ребёнку легче промолчать, чем выставить себя в роли ябеды или неудачника. Поэтому подобные беседы лучше всего начинать издалека, случайно вспомнив о ком-то из одноклассников или событии, в котором принимал участие класс. Никогда не торопитесь, имейте терпение и, возможно, узнаете больше, чем намеревались. Поспешите — ребёнок закроется и в следующий раз будет осторожнее вступать в диалог.

Итак, мы выяснили, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Как же помочь ему осознать необходимость «труда ради самого себя»? Конечно, можно поговорить с ним о будущем, рассказать о тех, кто плохо учился и не поступил в институт. Это очень полезная информация, особенно для первоклассника, для которого «институт» и «космос» — одинаково далеки, а может космос даже и поближе будет. Любые разговоры на тему счастливого будущего в этом возрасте бессмысленны! Дети живут настоящим. Естественно, они мечтают, но, уверяю вас, вовсе не о том, как они станут врачами или известными математиками, для них будущая карьера — это средство приобретения новой игрушки или возможности сходить в парк на аттракционы. И как тогда объяснить маленькому человеку важность посещения школы, убедить его в необходимости полного и окончательного расставания с «детсадовскими» представлениями о занятиях?

Не забывайте, пожалуйста, что, несмотря на новый статус, ваш ребёнок ещё мал, не стоит рассказывать ему о будущем поступлении в институт или о том, как он станет «дворником». Постарайтесь обойтись простыми примерами и мотивами: «Это так хорошо многое знать! Как же мы поедем летом отдыхать в Египет, когда ты не научился писать название этой страны красиво?» и т. д. Новая социальная ситуация развития требует от ребёнка особой деятельности — учебной.

Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности как таковой ещё нет, никто не занимается решением сложных математических задач, уроки имеют больше ознакомительный характер, нежели научный, многие из них выстроены в виде дидактических игр. Поэтому можно говорить об учебной деятельности как о способе формирования умения и желания учиться. Это особая специфическая задача младшего школьного возраста. К сожалению, ребёнок осознать этой специфики не может, деятельность, предлагаемая ему в школе, никак не соответствует его личному желанию, ему требуется конкретика, которую он может оценить сам и рассказать о ней родителям. В детском саду ему достаточно чётко объясняли: ведёшь себя хорошо — молодец, убрал кровать после дневного сна — молодец! На прогулке не убежал — совсем молодец! В школе такого нет, тем более в первом классе, когда оценок не ставят, а ты бесконечно выписываешь какие-то палочки в тетради, или рисуешь ёлочки на математике, или слушаешь книгу, которую читает учитель. Как ему, бедному, узнать — молодец он или нет! И тогда он идёт к учителю. И всё бы ничего, если бы он в классе один учился, а то ведь помимо него ещё 29 человек ждут оценки собственных трудовложений.

Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».

Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.

В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.

Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта