Главная » Галлюциногенные » Студенческий жаргон словарь. Сленги и жаргоны студентов

Студенческий жаргон словарь. Сленги и жаргоны студентов

В нашей стране молодежному сленгу также уделяется достаточно внимания. Однако часто можно встретить статьи и работы российских авторов, которые считают молодежный сленг негативным явлением языка, призывают избавляться от него, так как он, по их мнению, оскверняет речь: "Сленг убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников" пишет филолог Л.И. Скворцов [Скворцов, 1996, с.189]. Эта мысль проходит также и через многие работы Д.С. Лихачева. Преподаватель Московского университета В.М. Касьянова с возмущением пишет: "Откройте любой современный молодежный журнал, какой-нибудь "Молоток", и вы увидите, чем потчуют своих читателей их авторы. Заигрывая с молодежью, они иной раз выражаются "круче", чем сами подростки…" [Касьянова, 2004, с.121-122].

В речи российских школьников, например, имеются такие сленгизмы, как училка (учительница), классуха (классный руководитель), дерюга (директор школы). Но употребление этих слов не имеет функции оценки называемых людей (училка - это не ""плохая учительница"", а просто ""учительница""). Оно наглядно демонстрирует намерение говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в собственных и тем самым, как правило, повысить собственный статус (хотя бы на момент речи).

Студенческий сленг отражает особенности молодежного сознания, для которого характерно иронично-критическое восприятие действительности, пародирование, травестирование официальных речевых форм на основе языковой игры.

Студенческий сленг - понятие вневременное, вечное. В центре внимания здесь находится персона обучаемого в системе внутри и вневузовских отношений. Сленг отражает социальные, культурные и ценностные особенности среды, в которых он функционирует

Ядро студенческого сленга составляют номинации, связанные с обучением. Здесь можно выделить следующие тематические группы:

обозначения вузов, отдельных факультетов, специальностей;

обозначения преподавателей и некоторых категорий обучаемых;

предметные составляющие студенческой жизни;

названия, связанные с контрольными мероприятиями;

названия различных студенческих "мероприятий".

Рассмотрим основные способы образования сленга в русском языке:

Заимствование. Этот способ был подробно рассмотрен в первой главе. Здесь имеется в виду калька, полукалька, перевод и фонетическая мимикрия. Например, тичер - учитель, пати - вечеринка.

Аффиксация как средство образования сленга также весьма продуктивна. Молодежный сленг обходится самыми стандартными суффиксами и префиксами. Например, большинство прилагательных, происходящих от английских корней, образованы с ударным суффиксом - ов-: брендовый - совершенно новый, френчовый - французский; суффиксом - ист-: пофигист - ленивый равнодушный ко всему студент.

Следующим мощным источником формирования лексического состава сленга является метафоризация. Например напрягать мозг в значении думать или сдувать в значении списывать. В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого. По сравнению с тремя названными (иностранные заимствования, аффиксация и метафорика) удельный вес остальных источников формирования лексического фонда молодежного слёнга незначителен

Что касается конкретных примеров, то сленг российской учащейся молодежи также достаточно разнообразен, хоть и уступает французскому по своему многообразию. Также рассмотрим некоторые примеры по тематическим группам.

Учебное заведение, факультет:

Универ - университет, ВУЗ

Шарага - колледж, училище

Бурса - колледж, училище

Мед - медицинский университет

Пед - педогогический университет

Политех - политехнический университет ИнЯз - лингвистический университет

Вышка - высшая школа экономики

Филфак, истфак, мехмат - филологический, исторический и математический факультеты соответственно

Завалить экзамен - не сдать экзамен

Завалить на экзамене - намеренно задавать студенту сложные вопросы, чтобы он не сдал экзамен

Гос - государственный экзамен

Хвост - долг, несданный экзамен

Автомат - зачет или экзамен "автоматом"

Энка, эночка - пропуск, зафиксированный преподавателем

Преподаватели:

Препод, преподша - преподаватель

Училка - учительница

Классуха - классный руководитель

Тичер - учитель (ница)

Повседневный учебный труд:

Ботанить - усердно заниматься, готовиться к занятиям, прилежно

выполнять домашние задания

Зубрить - усердно заучивать наизусть что-либо

Скатывать у соседа - списывать у соседа по парте

Отмечать экватор - праздновать окончание пятого семестра, т.е. "середины учебного пути", 2,5 года

Академ - академический отпуск

Пара - занятие, лекция

Окно - перерыв между лекциями

Зарубежка, античка, матан, вышка, физра, литра, начерталка, инглиш, франсэ - названия дисциплин

Студент, ученик:

Первак - студент первого курса

Школяр - школьник

Ботаник (ботан, бот) - студент, который всегда готов к занятию

Заучка (зубрила) - студент, который усердно учиться

Халявщик - ленивый студент

Историки, физики, юристы, экономисты - студенты соответствующих факультетов

Психи - студенты психологического факультета

Немцы, англичане, французы - студенты лингвистического факультета

Большая часть сленговых единиц представляет собой переиначенные официальные наименования, которые помогают новоиспеченным студентам быстрее адаптироваться в новой для них среде, сделать "своими" ее реалии и законы.

Таким образом, студенческий сленг, являясь особой функциональной разновидностью русского языка, отражает весь спектр интересов личности студента, круг его контактов внутри вуза и за его пределами и выполняет, главным образом, коммуникативно-адаптационную функцию.

Сленги и жаргоны студентов

Жаздыкбаева Роза Пернебаевна- магистр-преподаватель

Евразийского Технологического университета

Худайбердиева Адэля Алымжанкызы- студент

Евразийского Технологического университета

Причины употребления жаргона в речи молодежи

а) для достижения определённого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей;

б) ради забавы и удовольствия;

в) для демонстрации остроты своего ума;

г) в целях избежания повседневной банальности употребления слов литературного языка, стремление к большей экспрессивности речи;

д) для привлечения внимания к собственной персоне;

е) для обогащения языка, придания лексической конкретности некоторым явлениям и предметам;

ж) для акцентуации своей принадлежности к определенной школе, ремеслу, профессии, для установления и поддержания контакта внутри данной социальной общности;

з) для выполнения конспиративной функции;

и) для создания собственной речевой маски.

Существует большое количество источников пополнения молодёжного сленга. Современное поколение использует сленгизмы для обозначения новых реалий, предметов, явлений. Наиболее развитые семантические поля - «Человек», «Внешность», «Одежда», «Досуг». Сленг - это живой, подвижный язык, который идет в ногу со временем и реагирует на любые перемены в жизни страны и общества. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к тому или иному предмету, явлению. Сленг - это постоянное словотворчество. В его основе лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только "что сказать", но и "как сказать", чтобы быть интересным рассказчиком .

2000-е годы

· Чел - человек

· Чикса - девушка

· Отпад, улетно - хорошо

· Жесть, не по-детски - сильная эмоция

· Фри - бесплатно

· Крыша - голова

· Наезд - драка

· Хата - квартира

· Тапки - обувь

· Брателло - друг

· С децл - немного

· Обломиться - достаться случайно, по блату

· Фонарь - магнитофон

· Отстой - плохо, неудачно

· Клевый - хороший, веселый

· Фиолетово - все равно

· В лом - лень, неохота что-либо делать

· Трубы - прямые штаны

· Липа, липовый - ненастоящий, подложный

· Тормоз - человек, который медленно соображает

· Реально, в натуре - на самом деле

· Грузить - давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать

· Клон - скопированное, списанное

· Мобила - телефон, связь

· Глюк - ошибка в компьютерной программе

Счастливый школьник из 2000-х - о том, как ему достался папин старый телефон:

«Мне вчера такая клевая мобила обломилась, просто улет! Отец решил себе новую купить, типа эта глючила не по-детски. Ему в лом было ее в ремонт нести, ну он и сплавил мне по-быстрому. А она реально нормальная, притормаживает только чутка совсем».

2010-е годы

· Дикий - странный

· Кадр - неординарный человек

· Канать - подходить, быть подходящим

· Кэп - человек, который говорит очевидные вещи

· ОМГ - восклицание, выражающее удивление, испуг и прочие бурные эмоции (от англ. аббревиатуры OMG - Oh my God - О боже мой! 
 )

· Параллельно - без разницы, всё равно, неважно

· Фейк - подделка, фальсификация, неправда (от англ. fake - подделка)

· Юзать - пользоваться чем-либо

· Гоу - идём, пошли

· Няшно - мило, хорошо, приятно, красиво

· Угарный - смешной

· Замутить - организовать вечеринку, начать отношения

· Космос - Выражение одобрения, восхищения; удовлетворения чем-либо, кем-либо

· Попрошайка - бесплатное смс-сообщение с просьбой перезвонить

· В шок - очень сильно

· Пичалька - обида или расстройство

· Баян - повторение

Подруги из 2010-х строят планы на вечер:

«Погулять сегодня не получится, погода - просто капец, дождь льет весь день и холодрыга! Поэтому гоу в клубешник, я считаю. Только не проси зеркалку взять, она тяжелая в шок. Возьму мыльницу, хватит нам пофоткаться. И друга своего этого, хипстера, не бери. Он, может, и угарный чувак, но уж больно дикий когда выпьет. Все, как буду на твоей остановке, попрошайку скину, ато денег на телефоне нет. Выходи там сразу»./1/

Литература:
1.

Странное название статьи: разве у студентов есть свой язык? Разве разговор учащихся вузов и колледжей отличается от разговора обычных людей? Оказывается, отличается! С кем только не приходится общаться студенту ежедневно! Разговаривая с однокурсниками и одногруппниками, родителями, преподавателями, учащиеся Вузов используют огромное количество слов в переносном смысле. В этой статье речь пойдет о студенческом жаргоне.


На сегодняшний день студенческий жаргон уже рассматривается как самостоятельная лексическая подсистема общемолодежного субъязыка, как особый социальный диалект, обладающий собственной «профессиональной» лексикой и фразеологией.

Лексика студенческого жаргона неоднородна по своему составу, имеет полевую структуру, тематические группы и подгруппы; профессиональные и территориальные различия; стилистически дифференцирована. Значительная часть слов языка студентов представляет собой различные сокращения и производные от них. Особенностью языка студентов является появление слов и выражений с сексуальным подтекстом.

Если же говорить в общем, то все термины, относящиеся к студенческому языку - жаргону, можно разделить на несколько групп:

1. Общеупотребительные для всех студентов слова: универ, зачетка, препод, фак (факультет), красный и синий диплом, студень (студенческий), стипуха (стипендия), первачи (только что поступившие студенты первого курса), абитура (абитуриенты), общага, хвост, шпора.

Сюда же можно отнести целые студенческие жаргонные выражения. Например, забить на пару - прогулять занятие.

3. Специальные жаргонизмы - термины, присущие профессиональной среде того или иного учебного профиля. На примере IT-специалистов: мамка, материнка (материнская плата), железо (аппаратное обеспечение), операционка (операционная система), клава (клавиатура), танцы с бубном - большие трудовые затраты на восстановление работоспособности ПК.

Вообще говоря, современные студенты стремятся быть оригинальными, отличаться от других. Молодежь не очень любит называть друг друга по имени, поэтому часто отдельные представители студенческого сообщества имеют кличку ("кликуху", "погоняло").

Основными источниками происхождения жаргонных слов языка студентов являются:

Слова иностранного языка
- компьютерные термины
- аналогии
- упрощения и сокращения
- профессиональные термины.

Справочник студенческого жаргона

(по материалам Википедии)

Занятия и дисциплины
Колобо́к, коло́к, коло́ша, колото́к, колпак — коллоквиум.
Ла́ба, реже лабо́та, иногда то́рки — лабораторная работа.
Курса́ч, курсови́к, курся́к — курсовая работа (курсовой проект).
Прак — практикум.

Разное
Акаде́м, акаде́мка — академический отпуск.
Бо́мба, парашю́т, медв́едь — заранее написанный ответ на билет.
Ботва́ — какая-либо учебная работа или учебный документ; часть конспекта, учебника или книги (формула, параграф, глава); нечто незначительное или неверное (то же, что фигня).
Глюк (комп.) - 1.Техническая неполадка, сбой в работе компьютера. 2. Специфическая черта компьютера, которую необходимо учитывать при работе с ним. 3.(перенос.) Отклонение от нормы. 4. Галлюцинация.
Динамить, глагол. - Врать, обманывать. Синонимы: гнать, накалывать.
Зачётка — зачётная книжка или зачётная неделя.
Заби́ть, пропасова́ть — пропустить что-либо, отказаться от чего-либо (обычно предмет или тема). Например, забить на лекцию (забить лекцию), забить (на) лабу, забить на задание. Также употребляется высказывание: «Забей!» как просьба перестать волноваться о чем-либо (напр., об экзамене).
Ка́фа, ка́фе — кафедра.
Кадр - Личность, индивид. Синонимы - крендель, кекс, персонаж, товарищ.
Кадрить - флиртовать с объектом противоположного пола. Синонимы - подбивать клинья, цеплять, клеить.
Кайф - 1. Радость, удовлетворение, увлечение. 2. Приятная, наилучшая, положительная часть чего-нибудь.
Кирпич - учебник большого размера.
Круто - 1. Очень хорошо, чудесно. 2. Очень сильно, существенным образом.
Маньячить - не знать меры (в употреблении алкоголя, гулянии, обучении).
Не канает - 1. О чем-то, что не выполняет каких-нибудь функций. 2. Об отсутствии желания, потребности в чем-нибудь.
Обломать - сдержать чье-либо проявление поступка, не соответствующего требованиям ситуации.
Обломаться - 1. Разочароваться в своих ожиданиях. 2. Достаться кому-то, перепасть. 3.(Во втором лице) - вести себя скромнее, утихомириться, успокоиться, сдержать проявление чего-нибудь. Синонимы - усохнуть, пойти в подполье, уйти в осадок, скинуться в тюбик. 4. Оставить свои претензии на компетентность в каком-нибудь вопросе. Синонимы - те же, что в пункте 3.
Облом - 1. Лень, нежелание что-то делать. 2. Неудача, разочарование в надеждах, срыв планов.
Обща́га — студенческое общежитие.
Окстись - Подумать, о чем-нибудь задуматься.
Па́ра — учебное занятие продолжительностью в 2 академических часа. В некоторых регионах России имеет название ле́нта.
Параллельно - равнодушно, все равно, неважно.
Подъезжать - обращаться к кому-нибудь с просьбой, ласково добиваться чего-нибудь. Синоним - подкатываться.
Пофигист - человек, равнодушный ко всему окружающему.
Прикид - 1. Одежда. 2. Манера одеваться.
Прикинуть - 1. Осмыслить, понять значение чего-нибудь. 2. Продумать, просчитать, спланировать что-нибудь.
Прикол - 1. Что-то, что делается не всерьез, ради развлечения. 2. Событие, которое нарушило обычный ход вещей. 3. Специфическая черта предмета или человека. Синонимы - прибамбас, пунктик.
Приколист - человек, который по жизни прикалывается.
Сачо́к — (от глагола «сачковать» — пропускать занятия) место, где студенты «пробивают» пары, в основном употребляется среди студентов ФизФака СПбГУ, МГУ, МЭИ и МГТУ им. Баумана.
Слива́ть — пропускать занятия.
Сти́па, стипу́ха, стёпа — стипендия.
Сту́дик, студа́к, сту́день, студебеккер — студенческий билет.
Сканать - 1. (Поспешно) отдалиться куда-нибудь. Синонимы: свалить. 2. Принято. Синоним: сойдет.
Стремно - 1. Страшно, опасно. 2. Стыдно.
Типови́к — типовой расчет, выдаваемый на семестр, как правило, на основе сборника задач.
Тошни́ловка, тошня́к, блево́к, столо́вка, жра́льня, рыга́ловка, гастри́ловка — студенческая столовая.
Тормоз - человек, медленный в своих интеллектуальных и физических действиях.
Фак — факультет.
Хавчик - продовольствие, жратва.
Хвост — академическая задолженность.
Шпора — шпаргалка.
Юзать, глагол (от англ. Use) - пользоваться чем-то.
Юзер - бесплатный пользователь, нахлебник.

Преподаватели
Преп (мн. препы́), пре́под (тж. препо́д) — преподаватель
Ла́бник, Лаби́ст, Ла́бер— преподаватель, ведущий лабораторные занятия (см. тж. разд. Учебники и учебные пособия)
До́цент — специальное неправильное ударение в слове доце́нт
Фа́кер, ж*пный пре́под (груб. ёб*рь) — преп, крайне сурово и придирчиво экзаменующий студентов с преимущественной простановкой неудов.

Студенты
Абиту́ра — абитуриенты.
Акаде́мик, Акаде́мщик — студент побывавший в академическом отпуске.
Бак, баклан — бакалавр.
Бачо́к — пренебрежительное прозвище бакалавра, обычно применяется к бакалавру, который, по различным причинам, отказывается от продолжения обучения в магистратуре для получения степени магистра.
Бо́тан (бота́н), бот — студент, который слишком много внимания уделяет учёбе. См. также ботаник (школьный жаргон).
Архиботан, мегаботан (иногда: грязный ботан) — студент, который уделяет учебе всё свое время.
Ботанировать — внимательно изучать что-то, обычно книгу.
Ботанизировать — слишком сильно погружаться в учебный процесс.
Чёрный (Тёмный) бо́тан — бо́тан, который учится в КДЗ по ночам.
Бо́тать (бота́ть), бота́нить — заниматься.
Забо́тать (забота́ть) — выучить; глагол может употребляется для выражения абсолютно любого действия: заботать книгу (прочитать книгу), заботать (сходить) в столовую, заботать мальчика/девочку (найти спутника жизни), и т. д.
Ко́зер — первокурсник либо неопытный студент.
Маг — магистр.
Магл — шутливое прозвище бакалавра или дипломированного специалиста; появилось как противопоставление «магу»-магистру (аналогично противопоставлению «маглы и волшебники (маги)» в серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер»).
Педик (не оскорб.) — студент педагогических вузов. Педик — студент педиатрического факультета
Рюх, Се́карь (неск. устар.), Шар — хорошо соображающий в предмете студент (уважительно). Глаголы ша́рить и рюха́ть применяются в значениях разбираться, понять, понимать (рюха́ть в каком-либо вопросе, прорюха́ть тему, разрюха́ть предмет, заша́рить книгу, заша́рить предмет) и в значениях объяснить другому (расша́рить пример, задание).
Пекус, Перва́к, Первоку́р — прозвища студента первого курса.
Слон, сло́ник, козерог — прозвище студента первого курса (в разных вузах распространяется на весь первый курс, до первой сессии, на один-два первых месяца).
Ветеран или Мамонт — «слон», не сдавший первую или вторую сессии, и вернувшийся к повторному обучению.
Пришелец — студент, перешедший на другой факультет того же вуза (обычно первокурсник после несданной сессии).

Технические
«Игра́», «Инженерка», «Инжграф» — инженерная графика
«Инфа́» — информатика
«Программи́зм», «Программу́ха», «Про́герство», «Кодинг», «Прога» — программирование.
«Попа» — Процедурно-ориентированное программирование.
«Тавт» — теория автоматов.
«Начерта́лка», «На́черт» — начертательная геометрия.
«Матве́д», «Тря́пки» — материаловедение.
«Сопрома́т», «Сопр» — сопротивление материалов.
«Схемота́» или «Схе́ма», «Смехоте́хника» — схемотехника.
«Аналка» — аналоговая схемотехника.
«Цепи» — теория цепей.
«Плазма» — вакуумная и плазменная электроника.
«Оси» — операционные системы.
«Микра» — микроэлектроника.
«Элте́х» или «Электрота́» — электротехника.
«Сме́х» — строительная механика.
«Термех» — теорретическая механика
«Тряп» — теория и реализация языков программирования.
«Тя́п» — теория языков программирования и методы трансляции.
«Элпы́» — электронные приборы.
«Сао́д», «Сиао́д» — структуры и алгоритмы обработки данных.
«Дета́ли», «Детма́ш», «Педа́ли» — Детали машин.
«Асм» — Языки ассемблера.
«Подсос» — Подвижной состав.
«ТОЭ» — теоретические основы электротехники
«Гидмаш» — гидравлические машины

Физика
«Вычи́» — вычислительная физика.
«Ги́дра» — гидродинамика.
«Кванты́» — квантовая механика.
«Терме́х», «Теорме́х» — теоретическая механика.
«Теорфи́з» (офиц.), «Теорши́з» (уничижит.), «Террорфи́з» (типа юмор) — теоретическая физика.
«Статы́» — статистическая физика.
«Опты́» — Квантовая оптика.
«Я́дерка» — Ядерная физика.
«Молекуля́рка» — Молекулярная физика
«Обре́з» — обработка результатов физического эксперимента
«Вты́к» (произв. от ВТЭК) — введение в технику эксперимента

Химия
«Колды́», «колда́» — коллоидная химия.
«Кресты́» — кристаллохимия.
«Строймо́л» — строение молекул.
«Ана́л», «Анали́тика» — аналитическая химия.
«О́ргия», «Орга́ника» — органическая химия.

Гуманитарные
«Анти́чка» — античная литература (история, философия).
«Прохерня», «Прохороведение»- теория журналистики (по имени автора учебника «Введение в теорию журналистики»)
«Во́пли» — журнал «Вопросы литературы».
«Гражда́нка», «Гражда́на» — гражданское право.
«Зарубе́жка», «зару́ба» — зарубежная литература (история, философия).
«Истгра́м» — историческая грамматика (русского языка).
«Миржу́р» — история мировой/зарубежной журналистики.
«Литре́д» — литературное редактирование.
«Литве́д» — литературоведение
«Русли́т» — история русской литературы.
«Старосла́в» — старославянский язык.
«Уголо́вка» — уголовное право.
«Адма́» — административное право.
«Ри́мка» — римское частное право.
«Земля́» — теория общего землеведения.
«ИГО» — история географических открытий.
«Ка́рта» — картография.
«Физге́о» — физическая география.
«Языко́з» — языкознание
«Автобрея» — автоматическая обработка естественного языка (лингв.)
«Метла» — метеорология
«Простуда» — профессиональная студия (для факультетов журналистики)
«Отечка» — от «отечественная литература» (гумфак УлГТУ)
«Матка» — математика
«Заруба» — зарубежная литература

Математика
«Анали́т», «анали́та», «анге́м», «ана́л» «ана́лка» — аналитическая геометрия.
«Ва́та» — векторный и тензорный анализ.
«Вычма́т», «Вычи» — вычислительная математика.
«Вы́шка» — высшая математика.
«Действа́н», «дива́н» — действительный анализ.
«Дискре́тка», «дискре́т», «дискра́» — дискретная математика.
«Дискра́н» — дискретный анализ.
«Дифге́м», «Дифгео́м» — дифференциальная геометрия
«Дифу́р», «дифу́ры» (тж. дифуры́) — дифференциальные уравнения.
«Инту́р», «инту́ры» (тж. интуры́) — интегральные уравнения.
«Исло́п», «исо́» — исследование операций
«Комба́н», «Комба́йн» — комбинаторный анализ.
«Компла́н», «ФКП», «ТФКП» — теория функций комплексного переменного.
«Коран» — корреляционный анализ.
«Лина́л», «линейка» — линейная алгебра.
«Мата́н», «матана́л», «математический ана́л» — математический анализ.
«Матэ́к» — математика для экономистов.
«Морги» — математическая обработка результатов геодезических измерений
«Терве́р», «Теорве́р» — теория вероятностей.
«Урматы́», «урматфи́з», «урматши́з» — уравнения математической физики.
«Функа́н», «фан» — функциональный анализ.
«Чмо», «чмы», «Метвычи́» — численные методы и оптимизация, возможно, происходит от украинского «чисельні методи обчислення» (численные методы вычисления).
«Матлог» — математическая логика

Прозвища студентов соответствующих Вузов и факультетов
гумик — гуманитарный факультет
космонавт — аэро-,авиа- космический
электрик — электротехнический
рафик — радиофизический
радист — радиотехнический
шахтер — горный
примат — специальность «прикладная математика»
матмехер — студент математико-механического факультета
мехматянин — студент механико-математического факультета МГУ
филолух — студент филологического факультета
юрик — студент юридического факультета
педут — педагогический университет
физтех — студент или выпускник Московского Физико-Технического Института
журфакер — выпускник факультета журналистики МГУ
содист — студент специальности «связи с общественностью» (сокр. СОд — связи с общественностью дневное)
вмкашник — студент факультета вычислительной математики и кибернетики.
ДРугие, идэрэдешники — студенты специальности «издательствое дело и редактирование» (ИДРд — издательское дело и редактирование дневное)
маевец — студент МАИ им. С.Орджоникидзе
псих — студент факультета психологии

Изучение русского молодёжного жаргона началось в 60 - 70-е гг. XX века, причём социолингвистам приходилось отстаивать право на изучение «низкой» лексики. По этому поводу часто цитируется сравнение К. Косцинского, который писал: «Беда нашей лексикологии по-прежнему заключается в том, что она исследует главным образом «хорошие» слова и с брезгливостью классной дамы из института благородных девиц... обходит стороной «плохие» слова».

В конце XX - начале XXI века наметились новые тенденции в изучении неформальной молодёжной речи: молодёжный жаргон исследуется как компонент городского просторечия; анализируется как языковое образование, обладающее самостоятельной лексико-семантической системой; рассматривается с позиций культуры речи. В этот период активно издаются словари жаргона [Мокиенко, Никитина 2000; Максимов 2002; Никитина 2003; Левикова 2003; Квеселевич 2003; Грачёв 2003; Вальтер 2005, Никитина 2009 и др.].

Студенческий жаргон

В середине 80-х гг. возникают «неформальные» молодёжные объединения разной направленности: панки, рокеры, металлисты, готы и др. Многие из них пытаются создать свои жаргонные системы. Они пополняют отдельными лексическими единицами общемолодёжный жаргон, становление которого, как мощной языковой подсистемы, приходится на конец 80-х - начало 90-х гг., когда в обществе, и в языке происходит ломка стереотипов, смена приоритетов. Активно развивается хип-хоп движение - рэп, граффити, брейк-данс. Молодое поколение осваивает компьютерные технологии, общается в Интернете. Всё это способствует возникновению новых корпоративных языков, динамике развития русского лексикона.

Как известно, граница между жаргоном, просторечием и разговорной речью зыбка и проницаема. Некоторые исследователи говорят в связи с этим о возникновении так называемого общего жаргона, которым пользуются не только отдельные социальные группы, но и большинство носителей русского языка.

Следует отметить, что сленг и жаргон - понятия не совсем синонимичные. «Термины жаргон и сленг различаются культурно-историческими коннотациями и традициями употребления» [Никитина - 2007: стр. 4]. Слово сленг было заимствовано из английского языка, в котором оно имело первоначальное значение - «язык молодёжи» (например, сленг хиппи, битников - представителей молодежных течений 60-х годов XX века), либо обозначало «профессиональный жаргон какой-либо новой, активно развивающейся сферы» [Никитина - 2007: стр. 4], куда можно отнести бизнес-сленг, компьютерный сленг и т.д. Примечательно, что «новый термин постепенно вытесняет слово жаргон, которое в советский период приобрело негативную окраску» [Никитина - 2007: стр. 4].

Студенческий жаргон - это своеобразный язык, распространенный среди учащихся высших учебных заведений. В нем можно выделить несколько групп. Первая - это общие для всех студентов жаргонизмы: зачётка, универ, препод, фак, абитура, первокур, общага, хвост, шпора… Существуют и целые студенческие жаргонные выражения, такие как, например, забить на пару, что значит - прогулять занятие. В каждом университете могут быть приняты свои устойчивые выражения (студенческий жаргон), которые передаются от старших курсов младшим.

Вторая группа состоит из жаргонизмов, которые употребляются студентами в соответствии с их факультетом и специализацией. Обычно слова образуются от сокращенных названий предметов: матан, матанал - математический анализ, вышка - высшая математика, начерталка - начертательная геометрия, термех - теоретическая механика, уголовка - уголовное право, дрель - древнерусская лиература, просем - просеминарий. Иногда названия предметов студенты заменяют фамилиями преподавателей или авторов учебников (учебник Деревянко, из чего следует название предмета - деревяшка). На старших курсах в жаргоне студентов появляются специальные термины, присущие уже не студенческой, а профессиональной среде.

Бобров 2017

Цель проекта: изучение лексикона студентов ВОУК Задачи проекта:
  • выяснить, является ли сленг отдельным языком;
  • проследить пути развития сленга в России;
  • выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;
  • установить, влияет ли сленг на литературный язык;
  • изучить характерные особенности лексикона студентов ВОУК;
  • ГИПОТЕЗА: в речи студентов ВОУК присутствует ограниченная в употреблении лексика.
Методы исследования: 1. Сбор лексики. 2. Анкетирование. 3. Логический анализ, анализ научной и методической литературы. 4. Метод статистической обработки данных. 5. Метод сравнения. 6. Метод обобщения. Вопросы исследования: Что такое сленг? Как развивался он в России? Как влияет сленг на ЛЯ? Является ли отдельным языком? Употребляются ли студентами нашего училища сленговые выражения? ОБЪЕКТ исследования- устная речь студентов Воронежского областного училища культуры Сленг – это островок свободы в мире взрослых… Молодежь занимает 1/3 часть населения России … Нам нужен свой язык!!! Три волны в истории формирования сленга в России:
  • 20-е годы
  • 50 – 60-е годы
  • 70 – 80-е годы
Школьный и студенческий сленг возник еще в 19 веке
  • Н.Гоголь «Вий» («пробовать крупного гороху»)
  • Н.Помяловский («майские», «лупетки»)
  • Л.Чарская («мовешки», «синявки»)
  • К. Паустовский («кишата»)
Если говорит неправильно, значит большевик! А. М. Селищев Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек. Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык. Ч – Человек, У - Уважающий В - Высокую А -Американскую К - Культуру Пусть этот мир прогнется под нас… группа «Машина времени» Третья волна в развитии молодежного сленга в России связана с периодом «застоя». «Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии. Среди студентов нашего училища был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. Я употребляю сленг, потому что: - хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; - это экономит время при общении – 7 %; - помогает выразить эмоции и чувства – 13; - хочу быть современной (-ым)–9% - это вошло в привычку – 12 %; - все мои друзья так говорят – 19% - это модно – 14 % - хочу выглядеть крутой(-ым) – 15% Распределение нормативной и сленговой лексики у юношей и у девушек ВОУК Анализ социологического опроса студентов Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов (это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что «все так говорят и это модно»). Так что же такое сленг? Добрый друг? 1. Сленг – это игра, помогающая преодолеть обыденность. 2. Позволяет создать свой мир, мир без взрослых. 3. Экономит время, такое важное нам для общения. 4. Постоянно обновляется. 5. Сленг выразителен и краток. 6. Эмоционально окрашен. Коварный враг? 1. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации. 2. Ограничен тематически (основные темы: «человек», «внешность», «одежда», «жилище», «досуг»). 3. Не передает весь спектр эмоций. 4. Не может быть основой национальной культуры. 5. Сленг убивает мысль, отучает мыслить и думать его поклонников. Является ли сленг отдельным языком? Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: 1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики; 2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; 3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка.

Литературный язык

Нелитературные разновидности

просторечия

диалекты

Территориальные

Социальные

Книжные слова

Стандартные разговорные слова

Нейтральные слова

жаргонизмы

вульгаризмы

профессионализмы

Сленг – это всего лишь один из уровней национального языка

Национальный язык

Влияет ли сленг на литературный язык? Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». Мы считаем, что … Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. НО! Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет… При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения… Проект «Сленг в языке студентов нашего училища»

«Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта